какое задание вы дадите дошкольникам в работе с сюжетной картиной
ООД по речевому развитию в старшей группе. Работа с сюжетной картинкой «В осеннем лесу»
Марина Шубина
ООД по речевому развитию в старшей группе. Работа с сюжетной картинкой «В осеннем лесу»
ООД по речевому развитию в старшей группе
На тему: «Работа с сюжетной картинкой»
Цель: продолжать учить детей составлять рассказ по сюжетной картине
Задачи: учить детей последовательно рассматривать картину, правильно отвечать на вопросы; развитие грамматически правильной речи; активизация словаря детей; развивать способность придумывать предшествующие и последующие события; развитие умения соотносить стихотворный текст с изображением на картинке; развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание; память
Образовательная область: речевое развитие
Виды деятельности: игровая, двигательная
Оборудование: силуэтные фигуры диких животных по количеству детей и 3-4 домашних животных, техническое оборудование, фонограмма звук ветра, сюжетные картинки- открытки
Предварительная работа: дети читают в группе письмо от Деда Дрёмы: «Ребята, я приглашаю вас на прогулку, жду всех в музыкальном зале. Дед Дрёма»(Дед Дрема-это герой нашей группы на режимные моменты,мы его не видим, но знаем, что он проживает с нами как домовой)
— Ребята, куда нас пригласил Дрёма мы узнаем из загадки:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом-
Чудеса увидишь в нём!
— Это лес. А вот и тропинка, ведущая в лес.
Дети подходят к макету лес.
— Ребята для кого лес- дом родной? (Для диких животных, птиц)
Дидактическая игра «Найди лишнее»
— Домашние животные отправляются к хозяевам, а диких животных возвращаем назад в лес. Уже поздняя осень и им пора готовиться к зиме.
— А тропинка ведёт нас дальше. Тропинка привела нас в уютный уголок леса, где мы можем отдохнуть и увидеть, что делают животные в лесу.
Работа с сюжетной картиной
— Кого мы видим на картине? (Животных)
— Какие это животные? (Дикие животные)
-Какое время года мы наблюдаем в лесу? (Осень)
-Что делает белка? (Она запасает на зиму орехи)
— Что делает медведь? (Медведь лежит в берлоге, кушает)
— Что делают ежи? (Торопятся найти себе укрытие для зимовки)
— Почему они это делают? (Они готовятся к зиме)
— Если бы вы были художником, и могли нарисовать такую картину, как бы вы её назвали? (предложения детей)
— Дед Дрёма очень любит слушать лесные истории. Давайте порадуем его. Но прежде чем мы начнём, мы должны вспомнить, что из каждого рассказа, мы должны узнать- с чего всё началось, что приключилось дальше, что происходило и чем это всё закончилось. Рассказ должен быть коротким, но интересным.
Выслушать рассказы 2-3 детей.
— А кто знает- что было дальше? Что будут делать животные зимой? (Выслушать предположения детей)
— Слышите какой сильный ветер завывает в лесу? А что происходит осенью в лесу, когда дует сильный ветер? (Начинается листопад) Это волшебный ветер, он превращает всех вас в листочки. Срывает ветер с веток листочки, кружит, кружит…
Листопад, листопад, листья по ветру летят.
Ветер затихает, листочки опускает.
Дидактическая игра «Посмотрите у меня»
(За время физминутки, на полу появляются листочки- картинки)
Каких только листочков не принёс ветер-силач.
1.2,3,4,5, будем листья собирать.
Листья берёзы, листья осины.
Листики дуба мы соберём.
И поиграем со стишком.
— Это не просто листочек, он с картинкой. Рассмотрите свою картинку. Все увидели, что нарисовано?
-А ваш сосед об этом не должен знать. Секрет вы откроете тогда, когда услышите стихотворение о своей картинке. Дослушав до конца стихотворение, вам нужно показать картинку и сказать: «Посмотрите у меня». (Повторить слова с детьми)
Под кусточком- снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь.
Обо мне кругом судачат,
Что люблю я всех дурачить,
Что в лесу среди зверей
Не найти меня хитрей.
Только я не виновата,
Что немного плутовата,
Что чуть-чуть бесстыжая,
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой ещё найдёшь?
Я накинул дождевик-
Дождик всхлипнул и поник.
Он обиженно вздохнул.
А когда я вынул зонт-
Он сбежал за горизонт!
— Молодцы, все листочки собраны. А могло это происходить на картине, которую мы рассматривали? Когда это происходило бы? (Листопад раньше, а животные – позже)
— Пора нам возвращаться из лесу домой. А чем вам запомниться наша прогулка в лесу?
«Сказка в осеннем лесу». Открытое мероприятие в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 38 «Солнышко» поселка Фряново Щелковского.
Конспект Интегрированной образовательной ситуации по речевому развитию «Случай в осеннем лесу». Конспект Интегрированной образовательной ситуации по речевому развитию (знакомство с книжной культурой) в старшей группе тема: «Случай в.
«Путешествие в лесу». Конспект ООД по речевому развитию в группе детей 5–7 лет «Путешествие в лесу» Цели и задачи: Обобщить знания детей о предметах и явлениях окружающего мира, совершенствовать монологическую форму.
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Транспорт» Конспект ООД по развитию речи на тему «Транспорт» Задачи: 1) образовательные: формировать способность составлять предложения из предложенных.
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в сказочную страну звука [Р] и буквы Р» Цель: закрепление знаний детей о звуке и букве «Р»; Задачи: 1. Совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли. 2. Закреплять.
Конспект открытого занятия по речевому развитию. Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» Конспект открытого занятия по речевому развитию. Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» Подготовительная к школе группа.
НОД по сенсорному развитию «В осеннем лесу» НОД по сенсорному развитию Тема: «В осеннем лесу». Цель: развивать сенсорное восприятие детей. Задачи: Образовательные: продолжать учить.
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине
Мария Артамонова
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине
Методическая разработка на тему: «Методика рассказывания по картине».
Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).
Картиныдля работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные, тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства, содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные, характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.
Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2.При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный.Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Виды рассказывания по картине
1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.
2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.
3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.
Методические приемы:
Вопросы (проблемные вопросы)
Частичный образец педагога
Совместное рассказывание
План рассказа
Коллективное обсуждение плана будущего рассказа
Составление рассказа подгруппами
Составление рассказа подгруппами
Оценка детских монологов
Этапы обучения рассказыванию по картине. Младший возраст.
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.
Основные задачи воспитателя в работе по картинесводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.
Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).
В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.
Средний дошкольный возраст.
Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.
Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».
— Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.
Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной,точного названия: «Картина называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»?»- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.
На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.
Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.
В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.
Оценка рассказов.
Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.
В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово,составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.
Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.
Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.
Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой, которая не только разработала серии картин, но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей.
Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.
Консультация для воспитателей на семинаре на тему «Последовательность работы с картиной в детском саду» (часть 1)
Лариса Слободян
Консультация для воспитателей на семинаре на тему «Последовательность работы с картиной в детском саду» (часть 1)
Картины широко применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Ребёнок проявляет большой интерес к картине. Когда мы показываем детям красочную картину с простым понятным содержанием, то даже застенчивые, молчаливые дети вступают в разговор. Картина вызывает активную работу мышления, памяти, речи. Рассматривая картину, ребёнок называет то, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта, рассказывает об этом. Учитывая такое воздействие картин на детей, воспитатель обращается к картине в тех случаях,когда надо вызвать детей на высказывания: следовательно, картина используется как пособие в обучении детей разговорной речи и рассказыванию.
С помощью картины воспитатель расширяет представления детей об окружающем, знакомит с тем, чего они в данный момент не могут видеть, уточняет то, что дети недостаточно знают. Так, например, с помощью картины можно познакомить детей с природными явлениями (северное сияние, шторм на море, извержение вулкана, звездопад и т. д., которых нет там,где живут наши дети: по картинам дети составляют первые представления о диких животных и т. д.
С какой бы целью воспитатель ни обращался к картине, он должен помнить, что картина оставляет значительный след в сознании детей она активизирует не только деятельность мышления и речи, но и чувства. С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства. В зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие друзьям и т. д.
Какие же задачи стоят перед воспитателем на занятиях с использованием картин?
Научить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;
Воспитывать чувства у детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;
Расширять словарный запас детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть и описывать изображенное художником.
Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста ещё не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому воспитатель учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. В беседе по картинам вопросы воспитателя – основной приём обучения.
Своими вопросами воспитатель должен направлять внимание и мысль детей последовательно от одной части картины к другой, от одной детали к другой, показывая при этом указкой описываемое место. Для того, чтобы дети лучше поняли содержание картины, воспитатель проводит с ними предварительную беседу, в которой использует личный опыт детей, воспоминания о событиях, сходных с изображением на картине. С помощью вопросов воспитатель переключает внимание детей на картину. (Кого вы видите на картине, Что несёт в руке девочка, и т. д.) Задавая вопросы, обобщая детские ответы, воспитатель не только синтезирует детские впечатления, но и усиливает воздействие картины на малышей.
В младшей группе особенно важно использовать игровые приемы, например, «Расскажи кукле», «Что мы расскажем кошечке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине пришедшей к ним в гости кукле, кошечке и т. д. Можно связать её рассказывание с показом игрушки (такой же котёнок, петушок). Это можно сделать в виде инсценировки.
Наряду с основными приёмами-вопросами, можно выделить следующие характерные особенности непосредственно образовательной деятельности по картинес детьми младших групп:
А) чередование хоровых и индивидуальных ответов;
Б) обязательное наличие эмоциональных и игровых приёмов;
В) использование художественного слова.
НОД завершается обобщенным рассказом воспитателя.
В младшей группе мы используем картины из серии «Мы играем», «Наша Таня», «Картины для развития речи второго и третьего года жизни».
а) вводное слово воспитателя,
б) вопросы по картине,
в) рассказ воспитателя о кошке, описание детьми кошки с помощью воспитателя,
г) рассказ воспитателя об одном котенке.
д) о других котятах рассказывают дети, опираясь на рассказ – образец воспитателя,
е) дети слушают обобщенный рассказ воспитателя по картине.
В старшей группе, когда активность детей возрастает, а речь совершенствуется, проявляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картине.
Здесь воспитательставит перед собой цели:
воспитать у детей интерес к составлению рассказов по картине,
учить правильно понимать её содержание,
формировать умение связно, последовательно описывать изображение,
расширять словарный запас, учить грамматически правильно строить речь.
Вначале проводится подготовка детей к восприятию картины, т. е. вводное слово воспитателя.Проводиться оно может по-разному:
детям предлагаются вопросы, побуждающие к размышлению (о времени года, почему мы не слышим пения птиц и т. д.). Дав детям высказаться, педагог говорит, что ответы на все эти вопросы может дать картина, которую она сейчас покажет им.
дети слушают музыку (например, перед знакомством с зимним пейзажем – «Зимние грозы» Вивальди).
воспитатель читает небольшое поэтическое произведение о зимней природе, загадку.
Затем воспитатель проводит краткую беседу, касающуюся основных моментов сюжета. В конце беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шарик).Здесь он применяет различные методические приемы, учитывая речевые умения детей. В начале года воспитатель может применить приём совместных речевых действий – он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь детей и к коллективному рассказу, который по частям составляют дети.
Можно рассказывание по картине провести в виде вопросов и указаний. Нацеливая детей на составление рассказов, воспитатель говорит: «Подробно расскажите о том –то и том-то». В старшей группе воспитателем дается план для составления рассказов по картине. Рассказы детей становятся намного лучше, если воспитатель сообщает им название картины (при условии, что оно точно отражает замысел художника). Работа над названием картиныможет включать 2 типа непосредственно образовательной деятельности:
а) придумать название к картине, по возможности точно отражающее её тему, сопоставив его с авторским,
В практике работы с дошкольниками, особенно с младшими детьми распространенным приёмом является давать имена персонажам. Однако этот приём значительно обедняет высказывания детей. Целесообразнее учить детей высказываться о персонажах так. Чтобы слушатели его сразу узнали (У мальчика в чёрной меховой шубке перевернулись санки).
Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1) В нашей группе прошел творческий семейный конкурс «Дары осени». В конкурсе участвовало 19 семей из 22. Все работы заслуживают внимания.