какое высокое понимание счастья провозглашает некрасов
Понимание счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Скрипина Софья, 10б класс МАОУ «Лицей №46» г.Уфа
Понимание счастья в поэме Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»
Что такое счастье? Кто-то считает, что оно заключается в богатстве, кто-то – в здоровье, одни – в любви, другие – в свободе. Мы гонимся за счастьем, ищем его, желаем другим, но даже не знаем, что это. Что-то определенное или эфемерное, зыбкое, чего нельзя удержать надолго… Я думаю, что счастье наступает в тот момент, когда мы понимаем, что нам ничего не нужно. Может быть, у нас чего-то нет, но наличие или отсутствие этого не заставляет горевать, а радоваться тому, что есть сейчас. Так думаю я. Многие писатели пытались раскрыть эту тему в своих произведениях. Например, Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» повествует о странствиях семи крестьян, которые ищут того, кто живет «весело, вольготно на Руси». Нам рассказывают о том, что такое счастье для простого народа.
Своё путешествие мужики начинают с догадки, кто живет счастливо: поп, боярин, помещик, чиновник, купец министр или сам царь. Первым они встречают попа. Вот он, счастливый человек! Однако, ничего из того, что тот считает счастьем, у него нет. Также и счастье «сказочной» жизни помещика ушло вместе с отменой крепостного права. Рассказы попа и помещика показывают, что счастье не зависит ни от богатства, ни от уважения, ни от власти.
Герои поэмы идут и идут. Вот перед ними такие же бедные, оборванные крестьяне. Их счастье «дырявое, горбатое и с заплатами». Истории, рассказанные этими людьми, вызывают лишь сочувствие, особенно радость рябой старухи. Она счастлива, потому что репа у неё уродилась большая. Нищета заставляет радоваться мелочам.
Счастье в понимании Н.А. Некрасова и моем
Что такое счастье? Ответ на этот вопрос искали лучшие умы, искали упорно на протяжении всей истории человечества. Подобно многим понятиям, обозначающим чувства и эмоции, значение слова «счастье» можно объяснять долго и красочно, а в итоге так и остаться в неведении, что же это такое.
Есть множество способов докопаться до сути: рассказать, изобразить, нарисовать, провести параллели, придумать абстракцию… Я попробую разобраться в этой проблеме, обратившись к произведению Н.А.Некрасова с философским названием «Кому на Руси жить хорошо».
Главными героями произведения являются семь мужиков-странников: Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, старик Пахом и Пров. Форма путешествия помогает Некрасову показать жизнь всех слоев общества во всем многообразии и по всей России. В поэме читатель найдет представление о счастье и у простых крестьян, и у помещиков.
Странники решили начать поиски «вольготно» живущих на деревенской ярмарке. Они кидают клич, чтобы найти в праздничной толпе среди присутствующих счастливых людей, и обещают таковым налить водки. Первым приходит рассказывать о своем счастье тощий уволенный дьячок, уверяющий, что счастье «не в соболях, не в золоте, не в дорогих камнях», а в «благодушестве» и вере в царствие небесное. Он говорит, что тем и счастлив.
Следующей приходит старуха и утверждает, что у нее на огороде уродилось «реп до тысячи», вкусных и крупных. Над бабкой посмеялись, водки не дали и сказали: «Ты дома выпей, старая, той репой закуси». Затем к странникам является солдат с медалями и говорит, что счастлив, так как был в двадцати сражениях, а не убит, били его палками, морили голодом, а он не умер. Каменотес утверждает, что счастье его заключено в большой силе – он легко может управиться с огромным молотом.
Таким образом, мы видим, что простой народ находит «вольготность» в простых вещах, в повседневных явлениях – в урожае, в хлебе, в силе, даже в «благородных болезнях». Но все это довольно жалкое подобие счастья. Странники поняли, что зря водку тратили:
Эй, счастье мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Дальнейшие поиски путешественников показали, что и помещикам не живется счастливо. Искатели пришли к выводу, что надо поискать в народе женского счастья. Но, вопреки их ожиданиям, рассказ Матрены Тимофеевны полон драматизма. В жизни «счастливой» крестьянки преобладают потери, горе, тяжкий труд. Горьки слова признания женщины:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Разве не драматична такая ситуация? Неужели не найти мужикам истинно счастливого, довольного своей жизнью человека на обширных просторах великой Руси? Встретив Гришу Добросклонова, путешественники понимают, что перед ними истинно счастливый человек. Но счастье его не в богатстве, довольстве, покое, а в уважении народа, который видит в Грише своего заступника:
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
В поэме Некрасов доказывает, что счастье для русского человека заключается не в материальных благах, а в силе духа. Ответить на вопрос, поставленный в поэме, можно следующим образом: хорошо на Руси жить тем людям, которые ищут хорошее в окружающем и стремятся сделать что-то хорошее ради счастья других.
Со времени написания поэмы прошло почти полтора столетия. Изменилось время, люди, жизненные ценности… Сейчас для многих людей быть счастливым – значит иметь это и то, быть таким-то и таким-то. Но это кажущееся счастье постоянно где-то впереди, и, в конечном счете, эти люди несчастны. Они постоянно идут к своей цели, достигают, потом двигаются к новым, и так до бесконечности. В итоге, оглянувшись назад после нескольких десятков лет, многие кусают локти, жалеют о прожитых-не-так-годах, о друзьях, с которыми не было времени встречаться, о непрочитанных книгах и неувиденных странах и о счастье, которого не было, или о счастье, которое было, а мы его не заметили…
И так происходит практически всегда: счастье для нас или в прошедшем времени, или в будущем, но никак не в настоящем. Я считаю, что обретение счастья – дело рук счастливого, человек – сам кузнец своего счастья. Если сидеть и обвинять окружающих во всех своих бедах, то так можно просидеть всю жизнь, надеясь на чудо и ожидая, что счастье вот–вот опустится с неба. А можно не тешить себя теоретическими надеждами, а действовать практически, здесь и сейчас, на благо себе и людям. Нужно находить силы внутри себя для того, чтобы чувствовать себя счастливым и делиться этим ощущением с другими: с родными, с друзьями, со всем миром. И находить повод для хорошего настроения в каждой мелочи, в каждой секунде и в каждом мгновении.
Счастье есть в каждом из нас. Только не все хотят его разыскать и «вытащить» наружу.
Счастье в понимании Некрасова и моём (Некрасов Н. А.)
Счастье — это особое духовное состояние человека, когда он полностью удовлетворен своей жизнью.
Кого же можно назвать счастливым? Ответу на этот вопрос Некрасов посвятил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». Конечно, однозначно ответить невозможно, ведь счастье субъективно, то есть для каждого свое. Для одного — это богатый урожай, другой счастлив, оставшись живым после многих сражений, а третий и вовсе не верит в счастье.
В качестве эталона счастливого человека Некрасов приводит Григория Добросклонова.
Этот сын бедного дъячка совсем не соответствовал тому идеалу, который искали странники. Григорий Добросклонов — счастливый человек, не имеющий ничего. Ему не нужны богатства, слава и почет. Счастье его в том, что он нашел свой путь- путь «народного заступника», борца за благополучие людей. И он готов посвятить всю жизнь тому, чтобы всем на Руси жилось весело и вальготно.
Таким образом, счастье, в понимании Некрасова, — это жить по правде и совести, а главное помогать людям вокруг тебя изменять их жизнь к лучшему, потому что счастье одного человека невозможно в отрыве от всех остальных.
А что же для меня является счастьем?
Счастье, в моем понимании, это найти свой путь в жизни, точно знать, кто я и для чего я здесь. Многие люди долгие годы находятся в поиске. Принимаются то за одно дело, то за другое, но не получают удовольствие, бросаются искать что-то новое, а могут и вовсе отчаяться. Ведь можно потратить всю жизнь, но так и не найти свое предназначение. Я смогу назвать себя счастливой, когда буду уверена, что не зря проживаю эту жизнь и иду правильной дорогой. Будучи старой женщиной, обернуться назад и не пожалеть о потраченном времени- вот, что для меня является счастьем.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Как понимают счастье герои и автор в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
«Кому живётся весело, вольготно…»
Своей поэмой Некрасов хотел показать крестьянской России путь к истинному счастью, к свободе, которой можно достичь только при помощи жестокой революции.
В самом произведении нет как такового портрета «счастливца», который действительно радуется каждому дню жизни, есть только Гриша Добросклонов, который наиболее приближен к человеку, познавшему хорошую сторону жизни, счастье. В понимании Некрасова, счастье — то, что может стать смыслом жизни, а для него это служение народу. Именно в службе людям и родной стране видит счастье автор поэмы.
Семь странников — семь мужиков
На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков: Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина. Горелова, Неелова — Неурожайка тож, сошлися — и заспорили: кому живётся весело, вольготно на Руси?
Главными действующими лицами поэмы выступают семеро мужиков, которые решили отправиться в путь и найти всё-таки того, кому «весело, вольготно живётся на Руси». Странствие героев не ограничивается реально возможными событиями, здесь Некрасов использует сказочные аспекты, например, самобраную скатерть «по вашему велению», структуру и композицию, свойственные именно русским сказкам.
Всё это нужно, чтобы реально показать всю «необъятную Русь» и сделать это ёмко и кратко, уместив действие в сравнительно небольшие размеры. Сами мужики чем-то схожи с героями русских сказок, при помощи этого поэт смог наделить своих персонажей основными чертами простого русского человека.
Мужики начинают своё странствие, дабы найти счастливого. Все герои произведения видят счастье в самых разных вещах, которые на деле не приносят настоящей радости. Некоторые, например, считают, что «быть богатым» — предел человеческого счастья, однако автор примерами это опровергает: он показывает, что богатые так же, как и все, могут быть несчастными, ведь по тем или иным причинам видят радость в чём-то другом — в том, чего сами не имеют.
Именно это и характеризует почти всех русских людей, независимо: простой ли это мужик, или зазнавшийся помещик: все они желают того, чего у них нет, а то, что есть — никак не ценится, пока не исчезнет. Такая вот народная особенность, и это Некрасов стремился искоренить из людей, чтобы они смогли зажить настоящей жизнью, свободной от всякой зависти.
Счастливцы на пути
Во время своего путешествия герои встречают самых различных претендентов на истинную радость жизни. Однако не только эти персонажи являются героями поэмы, поэтому стоит выделить всех тех, кто помогает автору донести до читателя свои мысли по поводу настоящего жизненного счастья:
Таким образом, Некрасов подводит в эпилоге произведения читателя к выводу, что счастлив тот, кто знает своё предназначение, кто готов жертвовать и служить родине и населяющим её людям. Всё это автор доказывает примером Гриши Добросклонова. Все другие, встретившиеся на пути, не ведают радостей жизни, однако на этом стоит остановиться поподробнее.
Типы крестьян
В поэме представлены разные представители крестьянской Руси. И каждый из персонажей являет собой отдельный собирательный образ русского человека. Наиболее удобный и понятный способ разобраться во всех героях произведения — таблица:
ОБРАЗ | ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА |
Семеро мужиков | Поиск ответа на вопрос об истинном счастье. |
Яким Ногой | Демонстрация духовного мира русского народа. |
Ермил Гирин | Защита общественных интересов. |
Савелий | Оппозиция власти. Образ русского богатыря. |
Матрена Тимофеевна | Борьба с общественными устоями на Руси. |
Гриша Добросклонов | Служение Родине и народу. |
Некрасов смог отлично передать всю суть русских людей, разобрав по отдельности каждый слой общества. Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо», показывая, что из себя представляют крестьяне на Руси, размышляет о счастье, которого все так искренне желают, и старается дать читателю верный путь к обретению его.
Реальная ценность богатства «богатых»
Первый, с кем знакомит мужиков рассказчик, это безымянный священнослужитель. Жаждущие правды герои расспрашивают незнакомца, в чём счастье попа.
Мужики, которые всегда верили, что церковники — люди, уж точно познавшие радость жизни, оказываются разочарованными; они вдруг узнают, что «высокие» и значительные тоже могут быть несчастливы. Сам батюшка говорит, что его жизнь далеко не сахар, и что он мечтает о другом, о том, чего у него, конечно, нет.
Автор постепенно подводит читателя к тому, что все люди привыкли видеть настоящие радости в том, чего у них самих нет: мужики видели счастье в богатстве, так как у них самих ни гроша в карманах, а те самые «богатые» считают, что деньги не так уж и важны и жизни, и грезят уже о чём-то другом, о том, чего у них нет.
Далее Некрасов продолжает свою мысль, подтверждая его разными примерами. Особенно стоит выделить встречу мужиков с помещиком Оболтом-Оболдуевым. Ещё один «богатый» предстаёт перед читателем и героями человеком, который также не может найти счастья. Этот помещик, который ни во что не ставит простых людей, привыкший жить за счёт других, даже понятия не имеет, что такое честь, не чувствует в своей жизни никакой благодати. Он тоже чего-то хочет, что-то ищет; он не знает, что ему требуется от жизни и не может быть счастливым.
Роль песен в поэме
Песенное творчество всегда было неотъемлемой частью жизни человека на Руси и, следовательно, поэмы, которая посвящена быту русского народа. Песни всегда были и будут вечным спутником в жизни человека, так как в них выражается общее сознание народа.
Все песни посвящены народу, его месту в жизни страны, его тяжёлому прошлому, непонятному настоящему и неизвестному будущему. Изначально они лишь дополняют смысл всей поэмы и помогают читателю его понять. Однако, ближе к концу несут основные мысли самого Некрасова, например, песня Гриши Добросклонова содержит желанный ответ на вопрос о настоящем счастье:
Истинный путь к счастью
То, каков, по мнению Некрасова, путь к счастью, прекрасно отражается в одном из персонажей поэмы — Грише Добросклонове. Семеро мужиков искали всю дорогу того самого счастливца, у которого можно было бы всё расспросить о счастье, но так и не смогли отыскать «правильное» представление о счастье.
Некрасова по-настоящему беспокоил вопрос о счастье для народа, именно поэтому он решил написать огромную поэму-эпопею, где затронул бы все мельчайшие аспекты жизни русского человека, но он не успевал это сделать, так как болезнь перечёркивала все его планы. Первоначальный замысел поэта был куда обширнее и иначе, чем вышло в итоге: было множество так и не получивших развития сюжетных ходов, персонажей, вопросов и ответов. Но он, к сожалению, так и не успел всё это осуществить.
Однако одно он точно успел сделать — Некрасов смог дать читателю огромную пищу для размышлений о счастье и, своего рода, ответ на важнейший вопрос: «кому на Руси жить хорошо?» — тому, кто знает, для чего он живёт, кто готов к самопожертвованию ради других, может служить народу и стране. Вот кто на самом деле счастлив — именно это и состояло основным смыслом поэмы, в которой Некрасов всё-таки дал ответ на главный вопрос в жизни русского человека.
Методическая разработка интегрированного занятия по теме «Проблема счастья» (на примере поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Тип занятия: Повторение, обобщение и систематизация изученного материала.
Методы обучения: Проблемный метод, дискуссия, синквейн.
Средства: мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, карты оценивания работы студентов на занятии.
Междисциплинарные связи: “История”, “Искусство”.
Элементы занятия | Содержание занятия, методы проведения | Время | Средства обучения |
1. Организационный момент | 1. Приветствие. |
2. Проверка готовности студентов к началу занятий, проверка отсутствующих.
2. Составление синквейна.
3. Формирование целевого пространства.
4. Знакомство с планом урока.
2. Дискуссия по предложенным вопросам (работа в группах, индивидуальная работа).
3. Составление синквейна.
2. Самооценка работы студентов на занятии по предложенной таблице.
1. Организационный момент.
Приветствие студентов, проверка их готовности к началу занятий, проверка отсутствующих (проговорить, что занятие интегрированное, проводится преподавателями литературы и обществознания).
2. Актуализация (СЛАЙД №1).
Преподаватель литературы: Перед тем, как мы с вами начнем разговор по теме сегодняшнего занятия, я предлагаю вам послушать короткую притчу:
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Два студента будут “экспертами” и по карте, в которой содержатся критерии, оценят работу всех студентов на занятии.
3. Мотивация учебной деятельности.
Преподаватель литературы: Итак, основная тема поэмы – поиски счастья, счастливого человека. Почему люди хотят быть счастливыми? (Предполагаемый ответ). Исходя из этого, как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия? “Проблема счастья (на примере поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)”. Откройте, пожалуйста, свои тетради, отметьте дату и запишите тему (СЛАЙД №2).
Преподаватель обществознания: Исходя из темы занятия, скажите, какие знания из раздела “Духовные сферы” по дисциплине “Обществознание” нам могут помочь в решении этой проблемы?
После обсуждения (СЛАЙД №3) с ответами (термины – СВОБОДА, КУЛЬТУРА, УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ).
Преподаватель обществознания: У всех у вас уже достаточно жизненного опыта для того, чтобы иметь собственное представление о СЧАСТЬЕ. Давайте попробуем “уложить” его в простую формулу. Для этого составьте синквейн к этому слову (СЧАСТЬЕ) (СЛАЙД №4).
Проверка задания (3 минуты, затем общее обсуждение, карточки на доску).
Преподаватель литературы: Гюстав Флобер, французский писатель, и вовсе утверждал: “Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни”. Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Каково же мнение автора поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, написанной в во второй половине 19 века и отличается ли оно то современного и предстоит выяснить сегодня на занятии.
Преподаватель литературы: Сколько людей, столько и мнений. Раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека. Герои Н.А.Некрасова тоже отправились искать счастья, счастливого человека.
Автор показывает нам два типа счастья: мужицкое и барское. Мужицкое счастье “дырявое с заплатами, горбатое с мозолями”. А барское счастье радикально отличается от мужицкого: для помещиков, купцов, дворян — людей высшего света — счастье состоит из почета, богатства, покоя.
Преподаватель обществознания: Какой обществоведческий термин раскрывается в данном отрывке?
После обсуждения (СЛАЙД №5) с ответами (термин – СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС).
Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?
Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов? Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Добросклонов — борец за крестьянские интересы, за всех “обиженных” и “униженных”. Он хочет быть первым там, “где трудно дышится, где горе слышится”. Ему не нужно богатство и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, “чтоб. каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!”
Преподаватель обществознания: К какому виду и стилю относится данное произведение? Перечислите изученные направления.
После обсуждения (СЛАЙД №7) с ответами (вид – литература, стиль – реализм).
Преподаватель литературы: Менялось ли понимание счастья у 7 странников на протяжении поэмы? Если “да”, то каким образом это происходило? К чему пришли в финале? (СЛАЙД №8)
. Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошёной волости,
Избыткова села.
Как вы думаете, почему именно 7 мужиков отправились счастье искать? (Символичность – число 7 считается счастливым).
Напоминаю правила для участников (СЛАЙД №9):
1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.
2. Неуместные шутки запрещаются!
3. Острое, меткое слово приветствуется!
4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.
5. Будь тактичным, искренним, взаимовежливым и принципиальным.
6. Поднятая рука – прошу слова.
Итак, раз уж у нас сегодня присутствуют “адвокаты” и “прокуроры”, то сначала определимся с обстоятельствами нашего “дела”.
4.1.1 Анализ начала поэмы.
А кто в поэме сам объявляет себя счастливым?
(После того, как будут перечислены претенденты, таблицы раздать в группы).
Вот эти претенденты на звание “счастливого”.
Герой | В чем смысл счастья? |
Крестьяне-правдоискатели. | “Непотрошеной волости, Непоротой губернии, Избыткова села”. |
Из-за чего радуется старуха?
Старуха не нарадуется на уродившуюся репу.
Солдат счастлив, что не убит в двадцати сражениях, не умер под палками.
Каменотёс доволен тем, что справляется с тяжёлой работой.
Каждый из них по-своему прав, потому что в данный момент им действительно хорошо. Но такое счастье недолговечно. Урожай репы будет съеден, солдат в любую минуту может погибнуть или стать инвалидом. Понимая это, странники прогоняют тех, кто рассказал им о своём убогом счастье.
Преподаватель литературы (СЛАЙД №10):
2. В чем смысл и особенность каждой дороги?
Преподаватель обществознания: Назовите два вида, составляющих культуру.
Вопросы для фронтальной беседы:
Преподаватель литературы: Итак, на Руси жить хорошо не тому, кто счастье понимает как “покой, богатство, честь”.
Не может быть счастлив человек среди всеобщего горя. И я хочу еще раз обратить ваше внимание на последнюю главу “Пир на весь мир”. Сколько там замечательных строк, о жизни, об истинных и ложных путях в ней, о выборе жизненного пути, о долге, о назначении и счастье человека.
Семь странников отправились в путь за счастьем. Хотя за счастьем и ходить никуда не надо, потому что человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье— это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.
И все-таки люди будут искать счастье, для себя или для других, это не имеет значения, потому что, если хоть раз почувствовал себя счастливым, хочется, чтобы эти счастливые минуты или часы никогда не кончались.
Преподаватель обществознания: Какие культурные ценности в современном обществе вы бы выделили и почему? Назовите 5, на ваш взгляд, основных. (Задание для выполнения в группах, 2-3 минуты на выполнение).
Преподаватель обществознания: Поменялось ли ваше понятие о том, что такое “счастье”, по прочтении поэмы Н.А.Некрасова?
Вернемся к началу нашего занятия. Как бы вы теперь составили синквейн к слову “счастье”? (3 минуты, обсуждение результатов, сопоставление с синквейнами, составленными в начале занятия).
Преподаватель обществознания: А теперь “эксперты” подведут итоги нашего сегодняшнего занятия, а мы подведем итоги нашей беседы.
1. Каким представляется счастье героям – путешественникам? (Разным).
Преподаватель обществознания: С каким обществоведческим понятием просматривается связь главного рассматриваемого вопроса “счастье” и почему?
Вывод: Сегодня мы рассмотрели понятие “счастье” и то, как его понимают герои Некрасова и сам автор.
Преподаватель обществознания: А теперь заполните таблицу, в которой охарактеризуйте свое участие в занятии.
Занятие | Я на занятии | Итог |
1. Интересно | 1. Работал | 1. Понял материал |
2. Скучно | 2. Отдыхал | 2. Узнал больше, чем знал |
3. Равнодушно | 3. Помогал другим | 3. Не понял(а) |
Обсуждение результатов самооценки студентов.
5. Подведение итогов.
Преподаватель обществознания: Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументированно, обоснованно, соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.
Преподаватель литературы: (СЛАЙД №15) Сегодняшнее занятие хотелось бы закончить необычно: счастье – как подарок жизни, желанный и долгожданный, но скрывающий содержимое от посторонних глаз под оберткой. Сейчас каждый из вас получит такой “подарок”. Напишите на нем или нарисуйте то, чем, по вашему мнению, является счастье. Начните так “Счастье – это. ”
Учащиеся получают фигурки бумажных подарков и записывают на них или зарисовывают то, что, по их мнению, олицетворяет счастье: “Счастье – это когда тебя понимают”, “Счастье – это чувствовать поддержку друзей” и т.д.
Затем учащиеся прикрепляют все подарки на доску вокруг слова “СЧАСТЬЕ”, преподаватель еще раз подводит итог занятия: подарки как символы и олицетворение разного понимания счастья.
Критерии оценки работы студентов на занятии