какое высказывание наиболее правильно отражает специфику озера данных

Диагностическая контрольная работа по русскому языку

какое высказывание наиболее правильно отражает специфику озера данных

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.

(1) Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

(2) Рыбок было десять. (3) Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4) Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

(5) Девочек тоже было десять. (6) Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7) Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9) Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. (10) Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

(11) Никто не спрашивал, что она кушает. (12) Для этого были воспитатели.

(13) И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14) Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15) В углу обнаружились обглоданные головы. (16) Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17) Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

(18) И девочки решили поймать вора. (19) Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20) Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21) Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22) Она прижимала к животу мокрую рыбку.

(23) – Ага, попалась, рыбка! – крикнула громко одна из девочек.

(24) И маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. (25) Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, поражённые странным сходством. (26) Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27) Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (28) Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

(30) Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:

(31) – Полуночники! (32) Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

(33) И Инна ответила:

(34) – Нет, нянечка не пропала. (35) Теперь не пропадёт… (36) Теперь уследим.

А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?

1) Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.

2) Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.

3) Автор в своём тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.

4) Автор в своём тексте говорит о преступном равнодушии взрослых воспитателей детдома.

А2. Прочитайте следующий фрагмент: «(10) Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. (11) Никто не спрашивал, что она кушает. (12) Для этого были воспитатели».

Чем можно объяснить подобное поведение девочек?

1) Девочки были очень заняты делами.

2) Им было скучно с малышкой.

3) Девочки допоздна задерживались в школе.

4) Девочкам была безразлична судьба Люсеньки.

А3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Зачем Инна попросила у няни кусочек хлеба?»

Инна попросила кусочек хлеба, чтобы…

2) угостить девочек

3) покормить оставшихся рыбок

4) покормить Люсеньку

А4. В каком из перечисленных словосочетаний есть слово с переносным значением?

3) обглоданная рыбка

А5. Ниже даны предложения из прочитанного текста. С какой целью автор использует одинаковое описание золотых рыбок и Люсеньки?

(4)Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

(28) Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

1) Автор хотел подчеркнуть красоту девочки.

2) Автору хотелось, чтобы девочка была похожа на золотую рыбку.

3) Автор посчитал, что это описание – самое точное и яркое.

4) Данное сходство заставило девочек понять, как хрупка и беззащитна Люсенька.

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик, упоминая имя сестрички, называет её маленькой Люсенькой

1) Такое определение к слову ЛЮСЕНЬКА говорит о родственных отношениях рассказчика и девочки.

2) Это определение позволяет представить трагедию крохотной, никому не нужной девочки.

3) Это определение подчёркивает её исключительность, любовь окружающих к ней.

4) Данное определение говорит о разнице в возрасте девочек и Люсеньки.

А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Замените слово СПЕРВА из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 1-4 напишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

В4. Из предложений 13-17 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном дополнении.

Все девочки,(1) кроме маленькой Люсеньки,(2) были очень занятыми девочками.) А если у них и находилось свободное время,(3) они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек,(4) конечно,(5) не было,(6) рыбкам сыпали кусочки казеинового клея,(7) меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло.

В6. Укажите номера предложений, в которых запятая стоит между частями сложносочинённого предложения.

1) Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть.

2) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками.

3) Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить.

4) Их оказалось сперва девять, потом восемь.

В7. Укажите номера предложений, в которых запятая стоит между частями сложноподчинённого предложения.

1) Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

2) Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.

3) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками.

4) Никто не спрашивал, что она кушает.

В8. Из предложения 26 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

В10. Среди предложений 25-28 найдите предложения с обособленными уточняющими членами предложения. Напишите номера этих предложений.

В11. Среди предложений 6-9 найдите предложения с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.

В13. Среди предложений 8-13 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Источник

Открытый урок по русскому языку в 11 классе «Композиция сочинения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Сценарий урока русского языка в 11 классе

Тема урока : «Информационная обработка текста. Подготовка к сочинению в формате задания 25 ЕГЭ»

Тип урока : Развитие связной речи.

1) совершенствование практических умений учащихся по информационной обработке текста;

2) закрепление навыка структурирования исходного текста и порождение на его основе собственного;

1) развитие мышления: выделение главного, существенного в содержании текста; группировка, классификация языковых явлений по определенному основанию; формирование обобщающих выводов; установление истинности или ложности тех или иных утверждений;

2) развитие речи: обогащение словарного запаса учеников; усложнение смысловой функции речи; усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

1) средствами предмета способствовать воспитанию умственному, эстетическому, морально-этическому; способствовать воспитанию средствами анализируемого языкового материала внимательного и уважительного отношения к русскому языку и литературе;

2) способствование формированию опыта общения между учащимися, в том числе при выполнении групповых заданий; опыта сотрудничества и с учителем.

Оборудование : опорные распечатки для анализа текста и составления рабочих материалов к сочинению, распечатки с подбором цитат для индивидуально-групповой работы, проблемные вопросы на распечатках.

Ход урока

II этап – Подготовка учащихся к активной «включенности» в ход урока: Объявление темы урока, совместная формулировка его основных задач:

— повторение основных речевых понятий, необходимых для информационной обработки текста;

— проведение содержательного анализа текста с учетом требований, предъявляемых к творческим работам в формате задания 25 ЕГЭ;

— составление рабочих материалов к сочинению.

III этап – Проверка домашнего задания.

Вопрос: Почему тема урока заявлена как «Информационная обработка текста»?

* Курсивом приведены возможные ответы учащихся: В тексте есть два вида информации: содержательно-фактуальная (какие явления, события и т.п. отображает автор) и содержательно-концептуальная (что автор думает об отображаемом явлении, событии и т.п.). Эти две разновидности информации называют темой и основной мыслью (идеей) текста. Весь отбор материала подчинен задаче передать основную мысль высказывания.

(1) Русское слово «чтение» корнями связано со словом «почтение». (2) Оно всегда считалось в России делом, заслуживающим глубокого уважения и преклонения. (3) Читающий человек в общественном мнении издревле причислялся к социальной элите.

(4) Сегодня же мир стремительно меняется. (5) Возрастающая в общественном развитии роль информации породила у многих чисто потребительское отношение к чтению. (6) А новые информационные технологии с колоссальными возможностями заставили переориентироваться прагматичных людей, перетянули от книги к компьютеру. (7) По сравнению с «приевшимся», «трудоёмким», «скучным» процессом чтения, требующим сосредоточенности, вдумчивости, усилия воли, получение информации, скажем, на компьютере просто праздник.

(8) Но настало время осознать, что не в информации одной и знаниях сила книги, тем более художественной. (9) Её сила совсем в другом, и этой силе нет альтернативы.

1. Какое высказывание наиболее точно отражает смысл этого текста?

1) Люди стали меньше читать, потому что появилась возможность получать нужную информацию при помощи компьютера.

2) Благодаря чтению художественной литературы человек приобщается к духовной культуре своего народа, глубже начинает понимать чувства других людей.

3) Человек, читающий только справочно-информационную литературу, утрачивает способность к творческому озарению.

4) Стремительность развития современной жизни превращает чтение в сугубо деловое занятие.

2. В каком из перечисленных предложений употребляются контекстные антонимы?

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

1) Экспрессивный повтор 2) ирония; 3) гипербола; 4) эпитет; 5) парцелляция; 6) сравнение; 7) диалектизмы; 8) разговорная лексика; 9) метафора; 10) однородные члены.

Последовательная проверка заданий, вопросы:

Почему перед подготовкой к сочинению мы выполняем задания из I части ЕГЭ? (Они помогут в работе над содержанием сочинения)

Чем нам может помочь задание 1 ? (Определить идею текста).

Задание 2 ? (Помогает донести авторский замысел: читая художественное произведение, мы творим свои образы, в других родах и видах искусства получаем их в готовом виде).

II . Переход к составлению рабочих материалов к сочинению, к заполнению «пустографки». Сопутствующие вопросы:

Чем отличается сочинение в формате ЕГЭ от обычного школьного сочинения? (заданы критерии оценки содержания).

Какие ваши умения предполагается проверить посредством подобного рода сочинения?

Нужно показать способности:

— понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нем);

— определять основную тему и важнейшие мысли текста;

— оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;

— выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя ее логике выражения своего коммуникативного намерения;

— выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;

— отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

— соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные .

Для более наглядного представления структуры сочинения в формате ЕГЭ по мере работы с текстом учащиеся заносят ответы макет-пустографку рабочих материалов.

Комментарий к сформулированной проблеме

Источник

Какое высказывание наиболее правильно отражает специфику озера данных

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к научному стилю, так как его целью является изложение, обоснование, объяснение научного знания.

2) Используемые в тексте синтаксические средства: ряды однородных членов, сравнительные обороты – делают рассуждение логичным, последовательным.

3) В тексте особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на отношение к высказыванию (конечно, безусловно), а также подчинительным предложениям, помогающим автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

4) Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.

5) Основой приведённого текста является письменная речь, об этом свидетельствует и употребление книжных слов: пуристы, новаторы, консерваторы.

Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, […] русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.

В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык — это нечто неподвижное, — не бурный поток, а стоячее озеро.

Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.

В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный рост. Всё дело в норме — в гармонии.

Источник

Какое высказывание наиболее правильно отражает специфику озера данных

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Степень умственной, духовной зрелости, просвещенности, широта кругозора. При подборе людей я обращал большое внимание не только на их общее и политическое развитие, на дисциплинированность, но и на физическую подготовку.

2) Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Законы общественного развития.

3) биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни. Индивидуальное развитие организма.

4) Ход, протекание. Развитие действия пьесы. Неожиданное развитие событий.

5) Результат изменения человека, выражающийся в его физическом состоянии, степени его умственной, духовной или моральной зрелости. Умственное развитие. Духовное развитие.

Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, […] русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.

В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык — это нечто неподвижное, — не бурный поток, а стоячее озеро.

Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.

В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный рост. Всё дело в норме — в гармонии.

Источник

Какое высказывание наиболее правильно отражает специфику озера данных

Какие из следующих высказываний верны? Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Продольная распашка склонов способствует замедлению эрозии почв.

2) Основным источником выброса парниковых газов в атмосферу является работа атомных электростанций.

3) Посадки кустарников на склонах способствуют замедлению эрозии почв.

4) Молевой сплав леса по рекам нарушает речную фауну и флору.

5) Осушение болот в верховьях рек приводит к их обмелению и пересыханию.

Верны высказывания 3, 4, 5.

1 — неверно, так как продольная распашка склонов вызывает усиленную эрозию.

2 — неверно, парниковые газы выделяются при сгорании топлива. АЭС тут не при чем.

Какие из следующих высказываний верны? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания порядкового номера ответа, под которыми они указаны.

1) Образование кислотных дождей связано с развитием атомной энергетики.

2) Посадки кустарников на склонах способствуют замедлению эрозии почв.

3) Одним из наблюдаемых последствий глобальных изменений климата является интенсивное таяние ледников.

4) Осушение болот в верховьях рек приводит к их обмелению и пересыханию.

5) Молевой сплав леса по рекам нарушает речную фауну и флору.

1 — неверно, так как кислотные дожди вызываются попавшими в атмосферу кислотными остатками, которые при соединении с водой атмосферы образуют слабые кислоты. АЭС не дают таких выбросов.

Какие из следующих высказываний верны? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

1) Распашка крутых склонов земледельческой зоны Сибири стала причиной развития эрозии почв в этих районах.

2) В США кислотные дожди — одна из распространенных причин плохих урожаев, гибели сельскохозяйственных культур на огромных площадях.

3) В Канаде создание крупных водохранилищ стало причиной изменения климата прилегающих к ним территорий.

4) Одной из важных экологических проблем Австрии является проблема опустынивания.

5) Образование кислотных дождей связано с развитием атомной энергетики.

1) Распашка крутых склонов земледельческой зоны Сибири стала причиной развития эрозии почв в этих районах — верно.

2) В США кислотные дожди — одна из распространенных причин плохих урожаев, гибели сельскохозяйственных культур на огромных площадях — верно.

3) В Канаде создание крупных водохранилищ стало причиной изменения климата прилегающих к ним территорий — верно.

4) Одной из важных экологических проблем Австрии является проблема опустынивания — неверно.

5) Образование кислотных дождей связано с развитием атомной энергетики — неверно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *