какое выразительное средство характерно для графики
Какое выразительное средство характерно для графики
Графическим искусством, или графикой (от греч. « grafo » – пишу, черчу, рисую) называется один из видов изобразительного искусства, включающий рисунок и произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Прежде всего, графика – искусство, основу которого составляет рисунок, цвет в графике не является главным, как, например, в живописи.
Графика несёт не конкретный, реальный образ вещи, а как бы уподобление, иносказание, превращение, в произведениях графики возникает колебание между реальным образом и знаком. Основными изобразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, светотень, фактура. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги. Линия — это след от движения точки на плоскости. Она может быть самой разнообразной по начертанию и длине. Чем меньше точка, тем тоньше будет линия. Различают три типа линий: изобразительную, каллиграфическую и геометрическую. По начертанию они бывают прямые, волнистые и комбинированные. Задача линии в определении границы формы, объединении и связывании изобразительных элементов, взаимодействии с плоскостью. Короткие линии называются штрихами. Задача штриха в передаче пятна и фактуры. Взаимодействуя с линией, штрих выполняет функцию передачи формы и пространства. В художественной практике линия и штрих обладают большими выразительными возможностями. Их бесконечное разнообразие можно обнаружить в произведениях графики разных эпох.
Активную роль в графике играет фактура материалов, специфика графических техник и приемов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, четкость и гибкая контрастность ксилографии, легкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и т.д.).
Наиболее отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в создании которого играет фон бумаги или по выражению графика В.Л.Фаворского «воздух белого листа». Графика почти всегда противится иллюзии пространства и телесности.
Изобразительные средства графики.
Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не может (и не должна) соперничать в этом отношении с живописью, имитировать ее и гнаться за цветовым богатством, доступным только одной живописи.
Признавая рисунок определяющим, ведущим началом графики, нельзя думать, что этому виду искусства не свойственны живописные, цветовые задачи. Возможности эмоционального воздействия цвета, его свойства использует и графика. Но в силу особых задач графического искусства и своеобразия графических материалов, цветовые решения в графике существенно отличаются от цветового решения в живописи.
А.Дорошенко. Лист из серии «Гений места».Дипломная работа. Тушь, перо, 1999.
При работе черным материалом на белой бумаге различают массу оттенков черного – от самых теплых до самых холодных. Бумага также почти никогда не бывает абсолютно белой, а всегда имеет лёгкий цветовой оттенок. Графику вовсе не безразлично, какой цвет избрать и на какой бумаге работать в каждом отдельном случае. Очень часто художник к черно-белому изображению привлекает всего один цвет, который становится особо значительным, впечатляющим. Привлекая два-три цвета, редко больше, график бывает занят поисками силы каждого цвета, наиболее выразительного его расположения, учитывает взаимодействие соседних цветов, возможные наложения их друг на друга.
А к какому виду искусства относится множество самостоятельных произведений, созданных в техниках акварели, гуаши, пастели? Такого рода произведения, очевидно, относятся к искусству живописи. Хотя они и исполнены на «традиционном» графическом материале – бумаге, но в них решаются те же многообразные и тончайшие цветовые задачи, как, скажем, в масляной живописи. Акварель, гуашь и пастель, конечно, применяются художником в графических произведениях, но со свойственными графике сдержанностью, скупостью и условностью.
Остановимся на понятиях живописности и графичности, с которыми приходится нередко встречаться. Когда говорят о живописности, то хотят подчеркнуть богатство контрастов, гибкость и разнообразие цветовых и тональных отношений, позволяющих избавиться в произведении искусства от ощущения скованности, неподвижности, создать впечатление живости, изменчивости, присущих окружающему нас миру. В этом смысле живописность свойственна произведениям и графики, и скульптуры, и других видов искусства. Если же говорят, к примеру, о графичности живописного произведения, то имеют в виду резко выраженный рисунок, чёткое отделение друг от друга элементов картины, а также преобладание скупых, лаконичных цветовых отношений.
Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка. Это обусловлено своеобразными задачами графики, характером и свойствами материалов, имеющихся в ее распоряжении. Характерным признаком графического искусства является и то, что главным материалом для создания и размножения графических произведений является бумага, а также его связь с процессами печати. Так называемая печатная форма, с которой производится печатание, может создаваться самим автором (эстамп) или фотомеханическим, машинным путем (плакат, книжная и прикладная графика). Следовательно, графика располагает счастливой возможностью множественного повторения (тиража) своих произведений.
Важнейшим качеством искусства графики является массовость. Ясность, лаконизм и выразительность художественного языка, доступность, простота материалов, небольшие размеры работ требуют относительно меньшего времени и сил на создание графического художественного произведения по сравнению с другими видами изобразительного искусства.
Графика – самое древнее из всех изобразительных искусств. Первые графические изображения возникли на самых ранних стадиях развития человеческого общества – в эпоху неолита и бронзовом веке. Ещё до того, как древний человек обратился к опытам в скульптуре и живописи, он создал первые рисунки, положившие начало искусству графики. Эти дошедшие до нас изображения обычно выцарапаны на скалах, на стенах пещер, на костяных пластинках. Такие изображения сохранились на предметах быта, на оружии. Рисунки эти не только фиксировали какие-либо события, окружающий мир, но долгое время служили средством общения между людьми, заменяя собой письменность. Так, с помощью различных изображений первобытный человек излагал свою мысль. В такого рода рисунках (криптограммах) содержались определённые понятия и повествования. Постепенно, с развитием речи, такие рисунки стали обозначать не только фразы, но отдельные слоги, звуки. Начертание их менялось, пока не приняло вид знакомых нам букв.
Длительное время графические изображения почти не имели самостоятельного значения и являлись украшением тех или иных предметов. С появлением письменности графика стала шире применятся в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения и разъяснения текста. Да и само создание шрифтов – большое искусство. Достаточно посмотреть, например, на древне-славянские рукописи, чтобы понять, что над ними трудились настоящие художники. Искусство рукописи, или каллиграфии, получило необычно широкое развитие в Китае. Способов размножения графических изображений человек долгое время не знал, и все произведения создавались в единственном экземпляре. За возникновением отдельных видов графики, графических техник и их развитием мы проследим, когда будем знакомиться с ними.
Итак, основные особенности искусства графики сводятся к следующему: графика – такой вид изобразительного искусства, основу которого составляет рисунок; главными изобразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, фактура, светотень; цвет в графике применяется более ограниченно и условно, чем в живописи; изобразительный язык графики отличается скупостью, лаконичностью в применении художественных средств; основным материалом, на котором исполняются и размножаются произведения графики, является бумага; значительная часть графического искусства тесно связана с печатью, с размножением или тиражированием произведений; создание произведений в графике требует относительно меньшего времени, чем в других изобразительных искусствах; относительная простота техники, подвижность материалов, лаконизм и точность художественного языка делают графику искусством оперативным, а возможность широкого распространения – самым массовым видом изобразительного искусства.
Современное графическое искусство можно условно разделить на три основные группы: станковая графика, книжная графика, прикладная графика (см. приложение). Отдельной группой можно считать компьютерную графику. Следуя этой системе, обратимся теперь к более подробному ознакомлению с каждым видом графики, попутно изучая, сколь возможно это в пределах пособия, графические техники, их историю и творческий процесс.
Выразительные средства графики
Одно из основных средств выразительности графических техник — штрих. В зависимости отнаправления штрих бывает вертикальным, горизонтальным, диагональным и идущим по форме. Он может идти в одном направлении или перекрещиваться. По длине штрихи могут быть длинными и короткими.
Различные сочетания видов штриха позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты, выполнять пластическую моделировку формы, передавать материальность предметов. Использование одного или разных видов штриха зависит от художественной задачи и передаваемого образа. Поскольку штрих создается параллельными линиями одинаковой толщины, для его исполнения лучше всего подходят графитный карандаш, цветные карандаши, тушь и перо. Штрих выполняют кончиком карандаша. Для передачи тональных отношений пользуются наложением штриха один на другой или под углом, а также работают карандашами различной твердости. Чем тверже карандаш, тем легче и светлее штрих, чем мягче — тем штрих темнее шире. Для передачи материальности используют наложение штрихов по форме предмета.
Другое часто употребляемое средство выразительности — точка. Любой материал рисунка может оставлять след в виде точки. Ее можно найти в работах, выполненных различными художественными материалами. Выразительный образ создается при помощи как цветных, так и однотонных точек, а тоновые градации получаются за счет их плотности или разреженности.
В отличие от штриха, точки линия несет основную изобразительно-выразительную функцию во всех графических техниках. Используемые художниками линии разнообразны: тонкие и толстые, короткие и длинные, прямые и изогнутые, концентрические и замкнутые, к тому же в техниках мягких материалов линия содержит элемент фактурности.
В графическом образе важны не только линия сама по себе, но и характер, раскрывающий ее упругость или мягкость, плавность или угловатость, замкнутость или прерывистость, грубость или изящество.
Наряду с мокрыми способами техник соуса и сангины, рисунок кистью способом гризайля наиболее оправдан для освоения такого средства выразительности, как пятно. Пятно как средство выразительности органически включает в себя все остальные средства: линию, штрих, тон, цвет и т.д.
В данном параграфе рассмотрены выразительные средства, специфичные для графики. Все композиционные средства выразительности, такие как линия горизонта, пропорция, перспектива, равновесие, симметрия (асимметрия), динамика (статика), величина, масштабность, фактура и прочие, представлены в разделе «Живопись».
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «графика».
2. В чем основное отличие графики от живописи?
3. С чем связано появление нескольких способов рисования? Дайте характеристику каждого способа.
4. Какие выразительные средства изобразительного искусства характерны для графики? Почему?
5. Приведите примеры произведений, относящихся к разным видам печатной графики.
6. Каково значение штриха в создании графического образа?
Скульптура как вид искусства
Понятие скульптуры
Скульптура (от лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю) — ваяние, пластика — вид искусства, произведения которого отражают окружающую действительность в объемных, физически трехмерных изображениях с помощью различных пластических материалов.
Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Эта способность — необходимый компонент пластического творчества, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствоваться в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном материале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры.
1. Тектоника (от греч. tektonik6s — относящийся к строительству).
Скульптура как вид искусства интересна тем, что в ней, как в настоящем искусстве, очень много недосказанности и это способствует развитию образного мышления зрителя, побуждает его к сотворчеству. Но чтобы участвовать в этом процессе, необходимо овладеть хотя бы минимумом знаний, раскрывающих определенные законы и правила скульптуры. Знание этих закономерностей и выразительных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим). В этой связи представляется важным рассмотреть ряд вопросов, которые помогут разобраться в специфике скульптуры.
Виды скульптуры
Скульптура относится к такому виду искусства, который все больше входит в повседневную жизнь человека незаметно для него самого. Часто мы даже не замечаем, что нас окружают вещи, являющиеся частью скульптуры. Например, брелоки-талисманы, медальоны, монеты, статуэтки на полке, камеи и т.д. Все это говорит о многообразии скульптуры и одновременно о ее целостности.
Выразительные средства и материалы, используемые в работе, позволяют скульптору создать и величественный памятник герою, и маленький рельефный кулон. Между ними располагается множество различных по виду и по жанру скульптурных произведений
По признаку трехмерного объема:
— круглая скульптура, произведения которой свободно располагаются в пространстве, т. е. предполагают круговой обзор, игру объема и пространства. Круглая скульптура имеет несколько разновидностей:
статуя (фигура располагается в полный рост);
скульптурная группа (две фигуры и более, раскрывающие одну идею и составляющие единое целое);
статуэтка (скульптурная фигурка небольших размеров, гораздо меньше своих реальных величин);
торс (скульптурное изображение туловища человека);
бюст (погрудное изображение человека);
голова (скульптурный портрет человека, ограниченный изображением головы).
Появилась еще одна разновидность круглой скульптуры —кинестетическая,которая не требует обхода, она сама себя демонстрирует благодаря совершаемым движениям;
— рельеф (изображение располагается на плоскости, которая служит фоном, переводится как «приподнятый», «выпуклый»). Основное отличие рельефа от круглой скульптуры состоит в том, что в нем воспринимается только лицевая часть блока, поскольку он связан со стеной. У рельефа имеется несколькоразновидностей, они варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости (фронтальная композиция, фриз, плафон, плитки, фрагментарно располагающиеся).
Месторасположение рельефа влияет на его высоту:
барельеф — рельеф, имеющий небольшую высоту, он выступает меньше чем на половину всего объема. Реальный объем в барельефе мало выражен, он заключен в неглубокой зоне между фоном и параллельной ему передней плоскостью;
горельеф — рельеф, обладающий большой высотой, он выступает от поверхности больше чем на половину объема. Фигуры горельефа напоминают статуи, которые вплотную придвинуты к стене. Горельеф можно рассматривать с трех сторон, он как бы обнимает скульптурную форму, свободно проникая до самого фона;
контррельеф — углубленный рельеф, не выступающий на поверхности, а вынимающий объем из поверхности;
смешанный рельеф имеет элементы нескольких видов рельефа. Например, на плите располагается выпуклое рельефное изображение, контур которого выполняется с помощью углубленных желобков.
По содержанию и функциямскульптура делится на:
—монументально-декоративную,непосредственно связанную с конкретным архитектурно-пространственным или природным окружением. Ее основное отличие от других видов скульптуры заключается в совместном, нераздельном существовании с архитектурной постройкой, например, рельефные фронтоны, фризы, статуи на фронтонах, балюстрадах, порталах, в нишах, колонны в виде скульптур (кариатиды, атланты);
— декоративную, предназначенную для украшения парков, садов, улиц, скверов, бульваров, фонтанов. Наравне с архитектурой создает определенный облик города, не связана с отдельным сооружением, ориентируется на ландшафт или архитектурный ансамбль. В декоративной скульптуре можно вычленить такиевиды:
садово-парковая — размещается в зонах отдыха (скверах, парках, садах, аллеях, домах отдыха, санаториях и т.д.);
городская — располагается на улицах города, делает порой безликие улицы торжественными, интересными, иногда забавными.
В городской скульптуре можно выделить несколько направлений:
памятники, посвященные различным деятелям культуры, героям, государственным деятелям;
пластические произведения, связанные с биографией того или иного деятеля (например, скульптура, расположенная возле Московского цирка имени Ю. В. Никулина; скульптурная группа «Натали и А.С.Пушкин», находящаяся на Арбате в Москве);
аллегоричная скульптура, передающая отвлеченную идею посредством образа. Аллегоричными могут быть произведения скульптуры, посвященные сказочным персонажам, историческим событиям (например, скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву» в Петергофе, олицетворяющая победу России над Швецией в Северной войне; сюжет из устного народного творчества «Пермяк — соленые уши» в Перми; «Чижик-пыжик» в Санкт-Петербурге);
скульптура, отображающая собирательный образ какой-либо профессии или общественных явлений (например, памятник собаке, жестоко убитой в метро, скульптура «Сантехник», расположенная на тротуаре, скульптура К. Бранкаузи «Поцелуй»; скульптура «Домушник», прикрепленная к окну жилого дома);
— станковую, имеющую самостоятельное значение и более интимный характер, не связанную напрямую с архитектурой, ландшафтом. Она не предназначена для какого-то определенного места, на ее восприятие не оказывает влияние место, где она располагается.
Название произошло от слова «станок» — вращающаяся подставка, на которую мастер помещает скульптуру во время работы. Поэтому станковая скульптура по своим размерам близка к натуральной величине изображаемых объектов (человека, предметов, животных). Чаше всего она располагается в залах музеев, жилых интерьерах, на выставках, которые являются ее привычной средой;
— скульптуру малой формы, многогранную по своей сути и включающую широкий круг произведений различных по характеру, функциям и жанрам. Скульптурой малой формы принято называть небольшие по размеру произведения жанровой тематики, предназначенные для жилых интерьеров, культовых помещений;
— мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). Самым древним видом мелкой пластики считается искусство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). Часть таких произведений имела множественные углубления, что позволяло использовать их в качестве печатей. Сами изображения называлисьинталиями, которые в разные культурно-исторические периоды были различной формы. Другая разновидность мелкой пластики— резьба по кости (слоновой, моржовой), произведения которой также имеют небольшие размеры. Несмотря на то что в разных частях света занимались этим промыслом, наиболее известными стали немногие. В их число входят фигурки северохолмогорских мастеров и японские миниатюры — нэцкэ.
Разнообразие произведений мелкой пластики велико. К ним можно отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла; пластины с рельефным изображением, выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амулетов, камей, монет, медалей и т.д. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жизнедеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой — несут серьезные религиозные, гражданские идеи. Например, медаль — рельефное изображение определенных символов, располагающихся с двух сторон пластины, или статуэтки идолов, почитавшихся в язычестве, крест с изображением распятого Христа.
По степени приближения скульптуры к реальным объектам окружающей действительности выделяют следующие виды:
— реалистичная — через пластические образы отражает объекты и явления реально существующей действительности;
— аллегоричная — напоминает несложный изобразительный ребус, в котором заложена система опознавательных знаков, позволяющих разгадать его. Аллегория содержит определенные атрибуты, которые делают скульптуру легко узнаваемой. Например, скульптура, изображающая женщину с завязанными глазами и весами в руках, олицетворяет правосудие.
Разновидность аллегории —персонификация, обозначающая воплощение абстрактного понятия в виде человеческой фигуры. Например, Ника, олицетворяющая победу; Фортуна, обозначающая судьбу; Либертас, характеризующая свободу.
В рамках персонифицированных произведений скульптуры очень часто выступают географические персонификации, в которых создается образ рек, гор, городов и даже стран. Чтобы при восприятии была понятна суть этих произведений, к ним обязательно прилагается пояснительная записка, объясняющая суть символики;
— абстрактная— заключается в создании собирательного пластического образа, раскрывающего только внутреннюю суть изображаемого предмета, объекта, явления или понятия. Внешнее сходство при этом не важно. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму, иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры. В целом пластический образ наполнен символами и атрибутами, позволяющими по-другому взглянуть на привычные вещи. В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко; «Лежащая фигура» Г. Мура; «Вариации» Н.Габо; «Птица» К. Бранкузи).
По признаку формы выделяются следующие виды скульптуры:
— памятник — самая распространенная форма скульптуры, основная задача — сохранить в «вечном» материале напоминание об историческом деятеле или знаменательном событии. Благодаря памятникам мы долгие годы помним об ушедших людях, минувших событиях. В этом случае памятник не выступает как отголосок прошлого, он для каждого поколения актуален, поскольку в каждом культурно-историческом периоде он символизирует что-то свое;
— монумент очень близок памятнику. Он также призван напоминать людям о каких-то значимых событиях. На первый взгляд провести границу между памятником и монументом очень сложно. Однако у каждого из них есть своя специфика. Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда величественен. Во-вторых, памятник выполняется, чтобы изображаемый объект был узнаваем, для этого используют реалии эпохи и атрибуты, характерные для того или иного лица. Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде; статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г.).
Есть еще одно отличие памятника от монумента: его расположение всегда продиктовано архитектурной средой города. Монумент же требует тщательного подбора месторасположения, так как он выполняет градообразующую роль, занимая одну из центральных частей городского ландшафта, задавая стиль пространству вокруг себя. Для монумента необходима дистанция между ним и зрителем, чтобы можно было прочувствовать его величие. Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы переносит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и превращая в опознавательный признак выделения из обыденной реальности.
Понятие «пьедестал» тоже означает некую опору, вернее «подножье». Однако постамент ассоциируется с монументом, а памятник — с пьедесталом. Пьедестал хотя и устанавливает дистанцию между памятником и зрителем, но она не столь выражена, как в монументе. Пьедестал памятника имеет свой изобразительный язык в виде статуй, рельефов, раскрывающих содержание всего образа.
Постамент монумента, пьедестал памятника, подставка под станковую скульптуру, цоколь бюста обладают одним общим свойством; они обозначают границу между художественным образом и зрителем, между миром реальности и миром искусства;
— надгробие — очень близкий по функции к памятнику и монументу вид скульптуры также связан с темой вечности. В отличие от памятника и монумента надгробие затрагивает вопросы жизни и смерти, бессмертия и умирания;
— жанровая скульптура отличается от всех предыдущих видов. Она не связана с темой вечной памяти, отображает различные жизненные ситуации и явления во всем их многообразии. По форме может быть реалистичной, аллегоричной и даже абстрактной. Ее специфика заключается в отражении жизни в пластическом образе, с использованием различных жанров искусства.
Жанры скульптуры
Анималистический жанр. Произведения этого жанра раскрывают через пластику образ животного.
Несмотря на то что животных человек изображал с древнейших времен, этот жанр оформился в начале XIX в., когда уже существовало несколько направлений.
Первое направление связано с сохранением натурализма в изображениях животных, второе характеризуется произведениями, в которых животные становятся олицетворением человеческих качеств. Форма изображения различна — от стилизации до абстракции, от типизации до аллегории.
Портрет — создание образа человека вообще или конкретной личности. Жанр прост и труден одновременно, поскольку скульптура ограничена в выразительных средствах, что осложняет процесс пластического формообразования.
Одни скульпторы стремятся к натурализму (человек изображается таким, какой он есть); другие идеализируют модель (человек изображается таким, каким он хотел бы видеть себя в глазах окружающих).
Развитие портретного жанра в разные культурно-исторические периоды имело свои черты (создавался образ представителя народа, сословия, эпохи), что обусловило выделение в портрете нескольких разновидностей:
— камерный портрет отличается внешней простотой, скрывающей внутренний мир модели. В нем наиболее ярко проявляется неформальное отношение автора к модели;
— парадный портрет выглядит более торжественно и вместе с тем отстраненно от зрителя, как бы возвышаясь над обыденностью и повседневностью благодаря огромному количеству декоративных элементов (элементы костюма, аксессуары, атрибуты и т.д.);
— портрет-жанр — не просто портрет какой-либо личности, а реализация определенной идеи портрета на основе синтеза с другим жанром. Например, изображение исторического деятеля объединяет два жанра: портрет и исторический жанр, статуя Аполлона — портрет и мифологический жанр.
Менее распространены в скульптуре бытовой, мифологический и исторический жанры.
Бытовой жанр предполагает раскрытие в скульптуре тем повседневной жизни, знакомство с реалиями быта. Содержательная сторона произведений бытового жанра затрагивает темы очень глубокие, имеющие философские корни, побуждающие зрителя задуматься над сложными жизненными вопросами.
Исторический и мифологический жанры имеют более длительную историю развития. Темы истории, мифологии и религии очень давно волновали скульпторов, ведь каждая эпоха характеризуется своим прочтением исторических событий, мифологических или религиозных сюжетов.
Натюрморт и пейзаж. Изначально они использовались только совместно с каким-либо другим ведущим жанром. Но в последнее время, когда предмет и природа стали отдельным сюжетом для произведений пластики, появились скульптуры, дающие возможность зрителю взглянуть на окружающий мир, как на живой организм. Предпосылкой к развитию этих жанров были эксперименты со скульптурной формой, позволившие освободиться от жизнеподобности изображаемого и избежать эффекта муляжа.
Жанр фрагмента. В нем самостоятельно существуют отдельные элементы человеческого тела, фрагменты объектов природы и предметы.
Художественным стимулом к развитию этого жанра были обломки античных скульптур, найденных при археологических раскопках, которые при всей своей нецелостности оставались выразительными и интересными. Именно из-за своей нетипичности они стали предметом коллекционирования. Постепенно фрагменты приобрели независимость в скульптуре.
Яркими представителями этого жанра справедливо считают О. Родена, который обратил внимание окружающих на удивительное пластически художественное звучание частей человеческого тела, и У. Боччони, футуристично взглянувшего на вещи, рассмотрев их изнутри.