какое выделенное слово является количественным числительным обе руки четверть часа гулять втроем

Рабочая программа по русскому языку (стр. 5 )

какое выделенное слово является количественным числительным обе руки четверть часа гулять втроемИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

какое выделенное слово является количественным числительным обе руки четверть часа гулять втроем

1) Адресат — лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление.

2) Архаический — вышедший из употребления.

3) Дружественный — дружелюбный, взаимно благожелательный.

4) Командированный — лицо, находящееся в командировке.

3. Значение какого слова определено неверно?

1) Исполнительный — старательный, имеющий своей целью осуществление чего-либо.

3) Злостный — имеющий дурную цель.

4) Будний — прозаический, однообразный.

4. Значение какого слова определено неверно?

1) Афера — недобросовестное, мошенническое предприятие, дело, действие.

2) Брифинг — использование лживых обещаний.

3) Делегат — представитель (выбранный или назначенный)

5. Значение какого слова определено неверно?

1) Консенсус — согласованное мнение по спорным вопросам, выработанное в процессе об-суждения участниками переговоров и т. д.

2) Менталитет — склад ума, характер чувств и мышления.

3) Рейтинг — уровень популярности.

4) Форс-мажор — провал, неуспех.

6. Значение какого слова определено неверно?

1) Десница — правая рука.

2) Чертог — пышное, великолепное помещение, дворец.

3) Наперсник — металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.

4) Браная (одежда) — вытканная с узорами (одежда).

7. Значение какого слова определено неверно?

1) Лицедей — актер, притворщик.

2) Сонм — собрание, множество.

4) Волхв — чародей, колдун.

8. Значение какого слова определено неверно?

1) Корпускула — частица.

2) Анабиоз — приспособление организма к неблагоприятным условиям существования.

3) Тактильный — обладающий чувством меры.

4) Диагноз — определение болезни на основании исследования больного.

9. Значение какого слова определено неверно?

1) Дискант — высокий детский голос.

2) Дискредитировать — подорвать доверие к кому-нибудь, чему-нибудь.

3) Клобук — высокий монашеский головной убор с покрывалом.

4) Манна — манная крупа.

10.Значение какого слова определено неверно?

1) Анонс — объявление о предстоящем концерте (или о чем-нибудь другом).

2) Коллега — товарищ по учебе или работе.

3) Плеяда — группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.

4) Полиглот — переводчик.

1. Какое слово образовано приставочным способом?

1) полесье 3) передать

2) пристройка 4) восстановление

2.Какое слово образовано приставочным способом?

1) подозрение 3) подорожник

2) подошва 4)доварить

3. Какое слово образовано суффиксальным способом?

1) подстаканник 2) подрезка 3) разбежаться 4) пригород

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

1) заполярье 2) сослуживец 3) прибрежный 4) хорошо

5. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

1) подъемник 2) подозвать 3) подсвечник 4) подходящий

6. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

1) кое-как 2) хорошенько 3) вдогонку 4) надолго

7. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

1) приподнятый 2) превосходный 3) осенний 4) прибрежный

8. Какое слово образовано способом сложения?

1) машинописный 2) самокритика 3) лесопарковый 4) благодушничать

9. Какое слово образовано способом сложения?

1) руководство 2) правдолюбие 3) раболепство 4)лесопарк

10. В каком случае неправильно определен способ образования слова?

2) трудоустроить — сложение

3) обследование — приставочный

4) объявление — суффиксальный

Самостоятельные и служебные части речи

Работа № 1 «Имя существительное»

1. Из предложения Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать и потрясать души простым сочетанием немногих слов. (С. Маршак) вышишите неодушевленные имена существительные.

2. Из предложения Язык отражает глубокое знание жизни и природы, приобретенное человечеством (С. Маршак) выпишите существительные, не имеющие формы множественного числа.

3. Из предложения От тяжелого бремени я спасался одной ворожбою. (А. Блок) выпишите разносклоняемое имя существительное.

4. Из предложения Сумрак дня несет печаль. (А. Блок) выпишите имя существительное в В. п.

5. Из предложения Творческое следование традиции предполагает поиск живого в старом, его

продолжение, а не механическое подражание иногда отмершему. (Д. Лихачев) выпишите имена су-ществительные 2-го скл.

6. Из предложения Новые центры деловых городов надо строить вне старых, а старые должны поддерживаться в своих наиболее ценных градостроительных принципах. (Д. Лихачев) выпишите имя существительное, стоящее в винительном падеже.

7. Из предложения Архитекторы, строящие в о давно сложившихся городах, должны знать их историю и бережно сохранять их красоту. (Д. Лихачев) выпишите имена существительные 1-го склонения.

8. Определите падеж имени существительного в предложении Встану я в утро туманное. (А. Блок)

9. Определите склонение и падеж имени существительного путь в предложении Нет, хоть в конце тревожного скитанья найду пути. (А. Блок )

10. Определите падеж имени существительного песня в предложении Ветер принес издалека песни весенней намек. (А. Блок)

Работа № 2 «Имя числительное»

1. В каком словосочетании выделенное слово не является числительным?

1) трое учеников 3)десять единиц

2) третий день 4)ходить втроем

2. В каком словосочетании выделенное слово не является числительным?

1) двадцать пять человек

2) сотый покупатель

3. В каком словосочетании выделенное слово не является числительным?

1) восьмой век 3)пять минут

2) удвоить вес 4)двое перчаток

4. В каком словосочетании выделенное слово не является числительным?

3) сорок первый год

5. Какое выделенное в словосочетании слово является количественным числительным?

2) трехмиллионный город

3) одна десятая секунды

6. Какое выделенное в словосочетании слово является количественным числительным?

2) тысячелетний юбилей

7. Какое выделенное в словосочетании слово является количественным числительным?

3) пятьсот автомобилей

8. Какое выделенное в словосочетании слово является количественным числительным?

2) сотня тысяч рублей

4) полтораста часов

9. Какое выделенное в словосочетании слово является порядковым числительным?

4) две третьих часа

10. Какое выделенное в словосочетании слово является порядковым числительным?

1) десяток яиц 3)семеро козлят

2) полторы группы 4) девятый вал

Работа № 3 «Имя прилагательное»

1. В какой группе все местоимения указывают на предмет?

1) наш, этот, какой-то

2) несколько, сколько, сколько-то

4) чей-либо, некоторый, который

2. В какой группе все местоимения указывают на предмет?

2) никто, некого, кое-что

3) весь, всякий, самый

4) каждый, иной, любой

3. Какие местоимения являются определительными?

1) который, чей, каков

3) какой-нибудь, некоторые, кое-чей

4. Какие местоимения являются указательными?

2) столько, таков, тот

3) никакой, ничей, никто

4) некто, нечто, некий

5. В каком случае неправильно определен разряд местоимения?

2) столько (указательное)

3) свой (притяжательное)

4) нечто (отрицательное)

6. В каком случае неправильно определен разряд местоимения?

1) некоторые (неопределенное)

2) себе (притяжательное)

3) весь (определительное)

4) таков (указательное)

7. В каком случае неправильно определен разряд местоимения?

1) некого (отрицательное)

2) тому (указательное)

4) сколько (определительное)

8. В каком случае неправильно определен разряд местоимения?

1) другой (указательное)

2) никто (отрицательное)

3) некто (неопределенное)

4) всяческий (определительное)

9. В каком случае неправильно определен разряд местоимения?

1) иной (определительное)

2) собой (возвратное)

3) некий (отрицательное)

4) всякий (определительное)

10. В каком случае неправильно определен разряд местоимения?

1) ваш (притяжательное)

2) никакой (отрицательное)

3) такова (указательное)

1. Какой глагол относится к I спряжению?

1) удалить 3) подержать

2. Какой глагол относится к I спряжению?

1) захотеть 3) загадать

2) посмотреть 4) услышать

3. Какой глагол относится к I спряжению?

1) упасть 3) добежать

2) решиться 4) отоспаться

4. Какой глагол относится ко II спряжению?

1) напиться 3) взглянуть

2) потерпеть 4) взяться

5. Какой глагол относится ко II спряжению?

1) уберечь 3) заниматься

6. Какой глагол относится ко II спряжению?

1) отогнать 3) стелить

2) преобладать 4) попить

7. Какой глагол относится к разноспрягаемым?

1) победить 3)отбежать

2) подогнать 4)разгрести

8. Какой глагол относится к разноспрягаемым?

9. В каком предложении употреблен безличный глагол?

1) Никто не знает, как он здесь очутился.

2) Что-то горело вдали.

3) Ему часто приходилось оставаться без денег.

4) Река размыла дороги.

10. В каком предложении употреблен безличный глагол?

Источник

Упражнения по теме «Имя числительное»

Упражнение 1.

Запишите текст, определите разряд числительных.

22 августа 1880 года а Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.

Упражнение 2.

Определить разряды числительных по значению.

1) 15 февраля 1906 года родился известный татарский поэт Муса Джалиль.
2) Мусе не было и шести лет, когда он стал проситься в школу.
3) Муса за один год овладел программой всех четырех классов сельской школы.
4) В 1941 году Муса добровольцем отправляется на фронт.

Упражнение 3.

Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах Составьте одно предложение с любым из числительных.

297 карандашей (дат.)

Упражнение 4.

Выполнить анализ текста.

Пчеловодство- интересное и полезное занятие. Настоящий пчеловод, это человек, знающий и любящий свое дело. Он борется за жизнь каждой пчелиной семьи, за каждую пчелку. Он врач и управляющий, хранитель и покровитель своих любимцев. У опытных пчеловодов пчелы делают то, что нужно пчеловоду, он управляет ими. И от того, какой он управляющий или врач, зависит жизнь и здоровье крылатых тружениц. В работе с пчелами он отдает всего себя, здесь находит моральное удовлетворение, до тонкостей изучает биологию, жизнь пчелы и пчелиной семьи.

В составе семьи бывает одна плодная матка. Несколько сотен трутней и от десяти до восьмидесяти тысяч рабочих пчел.

Матка- это самая крупная пчела в семье. Длина матки от 20 до25 миллиметров. Вес от 150 до 300 миллиграммов, За сезон одна матка откладывает от 150 до 2000 тысяч яиц, а хорошие матки могут откладывать за сутки по 2000 яиц. Живут матки до пяти лет.

Трутни- это пчелы мужского пола. Продолжительность развития 24 дня. Длина тела 15- 17 миллиметров. Живут три- четыре месяца. Осенью все погибают.

Длина рабочей пчелы 12- 14 миллиметров, вес- 100 миллиграммов. 100 тысяч рабочих пчел весят один килограмм. За нектаром пчелы могут летать на расстояние до пяти километров. При этом на каждом километре пути расходуется около одного килограмма нектара. Поэтому располагать пасеки от основных медоносных растений далее чем на два километра не рекомендуется.

Задания по тексту:

1) О чем говорится в тексте. Определите тему текста, тип и стиль речи.

2) Выпишите числительные с относящимися к ним словами. Укажите падеж числительных.

3) Определите разряды числительных по значению и по составу.

4) Определите синтаксическую функцию числительных

5) Выполните морфологический разбор имени числительного.

Упражнение 5.

Замените (где возможно) количественные числительные числительными собирательными:

3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюки), 7 (тетради), 2 (друзья), 15 (козлята).

Тест по теме «Имя числительное»

1. На какие вопросы отвечает имя числительное?

Г) что делать? что сделать?

2. Найдите словосочетание с числительным.

Б) третий по списку;

3. Найдите собирательное числительное.

А) двадцать учеников;

Б) две десятых урожая;

В) одиннадцать экземпляров;

4. В каких числительных мягкий знак пишется на конце?

5. С какими существительными не согласуется собирательное числительное?

6. Найдите простое числительное.

В) пятьсот пятьдесят семь;

7. Найдите числительное с неверным окончанием.

Б) с девяносто литрами;

В) в сорока сочинениях;

8. В каком ряду все слова являются именами числительными?

А ) три пятых, полтора, семь, полуторный

Б) первый, второй, третий, который

В) много, мало, сколько, трижды

Г) двое, обе, полтораста, шестой

9. В каком варианте грамматические признаки числительного определены неправильно?

А ) пятьдесят — количественное числительное, сложное

Б) сто первый — порядковое числительное, составное

В) семерых — собирательное числительное в форме мужского рода предложного падежа

Г) одному — количественное числительное в форме мужского рода единственного числа дательного падежа

10. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении числительных?

Особенно тяжелыми были для него четыре года от тысяча восемьсот шестьдесят пятого до тысяча восемьсот шестьдесят девятого, которые, может быть, стоили четырех лет каторги.

А) четыре — числительное, количественное, простое, в форме именительного падежа, входит в состав подлежащего

Б) тысяча восемьсот шестьдесят пятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения

В) тысяча восемьсот шестьдесят девятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения

Г) четырех — числительное, количественное, простое, в форме дательного падежа, входит в состав дополнения.

Источник

Контрольная работа по теме: «Имя числительное»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Контрольная работа по теме: «Имя числительное».

1. Найди числительные:

а) сотня; б) миллиард; в) тройной; г) единица; д) третий; е) пятёрка; ж) десяток;

2. Определи слово, которое не является числительным:

а) миллион; б) сорок; в) единица; г) полтора; д) тысяча.

3. Найди однокоренное слово, являющееся числительным:

а) двойной; б) двойка; в) два; г) дважды; д) двойственный.

4.Найди те числительные, в которых в Им. и В. п. пишется в середине слова Ь.

а) 50; б) 19; в) 11; г) 60; д) 80; е) 15; ж) 500; з) 17; к) 700; л) 900 . Запишите их.

5.Укажи ряд с количественными числительными:

а) четвёрка, шестеро, одна седьмая, три.

б) триста, сорок семь, пятеро, третий.

в) двое, пятеро, пятнадцать, десять.

г) сто один, семеро, пятнадцать, второй.

6.Найди числительные, которые склоняются как существительные 3 –го склонения:

а) пять; б) сорок; в) один; г) двадцать; д) два; ж) три . Просклоняйте одно из них.

7.Найдите те слова, с которыми могут сочетаться собирательные числительные:

а) друзья; б) сани; в) подруги; г) ножницы; д) брюки; ж) работницы.

8.С какими из существительных не может сочетаться количественное числительное?

а) книга; б) отряд; в) красота; г) парта; д) подъезд.

9.Найди числительное, у которого при склонении изменяется только последнее слово:

а) шесть седьмых; б) сто один; в) пятьдесят три; г) девяносто семь; д) сорок пятый;

е) триста пятьдесят два.

10.Какое числительное имеет только две падежные формы ? Запиши эти формы :

а) тридцать; б) семь; в) пятьдесят; г) сто; д) шестьсот; е) десятый.

11.Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова. Просклоняйте одно из них:

а) пятьдесят; б) шестисотый; в) двести; г) девятисотый; д) девяносто.

а) в тысячу раз 1. порядковое, простое, в Пр. пад., ед. ч., м. р.

б) на втором (этаже) 2. количественное, собирательное, простое, в Р.п.

в) от пятерых (друзей) 3. количественное, целое, простое, в Вин. п

Контрольная работа по теме: «Имя числительное».

а) много; б) семеро; в) пятак; г) десятка; д) несколько; е) три седьмых; ж) двойка;

2. Определи слово, которое не является числительным:

а) двадцать один; б) семёрка; в) оба; г) трое; д) восьмой.

3. Найди однокоренное слово, являющееся числительным:

а) трижды; б) тройка; в) три; г) тройной; д) тройственный (союз).

4.Найди те числительные, в которых в Им. и В. п. пишется в середине слова Ь. Запишите их.

а) 60; б) 18; в) 70; г) 12; д) 80; е) 19; ж) 600; з) 11; к) 500; л) 800 .

5.Укажи ряд с количественными числительными:

а) пятеро, две шестых, три, седьмой.

б) семёрка, пятый, один, оба.

в) пятак, шесть, десятеро, оба.

г) трое, пять седьмых, пятьсот, восемнадцать.

6.Найди числительные, которые склоняются как существительные 2 –го склонения: Просклоняйте одно из них.

а) тысяча; б) миллион; в) триста; г) девяносто; д) двадцать; ж) миллиард .

7.Найдите те слова, с которыми может сочетаться собирательное числительное обе:

а) крыши; б) стороны; в) берега; г) животные; д) сёстры; ж) комнаты.

8.С какими из существительных может сочетаться количественное числительное?

а) чтение; б) дивизия; в) молоко; г) молодёжь; д) красота.

9.Найди числительное, у которого при склонении изменяется только последнее слово:

а) шестьдесят два; б) две четвёртых; в) двадцать восьмой; г) восемьдесят один; д) сто пятнадцать; е) одна четвёртая.

10.Какое числительное имеет только две падежные формы? Запиши эти формы :

а) десять; б) двадцать один; в) второй; г) две пятых; д) сорок; е) шесть.

11.Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова. Просклоняйте одно из них:

а) пятитысячный; б) семьдесят; в) девятьсот; г) семидесятый; д) триста.

а) на восемьдесят (случаев) 1. порядковое, простое, в Пр. пад., ед. ч., м. р.

б) через полтораста (метров) 2. количественное, дробное, простое, в Вин..п.

в) о пятнадцатом (посетителе) 3. количественное, целое, простое, в Вин. п.

Ключи к тестам по числительному.

1 вариант 2 вариант

4. а) г) д) ж) к) л) (записать словами) 4. а) в) д) ж) к) л)

6. а) г) (проскл. одно числ.) 6. б) ж)

7. а) б) г) д) 7. а) б) д) ж)

10. г) (записать формы) 10. д)

11. а) в) (просклонять) 11. б) в) д)

какое выделенное слово является количественным числительным обе руки четверть часа гулять втроем

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какое выделенное слово является количественным числительным обе руки четверть часа гулять втроем

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое выделенное слово является количественным числительным обе руки четверть часа гулять втроем

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

какое выделенное слово является количественным числительным обе руки четверть часа гулять втроем

Номер материала: ДБ-418441

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какое выделенное слово является количественным числительным обе руки четверть часа гулять втроем

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какое выделенное слово является количественным числительным обе руки четверть часа гулять втроем

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

какое выделенное слово является количественным числительным обе руки четверть часа гулять втроем

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

какое выделенное слово является количественным числительным обе руки четверть часа гулять втроем

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

какое выделенное слово является количественным числительным обе руки четверть часа гулять втроем

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

какое выделенное слово является количественным числительным обе руки четверть часа гулять втроем

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Сборник заданий для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «русский язык» по теме «Морфология. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Данное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов в учреждениях профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.

В соответствии с рабочей программой по дисциплине «Русский язык» на изучение данного раздела отводится максимальное количество 16 часов, в том числе 6 часов – на самостоятельную внеаудиторную работу.

Данное пособие позволит студентам изучить теоретический материал по теме, отработать практические навыки.

Составитель пособия: преподаватель русского языка и литературы I квалификационной категории Чазова Татьяна Николаевна.

Александров В. Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. – Челябинск: Взгляд, 2005

Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – М.: Просвещение, 2005

Рахимкулова Г. Ф., Черкасова М. Н., Черкасова Л. Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку: лексика, грамматика, стилистика, культура речи. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003

Розенталь Д. Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Издательство «Мир и образование», 2007

Текучева И. В. Тесты и задания по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011

Федосеева Л. Н. Русский язык. 11 класс. Быстрая подготовка к ЕГЭ: теория, тесты, упражнения. – М.: Айрис – пресс, 2009.

Федотова Л. С. Правила и тесты: пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Высш. шк., 2009.

Орфографический словарь русского языка.

II . Имя существительное.

А) Значение и грамматические признаки имени существительного.

Общее грамматическое значение имени существительного – значение предметности. Как предметы в русском языке могут быть представлены не только конкретные вещи – лопата, рамка, компьютер, но и названия лиц – студент, каменщик, Саша; признаков – красота, тьма, твердость; состояний и чувств человека – болезнь, нежность, тоска; явлений природы – гроза, жара, заморозки и др.

Морфологическими признаками существительного являются принадлежность к одному из родов и изменение по числам и падежам. Имя существительное имеет значение мужского, женского или среднего рода и по родам не изменяется: портрет (м.р.), галерея (ж.р.), зеркало (ср.р.).

Имя существительное изменяется по падежам и числам, т.е. склоняется.

Словообразовательными признаками имени существительного является:

Синтаксические признаки ИС связаны с тем, что оно обозначает предмет и поэтому в предложении чаще всего выполняет функцию подлежащего (Наступила зима.); дополнения (В этих местах не бывает холодной зимы.); обстоятельства (В прошлую зиму стояли небывалые морозы.)

Б) Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Тест № 5. Напишите самостоятельно правильный вариант ответа.

1. Определите разряд по значению имени числительного в предложении: Пятнадцать человек сидели за большим столом.

2. Определите разряд по значению ИЧ в предложении: Мы собрались вместе уже третий раз.

3. Определите разряд по значению ИЧ в предложении: Они не виделись полтора года.

4. Определите разряд по значению ИЧ в предложении: мастер наточил двое ножниц.

5. Определите разряд по структуре ИЧ в предложении: Две третьих участка было залито водой.

6. Определите разряд по структуре ИЧ в предложении: Наш рабочий день продолжался около восьми часов.

7. Определите разряд по структуре ИЧ в предложении: Все внимание было сосредоточено на решении пятнадцатой задачи.

8. Определите, в каком падеже употреблено ИЧ в предложении: Мы проговорили полтора часа.

9. Определите, в каком падеже употреблено ИЧ в предложении: У семи нянек дитя без глазу.

10. Определите, в каком падеже употреблено ИЧ в предложении: Деревня находилась в полутораста километрах от города.

3. Почтовая тройка быстро мчала лёгонькую таратайку. Из-под к..пыт разгорячившихся к..ней летел брызгами щебень и мелкая каменная пыль, но ямщик, наклонившись с облучка, ещё погонял и покрикивал. (Кор.) 4. Из сада потянуло р..сой и зап..хом душистого тополя; в акации щёлкал запоздавший с..ловей, и его песня покрылась громкими, дико оригинальными бетховенскими аккордами. (В.) 5. Красные, косые лучи со..нца ворвались в окна и заиграли яркими медными пятнами на темных обоях, на скатерти, на хрустале, на лицах обедающих. (Купр.) 6. Кругом цветное море голов, гул, конское ржанье. (Ш.)

Д) Род имени существительного.

Значение рода является постоянным признаком ИС. В ед. числе каждое ИС может быть отнесено к одному из трех родов:

Не определяется род у ИС, имеющих форму только множественного числа: джинсы, дрожжи, сани и др.

Род иноязычных несклоняемых ИС определяется следующим образом:

К муж. роду относятся ИС, обозначающие:

а) лиц мужского пола: атташе, маэстро;

б) названия животных или птиц: кенгуру, пони, колибри.

К женск. роду относятся ИС, обозначающие лиц женского пола: пани, мисс, леди.

К ср. роду относятся ИС, обозначающие неодушевленные предметы: бра, адажио, пюре.

Исключение: кофе, пенальти – муж. род.

г) две третьих часа

10. В каком словосочетании выделенное слово является порядковым числительным?

Тест № 4. Выберите правильный вариант ответа.

1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении имени числительного?

а) Я отнесла в мастерскую двое часов.

б) У него было двое братьев.

в) Им было по пятнадцати лет.

г) Это произошло в тысяча тридцать девятом году.

2. В каком предложении допущена ошибка в употреблении имени числительного?

а) Она дежурила двое суток.

б) По пути в школу мы увидели трех одноклассниц.

в) Он ограничился пятидесятью страницами учебника.

г) В соревнованиях участвовало более девяноста человек.

3. В каком предложении допущена ошибка в употреблении имени числительного?

а) Комиссия проэкзаменовала двадцать пять студентов.

б) На занятиях не было обеих сестёр.

в) Четверым спортсменкам не разрешили участвовать в соревнованиях.

г) Насыпь возводилась с помощью двух бульдозеров.

4. В каком предложении допущена ошибка в употреблении имени числительного?

а) Олимпиада в Москве была в тысячу девятьсот восьмидесятом году.

Б) На собрании выдвинули двадцать три делегата.

в) Теплоход пришёл только в шестом часу.

г) Четверо прохожих из десяти не смогли назвать и одного современного писателя.

5.В каком предложении допущена ошибка в употреблении имени числительного?

а) Сообщили, что было собрано более шестисот восьмидесяти тонн

барин, витраж, купон, профессор, столяр.

Распределите данные ИС по трем группам: 1) имеющие форму и единственного и множественного числа; 2) имеющие форму только единственного числа; 3) имеющие форму только множественного числа.

Коньки, погода, пальто, каникулы, горе, злость, брюки, зеркало, сестра, родня, лето, музыка, детвора, озеро, природа, солнце, обои, еда, друг, серебро, ложь, чай, трава, дно, чудо.

Перепишите, исправляя ошибки в употреблении ИС единственного и множественного числа.

Продолжите ряды ИС, имеющих форму только одного числа (не менее 8 слов). Установите разряд каждой группы слов по значению.

Смородина, малина, рожь, клубника…

Ненависть, зло, справедливость, добро…

Проводы, каникулы, сутки…

Ж) Типы склонений имен существительных.

При склонении ИС изменяется окончание. По характеру окончаний все существительные условно делятся на три типа склонений: первое, второе, третье.

ИС 1-го склонения имеют следующие падежные окончания:

б) до две тысячного года;

в) к двухтысячному году;

г) две тысячи седьмой год.

11. Укажите верное написание составного количественного числительного в В.п.:

а) одна тысяча восемьсот пятьдесят три;

б) одну тысячу восемьсот пятьдесят три.

12. Укажите верное написание составного количественного числительного в Т.п.:

а) одной тысячи восьмисот пятидесяти тремя;

б) одной тысячей восьмисот пятидесятью тремя;

в) одной тысячей восемьюстами пятьюдесятью тремя.

13. Укажите верное написание числительного:

а) с восьмистами девяноста шестью;

б) с восемьюстами девяносто шестью;

в) с восемьюстами девяноста шестью;

г) с восемьюста девяноста шестью.

14. Укажите правильное написание числительного полтора:

в) полуторам метрам.

15. Укажите правильное написание числительных в Р.п.:

а) сто сорок рублей;

б) ста сорока рублей.

Тест № 3. Выберите правильный вариант ответа.

1. В каком словосочетании выделенное слово не является числительным?

2. В каком словосочетании выделенное слово не является числительным?

а) двадцать пять человек

фантазия, рояль, полночь, виолончель, Мария, певица, Меркурий, аэрозоль.

Спишите, определите тип и вариант склонения.

Лес, окно, Тушино, рожь, трудящиеся, Петров, ВДНХ, путь, картина, лилия, радость.

Тополь, стекло, Болдино, степь, столовая, Данилов, ГАИ, знамя, симфония, мышь, дядя.

Борщ, облако, Багерово, дитя, тень, шампанское, линия, ВАК, темя, Соколов, доброта.

Гость, одеяло, тишь, Андреев, стремя, чайная, Короленко, студия, ГЭК, тётя, счастье.

Торт, здание, Борисов, полночь, приданое, МГУ, химия, племя, Ткаченко, рожь, Кузьмич.

Плакат, море, Денисов, дверь, горничная, Карпаты, кино, география, имя, БАМ, книга.

З) Особенности склонения некоторых существительных.

1. Существительные мужского и среднего рода с суффиксом –ИЩ— в И.п. ед.ч.

4. ИС 2-го склонения в П.п. ед.ч. вместо окончания –Е могут иметь окончание –У, если выражают обстоятельственное значение места: на кра-ю, на луг-у,; ср. окра-е, о луг-е.

9. В каком варианте грамматические признаки числительного определены неправильно?

А) пятьдесят — количественное числительное, сложное

Б) сто первый — порядковое числительное, составное

В) семерых — собирательное числительное в форме мужского рода предложного падежа

Г) одному — количественное числительное в форме мужского рода единственного числа дательного падежа

10. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении числительных?

Особенно тяжелыми были для него четыре года от тысяча восемьсот шестьдесят пятого до тысяча восемьсот шестьдесят девятого, которые, может быть, стоили четырех лет каторги.

А) четыре — числительное, количественное, простое, в форме именительного падежа, входит в состав подлежащего

Б) тысяча восемьсот шестьдесят пятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения

В) тысяча восемьсот шестьдесят девятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения

Г) четырех — числительное, количественное, простое, в форме дательного падежа, входит в состав дополнения.

Тест № 2. Выберите правильный вариант ответа.

1. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) четырьмястами строчками;

б) шестьюстами учениками;

в) свыше пятисот шестидесяти тысяч километров;

г) в двух тысячи восьмом году.

2. В каком числительном Ь пишется в середине слова?

3. В каких словах не пишется Ь в середине слова?

Поставьте ИС, данные в скобках, в форму нужного падежа. Укажите вариантные окончания.

Вкус (мед), запах (мёд), ложка (мёд), съесть (мёд); купить (сахар), положить в чай ложку (сахар), избыток (сахар), взвесить килограмм (сахар); тосковать о (дом); думать о (берег), стоять на (берег); фонарь на (мост); жить в (лес); дом на (край) деревни.

Образуйте от данных существительных форму родительного падежа мн.ч.

Бананы, лимоны, яблоки, апельсины, помидоры, мандарины, гренки, томаты, вафли, баклажаны, макароны, башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты, туркмены, солдаты, татары, цыгане, партизаны, граммы, килограммы, валенки, сапоги, туфли, ботинки.

Перепишите предложения, поставьте ИС, данные в скобках, в родительном падеже мн. числа. Выделите окончания у этих ИС.

1. Путешественники ехали без всяких (приключения). 2. Толпа приезжих (иноземец): (француз), (немец), англичан – в одну картину все сливалось в аллеях темных и густых. 3. Наше походное снаряжение состояло из (ружьё), топора, двух полотняных (палатка). 4. Месяц поздних (поцелуй), поздних (роза) и (молния) поздних! (Ливень) звездных – август! 5. Маленькие деревца (мандарин) приносят каждый год до четырех тысяч плодов.

И) Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

К разносклоняемым ИС относятся 10 существительных на –МЯ: пламя, время, племя, знамя, семя, имя, вымя, темя, стремя, бремя – и существительное путь.

Особенностью склонения этих ИС является то, что они имеют падежные окончания ИС 1-го (в Т.п.) и 2-го склонения (в Р., Д., П. падежах). При изменении по падежам у них появляется суффикс –ЕН- (кроме И. и В. П.)

Замените (где возможно) количественные числительные числительными собирательными:

3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюки), 7 (тетради), 2 (друзья), 15 (козлята).

Запишите словами и запомните правописание следующие числительные:

11; 16; 19; 50; 67; 89; 575; 687; 958.

Запишите предложения, заменяя числа словами.

1) сколько получится, если к 11968 прибавить 16374? 2) От 8753 отнимите 4587. 3) Умножьте 918 на 67 и к полученному произведению прибавьте 4 417. 4) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 6) В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 7) Теплоход с 468 пассажирами отошёл от пристани. 8) Под посевами пшеницы в колхозе занято 286,7 гектара пашни. 9) Альпинистская группа в составе 11 человек поднялась на труднодоступную гору высотой 3 785 метров над уровнем моря.

Запишите словосочетания, раскрывая скобки и заменяя числа словами и образуя сложные прилагательные..

(40) летний мужчина; (75) летний юбилей; (30) градусные морозы; (835) километровый переход; (40) ведёрная бочка; (345) квартирный дом; (2 ½ ) тысячный коллектив; (4 ½ ) тысячный посетитель выставки; (500) миллиардный народ.

Тест № 1. Выберите правильный вариант ответа.

1. На какие вопросы отвечает имя числительное?

Г) что делать? что сделать?

2. Найдите словосочетание с числительным:

Б) третий по списку;

6. Укажите букву ряда, в котором все существительные среднего рода:

7. Укажите словосочетание с нарушенным согласованием в роде:

А) знаменитая фамилия

Г) яблочное повидло

8. Укажите словосочетание с нарушенным согласованием в роде:

Б) авторитетное жюри

Г) болезненный мозоль

Д) вишневое варенье

9. Укажите существительное, имеющее форму только единственного числа:

10. Укажите существительное, имеющее форму только единственного числа:

11. Укажите существительное, имеющее форму только множественного числа:

12. Укажите существительное, имеющее форму и ед. числа и мн. числа:

Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах Составьте одно предложение с любым из числительных.

297 карандашей (дат.)

Просклоняйте следующие составные ИЧ, обозначьте падежные окончания.

Триста восемьдесят девять, шестьдесят четыре, девятьсот восемьдесят три.

5) При склонении дробного числительного изменяются обе его части: первая часть (числитель) представляет собой количественное ИЧ и соответственно склоняется; вторая часть (знаменатель) – это порядковое ИЧ и склоняется как имена прилагательные.

И.п. – три пятых урожая

Р.п. – трех пятых урожая

Д.п. – трем пятым урожая

В.п. – три пятых урожая

Т.п. – тремя пятыми урожая

П.п. – о трех пятых урожая

6) Дробные ИЧ полтора, полторы, полтораста имеют только две формы:

о полутора неделях

о полутораста тоннах

2. Суффикс с уменьшительно-ласкательным значением –ЕК— имеет беглую гласную –Е, которая при изменении ИС «выпадает»: ореш-ек – ореш-к-а, молоточ-ек— молоточ-к-а, а суффикс –ИК— при изменении ИС не меняется: двор-ик – двор-ик-а, стол-ик – стол-ик-а.

От данных слов образуйте с помощью суффиксов – ИК- и – ЕК- и запишите ИС.

Образуйте с помощью суффиксов –ЕНК- и –ИНК- новые ИС от приведенных ниже.

Пашня, колокольня, часовня, проталина, перекладина, скважина, черешня, изюмина.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание слов.

Врем…чко, тем…чко, сем…чко, пташ..чка, ножн…чки, скаме…чка, сит…чко, душ…чка, га…чка.

Дорога, нога, рука, дочь, коса, душа, полоса, оса.

Дробные ИЧ обозначают дробные числа: две шестых, семь целых шестнадцать сотых.

Собирательные ИЧ обозначают несколько лиц или предметов как одно целое: четверо юношей.

По структуре количественные ИЧ бывают:

Простые: девять, три, один;

Сложные: двенадцать, девяносто, восемьсот;

Составные: двадцать три, девятьсот шестьдесят один.

Спишите, распределяя ИЧ на два столбика: 1) целые ИЧ, 2) дробные ИЧ. Запомните их написание.

Одиннадцать дней, три четвертых яблока, шестнадцать процентов, одна вторая часть, около двадцати семи километров, в две целых шесть десятых раза, три с половиной недели, полтора килограмма, боле ста участников.

Собирательные ИЧ – ограниченная группа слов, которая не пополняется: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро и десятеро (употребляется редко).

Собирательные ИЧ склоняются по падежам так же, как имена прилагательные во множественном числе:

Собирательные ИЧ употребляются:

1) с ИС, обозначающие лиц мужского пола: пятеро мужчин;

2) с ИС, обозначающими детей и детёнышей животных: двое подростков, пятеро щенят;

3) с ИС, имеющими форму только множественного числа: трое ворот, четверо ножниц.

Собирательные ИЧ не употребляются с ИС, обозначающими лиц женского пола и называющими непарные предметы. «Двое» девочек – не правильно! Нудно – «две» девочки.

Собирательное ИЧ ОБЕ имеет форму женского рода: обе девочки.

В) килограмм, апельсин, носки

Г) помидор, отец, колодец

4. Укажите вариант строки со словами с мягким знаком:

Б) наговориш….ся, бестолоч…

5. Укажите строку с существительными в предложном падеже, имеющими окончание –И:

Б) в компани…, в молодост…

Г) в песн…, в рассказ….

А) перебеж…ик, спор. ик

Б) камен. ик, паром. ик

В) донос…ик, автоответ. ик

8. Укажите, какое существительное имеет суффикс –ИЧК-?

9. Укажите ряд слов, в котором все существительные имеют суффикс –ИЦ-?

А) письм…цо, плать…це, ружь…цо

Б) кресл…це, масл…це, здоровь….це

В) пальт…цо, имень…це, окон…е

Г) стихотворень…це, пальт…цо, ружь…цо

Д) здоровь…це, здань…це, письм…цо

22. Укажите, какое ИП не имеет краткой формы:

В предложениях допущены ошибки; запишите исправленный вариант.

1. Дела фирмы с каждым днем всё хужее. 2. Река обмелела, и поэтому лето с каждым годом в этих местах всё жарчее. 3. Чилийский перец острее и горче болгарского. 4. Не знаю, зачем вы поехали по этой дороге; этот путь длиньше. 5. Надо было купить черное пальто: оно дешевее, но прекрасно смотрится.

Выберите полную или краткую форму прилагательного.

1. Ты (не виноватый – не виноват) в случившемся. 2. Она (способная – способна) горы своротить ради сына. 3. Мы остались очень (довольные – довольны) поездкой в Михайловское. 4. Роман (интересный – интересен) во многих отношениях. 5. Братья всегда были (близкие – близки).

Отметьте номера слов, которые пишутся слитно.

1) (Много)летний, 2) (жилищно) строительный, 3) (народно)освободительное движение, 4) (историко) филологический факультет, 5) (Восточно)Европейская равнина, 6) (Санкт)Петербуржская выставка, 7) (свеже) испеченный, 8) (быстро) ходный, 9) (полу) ночный, 10) (девяти)летний, 11) (древне)русский, 12) (чисто)шерстяной, 13) (седо) бородый, 14) (ярко)красный, 15) (северо)осетинское искусство, 16) (средне)азиатский, 17) (шахматно) шашечный, 18) (ниже)перечисленный, 19) (научно)исследовательский, 20) (историко) архивный.

часов, встрет…ться в (кино) театре, об…ехать (пол) страны, работать в (гидро) городке, увид…ть (пол) Европы, под…рить (фото) альбом, избран (вице) президентом, ра…казывать об (унтер) офицер…, соб…рать (иван) чай, должность (вице) адмирала.

М) Морфологический разбор имени существительного.

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма (и.п., ед.ч.)

— собственное или нарицательное;

— одушевленное или неодушевленное;

3. Непостоянные признаки:

Образец разбора ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Медведь имя существительное.

Во-первых, оно обозначает предмет:

Начальная форма – медведь

Во – вторых, имеет постоянные морфологические признаки:

мужского рода, 2-го склонения.

употреблено в именительном падеже,

в единственном числе – это его непостоянные признаки.

В – третьих, в предложении является подлежащим.

непост. призн. – в И. п., в ед. ч.

7. К какому разряду относится ИП БЫСТРЫЙ?

8. Укажите правильно образованную сравнительную степень ИП:

9. Укажите, в каком словосочетании есть качественное ИП:

а) пассажирский поезд

в) железное здоровье

г) охотничьи доспехи

10. Укажите, в каком словосочетании есть качественное ИП:

в) клеёнчатая обложка

11. Укажите, от какого ИП нельзя образовать формы степеней сравнения:

12. Укажите, от какого ИП нельзя образовать формы степеней сравнения:

13. Укажите простую форму превосходной степени ИП ЧИСТЫЙ:

6. Какое слово пишется слитно?

7. Какое слово пишется через дефис?

8. Какое слово пишется слитно?

Б) (восточно)европейская овчарка

Г) (Восточно)Европейская равнина

9. Какое слово пишется раздельно?

В) (пол)яблоневого сада

10. Укажите ряд, где во всех словах пишется И.

Г) луков…чка, трещ…нка

11. В каком ряду во всех словах пишется О?

А) болотищ…, городишк…, землишк…

Б) заборишк…, перышк…, городишк..

В) речушк…, батюшк…, шалунишк…

Г) пальтишк…, житьишк…, соседушк…

12. В каком слове допущена ошибка?

А) под селом Голицыным

Б) за доктором Львовым

В) восхищаться Тургеневым

Г) фильм с Чарли Чаплином

13.Укажите ошибку в образовании формы слова

Распределите словосочетания с ИП в две группы: 1) слитное написание, 2) дефисное написание.

(Вечно) зеленые растения, (греко) римское государство, (древне) римские полководцы, (средне) суточный прирост, (молочно) белый пар, (бело) снежная скатерть, (резко) отрицательное воздействие, (экологически) опасный проект, (целлюлозно) бумажная промышленность, (сердечно) сосудистая система, (сине) фиолетовые волны, (декоративно) прикладное искусство, (электронно) вычислительные машины.

И) Морфологический разбор прилагательного.

Порядок морфологического разбора имени прилагательного.

2. Начальная форма (И.п., ед. ч., муж. род)

3. Постоянные признаки:

а) разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное);

б) для качественных прилагательных:

— степень сравнения (положительная, сравнительная или превосходная);

— полная или краткая форма;

4. Непостоянные признаки:

а) падеж ( в полной форме);

в) род ( в единственном числе).

5. Синтаксическая роль в предложении.

Образец морфологического разбора имени прилагательного.

Утро было особенно прекрасно.

1. Имя прилагательное – признак предмета.

3. Постоянные признаки:

б) для качественных прилагательных:

— степень сравнения положительная;

4. Непостоянные признаки:

а) единственное число.

5. В предложении является составной частью именного сказуемого было прекрасно, согласуется с ИС утро в ед.ч., ср. роде.

II . Имя прилагательное.

А) Значение и грамматические признаки имени прилагательного.

Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и согласуется с ИС в роде, числе и падеже. Пример: Подобно птичке беззаботной и он, изгнанник перелетный, гнезда надежного не знал и ни к чему не привыкал. (П.)

Грамматическим значением прилагательного является значение признака предмета. Это значение проявляется в нескольких разновидностях: размер, форма, цвет, свойство, качество (высокое дерево, круглая луна, пестрое платье, ароматный цветок, прочная постройка и т.д.)

Морфологическими признаками ИП являются изменения по родам, числам и падежам: зеленый сад, зеленая поляна, зеленое поле; зеленый луг – зеленые луга; зеленого луга, зеленому лугу и т.д. Форма ИП в речи целиком зависит от формы того ИС, к которому оно относится.

Словообразовательными признаками ИП является:

Синтаксические признаки ИП – способность этой части речи выполнять в предложении функции определения и сказуемого: Вода за холодные серые дни в октябре на отмелях спала – прозрачная стала и чистая.

Выпишите ИП, вставляя пропущенные буквы. Распределите их на группы по значению: 1) внешние признаки предмета (размер, форма, цвет и т.д., 2) свойства, качества предмета; 3) внутренне состояние человека; 4) оценка.

1. За тонкой перегородкой, отделявшей сарай от конюшни, были лошади. 2. И, счас…ливый и сп…койный, он схватил со стола кусок хлеба, со сковородки хвост рыбы и пошёл смотреть телевизор, все равно что. 3. Слабым звоном люстра отвечает на шаги по комнате пустой… 4. Спит земля в сиянье г…лубом… 5. Вошёл человек лет шестидесяти, белов…лосый, худой и смуглый, в коричн…вом фраке с медными пуговицами и в роз…вом платочке на шее.6. Деревянные платформы Балтийского вокзала потемнели от росы. 7. Это вздорное, по-видимому, происшествие заметно расстроило нашего героя. 8. «Какой он пр…красный»,- сказала княжна Марья.

Б) Разряды ИП по значению

В зависимости от значения различаются три разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.

От данных слов образуйте ИП с указанными суффиксами, выделите их.

1) –ов— или –ев-: свинец, кумач, парча, ситец, песец, грош, камыш, груша, плюш, изразец, глянец, холт, вещь;

2) –чив— или –лив-: доверять, расчёт, услужить, задумать, изменить, устоять, засуха, угодить, увёртываться, уклоняться;

3) –ев— или –ив-: поле, бой, огонь, лень, спесь, ложь, червь, яблоня, отрасль, никель;

Образуйте все возможные ИП от разных частей речи, укажите суффиксы.

Зверь, прыгать, десять, город, бесстрашие, ах, визг, терпеть, сирень, доходить.

Ж) Правописание НЕ с прилагательными.

1) если ИП без НЕ не употребляется: невзрачный, неуклюжий;

2) если ИП можно заменить синонимом без НЕ: невесёлый – грустный, небольшой – маленький.

1) если в предложении есть или подразумевается противопоставление с союзом А: не весёлый, а грустный собеседник; не свежий, а чёрствый хлеб;

2) если ИП употребляется со словами: ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ: далеко не радостный день; вовсе не интересный вечер.

Раскройте скобки, распределите написание НЕ с ИП в две группы: 1) слитное, 2) раздельное.

1. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рёв: (не) знакомый и страшный голос какого-то зверя. 2. Степь донская – широкая, простору и (не) езженных дорог в ней много. 3. Лицо (не) красивое, но такое славное! 4. Радуйся, что ты (не) хромой, (не) слепой, (не) злой… 5. Есть дома, где замечают те или иные проявления (не) чистой или, по крайней мере, (не) понятной силы. 6. У колонки берёт воду(не) молодая, уставшая женщина. 7. И впервые в жизни своим (не) математическим мозгом я поняла, что такое дифференциальное исчисление. 8. Яблони у нас в садах (не) большие, (не) развесистые, не растут как попало.

Выпишите ИП, определите их разряд по значению.

1. Вот увидишь – я умею так прекрасно танцевать в лунном тумане. Я училась в балетной школе. 2. От стрекозиных крыльев в доме было не провернуться, и все семейство водомерок толпилось на веранде. 3. Это была тихая почтенная семья, и все водомерки называли маму на «вы». 4. Ночью таскали сухие сосновые иглы и строили временный шалаш.

В) Степени сравнения прилагательных.

В русском языке есть три степени сравнения ИП: положительная, сравнительная и превосходная.

Положительная степень сравнения обозначает признак предмета вне сравнения: светлый костюм, хорошее настроение.

Сравнительная степень – обозначает, что данный признак проявляется в предмете в большей степени.

Превосходная степень сравнения – обозначает высшую степень признака, присущего предмету.

Простая сравнительная степень –

Некоторые ИП не имеют формы простой сравнительной степени: поздний, ранний, слепой, глухой, лысый и др.

Простая форма превосходной степени сравнения образуется при помощи суффиксов – ейш- и – айш-: добрый – добр-ейш-ий, великий – велич-айш-ий.

Составная форма превосходной степени сравнения образуется двумя способами:

1) Самый, наиболее, наименее + положительная степень ИП: самый умный, наиболее привлекательный;

2) всех, всего + форма простой сравнительной степени: сильнее всех, труднее всего.

Составная форма сравнительной степени – образуется при помощи слов более или менее: удачный – более удачный; темный – менее темный.

Этот вид степени сравнения чаще используется в в официально-деловой речи, т.к. имеет книжный оттенок.

1. Торф, рожь, овес, береста, лён, жесть, соль, трава, песок, смола, серебро, кожа, нефть, шерсть, дрова, платье;

2) клятва, бритва, листва, буква, клюква, тыква, огонь, число, обед, укоризна, естество, вещество, торжество;

3) мышь, комар, пчела, петух, утка, курица, соловей, воробей.

Распределите слова в два столбика, с –Н- и – НН-.

Тест № 1. Выберите один правильный вариант ответа.

1. В каком варианте ответа пишется удвоенное –Н-?

2. В каком варианте ответа пишется удвоенное –Н-?

3. В каком варианте ответа пишется удвоенное –Н-?

4. В каком варианте ответа пишется удвоенное –Н-?

5. В каком варианте ответа пишется одна буква –Н-?

Д) Склонение имен прилагательных.

ИП изменяются по падежам, числам и родам. Форма ИП при склонении зависит от ИС, к которому это прилагательное относится.

Чтобы не ошибиться в выборе окончания ИП, нужно задать вопрос от существительного, окончание ИП совпадает с окончанием вопросительного слова: выражение душевной (какой?) борьбы, с серым (каким?) небом.

Различают твердое и мягкое склонения ИП:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *