какое время отводится на развертывание эвакоорганов
1. Общие положения
1.1. Эвакуация и рассредоточение в загородную зону рабочих и служащих объектов экономики (учреждений, организаций, предприятий) из городов – одна из главных задач гражданской обороны по защите населения от воздействия противника в военное время. Кроме того, необходимость осуществления эвакомероприятий может возникнуть и в мирное время, в случае возникновения крупных производственных аварий с выбросом в окружающую среду вредных веществ, при угрозе затопления в результате разрушения гидротехнических сооружений и других чрезвычайных ситуациях.
1.2. Общее руководство планированием эвакомероприятий на объекте осуществляет руководитель объекта через своего заместителя (начальника отдела ГОЧС, специалиста ГОЧС) и председателя объектовой эвакуационной комиссии.
1.3. Непосредственное руководство подготовкой к проведению эвакомероприятий возлагается на эвакуационную комиссию объекта (объектовую эвакокомиссию – ОЭК). При решении поставленных задач ОЭК взаимодействует с городской (территориальной) эвакуационной комиссией (ГЭК).
1.4. Председателем ОЭК назначается заместитель руководителя объекта по общим вопросам, его заместителем – начальник отдела кадров.
1.5. В состав ОЭК включается необходимое количество персонала из состава отдела кадров, профкома, отделов и подразделений объекта.
Список должностных лиц эвакуационной комиссии объекта и функциональные обязанности должностных лиц эвакуационных органов утверждается руководителем организации – начальником ГО объекта.
1.6. Для сбора, учета, формирования, обеспечения и отправки колонн эвакуируемого персонала объекта и членов семей (далее – эваконаселение) создаются эвакуационные группы (ЭГ), сборные эвакуационные пункты (СЭПы), администрация промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ) и пункты выдачи средств индивидуальной защиты (ПВ СИЗ) и другие.
1.7. Эвакуационные группы создаются на базе крупных подразделений объекта, а их доукомплектование личным составом при необходимости производится за счет персонала других подразделений, приписанных к этим эвакогруппам.
Списки должностных лиц эвакуационной группы, оперативной группы ОЭК на промежуточном пункте эвакуации и в загородной зоне согласовываются и утверждаются заблаговременно.
2. Задачи эвакуационной комиссии
2.1.1. Разработка и ежегодное уточнение плана эвакуации рабочих, служащих и членов их семей, мероприятий по всестороннему обеспечению эвакуации.
2.1.2. Разработка и осуществление мероприятий по освоению закрепленного района (пункта) размещения, подготовка поквартирной схемы размещения рабочих, служащих и членов их семей в загородной зоне.
2.1.3. Подготовка предложений руководителю объекта о составе администрации СЭП, назначении начальников эвакуационных эшелонов, старших по автомобильным и пешим колоннам. Организация подготовки личного состава администрации СЭП, начальников (старших) эвакуационных эшелонов, колонн, групп эвакокомиссии к практической работе по предназначению.
2.2. ПРИ ПЕРЕВОДЕ ГО С МИРНОГО НА ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
2.2.1. Уточнение плана эвакуации, мероприятий по ее обеспечению, а также списков эвакуируемых рабочих, служащих и членов их семей.
2.2.2. Подготовка к развертыванию и развертывание СЭП, приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.
2.2.3. Уточнение с эвакоприемными комиссиями порядка приема, размещения и обеспечения рабочих, служащих и членов их семей в загородной зоне.
2.3. С ПОЛУЧЕНИЕМ РАСПОРЯЖЕНИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ
2.3.1. Оповещение рабочих и служащих объекта о начале эвакуации, времени прибытия их и членов семей на СЭП.
2.3.2. Постановка задач начальникам эвакуационных эшелонов, старшим по автомобильным и пешим колоннам, вручение им списков эвакуируемых, входящих в состав колонны (эшелона).
2.3.3. Поддержание взаимодействия с транспортными органами, выделяющими транспортные средства для вывоза рабочих и служащих объекта и членов их семей в загородную зону.
2.3.4. Проведение учета и доведение до руководителя объекта и районной (городской) эвакокомиссии сведений о количестве вывезенных в загородную зону рабочих, служащих и членов их семей (по времени, видам транспорта).
2.3.5. Обеспечение во взаимодействии с аварийно-спасательными службами защиты эвакуируемых на СЭП, пунктах посадки и на промежуточных пунктах эвакуации.
2.3.6. Поддержание взаимодействия с эвакоприемными комиссиями, при необходимости посылка туда своих представителей.
3. Организация проведения эвакомероприятий
3.1. В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
3.1.1. В целях скорейшего вывода эваконаселения за границу зоны возможного поражения в условиях угрозы нападения противника и в случае недостатка эвакотранспорта эвакуация организуется комбинированным способом.
Сущность комбинированного способа эвакуации состоит в том, что на первом этапе проводятся массовый вывоз эваконаселения с СЭП всеми видами транспорта, в том числе и личным, и вывод пешим порядком на ППЭ. При этом на сборном эвакопункте производятся учет, комплектование и отправка колонн на пункты (станции) посадки или непосредственно на ППЭ. Для сопровождения колонн из состава эвакоорганов выделяются сопровождающие (старшие колонн, начальники эшелонов).
В целях организации правильного учета эвакоресурсов в ходе эвакуации весь персонал объекта перед началом проведения эвакуации может обеспечиваться эвакуационными удостоверениями. Выдача их производится установленным порядком при переводе объекта с мирного на военное положение или при возникновении чрезвычайных ситуаций.
С прибытием на ППЭ проводится регистрация эваконаселения, ему уточняются конечные пункты эвакуации, порядок дальнейшего вывоза транспортом и др.
Потенциально эваконаселение на ППЭ может находиться продолжительное время, в связи с чем должно быть организовано инженерное оборудование района развертывания ППЭ, пунктов обогрева в зимнее время (строительство землянок, шалашей, бараков) и решение вопросов снабжения и обслуживания эваконаселения.
В случае использования железнодорожного транспорта или при наличии достаточного количества автомобильного транспорта вывоз эваконаселения в пункты эвакуации может проводиться минуя ППЭ, с пунктов посадки на транспорт.
На втором этапе эвакуации эваконаселение организованно перевозится с ППЭ в населенные пункты района эвакуации. В первую очередь подлежат отправке дети до 7 лет с родителями, инвалиды, пенсионеры, больные.
Эваконаселение, прибывшее на ППЭ личным транспортом, убывает с ППЭ в составе организованных колонн после регистрации и получения эвакуационных удостоверений (маршрутных листов). При наличии свободных мест в личном транспорте туда подсаживаются эвакуируемые из числа находящихся на ППЭ. Личный транспорт осуществляет перевозки только к пункту эвакуации.
3.1.2. Сборные эвакуационные пункты развертываются:
N 1 – для населения, проживающего в старой части города ____, СЭП оборудуется в здании средней школы N ___;
N 2 – для населения, проживающего в поселке ___, СЭП оборудуется в здании Дома культуры ____;
N 3 – для населения, проживающего в микрорайонах N ___, СЭП оборудуется в здании кинотеатра ____
3.1.3. Маршруты эвакуации:
N 1 – СЭП N 1 – ул. ____ – ул. ____ – пос. ____ – ППЭ и далее в загородную зону. Исходный пункт на маршруте эвакуации N 1 – развилка дорог ____;
N 2 – СЭП N 1 – 2 – ул. ___ – пункт посадки (железнодорожная платформа) – загородная зона;
N 3 – СЭП N 2 – ул. ____ – ул. ____ – пос. ____- ППЭ. Исходный пункт на маршруте эвакуации N 2 – пост ГАИ ____
3.1.4. Движение транспорта и пеших колонн по маршрутам на время эвакуации организуется одностороннее (только из города).
3.1.5. Промежуточный пункт эвакуации оборудуется в районе д. ________
3.1.6. Основной эвакуационный маршрут N 1.
3.1.7. Для поддержания основного эвакомаршрута в проезжем состоянии, регулирования движения, оказания медицинской помощи и технической помощи назначаются комендантские участки, которые оборудуются силами аварийно-спасательных формирований подразделений объекта.
3.1.8. Эвакуационные группы создаются:
N 1: на базе и из персонала ____;
N 2: на базе и из персонала ____;
N 3: на базе и из персонала ____
3.2. ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ:
3.2.1. В случае возникновения крупных производственных аварий и в условиях воздействия на людей вредных веществ эвакуация организуется путем вывоза населения автотранспортом.
На первом этапе население из жилых домов эвакуируется на промежуточный пункт эвакуации, где при необходимости проходит индивидуальный контроль зараженности и санитарную обработку, получает неотложное медицинское обслуживание, обеспечивается питанием.
В дальнейшем после регистрации на ППЭ эваконаселение транспортом территориальных органов загородной зоны отправляется к местам расселения.
3.2.2. Сборные эвакуационные пункты в этом случае не развертываются.
Личный состав эвакогрупп (кроме входящего в ППЭ) задействуется для поквартирных обходов жилых домов, уточнения списков и отправки эвакуируемых.
Обязательной эвакуации подлежит все население, находящееся в жилом доме, квартале, за исключением дежурных смен объектов экономики. Транспорт подается к подъезду дома или в квартал.
3.2.3. Порядок проведения эвакуации определяется решением ГЭК.
Места сбора эвакогрупп – помещения, предназначенные для развертывания СЭП.
3.2.4. В ходе организации эвакуации на эвакогруппы могут быть возложены дополнительные обязанности по выдаче обслуживаемому населению медицинских профилактических препаратов, средств индивидуальной защиты, памяток и рекомендаций населению по действиям в сложившейся обстановке.
3.2.5. Закрепление за эвакогруппами жилых кварталов города производится заблаговременно решением ГЭК.
Эвакуационные списки в двух экземплярах (по установленной форме 1э) готовятся эвакогруппами совместно с администрацией жилищно-эксплуатационных органов, хранятся в ГЭК и корректируются один раз в два года. Выдача эвакуационных списков в эвакогруппы осуществляется ГЭК после принятия решения на проведение эвакуации.
3.2.6. Эвакуация детей из дошкольных учреждений и школ проводится транспортом, подаваемым непосредственно к детским дошкольным учреждениям и школам, в сопровождении обслуживающего персонала.
Данные о количестве эвакуированных детей передаются в эвакуационные комиссии и ГЭК. Ответственность за проведение эвакуации детей возлагается на руководителей дошкольных учреждений, школ и ГПТУ.
3.2.7. Администрация ППЭ задействуется для развертывания промежуточных пунктов эвакуации.
3.2.9. Общее руководство развертыванием ППЭ осуществляет заместитель председателя ОЭК по ППЭ.
4. Организация управления эвакоорганами и эвакуацией
4.1. С получением установленного сигнала председатель эвакокомиссии или его заместитель прибывают на пункт управления ГО объекта.
После получения задачи и уяснения обстановки они убывают на свои рабочие места, где развертывают пункт управления ОЭК, организуют оповещение и сбор личного состава эвакокомиссии и далее действуют в соответствии с календарным планом мероприятий ОЭК. Схема оповещения личного состава ОЭК должна быть приведена в приложении к плану ГО.
4.2. С получением распоряжения N 2 приводятся в готовность эвакогруппы подразделений. Руководители эвакогрупп проводят рекогносцировку и подготовку мест развертывания СЭП, организуют выдачу эвакуационных удостоверений в подразделения объекта.
В ОЭК организуется круглосуточное дежурство руководящего состава. Заместители председателя ОЭК убывают в ГЭК для уточнения плана эвакуации.
4.3. С получением распоряжения N 3 ОЭК организует развертывание СЭП по полной схеме, получение со складов ГО средств индивидуальной защиты.
В загородную зону направляются заместитель ОЭК по ППЭ и администрация ППЭ эвакогрупп.
Промежуточные эвакопункты развертываются и оборудуются в полном объеме.
Вся служебная документация готовится к вывозу в загородную зону.
В эвакуационные списки вносятся данные о количестве рассредоточиваемого персонала, входящего в невоенизированные формирования.
Организуется эвакуация персонала и учащихся профессиональных учебных заведений, от работы освобождаются лица, не вошедшие в аварийно-спасательные формирования и не задействованные в переводе объекта на особые режимы работы.
Оперативная группа ОЭК направляется в загородную зону.
4.4. С получением распоряжения N 4 организуется эвакуация в полном объеме.
4.5. Во все периоды действия эвакоорганов оповещение и связь организуются по существующим средствам связи, а с развертыванием ППЭ – и с использованием радиосвязи.
4.6. Донесения о ходе эвакомероприятий представляются в ГЭК и отдел ГОЧС объекта согласно табелю срочных донесений.
4.7. Взаимодействие с транспортной службой организуется через центральный диспетчерский пункт.
4.8. Пункт управления ОЭК – здание отдела кадров, запасной пункт управления ОЭК – в защитном сооружении ____
5. Планирование эвакуационных мероприятий
5.1. Сведения, включаемые в план ГО объекта
5.1.1. В раздел 2 текстовой части плана ГО – «Организация мероприятий по эвакуации»:
— порядок и сроки проведения эвакуации персонала и членов семей, силы и средства для ее проведения, маршруты движения;
— расчет и организация работы сборных эвакопунктов и пунктов посадки, создаваемых на объекте;
— расчет эвакуируемых по видам транспорта и по маршрутам движения;
— организация размещения эвакуируемых в загородной зоне;
— организация подвоза работающих смен;
— порядок вывоза материальных ценностей.
5.1.2. В приложение к текстовой части плана ГО – «Расчет на проведение мероприятий по эвакуации». Документ может разрабатываться на карте (схеме) с указанием:
— местоположения объекта, административных границ сельских районов загородной зоны;
— границ зон возможных сильных разрушений, границ зон непоселения вокруг потенциально опасных объектов;
— границ зон возможного катастрофического затопления;
— маршрутов рассредоточения и эвакуации с указанием количества транспорта на каждом маршруте и численности вывозимого (выводимого) населения;
— закрепленных за объектом населенных пунктов эвакуации с указанием численности проживающих и подселяемых и плотности населения;
— станций (пунктов) посадки (высадки), эвакоприемных пунктов и маршрутов развоза эваконаселения до мест расселения;
— промежуточных пунктов эвакуации;
— расчета численности населения, вывозимого различными видами транспорта и выводимого пешим порядком;
— сроков завершения рассредоточения и эвакуации;
— порядка организации оповещения и сбора населения;
— порядка обеспечения рассредоточения и эвакуации;
— порядка организации управления рассредоточением и эвакуацией.
5.2. Документы эвакуационной комиссии объекта
Примерный перечень документов, разрабатываемых в объектовой эвакокомиссии, может включать:
1. Приказ о создании эвакоорганов и назначении должностных лиц в эвакоорганы.
2. Штатно-должностной список эвакуационных органов.
3. Функциональные обязанности должностных лиц эвакоорганов.
4. Календарный план основных мероприятий эвакуационной комиссии.
5. Схему оповещения личного состава эвакоорганов.
6. Выписку из плана (расчета) эвакуации населения города.
7. План рассредоточения и эвакуации персонала объекта и членов семей.
8. Выписку из графика подачи транспорта на СЭПы.
9. Ордер территориальной ЭК для занятия населенного пункта.
10. Схему(-мы) развертывания СЭП и ПЭП.
11. Маршрутные карточки.
12. Удостоверения старших колонн.
13. Списки эвакуируемых:
— территориальный (форма 1э);
— по подразделениям (форма 2э).
14. Эвакуационные удостоверения.
15. Справочную и информационную документацию.
16. Перечень оборудования и имущества для СЭП, ППЭ и ПВ СИЗ.
17. Накладные на получение СИЗ, приборов дозиметрического контроля и другого имущества.
18. График движения колонн по маршрутам эвакуации.
19. Схему оборудования маршрутов пешей эвакуации.
20. Схему размещения эваконаселения на большом привале на маршруте пешей эвакуации.
21. Расчет на отселение из приграничной зоны.
22. Соглашение-обязательство об использовании личного транспорта для эвакуации.
23. Скользящий график работы предприятия, увязанный с графиком подвоза рабочих и служащих.
24. Основные показатели планирования эвакуации и рассредоточения.
25. Список телефонов должностных лиц ГО и пунктов управления и др.
Вышеуказанные документы разрабатываются в количестве не менее двух экземпляров и хранятся: первый – в отделе ГОЧС объекта, второй – в эвакокомиссии.
Корректировка документов производится ежегодно к 1 марта по состоянию на 1 января и по мере необходимости – в течение года. Степень секретности документов определяется в соответствии с ведомственным перечнем сведений, подлежащих засекречиванию.
6. Организация обучения эвакоорганов
6.1. Председатель эвакокомиссии подлежит обучению в группе N 1 (руководителя объекта). Заместитель председателя эвакокомиссии – в группе N 2 (начальника отдела ГОЧС объекта).
6.2. Для подготовки командно-начальствующего состава эвакоорганов организуется учебная группа эвакоорганов. В нее включаются: заместители председателя, их помощники, руководители групп эвакокомиссии, руководители эвакогрупп и их заместители, начальники СЭП и ППЭ.
Руководитель учебной группы – председатель ОЭК. Занятия в группе эвакоорганов проводятся по специально разрабатываемой программе ежегодно, методом двухдневного учебного сбора под руководством отдела ГОЧС и ГЭК. Остальной личный состав эвакоорганов проходит обучение по обязательному минимуму знаний ГО в составе своих подразделений.
6.3. Для отработки практических навыков действий весь состав эвакоорганов объекта ежегодно привлекается на тактико-специальное учение, которое может совмещаться с комплексными учениями ГО и объектовыми тренировками.
1. Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» (утв. МЧС РФ).
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 7/2019.
Тема: “Эвакомероприятия. Организация работы эвакоорганов в военное время” (стр. 3 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
Задачи проведения эвакуации (реэвакуации) возложены на штабы ГОЧС, органы исполнительной власти и местного самоуправления, в компетенции которых входят решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
2.Общие положения о проведении эвакомероприятий при возникновении ЧС мирного времени.
Одним из основных способов защиты населения в случае возникновения аварий, катастроф или стихийных бедствий является его эвакуация с опасных зон и территорий.
Особенности проведения эвакуации определяется характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землятрясение, наводнение и т. п.),численностью пострадавшего населения и срочностью проведения эвакомероприятий.
В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения:
При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально-опасных объектах или стихийного бедствия, производится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов и прогнозируемых зон ЧС. Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.
В случае внезапного развития ЧС производится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС, то есть в тех случаях, когда возникает реальная угроза жизни и здоровью людей.
Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени, определяются критериями опасности поражающих факторов и критериями, учитывающими допустимые уровни удовлетворения жизненноважных потребностей человека, а также времени, в течении которого человек может прожить без удовлетворения этих потребностей или на уровне, более низком, чем допустимый.
В зависимости от масштабов развития ЧС и численности выводимого населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации:
Локальная эвакуация производится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничены пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превыщает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города, вне зон действия поражающих факторах источника ЧС.
Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч человек до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.
Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зон ЧС население, может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.
В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения:
Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.
Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и профессиональных училищ.
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации.
Основанием для принятия решения на проведение эвакуации, является наличие угрозы жизни и здоровью людей.
Право принятия рещения на проведение эвакуации принадлежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС. В случаях требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.
Проведение эвакуации населения требует тщательно продуманного планирования эвакомероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки, транспорта, дорог, районов размещения эвакуируемого населения в безопасных местах, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.
Но в некоторых случаях эвакуация осуществляется только по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.
Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта. состояния дорог и других местных условий. Население может быть эвакуировано транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанном на сочетании вывода максимально возможного колличества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как правило, население, которое не способно передвигаться пешим порядком. Такой способ эвакуации позволяет провести вывод и вывоз населения из зоны ЧС в максимально сжатые сроки.
Эвакуируемое население размещается в безопасных районах до особого распоряжения в зависимости от складывающейся обстановки.
Размещение эвакуируемого населения планируется осуществлять, как правило, в границах своих административно-территориальных образований. При отсутствии там необходимых условий для размещения эвакуируемого населения, оно может быть размещено на территориях соседних административно-территориальных образований, по согласованию с соответствующими Главами администраций.
Районы размещения должны отвечать следующим основным требованиям:
* обеспечивать безопасность населения от поражающих факторов источника ЧС, т.е. быть вне зон их действий;
* обеспечивать необходимые условия для отдыха и жизни людей;
* соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
С учетом этих требований каждому предприятию, учреждению или организации, заблаговременно назначается район размещения, который может включать несколько населенных пунктов (для крупных ОЭ).
Закрепленные за ОЭ районы размещения должны изучаться и осваиваться.
Для кратковременного размещения эвакуируемого населения, используются служебно-бытовые помещения, клубы, пансио
наты, лечебно-оздоровительные учреждения, туристические базы, дома отдыха, санатории и т. д.В летнее время возможно кратковременное размещение людей в палатках.
3. Организация эвакуации населения, эвакуационные органы, их струк
Значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий, предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготовке.
Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возложено на эвакуационные органы и штабы ГОЧС.
К эвакуационным органам относятся:
* сборные эвакуационные пункты (СЭП);
* промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
* приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
* группы управления
на маршрутах пешей эвакуации;
* оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.
Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах РФ, городах и районах, а также на ОЭ, где планируется эвакуация населения, рабочих и служащих.
В состав территориальных эвакуационных комиссий, решением соответствующих Глав администраций, назначаются ответственные работники.
Председателем эвакуационной комиссии назначается, как правило, заместитель Главы административно-территориального образования.
Членами эвакуационных комиссий назначаются руководители (или их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел, представители военных комиссариатов.
Для проведения делопроизводства эвакокомиссий и технической работы назначается рабочий аппарат из сотрудников администраций территориальных органов управления
Рабочий аппарат эвакуационных комиссий комплектуется по направлениям работы и может состоять, с учетом местных условий, из нескольких групп:
* по учету вывозимого и выводимого населения;
* по учету, приему и размещению эвакуируемого населения в безопасных районах;
* обеспечение эвакомероприятий и др.
Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, учреждения, организации. В состав объектовой эвакуационной комиссии назначаются начальники основных служб (отделов),начальники структурных подразделений или их заместители.
Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим начальникам ГО и работают в тесном контакте со штабами ГОЧС.
Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначены для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения.
СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций, речных портов и пристаней, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Колличество СЭП и их пропускная способность определяется с учетом численности эвакуируемого населения, колличества маршрутов звакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов и судов. Для размещения СЭП используются различные обшественные здания и сооружения. На СЭП или вблизи от них подготавливаются имеющиеся защитные сооружения или простейшие укрытия.
СЭПы создаются из расчета один СЭП вблизи каждой станции (пункта) посадки на транспорт и маршрута эвакуации пешим порядком, для обеспечения отправления 5-6 поездов в сутки или комплектования и подготовки к маршу 2-х пеших колонн по 500 человек в час. СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд, судно или колонну.
Каждому СЭП присваивается порядковый номер. За ним закрепляются ОЭ, ЖЭО, а также пункты посадки, с которых организуется вывоз населения и маршруты пешей эвакуации. СЭП обеспечиваются прямой связью с городскими, районными, объектовыми эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.
Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных исполнительных органов, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.
Численность персонала ПЭП определяется с учетом колличества прибывающего населения и объемам мероприятий по его обеспечению.
Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы (ОГ),за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.
ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНЫХ ГРУПП:
* оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на транспорт по месту нахождения (по месту жительства или работы);
* распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакоколонн (эшелонов) и сопровождения их по маршрутам эвакуации;
* осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакоорганов;
* организация и поддержание лбщественного порядка в зоне их ответственности.
На внешней границе зоны ЧС размещаются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). ППЭ должны обеспечивать: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку населения в места размещения в безопасных районах. При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви. На ППЭ осуществляется пересадка населения с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на “чистые” транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.
ППЭ располагаются вблизи железных и шоссейных дорог, водных путей сообщения. В целях обеспечения организованности и порядка среди эвакуируемого населения назначаются:
Для организации движения пеших эвакоколонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемые решениями органов местного самоуправления из числа ответственных работников дорожных организаций. В состав группы управления входят:
Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации являются:
* организованная отправка пеших колонн;
* поддержание порядка и обеспечение управления на маршруте;
* оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования.
Какие мероприятия должны быть предусмотрены и спланированы эвакокомиссиями и штабами ГОЧС?
Заблаговременно (до возникновения ЧС) организуется и осуществляется комплекс следующих мероприятий ( режим повседневной готовности ):
* подготовка эвакоорганов к выполнению возложенных на них задач, а также обучение населения к действиям по сигналу о эвакуации;
* контроль за резервированием и распределением всех видов транспорта для обеспечения эвакуационных перевозок;
* определение станций (портов, пристаней) в качестве пунктов посадки-высадки населения;
* контроль за развитием транспортных коммуникаций и подъездных путей к пунктам посадки-высадки и промежуточным пунктам эвакуации;
* выбор маршрутов эвакуации;
* организация всех видов разведки;
* организация медицинского обслуживания населения в ходе эвакуации;
* организация проведения санитарной обработки эваконаселения, специальной обработки транспорта, одежды;
* контроль за подготовкой безопасных районов для размещения эвакуируемого населения;
* подготовка пунктов управления ГО, средств связи и оповещения;
* отработка схем управления.
При угрозе возникновения ЧС ( режим повышенной готовности ) проводится:
* приведение в готовность к развертыванию подчиненных эвакоорганов;
* уточнение численности населения, подлежащего эвакуации и списков эвакуируемых;
*уточнение расчетов на вывоз населения всеми видами транспорта;
* организация подготовки маршрутов эвакуации населения;
* контроль за подготовкой транспорта к обеспечению эвакуационных мероприятий;
* подготовка к развертыванию СЭП, ППЭ, ПЭП;
* проверка готовности систем связи и оповещения;
* подготовка имеющихся защитных сооружений на СЭП;
* подготовка к развертыванию пунктов посадки и высадки для отправки и приема эвакуируемого населения;
* подготовка пунктов и мест размещения в безопасных районах.
После получения указания на проведение эвакуации решаются следующие задачи:
* доведение распоряжения о начале эвакуации до подчиненных эвакоорганов и населения;
* уточнения порядка проведения запланированных эвакуационных мероприятий, с учетом сложившейся обстановки;
* уточнение порядка взаимодействия между эвакоорганами и администрациями городов и районов в осуществлении эвакуационных мероприятий;
* организация учета и отправки эвакуируемого населения и контроль за движением эвакопотоков;
* контроль за своевременностью подачи транспорта к пунктам посадки и организации его работы по выполнению эвакоперевозок;
* контроль за размещением эваконаселения в безопасных районах.
Какие основные мероприятия по организации и осуществлению эвакомероприятий проводятся на ОЭ?
* обучение и инструктирование персонала и членов их семей;
* подготовка личного состава эвакоорганов;
* рекогносцировка маршрутов эвакуации;
* подготовка совместно с местной администрацией района размещения для приема и всестороннего обеспечения эваконаселения.
При угрозе возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий:
* подготовка к прекращению производственной деятельности, остановке и консервированию оборудования;
* проверка готовности систем связи и оповещения по обеспечению эвакуационных мероприятий;
* уточнение плана эвакуационных мероприятий и списков эваконаселения;
* развертывание работы эвакокомиссий;
* контроль за приведением в готовность защитных сооружений в пунктах сбора.
С получением распоряжения на проведение эвакуации осуществляются:
* оповещение и обеспечение сбора рабочих, служащих и членов их семей;
* введение в действие плана эвакуации рабочих, служащих и членов их семей;
* проведение мероприятий, направленных на обеспечение эвакуации и ее осуществление.
Начальники и штабы ГОЧС, председатели эвакоприемных комиссий административно-территориальных образований и ОЭ, расположенных в безопасных районах, проводят следующие мероприятия по организации и руководству эвакуацией:
Залаговременно проводимые мероприятия:
* планирование приема и размещения прибывающего по эвакуации населения;
* подготовка личного состава эвакуационных органов;
* подготовка к развертыванию ППЭ, ПЭП;
* контроль за оборудованием станций (портов, пристаней) в качестве пунктов высадки населения;
* контроль за строительством подъездных путей к пунктам высадки, ППЭ, ПЭП;
* оборудование маршрутов эвакуации, проходящих по территории соответствующих административно-территориальных образований;
* контроль за подготовкой жилья, медицинских учреждений, других объектов инфраструктуры для размещения и первоочередного жизнеобеспечения прибывающего населения;
* подготовка к информации и инструктированию эваконаселения.
С получением распоряжения на проведение эвакуации населения проводятся:
* организация приема, учета и отправки в районы размещения прибывающего населения;
* организация всех видов разведки на маршрутах и в районах размещения эваконаселения;
* организация дозиметрического контроля, санитарной обработки населения, специальной обработки техники и одежды;
* организация транспортного, инженерного и других видов обеспечения;
* организация управления и связи в ходе эвакуации.
При решении вопросов эвакомероприятий, необходимо организовать взаимодействие штабов ГОЧС и эвакоорганов с представителями командования ВС РФ, начальниками гарнизонов и военных комиссариатов по следующим направлениям деятельности:
* согласование планов эвакуации с мероприятиями, проводимыми военным командованием;
* обмен информацией об изменениях обстановки;
* совместное использование защитных сооружений, пунктов специальной обработки, медицинских учреждений, военных городков, пунктов заправки, горюче-смазочными материалами;
* выделение в распоряжение штабов ГОЧС техники с высокими защитными свойствами для ведения радиационной и химической разведки;
* планирование, организация и проведение эвакуации семей военнослужащих, рабочих, служащих и членов их семей, воинских частей и военных объектов, расположенных в знах ЧС природного и техногенного характера;
* организация совместно с органами МВД охраны общественного порядка при проведении эвакуации и регулирования движения на маршрутах эвакуации.
4.ПЛАНИРОВАНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ.
Планирование эвакомероприятий осуществляют эвакокомиссии при участии штабов ГОЧС, органов исполнительной власти, а также объектов экономики.
Планы звакуации оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.
В безопасных районах эвакокомиссии при участии штабов ГОЧС, а также администрации органов местного самоуправления и ОЭ, разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения, которые также оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.
Планированию эвакуации предшествует изучение эвакоорганами, штабами ГОЧС руководящих документов, директивных указаний, сбор и подготовка необходимых исходных данных, выбор и рекогносцировка районов размещения эвакуируемого населения.
Исходные данные для планирования эвакуации должны включать:
* общие сведения о потенциально-опасных объектах, гидротехнических сооружениях;
* прогноз по обстановке, которая может сложиться в результате аварии на них;
* перечень объектов экономики, размещенных в зонах возможных ЧС;
* данные по численности и категориям населения, подлежащего эвакуации (отдельно дети до 14 лет, беременные женщины, больные, находящиеся на стационарном лечении в медицинских учреждениях, персонал мед. учреждений, люди пенсионного возраста);
* данные по состоянию дорожно-транспортной сети и всех видов транспорта;
* данные по состоянию медицинского обеспечения эвакуации;
* данные по состоянию сил и средств эвакуационных органов.
В текстовой части плана эвакуации, разрабатываемых в административно-территориальных образованиях (республика, район, город и др.),расположенных в зонах возможных ЧС природного и техногенного характера, указываются:
* порядок приведения эвакокомиссий в готовность;
* порядок оповещения населения о начале эвакуации;
* численность эваконаселения с разбивкой по категориям;
* районы размещения эваконаселения;
* сроки выполнения эвакомероприятий;
* маршруты вывоза (вывода) населения;
* порядок развертывания СЭП, их пропускная способность, закрепленные за ними ОЭ;
* порядок вывоза населения транспортом из зон ЧС природного и техногенного характера;
* пункты посадки населения на транспорт, пункты высадки в безопасных районах;
* организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршрутах эвакуации;
* организация комплексной разведки (инженерной, радиационной, хи-
мической и биологической);
* организация защиты населения в местах сбора и на маршрутах эвакуации;
* порядок вывода эваконаселения в местах сбора эваконаселения в безопасных районах и его первоочередного жизнеобеспечения;
* санитарно-противоэпидемические и лечебно-эвакуационные мероприятия;
* порядок управления эвакуацией населения;
* организация информации и инструктирование населения в ходе эвакуации.
К текстовой части плана отрабатываются приложения на картах, в виде схем, графиков, расчетов:
* расчет населения подлежащего эвакуации;
* распределение предприятий, организаций и учреждений по СЭП, пунктам посадки, местам размещения в безопасных районах;
* потребность и возможности транспорта, его распределение по эваконаправлениям и маршрутам для вывоза населения;
* дислокация СЭП, исходных пунктов эвакуации пешим порядком, станций, пристаней, посадки и высадки населения;
* состав эвакуационных органов и сроки приведения в готовность;
* схема оповещения руководителей предприятий, учреждений, организаций и населения о начале эвакуации;
* карта размещения эвакуированного населения в безопасных районах.
Данные по эвакуации представляются в сводной таблице.
Районы размещения эвакуируемого населения наносятся на топографическую карту масштаба 1:или 1:, на которой отражаются:
* прогнозируемая граница зон действия поражающих факторов источника ЧС (радиоактивного загрязнения, химического заражения, зоны затопления и т. д.);
* маршруты эвакуации населения, колличество транспорта на каждом маршруте, численность выводимого (вывозимого) населения, промежу
точные пункты эвакуации, КПП и посты регулирования;
* закрепленные за объектами, учреждениями, организациями населенные пункты: условный номер объекта, колличество эвакуируемых, плотность эваконаселения;
* станции (пункты),пристани высадки, численность высаживаемого населения;
* маршруты вывоза прибывающего по эвакуации населения от пунктов высадки и ППЭ до мест размещения;
* организация управления связи в ходе эвакуации;
* порядок информации и инструктирование населения.
Штабы ГОЧС городских районов, совместно с объектами экономики, отрабатывают схемы марша пеших колонн:
* маршрут движения от исходного пункта до ППЭ или места размещения;
перечень колонн, их состав и нумерация;
* исходный пункт, пункты регулирования и время прохождения их всеми колоннами;
* места привалов и их продолжительность;
* медицинские пункты, пункты обогрева, питания, водоснабжения;
* наличие защитных сооружений вблизи маршрута;
* пункты размещения в безопасных районах;
* сигналы управления и оповещения.
В текстовой части планов эвакуации ОЭ, размещенных в зонах возможных ЧС природного и техногенного характера указывается:
* порядок оповещения рабочих, служащих и членов их семей о начале эвакуации и их инструктирование;
* численность рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации;
* СЭП, за которым закреплен или который развертывает ОЭ, время развертывания СЭП и прибытия на него рабочих и служащих объекта, а также членов их семей;
* маршруты вывоза (вывода) эвакуируемых, ППЭ, пункты посадки, высадки;
* пункты размещения эвакуируемых в безопасных районах;
* начальники эшелонов, старшие автомобильных колонн и др. должностные лица, ответственные за организацию перевозки персонала и членов их семей;
* порядок размещения в безопасных районах рабочих и служащих и членов их семей;
* организация защиты эвакуируемых в местах сбора и на маршрутах эвакуации;
* организация первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения в местах размещения;
* организация управления и связи в ходе эвакуации.
Планы эвакуации, разрабатываемые ЖЭО, должны иметь аналогичное содержание.
* колличество прибывающего эваконаселения, с разбивкой по категориям;
* наименования прибывающих по эвакуации ОЭ;
* здания и сооружения, планируемые для ражмещения эваконаселения;
* порядок размещения эваконаселения;
* пункт высадки и их оборудование;
* ПЭП, их дислокация, порядок приведения в готовность, пропускная способность;
* порядок т сроки доставки эваконаселения в пункты размещения;
* порядок оповещения должностных лиц, ответственных за размещение и обеспечение эваконаселения;
* организация первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в пунктах (районах) размещения;
* организация управления и связи в ходе эвакуации;
* порядок инструктирования и информации местного и прибывающего по эвакуации населения.
Разрабатываемые в плане данные представляются с разбивкой по городам (районам) и сельским населенным пунктам. К плану прилагается карта и расчет размещения эваконаселения по населенным пунктам.
На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства (в ЖЭО),на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве (не работающие) члены семей рабочих и служащих, включаются в списки по месту работы главы семьи.
Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при введении режима повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС).
Списки составляются в 3-х экземплярах:
* первый остается на объекте или в ЖЭО;
Эвакуационные списки и паспорта являются основными документами для учета, размещения и обеспечения эваконаселения.
Размещение эвакуируемого населения планируется осуществлять, как правило, в границах своих административно-территориальных образований. При отсутствии необходимых условий, оно может быть размещено на территории соседних районов, по согласованию с соответствующими Главами администраций.
Закрепленные за ОЭ районы размещения, тщательно изучаются и осваиваются, устанавливаются и развиваются шефские связи.
Для кратковременного размещения эвакуируемого населения используются служебно-бытовые помещения, клубы, пансионаты, лечебно-оздоровительные учреждения, туристические базы, дома отдыха, санатории, а также центры временного размещения федеральной миграционной службы России.
При необходимости, возможно строительство землянок, а в мирное время возможно кратковременное размещение людей в палатках. Районы размещения эвакуируемого населения, помещения (здания) и маршруты эвакуации долны быть согласованы с военкоматами.
5.Проведение эвакуации населения.
Проведение эвакуации населения из зоны ЧС в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и развития ЧС, характером пространственно-временными параметрами возникновения поражающих факторов источника ЧС.
При получении достоверного прогноза возникновения ЧС, проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из зоны ЧС.
К подготовительным мероприятиям относятся:
* приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;
* уточнение численности населения, подлежащие эвакуации;
* распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;
* подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;
* подготовка к развертыванию СЭП, пунктов посадки-высадки;
* проверка готовности систем оповещения и связи;
* приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.
С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
* оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;
* развертывание и проведение в готовность эвакоорганов;
* сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;
* формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспортных средств к пунктам посадки и посадка населения на транспорт;
* прием и размещение эваконаселения в безопасных районах, заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.
Особенности эвакуации населения в случае аварии на химически опасных объектах (ХОО).
При такой аварии проводится экстренный вывод и вывоз населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака аварийно-химически опасного вещества (АХОВ). Население, проживающее в непосредственной близости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях, с проведением герметизации помещений и с использованием средств индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания на верхних или нижних этажах, в зависимости от характера распространения АХОВ. Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производится из тех жилых домов и учреждений, которые находятся в зоне возможного заражения.
Размещение населения производится в зданиях общественного назначения (гостинницы, дома отдыха, кинотеатры, спортивные сооружения, общежития и т. д.).Порядок оповещения и размещения доволится до всех категорий населения. Регистрация эваконаселения производится непосредственно в местах размещения.
Транспортное обеспечение и временное размещение эваконаселения может осуществляться не только по заранее отработанным планам, но и производиться в оперативном порядке. При аварии АХОВ на транспорте, вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение, производится в зависимости от реально складывающейся обстановки.
В зависимости от масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружающую среду, их вида, продолжительность пребывания эваконаселения в районах его временного размещения, может составить от нескольких часов, до нескольких суток.
Особенности эвакуации населения из зон катастрофического затопления (наводнения).
Эвакуация населения проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня воды в паводок в реках и др. водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения, вследствие возникновения данного стихийного явления.
В результате катастрофического затопления (наводнения) остаются
значительные разрушения жилого фонда и объектов жизнеобеспечения. Поэтому реэвакуация населения возможна только после проведения значительного объема восстановительных работ, которые могут быть достаточно продолжительными ( до нескольких недель).
При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехнического сооружения, проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация. Она носит локальный или местный характер. При недостаточном времени упреждения, эвакуация проводится по производственно-территориальному принципу, с развертыванием СЭП. При небольшом периоде упреждения, эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эваконаселение вывозится на ППЭ, на границу зоны катастрофического затопления или наводнения, а затем доставляется в места временного размещения.
При угрозе прорыва гидротехнического сооружения, производится экстренная эвакуация из зоны 4-х часового добегания волны прорыва. За пределами зоны 4-х часового добегания волны прорыва, эвакуация производится исходя из прогнозируемой или реально сложившейся гидрологической обстановки.
При угрозе катастрофического (природного или технологического характера) затопления, эвакуация населения может производиться без развертывания СЭП. При этом оперативные группы, сформированные из личного состава СЭП, организуют вывоз (вывод) эваконаселения на границу ЧС, с последующей отправкой к местам временного размещения.
6.Обеспечение эвакуации населения.
С целью создания условий для организованного проведения эвакуации, планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медицинскому, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, связи и оповеще-
Проведение эвакуации населения требует наличия парка транспортных средств, возможности их привлечения к осуществлению эвакомероприятий ( в том числе и транспорта, находящегося в личном пользовании),максимального использования транспортных коммуникаций.
Эвакуация населения при ЧС природного и техногенного характера, как правило, производится комбинированным способом. Работа городского транспорта в ходе эвакуации населения предполагает различные схемы его возмодного использования:
* доставка от мест жительства к СЭП;
* доставка от мест жительства до мест разрушения;
* вывоз эвакуируемого населения из зоны ЧС в безопасные районы.
Функционирование городского транспорта при осуществлении эвакуации, организуется по уплотненым графикам движения, с перераспределением транспортных средств по маршрутам эвакуационных перевозок, назначением дополнительных маршрутов.
Подвоз эваконаселения к ж/дорожным станциям осуществляется с интенсивностью, исключающей скопление людей на перронах и платформах. Могут создаваться накопительные площадки, откуда и осуществляется планомерный подвод людей на посадку.
При наличии надежного линейного (диспетчерского) управления транспортными средствами и хорошо организованного технического прикрытия эвакоперевозок они могут осуществляться группами. звеньями и отдельными машинами, что ускоряет процесс эвакуации.
Автомобильная колонна формируется на основе автотранспортных предприятий общего пользования и автотранспорта объектов других отраслей экономики.
Личный транспорт владельцев объединяется в группы (отряды) на основе добровольного согласия его владельцев. Транспортные средства личного пользования заблаговременно регистрируются и учитываются. С владельцами автомобильного транспорта могут заключаться соглашение обязательства на их участие и возмещение расходов при выполнении общественно значимых транспортных задач в этот период.
Планирование эвакоперевозок ж/транспортом осуществляется, на основе заявки штабов ГОЧС, отделениями ж/дорог, обеспечивающим транспортное обслуживание. Заявка содержит данные:
* объемы эвакоперевозок по направлениям;
* предложения по использованию для эвакоперевозок крытых грузовых вагонов;
* исходное время подвода первых групп эвакуируемых к станциям посадки;
* порядок подвода эвакуируемых к станциям посадки;
* силы, средства и порядок действий по охране общественного порядка и медицинскому обеспечению эваконаселения на станциях посадки и высадки и в пути следования;
* контактные телефоны эвакоорганов и их представителей.
Заявка рассматривается и утверждается руководством отделения ж/дороги.
Медицинское обеспечение эвакуации населения включает проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим
и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний. Весь комплекс мероприятий по медицинскому обеспечению эвакуируемого населения планируется заблаговременно и осуществляется в период эвакуации.
* планирование всего комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению эвакуируемого населения;
* планирование обеспечения мед. имуществом эвакуируемого населения и развертываемых мед. учреждений и формирований;
* подготовка органов управления, мед. формирований, учреждений эдравоохранения к медицинскому обеспечению эвакуируемого населения;
* санитарно-просвятительская работа среди населения.
При возникновении техногенных аварий и стихийных бедствий до начала эвакуации осуществляется:
* уточнение планов организации мед. обеспечения эвакуируемого населения;
* подготовка к развертыванию и развертывание мед. пунктов на СЭП, пунктах посадки, ППЭ, пунктах высадки, ПЭП и в пути следования;
* назначение в состав эвакуационных комиссий представителей от органов здравоохранения;
* подготовка мед. учреждений к эвакуации из зон ЧС (уточнение количества нетранспортабельных, транспортабельных и подлежащих выписке больных, эвакуируемого персонала и вывозимого имущества, порядок получения транспорта и др.);
* усиление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований на пунктах общественного питания, водоснабжения и банно-прачечного обслуживания эвакуируемого населения, а также СЭП, ППЭ, ПЭП и в пути следования.
При проведении эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
* развертывание мед. пунктов на СЭП, ППЭ, пунктах посадки, ПЭП и в пути следования, предусмотренных планами эвакуации, организация на них круглосуточного дежурства мед. персонала;
* эвакуация мед. учреждений (в т. ч.транспортабельных больных, мед. персонала и членов их семей) и мед. имущества;
* организация мед. обслуживания нетранспортабельных больных;
* контроль за санитарным состоянием мест временного пребывания и постоянного размещения эвакуируемого населения;
* непрерывное наблюдение за эпидемической обстановкой, выявление инфекционных больных и выполнение других противоэпидемических мероприятий;
* снабжение медицинских пунктов, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований здравоохранения, привлекаемых к обеспечению эвакуируемого населения, мед. имуществом.
Медицинское обеспечение эвакуируемого населения организуется по территориально-производственному принципу. Руководство мед. обеспечением осуществляют соответствующие руководители здравоохранения данной территории.
За своевременное развертывание мед. пунктов на СЭП, ПЭП, ППЭ, ПП, их оснащение мед. имуществом, качество мед. обслуживания эвакуируемого населения на этих пунктах, в пути следования и в местах размещения непосредственную ответственность несут руководители конкретных лечебно-профилактических учреждений (медсанчастей),в соответствии с разработанными планами мед. обеспечения.
Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения включает следующие мероприятия:
* осуществление нарядами жесткого пропускного режима (блокирование автомагистралей и пешеходных путей), предусматривающего пересечение проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и др. неотложных мероприятий;
* проведение выборочного технического контроля транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок;
* оказание содействия должностным лицам, ответственным за организацию эвакуационных мероприятий, в мобилизации транзитного транспорта, в целях обеспечения быстрейшего вывоза людей из зоны ЧС;
* охрана общественного порядка и обеспечение безопасности на эвакообъектах (СЭП, пунктах посадки и высадки, ж/д станциях и т. д.),маршрутах эвакуации, в населенных пунктах и в местах размещения эвакуируемого населения, предупреждения паники и дезинформационных слухов;
* охрана объектов в установленном порядке на этот период;
* регулирование дорожного движения на внутригородских и загородных маршрутах эвакуации;
* сопровождение автоколонн с эвакуированным населением;
* обеспечение установленной очередности перевозок по автомобильным дорогам и режима допуска в зоны ЧС;
* ведение борьбы с преступностью в городах и населенных пунктах, на маршрутах эвакуации и в местах размещения;
* организация регистрации в органах МВД эвакуированного населения и ведение адресно-справочной работы (создание банка данных о нахождении граждан, эвакуированных из зон ЧС).
Целью инженерного обеспечения является создание необходимых условий для эвакуации населения из зон ЧС, путем обустройства объектов инженерной инфракструктуры в местах сбора эваконаселения, на маршрутах эвакуации и в районах размещения.
Инженерное обеспечение СЭП включает:
* оборудование убежищ и укрытий для эваконаселения;
* оборудование аварийного освещения;
* оборудование и содержание мест разбора воды в мелкую тару;
На маршрутах движения могут выполняться следующие мероприятия по инженерному обеспечению:
* оборудование объездов, разрушенных или непроходимых участков дорог, а также оборудование и содержание переправ через водные преграды, при движении автоколонн с эвакуируемым населением в район размещения по проселочным дорогам;
* очистка дорог от снега при эвакуации населения зимой;
* содержание труднопроходимых участков проселочных дорог при эвакуации в распутицу.
Инженерное обеспечение районов размещения эвакуированного населения включает:
* оборудование общественных зданий, сооружений и устройств, временных сооружений для размещения эвакуируемых;
* оборудование сооружений для временных торговых точек, мед. пунктов, полевых хлебопекарен, бань и других объектов быта;
* оборудование пунктов водоснабжения.
Организация, планирование и координирование разведки возлагается на соответствующие штабы ГОЧС. Предусматривается выделение сил и средств для ведения воздушной, речной и наземной разведки. Для получения более полных данных об обстановке организуются специальные виды разведки: радиационная, химическая, пожарная, инженерная, медицинская, ветеринарная, фитопатологическая.
Материально-техническое обеспечение возлагается на органы Роскомрезерва, Минсельпродукта, МПС, Минтранс и др., а также на предприятия и организации ЖКХ.
Организация и координация материально-технического обеспечения осуществляется штабами ГОЧС.
Обеспечение связи в период эвакуации заключается в оснащении СЭП, ППЭ, ПЭП, органов управления эвакомероприятиями стационарными или передвижными средствами связи, в организации и осуществлении бесперебойной связи на всех этапах эвакуации.
Обеспечение связи возлагается на организации Минсвязи и штабы ГОЧС.
Особое значение имеет информация и инструктирование населения в ходе проведения эвакомероприятий. Для этого следует использовать электронные средства массовой информации, уличные громкоговорители, установленные на транспортных средствах, наглядную информацию.
Преподаватель подводит итог занятию. Обращает внимание на то, что в каждом конкретном случае обстановка, складывающая в зоне ЧС, будет своеобразной, возможны самые неожиданные ситуации. Все это необходимо учитывать при планировании и проведении эвакуационных мероприятий. Отвечает на вопросы слушателей. Дает задание на самоподготовку.