какое время называют периодом русского авангарда

Русское авангардное искусство начала XX в.

Русский авангард стал одним из течений модернистского искусства, получившего развитие в начале XX в. Главная отличительная черта этого направления — подчеркнутая полемичность, острое противопоставление новых приемов прежним традициям. Для авангардизма характерно отрицание всех устоев, на которых базировалось искусство ранее, это направление не признает каких- либо проявлений преемственности художественных традиций.

какое время называют периодом русского авангарда

Для русского авангарда характерно сочетание традиций русского искусства и приемов западноевропейской живописи. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялись несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм.

Основные направления и представители русского авангарда

Все художники-абстракционисты стремились к тому, чтобы искусство стало отвлеченным. Художественные образы должны вызывать определенный ряд ассоциаций, поэтому особую роль в создании любого полотна играют формы и цвет. Основоположником и ведущим представителем этого течения стал В. Кандинский. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление — супрематизм.

Главным и программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Идеи супрематизма так или иначе отражены в творчестве А. Экстер, Н. Удальцовой, И. Юнона, О. Розановой.

какое время называют периодом русского авангарда

Стремление заставить искусство служить не отвлеченным идеям, а производству, техническим достижениям стало основой конструктивизма. Наиболее полно идеи этого направления выражались в архитектуре. В живописи основными представителями конструктивизма были Э. Лисицкий и В. Татлин.

Кубофутуризм стал переходным явлением, послужившим основой для многих других течений русского авангарда. Это направление соединило в себе традиции итальянского футуризма и французского кубизма. В этом стиле в разные периоды работали О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, Н. Гончарова, А. Экстер, К. Малевич. Их произведения были максимально абстрактными, отвлеченными от конкретных форм действительности и традиционных правил создания живописного произведения.

Супрематизм (лат. «supremus» — «наивысший») — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. Черный супрематический квадрат — самая известная работа Казимира Малевича, созданная в 1915 г., одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве.

Источник

Русский авангард

Как Малевич, Кандинский, Родченко, Татлин, Ларионов и «бубновые валеты» создали радикально новое искусство XX века

В марте 1915 года коллекционер Сергей Щукин, по слухам, купил с выставки «Трамвай В» работу Владимира Татлина, сколоченную из деревянных плашек. Некоторые исследователи сомневаются в факте покупки, но Щукин ее не опро­вергал, несмотря на широкую огласку события. Публика удивлялась и него­довала, в газете было напечатано ехидное письмо по поводу приобретения за большие деньги — цитата — «трех старых, грязных досочек». Но это озна­чало, что собиратель с безошибочным нюхом почувствовал в том новом искусстве, которое в сферу его интересов вовсе не входило.

Термин «авангард» для нас совершенно привычен, но в 1910-е годы он не был в ходу. Тогда чаще употреблялись слова, которые подчеркивали либо оппози­ционность искусства — «левые художники», либо новизну искусства, его вре­менной вектор — «будущники», «будетляне», «футуристы». Слово «футуристы» было главным, потому что оно интернациональное: были, например, и италь­янские футуристы, их лидер Маринетти приезжал в Россию. А после револю­ции термин «футуризм» стал распространяться на всех левых художников, и, например, критик Абрам Эфрос писал: «Футуризм стал официальным искус­ством новой России», имея в виду весь авангард.

какое время называют периодом русского авангардаФилиппо Томмазо Маринетти. 1909 год Wikimedia Commons

Примерно понятно, когда авангард появляется и заявляет о себе — в 1910-е; известны и его главные имена. Но довольно трудно это понятное в нескольких словах сформулировать. Вот, например, в авангардной живописи множество беспредметных версий, от экспрессивной абстракции Кандинского до супрема­тизма Малевича. Но целиком он никак не сводится к абстракции. Скажем, Ларионов, Гончарова, Филонов, и не только они, почти или совсем не отступа­ли от изображения предметного мира. А что касается художественной услов­ности, то ее мера не поддается простым подсчетам — так, чтоб сказать, что вот с этого места уже авангард, а раньше еще нет. Авангард — это разнообразие языков и концепций: и индивидуальных, и коллективных. индивиду­альная стилистика очень часто становится групповой, у крупных фигур есть адепты, ученики. И всё вместе это среда. И как раз через среду, через принятые в ней нормы поведения авангард можно попробовать охарактеризовать.

какое время называют периодом русского авангарда

какое время называют периодом русского авангарда

Это совершенно новый тип поведения — вызывающий, нарочито грубый. Своего рода поэтика хамства, «маяковская» интонация — оскаленное «вам» и «нате». Конечно, в первую очередь принято эпатировать буржуа, чей вкус, чье отношение к искусству и вообще жизненные принципы заслуживают лишь пощечин. Скажем, в кафе «Бродячая собака» посетителей с деньгами, за счет которых заведение существует, пренебрежительно именуют «фармацевтами» и всячески третируют. Но не церемонятся и со «своими». Глава итальянских футуристов Маринетти говорил, что художнику необходим враг — манифесты итальянского футуризма и выдержаны в терминах войны. Историю русского авангарда тоже можно представить как историю ссор и взаимных подозрений. Владимир Татлин даже днем плотно занавешивает окна своей мастерской, потому что ему кажется, что Малевич подглядывает и крадет идеи. Паранойя, конечно, но характерная. Ольга Розанова обвиняет Малевича в плагиате; она пишет: «Весь супрематизм — это целиком мои наклейки, сочетание плоско­стей, линий, дисков (особенно дисков) и абсолютно без присоединения реаль­ных предметов, и после этого вся эта сволочь скрывает мое имя». Михаил Ларионов придумывает название «Бубновый валет», но в объединении с этим именем уже не будет ни его, ни его жены Гончаровой: случилась, как писали в газетах, «ссора хвостов с валетами». В начале 20-х годов Кандинский иници­ирует создание Инхука — московского Института художественной культуры, и совсем вскоре группа конструктивистов во главе с Александром Родченко оттуда его изгоняет. То же самое было в Витебске: Марк Шагал приглашает туда Эль Лисицкого, тот приглашает Малевича, после чего Шагалу приходится Витебск покинуть. Прежде ситуация конфликта никогда не выглядела столь тотальной.

какое время называют периодом русского авангардаПреподаватели Витебского народного художественного училища. 26 июля 1919 годаСидят (слева направо): Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм; стоит делопроизводительница училища. Wikimedia Commons

Но прежде и история искусства не протекала с такой скоростью. Течения в ней плавно сменяли друг друга, и если даже не плавно, то с понятной траек­торией, — а теперь она помчалась галопом. только что казавшееся новым резко объявляется отсталым: ведь авангарду, чтобы быть, нужен арьер­гард. Как писал Маяковский, «наш бог бег». Движение происходит в режиме постоянных открытий, и поэтому важно заявить свое первенство — «это мое, это я придумал», — чтобы инновацию не присвоили конкуренты. Заявить манифестным образом.

Это тоже увязывается с общим состоянием дел в мире: ведь вся жизнь теряет определенность, устойчивость, разумность. В ней уже не работают законы классической механики, где действие равно противодействию. Теперь парал­лельные прямые непонятным образом сходятся. От человека теперь можно ждать всего, поскольку скрытое в его душевных безднах бессознательное спо­собно заглушить голос сознания. Вышедшие в начале XX века книги Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» и «Психопатология обыденной жизни» даже в безоблачном детстве заставили прозревать подавленный сексуальный кошмар, и Первая мировая война, подтверждая это новое знание о человеке, окончательно обесценила ключевые понятия традиционного гума­низма. В 1915 году Альберт Эйнштейн публикует свою общую теорию относи­тельности, с которой начинается эра тотального релятивизма; теперь ничто уже не является окончательно достоверным и безусловно истинным. И худож­ник уже даже не говорит «я так вижу» — он обретает право сказать «я так хочу».

Сама живопись, которая прежде удовлетворялась традиционным понятием о картине как окне в мир, теперь ограничиться им не может. Потому что в этом окне ничего стабильного уже не обнаруживается — там пустоты, провалы и черные дыры, текучий мир непонятных энергий. Вещи сорвались с мест, распались на части, и есть соблазн собрать их заново совершенно иначе. Новое искусство пытается освоить этот мир непосредственно, нарушив понятие гра­ницы. Поверхность картины вспучивается, на ней появляются коллажные наклейки, в живопись вторгаются реальные предметы — собственно, жизнь и вторгается. Потом это назовут словом «ассамбляж», а пока что называют «живописной скульптурой». И у таких попыток соединить искусство с реально­стью — большое будущее, они пройдут через весь XX век. Одна из самых ради­кальных — реди-мейды, готовые предметы, выставленные в качестве произве­дений, вроде писсуара «Фонтан» Марселя Дюшана. Но на русской почве такого не случится. Возможно, потому, что планетарные амбиции как раз такому шагу препятствуют. В отечественном авангарде силен метафизический привкус — и он не про вещи.

Несмотря на многообразие концепций, в авангарде можно выделить два глав­ных вектора, которые не столько отрицают, сколько дополняют друг друга. Например, вектор Малевича — мироустроительный: речь идет уже не о пре­образовании искусства, но о преобразовании мира через форму и цвет. Мале­вич — безусловный харизматик и великий стратег, он подходит к своей дея­тельности как человек демиургической воли — с намерением изменить все. А рядом существуют разные формы органического авангарда — ненасильствен­ного, призывающего не менять природу, а прислушаться к ней: у Матюшина, Филонова, отчасти у Татлина. Татлин, считающийся родоначальником русско­го конструктивизма, вслушивается в голос материала, дорожит им. Его контр­рельефы — объемные композиции из деревянных, металлических и даже сте­клянных частей, прикрепленных к доске, — крайне радикальны в расставании с традиционной картинной плоскостью, и одновременно они обладают и каче­ством почти даосско-буддистского смирения перед природной данностью де­рева или железа. Существует легенда о том, как Татлин выбил стул, на котором сидел Малевич, предложив ему посидеть на абстрактных категориях формы и цвета.

какое время называют периодом русского авангардаВладимир Татлин. Угловой контррельеф. 1915 год State Russian Museum / Bridgeman Images / Fotodom

Первые авангардные открытия были сделаны не в России, а на Западе. Напри­мер, французский фовизм Анри Матисса, Андре Дерена и других и ранний ку­бизм Пикассо и Брака выходят на арену почти одновременно — в 1905–1906 го­дах; тогда же оформилось первое объединение немецких экспрессионистов — группа «Мост». Фовистский период потом будет у Ларионова с Гончаровой и у Малевича, хотя в целом фовизм на русском искусстве сказался не очень сильно. Кубизм, наоборот, повлиял очень значительно — и на многих, но соединился с влиянием итальянского футуризма, который сформировался к 1909 году — тогда был опубликован первый футуристический манифест Маринетти. Кубофутуризм — русское слово и русское явление. А экспрессио­низм, чью стилистику можно иногда заметить у Ларионова и Давида Бурлюка, важен для России, потому что в его становлении существенную роль сыграл Василий Кандинский, художник настолько же русский, насколько и немецкий. Именно он в 1911 году вместе с Францем Марком организовал в Мюнхене экс­прессионистскую группу «Синий всадник».

какое время называют периодом русского авангардаКазимир Малевич. Женщина с ведрами. 1912 год Wikimedia Commons, MoMA

О Кандинском стоит сказать отдельно. Он — пионер беспредметности: первой абстрактной картиной считается его «Картина с кругом» 1911 года. Свои аб­стракции он делит на импрессии, импровизации и композиции; первые вдох­новлены впечатлениями от реальности, во вторых выплескивается бессозна­тельное, а композиции — это вещи продуманные, срежиссированные. В дея­тельности Кандинского сильна символистская подоснова — и в картинах, и в трактате «О духовном в искусстве», где он пытается описать воздействие тех или иных цветов на сознание. «Цвет, — пишет он, — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу». Примерно в том же направлении исследовал природу цвета Михаил Матюшин.

Источник

Что нужно знать о русском авангарде, чтобы не было стыдно

Авангард зародился в 10-х годах XX века. В это время в России царствовал буржуазный строй со всеми вытекающими отсюда последствиями — повальным мещанством, произволом власти, бюрократией, оглуплением масс, равнодушием к простому человеку. Обстановка в обществе просто раскалялась от революционного духа.

Набирал обороты технический прогресс. Деревья превращались в заводские трубы,
простые дороги — в железные дороги, лошади — в автомобили. Мир начинал новую жизнь и требовал перемен.

Назревала революция и в искусстве. Творческие люди, как особо чувствительные натуры, остро ощущали происходящее, а особенно бездуховность, царящую в обществе. Власть старого искусства со своими канонами, уставами и школами уже не соответствовала новой реальности. Молодым талантам хотелось воздуха и свободы — долой ветхие одежды устаревших классиков и смело вперед в будущее!

Так и возник русский авангард. И возник вполне закономерно при всей своей новизне и революционности. За время недолгого существования (с конца 10-х по начало 30-х годов XX века) он проник во все сферы искусства, особенно в литературу и живопись, разделившись на несколько направлений. Разберем эти направления.

Королями русского литературного авангарда были поэты-футуристы. Футуризм возник в
Италии в 1909 году. Название происходит от латинского «футурум» («будущее») и несет в себе смысл направления, заключающийся в отказе от всего прошлого. Футуризм очень хорошо прижился в России.

Само название «авангард» появилось гораздо позже, в 1910 году, с легкой подачи художника Александра Бенуа, а до этого поэты-футуристы-авангардисты называли себя эпатажно и дерзко. Например, «леф» (левый фронт), либо «будетляне», «будущники».

В первое объединение футуристов под названием «Гилея» входили В. Маяковский, братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лившиц и другие. Вдохновленные стремительными переменами в мире, они начали эксперименты со словами. Главным стало не содержание, а форма стиха. Языком русского авангарда стал манифест, вызов и жест. Слово обрело форму и использовалось как кулак, дубинка или винтовка.

Ищите жирных в домах-скорлупах
и в бубен брюха веселье бейте!
Схватите за ноги глухих и глупых
и дуйте в уши им, как в ноздри флейте.
Разбейте днища у бочек злости,
ведь я горящий булыжник дум ем.
Сегодня в вашем кричащем тосте
я овенчаюсь моим безумием.

Та са маеха ра бау
Саем сию дуб
радуб мола
аль

Но советское правительство без энтузиазма восприняло такое творчество. Таланты
уходили в подполье, и русский авангард начал затухать.

Лебединой песнью поэтического авангарда в 20−30-х годах прошлого века стали обэриуты (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников, Н. Заболоцкий и другие). Они попытались смешать дерзость футуристов с образами и смыслами символистов. Выстрелив большим количеством гениальных стихов, они вслед за своими товарищами ушли в полное забвение.

Вы не путайте сыны
День конца и дочь весны.
Страшен, синь и сед Потец.
Я ваш ангел. Я отец.
Я его жестокость знаю,
Смерть моя уже близка.
На главе моей зияют
Плеши, лысины — тоска.

В живописи авангард раскрылся во всей красе, образовав несколько течений, главными из которых были абстракционизм, супрематизм и футуризм. Но всех их объединяло одно — эксперименты с формой и цветом и полный отказ от реализма.

Кому нужен Шишкин со своим натуральным лесом, если в него нельзя зайти? Или портрет красивой девушки на красивом фоне, если в реальности такой красоты не существует. Все это — надоевший и ненужный обман.

Идея преображения человека с помощью живописи стала фундаментом нового искусства. Художники-авангардисты разрабатывали теории, придумывали концепты и смело бросали вызов тоскливому классическому искусству прошлого. Вызов был во всем. В названиях объединений — «Бубновый валет», «Ослиный хвост», во внешнем виде — художники раскрашивали тело и лица, предвосхищая боди-арт, носили нелепую одежду. Например, одноглазый Давид Бурлюк представлял собой настоящее произведение авангардного искусства.

Ключевыми фигурами русского авангарда в живописи были К. Малевич (супрематизм), В. Кандинский (абстракционизм), М. Ларионов (лучизм), Н. Филонов, О. Розанова (цветопись), Н. Гончарова, И. Машков, М. Матюшин.

Источник

Русский авангард: с чего все началось?

Несколько слов о происхождении термина

Дословно авангард – это передовой отряд, «шагающие впереди». Этот военный термин впервые был использован применительно к искусству в середине XIX века, когда последователь социалиста Фурье по имени Габриэль Дезире Лавердан в первый раз использовал его в своем трактате об искусстве и художниках.

Русские авангардисты сами себя так не называли. Они предпочитали называть себя кубофутуристами, супрематистами, лучистами, абстракционистами, позднее – функционалистами и конструктивистами, но под общим именем все эти художники не объединялись. Термин «русский авангард» возник в Европе в середине XX века, когда в России мало кто мог увидеть работы авангардистов, кроме оставшихся на улицах больших городов архитектурных сооружений 1920-х годов.

С чего началось искусство авангарда?

Говоря об авангарде, нужно начинать с модернистской концепции чистого искусства. Обратим внимание на такой его признак, как биоморфизм в дизайне и архитектуре: узоры и орнаменты, подсмотренные в живой природе и скопированные в архитектуре, мебели, графике и т. д. Можно вспомнить художественную ковку Эктора Гимара, которой декорированы входные павильоны парижского метро. В России все это было успешно заимствовано: те же плавные линии и орнаменты можно заметить, например, в таких памятниках архитектуры, как бывший особняк Рябушинского на Малой Никитской, дом Дерожинской в Кропоткинском переулке, и других московских особняках.

какое время называют периодом русского авангарда

Так вот, под властью этого течения и сам человек уподобляется цветам, орнаментам; стирается граница между человеком и природой. Сама идея гуманизма трактуется как слияние с природой: человек как бы растворяется в цветах и плавных линиях, становится частью космического процесса. То есть для модерна искусство – своеобразная прекрасная резервация, куда следует отправить человека, чтобы он наслаждался безупречной красотой. Золотая мечта скучающей и демонстративно бездельничающей богемы.

Авангардисты, наоборот, пытаются вернуть человека в лоно цивилизации. Они заявляют: нет никакого пути назад, история не повторяется, в этом мире возможно движение только вперед. Авангард функционален, он мыслит формой и конструкцией, исходит из превосходства чистой предметности и стремится проникнуть в суть вещей. Для авангарда искусство – никакое не «зеркало души», а поиск совершенной технологии: чем совершеннее технология, тем быстрее жизнь, тем эффективнее работа, тем больше мы успеем.

какое время называют периодом русского авангарда

Советский авангард самого раннего «созыва» – это своеобразная попытка создать и осмыслить искусство в производстве. То есть здесь и была заложена основа дизайна повседневности: понятного, удобного, ясного, по-своему красивого, хотя термин «красивый» для искусства именно тогда стал звучать как издевка.

Читайте в следующих материалах:

Источник

Русский авангард

Андрей Сарабьянов о том, как начиналось новое русское искусство XX века, и о людях, которые его делали

какое время называют периодом русского авангарда

Прежде чем купить подписку, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь: так мы узнаем вас в следующий раз, когда вы зайдете на сайт или в мобильное приложение. А если вы уже покупали подписку раньше, то она заработает автоматически, когда вы войдете

Если у вас есть промокод или вы хотите купить единую подписку и на Arzamas, и на наше детское приложение «Гусьгусь», перейдите, пожалуйста, в личный кабинет.

Конспект

В начале 1910-х годов художники, которых мы называем авангардистами, называли себя футуристами, алогистами, супрематистами. Термин «авангард» — из военной терминологии: авангард — это отряд, идущий впереди. Так что, строго говоря, авангард присутствовал в искусстве всех времен.

Началом русского авангарда принято считать 1907 год — это дата образования группы «Голубая роза», хотя она и не была авангардной: в нее входили художники-символисты — Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов и другие. Но уже в системе их работы и идеях были зачатки авангарда. Конец авангарда тоже можно определить точно: 1932-й, когда в СССР все художественные организации, объединения и группы были ликвидированы или согнаны в Союз художников.

Главное в авангарде то, что он отказался от подражания действительности и стал создавать новую, свою. Тем самым открыв массу вещей, которые теперь нам кажутся естественными: дизайн вещей, одежды, новую архитектуру.

Одним из корней авангарда было творчески переработанное западное искусство. Прежде всего итальянских футуристов во главе с Филиппо Маринетти, уделявших внимание главным образом изображению движения. Другой источник — французская живопись, которой много было в московских коллекциях Щукина и Морозова, с ее пониманием тонкости, любовью к цвету.

Еще один — народное искусство, которое авангардисты ценили за непосредственность: они собирали картинки, изделия, детские рисуночки, куколок, стараясь перенимать эту открытость, простоту, естественность. То же с городской культурой — они пользовались приемами вывесок начала века, подражая простоте цвета, грубым движениям кисти, тем, как вывески привлекали внимание публики.

Одним из главных орудий авангардистов был манифест, объясняющий позиции художников. Второе важное понятие — жест, своего рода произведение искусства, всегда сопровождающее его. Это, например, яркие одежды или раскраска лица; всевозможный эпатаж, задевающий и сбивающий с толку публику, оскорбляющий мещанский вкус.

В 80-е годы советская власть решила продвигать авангард как революционное искусство, предсказавшее ее и помогавшее ей, что было враньем: искусство авангарда, революционное по своей сути, не совпадало ни с социальной, ни с политической революцией. Его идеи были утопическими, и социальная эпоха, которая наступила за ним, заставила его замолчать.

Конспект

Первое зарегистрированное в России общество современного искусства — «Союз молодежи» — появилось в Петербурге в 1909 году (первая выставка прошла в 1910 году), среди засилья академического искуства. Оно и само еще имело сильные связи с эстетикой мирискуссников, аристократизма, сдержанности и таинственности. Это была типичная тихая, утонченная, северная, петербургская культура, ориентированная на европейский вкус. Основателем был художник-любитель Николай Кульбин, генерал, служивший в Адмиралтействе, среди его участников — Михаил Матюшин, Елена Гуро. Финансировал союз, издание каталогов, устройство выставок происходивший из купеческой семьи Левкий Жевержеев.

В Москве в 1910 году образовался свой союз нового искусства — со странным по тем временам карточным, воровским названием «Бубновый валет». Москвичи Кончаловский, Машков и Ларионов, которые стояли в основании этого общества, бросали вызов буржуазному вкусу. И были совершенной противоположностью «Союзу молодежи». Художники «Бубнового валета» любили ясность без потайного смысла, яркую краску, грубую форму, большой размер картин. Они подражали народной росписи, включали в свои натюрморты народные игрушки или украшения. Эти два объединения существовали параллельно.

В начале «Бубнового валета» важную роль играл Михаил Ларионов, но он рассорился с коллегами после первой же выставки, обвиняя Машкова с Кончаловским в подражательстве французской живописи, в то время как сам черпал вдохновение в народном искусстве. Он образовал свою группу, устроил в Москве несколько футуристических и очень эпатажных выставок с вызывающими названиями «Ослиный хвост», «Мишень» или просто «Номер 4», сказав новые слова в авангарде.

В 1915 году Ларионов и Гончарова уезжают в Швейцарию по приглашению Дягилева делать декорации к спектаклям, и их дальнейшая жизнь уже проходила за границей, что стало для них большой трагедией — это оторвало их от почвы, от народной стихии, которая их питала.

Конспект

* К сожалению, мы допустили в видео к лекции ошибку, перепутав местами подписи к двум картинам Казимира Малевича: на самом деле на отметке 03:55 показана картина «Туалет­ная шкатулка», а вот картину «Станция без остановки. Кунцево» можно увидеть на отметке 04:01.

Одним из знаменитых эпатажных актов Малевича была прогулка 1 марта 1914 года по Кузнецкому Мосту, месту традиционного променада буржуазной публики, с красной деревянной ложкой в петлице пиджака. Это был жест, заявляющий о совершенно новом явлении.

Малевич называл свой тогдашний стиль живописи «алогизм», объясняя его протестом против мещанской логики и обывателей. Он соединял несовместимые друг с другом предметы, как, например, в картине «Композиция с Джокондой (Частичное затмение в Москве)», состоявшей из репродукции «Джоконды» Леонардо да Винчи, грубо перечеркнутой черным цветом, и приклеенного газетного объявления о продаже квартиры; или в картине «Корова и скрипка», написанной на полке этажерки. Таким образом он бросал вызов всем понятиям о красоте, ценности произведений искусства, о всех принципах художественного творчества.

Алогизм был для авангардистов ступенью, которая позволила заниматься более серьезными вещами, вроде исследований цветовой плоскости, линий, их соотношения друг с другом, — то есть выйти уже в чисто художественную сферу и не быть зависимыми от традиционных жанров.

Параллельно с алогизмом в живописи в поэзии развивается такое явление, как «заумь». Художники же часто были и поэтами.

Принцип заумной поэзии — соединение в поэтические строки слов, лишенных логики и рифмы, но не лишенных ритма. Этот метод позволял поэтам выявить самую суть слова, звука, заострить внимание на изображении буквы или слова, так же как художники-беспредметники заостряли внимание на цвете и форме. Таким образом, и те и другие входили в глубинную основу речи, звука, цвета и изображения, преодолевая академическую замыленность взгляда художников.

Также они занимались звуками: в частности, у Кандинского была целая теория соответствия цвета и звука. Вообще художники того времени хотели создать синтетическое искусство, соединить вместе различные искусства.

Конспект

Первым появлением супрематизма на общественном горизонте можно считать выставку современного декоративного искусства «Вербовка», которая открылась в декабре 1917 года в Москве. Устроитель выставки, художница Наталья Давыдова, организовала в украинском селе Вербовка производство вышивок по эскизам авангардистов. Посетителям были представлены сумки, подушки, шарфы, платочки с супрематическими вышивками.

Supremus значит «превосходство», так сказать, высший стиль. Супрематизм — стиль живописи, изобретенный Казимиром Малевичем. Впервые он заявил о нем на выставке коллеги Ивана Пуни. Пуни случайно увидел, как Малевич рисует в своей мастерской «Черный квадрат» и другие супрематические композиции, и Малевичу ничего не оставалось, как срочно предъявить его обществу: элемент соперничества, первооткрывательства чрезвычайно важен в русском авангарде.

Действительно, Малевич стал главным на этой выставке: он повесил свой «Квадрат» в так называемом красном углу — месте, где обычно в деревенских домах висели иконы, — и назвал картину иконой своего времени. Естественно, он не подразумевал никакого оскорбления традиционной религии; он создавал новую, иконой которой и стал «Черный квадрат». Он описывал новый стиль так: «. Считая кубофутуризм выполнившим свои задания, я перехожу к новому живописному реализму, беспредметному творчеству».

Супрематизм Малевича просуществовал до 1918 года, когда он решил больше не заниматься живописью и перешел к теории. Он уехал в Витебск и занялся преподаванием, организовав школу современного искусства и одновременно вытеснив из витебских художественных кругов Шагала. Из этой школы вышли многие хорошие художники — Николай Суетин, Илья Чашник, Анна Лепор­ская, Константин Рождественский.

Уже в конце 20-х годов Малевич возвращается к фигуративной живописи, к народному искусству, а заканчивает попыткой вернуться к реализму. Одна из его последних работ — автопортрет, представляющий его человеком Возрождения.

Конспект

В европейском искусстве есть понятие «абстрактное искусство». В русском авангарде то же самое принято называть беспредметной живописью. Это очень характерное ментальное различие: в первом случае рациональное понимание какой-то идеи, во втором — отсутствие предмета.

Кроме супрематизма в русском авангарде были и другие направления поиска беспредметности. Например, лучизм, придуманный Михаилом Ларионовым в 1912 году. Ларионов объяснял лучизм научно, с помощью рентгенографии: от каждого предмета исходят некие лучи, которые воспринимаются нашим зрением, эти лучи и строят изображение; сначала у него были «Лучистая скумбрия», «Лучистый петух», лучистые натюрморты, а потом и вовсе беспредметные «Коричнево-желтый лучизм» или «Розовый лучизм». (Однако Ларионов французского периода уже не вспоминал о лучизме.)

Другой образец русской беспредметности — это абстракции Кандинского. Хотя абстракцией занимались и до него, у Кандинского она стала самоцелью. Он принадлежит к так называемой эмоциональной абстракции, где в центре — поиск чувства, ощущения, эмоции. Его произведения музыкальны, хотя и беззвучны — он много занимался теорией о соотношении цвета и звука. Его исскуство более иррационально по сравнению, скажем, с искусством Малевича.

Еще одна важная художница — подруга Ларионова Наталья Гончарова — со своей стороны подходила к черте «беспредметности» (например, в картине «Пустота» 1913 года), но сразу после этого вернулась к театру и примити­вистским картинам.

Когда произошла революция, русские авангардисты активно включились в общественную жизнь и мечтали выстроить новую систему отношений государства и искусства, такую, где искусство играло бы важную роль. Вплоть до 20-х годов они боролись за эту утопическую идею, активно участвуя во всех художественных и общественно-политических событиях страны, устраивая музеи современного искусства, школы современной живописи и так далее. Благодаря просветительской деятельности авангардистов по городам страны рассылались произведения искусства, чтобы молодые художники могли на них учиться абстракции, а провинциальные музеи имели хорошие образцы авангарда.

какое время называют периодом русского авангарда

Самый удобный способ слушать наши лекции, подкасты и еще миллион всего — приложение «Радио Arzamas»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *