какое время изображено в повести собачье сердце
«Собачье сердце»: краткое содержание и анализ
Повесть «Собачье сердце», краткое содержание которой можно найти ниже, Михаил Афанасьевич Булгаков написал в 1925 году. В это время были востребованы идеи усовершенствования человека как вида с применением новых научных открытий, о чем и расскажет произведение великого автора. Рассмотрим краткое содержание «Собачье сердце», по главам которого можно сделать детальный анализ творения.
«Собачье сердце»: краткое содержание
Знакомство с личностью и творчеством талантливого русского писателя, драматурга, театрального режиссера и актера Михаила Булгакова не будет полным, если не прочесть «Собачье сердце».
Краткий пересказ повести, которую многие считают одним из лучших трудов творца, поможет составить общее впечатление о том, что хотел донести автор читателю. Если же «Собачье сердце» в сокращении придется по вкусу, можно смело браться за прочтение шедевра полностью.
При подготовке школьников и студентов к занятию «Булгаков “Собачье сердце”» краткое содержание придет на помощь и даст возможность сконцентрироваться на значимых деталях творения и основных характеристиках персонажей.
Вот как можно рассказать о повести «Собачье сердце» кратко:
Главы I–III
События берут начало в Москве 1924 года. Профессор, а также хирург Филипп Филиппович Преображенский открыл новый метод, который позволяет омолодить организм человека. Способ этот весьма необычный и даже пугающий — пересадка пациентам внутренней секреции животных.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Преображенский проживает в огромной семикомнатной квартире, которая находится в центральном районе Москвы. Именно в ней доктор и принимает пациентов.
Внезапно на голову Преображенского обрушивается неприятная новость. С визитом к нему наведывается председатель домового комитета Швондер и велит освободить две комнаты в квартире. Член жилтоварищества рассказывает, что эта неприятная участь постигла не только Филиппа Филипповича, но и других его соседей, к которым в квартиры также подселяют новых жильцов.
Подобное развитие событий не устраивает Преображенского, и он решает позвонить одному из своих пациентов, который занимает высокую должность. Разговор проходит так, как было задумано, и профессор отвоевывает все комнаты в своей квартире, оставив Швондера ни с чем.
Движимый идеей экспериментов, вскоре Преображенский находит больного дворового пса и забирает его домой. Ухаживать за собакой, которую назвали Шарик, Филипп Филиппович приказывает домработнице по имени Зина. Дни идут, и пес чувствует себя все лучше. Теперь он ласковый, красивый и сообразительный.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Главы IV–VII
Наступает время операции, в которой Преображенскому ассистирует врач Иван Арнольдович Борменталь. В процессе хирургического вмешательства доктора пересаживают Шарику гипофиз — мозговой придаток и семенники — половые железы. Биологический материал было решено взять у Клима Чугункина — молодого человека 25 лет, который был три раза судим и погиб от ножевого ранения.
Эксперимент прошел успешно. Шарик хорошо перенес операцию и начал постепенно превращаться в человека:
Прошло около месяца, Шарик полностью перевоплотился в человека. Он по-прежнему невысокий, довольно несимпатичный и очень увлеченный игрой на балалайке. Также полюбилось ему курение и сквернословие.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Главы VIII–IX
Пораскинув мозгами, новоиспеченный человек просит Преображенского прописать его в квартире профессора и сделать документы. Имя он уже себе подобрал — Шариков Полиграф Полиграфович.
Шариков пытается развиваться, читает книги, однако выучить хорошие манеры для него все еще остается непосильной задачей. К тому же из собачьей жизни осталась ненависть к кошкам, за которыми Полиграф порою не стесняется гоняться.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Профессор не спешит прописывать Шарикова в своей квартире, с чем Полиграф Полиграфович пытается как можно скорее разобраться. Однажды Шариков приносит Преображенскому документ, в котором сказано, что Полиграф стал членом жилтоварищества, поэтому ему положена отдельная комната в квартире Преображенского.
В этот же день Шариков крадет у профессора два червонца и отправляется пиршествовать, явившись домой посреди ночи в пьяном состоянии с двумя неизвестными. Выгнать их удалось только после звонка в милицию. Неизвестные, впрочем, не расстроились, ведь прихватили с собой меховую шапку, трость и малахитовую пепельницу Преображенского.
После происшествия Филипп Филиппович ведет беседу с Борменталем, разочарованно рассуждая о поведении Шарикова. Как же из смышленого и милого пса могла получиться подобная мразь?
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Главная же проблема кроется в том, что у Полиграфа уже не собачье, а человечье сердце — самое гадкое из всех, что существуют в природе. Преображенский убежден, что обаятельный пес перевоплотился в Клима Чугункина и перенял его модель поведения.
Как-то раз Шариков возвращается домой и показывает Преображенскому и Борменталю удостоверение, согласно которому Полиграф Полиграфович стал заведующим подотделом Москвы от бездомных животных. Разочарованию докторов не было предела. Иван Арнольдович даже едва не придушил Шарикова.
На этом сюрпризы от Полиграфа не закончились. Через несколько дней он привел в квартиру к профессору женщину. Шариков заявил, что хочет вступить с дамой в законный брак и жить в квартире Преображенского.
Не долго думая, профессор рассказал женщине о собачьем прошлом Полиграфа. Дама пришла в ужас и поведала, что Шариков утаил эти подробности от нее, а шрам от операции выдал за боевое ранение.
Спустя сутки пациент доктора, занимавший высокий пост, принес донос на него, который написал Шариков. Бумага была весьма подробна, Полиграф рассказал:
Когда Шариков вернулся домой, профессор спокойным тоном приказал ему убираться из квартиры. Такое развитие событий не устроило Полиграфа, и он показал Преображенскому шиш, а другой рукой вынул из кармана револьвер.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Не растерявшись, Борменталь бросился к парадному входу и приклеил записку, что сегодняшний прием переносится, поскольку профессор заболел. Иван Арнольдович перерезал провод звонка, приказал домработнице и кухарке не покидать квартиру, запер черный ход на ключ и скрылся в смотровой вместе с Преображенским.
Эпилог
Спустя десять дней к профессору пожаловали следователи и предъявили ордер на обыск жилища и арест Филиппа Филипповича и Ивана Арнольдовича. Причиной послужило обвинение в убийстве Шарикова.
«Какого такого Шарикова? — удивленно спросил Преображенский. — Ах, виноват, этого моего пса…которого я оперировал?» Закончив, профессор попросил Борменталя предъявить сотрудникам правопорядка Шарика. Иван Арнольдович вышел, а вернувшись, свистнул, и из двери выскочил пес.
Местами плешивый, он вышел на задних лапах, потом стал на все четыре, снова поднялся на задние, улыбнулся и уселся в кресло. Побледнев, милицейский упал в обморок.
Шли месяцы, жизнь в квартире профессора стала спокойной и шла привычным чередом. Шарик вечерами смиренно дремал на ковре у дивана в кабинете Преображенского.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
«Собачье сердце»: анализ произведения
Краткое содержание «Собачье сердце» мы уже рассмотрели, что поможет подготовиться к его анализу. Чтобы составить полную картину о произведении, нужно обратиться к аналитической справке. Разберемся, что своим произведением хотел донести Булгаков. «Собачье сердце» имеет такие особенности:
Автор написал рассказ в 1925 году и потратил на это лишь три месяца. За столь недолгий срок Булгакову удалось создать поистине самобытное и гениальное творение, которое стало классикой и принесло писателю известность.
Задумывалось напечатать повесть в альманахе «Недра», однако главный редактор, ознакомившись с произведением, отказался его издавать. Это и неудивительно, ведь главный герой был крайне враждебно настроен к политическому строю, который существовал в те времена. В 1926 году в квартире у Булгакова провели обыск — рукопись произведения изъяли.
При жизни Булгакова его детище не публиковалось, а в 1960-х творение распространялось в самиздате. Затем текст повести передали на Запад, где сразу несколько издательств опубликовали его.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Лишь через 60 лет после написания, в 1986-м, повесть опубликовали в журнале «Звезда».
Интересные факты о повести:
Краткое содержание «Собачьего сердца» дало понять, что операция, которую описывал автор, носит характер аллегории. Воспользовавшись этим литературным приемом, Булгаков показал, насколько чудовищные последствия могут произойти, если у власти окажутся люди, подобные Шарикову, — глупые, грубые, необразованные, ограниченные и некультурные.
В повести «Собачье сердце» Булгаков сделал упор на многие нюансы, которые характерны для его творчества. Он заклеймил:
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Булгаков затронул и проблематику человеческой природы, наглядно продемонстрировав, что человек стал чувствовать себя всесильным. Именно поэтому он не всегда может контролировать себя и плоды своих деяний.
Если говорить о композиции произведения, то она кольцевая. Творение Булгакова начинается с описания пса, который вскоре перевоплощается в человека. Конец же повести схож с ее началом — новоиспеченного человека прооперировали, и он вновь превратился в собаку.
Завязка «Собачьего сердца» знакомит читателя с размышлениями пса о том, что его окружает. В кульминации Булгаков описывает духовное разложение новоиспеченного человека. Развязка же учит читателей тому, что и хотел донести автор, — некоторые обстоятельства можно изменить, если признать собственную ошибку.
Произведение написано в жанре повести. Если «Собачье сердце» читать внимательно, можно понять, что оно пропитано острой политической и социальной сатирой. Это позволяет назвать творение Булгакова философско-социальной сатирической повестью, наполненной фантастическими элементами.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Повесть «Собачье сердце», сокращение которой идеально впишется в читательский дневник, — это поистине гениальное и глубокое произведение. Булгаков затронул серьезные проблемы общества, которые актуальны и ныне. Чтобы познать все художественные достоинства творения и посыл автора, рекомендуем полностью прочесть произведение «Собачье сердце».
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Москва старая и новое время в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Разделы: Литература
I. Вступительное слово учителя. Выстраивание кластерной схемы.
Девятиклассники, вы стоите на пороге выпускных экзаменов. Как вы считаете, что должен знать ученик, получивший основное образование, о художественном произведении.
Выстраивание Кластерной структуры
Какие ниши схемы вы можете заполнить, опираясь на свой читательский опыт?
(Материал для заполнения: 1) время, эпоха; 2) мировоззрение; 3) особенности стиля; 4) представление о произведении; 4) факты биографии.)
II. Групповая работа: анализ источников (см. приложение 1, 2, 3) и материалов учебника. Итог: связанный рассказ о писателе.
III. Восприятие литературного произведения:
1. Легко или трудно было читать “Собачье сердце”?
2. Ваши впечатления о прочитанном.
IV. Переходный вопрос к обсуждению темы:
М.А. Булгаков жил и творил в начале XX века. Создайте палитру вашего представления о XX веке.
(Квадрат заполняется цветами, а потом учащиеся аргументируют выбранные цвета.)
XX век – “трагический” век.
1905 г. – русско-японская война.
1905–1907 гг. – первая русская революция.
1914 г. – первая мировая война, которая с 1918 г перешла в гражданскую войну.
? Каким образом передан трагизм эпохи в одноименном фильме по повести М.А. Булгакова (прослушивание увертюры к фильму).
V. Аналитическая беседа по теме урока:
1. У каждого времени есть свои приметы, есть они и у 1925 г. – года создания повести (просмотр первых кадров фильма: до встречи Шарика с Преображенским).
Мотив вьюги (по первой главе).
Где мотив вьюги заканчивается? (Встреча с Преображенским.)
2. Просмотр фрагмента фильма. (Встреча Шарика с Преображенским, приход в квартиру, первые дни.)
Какой прием лежит в основе изображения двух миров? (Антитеза.)
Цитаты свет (по 2, 3 главам) на улице, в квартире Преображенского.
Только зашли в дом, что почувствовал Шарик? (Тепло.)
Представители старого времени, что для них характерно? (Ум, культура, рыцарство, ест обильно, не ворует, пинать не станет.)
Почему пропал Калабуховский дом и его жители?
Цитаты приметы времени, которые исчезли (цветы, ковры – символика красоты, уюта; сова – символика мудрости; паровое отопление, свет, калоши – символика порядка, чистоты).
3. Просмотр фрагмента. (Посещение квартиры Преображенского домовым комитетом и текст (конец 3 главы).)
Уместно ли слово посещение?
Стычка профессора с домкомом – столкновение двух разных философий или манер поведения.
Цель посещения (уплотнение московских домов – выселение старожилов-интеллигентов).
Почему в квартире Преображенского нет разрухи? (Каждый занимается своим делом.)
Бессмертны слова И.А. Крылова: “Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги точать пирожник”.
По мере анализа глав и фрагментов фильма учащимися заполняется таблица в тетради.
Старое время | Новое время | |
Мотив вьюги – область беса. | Уход старого мира; Пречистенка, Обухов переулок (ср.: как обухом по голове). | |
Стемнело – сумерки – нет света – круг – круги ада – нет выхода. Стужа, голод, подворотня. | Свет, дом, тепло. | |
Пролетарии: – Повар (воровство), пища (отрава). | Господин умственного труда, культура, рыцарство. Жители дома – бывшие. – черный ход – шиворот на выворот, бездомность; | Калабуховский дом – Россия и ее судьба. Жители: интеллигенция, буржуа, капиталисты. |
VI. Домашнее задание: закладки к теме Шарик и шариковедение;
Первый урок по повести М.Булгакова «Собачье сердце» по теме «Москва старая и новая. Булгаков и эпоха»
Разделы: Литература
2. Анализ первой главы.
— Какова роль Шарика в I главе повести?
Задание: Выпишите из текста характеристики Москвы новой и старой в восприятии Шарика. Чтение главы и заполнение таблицы
Москва старая | Москва новая |
Настоящая личность Тухлой солонины такой лопать не станет Ест обильно и не ворует Величина мирового значения Личность | Негодяй в грязном колпаке Вор с медной ложкой Самая гнусная тварь Великая сушь в душе Голодные глаза, воруют Из вонючей солонины щи варят |
Вывод: глазами Шарика Булгаков показывает две Москвы: новую и старую. Все, что связано со старой Москвой вызывает симпатию автора. Она населена настоящими личностями, господами, где никто не ворует и ничего не боится. Москва старая предстает перед читателями в негативном свете. Это подчеркивает подобранными автором языковыми средствами: эпитетами (грязный колпак, гнусная тварь, дрянной магазинчик и др.). В ней живут негодяи, мерзавцы, воры.
3. Анализ главы III.
— Как наблюдения Шарика дополняются рассуждениями профессора Преображенского?
Работа с текстом. Нахождение и чтение цитат.
“Не угодно ли – калошная стойка…”.
“Что такое ваша разруха. ”
“Успевает всюду тот, кто никуда не торопится…”
Вывод: Если в первой главе Булгаков показывает Москву в восприятии пса Шарика, то в третьей главе о Москве новой рассуждает уже профессор Преображенский. Его Москва новая отличается только масштабом разрушения, коснувшегося всех сфер человеческой жизни: от грязных калош и отсутствия электричества до разрухи в головах и падения нравов.
4. Фронтальная беседа.
— Какая картина Москвы новой и старой получается у М.Булгакова? Почему?
— Как вы можете это объяснить?
5. Чтение переписки М.Булкакова с И.Сталиным.
Попробуем объяснить такое изображение Москвы новой, обратившись к биографии М.Булгакова. (Ребятам раздается материал, который они самостоятельно читают. Материал взят из книги Л.Я.Шнейберга, И.В.Кондакова “ От Горького до Солженицына”. М.: Высшая школа, 1994)
“Генеральному секретарю партии И.В.Сталину, председателю Ц.И.Комитета М.И.Калинину, начальнику Главискусства А.И.Свидерскому, Алексею Максимовичу Горькому от литератора Михаила Афанасьевича Булгакова.
В этом году исполняется десять лет с тех пор, как начал я заниматься литературной работой в СССР….
….. К настоящему театральному сезону все мои пьесы оказываются запрещенными, в том числе и выдержавшие около 300 представлений “Дни Турбиных”….
….По мере того, как я выпускал в свет свои произведения, критика в СССР обращала на меня все большее внимание, причем ни одно из моих произведений…. не только никогда и нигде не получило ни одного одобрительного отзыва, но напротив чем большую известность приобретало мое имя в СССР и за границей, тем яростней становились отзывы прессы, принявшие наконец характер неистовой брани.
Все мои произведения получили чудовищные, неблагоприятные отзывы, мое имя было ошельмовано не только в периодической прессе, но и в таких изданиях, как Большая Советская энциклопедия и Литературная энциклопедия.
Бессильный защищаться, я подавал прошения о разрешении, хотя бы на короткий срок, отправиться за границу. Я получил отказ.
Мои произведения “Дни Турбиных” и “Зойкина квартира” были украдены и увезены за границу. В г. Риге одно издательство дописало мой роман “Белая гвардия””, выпустив в свет под моей фамилией книгу с безграмотным концом. Гонорар мой за границей стал расхищаться.
Тогда моя жена Любовь Евгеньевна вторично просила о разрешении ей отправиться за границу одной для устройства моих дел. Мы получили отказ.
…. К концу десятого года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к вам и прошу вашего ходатайства перед Правительством СССР об ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЙ МОЕЙ, которая к прошению этому присоединяется.
Ответа на заявление М.А. Булгакова не последовало.
“…. После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет:
Сочинить “коммунистическую пьесу”, а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать, как преданный идее коммунизма писатель-попутчик.
Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале.
Этого совета я не послушал. Навряд ли мне удалось бы предстать перед Правительством СССР в выгодном свете, написав лживое письмо….. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил. Зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет.”
…. М. Булгаков СТАЛ САТИРИКОМ, и как раз в то время, когда никакая настоящая сатира в СССР абсолютна немыслима.
ВСЯКИЙ САТИРИК В СССР ПОСЯГАЕТ НА СОВЕТСКИЙ СТРОЙ.
Мыслим ли я в СССР?”
“И, наконец, последние мои черты….: упорное изображение русской интеллигенции, как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи …. Такое изображение вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией.
Но такого рода изображения приводит к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает – несмотря на свои великие усилия…. – аттестат белогвардейца-врага, а получив его, понимает, может считать себя конченным человеком в СССР.”
“ Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.
Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера.
Я именно и точно и подчеркнуто прошу О КАТЕГОРИЧЕКОМ ПРИКАЗЕ, О КОМАНДИРОВАНИИ, потому что все мои попытки найти работу …. потерпели полное фиаско. Мое имя стало настолько одиозным, что предложения работы с моей стороны встретили ИСПУГ…
Я предлагаю СССР совершенно честного, без всякой тени вредительства, специалиста режиссера и актера, который берется добросовестно ставить любую пьесу, начиная с шекспировских и вплоть до сегодняшнего дня.
Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены.
6. Фронтальная беседа.
Что нового вы узнали о Булгакове? Как складывалось отношение Булгакова с новой властью? В чем причина?
7. Вывод: сочинение-миниатюра.
Почему у Булгакова возникает такая картина Москвы новой?
Вот ответ одного ученика.
Когда мы читаем “Собачье сердце” Булгакова, то сразу замечаем, что симпатии автора на стороне Москвы старой. Москва новая представлена в грязных, мрачных тонах, а люди, населяющие её, сплошь и рядом непорядочные. Возникает вопрос: почему? Ответ можно найти в письмах М.Булгакова к И.Сталину. В них он пишет о том, что жить в данной стране нельзя, нельзя свободно писать, высказываться, нет свободы слова и мысли. Поощряется и печатается только та литература, которая пишется на заказ, в которой прославляется пролетариат и очерняется интеллигенция. Булгаков так не мог: он считал русскую интеллигенцию – “лучшим слоем нашей страны”, и тем самым вызывал недовольство властей. Кроме того, не принимается никакая критика в адрес правящего класса. Булгаков не мог и не хотел жить в такой стране и много раз просил Сталина о разрешении выехать за границу, но все время получал отказ. Поэтому Москва новая такая мрачная, что полностью соответствует настроению автора.
Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
М. А. Булгаков — выдающийся русский писатель, человек сложной и драматичной судьбы. Булгаков — удивительная личность, которой присущи были твердые убеждения и непоколебимая порядочность. Необычайно тяжело было выжить такой личности в революционную эпоху. Писатель не желал приспосабливаться, жить по диктуемым свыше идеологическим нормам.
Современную ему эпоху М. А. Булгаков сатирически изобразил в повести «Собачье сердце», которая по понятным причинам в СССР была опубликована только в 1987 году.
В центре повести профессор Преображенский и его грандиозный эксперимент над Шариком. Все остальные события повести так или иначе связаны именно с ними.
Сатира звучит едва ли не в каждом авторском слове, начиная с того самого момента, где жизнь Москвы показывается глазами Шарика. Вот пес сравнивает повара графа Толстых с поваром из совета Нормального питания. И сравнение это явно не в пользу последнего. В этом самом «Нормальном питании» «мерзавцы из вонючей солонины щи варят». Чувствуется тоска автора по уходящей культуре, дворянскому быту. В молодой советской стране воруют, лгут, кляузничают. Любовник машинисточки из шариковых размышлений мыслит так: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо». Булгаков подчеркивает, что, несмотря на слишком дорогую цену произошедших в стране перемен, к лучшему в ней ничто не изменилось.
Писатель упорно изображает интеллигенцию как лучший слой общества. Примером этого является культура быта, культура мыслей, культура общения профессора Преображенского. Во всем у него чувствуется подчеркнутая аристократичность. Это «умственного труда господин, с французской остроконечной бородкой», он носит шубу «на чернобурой лисе», черный костюм английского сукна, золотую цепь. Профессор занимает семь комнат, каждая у него имеет свое назначение. Преображенский держит прислугу, которая его заслуженно уважает и почитает. Обедает доктор очень культурно: и прекрасная сервировка стола, и само меню заставляют любоваться его трапезой.
Противопоставляя Преображенскому тех, кто приходит на смену таким, как он, Булгаков и читателю дает почувствовать всю драматичность наступившей в стране эпохи. Дом, в котором живет профессор, заселяется жилтоварищами, происходит уплотнение квартир, выбирается новое домоуправление. «Боже, пропал Калабуховский дом!» — восклицает доктор, узнав об этом. Преображенский не случайно так говорит. С приходом новой власти многое поменялось в Калабуховском: пропали все калоши, пальто, самовар у швейцара, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице, убрали ковер с парадной лестницы, избавились от цветов на площадках, появились проблемы с электричеством. Профессор легко предсказывает и дальнейшее течение событий в стране, управляемой швондерами: «в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее». А ведь Калабуховский дом — это только отражение общей разрухи, наступившей в стране. Впрочем, Преображенский считает, что главное в том, что «разруха не в клозетах, а в головах». Он справедливо подмечает, что те, кто называет себя властью, отстали в развитии от европейцев лет на двести, а потому ни к чему хорошему они страну привести не могут.
Булгаков не раз обращает внимание читателя на предпочтительность в ту эпоху пролетарского происхождения. Так Клима Чугункина, уголовника и пьяницу, от сурового справедливого наказания легко спасает его происхождение, а Преображенскому, сыну кафедрального протоирея, и Борменталю, сыну судебного следователя, на спасительную силу происхождения надеяться не приходится.
Яркая примета революционного времени — женщины, в которых и женщин-то разглядеть очень трудно. Они лишены женственности, ходят в кожанках, ведут себя подчеркнуто грубо. Какое они могут дать потомство, как его воспитать? Вопрос риторический.
Полно иронии не только авторское изображение новой власти, но и описание процветающих нэпме
Показывая все эти приметы революционной эпохи, Булгаков подчеркивает, что процесс, лишенный нравственности, несет людям гибель. Профессор Преображенский проводит великий эксперимент, и изображение его в повести символично. Для писателя все, что именовалось строительством социализма, не более чем масштабный и более чем опасный опыт. К попыткам создания нового общества силовыми методами Булгаков относился крайне отрицательно. Последствия такого эксперимента писатель видит только плачевными и предупреждает об этом общество в своей повести «Собачье сердце».