какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

Главные герои

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.

Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.

Поведение в экстренной ситуации

Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

Источник

Помогите! ответить на вопросы! по рассказку саша черный кавказский пленник
1.какое время года описывается в рассказе
2.кто празднует наступление этого времени года
3.что делают люди на речке?
4.Какой хвост был у петуха?
спасибо заранее)

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

2). Положительные герои гово­рят правильным литературным языком, их речь по­учительна; отрицательные герои используют про­сторечные слова, бранную лексику. Простакова: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, бол­ван, чем ты оправдаешься?»
Речь героев является средством их характеристики, она часто связана с фольклором: «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться».

3) Каламбуры: еоргафия; вкусить блаженную кончину; заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

4) Разрушение фразеологизма: Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
5). Саморазоблачения героев:

Г-жа Простакова. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому.

Скотинин. Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.

Г-жа Простакова. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь.
Вральман: «Я савсегда ахотник пыл смотреть публик. Пыфало, о праснике съетутца в Катрингоф кареты с хоспотами. Я фсе на них смотру. Пыфало, не сойту ни на минуту с косел».

Тропы, стилистические фигуры:

1) Афоризмы: В человеческом невежестве весьма утешительно
считать все то за вздор, чего не знаешь.

2) Эпитеты: друг сердечный; блаженную кончину.

3) Метафоры: лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду.
4) Обращения: друг мой сердечный. И ведомо, батюшка.
5) Риторические вопросы: А извозчики-то на что ж? Каково это?
6) Риторические восклицания: Ах, мой батюшка!

Признаки сатиры и юмора:
1). Создание комических ситуаций: драка Простаковой со Скотининым, урок математики, «экзамен» Митрофана.

2). Алогизмы (высказывания героев, в которых нарушена логика), ирония и намёки.

3) Зоологизация: любовь Скотинина к свиньям; Вральман видит в Простаковых «лошаток». Таким образом подчеркивается низменность негативных персонажей.

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

Среднюю школу окончил в 1964 г. В журналистике с 1966 г. В 1970 г. окончил историко-филологический факультет Томского государственного университета. Работал в газете и на окружном радио на Таймыре и Ямале. С 1985 г. – председатель Комитета по телевидению и радиовещанию Ямало-Ненецкого окрисполкома (г. Салехард). С 1987 г. – председатель Комитета по телевидению и радиовещанию Тюменского облисполкома. С июня 1992 г. – президент Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Регион-Тюмень».

Публиковаться начал с 1965 г. Очерки, исторические и краеведческие эссе публиковались в журналах «Урал», «Дружба народов», «Сибирские огни», «Сибирское богатство», «Мир Севера», «Ямальский меридиан» и др. Первая книга «Салехард» вышла в 1978 г. За последующие годы А.К.Омельчук издает целую библиотеку «Сибириады»: «Зов Арктики» (1980), «Рыцари Севера» (1982), «Арктическая разведка» (1983), «На полярных ветрах» (1983), «К неведомым вершинам» (1985), «Север с большой буквы» (1989), «К. Носилов» (1989), «Соленая Арктика» (1989), «На краешке земли» (1990), «Ее величество Обь» (1991), «Манящий свет звезды Полярной» (1993), «Частное открытие Сибири» (1999, 2001), «Нежный Север» (2003), «Последний в очереди за поцелуем» (2004). В 2006 г. в серии «Частное открытие Сибири» вышел трехтомник избранной документальной прозы «Ее величество Обь», «Рыцари Севера» и «Манящий свет».

Источник

Во по рассказу Саши Чёрного «Кавказский пленник»

1. Какое время года описывается в рассказе? ответ:

2. Кто празднует наступление этого времени года? ответ:

3. Что делают люди на речке? ответ:

4. Почему у пристани отчаянно скрипела на цепочке лодка? ответ:

5. Какой хвост был у петуха? ответ:

6. Кому было грустно в этот весёлый день? ответ:

7. Что разволновало и испугало их? ответ:

8. Какое продолжение прочитанной истории придумали девочки? ответ:

9. Кто в их игре стали исполнять роль кавказских пленников? ответ:

11. Что сделали девочки, когда пленники отказались выбираться из ямы? ответ:

12. Понравилось ли детям играть в кавказских пленников ответ:

13. Почему девочки удивлялись своим утренним слезам?

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

Ответы 6

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

2)-Люди,отмечают приход весны.Природа-всё распускается,оживает всё кругом.животные и птицы радуются весне.

3)Веселятся и поют,катаются на лодках,собирают мусор.

4)мальчики раскачали лодку, лодка накренилась и еще немного и вода бы попала в лодку.

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

2.люди отмечают приход весны

3.веселяться, поют, катаются на лодках, собирают мусор

4. потому что на ней никто не ездил

5. у петуха был «генеральский хвост

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

1. описывается ВЕСНА

4. книга «Кавказский пленник»

5. татар разгромили и прогнали, а Дине дали георгиевскую медаль, потом она вышла замуж за Жилина.

7. пирожками ( с капустой)

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

вот но наверно уже не нужно)

Викторина по рассказу Саши Чёрного «Кавказский пленник»

Какое время года описывается в рассказе? (весна)

Кто празднует наступление этого времени года? (птицы, собаки, люди)

Что делают люди на речке? (катаются на лодках, собирают обломки досок, поленья, поют)

Почему у пристани отчаянно скрипела на цепочке лодка? (мальчишки забрались и раскачивались)

Какой хвост был у петуха? (генеральский)

Кому было грустно в этот весёлый день? (двум девочкам-сёстрам)

Что разволновало и испугало их? (прочитанная книга Толстого «Кавказский пленник»)

Какое продолжение прочитанной истории придумали девочки? (татар разгромили и прогнали, а Дине дали георгиевскую медаль, потом она вышла замуж за Жилина)

Кто в их игре стали исполнять роль кавказских пленников? (Мишка да Тузик)

Что сделали девочки, когда пленники отказались выбираться из ямы? (сами спустились туда)

Понравилось ли детям играть в кавказских пленников? (очень)

Почему девочки удивлялись своим утренним слезам? (играть весело, а жизнь опасна)

Викторина по рассказу Саши Чёрного «Игорь-Робинзон»

Почему мальчика не взяли за покупками? (слабый, устанет)

Что случилось с бюстом Гоголя? (съел индюк)

Какого цвета был галстук у Игоря? (красный)

Что случилось с лодкой, прицепленной к пристани? (цепочка лопнула)

Куда вынесло лодку? (на остров)

Большой ли был остров? (чем меньше мальчик, тем просторнее клочок земли)

Что случилось с лодкой? (уплыла)

Кого Игорь увидел на острове? (кроликов, осу, крысу)

Как он сумел отвязаться от осы? (положил на пень сладкую обёртку)

Почему Игорь боялся крысы? (думал, что приплывёт ночью и отгрызёт уши)

Кто приснился Игорю? (крокодил)

Кто приплыл на выручку мальчику? (пудель Цезарь)

Кто маленького Робинзона? (садовник)

Как он приблизил лодку к берегу? (бросил в лодку привязанный верёвкой камень)

Чем мальчик наградил пуделя? (картонной золотой медалью)

Источник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

Ответы 6

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

2)-Люди,отмечают приход весны.Природа-всё распускается,оживает всё кругом.животные и птицы радуются весне.

3)Веселятся и поют,катаются на лодках,собирают мусор.

4)мальчики раскачали лодку, лодка накренилась и еще немного и вода бы попала в лодку.

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

2.люди отмечают приход весны

3.веселяться, поют, катаются на лодках, собирают мусор

4. потому что на ней никто не ездил

5. у петуха был «генеральский хвост

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

1. описывается ВЕСНА

4. книга «Кавказский пленник»

5. татар разгромили и прогнали, а Дине дали георгиевскую медаль, потом она вышла замуж за Жилина.

7. пирожками ( с капустой)

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

вот но наверно уже не нужно)

Викторина по рассказу Саши Чёрного «Кавказский пленник»

Какое время года описывается в рассказе? (весна)

Кто празднует наступление этого времени года? (птицы, собаки, люди)

Что делают люди на речке? (катаются на лодках, собирают обломки досок, поленья, поют)

Почему у пристани отчаянно скрипела на цепочке лодка? (мальчишки забрались и раскачивались)

Какой хвост был у петуха? (генеральский)

Кому было грустно в этот весёлый день? (двум девочкам-сёстрам)

Что разволновало и испугало их? (прочитанная книга Толстого «Кавказский пленник»)

Какое продолжение прочитанной истории придумали девочки? (татар разгромили и прогнали, а Дине дали георгиевскую медаль, потом она вышла замуж за Жилина)

Кто в их игре стали исполнять роль кавказских пленников? (Мишка да Тузик)

Что сделали девочки, когда пленники отказались выбираться из ямы? (сами спустились туда)

Понравилось ли детям играть в кавказских пленников? (очень)

Почему девочки удивлялись своим утренним слезам? (играть весело, а жизнь опасна)

Викторина по рассказу Саши Чёрного «Игорь-Робинзон»

Почему мальчика не взяли за покупками? (слабый, устанет)

Что случилось с бюстом Гоголя? (съел индюк)

Какого цвета был галстук у Игоря? (красный)

Что случилось с лодкой, прицепленной к пристани? (цепочка лопнула)

Куда вынесло лодку? (на остров)

Большой ли был остров? (чем меньше мальчик, тем просторнее клочок земли)

Что случилось с лодкой? (уплыла)

Кого Игорь увидел на острове? (кроликов, осу, крысу)

Как он сумел отвязаться от осы? (положил на пень сладкую обёртку)

Почему Игорь боялся крысы? (думал, что приплывёт ночью и отгрызёт уши)

Кто приснился Игорю? (крокодил)

Кто приплыл на выручку мальчику? (пудель Цезарь)

Кто маленького Робинзона? (садовник)

Как он приблизил лодку к берегу? (бросил в лодку привязанный верёвкой камень)

Чем мальчик наградил пуделя? (картонной золотой медалью)

Источник

«Кавказский пленник»: краткое содержание и анализ

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

Кто написал рассказ «Кавказский пленник»? В русской литературе имеется как минимум три знаменитых произведения с таким названием: поэмы Пушкина и Лермонтова, а также рассказ Толстого. В отличие от романтического повествования коллег, Лев Толстой изложил реальную историю, но сделал это в своем стиле — живо и захватывающе. О чем повествует его «Кавказский пленник»? Краткое содержание введет в курс сюжета.

«Кавказский пленник»: краткое содержание

Многие русские писатели изображали в своих произведениях Кавказ — землю с неповторимым колоритом и нравом, красивую и экзотическую. Великолепием этого края вдохновился и Лев Толстой. «Кавказский пленник» — одно из самых популярных его произведений. В нем отражена не только любовь к кавказской земле, но и глубокие размышления на вечные темы.

Прежде чем перейти к их рассмотрению, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа «Кавказский пленник»:

«Кавказский пленник» кратко: как Жилин попал в плен

Иван Жилин служил на Кавказе. Однажды в письме мать попросила его приехать, и офицер решил ее навестить. На Кавказе шла война, на одиноких путешественников могли напасть татары. Поэтому Жилин поехал в сопровождении солдат. Он хотел добраться домой как можно быстрее, поэтому вырвался вперед. С ним поскакал офицер Костылин.

По пути они встретили татар. Костылин испугался и попытался сбежать, однако обоих офицеров взяли в плен, а затем продали татарину Абдул-Мурату. Хозяин велел пленникам попросить родных о выкупе. Костылин тотчас подчинился, а Жилин понимал: его мать живет бедно и не владеет такими деньгами. В письме он указал несуществующий адрес.

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: Жилин пытается сбежать

Целый месяц офицеры просидели в сарае. Жилин старался не унывать и заниматься привычными делами. Для тринадцатилетней дочери татарина Дины он лепил из глины кукол, за это девочка тайком кормила его молоком с лепешками. Тем временем Жилин планировал побег и день за днем делал в сарае подкоп.

Однажды ночью татары уехали из аула, а Жилин и Костылин сбежали:

Абдул-Мурат не стал убивать беглецов, ведь хотел выручить с выкупа немалые деньги. В этот раз он посадил пленников не в сарай, а в глубокую яму, кормил, как псов, сырой едой. На помощь снова пришла Дина: девочка спустила в яму длинную палку, по которой Жилину удалось выбраться. Костылин убегать отказался: страшно, да и сил совсем нет.

Краткий пересказ: кавказский пленник обретает свободу

Жилин вышел из деревни. Очень мешала колодка, но ее было не снять. Дина дала ему в дорогу лепешек, провожала офицера и плакала — за это время она сильно привязалась к молодому человеку.

Жилин шел без остановки, а когда силы закончились, пополз. Так он добрался до поля, а за ним — свои, русские. Неподалеку, у костров, он увидел казаков. Жилин побежал к ним, но опасался, что татары его заметят. Так и произошло: он почти добрался до костров, но его увидели трое татар и кинулись за беглецом. Жилин закричал, чтобы казаки выручили его, и был спасен.

После этого офицер продолжил службу на Кавказе. Он смирился с тем, что вернуться домой ему не суждено. А Костылина вернули только через месяц, выкупив за большие деньги. Еле живым был.

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: анализ произведения

Почему читатели и сам Толстой высоко оценили рассказ «Кавказский пленник»? Дело в том, что в небольшом произведении автору удалось затронуть ряд глубоких нравственных вопросов. Разобраться в них поможет анализ рассказа:

История написания

В основу сюжета «Кавказского пленника» легли сразу несколько реальных историй:

Вместе с товарищем и сослуживцем Садо он оторвался от своего отряда, и офицеров настигли чеченцы. Их едва не взяли в плен, но Садо придумал припугнуть противников незаряженным ружьем. Благодаря его отваге и изобретательности офицерам удалось добраться до русской крепости, где им на помощь пришли казаки.

Полковник рассказал, как побывал в плену у горцев и сблизился там с девушкой-абхазкой Аслан-Коз, которая помогла ему сбежать. Более того, перед написанием рассказа Толстой лично общался с военными, которые попадали в плен, чтобы узнать как можно больше деталей.

«Кавказский пленник» впервые опубликовали в журнале «Заря» в 1872 году. Автор очень гордился своим творением. Как говорил сам Толстой, «Кавказский пленник» — одно из немногих его произведений, не относящихся к «области дурного искусства».

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: жанр и композиция

«Кавказского пленника» иногда называют повестью. Однако правильнее считать произведение рассказом. Об этом свидетельствуют основные жанровые черты:

Лев Толстой всегда следовал традициям реализма, и «Кавказский пленник» не исключение. Автор описывал жизнь как она есть, не романтизировал человеческую натуру и не украшал действительность. К тому же произведение основано на реальных событиях.

К слову, в этом рассказ существенно отличается от одноименной поэмы Александра Пушкина. Если поэт создал идеализированного, романтичного персонажа, то герой Толстого — обычный русский офицер.

Композиционно «Кавказский пленник» состоит из шести глав:

какое время года описывается в рассказе кавказский пленник

«Кавказский пленник» Жилин: YouTube / Разумники

Герои и посыл рассказа

Рассказ «Кавказский пленник» построен на художественном приеме антитезы. Толстой изобразил двух противоположных героев:

С помощью таких контрастных героев Лев Толстой раскрывает важные темы:

Таким образом, читателю открывается основная мысль рассказа. Каждый человек — хозяин своей жизни. Не стоит полагаться на судьбу, нужно делать выбор и находить выход даже из патовых ситуаций.

Идеи Толстого не имеют временных или географических рамок. Поэтому каждому стоит непременно познакомиться с его «Кавказским пленником».

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *