какое время года наступает сразу после зимы

Презентация к уроку

ЦЕЛЬ: Сформировать представления о порядке чередования времён года и месяцев в году.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация “Времена года, месяцы”; 2 больших круга, разделённых на 12 частей + 12 секторов с подписанными месяцами для раскладывания в определённом порядке, индивидуальные карточки (приложение 1 и приложение 2).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент и повторение пройденного материала.

Повторение понятий до – после, перед – за, раньше – позже в ряду, спирали.

— Этот предмет расположен до баклажана, но после лука (помидор).

— Найдите предмет, который находится перед капустой, но за перцем (картофель).

— Назовите предмет, который появился раньше, чем огурец, но позже, чем морковь (чеснок). (щелчок какое время года наступает сразу после зимы)

— Составьте аналогичные загадки с использованием цифрового ряда.

— А теперь составьте подобные загадки по числовой спирали.

II. Уточнение, структурирование и закрепление основных понятий темы.

Ввод в тему – сказка.

— Вы, наверно, слышали о параллельных мирах? Так вот, в одном из них существует планета похожая на нашу. И называется она также – Земля. И все на ней до определённой поры было обустроено, почти как у нас. Но вот случилась беда, и планета нуждается в помощи. Давайте послушаем, что же там случилось. (щелчок какое время года наступает сразу после зимы по первой планете – запускается клип)

На фоне клипа логопед читает сказку.

Встретились однажды Весна, Лето, Осень и Зима и начали спорить кто из них самое лучшее время года и от кого из них больше пользы на земле.

— Когда я прихожу, всё сразу оживает после холодной Зимы. На лесной речке дикие утки строят гнёзда, и цветёт душистая черёмуха, природа просыпается!

— Да это что. – вступает в спор Лето. – Вот когда я прихожу, то приношу с собой жаркое солнце, тёплые дожди. Только в моё время созревают сочные фрукты и ягоды.

— Да от тебя одна жара только, пыль и комары, – вмешивается Осень. – Вот я “одеваю” природу в яркие краски, листва становится ярко жёлтой и красной!

— Вот ещё. – возмутилась Зима. – Ты приносишь только дожди, грязь и лужи! Я же окутываю землю белым пушистым снегом, разрисовываю красивыми блестящими узорами окна домов, покрываю серебристым инеем деревья. Природа в это время отдыхает!

— Зимой только мороз и снег! Что в этом хорошего?! – продолжает спорить Весна.

И пока они спорили и решали кто из них главный, на земле всё перепуталось, все месяцы перемешались: за ярким Июнем наступил холодный Январь, вслед за ним пришёл Март, а за ним Октябрь. Природа увяла: деревья, цветы и кустарники погибли, а животные спрятались в свои жилища и не выходили оттуда.

Увидев всё это, времена года одумались, осознали свою ответственность, важность и неповторимость, и решили больше не ссориться. Но на Земле по-прежнему царил беспорядок.

Логопед:

— Как по-другому назвать спорщиков? (Времена года, сезоны года)

— Почему их так назвали “времена года”? (все вместе составляют год)

— Сколько времён года (сезонов) существует на нашей Земле? Назовите их по порядку.

— Что случилось на планете, пока времена года спорили и решали, кто из них главный? (Беспорядок, хаос)

— Поможем спасти Землю в параллельном мире?

— Что нужно сделать, чтобы навести порядок? (Построить, расположить времена года, месяцы в определённом порядке).

— Сформулируйте тему нашего занятия. (Времена года. Месяцы.) (щелчок какое время года наступает сразу после зимы)

– Давайте представим год в виде круга.

— На сколько частей мы должны его разделить и почему?

(щелчки какое время года наступает сразу после зимы)

(Делим круг на 4 части, закрашиваем цветными карандашами и подписываем времена года, определяем вектор смены времён года).

— Какое время года наступает после зимы, но до лета?

— Назовите время года, которое бывает перед зимой, но за летом.

— Что бывает раньше, чем осень, но позже, чем весна?

— Назовите времена года по порядку, начиная с лета (осени, зимы, весны).

— Сделайте вывод: (времена года расположены в строго определённом порядке, который изменять нельзя)

Закрепление порядка чередования времён года.

а). Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.

На слово “зима” – показываем руками, что нам холодно.

На слово “весна” – показываем руками, как растут растения.

На слово “лето” – показываем руками, что нам жарко и мы плаваем в реке.

На слово “осень” – показываем руками, что идёт дождь и мы держим над головой зонт.

1 – делают все одновременно строго по порядку (по инструкции).

2 – путаница: повторять движения строго в том же порядке не зависимо от того какое время года я буду называть.

3 – по кругу по одному: повторять по очереди по одному движению строго в том же порядке.

б). Развитие мелкой моторики.(“Рожки – ножки” реципрокно)

в). Глазодвигательные упражнения на 3-х уровнях (слежение за предметом на уровне “вытянутой руки”, на уровне “локтя”, на уровне “носа”).

2. Восстановление порядка чередования времён года на материале контурных зашумлённых рисунков времён года (развитие зрительного восприятия).

Закрепление порядка чередования месяцев.

Логопед: – Мы восстановили последовательность времён года, но на параллельной Земле по-прежнему нет порядка. Почему? Что ещё надо сделать? (восстановить последовательность, порядок чередования месяцев)

Делим каждый из 4-х секторов круга ещё на 3 части, подписываем названия месяцев, определяем вектор смены месяцев.

— Перечислите зимние месяцы в прямом и обратном порядке.

— Скажите, после какого месяца идёт январь (февраль)? До какого месяца бывает декабрь (январь)?

— В первый месяц весны мы празднуем 8 Марта – это праздник всех МАМ. (Дети дописывают на доске названия месяцев столбиком).

— Перечислите весенние месяцы в прямом и обратном порядке.

— Скажите, за каким месяцем идёт апрель (май)? Перед каким месяцем бывает март (апрель)?

Теперь представим ослика Иа, который летом, в жару, весело скачет по зеленой травке и голосит: “ИИА! ИИА!”. (Дети дописывают на доске названия месяцев столбиком).

— Перечислите летние месяцы в прямом и обратном порядке.

— Позже какого месяца бывает июль (август)? Раньше какого месяца идёт июнь (июль)?

Закончилось лето, наступила осень. Природа как бы засыпает. Кругом СОН, СОН, СОН. (Дети дописывают на доске названия месяцев столбиком).

— Перечислите осенние месяцы в прямом и обратном порядке.

— Скажите, между какими месяцами находится октябрь? Перед каким месяцем бывает сентябрь (октябрь)?

Итак, запоминаем 4 коротких слова: “ДЯФ, МАМ, ИИА, СОН”

(щелчок какое время года наступает сразу после зимы – убираются слова – подсказки, остаются только картинки).

2. Восстановление порядка чередования месяцев.

Наложить треугольники с названиями месяцев на годовой круг по порядку, начиная с определённого месяца (работа в 2-х минигруппах).

Перечисли все месяцы времени года между зимой и летом:

Итог занятия (слайд 14)

Вы справились с трудной задачей, восстановили порядок месяцев и времён года на Земле параллельного мира, планета начала преобразовываться, расцветать и её жители вас благодарят.

Источник

Почему происходит смена времен года и суток

Каждый час, день за днем на планете Земля происходят необратимые изменения. Время идет вперед, лето сменяется осенью, затем приходит зима, весна и опять все по кругу. Взрослые люди считают это обыденностью, а детям, напротив, все это кажется волшебством.

День и ночь

Еще со школьной скамьи каждый из нас помнит, что планета Земля, конечно же, вращается вокруг своей оси. И этот круг занимает 24 часа, ровно столько, сколько длятся наши сутки. Это понять достаточно просто. Да и ребенку объяснить проще простого: «Сейчас солнышко светит на наш город, а к вечеру будет светить с другой стороны планеты, другому году». В летнее время световой день длиннее, чем ночь, а в зимнее — наоборот.

Происходит это из-за того, что ось земли имеет небольшой наклон. Но в году существуют два дня, когда день длится столько же минут, сколько и ночь. Такие дни называются «день весеннего и осеннего равноденствия» или попросту — день солнцестояния. Эти дни приходятся на 20-е числа марта и сентября. В это время оба полюса планеты Земля находятся одинаково далеко от планеты Солнце.

какое время года наступает сразу после зимы

Почему происходит смена времен года

Помимо собственной оси, земля вращается и вокруг Солнца. На этот круг необходимо гораздо больше времени — один год. Важно знать, что вращается планета Земля не под прямым углом, а под наклоном. Ось всегда смотрит в одну сторону, она обращена к полярной звезде. Вследствие чего Южный и Северный полюс земли поочередно наклоняются к Солнцу.

Почему меняются времена года? В той части земли, где солнечные лучи попадают напрямую — лето, так как от прямых солнечных лучей поверхность земли очень хорошо прогревается и получает гораздо больше света, чем противоположная. С другой стороны планеты — зима, потому что солнечного тепла не хватает. В то время, когда оба полюса находятся на одинаковом расстоянии от солнца на земле наступает весна или осень.

Если в странах Азии, Африки, Океании и южной Америке — лето, то в Европе, Северной Америке будет зима. На некоторых материках зима и лето буквально соседствуют. Например, Африка на 2/3 находится в Северном полушарии. Океания и Азия также делятся на 2 полушария.

Перпендикулярно оси Земли, можно провести еще одну линию, прямо по центру. Ее называют экватор. Именно она делит земной шар на два полушария. Здесь и день, и ночь длятся одинаково, и различия между временами года почти незаметны. Все потому, что Солнце равномерно прогревает эту линию, независимо от положения Земли.

Итак, становится понятно, что планета Земля одновременно движется в двух плоскостях:

Давайте подытожим. Смена времен года происходит потому что Северный полюс обращен к Солнцу, а Южный находится в тени. Если на Северном полюсе — лето, то на Южном — Зима.

какое время года наступает сразу после зимы

Отличия времен года

Нам известны четыре времени года — лето, зима, осень, весна. Чем же они отличаются?

какое время года наступает сразу после зимы

Столь обыденное и, на первый взгляд, простое явление, сочетает в себе такие сложные науки, как астрономия и физика. Но обо всех изменениях в природе можно наглядно и просто показать ребенку. Стоит взять мяч или шар, проткнуть его спицей, поднести к настольной лампе и потихоньку вращать. Свет от лампы будет медленно перемещаться вокруг мяча. Таким образом, станет понятно как происходит смена времен года на планете Земля.

Видео

Это видео можно посмотреть с детишками, чтобы объяснить им, почему меняются времена года.

Источник

Погодные ужасы: сразу после зимы наступит палящее лето

какое время года наступает сразу после зимы

какое время года наступает сразу после зимы

Ученые предупреждают: весна и осень под угрозой исчезновения. Почему за зимой может сразу наступить лето? И что будет, когда аномальный холод сменит аномальная жара?

Россия готовится к весенним паводкам. Росавтодор назвал 19 самых критичных дорог, которые могут серьезно затруднить передвижение граждан. Когда придет это половодье, а главное, когда начнется весна — на этот вопрос отвечать все труднее.

Ученые приходят к выводу, что в России одним временем года становится меньше — весна исчезает. Реальная с каждым годом все разительнее отличается от календарной. Весна съеживается, как шагреневая кожа, а следом может исчезнуть и осень. Метеорологи предупреждают: лютые холода и аномальная жара — не такая уж туманная перспектива. Корреспондент НТВ Александр Калинин заглянул в будущее.

Ответ на вопрос, когда придет весна, не знает даже глава Росгидромета Роман Вильфанд.

Роман Вильфанд, глава Росгидрометцентра: «Сейчас зимние процессы таковы, что очень холодный воздух, оформленный в виде мощного антициклонального ядра, перемещается в центр европейской России, и уже к выходным ночные температуры составят минус 20, а по области и минус 25 градусов. Настоящая зима!»

Ученые предрекают: весна как время года скоро будет лишь в календаре, а в жизни за зимой будет сразу наступать лето. Эксперты называют это «смещением климатических сезонов». Получается, почти пять месяцев холодов, а потом сразу жара. Это грозит небывалым паводком. В Росавтодоре уже предвидят затопление федеральных трасс. Но дороги — это только полбеды. Под угрозой затопления — целые города.

Природа объявила нам войну больше века назад, когда средняя температура начала медленно подниматься. За 130 лет она выросла всего на 1, градуса, но для разгула климатических аномалий достаточно и такой мелочи.

Источник

Конспект ОД на тему «Времена года»

какое время года наступает сразу после зимы НАТАЛЬЯ ЗОТОВА
Конспект ОД на тему «Времена года»

Цель: Учить детей узнавать по изменениям в природе времена года

Образовательная: Учить детей узнавать времена года по цветам, которые соответствуют определенному времени года.

Развивающая: Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе.

Воспитательная: Воспитывать любовь к природе.

Материалы: Картинки с изображением времен года.

Предварительная работа: Наблюдения, беседы, рассматривание календарь природы, картинки с изображением времен года.

Ход ОД

Здравствуйте ребята, сегодня утром, когда я шла в садик, мне почтальон передал посылку для вас. Давайте посмотрим, что внутри посылки. Воспитатель открывает и достает из нее по очереди предметы. которые лежат там. Первый предмет – картинка с изображением яркого солнца,цветов, вторая картинка с изображением желтого листочка, третий предмет картинка с изображением снежинки и четвертый предмет картинка с изображением набухающих почек на деревьях. Спрашивает у детей, поняли ли они, что это за картинки? Д –нет. Да ребята, я тоже пока не поняла, зачем нам все эти картинки, вынимает из посылки записку. Ребята давайте прочитаем ее. Здравствуйте дорогие ребята, прослушав это стихотворение, вы узнаете, кто вам его написал и о чем пойдет речь сегодня на занятии. Ну, что ребята, вы готовы послушать стихотворение?

Придумала мать дочерям имена

Вот Лето и Осень, Зима и Весна

Приходит Весна зеленеют леса,

И птичек повсюду звенят голоса,

А Лето пришло – все под солнцем цветет,

И спелые ягоды просятся в рот,

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля. (А. Кузнецова)

Ребята, о чем это стихотворение? –Правильно, о временах года. И сегодня на занятии мы с вами будем говорить о временах года. Сколько их, как они называются, чем они отличаются друг от друга и о многом другом.

Но сначала ребята, вы должны вспомнить, как называется наша планета на которой мы с вами живем? Д –Земля.

В- Совершенно верно. Наша планета никогда не стоит на месте, она постоянно вращается вокруг солнца. А когда она вращается на земле становится, то жарко, то холодно. А это означает, что на земле меняются времена года. В-Давайте с вами вспомним,сколько времен года вы знаете? Д-четыре времени года. В- А как они называются? Д- Лето, Осень, Зима и Весна.

Давайте с вами отгадаем загадку и узнаем о каком первом времени годамы будем с вами беседовать :

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю «Купайтесь», приглашаю.

Вы любите меня за это,

а как зовут меня (ЛЕТО).

А что бы нам перейти к следующему времени года давайте немного поиграем.

Д / И (собери картинки, воспитатель дает разрезанные картинки с изображением времен года, делит детей на четыре команды. Дети собрав пазл описывают, какое это время года. Давайте отгадаем следующую загадку, чтобы узнать какое время года наступает после лета.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают,

Когда это бывает (осенью).

Правильно, на смену жаркому лету, приходит удивительная осень. Ребята, а каким вы цветом раскрасили бы осень. Д-желтым, золотым, а почему? Потому что природа начинает готовиться к зиме. Листья на деревьях желтеют, затем они опадают, образуют желтый шуршащий ковер под ногами. Часто стали дуть холодные ветра, идти дожди. Люди стали носить зонты, одели более теплую одежу. Ребята, а какие еще перемены с природой происходят осенью? Д- Ответы. Да действительно солнце осенью уже не такое яркое, как летом, оно мало греет. Оно стало меньше светить, потому что дни стали короче, а ночи стали намного длиннее. Все лесные жители стали готовиться к холодам, кто, то заготовил себе из зверей корм на зиму, кто то приготовил себе берлогу, чтобы залечь там в спячку, птички улетели в теплые края, все жучки от холода спрятались под сухие осенние листочки и там заснули до наступления тепла. Люди с полей и огородов собрали урожаи. Ребята, если бы солнышко светило всегда одинаково тогда бы не было осени, зимы и весны. Сколько всего осенних месяцев, назовите их по порядку (всего 3-и осенних месяца Сентябрь октябрь, и ноябрь)

А что бы нам перейти к следующему времени годадавайте немного разомнемся:

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед

Влево, вправо поворот

Три наклона, прямо встали

Руки в вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Присаживайтесь на палац и послушайте следующую загадку.

После осени пришла

и сугробы принесла? (ЗИМА)

Правильно ребята, на смену золотой осени приходит завораживающая, снежная зима. Это очень красивое время года. Посмотрите на картину с изображением зимнего пейзажа, которую написал И. И Шишкин. Что на ней изображено, Как художник изобразил лес, снег, сугробы, небо, зиму? Какой цвет больше всего использовал художник почему? Д-(Белый, пушистый, искристый, серебристый).Правильно ребята, зимой земля деревья покрывается белым,пушистым, холодным снегом,становится холодно, на окнах мороз рисует удивительные узоры. На смену осенним дождям приходят метели, снегопады и вьюги, которые образуют большие снежные сугробы и заносы. Люди зимой стали одеваются еще теплее, чем осенью. Ребята, а чем вам нравится зима? Д- (Зимой можно кататься на санках, коньках, лыжах, сьезжать с ледяной горки, лепить из снега снеговиков, делать разные снежные постройки, а еще можно играть в снежки. Сколько и какие зимние месяцы вы знаете? Д- Три зимних месяца –это декабрь, январь и февраль. Правильно. Молодцы. Давайте с вами поиграем в игру П / И «СНЕЖКИ». Дети разделены на две команды, чья команда соберет в свою корзину больше снежков, та и победила.

Послушайте следующую загадку.

Тает снежок, оживает лужок,

День прибывает, когда это бывает? (ВЕСНОЙ)

Сколько всего весенних месяцев? Как они называются? Д- всего три весенних месяца (Март, апрель и май).Ребята, а что вам больше всего нравится делать весной? Д- Пускать кораблики в ручейках. А из чего получаюся ручейки?. Правильно тает снег, превращаясь в воду, а затем с возвышенности стекает в низ, образуя большую лужу. Молодцы.

Ребята давайте вспомним, сколько же всего зимних, летних, осенних и весенних месяцев? Д- (По три в каждом времени года).А значит сколько всего месяцев в году?. Совершенно верно, двенадцать. Давайте все вместе их назовем (дети хором произносят по порядку все двенадцать месяцев). Ребята, скажите, могу ли меняться между собой времена? Д- Нет. Почему? Дети делают выводы, что се времена года должны приходить, каждый в свое время, что каждое время года прекрасно по-своему. Занятие окончено.

Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации «Путешествие на планету «Времена года» Цель: Закрепить знания детей о временах года, их характерные особенности. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить знания о временах года.

какое время года наступает сразу после зимыКонспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру «Времена года» Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру на тему «Времена года» Цель: закрепить представление детей об.

какое время года наступает сразу после зимыКонспект НОД для детей старшей группы «Времена года» Цель: 1. Развивать эстетическое восприятие, положительное отношение к природе, умение ценить прекрасное в природе в разные времена года,.

Конспект НОД в средней логопедической группе на тему «Времена года» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Времена года» (открытое итоговое) Программные задачи: 1. Обогащать и.

какое время года наступает сразу после зимыКонспект открытого занятия в старшей группе «Времена года» Открытое занятие в старшей группе «Времена года»Цель: Закрепить и систематизировать представление о временах года. Образовательная: Закрепить.

какое время года наступает сразу после зимыКонсультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года» Ребенку исполнилось три года. в его жизни наступает очень важный и ответственный период. Именно в этот период малыш начинает открывать.

какое время года наступает сразу после зимыМакет «Дерево. Времена года». Пособие для дидактических игр по изучению времен года Цель: 1. Формировать представление детей о чередовании времен года, их характерных особенностей; 2. Учить наблюдать за сезонными явлениями.

какое время года наступает сразу после зимыМакет «Времена года» для дидактических игр по изучению времен года Описание работы: Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие,.

Конспект досуга «Музыкальная гостиная «Времена года П. И. Чайковского» М. Р. Давайте представим себе. что мы сидим дома, смотрим в окно и любуемся красотой природы Многие великие поэты. художники посвящали свои.

«Королева Осень», «Королева Зима». Стихи на тему «Времена года» «Королева Осень» Автор Панова Ирина Сергеевна Красавицу Осень Лето встречает, На троне королевском ей место уступает, Корона её сменила.

Источник

ВРЕМЕНА ГОДА

ВРЕМЕНА ГОДА, четыре периода года (весна, лето, осень и зима), характеризующиеся определенными средними температурами. Начало каждого времени года имеет четкую астрономическую границу. Эклиптика (видимый путь движения Солнца по небесной сфере) делится четырьмя точками – весеннего и осеннего равноденствий и летнего и зимнего солнцестояний – на секторы по 90°. Период, за который Солнце проходит один из этих секторов, называется временем года. Весна в Северном полушарии и осень в Южном начинаются, когда Солнце проходит через начальный круг склонения и его прямое восхождение равно 0° (весеннее равноденствие). Лето в Северном полушарии и зима в Южном наступают, когда прямое восхождение Солнца равно 90° (летнее солнцестояние). Осень в Северном полушарии и весна в Южном начинаются, когда прямое восхождение Солнца составляет 180° (осеннее равноденствие). Началом зимы в Северном полушарии и лета в Южном считается зимнее солнцестояние, когда прямое восхождение Солнца составляет 270°.

Различия в продолжительности времен года.

какое время года наступает сразу после зимы

Из-за изменений скорости движения Земли по орбите в течение года, обусловленных эллиптичностью орбиты и законами движения, меняется и продолжительность времен года. Земля находится в перигелии (на ближайшей к Солнцу точке орбиты) примерно 2 января. В это время она движется быстрее, чем в середине года, и поэтому осень и зима короче остальных сезонов Северного полушария. Из приведенной ниже таблицы следует, что лето в Южном полушарии короче, чем в Северном, а зима длиннее.

Таблица: Продолжительность времен года

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕН ГОДА
Северное полушариеЮжное полушариеПродолжительностьСредняя дата начала
ВеснаОсень92 сут 20 ч21 марта
ЛетоЗима93 сут 14 ч21 июня
ОсеньВесна89 сут 19 ч23 сентября
ЗимаЛето89 сут 01 ч22 декабря

ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЙ ВРЕМЕН ГОДА

Географические причины.

Причины сезонных изменений состояния природы можно подразделить на прямые и косвенные. К первым относятся географические причины.

1. Сезонные изменения продолжительности светлого времени суток: летом дни длинные, а ночи короткие; зимой их соотношение меняется на обратное.

2. Сезонные изменения высоты полуденного стояния Солнца над горизонтом. Летом в умеренных широтах в полдень Солнце находится ближе к зениту, чем зимой, и, следовательно, одинаковое количество солнечной радиации летом распределяется на меньшей площади земной поверхности.

какое время года наступает сразу после зимы

3. Сезонные изменения длины пути прохождения солнечных лучей в атмосфере влияют на степень их поглощения. Находящееся низко над горизонтом Солнце дает меньше тепла и света, чем Солнце, расположенное высоко, ближе к зениту, поскольку солнечные лучи в первом случае преодолевают более мощный слой атмосферы.

В низких широтах в любое время года бóльшую часть дня Солнце находится высоко над горизонтом. В умеренных широтах оно поднимается высоко над горизонтом только летом, а в остальное время года стоит низко. В полярных районах Солнце высоко никогда не поднимается. Несмотря на различные механизмы действия двух последних причин, их иногда объединяют и объясняют углом падения солнечных лучей.

Астрономические причины.

К косвенным существенным причинам смены времен года, имеющим астрономическую природу, относятся: шарообразная форма Земли, параллельность солнечных лучей, вращение Земли вокруг своей оси с периодом в одни сутки, движение Земли вокруг Солнца с периодом в один год, наклон земной оси к плоскости земной орбиты и постоянство наклона земной оси при движении Земли по орбите. Наклон земной оси в сочетании с движением Земли вокруг Солнца представляет собой основную астрономическую причину смены времен года. Земная ось отклоняется под углом 23°27ў от перпендикуляра к плоскости эклиптики, и, поскольку ее направление в пространстве практически постоянно, каждый из географических полюсов Земли часть года наклонен в сторону Солнца, а другую часть года – в противоположную от него сторону.

Последствия наклона земной оси.

Климатическая зональность.

Положение границ климатических зон зависит от наклона земной оси к плоскости эклиптики. Северный полярный круг проходит по широте 66°33ў с.ш., а Южный полярный круг – по широте 66°33ў ю.ш. Полярные круги отделяют, соответственно, северную и южную полярные зоны от умеренных зон Северного и Южного полушарий. Северный тропик (23°27ў с.ш.) и Южный тропик (23°27ў ю.ш.) являются границами между северной и южной умеренными зонами и внутритропической зоной. Таким образом, последняя охватывает по широте 46°54ў.

Часть года в полярных областях Солнце не заходит и движется по кругу почти параллельно горизонту (полярный день). В другое время года в тех же областях Солнце не восходит (полярная ночь). Продолжительность полярного дня и полярной ночи вблизи полюсов шесть месяцев, она сокращается по мере удаления от полюсов и приближения к Северному или Южному полярному кругу. На 78° северной и южной широты полярный день и полярная ночь продолжаются по четыре месяца, а на широтах Северного и Южного полярных кругов – по 24 часа.

В умеренных зонах Солнце никогда не достигает зенита и никогда не описывает полного круга на небосводе. В пределах этих зон, но ближе к тропикам Солнце в полдень приближается к зениту. Вблизи полярных кругов Солнце описывает на небосводе почти полный круг или даже видимый полный круг из-за влияния атмосферной рефракции и некоторой сплюснутости Земли у полюсов.

Изменение склонения Солнца в течение года

– еще одно важное следствие наклона земной оси. Оно проявляется в постепенном увеличении или уменьшении высоты полуденного стояния Солнца над горизонтом. В дни весеннего равноденствия Солнце проходит через точку пересечения небесного экватора и эклиптики. Для наблюдателя, находящегося на земном экваторе, небесный экватор располагается под прямым углом к горизонту и его плоскость пересекает точки, соответствующие востоку, солнечному зениту и западу. В дни весеннего равноденствия Солнце восходит на востоке и, следуя по эклиптике, проходит точно через зенит в полдень, а затем заходит на западе. В эти дни солнечные лучи перпендикулярны экватору и освещают Землю от Северного полюса до Южного, и на всей планете одинакова продолжительность дня и ночи.

После весеннего равноденствия Солнце покидает небесный экватор и сдвигается по эклиптике к северу от него, перемещаясь к востоку в своем видимом движении среди созвездий. Для наблюдателя на экваторе Солнце восходит несколько севернее точки востока. Затем Солнце пересекает небесный меридиан севернее точки зенита и заходит севернее западной точки горизонта. С каждым днем оно смещается дальше и дальше к северу вплоть до летнего солнцестояния, когда достигается максимальное отклонение в видимом смещении Солнца к северу – на 23°27ў (точка восхода наиболее смещена от восточной точки горизонта к северу, а точка захода Солнца находится на наибольшем удалении к северу от точки запада). В день летнего солнцестояния солнечные лучи падают отвесно на Северном тропике и максимально освещают всю полярную область, касаясь Северного полярного круга, даже на противоположной стороне земного шара. В то же самое время в Южном полушарии Солнцем освещены лишь территории к северу от Южного полярного круга, а собственно полярная область не получает солнечного света. Из-за наклона земной оси, а также в зависимости от положения Земли на орбите круг, ограничивающий освещенную Солнцем часть земной поверхности, или линия восходов и заходов, проходящая вокруг Земли, неодинаково охватывает разные широты. Поэтому продолжительность светового дня в Северном полушарии оказывается больше, чем темное время суток, и меньше – в Южном.

После летнего солнцестояния изменения протекают в обратном направлении. Отклонение Солнца к северу уменьшается, и, если наблюдать с экватора, видно, что оно пересекает небесный меридиан с каждым днем все ближе и ближе к зениту вплоть до осеннего равноденствия, когда создаются условия, аналогичные времени весеннего равноденствия. Возрастает отклонение Солнца к югу, оно восходит южнее точки востока, пересекает небесный меридиан южнее зенита и заходит южнее точки запада. Максимальное южное отклонение достигается во время зимнего солнцестояния, когда условия Южного полушария близки тем, которые складываются в Северном во время летнего солнцестояния. Теперь уже в Южном полушарии отмечается большая продолжительность дня и короткие ночи. После 22 декабря отклонение Солнца к югу начинает уменьшаться, условия в каждом пункте земной поверхности меняются на противоположные, сохраняющиеся вплоть до весеннего равноденствия. В любой точке, расположенной на экваторе, Солнце проходит через зенит дважды в год, поднимаясь над горизонтом на 90°. При этом предметы отбрасывают самые короткие тени.

В умеренных широтах Солнце перемещается так, что продолжительность дня и ночи неодинакова, за исключением дней равноденствий. Солнце в полдень достигает максимальной высоты над горизонтом в день летнего солнцестояния, т.е. в первый день астрономического лета в каждом полушарии. Минимальная полуденная высота Солнца над горизонтом отмечается в день зимнего солнцестояния (в первый день астрономической зимы). Когда Солнце наиболее высоко поднимается над горизонтом, каждый конкретный участок земной поверхности получает максимальное количество солнечной радиации на единицу площади. При этом поглощение солнечных лучей при прохождении через атмосферу минимально. Чем с бóльшим наклоном падают солнечные лучи, тем сильнее они поглощаются более мощным слоем газообразной атмосферы Земли и тем слабее освещают и нагревают предметы. На экваторе Солнце в полдень никогда не отклоняется от точки зенита более, чем на 23°27ў (если пренебречь рефракцией). В умеренных широтах полуденное отклонение Солнца от зенита – от 0° до 90°. На полюсах Солнце никогда не поднимается над горизонтом выше, чем на 23°27ў.

В целом сезонные температурные колебания обусловлены изменением количества солнечной радиации, поступающей на поверхность Земли (инсоляции). Величина инсоляции в данной точке зависит от угла падения солнечных лучей, прозрачности атмосферы, солнечной постоянной и расстояния до Солнца.

какое время года наступает сразу после зимы

Запаздывание времен года.

Середина астрономического лета – день летнего солнцестояния в Северном полушарии – время, когда инсоляция максимальна. Однако «макушка» лета, а именно реальное количество тепла, накопленное на поверхности, запаздывает по сравнению с этой датой в различных регионах на разные сроки. В целом температура воздуха в Северном полушарии достигает максимума приблизительно 1 августа, а минимума – примерно 1 февраля, а в Южном – наоборот.

Запаздывание времен года происходит в основном из-за влияния атмосферы. После летнего солнцестояния сокращается количество тепла, ежесуточно поступающего от Солнца. Тем не менее каждый день в течение нескольких недель количество полученного тепла превышает количество тепла, отраженного земной поверхностью, так как воздух еще продолжает его удерживать и препятствует его быстрой потере. Значительное количество тепловой энергии накапливается в почвах, горных породах и водоемах. С начала августа потери тепла начинают превышать его поступление, что приводит к понижению среднесуточной температуры. Хотя серединой астрономической зимы является день зимнего солнцестояния, в течение нескольких недель после него суточные потери тепла превышают его поступление, так что температура понижается до тех пор, пока темпы прогревания Земли не превысят темпы ее охлаждения. Запаздывание времен года в пределах океанических акваторий больше, чем на материках, поскольку суша нагревается и остывает быстрее, чем вода. Существует также запаздывание в суточном ходе температур, и наиболее теплое время суток приходится не на полдень, а на время от 13 до 17 ч (в зависимости от региона).

Различия между полушариями.

Времена года в Южном полушарии прямо противоположны временам года в Северном полушарии. Лето в Южном полушарии начинается примерно 22 декабря. Однако существуют некоторые различия, обусловленные эксцентриситетом земной орбиты. Зимнее солнцестояние там происходит всего за несколько дней перед тем, как Земля достигнет перигелия. В это время Земля в целом получает от Солнца больше тепла, чем в афелии – максимально удаленной от Солнца точке орбиты. Казалось бы из этого должно следовать, что лето в Южном полушарии теплее, чем на соответствующих широтах Северного полушария, а зима – холоднее. Тем не менее в умеренных широтах часто наблюдается обратное соотношение. Разность количества тепла, получаемого Землей в перигелии и афелии, составляет 6%, однако благодаря огромной площади океанов в Южном полушарии климат меняется больше, чем в результате упомянутого выше эффекта.

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Внутритропическое пространство.

В низких широтах между Северным и Южным тропиками температуры всегда высоки и мало изменяются от месяца к месяцу. Годовая амплитуда температур (разность между температурами наиболее теплого и наиболее холодного месяцев) никогда не превышает 11° С, а вблизи экватора составляет менее 2° С. Сезонные различия обусловлены распределением атмосферных осадков. В таких районах, за исключением собственно приэкваториальной полосы, где сезонные изменения вообще отсутствуют, зиме соответствует сухой сезон, а лету – влажный.

Умеренные широты

характеризуются отчетливо выраженными сезонными изменениями температур. Холодное время года называется зимой, теплое – летом, а осень и весна являются переходными сезонами. В умеренных широтах отмечается большое разнообразие условий. В одних регионах летом очень жарко (от +32 до +38° С), в других – прохладно (в среднем +10° С). Зимы могут быть как весьма мягкими (+4° С), так и очень холодными (в среднем –23° С). Более того, поскольку на этих широтах сталкиваются контрастные арктические и субтропические воздушные массы, погода здесь очень неустойчива и быстро меняется как от суток к суткам, так и от года к году.

Полярные области.

По направлению к полюсам от Северного и Южного полярных кругов выделяют два типа климата: климат ледниковых покровов и климат тундры (последний только в Северном полушарии). Различия времен года в пределах ледниковых покровов заключаются в том, что летом наступает полярный день, зимой – полярная ночь, а весной и осенью происходит смена дня и ночи. Летних температур здесь достаточно лишь для того, чтобы обеспечить таяние поверхностного слоя снега. В тундровых районах средние температуры выше 0° С бывают в течение двух-четырех месяцев.
См. также МЕТЕОРОЛОГИЯ И КЛИМАТОЛОГИЯ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *