какое впечатление оказала на них сечь нравы

Запорожская Сечь. Остап и Андрий среди запорожцев. методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Герои произведения «Тарас Бульба» Остап и Андрий. Они кровные братья, выросли вместе, получили одинаковое воспитание, но имеют совершенно противоположные характеры. Воспитанием мальчиков занималась, в основном, мать, так как у отца не было времени.

Тарас Бульба находясь постоянно на войне, понимал, что сыновьям нужно образование. Средств у него было достаточно, поэтому он отправил их учиться в Бурсу.

– прекрасный воин, преданный товарищ, во всем стремился быть похожим на отца. По характеру он добрый, искренний, но в то же время серьезный, твердый, отважный. Остап соблюдает и чтит традиции Запорожской Сечи. Он убежден в том, что его долгом является защита Родины. Остап ответственный, уважает мнения запорожцев, но ни за что не принимает взгляды иностранцев. Людей он делит на врагов и друзей. Рискую собственной жизнью, Остап готов прийти на помощь приятелю. Учиться Остапу было тяжело, неоднократно он сбегал с бурсы. Даже свой букварь закапывал. Но после суровых наказаний отца, он продолжает учиться на отлично.

– совершенно другой, не похожий на брата. У Андрия хорошо развито чувства к прекрасному, к утонченному. Он мягче, покладистее, чувствительный, обладает тонким вкусом. Но, несмотря на это, он проявляет храбрость в бою и еще немаловажное качество, присущее Андрию – свобода выбора. Учеба Андрию давалась легко. Даже если что-то шло не так, он всегда выкручивался из ситуации и избегал наказания.

После окончания семинарии, братья с отцом отправились в Запорожскую Сечь. Казаки их приняли, как равных. В бою Андрий показал себя бесстрашным, полностью погруженным в битву. Он наслаждался боем, свистом пуль, запахом пороха. Остап же был хладнокровным, но рассудительным. В бою сражался будто лев. Тарас Бульба гордился своими сыновьями.

Осада города Дубно, раз и навсегда изменила жизнь героев. Андрий перешел на вражескую сторону. Дело в том, что полячка вскружила голову казаку. Андрий отказался от всего, что имел: родителей, брата, друзей. Он был мягким, чувствительным, поэтому стремился к красоте.

Смыслом жизни Остапа же были родители, Родина, товарищи. Ни за какие ценности он их не променяет. Поэтому его избрали атаманом. Остап стал гордостью для отца, а вот Андий – предателем. Остап сражался до конца с иноземцами, но так силы были неравные, герой попадает в плен.

Два брата, которые получили идентичное воспитание, имели разное мировоззрение, ценности и взгляды на жизнь.

Сравнительная характеристика Андрия Остапа в повести Тарас Бульба

Казачество — распространенное движение, которое включает в себя товарищество, поддержку друзей, защиту и преданность родной Украине. Как правило, казаки не ослушивались приказам старших и шли по пути, который передавали им родители, но бывали и исключения.

Так Гоголь в своем произведении «Тарас Бульба» изобразил двух братьев, которые воспитывались одинаково, в равных условиях, но в итоге их ждала разная судьба. Андрий вырос ласковый и имел хорошие отношения со своей матерью, а его брат Остап пошел в отца — не терпел бабьего дела. Уже в школе была заметна разница характеров, Остап не любил учиться, а Андрий усердно трудился. Остап лихо дрался на кулаках и мог побить всякого, кто пойдет против него, его родителей или родины. Так при встрече с отцом затеял драку — не побоялся. Далее они оба проходят проверку в бою, Остап сразу действовал четко по плану, а его брат полностью отдался эмоциям, но был тоже храбрым воином.

Гоголь показывает в своем рассказе, как Андрий влюбляется в девушку, которая исповедует совсем иную веру и считается его врагом. Он приносит ей хлеб, пока все спят, чтобы она не умерла с голоду, и остается с ней, отказываясь тем самым от своей родни и от своей родной страны. Остап же храбро умирает в плену врагов. Андрия убивает отец за измену.

Несомненно, что у каждого героя были свои положительные и отрицательные качества, как у каждого человека

Внешний вид

В первую очередь нужно обратить внимание на внешность героя. В этой повести Гоголя главные персонажи имеют фактурный внешний вид, благодаря которому также можно проследить некоторые черты характера. По сравнению с характеристикой Андрия, упоминания о внешности Остапа из «Тараса Бульбы» достаточно скудны, в тексте повести они встречаются нечасто. Итак, в «Тарасе Бульбе» описание Остапа представлено следующим образом: «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». Уже с первых строк произведения становится понятно, что у Остапа есть характер. На подшучивание Бульбы старший сын отвечает кулачным боем. Остап готов защищать свои интересы и достоинство, несмотря на то, что его оппонентом выступает отец. Драка заканчивается дружескими объятиями и похвалой: Тарас доволен, что сын проявил свои волевые качества, а потому не хотел, чтобы сыновья оставались с матерью долгое время, думал, будто это их разнежит.

Несколько интересных сочинений

«Повесть Гоголя «Тарас Бульба»» — Словарь. И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну! «…Что такое есть наше товарищество». Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Запорожцы постепенно образовали род военного братства. Я тебя породил, я тебя и убью! Дорога в Сечь – лирический гимн Украине. Первая встреча с героями – первые впечатления читателя. Тарас Бульба – защитник веры и земли Русской. Вот моя отчизна! Нет уз святее товарищества! …как в Русской земле, не было таких товарищей!

«Образ Тараса Бульбы» — План сочинения. Православие Тараса. Образ Тараса. Смысл выражений. Духовное родство. Черты русского национального характера. Черты Тараса Бульбы. Можно ли назвать Тараса Бульбу народным героем. Гоголь. Проблемы. Образ Тараса Бульбы.

«Характеристика «Тараса Бульбы»» — Огнем и мечом пыталась шляхта покорить и ополячить украинский народ. Остап — то, что называют безупречным бойцом, надежным товарищем. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Сравнительная характеристика. Сколько раз Тарас обращается к запорожцам со словами: «А что, паны? Вооружение казака состояло из сабли и ружья. Запорожское войско состояло из полков, в свою очередь подразделявшихся на сотни и десятки.

Остап и Андрий, сыновья Тараса Бульбы, – главные герои повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Отличия между братьями в гимназии

Есть ли отличия между двумя братьями? Несомненно!

Остапу присуща жесткость и суровость. Он не умеет прощать унижения и оскорбления, даже произнесенные в шутку.

Мы встречаемся с героями сразу после окончания ими гимназии. Остап учиться не любил, то и дело сбегал с занятий и несколько раз даже был высечен за потерю букваря.

В дружбе Остап всегда был предан, прост и честен в общении с приятелями. Иначе говоря, Остап сильно похож на отца и по духу, и по характеру. Он способен с легкостью отдать свою жизнь за родину. И только слезы матери могли растопить его суровое сердце.

Андрий же учился прилежно, был послушен. Он умел ценить прекрасное, любил женщин и женскую красоту. Впоследствии именно эта слабость станет губительной для героя.

Младший сын сильно привязан к матери, его вполне устраивает спокойная мирная жизнь. Любовь для него оказывается высшей ценностью, он настолько предан ей, что отказывается от семьи, от родины, от товарищества.

Остап и Андрий в Запорожской Сечи

Оказавшись после гимназии в Сечи, герои попадают в новые суровые условия, где нет места ни мечтаниям, ни размышлениям. Тут нельзя получить никаких навыков, кроме строжайшей дисциплины. Из развлечений была только стрельба по мишеням, поездки на лошадях, редкая охота.

Братьев приняли на Сечи как равных. Оба они были смелы и решительны в бою. Остап умел оставаться спокойным, хладнокровным и расчетливым в самых сложных обстоятельствах боя. Он умел предугадывать противника, рассчитывать его дальнейшие действия. Андрий же кидался в битву, как в омут, ни о чем не думая, ничего не рассчитывая. Он словно упивался стихией битвы, окунаясь в самое горячее сражение. Действия сыновей вызывали у Тараса лишь гордость.

Учёба в семинарии

Известно, что Тарас отправил сыновей получать образование в Киев, чтобы там опытные преподаватели смогли дать знания о науках и дисциплине. Поначалу с послушанием у Остапа были проблемы. Он много раз сбегал, срывал занятия, закапывал книги. Возможно, это продолжалось бы и дальше, но Бульба взял ситуацию в свои руки, пригрозив отправить сына в монастырь. После этого Остап серьёзно занялся учёбой. Не сказать, что у него был талант, зато Остап обладал удивительным упорством. Спустя месяцы чтения и осваивания логических, риторических и грамматических тонкостей, Остап стал в один ряд с лучшими учениками. Надо сказать, что учёба в то время очень мало походила на обучение в современном понимании. Семинаристы нигде не могли применить полученные навыки и познания, «все были далеки от опыта».

Характер

В характеристике Остапа из повести «Тарас Бульба» особое место уделено темпераменту. Старший сын Бульбы высоко ценил дружбу, считался одним из лучших товарищей. В семинарии, будучи пойманным за какую-то выходку, он никогда не выдавал своих «сообщников». Он «был прямодушен с равными». Козаки высоко оценили это качество, ведь одним из главных законов на Сечи был закон товарищества. В произведении не сказано ни о каких-либо ссорах или стычках между Остапом и козаками, так как их в силу указанных выше личных качеств юноши и быть не могло.

О волевом характере свидетельствуют не только батальные эпизоды, но и отношение к учёбе: невзирая на скучные и неинтересные учебники, Остап всё же стал отличником.

Поведение на Сечи

Обоим сыновьям Тараса Бульбы быстро пришлась по вкусу разгульная жизнь. Остап уважал законы на Сечи, однако, всё же не был так поражён жестоким наказанием одного запорожца за убийство. Остап был хладнокровен.

Опасаясь, что молодцы пропадут в гулянии и пьянках, Тарас просит кошевого нарушить мирные договорённости с Польшей, чтобы его сыновья могли закалиться в сражениях. Но события разворачиваются несколько иначе, но в пользу Бульбы-старшего.

Остап показал себя с лучшей стороны: неустрашимый, удалой, мужественный воин. «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Он мог с точностью определить опасность, зная при этом как её миновать. Его рассудительность и трезвый расчёт делали Остапа отличным стратегом. Двадцатидвухлетний юноша сражался наравне с опытными козаками. Ему были присущи две важнейшие для воина вещи: хладнокровность и аналитический ум. В нём видны были задатки будущего вождя, неслучайно Остапа выбирают куренным атаманом.

Отношение к любви

Остап из повести «Тарас Бульба» мечтал отправиться в Запорожскую Сечь и стать козаком. Семья была совершенно не для него. Остап не задумывался о том, что однажды потеряет голову из-за чувств к прекрасной девушке. Такой исход событий просто не укладывался в его мировоззрение. «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал». В эпизоде казни ещё раз говорится о том, что жена и семья не важны для него. В последние минуты не хотел Остап ни видеть мать, ни слышать плач своей безутешной жены.

Источник

Разработка урока литературы «Остап и Андрий – братья и враги»

Разделы: Литература

Ключевые слова: патриотизм, патриот.

I. Вступительное слово учителя.

– Милая Родина! Сколько светлых мыслей и чувств связано с твоим именем у людей. Родина! Как необъятны твои просторы, бескрайни степи, безбрежны леса твои! Отчизна, свобода, вольность – это красный угол поэзии. Наши предки любили свою родину, а патриотическое сознание было выработано в средневековой Руси на много веков раньше, чем у европейских народов. В повести “Тарас Бульба” мотивы патриотизма, горячей любви к родине также находятся в центре внимания. Не зря В.Г.Белинский назвал это произведение “Поэмой о любви к родине, о ненависти к захватчикам”.

ПатриотизмПатриот
Преданность и любовь к своему
Отечеству, к своему народу.
Человек, проникнутый патриотизмом

Учитель: Ребята, можем ли мы назвать героев повести патриотами?.

Учитель: Назовите их.

Ответ: Тарас Бульба, Остап, Кошевой, Бовдюг и другие. Они отдали жизнь за Родину, они сражались за свободу своего народа, спешили друг к другу на помощь во время боя.

Учитель: Не об этом ли и речь Тараса о товариществе? Именно о любви к товарищам, к русской земле, родине речь Тараса. Сам Тарас великий патриот, народный герой, а каких сыновей взрастил он для Родины, каких сыновей он подарил ей.

Тема нашего урока сегодня, ребята, “Остап и Андрий – братья и враги”.

Как воспитывал Тарас сыновей?

Ответ: Строго, был требовательным. До 12-и лет дети жили с родителями, вели вольную жизнь. Затем их отдавали учиться в бурсу. В бурсе они учились 8 лет.

Учитель: Каковы истоки героизма Остапа и предательства Андрия?

На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока. А теперь я предлагаю вам вернуться к началу повести и проследить основные этапы жизни Остапа и Андрия. Сравним этих героев, и может быть, именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос.

ОстапТарасАндрий
Прямодушный, честный, верный1. Сыновья Тараса в Академии (Как они учились, как формировался характер)Изобретательный, хитрый, предводитель, умный, другие чувства, скрытный.
Сердится, готов драться, не позволяет смеяться над собой даже отцу.2. Возвращение домой. (Как Тарас встречает сыновей, как сыновья отвечают на насмешки отца?)Заслуживает насмешливые прозвища “бейбас”, “мазунчик”.
Неловкость, смущен слезами матери.3. В путь на Запорожскую

Учитель: Ребята, давайте ответим на вопрос: В чем вы видите причины героического поступка Остапа и предательства Андрия? (Вывод по таблице.)

Учитель: Ребята, имеем ли мы право называть Андрия предателем? Разве плохо, что он пожалел голодающих и отнес хлеб? Разве плохо, что он пожалел любимую девушку, которая голодает? Разве плохо то, что он защищает свою любовь? Разве можно человека называть предателем за то, что он любит не украинку, а полячку?

Учитель: Нет, за это нельзя человека называть предателем. Но давайте обратимся к значению слова патриот – это, прежде всего, человек, беззаветно любящий Родину.

– А как от своей Родины, Отчизны отказался Андрий?.

Учитель: Именно эти слова, сказанные Андрием, делают его предателем.
Итак, какую проблему рассматривает автор в своей повести?

Ответ: Через образы Остапа и Андрия автор поднимает проблему подвига и предательства.

Учитель: Покажите авторское отношение

II. Составление древа произведения.

Моя позиция

В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого казака – сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой стойкости. Путь Остапа – путь верного служения Родине, выполнение священного долга перед нею.

Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образу Остапа. Сценой казни сына, убитого рукой собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство, за измену.

Родина – это родной дом, родители, близкие люди, природа моего края. Патриот – человек, преданный интересам своего народа. Лучшие черты героического характера запорожского казака воплощены в образе Остапа. Прям, как струна, его короткий, но славный жизненный путь. И даже в последний жизненный час, перед лицом нечеловеческих пыток, он сохраняет свою казацкую честь и самообладание, свое гордое презрение к врагам. Остап –народный герой.

Идея произведения: Патриотизм – это активная любовь к своей земле.

Учитель: С первых же страниц повести “Тарас Бульба” мы отмечаем необыкновенно яркий, сочный язык гоголевского произведения. Создавая трагические образы, рисуя картины битвы, писатель широко использовал художественные приемы, выработанные устной народной поэзией. О каких приемах идет речь? Приведите примеры из текста.

Ответы учащихся: (Троекратное повторение: в разгар битвы Тарас трижды перекликается с казаками; эпические сравнения: “как плавающий в небе ястреб”, “хлынула ручьем молодая кровь, подобно дорогому вину”; метафоры: кровь – вино; гипербола: “…Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи”, сходство казаков с богатырями.)

Выводы: Обратившись к прошлому, Гоголь создал широкую панораму истории и жизни народа. И хотя в повести нет ни одного подлинного исторического лица, характеры героев, события, конфликты, бытовые жанровые сцены изображены так, что заставляют верить в их реальность.

IV. Домашнее задание: Составить сравнительную характеристику Остапа и Андрия по плану, используя опорные слова. Написать сочинение-миниатюру на тему: “Подвиг и предательство в моем понимании”.

Источник

Каковы первые впечатления у молодых козаков от сечи?

Каковы первые впечатления у молодых козаков от сечи.

какое впечатление оказала на них сечь нравы

Сечь представляла собой укрепление, внутри которого стояли церкви, хозяйственные постройки и жилые помещения ().

(Иногда для обозначения крепостного сооружения Сечи применяли слово «».

)Сечь являлась центром деятельности и управления всеми войсковыми делами, резиденцией всех главных старшин, стоявших во главе низового казачества (то есть действующего в низовьях Днепра).

Часто со словом «Сечь» (или вместо него) употреблялось слово «Кош».

Запорожцы, употребляя слово «Сечь», подразумевали, прежде всего, постоянную столицу Войска, а под словом «Кош» — любую в том числе, временную стоянку войска, то есть, любой военный лагерь.

Таким образом, Запорожским Кошем иногда именовалась 1)Запорожская Сечь, а иногда временная ставка войска во время походов.

Этим объясняются подписи на письмах «Дан на Кошу Сечи Запорожской», то есть, собственно, на Запорожской Сечи, «Дан с Коша при Буге» — то есть с временного лагеря при Буге.

Также, «кошем» запорожцы называли орган войскового управлени, поскольку лагерь казаков не перестал быть военным и управлялся по своим законам, главные решения в котором принимались всем лагерем (казачьим кругом), то есть, кошем.

По мнению историков, наиболее яркую печать наложила на казачество самая близкая к нему по времени, татарская эпоха степной истории

2) Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия, сыновей Тараса Бульбы.

Сначала — предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками, «.

Которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей».

Потом — сама Запорожская Сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства.

В каждом курене был свой атаман, свой запас провизии, свой кашевар.

Несмотря на это все казаки подчинялись кошевому — атаману, «который выбирался из своих же запорожских казаков».

Все важные вопросы решали сообща, на общем собрании.

Прием в Сечь был прост — надо было сказать : «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься.

На Сечи была церковь, куда казаки исправно ходили на службу, но о посте и слышать не хотели.

Законов на Сечи было мало, но они были слишком жестокими.

Казака привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину.

Каждый, проходящий мимо, обязан был ударить его дубиной.

Это продолжалось до тех пор, пока казак не умирал.

Не платившего должника привязывали к пушке.

Но больше, чем воров и должников, на Сечи не любили убийц.

За убийство кара была жесточайшая : «Вырыли яму, пустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб с убиенным.

Потом обоих засыпали землей».

. Каждый из запорожцев готов был умереть за своего товарища и свое Отечество.

Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам : «Нет уз святее товарищества».

Сам он именно так считал.

Казаки всему учились сами, «юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв».

Главным занятием запорожцев была война.

«Победить или погибнуть» — таков девиз казаков, который они писали на своем оружии.

И все же, мне кажется, что никакие исторические заслуги не могут оправдать жестокости казаков к своим же соплеменникам и к людям иной веры.

Хотя и запорожцев никто не щадил : вспомним страшную казнь Остапа и Тараса Бульбы.

Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков.

Они становились храбрыми и бесстрашны

Источник

Презентация по литературе на тему «Остап и Андрий» (7 класс)

какое впечатление оказала на них сечь нравы

Описание презентации по отдельным слайдам:

“Остап и Андрий – братья и враги”

Милая Родина! Сколько светлых мыслей и чувств связано с твоим именем у людей. Родина! Как необъятны твои просторы, бескрайни степи, безбрежны леса твои! Отчизна, свобода, вольность – это красный угол поэзии. Наши предки любили свою родину, а патриотическое сознание было выработано в средневековой Руси на много веков раньше, чем у европейских народов. В повести “Тарас Бульба” мотивы патриотизма, горячей любви к родине также находятся в центре внимания. Не зря В.Г.Белинский назвал это произведение “Поэмой о любви к родине, о ненависти к захватчикам”.

Патриотизм Патриот Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Человек, проникнутый патриотизмом

Воспитание и обучение в бурсе.

2. Возвращение домой. (Как Тарас встречает сыновей, как сыновья отвечают на насмешки отца?)

3. В путь на Запорожскую Сечь. (О чем они думают?)

4. На Сечи. (Какое впечатление оказала на них Сечь, нравы.)

5. Первые битвы. Как братья проявили себя?

В чем вы видите причины героического поступка Остапа и предательства Андрия?

Какую проблему рассматривает автор в своей повести? Через образы Остапа и Андрия автор поднимает проблему подвига и предательства.

В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого казака – сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой стойкости. Путь Остапа – путь верного служения Родине, выполнение священного долга перед нею. Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образу Остапа. Сценой казни сына, убитого рукой собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство, за измену.

какое впечатление оказала на них сечь нравы

Номер материала: ДБ-019214

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какое впечатление оказала на них сечь нравы

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

какое впечатление оказала на них сечь нравы

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

какое впечатление оказала на них сечь нравы

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

какое впечатление оказала на них сечь нравы

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

какое впечатление оказала на них сечь нравы

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какое впечатление оказала на них сечь нравы

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *