какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении

1Психология развития и возрастная психология. Психология развития и возрастная психология

4. К трем годам активный словарь достигает … слов. 1000-1500

5. Как принято называть мышление в период раннего детства? наглядно-действенным

6. Кризис 3 лет – отметьте признаки его проявления

возрастание самостоятельности ребенка

возрастание активности ребенка

7. Л.С. Выготский так описывает это единство: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в …». Действие

8. Отметьте характеристики речи к окончанию 3-го года жизни ребенка. – все

9. Примерно в каком возрасте у ребенка появляется внутренний план действий? Двухлетнем

1. В данной игре ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам, в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик. Это игра. образно-ролевая

2. Выберите особенности развития памяти в дошкольном детстве.

a. наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести, играя

b. память непроизвольна

3. Выберите особенности развития речи в дошкольном детстве.

a. формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова

b. развивается звуковая сторона речи

c. растет словарный состав речи

d. завершается процесс фонематического развития

4. Выберите характеристики игры. все ответы верные

5. К чему появляется тенденция к концу дошкольного возраста? Обобщению, установлению связей

6. Как принято называть мышление в период дошкольного детства? наглядно-образным

7. Самосознание формируется к … благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. концу дошкольного возраста

8. Соотнесите возраст и типы игры на имитирование предметной деятельности. младшие дошкольники

9. Что оказывает значительное влияние на развитие восприятия в дошкольном возрасте? Речь

1. Выберите компоненты учебной деятельности?

b. учебные операции

2. Из-за чего ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры? недостаточно дифференцированного восприятия

3. По Эльконину какие из мотивов стимулируют развитие учебной деятельности у младшего школьника?

c. мотивация достижения успеха

d. мотивация избегания неудачи

c. учебно-познавательные мотивы

4. Какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении? синтезирующее восприятие

5. Какой вид мышления преобладает у младших школьников? словесно-логическое

a. завышенной самооценкой

b. лидерскими наклонностями

7. Становление самооценки младшего школьника зависит от… все ответы верные

8. Что в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни? смысловая ориентировка

9. Что становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте? Мышление

10. Что считается чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей?

d. искусственная натянутость поведения

1. Выберите характеристики развития в юношеском возрасте.

a. определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению

2. Выберите характеристики, относящиеся к юношеской дружбе.

a. усложняются ее критерии

b. занимает исключительное положение в ряду других привязанностей

c. повышаются требования к дружбе

3. Выберите характеристики, отражающие переходный период между подростковым возрастом и юностью… все ответы верны

4. Выберите характеристики, отражающие переходный период между подростковым возрастом и юностью… все ответы верные

5. Особенности развития самооценки «юноши» в 11 классе

a. неуверенность в себе, переживанием разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается

b. самооценка высокая и глобальная

c. «оптимистичная» самооценка

d. самооценка конкретного ученика зависит не только от общей ситуации, но и от индивидуальных ценностных ориентаций

6. Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют… определенную дистанцию

7. Переходный период между подростковым и юношеским возрастом – это? 15 (или 14-16) лет

8. Что отражают юношеские мечты о любви?

b. потребность в понимании

c. потребность в душевной близости

d. потребность в эмоциональном тепле

9. Что становится центральным новообразованием ранней юности?

d. личностное самоопределение

1. В чем проявляется сензитивный период возраста ранней зрелости? познания себя в различных профессиональных ситуациях

2. Какая деятельность является ведущей в период молодости?

3. Какой социальный статус принадлежит большинству людей в период молодости? Студент

4. По Э. Эриксону что является основной задачей периода молодости? достижение идентичности

5. После какого возраста Э.Эриксон выделял стадии молодости, взрослости и зрелости? после 18

6. С чем связана социальная ситуация периода ранней зрелости?

c. начало трудовой деятельности

7. Что из перечисленного характерно для периода молодости?

создание смысловых систем

a. поиск интимности и утверждения себя в другом

8. Что является закономерностью развития интеллекта во взрослости?

a. гетерохронность, c. динамичность

1. Как еще называется возраст в период зрелости? Акме

2. Осознание достаточно развитых способностей и уже видится приближающаяся неспособность, снижение физических возможностей- это… кризис середины жизни

3. С каким кризисом связан период зрелого возраста? кризис средины жизни

4. С каким феноменом связаны тяжелые переживания людей в период зрелости? опустошенное гнездо, или эмансипация детей

5. С чем связаны отрицательные переживания в период старения?

6. Сколько стадий выявлено в принятии смерти человеком? 5

7. Чем характерно интеллектуальное развитие в период старения?

a. развивается информационная избирательность

Источник

Восприятие, память, внимание в младшем школьном возрасте

Способность ребёнка успешно включаться в процесс школьного обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия, или сенсорного развития. Восприятие является основной познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Психологические исследования показывают, что к началу школьного возраста восприятие детей, несмотря на его большие возможности, ещё очень несовершенно. Дети выделяют при рассматривании предметов наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства. Под влиянием развивающегося мышления восприятие становится думающим. Именно это позволяет ребёнку успешно анализировать разные свойства предметов и сопоставлять их друг с другом (анализирующее восприятие). Неопытные учителя часто недооценивают те трудности, которые испытывает ребёнок при восприятии нового объекта. Нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить его восприятием. К концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, у ребёнка появляется синтезирующее восприятие, позволяющее (с опорой на интеллект) устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Ребёнок способен не только дать целостное описание изображения, но и дополнить его объяснением события или явления которое он наблюдает.

Проблема управления восприятием в младшем школьном возрасте непосредственно связана с вопросом о наглядности в обучении. Принцип наглядности является одним из основных в начальной школе.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребёнка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Память становится «мыслящей». Теперь ребёнок должен многое запоминать, заучивать материал, помнить заученное и уметь его воспроизводить. Неумение ребёнка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конкретном итоге на отношение к учёбе и школе.

В этом возрасте хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребёнка сведения и события его жизни. Однако не всё что приходится запоминать ребёнку является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная, эмоциональная память оказывается уже недостаточной.

Нет сомнений в том, что заинтересованность ребёнка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти. Однако, как показывает практика, одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психологической функции.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь освоением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана и др.) превращает память младшего школьника в истинную высшую психическую функцию осознанную, опосредствованную, произвольную. Память ребёнка из непосредственной и эмоциональной становится логической и смысловой.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью».

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным её условием является учёт индивидуальных характеристик памяти ребёнка: её объёма, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т.п. Существует правило запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надёжно необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.

В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. В начале учебной деятельности внимание детей ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, неустойчиво. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Следует отметить, что, начиная с первого класса, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес. К концу младшего школьного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе.

Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями, в частности свойствами вышей нервной деятельности. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. В частности, люди с сильной и подвижной нервной системой имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц со слабой нервной системой более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание.

Для мобилизации внимания необходимо активизировать учебную работу детей. Надо, чтобы они больше думали и все, что доступно их силам, выполняли самостоятельно. При формировании внимания непременным условием является наличие положительной мотивации основной деятельности.

Формирование произвольного поведения у младших школьников.

Как уже отмечалось раньше, младший школьный возраст связан со значительными изменениями в психологическом облике ребёнка. Важнейшим моментом этих преобразований является переход от непосредственного поведения к опосредствованному, т.е. поведению осознанному и произвольному. Ребёнок учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями, сознательно принятыми решениями и намерениями. Это свидетельствует о возникновении нового уровня организации мотивационно-потребностной сферы и является важным показателем развития личности.

Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который даёт ребёнку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребёнка. Учитель должен знать и понимать как построить процесс обучения, чтобы способствовать развитию ребёнка как самостоятельной личности, умеющей сознательно управлять своим поведением.

Довольно часто можно наблюдать такие случаи что дети взявшись за какое-либо задание не справились с ним, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок. Этих трудностей можно избежать, если, давая детям какое-либо поручение, соблюдать определённые правила. Во первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставит ребёнка мобилизоваться, «настроиться» на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе. Во вторых, нужно предложить детям сразу подробно спланировать свои действия.

В многочисленных исследованиях отечественных психологов были выделены наиболее существенные условия, позволяющие взрослому формировать у ребёнка способность самостоятельно управлять своим поведением. Такими условиями являются:

· Наличие у ребёнка мотива поведения.

Ставя перед ребёнком определённые цели, необходимо учитывать содержание мотивов, являющихся для него реально действующими. Только такие мотивы способны придать действиям ребёнка личностный смысл и побудить к лучшему выполнению требований взрослого.

· Введение ограничивающих целей.

Когда ребёнок теряет интерес к выполнению какого-либо задания, устаёт, необходимо ставить перед ним конкретную целью введение цели решительным образом меняет поведение ребёнка и влияет на результаты работы: дети начинают выполнять задание весело, организованно, в более быстром темпе, значительно повышается объём работы выполненной ими ранее. Важно, чтобы ограничительная цель ставилась в начальный период пресыщения работой или с самого начала работы. Со временем у ребёнка формируется умение самому ставить такого рода цели и в соответствии с ними самостоятельно контролировать своё поведение и деятельность.

· Расчленение усваиваемой сложной формы поведения на самостоятельные и небольшие действия.

Общая цель, даже если она исходно принимается ребёнком как положительная, должна быть конкретизирована в частных целях, достижение каждой из которых является реальным и доступным. Поставленные перед ребёнком цели должны быть очень конкретными. Цель лучше ставит непосредственно перед тем как она должна быть выполнена. Цель необходимо сначала ставить на очень короткий срок, и по мере овладения новой формой поведения намечаемое время выполнения постоянно увеличивать.

· Наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением.

Такие средства выполняют роль наглядной опоры и помогаю ребёнку контролировать свои действия. Примером удачного средства, позволяющим ребёнку организовать своё поведение, являются песочные часы, наглядно показывающие течение времени и помогающие регулировать темп своей деятельности.

При определённых условиях дети младшего школьного возраста способны научится организовывать своё поведение в соответствии с заданными целями и собственными намерениями. Поведение ребёнка становится истинно произвольным: активным, самостоятельным, опосредствованным собственными целями и намерениями. Важным условием развития произвольного поведения является участие взрослого, который направляет усилия ребёнка, раскрывая их смысл и обеспечивает средствами овладения.

Источник

Какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении

В младшем школьном возрасте развиваются основные познавательные процессы. В чем состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, воображением, речью и мышлением ребенка?

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением.

Продуктивные образы-представления как новая комбинация знакомых элементов появляются у детей после 7—8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6).

Ребенок может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, но при этом им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства — в основном, цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая наблюдению.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект дает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Это легко прослеживается при описании детьми картины. А.Бине и В.Штерн называли стадию восприятия рисунка в возрасте 2-5 лет стадией перечисления, а в 6-9 лет — стадией описания. Позже, после 9-10 лет, целостное описание картины дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий (стадия интерпретации).

Источник

Ощущение и восприятие в младшем школьном возрасте и их роль в интеллектуальном развитии детей

какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении

какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении

какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении

Возможность ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного обучения. На занятиях восприятие становится целенаправленным. Постепенно ребенок может самостоятельно планировать работу восприятия и преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом, отделяя главное от второстепенного, устанавливая иерархию воспринимаемых признаков и т.п. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием, мышлением), приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу – важное приобретение младшего школьного возраста.

В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения. Учитель специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины.

Стадии (А.Бине и В.Штерн):

Источник

Развитие познавательных пособностей учеников начальных классов

Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные. К специальным видам относится восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятие величины, форм предметов, их цвета.

Свойства восприятия: объем, целостность, структурность, осмысленность.

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Особенности восприятия детей младшего школьного возраста.

У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Восприятие учащихся 1-2 классов отличается слабой дифференцированностью. Часто первоклассники путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы З и Э и др. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.

С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, в среднем звене восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.

В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. У учащихся 1-го класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать. Учащиеся 2-3-го класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме. Если в 1-2-м классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе, то уже в 3-4-м классах это требуется в меньшой степени.

У младших школьников возрастает точность различения и правильность называния геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника). Но они испытывают затруднение в назывании объемных фигур. В развитии восприятия формы и пространства существенную роль играют уроки природоведения, труда, физической культуры.

Эти стадии, зависят от опыта детей, от степени развития восприятия.

Очень важно, с каким вопросом при рассмотрении картинки взрослые обращаются к ребенку. Если задан вопрос “Что на картинке?”, то ребенок начинает перечислять предметы. А если задан вопрос, “Какие события изображены на картинке?”, то требуется более высокое восприятие, объяснения, толкование.

Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя, родителей, которые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

В начальной школе дети начинают более правильно воспринимать время. Причем восприятие минуты от класса к классу становится более правильным. По данным психолога Шабалина Н.С., большинство учащихся преуменьшают реальную длительность минуты, а вот длительность таких промежутков времени, как 10-15 минут, преувеличивают. Необходимо учить младших школьников воспринимать такие промежутки времени, как час, сутки, неделя, месяц.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

Наблюдение является осмысливающим и целенаправленным восприятием. У ребенка младшего школьного возраста наблюдение носит схематический, целостный характер. В подростковом возрасте наблюдение за предметами и явлениями начинает строиться на внутренней взаимосвязи частей и сторон, ребенок учится объяснять воспринимаемое.
Упражнения для развития восприятия: Приложение 1

Особенно большое значение имеет такой познавательный процесс как память. Тема актуальна потому, что сознание человека не ограничивается только формами непосредственного отражения. Отражаемые воздействия реального мира оставляют своеобразные образы, накопление которых памятью лежит в основе опыта учащихся, обеспечивая ему возможность приобретать новые сведения, учиться и овладевать профессиональным мастерством.

Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организована, однако в ней имеются недостатки.

У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах даётся очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.

Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.

К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.

У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.

Следует также отметить не критичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу.

От класса к классу в начальном звене память становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмыслению учебного материала.

И всё же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить.

К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запомнится быстрее, будет помниться дольше, воспроизводиться точнее.

Говоря о типах памяти необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т.д.) зависят от того, кто и что подлежит запоминанию. Характер запоминания и ход забывания существенно зависят от того, что господствует у данного субъекта: смысловое содержание и его речевое оформление в их единстве или преимущественно одно из них с недоучетом другого.

У младших школьников в первое время недостаточно развит самоконтроль. Первоклассники проверяют себя с чисто внешней стороны (повторили ли они материал столько раз, сколько велел учитель), не задумываясь над тем, смогут ли они рассказать материал на уроке.

Приёмы запоминания служат показателем произвольности. Сначала это многократное прочитывание материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).

Повторения должны быть разнообразными, перед учениками должна становиться какая-то новая учебная задача. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто “зазубривать”. Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен.

Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент дружеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звёздочку в тетради, хорошую отметку.

Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысления материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.

Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: “О чём говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное? и т.д. Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения. Дети, таким образом, учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними.

Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят.

Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.

Преобладающим видом внимания младшего школьника остаётся непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте всё ещё сильная реакция на всё новое, яркое, необычное. Ребёнок не может ещё в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся всё своё внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы.

Непроизвольное внимание в период обучения ребёнка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся.

Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

У учащихся 1-х классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания первоклассники могут сохранить в течение 30-35 минут. А вот уч-ся 3-х классов могут сохранять внимание в течение всего урока. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило переутомление.

Младшие школьники также не умеют быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется.

Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Так, у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Однако, уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя игры, задания упражнения.

1. Упражнение для развития восприятия у детей младшего школьного возраста.
Для тренировки скорости и точности восприятия ребенка младшего школьного возраста можно использовать таблицу с геометрическими фигурами различной формы.

какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении

Задания школьнику:
Постарайся как можно быстрее сосчитать:
1. колько раз встречается круг?
2. сколько раз встречается квадрат?
3. сколько раз встречается треугольник?
4. сколько раз встречается ромб?
5. сколько раз встречается прямоугольник?
Время выполнения каждого задания можно фиксировать с помощью секундомера.
Точность восприятия можно определить по формуле:

2. Упражнение «Треугольники» для развития восприятия формы предметов.
На рисунке изображены треугольники

какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении

Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изображено на рисунке?(32)
Рисунки могут быть с разными геометрическими фигурами.

3. На развитие восприятия форм и мышления направлено следующее упражнение: «Что общее между геометрическими фигурами?»

какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении

4. Для развития восприятия геометрических фигур можно использовать следующие практические задания:

• составьте из 12 палочек 5 квадратов.

Далее задание ребенку:

• убери 4 палочки так, чтобы 2 квадрата осталось;

Игровой тренинг для развития восприятия и наблюдательности у учащихся младших классов.

Игра «Делим на части»
Все участники игры делятся на две команды. Каждому участнику игры дается полоска бе-лой бумаги. Ведущий дает задание: не сгибая лист, разделить его на 4 части ручкой.
При помощи сгибания ведущий проверяет правильность разделения полоски на части на глаз. Те участники у кого отметки ручкой и места сгибов совпадают, приносят в копилку своей команды по 5 баллов.

Игра «Развиваем наблюдательность»
Эту игру можно проводить во время экскурсии, а также в обычном помещении.
Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течении 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы.
Ведущий дает задание:
Составьте списки предметов:
1. красного цвета,
2. черного цвета,
3. зеленого цвета,
4. круглых,
5. прямоугольных,
6. деревянных,
7. металлических,
8. каменных,
9. начинающихся с буквы К,
10. начинающихся с буквы М?
За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляется по 5 баллов.

1. Упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей.
Память человека устроена, как сосуд, но количество входящей и выходящей информации ограничено. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения.
Игра «Слова»
Направлена на развитие вербальной памяти детей младшего школьного возраста.
Инструкция ребёнку: Запиши как можно больше слов, относящихся к теме: 1) школа, 2) математика, 3) осень, 4) этика и др.
На каждую тему даётся 5 минут. Эту игру можно проводить в несколько приёмов, пред-лагая для работы школьникам по 2-3 слова.

2. Можно развивать слуховую память детей, используя методику 10 слов.(если 6 слов написали, память хорошо развита)
«Воспроизведение рассказа» также можно использовать для развития памяти у младших школьников.
Инструкция: Вам будет прочтён рассказ, прослушайте его внимательно, затем в течении 3 минут запишите основное содержание рассказа.
Для развития логической, или смысловой памяти учащихся можно использовать следующие упражнения:
Прочитать уч-ся три слова, объединённых по смыслу, при этом обратите внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес-медведь-берлога
Затем учитель читает вслух следующие 6 строк, по три слова в каждой. Прочитав вслух 6 строк, учитель предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки. Ребёнок должен дописать 2 3 слова в строке.

Игра «Запоминаем, рисуя»
Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги.
Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для за-поминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше слов тот и выиграл.

Упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста.
«Найди отличия».
а) Сравни картинки между собой и назови отличия. Найди 10 отличий на этих картинках;

какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении

Для развития внимания младших школьников может быть рекомендован игровой тренинг.

Игра «Числа»
Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: «Сейчас мы по очереди будем считать от1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры»
Можно предложить другой вариант задания. Игру можно проводить не один раз.

Игра «Часы»
В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат больших часов, каждый ребенок стоит у определенного часа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встает в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет участникам игры, что ребенок, стоящий там, где должна находиться часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребенок, который стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центр круга и будет называть время.

Игра «Поём вместе»
Дети удобно устраиваются на своих местах.
Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. НАПРИМЕР, «Голубой вагон». Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок — начинаем петь. Два хлопка — продолжаем петь, но мысленно. Один — хлопок — снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется.
Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.

Игра «Кто внимательней и наблюдательней?»
Один из ребят становится ведущим, он должен запомнить позы играющих, их одежду, затем выходит из комнаты. В это время играющие должны сделать 5 изменений в своих позах и одежде. Не у каждого игрока 5, а всего 5. После этого входит ведущий, он должен вернуть всех в исходное положение.
Если ведущий нашел все 5 изменений, то у него хорошая наблюдательность и высокий уровень внимания.
Каждый играющий должен побывать в роли ведущего.

Игра «Самый внимательный»
Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.
На месте ведущего должны побывать все игроки.
Все, кто не ошибся, считаются победителями.

«Играем в считалки»
Участники игры делятся на пары, становятся друг против друга. По команде ведущего каждая пара начинает считать от 1 до 100, причем один партнер произносит нечетные числа, а другой — четные. Рядом стоят такие же участники игры, и они так же считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает до 100.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *