какое волшебное средство было у буратино

Викторина для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам»

какое волшебное средство было у буратино Екатерина Смирнова
Викторина для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам»

— Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых.

— Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.

— Формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;

— Воспитывать такие качества, как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.

Воспитатель: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки.

Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Назовите ваших любимых героев.

Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные. Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Сказка – это чудо! Вы согласны со мной?

И сегодня мы проведем сказочную викторину. И для этого нам надо разделиться на две команды.

1 задание «Волшебные слова». Вспомни, кто говорил такие волшебные слова

а) «По щучьему велению, по моему хотенью…»

б) «Лети, лети, лепесток, через запад на восток…»

2 задание «Удивительные превращения». В кого превратились или были заколдованы:

а) Великан-людоед из сказки Ш. Перро.

б) Чудовище из сказки «Аленький цветочек»

в) Лягушка из сказки «Царевна-лягушка»

3 задание «Волшебное средство». Какое волшебное средство было у:

в) Старика из сказки А. С. Пушкина

4 задание «Трудный путь». На чём или на ком совершили путешествие:

а) За мёдом Вини-Пух

б) На юг лягушка-квакушка

в) Из норы крота в тёплые страны Дюймовочка

Игра «Полет Бабы Яги»

5 задание «Друзья». Кто из литературных персонажей был друзьями:

б) Маркиза де Карабаса

6 задание «Начало сказки». Из какой сказки начало:

а) Жил-был доктор, он был добрый.

б) У одних родителей был мальчик. Звали его дядя Фёдор.

в) Жил-был на свете старый шарманщик. Звали его Карло.

г) Жила одна женщина, и не было у неё детей.

д) Жил старик со своею старухой у самого синего моря…

е) Скачет сито по полям, а корыто по лугам…

7 задание «Иллюстрации». Из какой сказки картинка? Кто автор сказки?

а) «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин.

б) «Каша из топора» р. н. с.

в) «Принцесса на горошине» Г. Х. Андерсен.

г) «Конек-Горбунок» Петр Ершов.

8 задание «Узнай сказку».

а) В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня! («Гуси-лебеди»)

б) Нет ни речки, ни пруда.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

в) На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому. («Заюшкина избушка»)

г) Ах ты, Петя-простота,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)

д) Вымолвил словечко –

Повезло лентяю? («По щучьему велению»)

е) А дорога – далека,

А корзинка – нелегка.

Съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)

ж) Маленькая девочка

По тропинке к домику,

Нужно этой девочке

Посланную ей. («Красная шапочка»)

з) Испекла бабуля деду –

Дед остался без обеда

В лес мальчишка убежал,

На носок лисе попал. («Колобок»).

Игра «Колобок»

Дети становятся в круг. Пока играет музыка, нужно передавать мячик – колобок по кругу. У кого в руках останется колобок после выключения музыки, тот выходит из круга. Игра продолжается до того момента, пока не останется один игрок.

Воспитатель: Сказки любят все ребята,

Сказки выдумкой богаты,

Только выдумки из сказки

Служат детям для подсказки:

Доброта сильней, чем зло!

Вам, ребята, повезло:

Сказка мудрый даст совет,

На вопрос найдёт ответ.

Что нового вы узнали о сказках?

Захотелось ли вам что-то прочитать?

Далее подводятся итоги викторины и раздаются призы.

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром «Такая разная одежда» [hide]Скачать здесь [/hide] Презентация к занятию «Такая разная одежа», поможет детям познакомиться с разными видами одежды, закрепить знания.

какое волшебное средство было у буратиноПраздник «Золотая осень» для учащихся 1–2 классов Цели и задачи: систематизировать и обобщить знания детей об осени. Формировать эстетические представления о красоте природы, поэзии; развивать.

Источник

Викторина с ответами для начальной школы. Волшебные сказки

какое волшебное средство было у буратино

Викторина для 1, 2 класса по сказкам

Викторина для начальных классов «Волшебные сказки»

Оборудование: иллюстрации учащихся к прочитанным сказкам; иллюстрации художников к сказкам «Золотой ключик», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка о царе Салтане», «Дюймовочка» и др.; доска для рисования.

Участники: ученики старших классов, одетые в костюмы Красной Шапочки, Герды, Кота в сапогах, кота Базилио, лисы Алисы и почтальона Печкина. Они проводят конкурсы.

Ход мероприятия

Красная Шапочка. Здравствуйте, ребята! За что вы любите сказку? Обманывают ли в сказках? Какие пословицы вы знаете о сказках? (Ответы детей.)

Конкурс «Волшебные слова»

Герда. Ребята, угадайте, кто так говорит.

1. По щучьему велению, по моему хотению. (Емеля.)

2. Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок.)

4. Раз, два, три! Горшочек, вари! (Девочка из сказки «Горшочек каши».)

5. Крекс, фекс, пеке! (Буратино.)

6. Кара-барас. (Мойдодыр.)

Конкурс «Волшебное средство»

Кот в сапогах. Ребята, что бы вы попросили у.

1. Оле-Лукойе? (Зонтик.)

2. Солдата, героя сказки Андерсена? (Огниво.)

3. Буратино? (Золотой ключик.)

4. Незнайки? (Волшебную палочку.)

5. Маленького Мука? (Туфли и тросточку.)

6. Элли? (Серебряные башмачки, золотую шапку, серебряный свисток.)

7. Аладдина? (Волшебную лампу.)

8. Девочки из сказки братьев Гримм? (Горшочек.)

Конкурс «Кто это?»

Кот Базилио. Вспомните, ребята, кто есть кто (например, человек, удав, лисенок, игрушка).

1. Мойдодыр. (Умывальник.)

2. Дядя Федор. (Мальчик.)

3. Тянитолкай. (Олень с двумя головами.)

4. Рикки-Тикки-Тави. (Мангуст.)

5. Страшила. (Чучело из соломы.)

8. Сиропчик. (Коротышка.)

Конкурс «Цветные вопросы»

Лиса Алиса. Ребята, я вам буду задавать «цветные» вопросы, вам нужно продолжить название сказки или повести.

1. Сказка Ш. Перро «Синяя. (Борода)».

2. Сказка М. Метерлинка «Синяя. (птица)».

3. Сказка Ш. Перро «Красная. (Шапочка)».

4. Волшебная повесть А. Погорельского «Черная. (курица)».

5. Сказочная повесть А. Волкова «Желтый. (туман)».

6. Сказка Д. Мамина-Сибиряка «Серая. (Шейка)».

Конкурс «Узнайте сказку!»

Почтальон Печкин. Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!» Вам нужно будет угадать название сказки, имя персонажа или фамилию писателя.

Повезло лентяю. («По щучьему велению»)

А корзинка нелегка,

Съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса».)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет, бедняжка! (Снегурочка.)

Какая сказка, нам секрет открой,

«Спи, глазок, и спи, другой!» («Крошечка-хаврошечка».)

Вот дева юная в объятьях сна,

Лежит она уж сотню лет

И ждет, а принца нет, и нет, и нет.

Скажите мне, друзья, кто же она? (Спящая красавица.)

Он много жен имел, но всех

Постигла участь злая –

Мне назовите поскорей. (Синяя Борода.)

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Нужно этой девочке

Посланную ей. (Красная Шапочка.)

Смышленость этого мальчишки

Спасла его и шесть братишек,

Хоть ростом мал он, да удал.

Так кто из вас о нем читал? («Мальчик-с-пальчик».)

А говорящих вы встречали?

Способных петь, и танцевать,

И короля очаровать,

Хозяину жилье найти,

Его от бедности спасти,

На трон с принцессой вознести? («Кот в сапогах».)

Он на свете всех добрей,

Он известен, знаменит,

Лечит всех больных зверей добрый. (доктор Айболит.)

Не котенок, не сурок,

Не волчонок, не щенок,

Очень милая мордашка,

А зовется. (Чебурашка.)

У отца был мальчик странный,

Но любил папаша сына,

А про ключик золотой

Написал для нас. (Толстой.)

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Очень просто и недлинно

Он зовется. (Чиполлино.)

Конкурс «Сказочные предметы»

Красная Шапочка. Друзья, я буду перечислять вам предметы, а вы называйте сказочных героев, связанных с ними.

1. Золотое яичко. (Курочка Ряба.)

3. Шляпа и сапоги. (Кот в сапогах.)

4. Горошина. (Принцесса на горошине.)

5. Желтые брюки и оранжевая рубашка. (Незнайка.)

Конкурс по иллюстрациям к сказкам

Дети угадывают, к какой сказке сделана иллюстрация, называют фамилии художников, затем проводится конкурс иллюстраций к сказкам, выполненных детьми.

Конкурс «Нарисуем сказку»

Ученики делятся на две команды, с закрытыми глазами выполняют рисунок избушки на курьих ножках.

Источник

Игра для 1-2 классов «Викторина по сказкам»

БРЕЙН – РИНГ ПО СКАЗКАМ

Оборудование: эмблемы команд, выставка книг, рисунки сказочных героев, поощрительные призы.

Цель нашей сегодняшнего литературного брейн – ринга заключается в том, чтобы вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев, а также еще больше приобщиться к чтению.

Наш брейн – ринг будет состоять из следующих тем:

Вспомнить, кто говорил в какой сказке следующие слова

Сивка-бурка, вещий каурка!

Как лист перед травой. (Иванушка-дурачок, р.н.с. «Сивка-бурка».)

Сим-сим, открой дверь!

(Али-баба, арабская сказка «Али-баба и 40 разбойников».

Раз, два, три, горшочек, вари!

(девочка, братья Гримм «Горшок каши».)

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

(Женя, В. Катаев «Цветик-семицветик»)

Вот я! Вот я! Превращаюсь в мотылька!

Кара-барас (Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр».)

3 команда. Мутабор! (Калиф, В. Гауф «Калиф-аист».)

Бамбара! Чифара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, Скорики, морики. (Бастинда, Волков «Волшебник изумрудного города».)

Крекс Фекс Пекс! (Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».)

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

Красивый мальчик Якоб, герой сказки В. Гауфа (в карлика).

Гадкий утенок (в лебедя, Андерсен).

Нильс в сказке С. Лагерлейр (в крошечного человечка).

3. Братец Иванушка (в козленка).
Василиса Прекрасная (в лягушку).
Людоед (в жука),

КАКИЕ ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА БЫЛИ У ДАННЫХ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

1. У солдата из сказки Андерсена (огниво).
У Буратино (золотой ключик).

Незнайки (волшебная палочка).

У маленького Мука (туфли и тросточка).

У Золушки (хрустальные туфельки).

У Снежной королевы (волшебное зеркало).

У Кащея Бессмертного (яйцо с иглой).

НАЗОВИТЕ ДРУЗЕЙ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ

1. У Маугли (Багира, Балу, Каа).

У Чипполино (Вишенка и Редиска).

2. У Вини-Пуха (Пятачок, Кролик, Иа-Иа).

3. У Дюймовочки (рыбки, мотылек, ласточка).

У Бременского музыканта (осел, собака, петух, кот).

У Буратино (Мальвина и Пьеро).

Далее подводятся итоги конкурса сказок и победителям вручаются поощрительные призы.

Источник

Оккультная тайна Буратино: Antiхрист

Почти каждый пользователь русскоязычной сети хотя бы раз видел замечательную советскую экранизацию сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик». Принято считать, что фильм «Приключения Буратино» является классикой детского советского кино, красивой историей о победе добра над злом. Но так ли это на самом деле?

Уже в начале сказки мы слышим необычную песню Карабаса-Барабаса и кукол. Карабас поет: «Сияет театральный купол, Гостеприимен мой шатер! Я властелин счастливых кукол И полновластный дирижер. Я покажу вам представленье, Ах, это просто объеденье. » Куклы отвечают: «Да здравствует наш Карабас дорогой! Как сладко нам жить под его бородой! И он никакой не мучитель, А просто любимый учитель. ».

какое волшебное средство было у буратино

Концовка фильма тоже довольно символична: с помощью золотого ключика Буратино открывает некую таинственную дверь в каморке папы Карло, и герои спускаются ВНИЗ. В это время на главных часах площади начинает быстро крутиться минутная стрелка, а часовая стоит на месте. В этот же момент раздается громкий детский смех. Все это очень пугает Карабаса-Барабаса. Наконец часы внезапно сами встают на полночь и начинают тревожно бить. Наступает конец света. Начало НОВОГО.

какое волшебное средство было у буратино

Стрелка на сказочных часах крутится, но время стоит на месте.

какое волшебное средство было у буратино

какое волшебное средство было у буратино

какое волшебное средство было у буратино

Песня о Великом Грядущем:

Найдены возможные дубликаты

Так, а через пикабу это не передаётся? Тут прививка есть?

Да это даже ребёнок знает, достаточно вспомнить, что Буратино сделан не из осины, а из.

«Ключ из жёлтого металла» (с) Макс Фрай.

Тут уже целая фрамуга Овертона

Захотелось опять стать Торквемадой и устроить аффтору аутодафе!

а рассказать не хотите про предыдущие аутодафе?

К сожалению не устраивал, но хотелось ранее неоднократно!

От чего ему быть добрым? Он чуть не попал служить в театр педофила Барабаса

Интересный расклад, как раз смотрел недавно, получил грандиозное удовольствие)) Но что интересно, если книга труд инициации Алексея Толстого, то Нечаев, снимая фильм не отошёл от концепции масонства?

Тяжелые у ТС препараты.

какое волшебное средство было у буратино

Да твою ж дивизию, а я думаю, что ж мне и детстве этот фильм не нравился? Видимо, что то подсознательное??😂

А с чего бы режиссеру фильма, или Толстому, такое создавать? С каких препосылок? Они оккультисты сатанисты или ещё кто?

Ну, не знаю. На всякий случай обосрался. А как же, если аццкий сотона в детских игрушках лежит.

какое волшебное средство было у буратино

какое волшебное средство было у буратино

«Бесконечная история» – культовый фильм о важности наших мечтаний

какое волшебное средство было у буратино

Для многих это фильм детства. Но так вышло, что когда я был маленьким, «Бесконечная история» прошла мимо меня. Возможно, потому что я тогда затирал до дыр кассету «Империя наносит ответный удар». Так или иначе я, наконец, посмотрел это культовое кино. И хотя в нём есть много мелочей, притянутых за уши, его основную идею надо отпечатать во всех учебниках, отлить в бронзе и поставить памятник Михаэлю Энде, который придумал такую прекрасную сказку.

какое волшебное средство было у буратино

Итак, история начинается с того, что мальчик убегает от хулиганов, не дающих ему покоя, и в поисках укрытия оказывается в книжной лавке. Там подозрительного вида седоватый мужчина читает огромную книгу «Бесконечная история» и предостерегает, что все книги как книги, а эта – особенная, потому что в ней всё по-настоящему. Как только мужчина куда-то отходит, мальчик немедленно её крадёт, оставив записку, что обязательно вернёт. И мы узнаём, что так и было задумано – продавец широко улыбается, шалость удалась. А мальчик идёт в школу, но тут же сбегает с уроков, прячется где-то на чердаке и принимается читать.

какое волшебное средство было у буратино

Мир книги рассказывает о королевстве Фантазия, которому угрожает Великое Ничто, уничтожающее всё вокруг. Страница за страницей мальчик всё больше замечает, что как будто сам становится героем книги. Идея, несмотря на свою прямоту, крайне эффектная. В фильме несколько раз говорится прямо, что люди разучились мечтать и надеяться, и потому их мир становится пустым и неинтересным. Это же подтверждается началом, в котором отец мальчика просит его перестать витать в облаках и рисовать лошадей. «Единорогов!» – сердито поправляет его сын, но тот даже не понимает, о чём речь. Потому что считает, что реальная жизнь важнее, чем все эти глупые выдумки.

какое волшебное средство было у буратино

И вот, перед нами разворачивается сюжет, по которому юная королева Фантазии тяжело больна, и только легендарный войн Атрейю может ей помочь добыть лекарство. Его призывают на великий совет, и оказывается, что это юный воин – такой же, как тот, что читает книгу. Именно ему предстоит отправиться в путь, пройти через тяжёлые испытания и попытаться спасти королеву. И он отправляется, теряет по пути дорогого сердцу скакуна, чудом избегает гибели, встречает странных друзей вроде скоростной улитки и вечно спящей летучей мыши, попадает в беду и чудом спасается благодаря дракону удачи Фалькору. За создание этого существа нужно было дать сразу 10 «Оскаров», потому что получился совершенно прекрасный, добрый зверь, напоминающий и кокер-спаниеля, и китайского дракона с жемчужной чешуёй и добрым взглядом (к слову, это настоящая 13-метровая кукла с мотором).

какое волшебное средство было у буратино

А тем временем мальчик, читающий книгу, видит, что мир вокруг меняется, и плохая погода в сказке подозрительно напоминает ту, что за окном. Шорохи в темноте напоминают ему о притаившихся злодеях в книге, но, как бы страшно ни было, он продолжает читать. И чем дальше уходит в книге вымышленный герой Атрейю, тем чаще произведение как будто напрямую обращается к читающему его парнишке, словно он является таким же героем книги, как и все остальные персонажи. Испытание за испытанием он подбирается к самому концу истории, и оказывается, что для того, чтобы излечить королеву Фантазии, нужно придумать ей имя. «Но этого не может быть! Как я могу повлиять на историю в книге?» – спрашивает он себя.

какое волшебное средство было у буратино

Но в конце концов всё же верит – и тем самым спасает мир. Не тот, что нас окружает (его уже миллионы раз спасали супергерои из блокбастеров), а тот, без которого мы становимся скучными реалистами, которые отмахиваются от всего вымышленного, как от «бесполезного». Великолепная идея и очень важный урок не только для детей, но и для взрослых. Если уж быть до конца честным, я бы сказал, что для взрослых он даже важнее. Потому что у детей с королевством Фантазия обычно сами собой складываются прекрасные, доверительные отношения. А вот многим людям, оставившим детство позади, часто не достаёт простого напоминания о том, как важно всегда мечтать, надеяться и верить в нечто большее.

какое волшебное средство было у буратино

Не придираться к реальности и не искать во всём какой-то великий смысл, а помнить, что наш мир велик, а Фантазия – это то, что сделало его таким. И она может сделать его ещё лучше, если мы не забудем окончательно о том, как ей пользоваться. А если ничего не будет получаться, знайте, что дракон удачи Фалькор всегда где-то рядом и не оставит в беде того, кто идёт до конца.

какое волшебное средство было у буратино

какое волшебное средство было у буратино

Шокирующая правда про Золушку и её «прекрасного принца»

Задумывались ли вы в детстве – почему туфелька Золушки была хрустальной? Ведь стеклянной обуви не бывает! Это непрактично, неудобно, опасно, в конце концов! Наверняка тут какая-то путаница.

Совершенно верно – путаница. И вы даже не представляете себе, какая. Начнём с того, что Золушка потеряла совсем не туфельку. Она потеряла вот такой предмет:

какое волшебное средство было у буратино

Он называется пьянелла (по-другому – цоколь или чо́пин). Целые триста лет, с XIV по XVII век, европейские дамы надевали пьянеллы поверх туфелек на манер галош – во-первых, чтобы предохранять туфли от грязи, а во-вторых, чтобы не волочить по этой самой грязи подол платья.

Вы думаете, мы фантазируем – дескать «не могла же Золушка являться на бал без галош»? Вовсе нет. На то, что потеряла она именно пьянеллу, есть прямое указание в «первоисточнике» – в первом в Европе письменном изложении этого сюжета в сборнике сказок, составленном неаполитанцем Джамбаттистой Базиле в начале XVII века.

какое волшебное средство было у буратино

Джамбаттиста Базиле (1566–1632)

«Первый в Европе» мы говорим неслучайно: сюжет сказки, в которой девочка–сирота претерпевает обиды и лишения, получает утешительный волшебный дар от божества или духа, производит впечатление на местного правителя, и тот разыскивает её по потерянному предмету обуви, был известен ещё в Древнем Египте. А также в Китае, Персии, Японии.

Но в Европе первым был Базиле – и у него Золушка (вернее, не Золушка, а Зезолла – уменьшительное от Лукреции, так звали героиню) теряет именно пьянеллу. Хотя, конечно, пьянелла, подаренная Золушке–Зезолле волшебной пальмой, выглядела не так затрапезно, а как-нибудь понарядней, например, так:

какое волшебное средство было у буратино

А уж как красиво говорит о ней сгорающий от любви неаполитанский король! Это надо цитировать:

«Если фундамент столь прекрасен, то каков же сам дворец! О дивный канделябр, на котором стояла свеча, воспламенившая меня! О треножник прекрасного сосуда, в котором кипит моя жизнь! О чудный поплавок, держащий леску Амура, которой уловлена моя душа! Вот, я сжимаю, я лелею тебя в руках моих, и коль не смогу достать до вершины сего древа, буду обожать его корни! И если не дотянусь до капители сей возвышенной колонны, буду лобызать основание! Ты была стелой белейшей на свете ножки, но теперь стала силком, где уловлено мое почерневшее от нетерпения сердце!»

Кстати, а как он выглядел, этот муж Золушки? Давайте поищем среди неаполитанских королей XIV–XV веков? Выбирайте, слева направо, какой вам больше нравится – Рене Добрый, Людовик II Анжуйский, Фердинанд Арагонский?

какое волшебное средство было у буратино

Хе-хе. Ладно будем милосердны к юной Лукреции. Назначим ей в мужья Фердинанда Второго, по некоторым предположениям, вот это его портрет (но это не точно):

какое волшебное средство было у буратино

А что, с такого бы сталось влюбиться в туфельку! То есть – в кожаную галошу

Во всяком случае, прожил этот Фердинанд недолго, умер в 27 лет и утратить романтическую внешность вряд ли успел.

Да, так откуда же взялась хрустальная туфелька? Писатель Оноре де Бальзак считал, что это «ослышка»: дескать, туфелька была не из стекла (verre), а украшена мехом (vair) – звучит это одинаково.

Согласно ещё одной версии, туфельки были не стеклянными и не меховыми, а просто-напросто зелёными – vert. Что ж, очень может быть!

какое волшебное средство было у буратино

какое волшебное средство было у буратино

Уголек

Давным-давно, в славном маленьком городке жил купец. Семья у него была небольшая, зато дружная: жена Любава, дочь Дарьюшка да сын Олежка. Жена его писаной красавицей была, шить-вышивать мастерица. Всему дочь научила. Росла Дарьюшка доброй и послушной, отрадой для отца и матери, а Олежку забрал городской знахарь в обучение. И всего у них было вдоволь, и беда обходила их дом стороной.

Да только Любава с тяжкой болезнью слегла. Бросил купец дела все, подле кровати её денно и нощно сидел да отварами целебными лечил. Всех знахарей, всех колдунов — и добрых, и худых — в дом зазывал, да всё без толку. Закрыла очи светлые Любава, да так потом и не открыла.

Горем убивался отец, дети плакали украдкой, да делать нечего. Погоревал-погоревал купец, а потом спохватился, что денег нет совсем. Решил Дарьюшку свою за сына богатого купца отдать.

Приехали сваты, сам жених да родители его, встретил дорогих гостей купец, а Дарьюшка уж стол накрыла, стоит в лучше платье своём, суконном, парчой рукава обшиты. Олежка тоже пришёл, на жениха сестры поглядеть, а тот всё знай себя нахваливает. Ни одного слова доброго за вечер не сказал, только и знает, что бахвалиться.

Не по нраву кроткой Дарьюшке жених пришёлся, да разве уж против отца пойдёшь? Ни слова не сказала девушка, только едва ночь настала, залилась слезами горькими. Тут Олежка вошёл и тихо молвит:

— Эх, Дарьюшка, вижу, не люб тебе жених. Супротив отца идти — тяжкий груз на плечи брать, но лучше уж так, чем жить с немилым. Пока ночь на дворе, уходи из дому, чтобы никто не приметил. Да вот ещё что.

Олежка достал из-за пазухи уголёк и положил сестре на ладонь. Горячий, но не обжигает, словно недавно из печи достали.

— Уголёк этот — волшебный, мне его кудесник славный подарил, Добромир, когда в лавку к учителю заходил давненько. Коли с добрыми помыслами человек к тебе обращается — уголёк горячим становится, а коли худо задумал супротив тебя — холодеет как лёд. Возьми, пусть убережёт тебя от дурных людей в пути.

Взяла Дарьюшка подарок чудесный, брата обняла на прощанье, и, как была в платье парчовом, убежала, только платок пуховый взяла.

— Не серчай, бабушка, — улыбнулась девушка. — Давай я твои корзинки донесу.

Согласилась старушка, а сама знай идёт следом, ворчит, рот не закрывая.

— Что, не видишь, младуха? Замёрзла я. Зуб на зуб не попадает!

Отдала Дарьюшка платок свой пуховой. Дошли до деревни, старуха корзины отобрала и сразу прочь. Окликнула её Дарьюшка, спросила, в каком лесу столько ягод водится. Девушка за весь день и маковой росинки не отведала. Махнула старуха рукой на дорогу, да и говорит:

— Прямо пойдёшь, там два лесочка по обе стороны. Ты иди туда, где солнце встаёт, тот лес добрый. А в другой и ступать не вздумай — проклят тот лес.

Побрела старуха по своим делам, а девушка отправилась по дороге к лесу. Да только ветер холодный налетел как раз, и не заметила Дарьюшка, как уголёк ледяным стал совсем.

Вошла девушка в лес, а там светло, тепло, запахи цветов и смолы повсюду. Благодать. Глянь — за деревьями поляна ясная виднеется. Подошла Дарьюшка ближе: ягод целая россыпь. Знай только собирай да в рот отправляй. Поблагодарила Дарьюшка старушку за доброту, лесу поклонилась и принялась за еду. Вдруг слышит: то ли птица стонет, то ли человек о помощи молит. Пошла Дарьюшка на звук, глянь: в траве под веткой еловой снегирь красногрудый сидит, человечьим голосом стонет. Удивилась девушка: где ж это видано, чтоб снегири летом водились? Но всё ж подошла.

— Помоги мне, девица, выбраться, — пропела птица. — Ветка тяжёлая, сил нет.

Помогла Дарьюшка снегирю, усадила на плечо. Девушка вновь за ягоды принялась: одну себе, другую — птичке спасённой. Разговорились они, и спрашивает птица, назвавшаяся Зорюшкой:

— И какая беда тебя заставила в лес этот проклятый войти?

Удивилась Дарьюшка, рассказала всё, как было.

— Обманула тебя старуха, — печально сказала Зорюшка. — Лес этот заколдовало чудище лесное, Ырх зовётся.

— Ырх? — переспросила девушка, уж больно слово чужое, нерусское.

— Ну, само-то оно себя никак не величает, да только когда совсем злым становится, на всю округу орёт: «Ыыыырх!». Так и зовём мы его. Те, кто волей-неволей в этот лес попал.

— Отчего ж лес проклятый? Куда ни глянь — взор радуется.

— Так-то оно так, да только никогда ты больше отсюда не выберешься.

Опечалилась Дарьюшка, да подумала, что всё равно идти ей некуда, а лес всё же добрым, светлым кажется. Зорюшка поведала, что в лесу теремок есть небольшой, старый, и взялась проводить девушку. Долго ли коротко ли, вышли к поляне, на которой теремок стоял. Рядом яблонька дикая, малины кустистые заросли, да колодец. Заглянула Дарьюшка на дно: воды чистой полно. Наполнила ведёрко, черпачком немного загребла, напилась вдоволь. Поблагодарила Зорюшку за то, что место для ночлега помогла найти, вошла в терем. А птичка на ветке яблони устроилась почивать.

Внутри было просторно и пыльно, и хоть смеркалось, девушка убралась, истопила печь кое-как старыми трухлявыми поленьями, да спать улеглась.

Ночью вылез из пещеры своей глубокой Ырх: росту четыре аршина, брови мхом заросли, лицо словно из камня чёрного высечено, весь в лохмотьях грязных да сором заросший. Ходит по лесу, рыскает: проверяет, все ли его узники на месте. Все прячутся, дрожат. Авось не осерчает чудище, ещё день тёплый да ясный подарит.

Увидел Ырх: дымок небольшой вьётся. Сразу догадался, что кто-то в теремок наведался. Прокрался туда неслышно, заглянул в оконце, увидел девушку спящую, да осерчал не на шутку. Но решил сгоряча не рубить, вернулся в пещеру свою, дождался утра, да позвал к себе Лису.

— Поди, Лиса, к терему, да приведи того, кто в нём живёт.

— Помилуй, лесной хозяин, сроду там никого не бывало.

Поджала Лиса хвост и побежала приказ Ырха выполнять. К теремку шасть — а там девушка хлопочет, двор метёт, а птичка Зорюшка помогает, хвостиком паутину со ставней сметает.

— Девица-красавица, — ластится Лиса. — Что же ты, в чужой дом вошла, а у хозяина разрешения не испросила?

Попросила прощения Дарьюшка, в ноги Лисе поклонилась и про хозяина спросила: кто он, да где сам? А рыжая ей и отвечает:

— Недалече. По тропинке, потом через ручей по мосточку, да так и дойдём.

А Зорюшка смекнула, что Лиса Дарьюшку к самому Ырху собралась вести, села девушке на плечо, защебетала тихо, предупредила. Испугалась Дарьюшка, да делать нечего.

— Так и быть, веди меня. Лисонька, только негоже в таком виде к хозяину идти, дай причешусь да косы переплету.

Причесалась Дарьюшка, да и Лису вычесала частым гребнем. Шёрстка лоснится, на солнце огнём переливается да золотом. Повязала ленту алую себе в косы и про Лису не забыла.

Идёт Лиса довольная, хвостом помахивает: самая красивая в лесу, не иначе! А как на мосточек взошли, увидала себя в отражении и налюбоваться не может. Стыдно стало Лисе за обман свой, да не осмелилась бы Ырха ослушаться.

— Эх, девица, не к простому человеку веду тебя, а к чудищу страшному. Во всём лесу он хозяйничает, никто не смеет против него и слова дурного сказать. Говорят, он колдун сильный, что хочешь — всё исполнит. Многие люди, что в плен лесной попали, к нему приходили. Каждому он говорил: исполню всё, что пожелаешь. И тебе скажет, да только ты знай: для себя ничего не проси.

Поблагодарила Дарьюшка Лису, и пошли они дальше к пещере. Услышал Ырх их приближение, камень огромный со входа отодвинул, внутрь пригласил. Девушка вошла, а Лиса незаметно убежала обратно в лес. Пещера пустая: ни тебе травинки, ни хворостинки. И чудище странно поглядывает. Только уголёк за пазухой чуть теплее стал.

— Назовись и скажи, зачем ты в терем вошла?

— Меня Дарьей зовут, а в терем вошла, потому что очень устала. Не серчай на меня, позволь в тереме жить остаться.

— Что ж, оставайся. Всё равно из леса ты больше не выйдешь. Пожитков у тебя никаких, может, чего надобно тебе, Дарья? Что скажешь — всё исполню!

Вспомнила девушка наказ Лисы, да ответила:

— Ничего не надо мне, только разве что иглу тонкую и ниток моток. Хочу Зорюшку да Лисоньку отблагодарить за доброту, бусы смастерить.

Ырх топнул, с плеч его широких посыпалась земля. Глянула Дарьюшка: нити шелковые лежат да игла. Подняла подарки, в ноги чудищу поклонилась.

— Благодарствую, хозяин леса. Скажи, как величать тебя?

Уголёк за пазухой похолодел.

— Никак не звать меня! Нет у меня имени! Вон отсюда!

Выбежала девушка из пещеры, а вслед ей рёв доносится: «Ыыыыыырх». Грянул гром средь ясного неба, тучи накликал. Дождь ливанул что есть мочи.

Добралась Дарьюшка до терема, села у окна. Сняла платье суконное, в одной рубахе белёной сидит. Парчу с рукавов сдирает, да думает: а ведь когда она с Зорюшкой да Лисой говорила, уголёк волшебства своего не показывал. Как там Олежка говорил: коли человек с добрыми помыслами. Выходит, не чудище это вовсе, а человек заколдованный? Дошила Дарьюшка платье, за бусы принялась. С пояса жемчуга оторвала, смастерила каждой помощнице своей по подарку.

Целый день дождь лил, а наутро, едва солнце из-за туч показалось, вышла Дарьюшка во двор, кликает Зорюшку. А та кручинится, о доме родном вспоминает. Подумала девушка, да и решила обратно к чудищу сходить, желание попросить.

— Чего тебе надобно, Дарья?

Девушка прислушалась: молчит уголёк.

— Весточку хочу домой отправить, что жива-здорова, в покое и заботе живу.

Потеплел уголёк на миг, а потом снова утих.

— А ты дозволь птичке весточку донести.

Подумал хозяин леса, да и разрешил. Дарьюшка, как домой вернулась, всё Зорюшке рассказала. Уж как та обрадовалась, не описать! Долго они прощались, а потом улетела Зорюшка прочь из леса.

На следующее утро едва вышла Дарьюшка из терема — Лисонька у порога кружится, в ноги ластится.

— Говорят, ты, Дарьюшка, Зорюшку вызволила из плена? А меня, подружку свою, что же?

В третий раз собралась девушка к Ырху. Идёт по дороге, смотрит: а в лесу зверей да птиц много, все её взглядом провожают. Сколько же раз ходить придётся к чудищу лесному, пока всех не вызволит? Заходит в пещеру, в ноги кланяется Ырху и молвит:

— Не серчай, лесной хозяин. С просьбой я к тебе пришла.

— Говори, Дарья, чего желаешь?

— Желаю, чтоб лес ты от проклятия избавил и всех освободил. А я в тереме останусь, тебе буду сказки рассказывать и песни петь, чтобы не заскучал один.

Жарко-жарко стало от уголька. А потом опять холодно.

— Да ты обмануть меня вздумала? — заревело чудовище.

— Что ты, хозяин леса!

Достала Дарьюшка уголёк из-за пазухи, на ладони раскрытой протянула.

— Глянь, это — уголёк волшебный. Коли человек тебе добро задумал, то.

— Убери! — громче прежнего взревело чудище.

— Возьми, сам поймёшь, что не зла я тебе желаю.

Уголёк стал горячим-горячим, в тот же миг вспыхнул пламенем ярким и исчез. Испугалась Дарьюшка, да потом поняла, что огонь ей вреда не причинит. Объяло пламя чудище, скрыло за красной стеной, а когда исчезло пламя, стоял перед Дарьюшкой добрый молодец.

— Спасибо тебе, Дарья, за доброту твою, заклятие развеявшую. То ведь не уголёк был — частичка сердца моего. Людям его отдал, чтоб добро множили, да зло пресекали. Только без этого уголёчка-кусочка стали мысли мои чернеть, и превратился я в чудище лесное, озлобленное да одинокое. Скажи, добрая девушка, будешь невестой мне?

Согласилась Дарья, и с тех пор больше никто о чудище лесном не слышал. Лес так и остался волшебным, но только всякий человек с добрым сердцем мог найти в нём приют и покой, а у кого сердце злое было, и пяти минут под сенью деревьев пробыть не мог — тут же прочь бежал.

И жили Добромир с Дарьей долго и счастливо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *