какое влияние на развитие психологии личности оказал психоанализ 3 фрейда
Контрольная работа: Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности
Тема: Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности
Тип: Контрольная работа | Размер: 280.08K | Скачано: 95 | Добавлен 26.05.13 в 23:51 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Архангельск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность психоанализа З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности 5-7
2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов 8-12
Список использованных источников 15
ВВЕДЕНИЕ
В истории развития науки психологии было выработано множество разнообразных теорий и направлений. Некоторые были переосмыслены, дополнены. Одним из самых известных направлений является теория психоанализа.
Основателем данной теории в конце XIX – начале XX вв. стал австрийский психиатр и психолог З. Фрейд (Рисунок 1).
Работы Фрейда касались устройства внутреннего мира личности, её побуждений, переживаний, конфликтов между желаниями и чувством долга, душевных травм, представлений человек о самом себе и окружающих.
Зигмунд Фрейд – один из тех учёных, кто во многом повлиял на дальнейшее развитие современной психологии, а может быть, направил её по определённому пути развития. [1, с.338]
Актуальность темы контрольной работы объясняется тем, что комплекс исследований З. Фрейда оказал значительное воздействие на психологическую науку и стал одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ психологии.
Создав метод лечения психо-нервных заболеваний – психоанализ, австрийский врач и психолог, Зигмунд Фрейд развил свои идеи и до психосоциологического учения о норме и патологии поведения человека.
Многие положения психоанализа З. Фрейда и его последователей, являющиеся результатом глубокого изучения ими сферы бессознательного, психофизиологических и социальных форм её проявлений, способствует формированию более адекватных представлений о психике людей, мотивов их поведения и деятельности, особенностей их личностей и межличностного общения.
«Психическое развитие индивида в сокращенном виде повторяет ход развития человечества.» (с) Зигмунд Фрейд [6]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. История психологии: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544с.
2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под. Ред. проф. В.Н. Лавриенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 415с.
3. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / Пер. с нем. – М.: Канон, 1994.
4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. – М.: Просвещение-Владос, 1994
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1998
6. Психологический навигатор [Электронный ресурс] / URL: http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=131
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Роль психоанализа в развитии личности человека
Вы будете перенаправлены на Автор24
Определение понятия психоанализ
Понятие психоанализ включает в себя знания из многих областей:
Невозможно однозначно сформулировать основные положения психоанализа, но не смотря на это, именно психоанализ является необходимым связующим элементом между состоянием человеческого организма и его психики, в ситуации возникновения заболевания, вызванного психическим расстройством.
Основным методом воздействия и лечения в психологии выступает слово, и это совершенно не случайно, как кажется на первый взгляд. Именно слово способно воскресить человека, вернуть его в реальность, подарить вкус к жизни, и напротив – словом можно ранить и уничтожить человека психологически и морально. Беседа, умело выстроенная психотерапевтом, способствует тому, что пациент проникается доверием к врачу, открывает свои тайны, начинает понимать истинные мотивы своего поведения, которые были спрятаны в глубинах его подсознания.
Таким образом, понятие психоанализа можно определить как совокупность приемов и методов исследования психики человека и воздействия на нее в процессе психотерапевтической работы. Основным моментом в психоанализе выступает влияние бессознательного на осознанное поведение человека. Основой теории психоанализа выступает обоснование того, как инстинкты определяют поведение человека и проявления его личности.
Важнейшее место в психоанализе занимает личность. Зигмунд Фрейд именно через психоанализ дал определение личности и воздействие на нее инстинктов и бессознательного. Основой психоанализа выступает его теория психосексуального развития личности.
Психоанализ развития личности
Определением личности по Фрейду является совокупность трех сущностей личности – Ид, Эго и Супер-эго.
Рассмотрим их более подробно:
Готовые работы на аналогичную тему
По мнению Фрейда, личность как таковая не имеет стремления к росту и самосовершенствованию. В процессе своего развития личность просто пытается достичь равновесия между стремлением к удовольствиям и страхом наказания за это.
Фрейдом была создана теория психосексуального развития человека, которая охватывает период от рождения и до 18 лет и состоит из четырех стадий. Каждая из стадий, по мнению Фрейда, связана с той или иной эрогенной зоной, которые к моменту окончания периода взросления оформляются в единое целое и полностью раскрывают сексуальность человека, тем самым формируя у него способность к полноценной половой жизни.
Стадии психосексуального развития личности
Оральная стадия характерна для периода грудного вскармливания младенца и заключается в бессознательном получении удовольствия в процессе сосания материнской груди с помощью рта и языка. Данная стадия является периодом проявления «Ид».
Анальная стадия, развивающаяся в момент приучения ребенка к горшку и процессу осознанной дефекации.
Фаллическая стадия охватывает период от 3 до 6 лет и в данный период идет активный процесс формирования «Эго».
Латентная стадия, характерная для периода начала полового созревания. Подросток в данный период занят учебой, своими интересами и увлечениями, и в плане его сексуального развития ситуация абсолютно спокойная.
Генитальная стадия – стадия, совпадающая с периодом полового созревания и мощной гормональной перестройки организма. На данной стадии происходит формирование «Супер-эго», которое позволяет регулировать и сдерживать проявления бессознательного и инстинктов, и тем самым завершается формирование личности.
Каждая из вышеописанных стадий оказывает непосредственное влияние на жизнь человека и способствует формированию качеств личности, которые в свою очередь, зависят от успешности прохождения данных стадий.
Влияние психоанализа на личность
Основным объектом изучения психоанализа является личность. Она рассматривается как динамическая система, внутри которой постоянно идет борьба врожденных инстинктов с принятыми в обществе законами, нормами и правилами поведения.
Как теоретический и практический механизм исследования личности психоанализ имеет возможность корректировать проявления инстинктов и их порой разрушительной силы и менять динамику поведения личности.
Неофрейдисты в процессе изучения личности и влияния на нее психоанализа, пришли к выводу, что он доступен еще и как самоанализ. Это возможно в случае грамотной работы специалиста и возможностей пациента осознанно принимать приемы психоанализа и направлять их во внутренний план личности.
Есть мнение о том, что и Фрейд открыл свою теорию именно с помощью самоанализа. Ведь именно сам человек способен особенно глубоко проникать в сущность своих личностных проблем и находить пути их решения.
Однако далеко не каждому человеку дано умение проанализировать свое внутреннее состояние и правильно расставить акценты и приоритеты для решения своих задач. Именно поэтому многим необходима помощь профессионального психоаналитика, который способен помочь в грамотном решении проблемы.
Человеческая психика устроена таким образом, что может быть достаточно одной-двух бесед с грамотным специалистом, для того, чтобы улучшить состояние и найти эффективный путь решения той или иной проблемы. С помощью эффективно организованного психоанализа, возможно выявить страхи, переживания, сомнения, тревоги человека, пробудить его инстинкты и направить их в правильное русло. Благодаря психоанализу человек находить путь к решению своих задач и способен решать их самостоятельно.
Психоанализ З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности
СОДЕРЖАНИЕ
1. Психоанализ З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности.…. …4
2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов…………………………………………………………………………7
3. Соотношение основных положений психоаналитических концепций и их авторов…………………………………………………………………………. 13
Введение
— целостность психофизической организации;
— устойчивость во взаимодействие с окружающим миром;
Появляясь на свет, человек становится личностью.
Периоды изучения личности:
Психоанализ З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности
Ни одно направление не приобрело столько известности за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.
Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:
В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго) [7, Стр. 32]
Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).
Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге «Психопатология обыденной жизни» (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.
Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.
В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.
Почему психоанализ развития личности такой, какой есть?
Время чтения 7 минут
Психоанализ, как понятно уже из названия – теоретическая наука о психике человека. Ее основатель Зигмунд Фрейд разработал и обосновал свою теорию еще в конце XIX столетия. Поначалу его идеи были под запретом в Европе и отметались, как псевдонаучные в СССР. Но постепенно они завладели миром, у Фрейда появились последователи, развившие его постулаты, например психологи Юнг и Адлер. Поэтому психоанализ развития личности человека является таким важным аспектом духовной и физической жизни.
Сегодня, на основании теорий Фрейда, начали развиваться такие области знания, как сексология, сексопатология. Традиционная психология начала учитывать, а не отрицать при определении состояния человека, чувство вины, тревожность, комплексы неполноценности, о чем не раз и писал Фрейд.
Как бы неоднозначно не оценивал ученый мир вклад Зигмунда Фрейда в развитие психологии, метод психоанализа широко применяется, как популярная психотерапевтическая техника во всем мире.
Что такое психоанализ?
В понятии психоанализа, по признанию самого Фрейда, переплелись философия с психологией и психиатрией. Его основные положения невозможно продемонстрировать или доказать. Тем не менее, он является связующим звеном между состоянием человеческого организма и его психики в тот момент, когда возникает телесное заболевание, вызванное психическим расстройством.
Таким образом, психоанализ – это набор методов и приемов исследования и воздействия на психику человека. Главное в психоанализе – влияние бессознательного на осознанные поступки человека. Именно определение того, насколько инстинкты, заложенные в человеке, определяют его поведение и проявления личности, и является основой теории психоанализа.
Важное место в психоанализе занимает личность человека. Через психоанализ Фрейд дает определение личности и описывает воздействие на нее. Основой психоанализа является теория психосексуального развития личности. Как психиатр, Фрейд вообще все явления, связанные с развитием личности, воспринимал через призму сексуальности – явной или скрытой.
Психоанализ развития личности
Многие научные теории и их создатели дают различные определения личности. По Фрейду личность – это совокупность трех сущностей: Ид, Эго и Супер-эго.
Фрейд считал, что личность не стремится к росту и совершенствованию. Она лишь постоянно пытается уравновесить стремление к получению удовольствия со страхом перед расплатой за него, страхом перед получением наказания.
Из определения личности вытекает и теория психосексуального развития человека, выведенная Фрейдом. Она охватывает период от рождения ребенка до окончания пубертатного периода – до 18 лет. Состоит развитие личности по Фрейду из 4 стадий, каждая из которых связана с той или иной эрогенной зоной, которые к 18 годам оформляются в единое целое, полностью раскрывая сексуальность человека, формируя способность к полноценной половой жизни.
Стадии психосексуального развития личности:
О них мы уже писали более подробно в другой статье о Фрейде.
Каждая из приведенных стадий развития личности накладывает определенный отпечаток на дальнейшую жизнь человека и формирует отдельные его качества. Эти качества зависят от успешности прохождения каждой стадии. Комплексы неполноценности тоже появляются в период психосексуального развития, связаны по Фрейду с «фиксацией» на той или иной стадии.
Защитные психологические механизмы по Фрейду
Исходя из подобной интерпретации личности, рассматривается и наличие защитных механизмов, компенсирующих перевес одного из трех составляющих личности. Таковыми являются:
Каждый из них направлен на восстановление равновесия в проявлении той или иной личностной составляющей, чтобы не допустить возникновения крайних проявлений и возможных патологий психики, невротических состояний. Однако порой воздействие защитного механизма психики носит настолько эмоциональный характер, что приносит больше вреда, чем пользы. И выходит, что психоанализ развития личности не может отрицать побуждения и чувства человека, но и не может им препятствовать.
Например, студент, не подготовившись к экзамену и получив плохую оценку, переносит свою вину за это на преподавателя (проекция). Он объясняет плохую оценку предвзятым отношением к себе. И если он достаточно себя в этом убедил, то вряд ли сможет успешно пересдать экзамен.
К таким же разрушительным механизмам психологической защиты относится замещение. Оно проявляется в перенесении внимания с объекта, несущего угрозу, на другой, более безобидный. Ребенок, которого отругали родители, вымещает злобу на других детях или игрушках, ломая их. Взрослый человек, получивший выговор начальника, переносит злость на членов семьи.
Одной из психотехник, придуманной Фрейдом, является метод свободных ассоциаций. Он заключается в том, что пациенту дается возможность рассуждать на любую тему, рассказывать все, что первым пришло на ум. Такой метод позволяет обнаружить скрытые глубоко в подсознании, подавляемые «супер-я», мотивы, причины поступков, вплоть до раскрытия преступлений. Он также помогает понять в какой из моментов человек «включает» механизм подавления, нежелания обнаружить потаенные чувства и эмоции.
Таким методом можно обнаружить причину психологических проблем человека, психической патологии, невротического состояния, определить и устранить травмирующий фактор, высвободить угнетаемые чувства, направить их в конструктивное русло.
Влияние психоанализа на личность
Личность и является объектом психоанализа. Фрейд рассматривал личность, как динамическую систему. Внутри нее постоянно происходит борьба природных инстинктов, стремления к удовлетворению потребностей с этическими законами общества. Есть еще внутренние противоречия, психологические компромиссы, скрытые конфликты нашего «эго» с «супер-эго» и т.п.
Психоанализ, как теория и практический механизм исследования всех проявлений личности, способен корректировать их, влиять на изменение поведенческой динамики. Одним из воззрений неофрейдистов (Юнга, Адлера) является то, что психоанализ доступен и как самоанализ. Это происходит в том случае, когда грамотный психоаналитик сможет не только глубоко вникнуть в суть проблемы, но и научить основным приемам психоанализа пациента.
Фрейд и сам пришел к открытию своей теории через самоанализ, о чем он писал своему коллеге, немецкому врачу Флиссу. Кто, кроме самого человека может по-настоящему глубоко проникнуть в суть личностных проблем, их подсознательных источников?
Конечно, не каждый индивидуум способен проанализировать свое внутреннее состояние досконально, сделать правильные выводы. Поэтому многие и прибегают к услугам психоаналитиков, чтобы профессионал помог с помощью методов фрейдистской теории разобраться в проблеме данной личности, помочь ее грамотно разрешить.
Человек так устроен, что иногда достаточно одной беседы, чтобы облегчить его состояние. Грамотный психотерапевт путем проведенного психоанализа как бы поднимает на поверхность души, спрятанные глубоко чувства, сомнения, тревоги, пробуждает инстинкты. Фрейд считал, что даже сновидения играют большую роль в психоанализе, чему посвящена одна из его книг.
Вклад Фрейда в развитие психологии
В своем учении, как сказал один ученый, Фрейд был первым, писал что хотел. Но теперь его заслугами, теориями и системой психоанализа успешно пользуются психологи и психотерапевты всего мира. Его методы применяются даже в педагогике.
Он первым отделил анатомию от психологии, подведя ее ближе к философии. Фрейд смог заинтересовать даже скептиков от науки в изучении бессознательных проявлений человеческого «я», врожденной сексуальности, влияющих на осознанные поступки. Его вклад в развитие психологии велик и бесспорен, хоть и неоднозначен.
Фрейд смог доказать, что неудовлетворенные желания и первобытные инстинкты, заложенные на генетическом уровне, могут определять свойства личности, ее поведение в обществе, если не срабатывают компенсаторные механизмы, уравновешивающие три ее сущности.
Как грамотный психолог, Фрейд впервые обратил внимание на связь формирования личности с тем, как проходили детские годы человека, с влиянием родительского воспитания на эти процессы. Так, одним из главных определяющих факторов он считал Эдипов комплекс, успешность его преодоления, его отголоски в каждый период жизни человека.
Вывод
Несмотря на репутацию у некоторых собратьев по науке, как сексуально озабоченного невротика, Фрейд не являлся псевдоученым, а его теория не является ложной. Спорной – да, во многом умозрительной, но подтвержденной многочисленными примерами, случаями из реальной жизни, опыта психиатров, психологов, психотерапевтов.
А во времена постоянно сотрясающих мир сексуальных революций, бешеного ритма жизни и связанных с ним стрессов теория Фрейда стала мега популярной, имеющей ответы на все вопросы.
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter
Сущность психоанализа З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности
Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов. Основные положения психоаналитических концепций и их авторы. Изучение закономерностей возникновения, формирования, функционирования и проявлений психики, ее отдельных феноменов.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.12.2012 |
Размер файла | 23,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
психоаналитический концепция феномен
В данной работе раскрыты следующие вопросы:
1. Сущность психоанализа З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности.
2. Представители психоанализа, обосновывающих ведущую роль социальных факторов.
3. Основные положения психоаналитических концепций и их авторы.
Задание 1. Охарактеризуйте сущность психоанализа З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности
Ответ. Существенное влияние на исследования в области психологии личности, ее поведения и межличностного общения оказал психоанализ австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856—1939) и его последователей.
З. Фрейд был сыном от второго брака торговца тканями и скотом Якоба Фрейда. С ранних лет и до самой смерти матери, та была центральной фигурой в жизни сына. Поведение отца, проявившееся в пассивности на оскорбление его национальной принадлежности (он был евреем), разочаровал мальчика и в дальнейшем он всегда смотрел на отца сверху вниз.
Опираясь на научные данные и анализ собственного опыта врача-психиатра, Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики. Речь идет о разного рода психологических импульсах и влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов человека, прежде всего инстинкта самосохранения и полового инстинкта.
По утверждению Фрейда, исходящие из полового инстинкта влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного. Однако они «дают о себе знать», продолжают действовать без ведома человека.
Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности.
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев: сознательное, предсознательное, бессознательное, в которых и располагаются основные структуры личности.
С точки зрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писали и сам Фрейд и его ученики, и является той специальной энергией, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.
Большое значение для понимания мотивов поведения человека, его внутренних побуждений имеет учение Фрейда о способах психической защиты, которые избавляют человека от чрезмерных психических волнений, возникающих под влиянием разных обстоятельств. К таким способам относятся вытеснение в область бессознательного неприемлемой информации, либо ее отрицание, рационализация как нахождение приемлемого объяснения своим поступкам, идентификация, то есть бессознательный перенос на себя желаемых качеств, присущих другому человеку, и т.д.
Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую за «кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии. Проделанная им и множеством последователей работа обнажила важнейшую роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения, не зависимых от того, что нашептывает «голос самосознания».
Задание 2. Назовите представителей психоанализа, обосновывающих ведущую роль социальных факторов
Ответ. Последователи 3. Фрейда, прежде всего А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх, Г. Маркузе и некоторые другие обосновывали влияние на формирование и поведение человека не только психофизиологических, но и социальных факторов.
Так, А. Адлер (1870—1937) исследовал бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях, в семье, в разного рода социальных объединениях и т.д. Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации, с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов.
Карл Юнг (1875—1961) развивал концепцию о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп. Если, согласно Фрейду, в бессознательную психику индивида могут войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами.
Будучи скрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры. Большую популярность приобрело Юнгом человеческих типов на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертивный (обращенный внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях, которым Юнг, вслед за Фрейдом дал имя «либидо»). Однако следует отметить, что Юнг не считал правомерным отождествлять либидо с сексуальным инстинктом.
Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой:
· Избыточная потребность в любви и одобрении (ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию);
· Избыточная потребность в четких ограничениях (предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим);
· Избыточная потребность во власти (доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости);
· Избыточная потребность в общественном признании (желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса);
· Избыточная потребность в восхищении собой (стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих);
· Избыточная потребность в честолюбии (сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи);
· Избыточная потребность в самодостаточности и независимости (избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся);
· Избыточная потребность в безупречности и неопровержимости (попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели).
В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей» и «к людям». У невротической личности обычно преобладает одна из них.
Э. Фромм (1900—1980), раскрывая влияние социокультурных факторов на жизнедеятельность людей, показал противоречивую роль в этом таких социальных явлений, как свобода, собственность, мораль, которая может быть гуманистической и авторитарной, и т.д. Анализируя психологический уклад различных конкретно-исторических обществ, Фромм приходит к выводу, что в каждом из них есть нечто устойчивое. Характер, типичный для общества, Фромм называет социальным характером, подразумевая под ним «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».
С его точки зрения, в любом обществе независимо от его социальной природы существует единая присущая только ему структура характера, общая для большинства групп и классов этого общества. Сам характер Фромм рассматривает как такую психологическую основу личности, которая обусловливает не только поведение человека, но и образ мыслей, чувств, вообще весь способ восприятия и отношения человека к внешнему миру. По его мнению, «система характера может быть рассматриваема как своеобразный человеческий заменитель инстинктивного аппарата животного», приспособительная роль которого имеет очень большое значение для человека.
Фрейдовская теория привела к появлению многочисленных модификаций (Адлер, Юнг, Хорни, Фромм, Эриксон и др.), содержание главных понятий теории Фрейда при этом существенно изменились. Но все же представителей психоанализа объединяет признание позиции «сознательное-бессознательное».
Задание 3. Соотнесите основные положения психоаналитических концепций и их авторов
а) бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;
б) концепция о “коллективном бессознательном”, воздействующим на отношения социальных групп;
в) концепция “рыночного социального характера”, определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.
А. Адлер рассматривает бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях. А. Адлер наделяет личность такими побуждениями, которые, будучи социальными, носят все же врожденный характер. На место биологических бессознательных инстинктов подставляются социальные побуждения, которые также оказываются врожденными. Конечной целью развития человека, по мнению А. Адлеру, является, таким образом, стремление к совершенству, стремление к полному раскрытию своей сущности, к достижению «Самости». В этом смысле А. Адлер постулирует активный принцип человеческой жизни, акцентируя внимание не только на деятельности, но и на самодеятельности человека. А. Адлер констатирует, что человек от природы является социальным существом. Именно А. Адлер, который обратил внимание на социальные детерминанты человеческого поведения, положил начало развитию социологизированного психоанализа.
Зигмунд Фрейд создал оригинальную, и как показало время жизнеспособную теорию, хотя в основу ее положил явление, не подвластное осознанию. Поэтому исследователь может лишь строить предположения по поводу бессознательного и накладывать его гипотетические признаки на реальность человеческой жизни.
Фрейдовская теория привела к появлению многочисленных модификаций (Адлер, Юнг, Хорни, Фромм, Эриксон и др.), содержание главных понятий теории Фрейда при этом существенно изменились. Но все же представителей психоанализа объединяет признание позиции « сознательное-бессознательное».
Оценивая психоанализ Фрейда, нужно, прежде всего, помнить две вещи. Во-первых, во времена Фрейда психология делала свои первые шаги как наука. Во- вторых, эти первые шаги были сделаны именно в области подсознания (бессознательного).
Взгляды З. Фрейда вышли за границы психологии и наложили отпечаток на состояние развития разных форм культуры ХХ столетия. Созданное им направление положил основу психологической помощи человеку и тем самым утвердил психология как науку, которая имеет свою реальную практику.