какое вино пили мушкетеры дюма

Дюма, мушкетеры, анжуйское

какое вино пили мушкетеры дюмакакое вино пили мушкетеры дюмакакое вино пили мушкетеры дюма

Любовь французов вкусно поесть и хорошо выпить не могла пройти мимо внимания ее великих писателей – от Франсуа Рабле и Вольтера до Гюго и Дюма. Персонажи их произведений очень часто заняты именно этим. Возможно, наиболее ярко это показано в многочисленных и всемирноизвестных романах Александра Дюма

Большой кулинарный словарь

Эту книгу сам Дюма считал лучшей из им написанных и ценил ее больше, чем все свои приключенческие романы. Он говорил, что литература всю жизнь его разоряла, а гастрономия сделала состоятельным человеком. «Кулинарный словарь» Дюма (относительно недавно он издан на русском языке), и сегодня можно читать как увлекательную книгу, а по его рецептам готовить.

Вот несколько абзацев из книги, посвященные вину:

— Вино является частью любого застолья, в то время как мясо оказывается всего лишь материальной составляющей.

— За столом не стареют.

— Вино представляет собой интеллектуальную часть трапезы, а еда является лишь ее материальным наполнением.

В разделе «Словаря», посвященного вину, даются советы по содержанию погреба, выдержке вина в бочках, рекомендации по осветлению и розливу, и, наконец, рецепты фруктовых вин, а также вин с пряностями; там дается перечень рюмок и бокалов, которые должны быть поданы к столу. Дюма также советует иметь не менее 153 сортов вин для создания погреба серьезного и солидного человека.

Посещение России

Путешествуя по миру, он не смог не заглянуть и в Россию. В 1858 году. Это был способ спрятаться от кредиторов, постоянно разыскивающих его, распробовать кухню такой загадочной страны, и при этом не испытывать больших неудобств, поскольку в то время в высшем русском обществе практически все говорили по-французски.

Сам Александр Дюма всегда любил устраивать пышные празднества, был щедр к женщинам и друзьям, заказывал обеды в первоклассных ресторанах, а частенько и сам готовил. Вот как Жорж Санд описала один из его обедов:

«Весь обед, от супа до салата, приготовил папаша Дюма! Восемь или десять превосходных блюд. Пальчики оближешь. В общем, он очарователен». После обильного угощения к столу подали великолепно сваренный кофе и несколько бутылок коньяка. Это высказывание писательницы относится к 1866 году.

Подобные утверждения можно найти и в воспоминаниях его сына Александра, автора «Дамы с камелиями»: «Никогда никаких ликеров, он пил лишь подкрашенную красным вином воду и белое вино с сельтерской». По признанию самого писателя: «Я редко ругаюсь, мало пью и не курю. Из этого следует, что когда мне случается делать что-либо из этих трех вещей, запрещенных Божьими заповедями и церковью, я всегда перегибаю палку».

«Лучший способ увидеть будущее в розовом свете, это посмотреть на него через бокал Шамбертена».

О вине Монраше (Montrachet) из Бургундии он говорил, что «его следует пить, встав на колени и сняв шляпу». Или, например, он утверждал, что «на крыльях шампанского прилетает вдохновение».

Мушкетеры и вино

Д’Артаньян, потребляя большое количество алкогольных напитков, которыми его снабжал хозяин, галантерейщик Бонасье, предпочитал белое Анжуйское вино.

Портос всегда перед поединками пропускал пару бокалов вина, проявляя доблесть во славу короля. Раненый, он вылечивался вином, которое подавали на постоялом дворе Шантильон. Потом, в «Двадцать лет спустя», Портос хвалится собственным погребом, набитым хересом, «который так ценит Атос».

Арамис, избравший военную службу взамен священнослужительства, отпраздновал этот выбор четырьмя бутылками Бургундского вина со своим другом Д’Артаньяном, восклицая: «Пейте, черт возьми, пейте холодное, пейте много. ».

Атос, грустя во хмелю, пил испанское вино, чтоб утопить свою печаль. Забаррикадированный в погребе двора Амьянс, он опустошил за 15 дней 150 бутылок (!), тогда как его слуга по обыкновению пил прямо из бочки, иногда забывая ее закрывать. Или в другом месте: «Чтобы набраться сил, граф выпил чашку бульона и пригубил стакан со своим любимым старым, выдержанным анжуйским вином. »

Так о каких же винах пишет Александр Дюма в своих романах. Как это указывалось выше, он часто упоминает белые анжуйские вина. Возможно, они уступали по качеству бордоским, но и у них находилось немало ценителей. Например, Генрих Плантагенет, герцог Анжуйский, настолько любил местные вина, что, став в 1154 году королем Англии под именем Генриха II, он заставил пить анжуйские вина всех английских аристократов. У них стало хорошим тоном пить белые вина и клареты из родной провинции нового властителя. И эта мода продолжалась до XIII века.

Анжуйские вина очень легки, отличаются выраженным фруктовым вкусом.

В наше время среди их производителей выделяется знаменитый актер Жерар Депардье, в хозяйстве которого Шато де Тинье производятся хорошие образцы местного вина.

Конец пути

Источник

В чем нам «врал» Дюма-отец: вино в романе «Три мушкетера» (4)

какое вино пили мушкетеры дюма

Бахвальство. То, что простительно молодому д’Артаньяну, юноше из захолустного городка, из уст благородного графа де ла Фер звучит неожиданно. Видавший виды человек, не раз встававший со шпагой в руке против самой смерти и вдруг такая детская бравада. А она действительно совершенно детская! Почему?

Давайте вспомним предысторию этой подвальной пьянки графа! Четверка друзей выезжает из Парижа и скачет в Кале, чтобы переправиться в Англию и вернуть подвески королевы. И по дороге один за одним друзья попадают в различные ловушки кардинала, отставая и задерживаясь и в конечном счете до герцога Бэкингема добирается один только д’Артаньян. Но! Проследим, как развивались события.

какое вино пили мушкетеры дюма

Ришелье посчитал по пальцам и мысленно сказал себе:

Значит от замысла кардинала до бала должно было пройти максимум двенадцать дней, но сколько же времени пробыл Атос в погребе трактира?

какое вино пили мушкетеры дюма

Но, когда через сутки («На следующий день, на рассвете, они оказались уже в трех или четырех милях от берегов Англии») оставшийся один д’Артаньян добирается до герцога Бэкингема и тот, пересчитывая подвески, обнаруживает пропажу двух из них, он справляется о дате бала и молодой гасконец сообщает ему, что осталось всего пять дней.

«- Но на какой день назначен этот бал?

— На будущий понедельник.

— На будущий понедельник! Еще пять дней, времени более чем достаточно. «

Но давайте следить дальше за днями по событиям романа!

На третий день к одиннадцати часам утра подвески были готовы и наш герой отправился в обратный путь. На следующее утро он был в Сент-Валери, через четыре часа в Невшателе, потом Экуи, Понтуаз и в девять вечера «галопом влетел во двор дома г-на де Тревиля».

На следующий день д’Артаньян передаст подвески королеве и станет свидетелем похищения госпожи Бонасье, а потом, по совету де Тревиля, спасаясь от гнева кардинала Ришелье, покинет Париж во второй раз, снова направляясь той же дорогой в Кале, на поиски своих друзей.

какое вино пили мушкетеры дюма

Вечером того же шестого дня (десятого согласно подсчетам Дюма) д’Артаньян навестил Арамиса. И застал того за богословскими беседами с местным кюре и настоятелем монастыря. Вместе с ним они совершают обильное вечернее возлияние («Убирайтесь вы к черту с вашей латынью! Давайте пить, милый д’Артаньян, давайте пить, черт подери, давайте пить много, и расскажите мне обо всем, что делается там!») и утром седьмого дня («Около одиннадцати часов утра путники увидели Амьен, а в половине двенадцатого они были у дверей проклятого трактира.») гвардеец добирается до подвала, в котором пьянствует Атос.

какое вино пили мушкетеры дюма

Впрочем, чего не ляпнешь после недельного запоя, так что простим Атосу эту маленькую слабость.

Найдены возможные дубликаты

какое вино пили мушкетеры дюма

Лига историков

8K постов 35.3K подписчиков

Правила сообщества

— уважение к читателю и открытость

— регулярность и качество публикаций

— умение учить и учиться

— бездумный конвейер копипасты

— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

— простановка тега [моё] на компиляционных постах

— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)

— дискуссии на тему постов

— уважение к труду автора

— личные оскорбления и провокации

— неподкрепленные фактами утверждения

Для лиги алкоголиков ещё пойдет

какое вино пили мушкетеры дюма

Но мушкетеры и не были зрелыми людьми. Они были веселыми повесами, которые пробухивали всю зарплату за пару дней и постоянно дрались со всеми подряд. И лет им было не так что б много, в начале романа самому старшему, Атосу, всего 26.

какое вино пили мушкетеры дюма

я всегда воспринимал его слова как троллинг трактирщика у которого и так уже прединфарктное состояние было от мыслей о потерях

Французы любят приукрасить.

Простим им этакую блажь.

Атос всегда мастак был квасить,

Теряя счёт, впадая в раж.

Дюма-отец пером игривым

Сплетая нам романа ткань,

Мог посчитать немного криво

И путать с Монпелье Бретань.

какое вино пили мушкетеры дюма

Взять хотя бы лошадь, которую цыган обменял на шляпу. Ну, это примерно, как сейчас автомобиль на ходу на пиджачок из секонд-хенда сменять.

Да и весь сюжет, на минуточку:

И как вам это понравится?!

Отсюда и все остальные «нестыковки».

— О, боже мой, боже! — произнёс д’Артаньян, потрясенный страшным рассказом.

Д’Артаньян не в силах был продолжать этот разговор, он чувствовал, что сходит с ума. Он уронил голову на руки и притворился, будто спит.

— Разучилась пить молодёжь, — сказал Атос, глядя на него с сожалением, — а ведь этот ещё из лучших! —

это все, конечно, интересно, я прочла и предыдущие посты. но вот что меня всегда удивляло, это же насколько кому-то заняться нечем было, чтобы сидеть и искать такие огрехи в романе. ну нашел, ну молодец, и че? это художественная приключенческая литература, на достоверность в мелочах не претендующая. еще бы события анекдотов разоблачали, чесслово.

Не понимаю зачем обсуждать такие мелочи. Ну не использовали французы в своем лексиконе «+100500». Также считаю глупым предполагать, что Атос мог бы сказать, что он винища выжрал дохуища. Просто Дюма считал, что королевские мушкетеры вот именно так разговаривают. И вообще, разве они должны говорить только правду? Да и книга, сама по себе художественная, что и не подразумевает документальной, исторической точности.

Читать краткий пересказ романа и делать выводы гениально.

Долгие, нудные подсчеты ради того чтобы сделать вывод, что Атос был бухой и не так уж важно, что он в этом состоянии говорил.

12 литров пива выдул как то за вечер, ссаться бегал конечно знатно. Больше такие эксперименты не ставил.

Да, были люди в Дюмы время,

Не то, что нынешнее племя:

В памяти моей 18 литров легкого пива с 6 вечера до 8 утра. И бесконечные побеги поссать. Один раз было.

Но не помню, на каждого или на троих )

Как насчёт несахарного диабета? Моя норма 15 л воды в сутки, и это не самая крайняя стадия.

какое вино пили мушкетеры дюма

какое вино пили мушкетеры дюма

Трэнды сезона весна-лето

Пора приодеться и хвост распушить, Ваша милость!

какое вино пили мушкетеры дюма

Расскажите BLM про африканские корни Дюма, может отстанут

какое вино пили мушкетеры дюма

какое вино пили мушкетеры дюма

какое вино пили мушкетеры дюма

Французская киностудия Pathe готовит новую экранизацию «Трёх мушкетёров»

какое вино пили мушкетеры дюма

Постановкой займется Мартен Бурбулон, снявший комедию «Развод по-французски» и историческую мелодраму «Эйфель»

Фильм будет состоять из двух частей — «Три мушкетера — Д’Артаньян» и «Три мушкетера — Миледи».

Работать над обоими фильмами будут одновременно, их съемки во Франции запланированы на лето 2021 года.

Бюджет фильма составит 60 миллионов евро или 73 миллиона долларов.

какое вино пили мушкетеры дюма

Как на самом деле выглядели герои фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»?

какое вино пили мушкетеры дюма

Музыкальная комедия «Д’Артаньян и три мушкетера», снятая Георгием Юнгвальд-Хилькевичем по роману Александра Дюма-отца, стала настоящим советским хитом. Конечно, после премьеры в 1979 году в восторг пришли не все, слишком уж глупыми показаны антагонисты благородной четверки королевских мушкетеров – гвардейцы кардинала. Но актерская игра вкупе с работой художников была настолько талантлива, что кажется, будто именно так и выглядели Анна Австрийская и герцог Бекингем, Людовик XIII и кардинал Ришелье, Де Тревиль и Миледи. Роман Дюма «Три мушкетера» был основан на событиях, которые писатель почерпнул из различных мемуаров. Реальные прототипы были у графа Рошфора и Миледи, Д’Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса, была и история с подвесками – правда, неразлучную четверку Дюма все-таки придумал.

какое вино пили мушкетеры дюма

До наших дней дошло несколько портретов Анны Австрийской, на которых лицо королевы различается не сильно. Это дает надежду на то, что мы можем судить о ее настоящем, а не приукрашенном образе. Несколько портретов, как и фрагмент того, что мы взяли для сравнения, написал Питер Пауль Рубенс. Королева слыла красавицей, действительно состояла в переписке с герцогом Бекингемом, отказала в любви Ришелье и имела связь с Мазарини. В картине Юнгвальд-Хилькевича роль Анны Австрийской досталась великолепной Алисе Фрейндлих.

какое вино пили мушкетеры дюма

И снова фрагмент портрета Рубенса, на котором запечатлен Джордж Вильерс, первый герцог Бекингем. Титул герцога Бекингема был дарован дворянину королем Англии и Шотландии Яковом I, фаворитом которого был Вильерс. Под опекой своего венценосного любовника он сделал головокружительную карьеру, а вот любовной связи с Анной Австрийской, судя по всему, не было. Бекингема винили в неудачной внешней политике Англии, войнах с Францией и Испанией. В конце концов его действительно зарезал Джон Фельтон, так карикатурно показанный в советской картине. Роль страстного и ветреного герцога в фильме сыграл Алексей Кузнецов.

какое вино пили мушкетеры дюма

Одним из самых ярких персонажей картины Юнгвальд-Хилькевича стал кардинал Ришелье. Изначально на эту роль планировался Михаил Козаков, но на кинопробах Борис Клюев, сыгравший в итоге графа Рошфора, попросил Александра Трофимова подыграть ему. Актер сыграл настолько хорошо, что был тут же утвержден на роль. На первом фото мы видим портрет Армана Жана дю Плесси, герцога де Ришелье – кардинала Римско-католической церкви и талантливого государственного деятеля, возглавлявшего правительство Франции более 20 лет, до своей смерти. Автор – Филипп де Шампань.

какое вино пили мушкетеры дюма

У короля Франции Людовика XIII Справедливого было много портретов. Слева – фрагмент портрета работы Филиппа де Шампаня. Больше, чем управление государством, короля интересовали охота и музыка. Кстати, Людовик XIII был автором Мерлезонского балета, который упоминается в фильме. Он придумал и музыку, и постановку, и хореографию, и даже эскизы костюмов и декораций. Балет повествовал об излюбленном занятии короля – охоте на дроздов. Сам Людовик исполнял две небольшие роли – торговки приманками и крестьянина. В картине «Д’Артаньян и три мушкетера» в короля Франции перевоплотился Олег Табаков.

Люси Карлайл, «Миледи»

какое вино пили мушкетеры дюма

Исследователи склоняются к тому, что у фурии на службе Ришелье – в романе она имеет много имен (Миледи, леди Винтер, графиня де Ла Фер, Шарлотта Баксон и другие) – был реальный прототип. И звали ее Люси Хэй, графиня Карлайл. Некоторое время у нее была связь с бисексуальным Бекингемом, однако герцог бросил ее, и Люси Карлайл из ревности стала агентом кардинала Ришелье. Слева – портрет кисти Антониса Ван Дейка, справа – Миледи в исполнении Маргариты Тереховой.

какое вино пили мушкетеры дюма

Жан-Арман дю Пейре, граф де Тревиль, был капитан-лейтенантом королевских мушкетеров. Он родился в Беарне и предпочитал набирать в роту своих земляков – беарнских и гасконских дворян. Среди них были его кузены Анри д’Арамиц и Арман д’Атос, Исаак де Порто, а также прототип Д’Артаньяна – Шарль де Батц де Кастельмор, действительно дослужившийся до капитана королевских мушкетеров при Людовике XIV. Облик де Тревиля известен нам благодаря портрету кисти братьев Луи и Матье Ленен. В фильме его сыграл Лев Дуров. К сожалению, до нас не дошли портреты Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна.

какое вино пили мушкетеры дюма

Санитары кардинала

Молодой амбициозный выпускник школы фельдшеров д’Артаньян покинул родной дом и отправился в закрытый на карантин Париж, надеясь устроиться в инфекционную больницу и помогать в борьбе с коронавирусом. В пути, он сталкивается с доктором Рошфором, приближённым министра здравоохранения Франции, кардинала Ришелье и за отсутствие маски, тот отнимает у него карантинный пропуск.

Тайно проникнув в Париж, д’Артаньян не видит иного выхода, как проситься в Академию альтернативной медицины и встречается с космоэнергетом де Тревилем. Тот отказывает д’Артаньяну в членстве, пока юноша не заслужит признания среди народонаселения и отправляет его достигать рубинового уровня в Гербалайф.

Ходя по семинарам и тренингам, д’Артаньян случайно оскорбляет своим медицинским образованием, одного за другим, трёх опытных гомеопатов – друзей Атоса, Портоса и Арамиса – и получает от всех троих вызовы на Малахов +.

Но запись передачи, но которую он явился в полдень того же дня, на пустыре за Останкино, была прервана появлением санитаров кардинала Ришелье, которые хотели арестовать четвёрку за нарушение указа о запрете сьёмок Малахов +.

В ответ, д’Артаньян и три его соперника объединились и побили санитаров кардинала, став после этого коллегами и друзьями. Кардинал Ришелье пожаловался на беспредел гомеопатов королю, Людовику XIII, тот выступил с официальным осуждением альтернативной медицины, но втайне записался на приём к де Тревилю, чтобы почистить шлаки и чакры.

Д’Артаньян нанял специалиста по сыроедению Планше и поселился в доме убеждённых антипрививочников Бонасье и его жены Констанции, в которую вскоре влюбился. Констанция служит камеристкой королевы Анны Австрийской, которая соперничает с кардиналом за влияние на короля, предлагая супругу натирание мозолей лягушачьими шкурками, вместо лазерной микрохиругии.

Королева на свидании показала безнадёжно влюблённому в неё английскому министру герцогу Бекингему фальшивые справки о прививках, (она была убеждённой антипрививочницей) и нечаянно забывает среди его вещей. Кардинал, узнав об этом от шпионов, решает скомпрометировать королеву: он уговаривает короля устроить дворцовую диспансеризацию, на которой вскроется отсутствие прививок у королевы, что опозорит её перед всей, сидящей на карантине Францией.

Вдобавок, агент кардинала, Миледи, отправляется в Англию, чтобы похитить справки, но ей удаётся выкрасть только две, о чумке и псориазе.

Королева в отчаянии делится своей проблемой с Констанцией. Констанция рассказывает об этом Д’Артаньяну, и тот, из-за любви к ней, готов отправиться в Лондон, чтобы спасти честь королевы. Атос, Портос и Арамис при содействии де Тревиля получают пропуски в карантинную зону и возможность сопровождать Д’Артаньяна.

Под видом китайских докторов, они едут через всю Европу, прорываясь через медицинские кордоны и прочие ловушки устраиваемые кардиналом. Во время путешествия, один за другим, гомеопаты остаются открывать чакры в домах престарелых, охотиться за пиявками и общаться с духами в Чернобыльской зоне. Лишь Д’Артаньян добирается до Ла-Манша и плывёт в Лондон.

Там он встречается с Бекингемом и забирает у него справки, (украденные Миледи подделывает фальшивомонетчик графа) и возвращает их обратно в Париж. Королева успешно проходит диспансеризацию и никто не узнаёт, что у неё нет прививок.

Тем временем, король начинает блокаду мятежной крепости Ла-Рошель, где окопались последние больные, не верившие что коронавирус отступает и не желающие выходить из карантина. Их бы и не блокировали, но у них оказались все запасы странного русского слова gretchka, из-за чего Российская империя пригрозила санкциями и потребовала изъять и уничтожить контрабанду.

Три гомеопата и д’Артаньян, теперь дипломированный гомеопат, проявляют чудеса находчивости и героизма, по одному убеждая жителей Ла-Рошель не просто выйти из карантина, но и приобрести стартовый набор чаёв для похудания.

Тем временем, Миледи проводит диверсии, распыляя на улицах крепости раствор хлорки и тайно подмешивая антибиотики в утренний кофе ларошельцев.

Подавившийся привкусом доказательной медицины, во время завтрака, Атос узнаёт почерк бывшей жены и с друзьями вычисляет Миледи. Они ловят её и отправляют на принудительный курс астрологии, где ей, в конце концов, сломают её упрямую козерожью сущность, не желающую принимать пиявок, как средство от псориаза.

Там Миледи встречает Констанцию и когда та засыпает, вероломно ставит ей прививку от туберкулёза. На утро девушка обнаруживает у себя это клеймо и не вынеся позора, умирает. На поднявшемся хайпе зарождается парижский видеоблогинг, а движение антипрививочников – мемасные фоточки для палаточного лагеря у стен Минздрава.

Д’Артаньян и три гомеопата похищают Миледи и приговаривают к казни. Лилльский палач, чей брат тоже умер после прививок, приводит приговор в исполнение и публично подал в суд на врачей-убийц.

Гомеопаты ожидали громкого процесса, но кардинал Ришелье, охренев от происходящего, сказал: «Аller dans le cul!» и подал в отставку. Д’Артаньян стал советником короля и по цвету содержимого королевского горшка определял, каких витаминов не хватает светлейшей особе. Портос женился на богатой вдове и раз в неделю заряжал воду горловым пением, а Арамис стал веганом. Атос продолжал служить гомеопатии ещё очень долго, но получив наследство, заморозил своё тело до тех пор, пока не изобретут лекарство от старости.

Прост друг поделился, как они в чате креативили на тему короновирусных версий названий фильмов, типа: «Москва в COVID не верит» и «300 карантинцев», мне в голову пришла фраза «санитары кардинала!»

Источник

Вино в мушкетерской трилогии ч.1

В этой статье подытоживаются упоминания о вине в мушкетёрской трилогии, узнать о вине в трилогии «трех Генрихов и одного Шико» можно в соответствующем разделе.

Замечание первое и последнее. Важное.

1. Есть вино эпохи описываемых событий.

2. Есть вино, имевшее честь быть употреблённым г-ном Александром Дюма в XIX веке.

3. Также, сейчас вы можете приобрести во Франции, Испании и иных странах или в месте своего проживания вино, именующееся анжуйским, бургундским, хересом, малагой и т.п. (см. этикетку).

Эти три категории вина имеют мало общего как с точки зрения процесса изготовления, так и с точки зрения ценности, цвета, послевкусия и так далее.

«Три мушкетера»

Часть I.

Опускаю упоминание о вине в главе I, ибо оно входит в состав бальзама д’Артаньяна и происхождение его неизвестно; здесь это продукт брожения винограда и не более. )

Вино, опять же без упоминания региона, встречается в главе VII:

«Случалось, в самый разгар пира, когда все в пылу беседы, возбужденные вином, предполагали еще два, если не три часа просидеть за столом, Арамис, взглянув на часы, поднимался и с любезной улыбкой на устах прощался с присутствующими…»

Отсюда уже можно предположить, что Арамис – самый малопьющий из всей четвёрки. И это правда.

В главе IX появляется, наконец, некая конкретика:

«— Планше, — сказал д’Артаньян, обращаясь к своему слуге, который, приоткрыв дверь, просунул в щель голову, надеясь уловить хоть отрывки разговора, — спуститесь вниз к владельцу этого дома, господину Бонасье, и попросите прислать нам полдюжины бутылок вина Божанси. Я предпочитаю его всем другим».

Через несколько строк:

«— Дело неплохое, — сказал Атос, с видом знатока отхлебнув вина и кивком головы подтвердив, что вино хорошее».

«Будь вино плохое, начальник стражи, быть может, усомнился бы в искренности д’Артаньяна, но вино было хорошее, и он поверил».

Божанси (Beaugency) – это восточная Луара, то есть вино можно отнести к семейству анжуйских вин. Оно могло быть красным, розовым или белым, но наиболее популярно именно белое. Вина из-под Орлеана (а Божанси находится в 25 км от Орлеана), по свидетельству Мандру (спасибо LS за наводку!) во времена д’Артаньяна входили в тройку лучших, наряду с бургундскими и винами Иль-де-Франса. Во времена Дюма ситуация изменилась: в «Кулинарном словаре» вина Божанси записаны лишь в ординарные.

Далее мушкетёры пьют, без указания места происхождения вина, по дороге в Лондон, д’Артаньян также пьёт в главе XXIII, когда пропадает г-жа Бонасье, и мы понимаем, что здесь сорт как раз и не важен.

Арамис в главе XXVI, наконец-то понимает, что мир – это не склеп и требует четыре бутылки старого бургундского:

«Спроси шпигованного зайца, жирного каплуна, жаркое из баранины с чесноком и четыре бутылки старого бургундского!»

Чёрт возьми, весь этот набор мне чрезвычайно по душе. У аббата губа не дура. Бургундское уже в те времена было безоговорочным лидером среди французских вин. Дюма неоднократно упоминает в своих произведениях, что только бургундское является вином для настоящих мужчин (в противовес бордо, например). Единственное, что меня смущает — это то, что вино старое. Даже в XVIII веке вино считалось испорченным после пяти-шести лет хранения (Фернан Бродель, «Структуры повседневности»). В знаменитой французской «Энциклопедии» XVIII века также говорится, что вина, хранящиеся дольше четырёх-пяти лет, могут считаться испорченными. Вообще в те времена вопрос о выдержке вин вставал очень редко: большинство виноделов владели очень небольшими погребами, которые надо было опустошить к следующему урожаю, поэтому вина продавались так быстро, как только возможно. Какие-то сорта вин хранятся лучше, какие-то хуже. И в тех редких случаях, когда вино выдерживалось перед продажей, это почти всегда делал виноторговец. Выдержанные старые вина начали приобретать популярность лишь на рубеже XVIII и XIX веков. Но не будем обвинять Дюма в анахронизме – быть может Арамис провидел будущее и был одним из первых ценителей выдержанных напитков. )

А вот, что тем временем происходит в Амьене:

«— Если еще осталось вино, — раздался насмешливый голос Атоса».

Мы узнаём, что Гримо хорошо вымуштрован, и пил из бочки, а не из бутылок. И читатель вполне осознаёт коварство писателя, который не упоминает, с какого такого вина Атос поведал своему другу д’Артаньяну историю миледи. Вполне вероятно, что виной всему было не качество, а количество… Впрочем, в следующей главе есть намёк, что это было бургундское:

«Прежде всего, оно было сделано человеком совершенно пьяным человеку пьяному наполовину; и тем не менее, несмотря на тот туман, который плавает в голове после двух-трех бутылок бургундского, д’Артаньян, проснувшись на следующее утро, помнил каждое слово вчерашней исповеди так отчетливо, словно эти слова, одно за другим, отпечатались в его мозгу».

Далее (глава XXVIII) – пунктиром – Арамис упоминает, что напоил кюре и иезуита (надеюсь, не бургундским). В Кревкере же Атос закупает некое испанское вино, («шестьдесят бутылок которого Атос велел погрузить в фургон слуг»), и в дальнейшем граф будет цедить его почти до конца романа. Портос заставляет друзей есть конину под отборное, но безымянное вино. Сомнительная для гурмана трапеза!

Часть II.

В главе I д’Артаньян пьёт с лордом Винтером опять же испанское вино. Я очень уважаю, скажем, вина региона Риоха, но гасконец на редкость не патриотичен. Хотя Риоха ближе к Гаскони, чем та же Бургундия или Божанси.

«Он тоже выпил полстакана этого вина, которое здесь так берегли, и узнал в нем отвратительный монрейльский напиток, вызывающий ужас у людей с тонким вкусом».

На форуме уже всесторонне обсуждён данный момент. Резюмирую: в те времена вина региона Иль-де-Франс (а Монтрейль в двух шагах от Парижа) ценились, во времена Дюма – уже нет. То ли это анахронизм, коими часто грешил Дюма, то ли попытка писателя показать чрезвычайную скаредность мэтра Кокнара, покупающего даже на такие праздники дешёвый уксус.

Кстати, в «Двадцать лет спустя» в том переводе, которым я располагаю, вино становится монТрейльским, но остаётся отвратительным. ) К XIX веку Монтрейль был знаменит своим фарфоровым производством, но никак не вином (см. Гюго, «Отверженные»). В качестве дополнительной информации, не имеющей отношения к теме: возле Монтрейльских ворот находится один из наиболее знаменитых блошиных рынков современного Парижа.

Впрочем, я отвлёкся. IV глава. Д’Артаньян опять изменяет своим анжуйским вкусам.

«— С большим удовольствием! — ответил д’Артаньян. — Мы давно уже не видели приличного обеда. К тому же мне предстоит сегодня вечером довольно рискованное предприятие, и признаться, я не прочь слегка подогреть себя несколькими бутылками старого бургундского».

В главе X Атос продолжает маленькими глотками допивать бутылку испанского вина. Как средней руки любитель вин, могу сказать, что так пьют только напиток, который ОЧЕНЬ нравится. Алкоголики так не пьют. )

Глава XII. «Анжуйское вино».

«Господа Атос, Портос и Арамис устроили у меня пирушку и славно повеселились, но при этом так нашумели, что комендант, человек очень строгий, заключил их под стражу на несколько дней. Тем не менее я выполняю данное ими приказание и посылаю вам дюжину бутылок моего анжуйского вина, которое пришлось им весьма по вкусу. Они просят вас выпить это вино за их здоровье».

Далее анжуйское вино называется в тексте «чудесным», «слабеньким вином с анжуйских виноградников», мы узнаём, что Атос предпочитает его всем прочим, « когда у меня нет ни шампанского, ни шамбертена». А Портос тут же называет д’Артаньяна лакомкой. То есть вино не самое плохое. ) Рискну предположить, откуда у гасконца любовь к анжуйским винам (вспомним его пристрастие к вину Божанси того же региона в самом начале романа). Причина, как мне кажется, в вине из винограда сорта сюрен, произраставшего в окрестностях Вандома (не путать с похожей по произношению деревней под Парижем). В своём кулинарном словаре Дюма пишет, что «Этот виноград даёт очень приятное белое вино, которое гурманы держат в своих погребах. Генрих IV привозил это вино ко двору, находя его очень хорошим. Так что во время правления этого монарха все пили вино из винограда сюрен». Получается логическая цепочка: отец д’Артаньяна был современником Беарнца, сам попивал модное «слабенькое вино с анжуйских виноградников», а потом познакомил с ним и сына. Откуда ещё у восемнадцатилетнего гасконского юноши, неопытного по части вин, могли взяться такие пристрастия, как не от отца?

Теперь об Атосе. По его словам вот тройка лидеров: шампанское, шамбертен и анжуйское. Позвольте, а где испанское вино, которое он (и не только он) последовательно употребляет на протяжении всего повествования? Шамбертен – продукт верхней Бургундии, красное вино, которое ценилось всегда и во все времена. Тут вопросов нет. Но ставить первым шампанское? Речь не идёт не о нынешнем шампанском, с пузырьками, а о вине географического региона Шампань. Шампанские вина в те времена, согласно Мандру, в лучшем случае входили в десятку. Неясно, что хотел показать здесь Дюма, говоря о пристрастии графа к продукции шампанских виноделов…

Осадок от отравленного вина сказался, и четыре друга вспоминают о вине лишь в главе XVI. Бастион Сен-Жерве. Итак,

«Дело оказалось не таким прибыльным, как трактирщик думал сначала, но он наверстал свое, всучив четырем участникам завтрака две бутылки анжуйского вина вместо шампанского».

Мы понимаем, что тогда шампанское ценилось выше анжуйского, по мнению Дюма. ) Подмену обнаруживает Атос в следующей главе и ругает трактирщика. Почему? Только что он говорил, что пьёт анжуйское за неимением шампанского. Граф непоследователен в своих пристрастиях. Как бы то ни было, мушкетёры вино пьют, трактирщик, кажется, не наказан. Наверное, анжуйское оказалось неплохим. )

Знаменитая фраза Атоса

«…никогда будущее не представляется в столь розовом свете, как в те мгновения, когда смотришь на него сквозь бокал шамбертена».

– из главы под номером XVIII. Ни добавить, ни убавить. Шамбертен, зараза, действительно хорош, но недёшев. Всего восемь вин субрегиона Кот-де-Нюи имеют право писать на своей этикетке слово «шамбертен». Это вино предпочитал прочим Наполеон. Наверное, будущее также представлялось ему в розовом свете… Имейте в виду – шамбертен склонен к обману!

Неожиданно в главе XXI кардинал застаёт наших героев за интересным занятием.

«Трое остальных были заняты тем, что снимали смолу с горлышка огромной, оплетенной соломой бутыли колиурского вина; это были слуги наших молодых людей».

Колиур – городок в Русильоне, известен своими прекрасными (для этого региона) сухими красными винами со времён римлян. Правда, буквально на этой же странице Русильон превращается в Бордо (хоть и недалеко, но неправильно):

«— Бедные глупцы! — заметил Атос, осушая стакан превосходного бордоского вина, которое хотя и не пользовалось в то время такой доброй славой, как теперь, но заслуживало ее не меньше нынешнего».

Ага! Дюма возлагает на графа де ла Фер обязанности почти что сомелье. ) Атос признаёт превосходным (щёлкает языком двумя строчками ниже) вино, которое стало считаться более-менее приличным лишь во времена Дюма. Правда, чуть ниже, Гримо запивает этим вином бумажку по приказанию Атоса. Фи…

Многодневное заключение миледи. Опять нам попадается некое испанское вино, которое пьёт пленница в первый день, после чего к ней возвращается «вся её решимость». Согласен. Всё, что содержит виноград сорта Темпранильо рекомендую тем, кто теряет решимость. ) На второй день заключения лорд Винтер догадывается, что

«…должно быть, мое испанское вино бросилось вам в голову. Впрочем, не волнуйтесь: такое опьянение неопасно и не приведет к пагубным последствиям».

Как вы знаете, он жестоко ошибался. Англичане всегда недооценивали вино.

В главе XXX д’Артаньян собирается выпить стакан неизвестного вина в Аррасе, но узнаёт Рошфора в проезжающем всаднике, в XXXIII главе миледи потчует г-жу Бонасье опять же испанским вином, и из человеколюбия позволяет бедняжке закусить:

«Миледи знаком пригласила ее сесть за стол, налила ей рюмку испанского вина и положила на тарелку грудку цыпленка.

— Смотрите, как все нам благоприятствует! — заметила она. — Вот уже темнеет; на рассвете мы приедем в наше убежище, и никто не догадается, где мы… Ну полно, не теряйте бодрости, скушайте что-нибудь…

Госпожа Бонасье машинально проглотила два-три кусочка и пригубила вино.

— Да выпейте же, выпейте! Берите пример с меня, — уговаривала миледи, поднося ко рту свою рюмку».

Чуть позже в вино добавляется яд:

«Вдруг она остановилась, глаза ее сверкнули недобрым огнем; она подбежала к столу и высыпала в рюмку г-жи Бонасье содержимое оправы перстня, которую она открыла с удивительной быстротой.

Это было красноватое зернышко, которое сразу же растворилось в вине.

Потом она твердой рукой взяла рюмку и сказала:

— Пейте, это вино придаст вам силы! Пейте!

И она поднесла рюмку к губам молодой женщины, которая машинально выпила.

«Ах, не так мне хотелось отомстить! — сказала про себя миледи, с дьявольской улыбкой ставя рюмку на стол. — Но приходится делать то, что возможно».

Как я понял из этой фразы, миледи сожалеет о том, что для мести пришлось воспользоваться именно испанским вином.

И, наконец, мы застаём Атоса в заключительной главе – правильно – за стаканом столь популярного в книге испанского вина (Лелуар и для сравнения Кусков)):

«Действительно, в тот же вечер д’Артаньян отправился к Атосу и застал его за бутылкой испанского вина — занятие, которому Атос неукоснительно предавался каждый день».

Кстати, не факт, что здесь речь о том самом вине, шестьдесят бутылок которого он вывез из Кревкера. Вообще, количество упоминаний в «Трёх мушкетёрах» об испанских винах зашкаливает. Итальянское вино, согласно Броделю, было, например, более популярно в те времена, чем испанское, но о нём в книге нет ни слова. Что же это за испанское вино такое, которое не прочь употребить все: от лорда Винтера до Атоса? Это могли быть как крепкие малага, мадера или херес, обязанные своей популярностью англичанам, так и аликанте, беникарло, пакарет, рота, оливенц, вальдепеньяс и прочие (взято из кулинарного словаря Дюма). Точных отсылок к сорту в первой книге трилогии нет. Но в дальнейшем Дюма частично восполнит этот недостаток, и некоторые из испанских вин мы увидим на сцене.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *