какое вино используют в церкви для причастия

Какое вино используют в церкви для причастия – требования и советы по выбору

Для проведения Таинства Причастия в Русской Православной церкви используется вино, которое называется кагор. Этот напиток символизирует кровь Иисуса Христа, которую он пролил на Голгофском кресте, чтобы спасти человечество от грехов. Участие в Евхаристии считается обязательным для каждого христианина, так как без этого невозможно приобщиться к Церкви. К вину для причастия предъявляются определенные требования.

Требования к вину для причастия

Единственным напитком, который используется для проведения обрядов в православной церкви, является кагор. Священнослужители не запрещают пить такое вино даже во время Великого поста, однако в небольших количествах и исключительно в воскресные дни. По прошествии сорокадневного поста христиане принимают хлеб и вино во время Таинства Причастия, которые символизируют тело и кровь Иисуса Христа.

Само слово «кагор» пришло в русский язык из Франции, поскольку там подобные вина называют похожим словом. Первые упоминания о кагоре встречаются в летописях, датированных 13-м веком. Согласно историческим данным, этот напиток впервые стали изготавливать на правом берегу реки Лот, однако современный кагор, который используется для Причастия, сильно отличается от этих французских вин.

Когда в России стали производить алкогольный напиток, неизвестно, однако существует несколько версий появления кагора. По одной из них, транспортировка вин из Греции и Франции для церковных нужд обходилась казне очень дорого, поэтому было принято решение наладить собственное производство кагора.

В Библии говорится, что Иисус Христос сравнивал себя с виноградной лозой, а Бога-Отца с виноградарем. Первое чудо, которое совершил Спаситель на земле, также связано с виноградным вином, в которое он превратил обыкновенную воду. Потому этому напитку уделяется особое внимание в православии, и предъявляются определенные требования к изготовлению кагора, который может быть использован для Таинства Причастия.

Сырье

Церковное вино для Причастия должно изготавливаться исключительно из натурального виноградного сока. Не допускается добавление спирта, подсластителей и разных ароматизаторов. Изготавливают кагор из таких сортов винограда, как каберне совиньон, морастель, саперави. После дробления гроздей получается мезга, которую немного нагревают для лучшего процесса брожения. Когда брожение завершится, напиток выдерживают на протяжении 2-3 лет.

какое вино используют в церкви для причастия

Настоящий кагор имеет красный цвет — это символизирует кровь Христа, пролитую им на кресте Голгофы за грехи всего человечества. Поэтому на Причастии в православной церкви не используется вино, имеющее розовый, белый и любой другой оттенок, кроме красного.

Примечательно, что Римо-Католическая церковь не запрещает применение белого вина на Таинстве Причастия, а в греческих храмах смешивают красные и белые вина для придания напитку более нежного вкуса.

какое вино используют в церкви для причастия

Контроль качества

Православная церковь постоянно следит за качеством вина, используемого в богослужениях, за это отвечает специальный человек. Некачественный кагор, который взяли для проведения Таинства, в древние времена мог стать причиной лишения священнослужителя, отвечающего за контроль качества, сана.

В церковной практике существуют следующие критерии, которым должно соответствовать вино:

какое вино используют в церкви для причастия

Изготовление православными

Церковные священнослужители отдают предпочтение вину, которое изготавливалось верующими людьми. В этом случае высока вероятность, что напиток произведен с учетом всех требований православной церкви. В некоторых приходах есть специальные люди, которые занимаются приготовлением церковного напитка, используя для него исключительно виноградный сок. Срок хранения такого кагора меньше, чем у магазинного, однако качество в несколько раз выше.

какое вино используют в церкви для причастия

Итоговые необходимые параметры

Проанализировав предъявляемые к церковному вину требования, можно выделить несколько параметров, которым должен соответствовать кагор:

какое вино используют в церкви для причастия

Дополнительные советы по выбору

Если приготовить самостоятельно церковное вино для Евхаристии и других религиозных обрядов нет возможности, при покупке кагора стоит обратить внимание на следующие моменты:

Не стоит также приобретать кагор для церковных богослужений в картонных пачках.

Источник

Вино причастия: почему в православной традиции используют только кагор

какое вино используют в церкви для причастия

Причины, по которым православные христиане используют для причастия красное вино следует искать в Евангелии, где Христос сам сравнивал себя в виноградной лозой, а Бога-Отца – с виноградарем. «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь» (Ин. 15:1).

Первое чудо, которое Христос совершил в Кане на свадебном пиру – это превращение обычной воды в превосходное вино. Он же установил и само Таинство Причастия на Тайной Вечере, обмакнув хлеб в вино и дав отведать каждому из апостолов.

Христос пил кагор?

Узнать какое именно вино пил Христос с апостолами на Вечере сейчас невозможно, но известно, что традиции виноделия в Иудее были древними. Богослов из Сан-Франциско, Дэниэл Кендалл, и ученый-антрополог Патрик МакГоверн из Пенсильванского университета считают, что в древности евреи, в отличие от своих соседей, пили довольно крепкие, концентрированные и сладкие вина.

В Ветхом Завете есть строки, в которых столица Иудеи сравнивается в блудницею: «Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою» (книга Исайи.1:22), что говорит о том, что иудеи не разбавляли вино. Очень часто в библейские времена в него добавляли травы, сухофрукты, мёд, специи и даже смолу, чтобы оно дольше хранилось. В 2013 году возле Нахарии были найдены остатки вина, смешанного с мёдом, кедром, мятой, смолой и корицей. Известен случай, когда в одном из древних городов Израиля был найден сосуд с надписью, что в нем хранилось вино, сделанное из черного изюма. Это значит, что вино было не только концентрированным, но и весьма сладким и темным по цвету, то есть очень похожим на современный кагор.

Зная все это, легко себе представить то темное, ароматное, напитанное южным солнцем, густое, темное вино, в которое Христос погрузил хлеб, говоря при этом: «..сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается»(Лк. 22:20).

Поэтому вполне закономерно, что православные христиане причащаются красным, сладким вином. В некоторых других христианских церквях это считают необязательным и причащают в том числе и светлым сухим вином.

Для России – только кагор!

После крещения Руси Владимиром дорогое вино для церковных нужд завозилось из других стран, сначала из Византии, затем – из Франции, из Италии и даже из Испании. В первый раз о кагоре, как о вине причастия, русские летописи пишут уже в XIII веке, а название происходит от названия французского местечка Kahor, где в средние века на берегу реки производились самые дорогие вина. Решение Собора 1551 года предписывало употреблять для церковного таинства итальянское «фряжское» вино.

Поскольку в стране отсутствовало оперативное транспортное сообщение и приходилось преодолевать огромные расстояния, часто возникали проблемы с хранением сухих европейских вин. – они скисали, превращаясь в уксус. Поэтому, предпочтение было отдано винам с более высоким содержанием спирта – креплёным, т.к они без проблем выдерживали длительную транспортировку.

Только в начале XVII века на юг России была завезена виноградная лоза из Закавказья. Русские монахи начали ее выращивать, собирать виноград и делать свое вино. Известно, что русский кагор настолько понравился знати, что уже 1613 году царь Михаил Федорович приказал поставлять его к царскому столу, ведь такое вино употреблялось не только для Евхаристии, но и подавалось по праздникам.

Именно с XVII века кагор распространился по Руси как вино, тесно связанное с церковными таинствами, и поставлялся во все храмы и монастыри. Разумеется, от европейского вина русский кагор отличался как сортом винограда (в России его делали из сортов Саперави и Каберне), так и технологией приготовления.

Для Таинств нужен «правильный» кагор

С 1699 года в Служебниках священников стало печататься так называемое «Известие поучительное», описывающее должное приготовление священника в различным видам богослужения. В нём совершенно точно описывается, какое именно вино пригодно для Евхаристии: оно обязательно должно быть виноградным, неразбавленным, без добавок, иметь чистый, ясный вкус и быть «к питию приемное»; испорченное, скисшее или мутное вино к причастию было не годно.

Однако в тяжелые времена церкви случалось и отступать от правила причащать православных христиан хлебом и вином – бывало, что вина просто не было. Например священномученик патриарх Ермоген в Смутное время разрешил совершать Евхаристию вишневым соком. В революционную разруху ради решения этого вопроса были специально созваны заседания Отдела о Богослужении и Совет епископов, которые разрешили в исключительных случаях при отсутствии вина совершать Евхаристию «на некоторых ягодных соках». Это решение пригодилось во время блокады Ленинграда, когда службы в храмах велись каждый день, и вместо вина прихожан причащали жидким клюквенным морсом, а просфоры делались из пайков священников.

Кагор бывает разный

Параллельно с использованием российского вина на Русь продолжали завозить и европейские вина. И примерно к XIX веку в стране сложилось преставление о кагоре, как об исключительно церковном вине, которое употребляли для таинств, праздничных застолий и даже для лечения разных болезней.

Сейчас кагор в РФ производят из винограда сортов Саперави и Каберне-Совиньон, а также Мальбек и Морастель. Содержание сахара в ягодах винограда должно быть на уровне 22–25%. У каждого производителя – свои секреты, своя рецептура, например, на Кавказе давленый виноград выдерживают в тепле сутки, чтобы аромат ягод полностью передался будущему вину, а в Крыму к виноградной мезге примешивают особое виноградное бренди и только потом выдерживают до готовности.

Если верить прихожанам, сейчас московские храмы предпочитают использовать для причастия испанский кагор Altra Terra, в Сибири любят «Маcсандру» и «Фанагорию», а лучшим кагором считается греческий Nama Byzantino – именно его поставляют в афонские монастыри и в Иерусалим.

Источник

Какое вино используют в церкви для причастия

Кратко о технологии приготовления сладкого вина

Красное вино приготовляется из сока чёрного винограда. Оно содержит сильные антиоксиданты, которые являются не только противовоспалительным средством, но и помогают разжижению тромбов. Кроме того, в виноградной кожице содержится Tyrosol (тиросол), очищающий артерии от бляшек. Перебродивший виноградный сок содержит кладезь витаминов и минеральных веществ. Сладкое вино производится следующим образом. После сбора винограда прессом выжимают сок, который называется суслом. Сусло имеет следующие главные составные части: 1) вода, 2) сахар, 3) кислоты, 4) минеральные вещества, 5) соли органических кислот, 6) красящие вещества. Главными составными частями являются сахар и вода, а все остальные вещества находятся в самом незначительном количестве в сусле, хотя именно они в основном придают напитку характер вина. Мы не будем объяснять здесь взаимодействие этих составных элементов сусла, а проследим только за теми превращениями, которые совершаются с главным элементом сусла – сахаром.
Обычно хорошее сусло содержит: 20% сахара, 75% воды и только 5% других веществ (их около 30). Эти значения, разумеется, постоянно колеблются, в зависимости от сорта винограда, географическому и климатическому положению виноградника и вообще от многих других причин. Предположим, что перед нами сусло, имеющее именно вышесказанное соотношение составных элементов. Из этого сусла мы желаем приготовить сладкое вино. Сусло сливается в большие сосуды, где оно подвергается естественному брожению. Брожение есть процесс жизнедеятельности маленьких бактерий – дрожжей. Дрожжи находятся на кожице винограда и, как только попадают в сусло, производят брожение. Дрожжи разлагают сахар на два новых продукта: приблизительно половина сахара превращается в алкоголь, а другая половина – в углекислый газ, который улетучивается в воздух. Через некоторое время, исследуя наше сусло, мы обнаружим, что сахара в нем уже не существует, а вместо него образовался спирт. Наше сусло превратилось в вино, имеющее примерно 10% алкоголя. Как же получить сладкое вино? Сусло, имеющее 20% сахара, после брожения превращается в вино, совсем без сахара, взамен которого содержится 10% алкоголя. Точно так же из сусла, имеющего 25% сахара, получается кислое вино с содержанием 12% алкоголя. Если сахаров изначально немного, около 12,5-13 Bome, вино получается кислым. Но дело принимает другой оборот, когда сусло содержит больше 30% сахара. Дрожжи в 15% растворе алкоголя погибают и перестают перерабатывать сахар. Таким образом, если бы сусло содержало 35% сахара, то дрожжи смогли бы переработать не более 30% его, и в вине осталось бы 5% свободного сахара. Теперь понятно, как приготовить натурально сладкое вино: достаточно взять чрезвычайно сладкое сусло, имеющее не менее 35% сахара (чтобы дрожжи не смогли все съесть). Спрашивается только, может ли обыкновенный свежий виноград содержать в себе столько сахара? Нет, не может. Самый сладкий виноград из самых южных мест может содержать не более 27-28% сахара. Получить действительно натуральное сладкое вино, ничего не примешивая к винограду, можно только одним способом. Для этого выбираются самые спелые гроздья и вялятся (подсушиваются) на солнце. Под действием солнечных лучей вода начинает испаряться, и ягодки винограда при этом сжимаются. Гроздья винограда держат на солнце неделю на одном боку и неделю на другом. В результате виноград теряет 2/3 влаги, и выжатое из такого полуизюма сусло, чрезвычайно сладкое и густое. Как некоторые шутят: «Сусло настолько густое, что его можно резать ножом». Этот способ приготовления сладкого вина из вяленого винограда и есть единственно натуральный. С древнейших времен в Греции применялся этот способ приготовления сладкого вина. Сохранились свидетельства, что так делали вино еще в шестом веке до Рождества Христова. Полученное сусло может содержать более 40% сахара. Если это сусло перебродит, то дрожжи, переработав не более 30% сахара в алкоголь, погибают и выпадают в виде осадка. Оставшееся же количество сахара придает вину значительную сладость. Подвяленный виноград может дать около 1/3 того количества вина, которое получилось бы, если бы виноград выжали свежим. Для вяления пригоден не всякий виноград, но только лучшие сорта, обладающие твердой кожицей, могут выдержать эту операцию. При вялении винограда значительная часть его портится, покрывается плесенью, лопается и т.д. По-другому добиться сгущения виноградного сока можно уваркою, выпаривая над огнем емкость с суслом. Такой способ проще и дешевле первого, но вино получится менее ароматным.
Свидетельством того, что вино изготовлено из вяленого винограда является надпись на этикетке: «ΑΠΟ ΛΙΑΣΤΑ ΣΤΑΦΥΛΙΑ». За такое вино людям благоговейным придется раскошелиться, стоит оно в три раза дороже обычного (маленькая бутылка 375 мл. стоит в Греции около 20 евро), но только оно и может быть чисто натуральным, без посторонних добавок.
Также важно количество и качество спирта. Алкоголь может быть разного вида и по-разному воздействовать на человека. Лучшие производители церковного вина отделяют веточки гроздьев от ягод, поскольку веточки дают «плохой», опьяняющий спирт. В красном вине присутствует два вида алкоголя — этанол и метанол. Человеческий организм усваивает метанол так же, как этанол, но конечные продукты при этом получаются разные. Этанол производит ацетальдегид, а при расщеплении метанола образуется в основном формальдегид. Он более токсичен, чем ацетальдегид, и в высоких концентрациях может вызвать слепоту и даже летальный исход. На одной бутылке может быть написано, что содержание спирта 10%, а на другой 15%, но во втором случае опьяняющий эффект может быть гораздо меньше. Обычно сильнее других опьяняют вина, произведенные на острове Крит.
Есть много секретов производства церковного вина, о которых производители умалчивают.
Как видим, приготовление натурального сладкого виноградного вина довольно сложное дело, хлопотливое и дорогое. Поэтому производством вина подобным путем занимаются очень редкие виноделы, и то в самых ограниченных размерах, так как такие вина по достоинству оценят только знатоки. Вина из вяленого винограда не могут выдержать конкуренцию с несравненно более дешевыми сладкими винами, приготовленными другим путем. Правда, некоторые виноделы с корыстной целью пишут на этикетках, что их сладкие вина приготовлены из вяленого винограда, но всякий, знакомый с истинным положением дела, с большим недоверием отнесется к этому заявлению. Сладкое вино, приготовленное из вяленого винограда, является редкостью. Трудоемкость и себестоимость такого вина высока, а желающих платить 50-80 евро за одну бутылку не так уж много. Большинство священников, к сожалению, ради экономии делают выбор в пользу обычных десертных вин. Поэтому не многие берутся за изготовление каноничного церковного вина. Достаточно сказать, что известный афонский монастырь Ватопед, производящий и экспортирующий большое количество столового вина не делает церковное вино даже для своих нужд, а покупает у производителей вина категории «NAMA».

Российские постановления о церковном вине

В 1902 году первый российский съезд виноградарей и виноделов определил два вида вина для нужд Церкви: сладкое красное и сухое красное, к которому привыкло население южных регионов России. В постановлении съезда оговаривалось, что вино в обоих случаях нужно готовить только из винограда, для повышения крепости использовать только чистый виноградный ректифицированный спирт, а для увеличения сахаристости необходимо применять исключительно сгущенный виноградный сок. Полностью исключается добавление экстрактов трав, сахара и крахмало-паточного спирта. Первый российский закон «О виноградном вине России» был утвержден 24 апреля 1915 года императором Николаем II. Целью закона было оградить вино от всякого рода подделок и использования в изготовлении посторонних материалов: сахара, хлебного или крахмало-паточного спирта, экстрактов трав. В законе, в частности, были определены требования для производителей церковных вин: «Церковно-богослужебное вино готовят благонадежные и добросовестные винодельческие фирмы для всех епархий, всех церквей Святейшего Синода».
Большая потребность в церковном вине, которое расходовалось не только для нужд Церкви, но и для свадебных торжеств, именин, поминок, а также и во время болезней, так как народ приписывал ему целебные свойства, приводила к его немыслимой фальсификации. Искусственные вина этого типа производились из черничного морса, хлебного спирта, свекольного сахара, патоки, чернослива, а нередко с добавлением сахарина, анилинового красителя, салициловой кислоты. Случаи фальсификации как зарубежных, так и отечественных вин отмечают еще в XVII веке. Новоторговый устав 1667 года устанавливал необходимость соблюдения качества церковного вина «. церковного (вина) ввозить доброго, без подмесу, для церковных потреб. » Был издан даже ряд царских указов по поводу качества церковных вин и мерам по предотвращению их подделок. Указ от 1683 года давал право на беспошлинный ввоз вина из-за границы, а другой указ устанавливал рублевую пошлину. В обоих случаях особо определялось наказание за фальсификацию вина.
Но в наше время, как и много лет назад, существует множество фальсифицированных церковных вин. Их выпускают под привлекательными названиями — “Церковное”, “Пасхальное”, “Монашеское”. Фальсификаторы снабжают бутылки интригующими номерами на этикетках и описаниями несуществующих лечебных свойств, совершенно не учитывая канонических требований Церкви. В них чаще всего встречается все тот же, “коммерческий” набор ингредиентов: вино, красители, ароматизаторы, сахар, спирт, травы. По старинным российским традициям церковное вино должно быть не только густой окраски, сладким и умеренно крепким, но, чтобы совершилось Таинство, оно должно быть изготовлено только из чистого виноградного сока, без каких-либо посторонних примесей.

Какое вино лучше?

Выводы

Итак, можно сделать следующие выводы.
В последнее десятилетие появилось в торговле великое множество так называемого церковного вина, под самыми фантастическими этикетками и названиями. Очевидно, есть спрос на такое вино, и предприимчивые виноторговцы, пользуясь легковерием и неопытностью покупателей, часто выпускают в продажу не церковное вино, а самую гнусную фальсификацию. Если бы священники знали обо всех тех примесях, которые находятся в так называемых церковных винах, то никогда бы их не употребляли не только в церкви, но и дома. Сколько бутылок сладкого вина покупается духовенством для богослужения? Миллионы бутылок ежегодно. Ведь это же целая отрасль винной индустрии! И подумать только, в основном эти вина – гнусная фальсификация! Почти все производство и торговля этими винами уже давно сосредоточены в руках евреев.
Для богослужения желательно сладкое вино, однако, натуральное сладкое вино – большая редкость. Почти все производители сладких вин либо добавляют в него не виноградные компоненты (свекольный или тростниковый сахар), либо останавливают брожение добавлением спирта или химических препаратов. Для церковного вина ни тот, ни другой способ приготовления не желательны.
Поэтому многие церковные виночерпии предпочитают приобретать натуральное сухое, хорошо выдержанное и не очень кислое вино, так как сладкое дороже и зачастую не натуральное. Конечно, и сухое вино отвечает всем церковно-каноническим требованиям, но стоит ли пренебрегать практической стороной? Если вино не сладкое на вкус, то младенцы рефлекторно сразу же выплевывают Причастие. С них какой спрос? Понятно, что грех будет на священнике, который не позаботился избежать такого случая. Практическая сторона может быть не менее важна, чем догматическая. Вот, например, при причащении клирики в алтаре отпивают из святого потира три глотка со словами: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Догматически такие действия никак не обоснованы и неуместны (при причащении Телом ничего подобного не делается). А установлено это просто по причине практической необходимости смыть все крошки во рту.
Поэтому компания ПРОСКИНИМА прилагает старание помочь православным в России решить проблему с церковным вином. Мы доставляем в Россию исключительно натуральное проверенное сладкое церковное вино от лучших православных греческих производителей.

Источник

Историко-литургическая справка «О евхаристическом хлебе и вине»

Из материалов Священного Собора Православной Российской Церкви в Москве 1917–1918 гг.

В частности, греческая Церковь издавна, подобно нашей, заботилась не только о чистоте продукта, из коего приготовлялся хлеб для Евхаристии, но также и том, чтобы этот продукт, то есть мука, был самой лучшей и тончайшей выделки: в византийских ктиторских Уставах XII–XIII веков можно нередко читать завещания их авторов, чтобы в учрежденных ими монастырях для богослужебных просфор мука отпускалась высшего качества в противоположность муке для обычного употребления. Обычай Древней Церкви употреблять для Евхаристии хлеб только пшеничный основывался, быть может, не только на том, что такого рода хлеб был наиболее употребительным в быту восточных и античных народов или на мысли, что пшеница, как наиболее тонкий и благородный представитель хлебных злаков, лучше прочих собратьев подходит к величайшему христианскому Таинству, но, быть может, также и на убеждении, что и Христос установил Евхаристию также на пшеничном хлебе. Пример Христа с Его повелением «творить сие в Его воспоминание», быть может, сознавался и понимался Церковью как закон относительно другого евхаристического вещества, именно: вина. Церковь издала несколько канонов, в коих ясно и решительно сказано, что по примеру и заповеди Христа из всех напитков для Евхаристии может быть употребляемо одно лишь виноградное вино. Об этом, например, говорят 3-е и 4-е апостольские правила: «Аще кто епископ или пресвитер вопреки учреждению Господню о жертве принесет ко алтарю иныя некоторыя вещи, или мед, или млеко, или вместо вина приготовленный из чего-либо другого напиток. да будет извержен от священного чина». Опять-таки, как и в отношении евхаристического хлеба, так и в отношении вина для Евхаристии Восточная Церковь издавна следила за качеством этого продукта: плохое достоинство его считалось весьма тяжкой провинностью со стороны тех, кто за этим должен был следить. Ha IV Вселенском Соборе, между прочим, разбиралось дело Едесского епископа Ивы по обвинению его несколькими едесскими же пресвитерами во многих преступлениях. В жалобе этих обвинителей, между прочим, читается и такой пункт: «Когда совершалась память святых мучеников, то для приношения на святой алтарь, освящения и раздаяния народу дано было только весьма немного вина, и притом дурного, нечистого и как будто только что выжатого из винограда, отчего назначенные совершать службу принуждены были купить вина совершенно дурного в лавочке за 6 сенстариев, которого также недостало; поэтому он сделал знак раздававшим Святое Тело возвратиться, потому что не нашлось Крови; тогда как сами они пили и имели, да и всегда имеют, превосходное. И это делалось тогда, когда имевший власть распоряжаться богослужением знал об этом и извещен был с тем, чтобы и он известил епископа со всей откровенностью. А так как он ничего не сделал в то время, то мы принуждены были снова известить самого почтеннейшего епископа. Впрочем, и известившись, он не тронулся, но все это презрел, так что многие из нашего города соблазнились этим».

Думается, что равным образом не следует нарушать церковной традиции и относительно употребления в Евхаристии лишь пшеничного хлеба. Нужно поискать сначала выхода из нынешних затруднений в этом деле не заменой пшеничной муки ржаной, атем путем, который уже издавна проделан и указан нам опытом греческой Церкви и который вполне оправдывается древней богослужебной практикой, именно путем сокращения количества и размера просфор. Кажется, многим уже известно, что для совершения Евхаристии нужна собственно только одна просфора. Наш 5-просфорный чин проскомидии и вышедшее из него русское 7-просфорие сравнительно уже поздние явления: первые 5-просфорные чины становятся известными в рукописях лишь с конца XII века, окончательную фиксацию этому чину дал Константинопольский Патриарх Филофей XIV век, русское же 7-просфорие развивается на почве Филофеева чина и, кажется, не восходит далее второй половины XVI века. Еще в XI веке считалось возможным совершать Литургию с одним хлебом: хартофилакс патриарший Петр на вопрос: «Можно ли совершать Литургию на одной просфоре?» отвечал: «Если нет памяти святого или умершего, то ничто не препятствует». Такое же разрешение для случаев крайней необходимости (если не будет поблизости торга, где возможно купить вторую просфору) дает, насколько помнится, в ответах Новгородский архиепископ Нифонт на вопрошания Кирика. Единая просфора считается достаточной для совершения Литургии в Студийском Уставе Патриарха Алексия, назначающем для обычной соборной Литургии 7 просфор. Греческой богослужебной практикой с XV века, между прочим, выработаны следующие приемы сокращения обычного 5просфория: она заменяет 4 последних просфоры одной общей просфорой с 4частной печатью, как это делается теперь на Востоке, например на Афоне. Затем, в греческой Церкви допускалось употребление для Евхаристии одной общей просфоры несколько увеличенного размера с 5 печатями, из коих центральная, наибольшего размера, предназначалась для Агнца. О такой проскомидии, совершенной на каком-то островке архипелага, рассказывает в своем «Проскинитарии» Арсений Суханов: «Просфора была одна, велика, с денежной хлебец, на ней пять печатей крестных, и поп агнец вынял из верхней печати, а прочия части выщипывал из прочих печатей помаленьку». Аналогичную проскомидию имеет в виду 213-е правило Номоканона, печатаемого в нашем Большом Требнике памятнике, восходящем к XV веку. Славянский перевод этого правила неточен и не всем удобовразумителен. «Сверх сего знай, что первая просфора должна быть цельной, чтобы тебе можно было вынуть Господский хлеб и чтобы по изъятии у тебя осталось нечто и для антидора. Прочие же четыре просфоры могут быть и просто только печатями. Если же за богослужением будет много народа и одна просфора окажется для антидора недостаточной, возьми и в честь Богородицы цельную просфору, остальные же пусть будут только печатями». В греческой Церкви считали возможным служить Литургию на одной просфоре даже без дополнительных 4 печатей, то есть с одною печатью: в таком случае части, положенные вынимать из 4 последних просфор, вынимались просто из боковых обрезков Агнца. Таковы приемы сокращения количества литургийных просфор, выработанные греческой богослужебной практикой, и, думается, Русская Церковь должна испробовать их в условиях крайней необходимости, прежде чем поднимать вопрос о замене пшеничных просфор какими-либо иными, например ржаными. В местах, где особо крайней необходимости нет, на первых порах возможно было бы просто ограничиться уменьшением до возможного предела размера 4 просфор.

Замещающим Председателя епископом Симоном (Шлеевым) предложено было Собранию высказаться по вопросам, развиваемым в докладе И. А. Карабинова. До перерыва заседания, объявленного в 1 ч. 30 мин. дня, по предложению председательствующего высказывались по вопросу следующие ораторы члены Собора, замещающий Председателя епископ Симон (Шлеев), епископ Палладий (Добронравов), В. В. Богданович, Виноградов, Н. И. Остроумов, протоиерей M. Р. Кудрявцев, священник Μ. Ф. Голунов, иеромонах Афанасий (Сахаров), профессор И. А. Карабинов, протоиерей Ф. Д. Филоненко, A. В. Васильев, священник И. Ф. Щукин, Η. Г. Малыгин, протоиерей И. А. Артоболевский, P. Е. Сапин, причем некоторые из перечисленных ораторов выступали от 2 до 4 раз. Сущность высказанных ораторами мнений по предмету вопроса сводится к следующим общим положениям: а) на основании строго научной историко-литургической справки докладчиком прежде всего было установлено, что веществом, необходимым для совершения Таинства Евхаристии, признавалось всегда вино, приготовленное из грозд винограда, и чистый пшеничный хлеб, хотя относительно последнего докладчик неоднократно делал оговорку, что по недостатку времени он не мог исследовать вопрос о евхаристическом хлебе с такою же подробностью, как о вине. Ввиду создавшихся и могущих создаться временных затруднений в покупке красного виноградного вина и пшеничного хлеба для Евхаристии докладчик со своей стороны не находил в исторических канонических справках препятствий к тому, чтобы вином для Таинства Евхаристии служил и всякий другой, кроме красного, сорт чистого беспримесного виноградного вина, а с другой стороны, чтобы количество просфор для таинства могло ограничиваться от 3 до 1, что уже существует и ныне в практике Греко-Восточной Церкви, где для Евхаристии употребляется одна большая просфора с пятью печатями на оной, средняя часть которой служит для приготовления Агнца, боковые же в честь Богородицы, святых и за живых и умерших; б) некоторые ораторы стояли на мысли о том, чтобы одна лишь просфора, необходимая для евхаристического Агнца, приготовлялась из чистой пшеничной муки, все же остальные могли бы быть приготовлены и из ржаной муки за недостатком или трудностью добыть муку пшеничную. Вино же для Таинства Евхаристии беспримесное, чисто виноградное, замечали они, не употребляется, как показывает анализ церковного вина, и в благоприятное для производства и торговли оным время, в настоящее же время оно может употребляться в смешении одного сорта (белое с красным) с другим (В. В. Богданович); в) указывали на возможную и допустимую необходимость понижения сорта муки для приготовления просфор (Виноградов), на широкое привлечение к участию в принесении проскомидийных даров хлеба и вина самих прихожан, к чему в настоящее время с открывающимся широким участием приходов в церковной жизни является полная возможность; на необходимость взаимопомощи в этом деле и допущение дележа веществами для Таинства Евхаристии между церквами наиболее богатыми и беднейшими, ссылаясь в этом случае на поучительные примеры жителей Перми и Белева (протоиерей M. Р. Кудрявцев и епископ Палладий (Добронравов); г) отмечали возможность приготовления евхаристического вина из изюма (в Уральской области священник Μ. Ф. Голунов), а хлеба из всех сортов муки до ржаной включительно, ибо смысл таинства Евхаристии не в цвете веществ, необходимых для оного, а в единении между собой верующих (M. А. Остроумов); д) указывая на пример священномученика Патриарха Ермогена, разрешившего в Смутное время совершение Евхаристии на вишневом соке, допускали возможность приготовления такого рода евхаристического вина, как равно также и приготовление из изюма, смородины; отмечали возможность совершения Евхаристии на виноградном соке, лимонадах, употребление ржаных из чисто просеянной муки просфор, употребление вина фруктового как наиболее дешевого и доступного по цене для приобретения (протоиерей Ф. Д. Филоненко, Л. К. Артамонов, A. В. Васильев); е) высказывались за необходимость строгой экономии церковного вина, допуская оное для употребления исключительно лишь при совершении Евхаристии, во всех же прочих случаях, когда вино должно иметь место за церковным богослужением (как, например, при совершении Таинств брака, елеосвящения, при потреблении Святых Даров, вместо теплоты Великим постом), замену оного другими напитками, как например, медом или даже простой водой (священник И. А. Артоболевский); употребление ячменной муки для просфор вместо пшеничной; употребление так называемых сухих, приготовленных в порошках виноградных вин или изюма, растертого в порошок, с подбавкою к оному виноградного сока; настаивали также на необходимости ввиду могущей возникнуть к тому потребности совершения Литургии на запасных или Преждеосвященных Дарах, которые нередко древние подвижники-пустынники уносили с собою в пустыни и пещеры, где и причащались оными; для такой намечали и особый чин, несколько отличный от Литургии Преждеосвященных Даров.

– По возобновлении после краткого перерыва заседания слово вновь взял замещающий Председателя епископ Симон (Шлеев), который сгруппировал все ранее высказанные суждения по вопросу о веществе для таинства Евхаристии: хлебе и вине и указал, что все ранее высказанные чисто практические суждения по вопросу о том, как ныне приобретать установленные канонами вещества для Святого Таинства Евхаристии, вполне приемлемы, едва ли могут быть оспариваемы и Священный Собор должен согласиться с ними, дозволить проведение их в жизнь. По вопросу же о том, как поступать в том случае, когда возможно будет встретиться с фактом полной невозможности приобретения пшеничного хлеба и виноградного вина, Преосвященный заметил, что крайне грустным и тяжелым явлением было бы в данном случае хотя бы и временное прекращение служения Литургии. Практический выход из создавшегося положения замещающий Председателя епископ Симон (Шлеев) указывал, ссылаясь на пример священномученика Ермогена, в возможности разрешения служения Литургии на просфорах, приготовленных из ржаной муки и ягодном вине. Причем высказав такого рода суждения, Преосвященный развил несколько иной взгляд на 3-е и 4-е правила апостолов, чем докладчик профессор И. А. Карабинов: ссылаясь на 33-е правило VI Вселенского Собора, Владыка указывал, что кара 3го правила налагается на тех, кои вообще не приносят при Таинстве Евхаристии пития, напоминающего собой Кровь Христа и по молитве и благословению прелагающегося вместе с водой в Пречистую Кровь Спасителя Христа. Мы, православные, говорил епископ Симон (Шлеев), исповедуем во Христе две : божескую и человеческую, причем полное человечество, состоящее из души и тела, из коего при Распятии истекли кровь и вода. Если мы приносим в Евхаристии одну воду, то мы еретики, заслуживающие кару 3-го правила. Если же в Евхаристии приносим не только воду, но и другую часть пития, означающую собою Кровь Пречистую, то не подлежим осуждению апостольского правила. Что же мы должны приносить вместо виноградного вина, если его не будет? Христос Спаситель, уча о Таинстве Евхаристии, говорил, что Тело Его есть истинное брашно, и Кровь Его есть истинное питие. Да позволено будет мне сказать, и да не поставит мне Господь греха в моем суждении, если я изложу его так: истинное брашно, настоящий, квасной хлеб, из чего бы он ни был приготовлен, и истинное питие, соединенное с брожением, из чего бы ни было приготовлено (из смородины, вишни ли и т. п.) могут изобразить собой Пречистое Тело и Живоносную Кровь Христа Спасителя и по благословению священнодействующего, по снисхождению к нашей немощи, по тесноте настоящих земных условий и обстоятельств могут преложиться в оные. Православная Церковь чужда материализации Таинств. В других Таинствах (Крещение, Миропомазание, Елеосвящение) по нужде бывает изменение веществ таинств, почему же нельзя в случае крайней необходимости сделать это вышеупомянутое изменение веществ в Евхаристии?

По кратком обмене мнениями было постановлено: а) признать заслуживающими полного одобрения все указываемые в настоящем заседании Отдела практические мероприятия, направляемые к изысканию тех или иных способов для приобретения хлеба и вина для Таинства Евхаристии, и стремиться с разрешения высшей церковной власти проводить их в жизнь там, где обнаружится к тому необходимость; б) иметь продолжение суждения по вопросу о веществе для таинства Евхаристии хлебе и вине, в одном из следующих заседаний Отдела и просить профессора И.А. Карабинова пополнить к этому заседанию предложенный им доклад наиболее подробными историко-литургическими справками, особенно по вопросу о евхаристическом хлебе, так как последний вопрос, по заявлению самого докладчика, за недостатком времени недостаточно им разработан в предложенном докладе.

После краткого обмена мнениями по сему вопросу, в котором принимали участие иеромонах Афанасий (Сахаров), священник И. А. Артоболевский, протоиерей M. Р. Кудрявцев, A. В. Васильев, Л. К. Аргамонов, по голосовании вопроса было постановлено представить на благовоззрение и дальнейшее распоряжение Священного Синода те практические мероприятия, которые были указаны на предшествовавшем заседании Отдела, и доложить Совещанию епископов, что Отдел, со своей стороны, находит возможным в случаях крайней нужды и невозможности достать пшеничной муки и красного виноградного вина, разрешить совершение Таинства Евхаристии: а) на просфорах, изготовленных не только из пшеничной, но и тщательно просеянной ржаной муки; б) на других сортах (как красного, так и белого) сладких виноградных вин; на виноградном соке, изюмном вине (согласно примеру Церкви Абиссинской), а равно и на ягодных соках или винах (вишневом, смородиновом, черничном), и просить Совещание Епископов поставить вопрос о веществе для Евхаристии на обсуждение и издать соответствующее распоряжение.

Постановили: доклад Отдела О богослужении, проповедничестве и храме передать Высшему Церковному Управлению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *