какое вероисповедание в скандинавских странах

Одинизм идеология, обычаи и практика

Автор: Денис Акифьев специально для группы vk.com/home_of_vikings (Дом викингов)

Одинизм является современным возрождением древней религии, широко практикуется различными группами людей по всей северной Европе, в первую очередь, норвежцами. Одинизм известен под многими названиями. Для большинства он известен под названием «Асатру». Исследование проводилось на базе зарубежных Асатру сообществ и не отражает отечественные особенности Асатру.

Из-за связи с древней германской идентичностью, некоторые одинисты сегодня имеют ссылки на неонацизм. Хотя, не все являются сторонниками неонацизма. Следует отметить, что современные неоязыческие неонацисткие организации никогда не относят свои культы к религии Асатру.

Ранние германские язычники

Все религии древних времен до монотеизма, в частности, иудея-христианской веры, были языческими. Древние греки, римляне, египтяне, вавилоняне, и т.д. все практиковали язычество, или многобожие. Среди этих древних цивилизаций мы можем также отметить, тевтонов, которые проповедовали язычество, которое сегодня мы называем Германо-скандинавской мифологией.

Германцы, или германские народы, состоят из нескольких различных племен на севере Европы, обладая общим происхождением, они имеют множество различных культурных корней, а объединяет всех общий германский язык. Важные германские племена древних времен: остготы, вестготы, лангобарды, франки, бургунды и вандалы. Все из этих племен первоначально были язычниками и почитали одних и тех же богов и богинь. К потомкам этих племен относятся современные народы: немцы, голландцы, фламандцы, датчане, шведы, норвежцы, исландцы, и англо-саксонцы в Англии и низменности Шотландии.

Гвидо фон Лист, особенно интересовался рунами. В 1862 году фон Лист посетил склеп собора Святого Стефана (который был бывший языческим храмом), и поклялся построить храм в честь Вотана (германского Одина). Это было возрождение Асатру. Фон Лист совершил вклад и в другие организованные языческие и оккультные группы того времени, такие как Германское Сообщество Верующих (Germanische Glaubens-Gemeinschaft) (которая все еще существует) и Общество Туле, которая изучала немецкую древность. Во времена нацистской Германии многие члены нацистской партии были частью этих движений, Адольф Гитлер поддерживал языческие организации. После войны большинство неоязыческих обществ подвергались гонениям, и на этом завершилось «первое возрождение Асатру».

В 1990-х и 2000-х годов, появились различные скандинавские объединения: шведская Asatrosamfund (с 1994 года), норвежские Asatrufellesskapet Bifrost (с 1996) и Foreningen Forn Sed (с 1999), признанный правительством Норвегии в качестве религиозного общества.

С 1973 года правительства Исландии, Дании и Норвегии официально признали Одинизм / Асатру. Сегодня, Одинизм практикуется в основном в Скандинавии, Германии, Великобритании, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии. Небольшие общины также во многих других странах, в том числе Австрии, Швейцарии, Франции, Италии, Португалии, Польше и России. Активные группы находятся также в Аргентине, Бразилии, Мексике и Чили.

Традиционалисты против универсалистов

Важно провести различие между сторонниками традиционной идеологии Одинизма и универсальной, прежде чем углубляться в его природу. Одинисты-универсалисты относятся к новой эпохе возрождения, которая длится последние 40 лет. Они пытаются развивать некоторую форму духовности и пытаются найти ее в скандинавской мифологии. Хотя они могут не являться коренными скандинавами, им нравятся идеи рун и воинов, жить с природой, и т.д. Эти одинисты могут даже вставлять другие формы язычества и индейские духовные практики в современные обряды Асатру. Хорошим примером такого рода одинизма является издание наборов рун от компании Barnes & Noble, которые используются для гадания. Они похожи на карты Таро, хотя древние скандинавы не использовали подобных вещей.

С точки зрения традиционного одинизма, универсалисты являются шутами, ну или в крайнем случае, реконструкторами, но ни как не приверженцами древних традиций и религиозных обрядов.

Традиционалисты более серьезно относятся к своей вере и рассматривают ее как возрождение их связь с предками. Из-за этого, по их мнению, любой приверженец Асатру должен быть потомком древнескандинавского рода. Хотя иногда это используется сторонниками, так называемой «белой расы», чтобы возвысить себя над другими культурами, в большинстве организаций Асатру выступают за осуждения дискриминации других рас и конфессий. Последователи Асатру просто считают, что каждый соответствующий род имеет свою собственную языческую веру на практике. Традиционалисты считают нелогичным, когда индеец или азиат является последователем Асатру. Представители истинных американских индейцев склонны согласиться с этими идеалам. Редактор газеты «Mohawk» Дуг Джордж сказал, в выпуске журнала «New Age», («Кража Духа», Август 1995 года): «Если вы посмотрите достаточно далеко, вы увидите кельтов, англичан, саксов и ютов, все они имеют сходные ритуалы поклонения на основе циклов Луны и вегетационных сезонов Земли. Это то, что должно быть возрождено. Может быть, мы можем использовать это в качестве своего рода духовного дзюдо. Когда люди приходят к вам с отчаяньем, нужно объяснять, что помощь возможна только в пределах своей собственной культуры, никакая другая религия и культура не поможет вам так, как традиции ваших предков».

Возможно, наиболее спорным вопросом традиционного Одинизма является то, что он по своей природе расистский. В то время как некоторые одинисты не скрывают своих расистских убеждений, большинство, кто присоединяются к Асатру, отчаянно пытаются дистанцироваться от привязанности к нео-нацистам, «белой расы», или других «расово сознательных» организаций. Один вебмастер популярного сайта «универсального» Асатру дал такой ответ на обвинения его сайта в пропаганде нацизма:

«Это печальная судьба Асатру, когда нашу веру украли и используют её почву для взращивание нечеловеческих личинок, которые прорастают в их больных головах.
Это попытка Raven Kindred, Asatru Today «вылезти» на нашей вере. Я сам лично, и все официальные общества Асатру являемся последователями классического скандинавского язычества. Асатру это религия. Она открыта для всех, кто желает присоединиться к нему. Лица, которые ограничивают свое членство на основе расы, пола, сексуальной ориентации, или других подобных критериев не только умственно отсталые, но предатели Богов. Если Боги «открылись» кому-нибудь, это не наше дело осуждать их из-за их генетического происхождения. Кто делает так, тот идёт против Богов, и, таким образом, совершает предательство против Асгарда».
Некоторые одинисты нашли «золотую середину» между позициями Асатру и сторонниками «белой расы». Хотя они не выступают против расизма, они считают, что единственный способ быть истинным последователем Асатру, это иметь в своих жилах кровь викингов. Любой человек, которые не относится к потомкам викингов, должен исповедовать свою родную веру предков.
Религия викингов:

Всё, что мы знаем о богах викингов, происходит из текстов Снорри Стурлуссона (1179-1241), который записал мифы о богах. Тем не менее, он писал спустя двести лет, после того, как Исландии стала христианской, так что он мало говорит о реальной практике. Это вызывает множество проблемы для последователей Асатру сегодня, пытающихся вернуться к своим древним «Северным» традициям. Многие изучали древнюю религию, но остаются множество пробелов, и одинисты намеренно добавляют новые элементы, чтобы приспособиться к современности. В результате, существует несколько вариантов в современных Асатру-обрядах. Тем не менее, это, если угодно, делает современный Одинизм больше похожим на религию, какая была в эпоху викингов, так как викинги имели очень аналогичный подход к их вере между различными кланами.

Как было сказано ранее, большинство обрядов и традиций известны из произведений Снорри Стурлуссона. В отношении к вере эти особенности приходят из Старшей Эдды и Младшей Эдды. Важно еще раз отметить, что первоначально викинги не имели доступа к этим книгам, потому их взгляды духовного мира, имена богов и космология могли отличаться от представления Снорри.

В первую очередь, Асатру является политеистической религией. Одинисты верят в три основные групп божеств, как описано в литературе про викингов:

Четыре главных божества, которым поклоняются современные одинисты, включают в себя:

В некоторых обществах, вместо Фрейи поклоняются жене Одина Фригг (в честь неё назван день недели «пятница»).

Существуют также другие божества, но они являются «второстепенными»:

В то время, как викинги уважали своих богов, они не почитают их также, как христиане. Они уважали их, и считали их более сильными, чем простые люди, но всё-таки, видели в них равных и не ждали, чтобы Боги сражались за их душу после смерти. Их боги были не всемогущими и всеведущими. Боги не всегда были образцом для подражания и могли совершать дурные поступки. Как и люди, они ели, боролись, играли, шутили, и даже умирали.

Чаще всего люди верили, что жизнь какое-то время после смерти продолжается, пока душа окончательно не покинет тело. Если люди были при жизни злыми, они могут ли преследовать живых, после смерти; они могли переживать ужас смерти несколько раз, прежде чем завершить земной путь. Некоторые записи описывают, что покойнику могла составить компанию его жена или рабы, которых хоронили в одной могиле. В целом, вера в загробную жизнь, кажется, была довольно мрачной. Умерший отправлялся в поход: медленно, поэтапно, в темноте, в туманный мир, называемый Нифльхейм, в царство богини Хель.

Современные представления о загробной жизни также различаются. На веб-странице общества «Народная Ассамблея Асатру»:

В описании нет никакой реальной информации о том, что происходит в загробной жизни. Это на самом деле довольно похоже на веру викингов. В литературе записана история Валгаллы и Рагнарок, большинство викингов, вероятно, не верило в эту концепцию.

В то время как некоторые одинисты верят в это, многие выражают больше доверия к вопросам науки, объясняющим природу создания мира. Это происходит из присущего отношения Одинизма, как отказ от христианства. От этого отказа, больше доверия уделяется эволюции и атеизму в отношении создания. В то время, как космология викингов описана в пророчестве, маловероятно, что многие викинги знали об этом стихотворении или думали об этих проблемах.

Несмотря на различные подходы в Одинизме, существует 9 заповедей. Они называются «Девять добродетелей». Я приведу два варианта, взятые с веб-страницы «Odinic Rite» и «Народная Ассамблея Асатру» соответственно.

Девять Добродетелей со страницы «Odinic Rite»

1. Мужество
2. Истина
3. Честь
4. Верность
5. Дисциплина
6. Гостеприимство
7. Самообеспечение
8. Трудолюбие
9. Настойчивость

По данным «Народной Ассамблеи Асатру»:

1. Сила (тут имеется ввиду физическая) лучше, чем слабость
2. Мужество лучше, чем трусости
3. Радость лучше, чем вина
4. Честь лучше, чем бесчестья
5. Свобода лучше, чем рабство
6. Родство лучше, чем отчуждения
7. Реализм лучше, чем догматизм
8. Сила (тут имеется ввиду духовная) лучше, чем безжизненности
9. Род важнее, чем универсальное (как я понял тут имеется ввиду универсальное общество)

«Народная Ассамблея Асатру» также включал список добродетелей, называемых «Двенадцать Черт», которые должны немедленно выучить новые посвященные:

Существует также еще один этический ориентир называется «Девять зарядов» (странно только то, что я нашел всего 8 правил), которые используется Odinic Rite:

Девять зарядов («Odinic Rite»)

1. Для поддержания искренности и верности в любви и преданности к испытанному другу: если он ударит меня, я не сделаю ему никакого зла.
2. Никогда не нарушайте своего обещания, ибо велика и мрачна та награда, которую даруют за нарушение слова.
3. Чтобы победить слабого, будь скромен.
4. Уважай людей, к которым прошел преклонный возраст.
5. Никогда не будь страдальцем и мучеником, не оставайся в стороне и борись против врагов веры, народа и семьи: Моих врагов я бить на поле, не буду оставаться в доме и ждать пока меня сожгут.
6. Помогай одиноким, но не надейся на обещание данное незнакомцем.
7. Если я слышу слово пьяного человека, я не послушаю его советы.
8. Одари добрым вниманием умерших.

Конечно, первоначально викинги не имели ничего подобного. Эта идея исходит от других религий, таких, как «Благородный Восьмеричный Путь» буддизма или «Десяти Заповедей» христианства. Установленные правила в религию внедряют, как правило, чтобы сделать её более официальной. В то время как викинги, возможно, придерживались некоторым из этих добродетелей, они учили их косвенно, через различные сказки и примеры.

Священники и Жрицы

Есть несколько примеров священников в древне-германской культуре. Древняя германская практика позволила вождям или старейшинам поселений действовать в качестве Годи (священник), проводить праздники и совершать ритуалы. Считается, что женщины имели большую духовную силу, и могли приводить ритуалы или предсказывать. Семейные обряды проводил глава клана. Собственно, любой мог совершить ритуал и выступить в качестве годи, если он один или народ предоставил ему такие полномочия.

Второй блот был в конце «лета». Жертвоприношение в конце лета было благодарностью богам за их помощь за хороший урожай, и народ почитал своих предков. Этот фестиваль, как правило, проводился в середине октября. Сегодня, к этой дате приурочен Хэллоуин.

Третий блот, проходит в самое темное время года. Старый год подходит к концу, и люди предлагают своим богам хорошую еду и напитки, чтобы угодить им в надежде на хороший будущий год. Это праздник длится двенадцать дней и назван «Двенадцать Ночей Йоля». Христиане в это время празднует Рождество. Идея елки на самом деле происходит от этого языческого Йоля, викинги украшали деревья, чтобы привлечь духов предков, чтобы принять их предложения.

Во время этих празднеств, устраивался пир, который посвящали богам. Считалось, что люди обмениваются энергией с богами. Сегодня, одинисты празднуют все три блота, но по распространенной информации, без жертвоприношений. Тем не менее, если жертвоприношения и имеют место быть, официальные религиозные общины Асатру такой информации не публикуют.

Это норвежский обряд, в котором опьяняющий напиток (обычно медовуха или пиво) передается от стола к столу. Это один из обрядов, проводимых во время блота, но он имеет особое значение. Каждый, кто пьет напиток, произносят короткую речь, тост, и клятву. Клятвы, сделанные во время этого обряда, считаются обязательными для лиц, сделавших их.

Хотя праздники могут отличаться между различными группами, наиболее точный список праздников по древнему исландскому календарю можно найти по ссылке http://www.asatru.org/Holidays.html

Культ медведя (Berserkergangr)

Чтение рун, также пришло в Одинизм из культуры викингов и германцев. Тацит в «Германии», описывает, как древние германцы резали ветви с плодоносящих деревьев, и писали на ветвях символы, называемые руны. Призывая богов, жрец (шаман, годи, священник и т.п.) бросает ветви в случайном порядке на белую ткань. Сегодня, руны используют в гадании. Традиционалисты утверждают, что руны связаны с магией, но только для пророчества. Члены «Братсва Одина» (Odin Brotherhood ) используют руны не для предсказаний, они вызвать умершего человека, который и предсказывает им будущее, как сделал это Один в «Речах Высокого», стих 157.

Мёд часто упоминается в скандинавских мифах, пивоваренье и питье меда стала частью Асатру ритуалов. Более серьезные одинисты, считают медовуху, культурным наследием и преподносят её богам во время религиозных ритуалов. Но большинство одинистов рассматривают мед в мифах, как символ жизненной силы, которая оживляет всё. К сожалению, в рамках сообщества Асатру, есть также тенденция к алкоголизму. Одна веб-страница, описывающая блот говорит «Еда и напитки будут предложены, и большая часть из этого будет потребляться участниками.» На веб-странице «Odinic Rite», есть раздел консультаций об алкоголизме в обществе Асатру:

«Как уже сообщалось, алкоголизма в нашем обществе является проблемой, которая не может быть проигнорирована. Дело в том, что теперь, мы по крайней мере признаем, что такая проблема имеется и ищем пути их решения. Это очень позитивный шаг, и хотя никто не говорит, мы проявляем пуританское поведение или «убиваем» веселье, мы должны понимать, что это не шутки».

Стоит отметить, что в «Речах Высокого» Один явно выступает против чрезмерного потребления алкоголя:

Меньше от пива
пользы бывает,
чем думают многие;
чем больше ты пьешь,
тем меньше покорен
твой разум тебе.

Есть другие стихи, которые касаются этого вопроса. Из советов Одина против чрезмерного употребления алкоголя, можно сделать вывод, что алкоголизм являлся проблемой среди викингов.

Места отправления религиозных обрядов

Традиционно, религиозные обряды дохристианских культур состоялись на открытом воздухе или в специальном пиршественном зале. Позже в эпоху викингов, все больше и больше места в Скандинавии начали принимать простые навесы или небольшие храмы для мест поклонения. Эти здания все еще можно найти по всей Скандинавии и большинство из них были преобразованы в христианские церкви. Эти церкви могут быть идентифицированы по последним трем буквам HOV в названии, как, например, Torshov. Сегодня любая церковь с суффиксом HOV, скорее всего, бывшее место языческого поклонения.

Исторические свидетельства викингов, многие из которых написаны христианами, говорят, что викинги поклонялись в помещении. Асатру считает это неверным, введенным уже после христианизации общества викингов. Одинисты считают, что, ранние германские племен, более точно изображают места отправления культа. Это включает в себя понятие «священное пространство», которое может быть создано в любом месте. Тацит писал о ранних германских племенах, про места поклонения в первом веке нашей эры:

«Впрочем, они находят, что вследствие величия небожителей богов невозможно ни заключить внутри стен, ни придать им какие-либо черты сходства с человеческим обликом. И они освящают им дубравы и рощи и нарекают их именами богов; и эти святилища отмечены только их благочестием».

Источник

Кто такие викинги?

какое вероисповедание в скандинавских странах

Мало кто хоть раз не слышал о великих, диких и могучих воинах-викингах, чья культура и религия послужила отличным источником для вдохновения писателей, художников и сценаристов. Викинги не знали страха, они поклонялись своим богам, в честь которых захватывали множество стран. Воины Скандинавского полуострова были известны жителям Западной Европы, как норманны, и именно это название их народа встречается в современных учебниках по истории. Сами же норманны предпочитали называть себя викингами, хотя на самом полуострове проживало одновременно несколько древних скандинавских народов: готы, германцы, шведы и др. В отличие от других соседских народов, которые постоянно воевали друг с другом, скандинавские племена объединяли свои войска в военно-политические союзы, и именно благодаря этой мощи они сумели захватить такие территории, как Франция, Англия, Шотландия, Ирландия и несколько островов Средиземноморья.

Религия скандинавов

Одним из главных объединяющих факторов была религия норманнов. У всех скандинавских племен были одни и те же бога, одни и те же верования, а также одинаковые традиции и обряды. Язычество викингов представляло из себя сложную политеистическую систему, которая была основана на поклонении богам, почитании духов природы и стихий, а также предков и множества мифических существ – валькирий, гномов, гигантов и т.д.

Скандинавские боги согласно верованиям, были подобны людям, имели свои семьи и принадлежали одному из двух основных кланов: ванам и асам. Отдельной кастой богов были богини судьбы норны, которые имели в своем подчинении как людей, так и остальных богов. Согласно древним преданиям, асы и ваны долгое время враждовали между собой, но спустя несколько веков они все же пришли к компромиссу и заключили мир, после чего совместно правили человечеством и некоторыми мифическими существами.

Боги-асы

какое вероисповедание в скандинавских странах

Род асов был больше, чем ванов, так как ему принадлежала большая часть норманнских богов. Боги-асы обитали в Асгарде – укрепленном городе, который был построен во время долгой войны с ванами. Семья асов считается божествами порядка, и по этой причине каждому жителю Асгарда было отведено определенное место – чертог, в котором стоял дворец того или иного бога семейства.

В Асгарде помимо чертогов также располагалась Вальхалла – мир, в котором нашли свой покой после смерти храбрые бойцы, павшие с честью в бою. Попадали они туда с помощью Валькирий – воинственных дев, которые наблюдают за каждым сражением и собирают души мертвых из поля боя. Валькирии также проживали в Асгарде, как боги-асы. Среди богов-асов самыми почитаемыми (и широко известными) являются такие боги, как:

Боги-ваны

Город обитания рода ванов называется Ванахейм. Это была полная противоположность городу асов Асгарду. В Ванахейме проживали все божества ванов – древнейших богов природы и плодородия, однако после войны с асами в город ванов были допущены некоторые божества из другого семейства. Согласно скандинавскому язычеству, город был расположен на берегу моря в лоне природы. На нем было множество различных цветущих садов, каждое растение цвело весь сезон и приносило большие сочные плоды. Среди самых почитаемых у норманнов богов-ванов были:

Как утверждают древние скандинавские летописи, помимо основных двух городов богов (Асгарда и Ванахейма) существовало ещё 7 миров:

Верования и обряды: создание мира, жертвоприношения и конец света

Согласно скандинавским верованиям, все миры людей и сверхъестественных существ были созданы тремя богами-прародителями: Трель (создавший рабов), Карл (создавший землепашцев) и Ярл (прародитель воинов). Поклонение богам у норманнов сопровождалось множеством обрядов и ритуалов, которые также нередко включали в себя жертвоприношения. Как описано в древних приданиях, многие скандинавские боги имели любимых священных животных, поэтому в жертву приносили их чаще всего. Богам плодородия и стихий жертвовали фрукты, овощи и зерно, а богам и покровителям войны приносили в жертву военнопленных.

Жертвоприношения осуществляли в Уппсале – тогдашней столице скандинавских народов (сегодня этот город является административно-территориальной единицей Швеции). Специально для жертвенных обрядов в Уппсале было возведено капище покрытое позолотой, вокруг которого росли священные рощи. Именно на их ветвях жрецы взвешивали тела для жертвоприношения перед тем, как отправить дар догам.

Как и другие крупные народы и религии, у скандинавов было свое представление о конце света. Он назывался Рагнарек. Согласно этой легенде, погибнет большая часть людей и богов, все существующие миры будут разрушены и все из-за поднятой Одином из могилы древней провидицы Вельвы. Как гласит её пророчество, перед концом этого света и боги и люди забудут все принятые моральные нормы, семьи станут враждовать между собой, это приведет к окончательной битве между добром и злом, но победителя не будет, лишь огненные великаны сожгут окончательно все миры. Однако после конца останется надежда: среди выживших будет несколько богов, сверхъестественных существ и двое людей, которые и должны будут создать новый мир.

Источник

Какое вероисповедание в скандинавских странах

какое вероисповедание в скандинавских странах

Некоторые особенности христианизации Скандинавского региона
Матрусов Д.Н.
Апробационная статья соискателя ученой степени кандидата богословия выпускника Московской духовной академии 2008 года Д.Н. Матрусова посвящена истории христианизации Скандинавского региона. Статья публикуется в авторской редакции.

1. Особенности и этапы христианизации в Скандинавии

Статья представляет собой краткий обзор истории христианизации Скандинавского региона. В русской церковно-исторической науке данная тема фактически не разработана. Автором схематично представлены этапы и особенности христианизации Дании, Швеции и Исландии. Отдельно и более подробно исследуется вопрос христианизации Норвегии, вплоть до крещения страны Олавом Харальдссоном в начале XI века. Это обусловлено профессиональным интересом автора именно к истории христианства и евангельской проповеди в Норвегии.

Знакомство скандинавов с христианством состоялось задолго до официального принятия новой веры в этих странах. Первая христианская миссия в Скандинавию датируется началом VIII века, но видимых плодов эта миссия не принесла. Исследователями отмечается, что процесс христианизации в Скандинавии занял долгое время, так как в целом скандинавы не были расположены к принятию новой религии. Формальный процесс их христианизации завершился лишь в конце XI – начале XII вв. Христианство в Скандинавии наложило заметный отпечаток на религиозную жизнь и обряды, которые в последние десятилетия были лучше изучены благодаря новым археологическим исследованиям. Эти исследования сосредотачиваются, прежде всего, на изучении погребальных обрядов в Скандинавии до ее обращения в христианство и в последующий за этим период. Также детально учеными изучались языческие и христианские символы, и, как одно из самых ценных свидетельств, рунические надписи.

какое вероисповедание в скандинавских странах

В хронологическом порядке принятие христианства в Скандинавии и скандинавском регионе выглядит следующим образом:

* Дания – середина X века
* Исландия – конец XI века
* Норвегия – ок. 1030 года
* Швеция – XI век.

Данный порядок представляется достаточно условным, хотя Дания по праву находится во главе этого списка, потому что первым скандинавским правителем, принявшим крещение, был датский конунг Харальд Клак. Это произошло в Майнце в 826 году. Примечательно, что процесс христианизации в этих странах шел практически параллельным курсом, с некоторыми рецессиями, или, напротив, всплесками. Некоторые особенности, о которых будет упомянуто ниже, наблюдаются в Исландии. В целом же трудно, почти невозможно точно датировать этапы христианизации в отдельных местностях, областях, городах этих скандинавских стран.

Феномен викингов, который обозначил собой целую эпоху в истории европейской цивилизации, и, прежде всего, Северной Европы, непосредственным образом отразился и на тех странах, откуда викинги были родом. В сознании людей и многих ученых существует стереотип жестокости викингов, держащих в страхе всю Европу. Принято думать, что викинги совершали нападения, грабили, убивали мирных жителей и забирали их богатства.

Такие путешествия влекли за собой знакомство викингов с христианской к тому времени культурой Европы. Викинги зачастую оставались на службе при королевских дворах Европы, в Англии и Франции. Некоторые доплывали до Византии и поступали на службу к императору. Здесь они могли видеть великолепные соборы и посещать величественные богослужения, слушать чудесные песнопения и знакомиться с христианским искусством. Со временем многие из них принимали христианство.

Норвежские конунги Олав Трюггвасон и святой Олав Харальдссон познакомились с христианством и приняли крещение, находясь именно в плаваниях и проходя службу у английских королей. Вернувшись к себе на родину, они прилагали усилия к просвещению всего норвежского народа.

какое вероисповедание в скандинавских странах

Безусловно, не все, принимавшие новую веру, делали это вполне искренне. Сохранились свидетельства того, как новообращенные викинги обвинялись в сознательной неискренности и непостоянстве в новой вере.

Что касается христианизации Скандинавии как региона в целом, то «во многих ее частях был длительный период, в некоторых областях до 200 лет, когда сосуществовали старая и новая религия».

2. Христианство в Дании

Харальд Клак был одним из небольших конунгов Ютландии. В борьбе за власть нужна была поддержка, за которой он и обратился к королю Людовику. Король оказал поддержку конунгу. В спутники на обратную дорогу по инициативе короля Людовика конунг получил миссионера, французского монаха Ансгария. Однако поначалу не состоялась ни политическая, ни религиозная сторона этой императорской акции на север. Харальд с Ансгаром должны были, вследствие новых политических интриг, бежать в северную Германию.

Эта первая миссия в Данию и Швецию фактически зависела от усилий одного человека, святого Ансгария, «апостола северных народов». Ансгарий построил церковь сначала в Хедебю, в Дании, а затем им же была построена церковь в Бирке (Birka, острове Бьёркё), крупном торговом центре Швеции. Эти усилия были поистине апостольскими, но плоды его проповеди произросли не сразу.

какое вероисповедание в скандинавских странах

Окончательное устройство и организацию церковь в Дании получила в правление Кнута Могучего (+1035). Именно в его правление Дания получила собственную архиепископскую кафедру. Миссионерский период, продолжавшийся почти 300 лет, был завершен.

какое вероисповедание в скандинавских странах

3. Христианство в Швеции

Начало христианизации Швеции также самым тесным образом связано с именем святого Ансгария. Как упоминалось выше, святой Ансгарий после построения храма в Хедебю (Дания) отправился в Швецию. Именно здесь, в Бирке, (Birka, острове Бьёркё), одном из крупных торговых узлов, он имел больший успех, чем в Дании. Здесь святому удалось построить первую в Швеции церковь. Это произошло в 829 году.

Некоторые исследователи не исключают, что знание о христианской вере и церковных идеалах, как в восточной, так и западной форме могло достигнуть свеев еще раньше, возможно, уже в VI веке, хотя никаких письменных свидетельств об этом не сохранилось.

В 850 году святой Ансгарий повторно приезжал в Бирку. И, хотя народ был настроен против принятия новой веры, мудрый святой получил у шведского конунга Олава разрешение на совершение Литургии, возможность проповедовать и крестить тех, кто выразит желание.

Адам Бременский донес до нас имя еще одного миссионера, епископа Унни, по всей видимости, выходца из Англии. Он проповедовал вестготам в первой половине X века. Около 930 года побывал в Дании, где не был принят, затем проповедовал на Готланде и в Бирке. Епископ Унни претерпел мученическую кончину.

Исследования рунических надписей свидетельствуют, что христианские идеи были усвоены большей частью населения Швеции в XI веке.

Это событие описано в 26-28 главах «Хроники» Адама Бременского. Не вдаваясь в тонкости вопроса, отметим лишь, что этот факт, который фактически невозможно проверить, влечет за собой много вопросов у исследователей. Недоумение вызвано тем, что данные археологии дают основания с очень большой долей вероятности утверждать, что к этому периоду языческая религия фактически исчезла и, во всяком случае, не представляла серьезной конкуренции христианству.

Христианизация в Швеции происходила в течение долгого времени. В Швеции неизвестны случаи насильственного обращения в веру. Не сохранились также документы, свидетельствующие о массовом обращении шведов. Возможно, именно поэтому некоторые исследователи считают, что Швеция принял

какое вероисповедание в скандинавских странах

Христианизация в Швеции происходила в течение долгого времени. В Швеции неизвестны случаи насильственного обращения в веру. Не сохранились также документы, свидетельствующие о массовом обращении шведов. Возможно, именно поэтому некоторые исследователи считают, что Швеция приняла христианство позже своих соседей, хотя, как мы уже отмечали, такие утверждения могут быть приняты лишь с определенной долей условности.

4. Христианство в Исландии

Исландию, которая, строго говоря, не является частью Скандинавии, тем не менее относят к Скандинавскому региону. Исландия была открыта в VIII веке ирландскими монахами. Они обосновались на острове. Таким образом, Исландия – единственная в мире страна, которая была необитаема, до того момента, как туда приплыли монахи и поселились там. Ирландские монахи, несмотря на несовершенство своих судов, безбоязненно плавали по всему Скандинавскому региону. Они предпринимали опасные путешествия в поисках более спокойного места для подвижничества, а также с целью христианской проповеди народам, не слышавшим о Христе. Многочисленные топонимы христианского происхождения свидетельствуют об обширной географии их плаваний.

Исландские источники подтверждают, что ирландские монахи поселились в Исландии раньше других европейцев. Первым европейцем с континента, приплывшим в Исландию, был швед Гардар Свафарссон. Он попал в Исландию случайно, потому что его корабль во время шторма сбился с курса. Это случилось около 862 года. На обратной дороге в Швецию он поведал о новой земле норвежцам.

В 867 году норвежец Ингольф Арнасон впервые отправился в Исландию, а через три года, в 870 году он совершил свое второе путешествие. С этого момента началось массовое освоение Исландии.

Предположительно толчком к такому переселению послужило недовольство норвежцев политикой первого норвежского объединителя Харальда Прекрасноволосого (+933). Недовольство было вызвано прежде всего тем, что объединение разрозненных областей Норвегии в единое целое влекло за собой значительное ослабление власти мелких конунгов и областных правителей. Возможно, это было отчасти связано и с новыми централизованными налогами. В период с 870 по 930 около 20 000 норвежцев переселились на остров вместе со скотом и домашней утварью.

какое вероисповедание в скандинавских странах

Этому предшествовала миссия, посланная архиепископом Гамбургским Адалдагом около 980 года. Затем в 997 году норвежский конунг Олав Трюггвасон предложил исландцам принять христианство. По одной версии, исландцы согласились принять христианство, но потом вернулись к язычеству. Услышав об этом, Олав Трюггвасон послал с посольством к своим соплеменникам двух знатных христиан-исландцев. Он пригрозил уничтожить всех жителей острова, если они не одумаются и не примут вновь христианство.

Эти аргументы подействовали, и исландцы окончательно перешли в христианство. Саги донесли до нас имя первого священника, присланного Олавом Трюггвасоном. Его звали Пормодр. Ему выпала нелегкая задача – совершить в одиночку крещение всех жителей Исландии. После этого на острове была устроена постоянная церковь, были присланы священники. А первый епископ в Исландии появился в 1056 году.

Подводя итог, можно отметить, что контакты скандинавов с другими народами послужили своеобразным мостиком, через который христианство осторожно вступило на скандинавскую землю задолго до официального крещения народа конунгами и установления церковной иерархии. Чаще всего именно с принятием конунгами крещения начинался полноценный процесс христианизации. Вслед за конунгами часто следовала знать и зажиточные люди, которые охотно строили в своих владениях церкви и порой содержали духовенство. В то же время захоронения в шведской Бирке свидетельствуют: нередко простолюдины принимали христианство раньше своих правителей.

какое вероисповедание в скандинавских странах

5. Христианство в Норвегии до святого Олава
5.1. Хронология основных направлений и формы христианизации Норвегии

О христианстве в Норвегии до X века можно говорить, опираясь в большой степени на новейшие данные археологии и истории. Но чем дальше мы будем удаляться вглубь веков, тем более наше исследование будет принимать характер гипотезы, логического построения.

Фритьоф Биркели, епископ Церкви Норвегии, автор нескольких работ, посвященных истории христианства в Скандинавии, справедливо замечает, что, безусловно, христианство проникло в Норвегию через другие страны Европы, расположенные по соседству. Ф. Биркели выделяет пять возможных вариантов того, через какие страны христианство могло прийти на норвежскую землю.

Возможно, впервые семя христианского благовестия заронили здесь еще в IV веке германские племена, которые познакомились с христианством в полуарианском варианте благодаря готскому епископу Вульфиле (ок. 331-38). Полуарианство, как известно, получило сильное распространение среди южно-германских племен.

Другая версия, которую выдвигает Ф. Биркели, основывается на том факте, что с IV века христианство становится сначала дозволенной, а потом государственной религией в Римской империи. Поэтому можно предположить, что новую веру в отдаленные части империи (прежде всего, в Галлию и Британию) принесли с собой римские легионеры.

Третья возможность – ирландско-кельтское христианство, имевшее ярко выраженный восточный характер, с монашеским и монастырским укладом, хотя в первое время без строгой церковной организации. Одной из характерных особенностей ирландского монашества была миссионерско-просветительская деятельность, в том числе и далеко за пределами изначальных поселений.

Четвертая версия связана с завоеванием англосаксами Британских островов. Папа Григорий Великий Двоеслов направил туда в 597 году миссионерскую группу, которая обнаружила остатки церквей более раннего периода. Англосаксонская церковь тоже отличалась большой миссионерской деятельностью во многих частях Европы.

какое вероисповедание в скандинавских странах

Наконец, пятая гипотеза, предложенная епископом Фритьофом Биркели, состоит в возможной роли Франкской церкви, которая, будучи в подчинении церкви Рима, в то же время непосредственно управлялась королем и вела независимую миссионерскую деятельность среди германских племен, не обращенных в арианство. Во время правления императора Карла Великого (742-814) было организовано несколько миссионерских походов. Безусловно, отголоски этой миссионерской деятельности не могли не звучать в сопредельных с империей территориях: в Дании, Норвегии, Швеции.

Если говорить в целом о предпосылках к христианизации Норвегии, то, по единодушному мнению исследователей, уже задолго до главных событий, которые изменили ход истории Норвежского государства, на этой территории выделяется длительный период неофициальной, или, другими словами, естественной христианизации страны.

Многочисленные археологические находки, прежде всего на юге и западе Норвегии, свидетельствуют о развитых контактах, которые существовали в течение двух-трех последних веков первого тысячелетия. Путешествия викингов, речь о которых шла выше, сопровождались не только негативными явлениями и результатами. Они служили также и взаимопроникновению различных культур. Прежде всего, происходило обогащение северян духовными и культурными ценностями передовых европейских стран. Контакты с Византийской Империей, с ее богатейшей культурой, развитым христианским мировосприятием, «цивилизованным» законодательством являлись сильнейшим фактором культурного воздействия на тех, кто знакомился с этим христианским миром.

Интересно, что оценка процесса христианизации Норвегии и в целом Скандинавии у представителей различных научных школ в этих странах существенно отличается. Одни считают, что христианство своим приходом в Норвегию целиком и полностью обязано конунгам-просветителям, их личной инициативе, идеологическим воззрениям. Другие, не умаляя решительной роли конунгов, полагают, что предпосылки к христианизации существовали до них, и сама христианизация страны началась раньше. Иными словами, ко времени начала официальной христианизации, некоторые норвежцы уже приняли крещение, другие же, так или иначе, слышали о новой вере.

какое вероисповедание в скандинавских странах

5.2. Святой Ансгарий

Святой Ансгарий или Ансгар, о котором мы уже не раз упоминали в контексте повествования о христианизации Дании и Швеции, именуется «Апостолом Севера». Поэтому логично рассмотреть возможность влияния его проповеди на Норвегию.

Святой Ансгарий родился около 801года во Франции. Он происходил из знатной пикардийской семьи, проживавшей недалеко от Корби (Corbie). В юном возрасте Ансгарий вступил в Бенедиктинское аббатство в Корби. С 823 года преподавал в монашеской школе в Корвее, «Новом Корби» (Corvey), в Вестфалии, после чего по просьбе датского короля Харальда Клака был направлен королем Людовиком Благочестивым для просвещения Дании. После падения Харальда, Ансгарий вернулся на родину, а затем вновь отправился в путешествие и побывал на этот раз в Швеции.

В 831 году король Людовик призвал святого Ансгария, поставил его настоятелем Корвея и определил ему быть епископом новообразованной Гамбургской епархии (до этого была единая Гамбургско-Бременская епархия). В 832 году он был посвящен в епископы и организовал миссию ко всем скандинавским народам. Затем он побывал в Риме, где папой Григорием IV был возведен в сан архиепископа и назначен папским легатом к скандинавам и славянам.

Нам достоверно известно, что святой Ансгарий проповедовал в Дании и Швеции. С высокой степенью вероятности можно говорить о том, что это была первая официальная церковная миссия в Скандинавии. Однако никаких свидетельств о возможном посещении святым в Норвегии не сохранилось. Скорее всего, таких путешествий он не предпринимал.

Общая позиция ученых по вопросу взаимосвязи между проповедью святого Ансгария и христианизацией Норвегии может быть обобщенно выражена так: «Северный «апостол», Ансгарий, побывал лишь в Дании и Швеции. Его пребывания были краткими, но очень важными. Никакого прямого влияния на христианизацию в Норвегии и Исландии он не оказал. Но косвенное влияние, безусловно, было».

какое вероисповедание в скандинавских странах

5.3. Святая Суннива. Ирландское влияние

Святая Суннива собрала тогда весь свой народ и сказала им: «Мои возлюбленные друзья, я собрала вас здесь, чтобы обсудить положение в нашей стране, которой мы вместе управляли». Далее она обрисовала ту ситуацию, в которой она оказалась. Святая сказала о своем желании расстаться с горестями и переживаниями земной жизни и о своем желании последовать за Христом Спасителем. Она предложила тем, кто бы этого хотел, отправиться с ней, а кто предпочел остаться на родине, волен был сделать так.

Освободив свой народ от всех обязанностей по отношению к ней как к правительнице, она стала готовиться покинуть Ирландию. Но народ очень любил Сунниву за ее доброту и благочестивую жизнь, и поэтому многие не захотели разлучаться со своей любимой правительницей. Святая Суннива села на три корабля с многочисленным народом, который решил последовать за ней, и отправилась в плавание. После долгого плавания корабли попали в шторм возле норвежских берегов и вынуждены были разлучиться. Таким образом, один из кораблей оказался на острове Кинн. Два других корабля, на одном из которых находилась святая Суннива с остальными людьми, приплыли к необитаемому в то время острову Селье. Оба этих острова находятся у западного побережья Норвегии среди других многочисленных островов.

Здесь люди и поселились в пещерах, в изобилии имеющихся на острове. Они проводили время в молитвах, а питались в основном рыбой. Как говорит житийное повествование, через некоторое время их пребывание было обнаружено норвежцами, которые стали подозревать и обвинять чужеземцев в похищении скота. Они обратились к Хокону Ярлу (Håkon Sigurdsson +995), прося его помощи. Хокон отправился со своими воинами на остров, чтобы наказать пришельцев.

Ирландцы, услышав, что на них плывет норвежское войско, стали усердно молиться, чтобы Господь спас и сокрыл их от преследователей. Они не боялись смерти, они боялись попасть в руки язычников и предать свою веру. Тогда, как повествует сказание, Бог услышал их молитву: с неба стали падать камни и покрыли людей в каменных пещерах, где они находились. Когда ярл прибыл на остров, то, к своему удивлению, он никого там не нашел.

Через некоторое время два знатных землевладельца, которых звали Торд Ейгилейвссон и Торд Йорунссон плыли на север в Тронхейм. Проплывая ночью возле острова Селье, они увидели необычный свет. Тогда они сошли на берег и подошли к тому месту, откуда шел свет. Свет потоком выходил из земли и уходил в небо к звездам, и от света исходило необычное благоухание. Тогда два Торда решили известить об этом известного своей мудростью Хокона Я

какое вероисповедание в скандинавских странах

К власти пришел Олав Трюггвасон (+1000). Конунг Олав, который был христианином, услышав от двух Тордов известие о необычном свете, предложил им, прежде всего, принять крещение и стать его друзьями. Те согласились, были крещены, научены вере и с богатыми дарами отпущены. Через некоторое время Олав сам попал на остров. Вместе со своими людьми он раскопал пещеры и в одной из них нашел тело святой Суннивы, которое было неповрежденным. Она лежала в пещере, как будто спала. После этого Олав построил рядом церковь.

Впоследствии там был организован бенедектинский монастырь. В 1170 году тело святой Суннивы было перенесено в Берген, в церковь Христа Спасителя. Она стала покровительницей Бергена. На острове Селье была даже устроена епископская кафедра.

Эрик Рекдал в своем эссе «Дева с Запада. Святая Суннива – первая норвежская святая?» также высказывает мысль, что сейчас сложно со всей вероятностью сказать, идет ли здесь речь о реальной святой. Для нас важно то, что Рекдал считает существование этой традиции почитания святой Суннивы ярким свидетельством ирландского влияния в христианизации Норвегии. А историческая реальность «людей из Селье», как их принято называть в исторической литературе, никогда не подвергалась сомнению. По всей видимости, это были ирландские монахи.

какое вероисповедание в скандинавских странах

Хокон, как мы уже сказали, стал христианином в Англии, но в первые годы своего правления сохранял свою веру в тайне. Когда он посчитал, что его власть достаточно окрепла (около 950 года), он выдвинул требование, чтобы Норвегия стала христианской. Возможно, он сам поехал в Англию, которая ему была очень близка. Там, в знаменитом аббатстве в Гластонбери, он попросил монахов поехать с ним, чтобы проповедовать и учить в окружении конунга, то есть под его покровительством. Вернувшись, он начал проповедовать новую веру, были построены первые церкви. Кроме того, Хокон ввел празднование воскресного дня, установил пост в пятницу.

По мнению другого историка, вероятнее всего, во время миссионерских трудов Хокона, убиты были не все священники, хотя провал его миссионерской деятельности в целом не вызывает сомнения. «Часть с

какое вероисповедание в скандинавских странах

Таким образом, мы вновь видим свидетельства о христианских мучениках на норвежской земле, а, значит, и предпринятые труды Хокона Доброго не были напрасны.

Сейчас довольно трудно судить, насколько глубокой и искренней была вера конунга Хокона. Сложно судить и о том, почему он поддался на уговоры и принял участие в языческих торжествах. Возможно, по мягкости своего характера и не желая огорчить свое окружение, возможно – из страха.

В 960 году Хокон Добрый пал в борьбе с датчанами и своими политическими соперниками. Его окружение и народ дали совершить погребение конунга по языческим обычаям.

какое вероисповедание в скандинавских странах

5.5. Олав Трюггвасон

Гораздо более успешной, по единодушному мнению исследователей, была миссионерская деятельность конунга Олава Трюггвасона. Олав Трюггвасон – одна из самых ярких фигур в истории Норвегии. Его жизнь подробно освещена в повествованиях саг и в других источниках скандинавской истории. О нем написано много литературы – как художественного, так и научно-исторического характера. Его правление подготовило почву для переломного момента в истории Норвегии: перехода от язычества к христианству и окончательному объединению страны.

После смерти Хокона Ярла к власти в Норвегии пришел конунг Олав Трюггвасон. Он родился в 968 году. Согласно повествованию саг, Олав был сыном Трюгве Олавссона, внука Харальда Прекрасноволосого. В раннем возрасте Олав лишился отца, который был убит, и был вынужден бежать со своей матерью Астрид, но по дороге на них напали пираты и разлучили их. Олав был продан в рабство. Через несколько лет его дядя Сигурд, который служил при дворе равноапостольного Владимира, отправился для сбора налогов в Эстланд. Увидев здесь на одном из рынков Олава, он заинтересовался светловолосым мальчиком, который не был похож на других детей в той местности, и, спросив у него о его происхождении, признал в нем своего племянника. Тогда он с радостью выкупил его и привез в Россию. Это произошло около 977 года.

Именно здесь, на Руси, прошли его детские годы. В России он прожил около 10 лет. Это было время незадолго до крещения Руси. Поэтому можно предполагать, что на Руси к тому времени уже были храмы, и Олав мог впервые познакомиться с христианством. Исландские саги повествуют даже о том, что Олав участвовал в крещении Руси, сам ездил в Грецию и привез епископа.

какое вероисповедание в скандинавских странах

Олав Трюггвасон начал свою проповедническую и объединительную деятельность в Вике, где люди легко принимали новую веру, так как этот район долгое время испытывал духовное воздействие «христианского» континента. Затем Олав продолжил свою деятельность вдоль берегов Сёрланна, Южной Норвегии и Вестланна. В Мостере он собрал тинг в 996 году. Результатом тинга стало то, что Южный Вестланн принял христианство. Таким образом, большая часть побережья Южной Норвегии приняла крещение. Потом Олав направил свои усилия в сторону Трёнделага и Хологаланна. Здесь древние верования были укоренены глубже, а это означало, что конунг сам должен был находиться все время на месте, чтобы народ не возвращался вновь к своим языческим традициям и обрядам. В полной мере осознавая стратегическую важность региона Трёнделаг, Олав основал там первую столицу Норвегии – Нидарос, будущий Тронхейм.

Снорри описывает Хокона Доброго, Олава Трюггвасона и Олава Харальдссона как героев. Проникнув глубже литературных украшений, можно легко увидеть, что между ними много схожего. Прежде всего, они были национальными объединителями, развивали государственное устройство таким образом, чтобы оно способствовало укреплению страны/державы как единого целого. Все трое были христианами, все трое, каждый по-своему, вводили в страну христианство, и для всех троих Белый Христос казался не только Спасителем, но и Богом, который мог укрепить власть конунга в Норвегии. Все трое в течение долгого времени жили в чужих странах, прежде чем стать конунгами, и Европа оказала на них сильное духовное в

какое вероисповедание в скандинавских странах

Снорри описывает Хокона Доброго, Олава Трюггвасона и Олава Харальдссона как героев. Проникнув глубже литературных украшений, можно легко увидеть, что между ними много схожего. Прежде всего, они были национальными объединителями, развивали государственное устройство таким образом, чтобы оно способствовало укреплению страны/державы как единого целого. Все трое были христианами, все трое, каждый по-своему, вводили в страну христианство, и для всех троих Белый Христос казался не только Спасителем, но и Богом, который мог укрепить власть конунга в Норвегии. Все трое в течение долгого времени жили в чужих странах, прежде чем стать конунгами, и Европа оказала на них сильное духовное влияние.

Олав Трюггвасон построил ряд церквей, среди которых церковь на Мостере, на Сейле и церковь святого Климента в Тронхейме. Именно в Тронхейм, центр области Трёнделаг, Олав направлял большие усилия, потому что эта западная область Норвегии в наибольшей степени противилась принятию христианства и чаще других областей от него отпадала.

Труды Олава Трюггвасона можно рассматривать как труды апостольские. Помимо трудов по просвещению Норвегии он приложил много усилий для обращения в христианство и других земель. Именно его заслугой стало всенародное принятие христианства в Исландии в 999/1000 году – итог всей деятельности конунга Олава Трюггвасона.

Его труды по христианизации Норвегии и объединению страны вызвали недовольство внутри и за пределами Норвегии. У него нашлись влиятельные враги. Эйрик, сын Хокона Ярла, хотел вернуть себе удел своего отца, Трёнделаг; датский король Свейн Вилобородый хотел вернуть под датское господство Вик. Они объединили усилия и выступили против Олава. В этой битве принимал участие и шведский конунг Олав Шетконунг. Олав Трюггвасон погиб в битве при Сволдере в 1000 году. Такое повествование содержится у Снорри Стурлусона. Норвегия была поделена между не норвежскими конунгами.

Однако исландские биографы Олав Трюггвасона, монахи Одд и Гюнлог (Gunlaug, Odur) говорят, что конунг Олав чудесным образом спасся вплавь и его никогда больше не видели на Севере. После этого он отправился как паломник в Рим, затем продолжил свое путешествие. Добравшись до Сирии, он поселился в пустыне и окончил свои дни в благочестивом подвиге отшельника.

какое вероисповедание в скандинавских странах

1. Гуревич А..Я. Избранные труды. Древние германцы. Викинги. Изд. Санкт-Петербургского университета. 2007.
2. Джаксон Т.Н. Четыре норвежских конунга на Руси. Москва. 2000.
3. Рыбаков В.В. Хроника Адама Бременского и первые христианские миссионеры в Скандинавии. М. 2008.
4. Стурлусон Снорри. Круг Земной. М. 1980.
5. Филиппс А. свящ.Православная Исландия. Электронная версия: http://www.pravoslavie.ru/put/1939.htm
6. Шохин В.К. Святой равноапостольный Ансгарий — просветитель Скандинавии // «Альфа и Омега», №2(20) 1999.
7. Alnæs K. Historien om Norge. Oslo. 1999.
8. Andersen P.S. Samlingen av Norge og kristningen av landet 800-1130. Oslo. 1995.
9. Andrieu-Guitrancourt P. Histoire de l’Empire Normand et de sa civilization. Paris. 1978.
10. Bagge S. Helgen, helt og statsbygger – Olav Tryggvason i norsk historieskrivning gjennom 700 år // Kongsmenn og krossmenn. Red. S. Supphellen. Trondheim. 1992. С. 21-38.
11. Bagge S. The Making of a misionary king. // Journal of English and Germanic Philology. Vol. 105. N. 4. Oct. 2006. С. 473-513..
12. Balling J.L., Lindhardt P.G. Den Nordiske Kirkes historie. København. 1979.
13. Barlow F. The English Church 1000-1066. London and New York. 1979.
14. De Baumgarten N. Olaf Tryggwison Roi de Norvege // Orientalia Christiana Vol. XXVI. Roma. 1931.
15. De Baumgarten N. Saint Vladimir et Conversion de la Russie // Orientalia Christiana Vol. XXVII. Roma. 1932.
16. Bergan H. Olav Tryggvason. Fra vikinghøvding i Russlan til kristningskonge i Norge 995-1000. Porsgrunn. 2009.
17. Birkeli F. Tolv vintrer hadde kristendommen vært i Norge. Oslo. 1995.
18. Bugge A. Norges Historie. Vol.I-II. Kristiania. 1910.
19. The Christianization of Scandinavia. Ed. by B. Sawyer. Alingsås. Sweden. 1987.
20. Conversion and Christianity in the North Sea World. Ed. by B.E. Crawford. St. Andrews. St John’s House Papers No 8. University of St. Andrews. 1998.
21. Den Katoliske Kirke i Norge. Red. av J.W. Gran, E. Gunnes, L.R. Langslet. Oslo. 1993.
22. Elstad H., Halse P. Illustrert norsk kristendomshistorie. Bergen. 2002.
23. Enciclopædia Britannica. Электронная версия: http://www.britannica.com/
24. Graslund A. New perspectives on an old problem: Uppsala and the Christianization of Sweden // Christianizing Peoples and Converting Individuals. Ed. by A. Guyda, I.N. Wood. International Medieval Research. vol. 7. Brepolis. Belgium. 2000. С. 61-70.
25. Hallgeir E., Per H. Illustrert norsk kristendomshistorie. Bergen. 2002.
26. Hellström J.A. Vägar til Sveriges kristnande. Stockholm. 1997.
27. Janson H. Adam of Bremen and the conversion of Scandinavia // Christianizing Peoples and Converting Individuals. Ed. by A. Guyda, I.N. Wood. International Medieval Research. vol. 7. Brepolis. Belgium. 2000. С. 83.
28. Karlsson G. The History of Iceland. Minneapolis. 2000.
29. Krisnandet i Sverige. Gamla källor och nya perspektiv. Red. B. Nilsson. Uppsala. 1996.
30. Larsen K. A History of Norway. New York. 1948.
31. Lausten M.S. A church history of Denmark. Ashgate. 2002.
32. Lidegaard M. Da danerne blev kristne. København. 1999.
33. Lunden T. Sveriges missionärer Helgon och kyrkogrundare. Artos. Storuman. 1983.
34. Maurer K. Die Bekehrung des norwegischen Stammes zum Christenthume. Munchen. 1855-1856.
35. Moseng G., Opsahl E., Pettersen G.I. Sandmo E. Norsk historie I. Oslo 2007.
36. The New Encyclopædia Britannica. Vol. 1. 1994.
37. Ottosen K. A short history of the Churches of Scandinavia. Århus. 1986.
38. Rekdal J.E. Jomfruen fra vest. Sta. Sunniva – den føste norske helgen? // Fra hedendom til kristendom. Red. M. Rindal. Oslo. 1996.
39. Sanmark A. Power and conversion – A comparative study of Christianization in Scandinavia. Uppsala University. 2004.
40. Sawyer B., Sawyer P. Medieval Scandinavia. London. 1993.
41. Sa

какое вероисповедание в скандинавских странах

40. Sawyer B., Sawyer P. Medieval Scandinavia. London. 1993.
41. Sawyer P.H. Kings and Vikings. London. New York. 1994.
42. Selja – heilig stad i 1000 år. Rindal M. (Red.).Oslo. 1997.
43. Steinsland G. Den hellige kongen. Oslo. 2000.
44. Straum O. Norrøn tro og kristningen av Norge. Bergen. 2004.
45. Strömbåck D. The conversion of Iceland. London. 1975.
46. Turville-Petre G. The Heroic Age of Scandinavia. Westport. Connecticut. 1976.
47. Undset S. Helgener. Ashehoug. Oslo. 1992.
48. Vesteinsson O. The Christianization of Iceland. Oxford. 2000.
49. Österlin L. Churches of Northen Europe in profile. Norwich. 1995.

какое вероисповедание в скандинавских странах

Там по ссылке на bogoslov.ru обратите внимание на коммент под статьёй:

Виталий Койсин, Энсхеде
31.10.2010 в 00:50

Спасибо за интересную статью! Немного критики:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *