какое вероисповедание в китае

Религия и религиозный состав Китая

Китаю удалось стать страной, где мирно уживается не только несколько местных, но и мировых религий хоть они и имеют разные основы. Китайская религия заметно отличаются от общих мировых своими принципами и многообразием.

какое вероисповедание в китае

История развития и возникновения религиозных течений в Китае

Местные религиозные вероисповедания (даосизм, буддизм конфуцианство) имеют кардинально отличительные характеристики, если сравнить их с религиями Европы, Америки и стран Ближнего Востока. Первоначально они возникали как философское течение, а не религия. Их главными заданиями было саморазвитие человека и познание мира, понять смысл жизни и быстрее найти место в обществе.

Главной отличительной особенностью китайской религии является то, что здесь нет таких понятий, как «Бог», «рай и ад». Особое внимание уделяют тому, чтобы все конфессии мирно уживались, что редко заметишь в других религиях. Местная религия допускает исповедать сразу несколько верований или придерживаться элементов обрядов нескольких из них.

Многообразие религий в Китае

Из-за того, что Китай долго был закрыт для других стран, его религиозные течения могут казаться однообразными. На самом деле это не так, ведь местное население исповедует до десятка мировых религий. Каждый город (особенно большой) имеет свои этнические группы, свою историю возникновения местной веры, традиции и обряды, которые практикуются только здесь.

Религия современного Китая основана на том, что в ней очень тесно сплетены особенности философии и религиозных учений. Например, местные конфуцианство и даосизм считаются религиями, но они зарождались как философское учение.

Главные причины притока иностранных религиозных течений в Китай

какое вероисповедание в китае

Как бы китайцы не старались, но религиозные иностранные культы также проникли в страну. Главными причинами, которые этому послужили, являются:

Какие 2 религии являются основными в Китае

Вера современного человека плотно вошла во все сферы жизни в Китае. Она имеет влияние на политику и медицину, экономику. Невзирая на то, что сегодня здесь активно уживаются все религиозные конфессии, в Китае все же выделяется 2 основные религии:

какое вероисповедание в китае

Конфуцианства обычно придерживались даже конфуцианские чины и считали его аристократической религией. По этому вероисповеданию каждый член общества должен найти свое место в социуме. И сегодня оно актуально в Китае, поскольку его основные догмы развивают в человеке верность, честность, гуманность и доброту, учат быть ответственными.

какое вероисповедание в китае

Те, кто придерживается идеи даосизма, должны строго следовать его канонам. Дао – своеобразная материя, которая существует только в воображении и является основой религиозного верования. В основу дао входят такие направления философии:

Те, кто придерживается этого вероисповедания, верят, что души бессмертные и после смерти душа просто переходит в общий макромир. Даосизм проповедует не вмешательство в процессы, которые происходят в обществе и природе. Лучше найти способ соединиться и жить в гармонии с миром. Если сравнить эту религию с конфуцианством, то можно найти много различительных характеристик. Если в конфуцианстве человек должен служить только правителю, то по даосизму, чтобы полностью слиться с окружающим миром, нужно стараться стать отшельником и познать законы медитации. По даосизму человек также не имеет право вмешиваться в то, что вокруг происходит. Все будет так, как должно быть. Те, кого заинтересует это вероисповедание, должны знать, что оно разделяется на 2 школы: южную и северную.

Какая религия в Китае в настоящее время

В современном китайском мире основными религиями являются даосизм и конфуцианство. Мирно уживаются с ними и представители других мировых религий. Среди людей старшего поколения много атеистов. Все из-за периода, когда все религии были запрещены, а любое верование наказывалось. Во время «культурного переворота» количество людей, которые не придерживались ни одной религии доходил до 80%.

Религиозный состав Китая в процентах

Аналитическое агентство провело опрос среди китайцев, цель которого было узнать % соотношение современного религиозного состава в стране (в 21 веке).

какое вероисповедание в китае

Получились такие данные:

Выходя из полученных данных можно говорить о том, что основной религией считается даосизм.

Отношение к религии в Китае

Все стало намного проще только после того, как в 1978 году принято новую Конституцию КНР. По ней выражалась свобода вероисповедания для каждого гражданина. После этого начали активно возобновлять храмы, пытались вернуть церковные реликвии. Политику, направленную на возобновления религии в Китае можно назвать удачной. Сегодня в Китае успешно одновременно существуют десятки религий, это мультирелигиозная страна. Разные мировые религии не только мирно существуют, у них получается дополнять друг друга. Самыми популярными религиями сегодня считаются традиционные китайские верования (даосизм, буддизм, конфуцианство). Не так давно сюда пришли христианство и ислам. В меньшинстве остаются религия Белого Камня, моз, дунба.

Источник

Какая религия в Китае преобладает?

Китай — это государство, где мирно сосуществуют разные религии. Кроме трех наиболее распространенных вероисповеданий (буддизм, мусульманство, христианство), в КНР проповедуют даосизм и конфуцианство, которые могут успешно сочетаться в одном храме, а также встречаются представители других различных конфессий.

какое вероисповедание в китае

Философия и основные особенности религиозных культов в Китае

Философия китайцев оказывает большое влияние на все аспекты их жизни: политику, экономику, культуру и веру. Основной особенностью религиозной жизни в КНР является разнообразие ее направлений, духовный плюрализм. Свобода исповедания обозначена в Конституции страны.

Какие 2 религии являются основными в КНР

Среди современных китайцев наибольшей популярностью пользуются два религиозных течения – даосизм и конфуцианство.

Конфуцианство

Эта китайская религия появилась в 6 в. до н.э. Прародителем этого течения признается великий философ Конфуций, но нельзя вычеркивать и 2 других мыслителей, также внесших значительный вклад в его развитие: это Мен-цзы и Сун-цьзы. Их трактаты тоже стали основой развития этой религии.

В конфуцианстве описаны взаимоотношения между:

В старину исследование конфуцианства всегда признавалось аристократичным. Это учение поддерживалось императорской династией Китая. Главная мысль конфуцианства состоит в гуманизации всего сложившегося общества, где любому человеку свойственно собственное место в сложившейся социальной структуре. Приверженность этому культу воспитывает в людях стремление к добру, милосердию, чести и преданности. Оно остается актуальным и сейчас, довольно распространено в различных уголках планеты.

какое вероисповедание в китае

Факт. В КНР это течение называется «школа ученых». «Конфуцианство» — это исключительно западное понятие, не имеющее точного перевода в китайском языке.

Даосизм

Это течение зародилось практически в одно время с конфуцианством на севере Китая. Родоначальником признается древний философ Лао-цзи. Главной мыслью течения является движение по пути Дао, выполнение его канонов. Это ход всех событий мира. Они повинуются его воле, и это активизирует развитие всех сторон жизни людей, целой Вселенной.

Даосисты веруют в бессмертие человеческой души. Основная идея дао – не противодействовать процессу, а сливаться с ним, войти в единый ритм.

Факт. Некоторые исследователи до сих пор не считают конфуцианство и даосизм полноценными китайскими религиями, относя их лишь к философским учениям.

какое вероисповедание в китае

Буддизм

Эта религия пришла из Индии гораздо раньше остальных внешних духовных течений. Это учение более адаптировано к жизни китайцев и поэтому больше распространено по территории. Афганские и индийские мастера создавали настоящие храмы в горах и скалах Китая, позже образы Будды высекали и местные умельцы. В Поднебесной буддизм приобрел собственные, характерные для Китая черты, не свойственные индийскому направлению. Большинство буддистов в Китае – ханьцы — наиболее многочисленная народность в Поднебесной.

Главное в буддизме – достижение состояния нирваны в результате строгого исполнения всех правил и духовных опытов. Покорность и жертвование собой ради возмещения грехов – цель последователей этой религии. Основное внимание направляется на очищение души человека от злобы и трусости. Карма заставляет людей искать правильное решение в течение всей жизни.

какое вероисповедание в китае

Ислам

Мусульманство проникло в Поднебесную вместе с арабскими проповедниками и купцами. Помимо этого, приток некоторых народов (казахи, уйгуры) тоже способствовал распространению этого течения. В КНР сегодня действует Китайская Мусульманская ассоциация, созданная для развития ислама и сотрудничества с мировыми организациями. Всего в стране примерно 60 млн. мусульман, большинство из них проживает в Западных районах страны.

какое вероисповедание в китае

Христианство

Первые христиане появились в Поднебесной в 7в. н.э. в лице несторианских миссионеров. В наибольшей мере в КНР распространены различные ветви этой религии –

какое вероисповедание в китае

Православие

Представители православия в КНР присутствуют уже давно, еще со времен Золотой орды, когда русские военачальники служили при дворе одного из татаро-монгольских городов – Хан балыка, нынешнего Пекина. С 17 в. приверженцы православной церкви жили в Поднебесной постоянно, в основном в северных приграничных провинциях, представленные пленными, торговцами, послами.

В конце 17 в. пленные русские казаки создали в Пекине православную общину, в начале 18в. для их поддержки и укрепления международного сотрудничества была создана Русская духовная миссия.

На сегодняшний день в КНР проживает около 15 тыс. православных христиан. Как вероисповедание национального меньшинства оно признано в отдельных районах – Синцзян, Хэйлунцьцзян и других.

какое вероисповедание в китае

Католицизм

Первые католики появились в поднебесной в 7 в. н.э., но наиболее масштабное распространение этого течения произошло в 19 веке, после опиумных войн. Сейчас в КНР открыто более ста приходов, 5000 церквей, примерно 5 млн. человек исповедуют католицизм.

Факт. Численность христиан в КНР составляет около 100 млн. чел., что превышает количество коммунистов в стране.

какое вероисповедание в китае

Какое религиозное течение в Китае преобладает

Многие исследовательские компании пытались выяснить, какая вера у китайцев преобладает. Согласно различным источникам, наиболее распространенным вероисповеданием в Поднебесной, своего рода народной религией, стало сочетание даосизма, конфуцианства и буддизма. Если то, в кого больше верят китайцы, судить по распространенности обычаев и ритуалов, то лидирует даосизм.

Взаимодействие религиозных культов в КНР с государством

В КНР конституционно закреплена свобода исповедания. Все религиозные течения дошли до текущего времени и поддерживаются своими приверженцами.

Политика руководства страны всегда была связана с верованиями. В период правления Империи больше всего поддерживались идеи Конфуция, потому что одним из их постулатов была служба своему государству и сохранение действующего строя. Приверженцами даосизма в основном были крестьяне и простые рабочие.


Правящая династия во всех направлениях основывалась на духовных течениях, большинство политических действий опиралось на них.

Вера активно применялась в качестве инструмента общеполитической пропаганды. Иностранные миссионеры и проповедники пользовались ею в собственных целях.

какое вероисповедание в китае

В современном Китае религия признается отдельной сферой жизни населения. КНР – большая многонациональная государственная система, и воздействие веры на проводимую политику руководства страны становится малоэффективным.

Причины широкого распространения религиозных культов в Китае

Некоторые распространившиеся духовные течения возникли внутри самого Китая — это даосизм и конфуцианство, другие проникли извне: христианство, ислам, буддизм. Помимо этого, в некоторых отдаленных провинциях еще сохраняется многобожие и поклонение различным силам природы, которое было официальной религией Поднебесной до распространения конфуцианства, буддизма и даосизма.

Наиболее древние религии — конфуцианство, дао и буддизм, развиваясь в течение долгих веков, успешно сочетались между собой, каждая из них находила собственное место в общей системе вероисповеданий Китая. Принципы конфуцианства использовались во взаимоотношениях между людьми, даосизм — в сфере чувств человека, буддизм помогал исправлять грехи, поддерживал мечты о светлом будущем.

Сложившаяся система китайских вероисповеданий образовывалась прежде всего на нижнем уровне социальной иерархии, в виде суеверий, традиций и обычаев. Бедные китайцы даже не выделяли отдельных религий, а обращались сразу ко всем богам.

какое вероисповедание в китае

Главные причины притока иностранных религиозных течений в Китай

Можно выделить несколько главных причин:

Это самый значительный в древнем мире торговый путь, через который люди везли не только товары, но и мысли, идеи, верования. Так население Китая смогло узнать о религиозных культах других народов, обычаях, традициях.

Современное китайское население образовалось в результате значительных миграционных притоков из других территорий. Каждый этнос привносил свою культуру, язык, религию. В результате перемещения многих наций образовалась единая система вероисповедания, состоящая из различных культов.

КНР, как в древности, так и теперь, всегда представляла значительный интерес для других стран. Еще со времен Золотой орды монголы пытались завоевать это государство и внедрить свою религию. В дальнейшем, становясь одной из наиболее активно развивающихся стран мира, она привлекала лидеров других государств, пытавшихся через вероисповедание расширить свое влияние.

Начиная с 7 в. в КНР стали появляться проповедники внешних религий — католицизма, ислама, православия. Они вели активную работу, не всегда успешно, но настойчиво повторяя попытки. В результате на территории страны открыто много церквей, мечетей, храмов, святилищ различного толка.

Центры паломничества в КНР

Они подразделяются по видам религий:

какое вероисповедание в китае

Религиозный состав Китая

Согласно опросу, проведенному специальным аналитическим агентством WIN около половины китайцев (47 процентов) называют себя атеистами, еще 30 относят себя к не религиозному населению. Это объясняется действием государственной политики на стадии становления социалистического строя, а позже – в период «Культурной революции», когда религия испытывала настоящие гонения со стороны правительства. Но к абсолютным атеистам, не верящим ни в одну религию, не исполняющим ритуалы и обычаи, можно отнести лишь 15 процентов проживающих в Китае.

какое вероисповедание в китае

Факт. Большая часть абсолютных атеистов в мире живет в КНР.

По результатам опросов, проведенных уже в 21 в., религиозный состав граждан страны следующий: примерно 80 процентов проживающих в Китае соблюдают обычаи, связанные с народными и даосистскими учениями; 10-15 процентов исповедуют буддизм; 3-4 — последователи христианства, 1,5-2 — приверженцы ислама. Поэтому основной религией Китая можно признать даосизм.

Заключение

Китай — самая населенная страна мира, и большое количество народностей, переплетаясь на протяжении долгой истории развития страны, поддерживали свои религиозные культы, привыкая к веротерпимости по отношению к другим. Проникая извне, новые религии также вплетались в действующую систему. В итоге КНР, конституционно закрепляя свободу вероисповедания, не признает ни одну религию официальной, но толерантно относится к каждой из них.

Источник

Религия в Китае

Из Википедии — свободной энциклопедии

какое вероисповедание в китае

какое вероисповедание в китае

какое вероисповедание в китае

Контакты с Индией, Арабским миром и Европой исторически способствовали религиозному и культурному разнообразию на территории Китая.

В Китае существуют различные религиозные культы. Хуэй, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунсяне, салары и баоань исповедуют ислам, в то время как религия тибетцев, монголов, так и жёлтых уйгуров — буддизм, а у некоторых представителей мяо и яо распространено христианство. Помимо трёх мировых религий — буддизма, ислама и христианства — в Китае ещё существуют своеобразные традиционные религиозные учения — даосизм и конфуцианство. Кроме того, у некоторых национальных меньшинств всё ещё сохраняется первобытное поклонение перед силами природы и многобожие, например, у большинства дауров, орочонов и эвенков — шаманизм.

Некоторые китайцы (ханьцы) являются приверженцами христианства или буддизма, но большинство верующих исповедуют традиционную китайскую религию — даосизм.

В Китае распространён синкретизм: традиционно в китайской религии и философии сплетаются конфуцианство, даосизм и буддизм. Они благополучно сосуществуют, причём зачастую — в пределах одного храма. [1]

В годы культурной революции религия в Китае была запрещена.

Источник

Религия в Китае

Почти половина (47%*) жителей современного Китая считают себя атеистами. Еще 30% считают себя нерелигиозным. Во многом это следствие государственной политики в начальный период становления КНР и затем в ходе «Культурной революции». Однако, к реальным атеистам – тем, кто не верит ни в какие религии, не отмечает религиозные праздники и не соблюдает обычаи, относится 15% населения. Для значительной части жителей Китая религия по-прежнему занимает важное место в жизни.

*Опрос международного социологического агентства WIN / Gallup International (2012). Во время всекитайской переписи населения (2010) вопрос о религиозных воззрениях на задавался.

Нерелигиозные
верования
БуддизмДаосизмХристианствоИслам
73.56%15.87%0.85%2.51%0.45%

Конфуцианство

Под конфуцианством понимают этико-философское учение, основы которого заложил Конфуций. Базовым принципом учения была гармония, единство. Каждый человек должен знать свои обязанности и права, выполнять долг перед страной и проявлять уважение к предкам. Интересно, что жители Китая называют это понятие «школа ученых книжников» либо просто «школа ученых».

Народная религия в Китае

Любое описание китайских религиозных систем, не затрагивающее богов и богинь, которым с удовольствием поклоняется народ, будет в высшей степени неполным. Притом, что китайцев не особенно беспокоят религиозные доктрины, их очень интересуют обожествленные смертные и воображаемые существа, от которых, по их мнению, зависит распределение жизненных благ.

Даосизм

Буддизм

Буддизм появился в Китае в правпение династии Хань. Сведения о нем проникли в Китай еще до нашей эры, но распространяться он начал позднее, когда находившемуся в то время у власти императору явидось, по преданию, чудесное видение во сне: человек ростом шестнадцать футов, с ярким ореолом вокруг чела. Поскольку видение явилось ему с запада, император направил гонцов в этом направлении, и онн возвратились с образом Будды и буддийскими сочинениями. К IX веку это учение, восприняв многие идеи из китайской философии, укоренилось в стране, получив большое распространение среди простого народа. Cложилось три главных направления: китайский буддизм, тибетский буддизм (ламаизм) и палийский буддизм. Вместе с буддизмом в Китае раепространилось также влияние индийского искусства, из Китая оно проникло в Корею, а оттуда в Японию.

Религиозный синкретизм в Китае в историческом аспекте

Описывая ситуацию религиозного синкретизма в Китае, Бичурин указывал, что там под словом «религия» (цзяо — «учение») понимают «само вероучение, т.е. известный образ мыслей в отношении к богопочитанию и нравственности», тогда как обряды («форма внутр. действий») одной религии не считаются имеющими преимущество перед обрядами других религии. Выделял «три народных религии» — «религию ученых» (конфуцианство), «религию даосов» (даосизм) и «религию фоистов» (от кит. фо-цзяо), или «буддистскую религию» (буддизм), к которым «по видам политическим допущены шаманство и ламаизм» (отделяемый им от китайского буддизма). Исток «религии ученых» видел в исконной народной религии, основание которой есть «поклонение верховному божеству Шан-ди — всеобщей душе — в частях» (т.е. духам) и «обожание предков»; затем «присовокуплено к сему обожание людей, прославившихся добродетельною жизнью». Последующее умножение числа «обожаемых предметов» считал «следствием пантеизма религии ученых», основанной на «философии, которая через училищное воспитание проникла все сословия народа», причем «большая часть древних положений сей философии состоит из начал религиозных». «Нравственное учение религии ученых основано на естественном законе», суть которого — «безусловное повиновение родителям при жизни и обожание их по смерти», этот закон распространен на отношения к монарху и всем вышестоящим. Главным предписанием этой «религии» по отношению к обществу Бичурин читал «золотое правило морали»: «не делать другим ничего такого, чего себе не хотим», а по отношению к социальным ролям — «поступать всегда соответственно тому месту, на котором обстоятельствами поставлен». Основу доктрины «религии ученых» виде в положении о доброй «природе» человека.

Религии в КНР в новейшее время

В 1950 году компартия издала директиву для представителей власти во всех регионах и провинциях, требуя от них наложения запрета на религиозные организации и общественные формирования. Власти участвовали в расформировании организаций христиан, даосов, буддистов и т.д., требуя от их членов зарегистрироваться и раскаяться, с тем чтобы стать новыми людьми. Если организации не регистрировались в срок, то после выявления нарушения их подвергали суровому наказанию. В 1951 году были приняты суровые установления в отношении тех, кто продолжал вести религиозную деятельность.

Источники по религии в Китае

Бичурин [Иакинф]. Книга «Описание религии ученых» (1844) Из первой главы:
«В настоящее время в Китае находится шесть религий. Первая есть религия ученых, по-китайски Жу-цзяо. Можно сказать, что она есть религия правительства, религия всего китайского народа, даже частию религия маньчжуров и монголов; потому что занимающие гражданские должности внутри Китая все обязаны исполнять ее предписания, утвержденные государственными законами. Второю считается религия Будды, по-китайски Ши-цзяо. В правилах отшельнической жизни и в обрядах богослужения она во многом разнствует от буддайской религии, исповедуемой ныне в Тибете и Монголии, несмотря на то что последняя происходит от одного корня с первою. Третье место занимает религия Даосов, по-китайски Дао-цзяо. Она исподволь образовалась из превращенного изъяснения философских мнений мыслителя Лао-цзы. Последние две религии терпимы в Китае около 2000 лет и с религиею ученых известны под общим названием Сань-цзяо, что значит три учения или три закона. Четвертая есть новейшая буддайская религия, по-китайски Ху-ан-цзяо, что значит желтый закон; в России сия религия более известна под названием ламайской, так названной от слова Лама, почетного названия высшего духовенства в сей религии. Правительство, по видам политическим, уважает членов сей религии, но китайский народ не держится правил ее. Пятая религия есть шаманская, по-китайски Тьхяо-шень, что значит пляска пред духами. Сия религия вошла в Пекин с царствующим ныне в Китае Домом Цин, но в китайском народе совершенно неизвестна. Даже она не носит названия религии, и обряды ее положены в числе придворных, а не религиозных церемоний. Шестая религия есть могамметанская, по-китайски Хой-хой цзяо, исповедуемая одними туркестанцами, издревле поселенными в Китае. Из исчисленных шести религий только религия ученых будет предметом нашего обзора.

Китайцы начало религии ученых почитают священным: но божественность ее представляют, в сравнении с религиями у других народов, совершенно в другом виде. Они выводят происхождение сей религии из самой природы человека.

Каждое членосоставное существо в мире подчинено естественному закону, который с первой точки его бытия до последней точки разрушения действует в нем сообразно устроению телесного состава. Человек, как вещественное звено сего мира, также находится под влиянием естественного закона: но, получив преимущественно пред всеми существами разумную душу, он, сверх того, подчинен нравственному закону, с которым обязан сообразоваться во всех своих поступках.

Нравственный закон человека не заключен в членов-ном устроении телесного его состава. Он напечатлен в пяти добродетелях души, влиянных ей Небом. Сии пять добродетелей суть: человеколюбие, справедливость, обряд, знание, верность. Это суть свойства разумной души, составляющие природу ее. Человеколюбие есть любовь к ближнему. Оно имеет основанием общее у всех народов правило: чего себе не желаешь, того не делай другому. Справедливость побуждает воздавать каждому должное. Иметь почтение к высшим, вежливость пред равными, благосклонность к низшим суть главные правила справедливости. Обряд есть благоприличие в поступках; он предписывает человеку известный образ движений или действий в отношениях к Небу, к ближнему и самим себе. Под знанием разумеется способность души познавать вещи посредством исследования причин каждой вещи; такое познание вещей раскрывает нам сообразность и несообразность дел наших с правилами нравственного закона. Верность заключает в себе решимость и постоянство, необходимые для совершенствования и утверждения высших четырех добродетелей.

Из сего определения добродетелей само собою открывается, что человеколюбие и справедливость собственно составляют основание нравственного закона; обряд и знание способствуют исполнению высших двух добродетелей, а верность — усовершенствованию всех четырех. Вследствие таковых понятий о нравственной стороне человека религия ученых по внутренним ее действиям на справедливости основана, по внешним — на обряде: но в обоих случаях проистекает из природы человека.

Хотя люди рождаются в свете все с одинаковою природою, и посему чувствования ее в каждом человеке должны быть равно ясны и внятны, но примесь в качествах телосложения, воспитание и частные хотения заглушают голос природы — и посему немногие бывают в состоянии вполне постигнуть и определить образ действий, согласных с нравственным назначением человека. Сии немногие суть чистые, или Святые, которых небо иногда посылает в мир для просвещения народов. Будучи сложены из чистейших стихийных начал, они по внутреннему сознанию ясно видят все, что человек обязан делать сообразно с нравственною его природою. По сему-то внутреннему сознанию древние святые начертали правила, по которым человек может вполне совершить обязанности, возложенные на него в отношении к первой вине мира. В сем смысле китайцы признают божественность происхождения религии. Впрочем, они таким же образом судят об обрядах всех других религий и установителей их поставляют на одной степени с своими Святыми; а порицают правила, которые кажутся им несообразными с здравым разумом или природою человека. Китаец, монгол и маньчжур будут молиться в каждом иноверческом храме, но исправлять поклонение по своему обычаю».

Макс Вебер. Книга «Религия Китая: конфуцианство и даосизм» (1915) стала второй крупной работой Вебера в области социологии религии. Здесь он уделил внимание тем характеристикам китайского общества, которые отличали его от западного, особым образом указав на противоречие некоторых из них пуританской этике. Исследуя китайские религии, Вебер пытался объяснить, почему капитализм не был рождён китайской культурой без внешнего влияния. Он писал о развитии городов Китая, китайском чиновничестве и патриархальном укладе общества, местной религии и философии, по большей части — о конфуцианстве и даосизме.

Фрагмент из VII главы:
«Китайский официальный государственный культ служил интересам всего общества, культ предков — интересам рода, а чисто индивидуальные интересы не учитывались ни в первом, ни во втором. Все большая деперсонализация главных природных духов, превращение их культа в официальный ритуал, выхолащивание из этого ритуала всех эмоциональных элементов и, наконец, приравнивание его к обычным общественным конвенциям — все это было результатом усилий благородного слоя образованных интеллектуалов, совершенно игнорировавшего типичные религиозные потребности масс. Гордый отказ от всего потустороннего и от посюсторонних гарантий индивидуального религиозного спасения был возможен лишь внутри слоя знатных интеллектуалов. И хотя через единственно разрешенное к преподаванию классическое учение эти взгляды навязывались и не мандаринам, это не могло заполнить возникшую пустоту. Трудно поверить, что различные функциональные боги, а затем и обожествленные герои стали возникать уже после Конфуция, когда в литературе впервые внезапно появляются подобные божества. Эти формы повсюду были свойственны именно более ранним стадиям: функциональные боги («владыки») грома, ветра и т. д. типичны для крестьянской религии, а обожествленные герои свойственны феодальной эпохе, которая в Китае к тому времени давно завершилась. Специализация и закрепление функций китайских богов, включая богиню отставки, как и аналогичная специализация римских numina, были следствием конвенционального характера культа, усилившегося при господстве бюрократии. Первым примером того, что реальная историческая личность стала предметом культа, является канонизация Конфуция. Двусмысленная официальная терминология и еще более двусмысленные изображения позволяют по многим чертам опознать в боге неба существо, первоначально понимавшееся персонифицировано: (материалистически обусловленная) деперсонификация завершается лишь в XII веке нашей эры. Народные массы, которым был закрыт прямой доступ к высшим обезличенным существам государственного культа посредством молитв и жертвоприношений, видимо, продолжали почитать в домашнем культе изначального «владыку неба»; позже возникли легенды о его рождении, правлении, отшельничестве и вознесении, которые, естественно, игнорировались носителями официального культа неба. Другие известные в Новое время народные божества, игнорировавшиеся официальным культом и причислявшиеся конфуцианством лишь к разряду «духов», конечно, также являются очень древними функциональными богами. Более подробно проблему изменения характера этих божеств (вопрос об «анимизме») и способа восприятия чудодейственных природных объектов и артефактов (вопрос о «фетишизме») может рассматривать только специалист. Нас здесь скорее должно интересовать расхождение позиции официальной церкви и неклассической народной религии с точки зрения того, могли ли народные верования стать источником альтернативного методического ведения жизни. Культы большинства народных божеств, если они не были буддийского происхождения, всегда рассматривались конфуцианством и подчиненным ему ведомством спасения в качестве ереси. Подобно ориентированному на конфуцианство ведомству спасения, эта ересь была, с одной стороны, культовой практикой (и колдовством), а с другой — учением».

Религия и вероисповедание в современном Китае

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *