Удмурты и финны что общего

Финно-угорские народы: история и культура

Происхождение и ранняя история финно-угорских народов до сего времени остаются предметом научных дискуссий. Среди исследователей наиболее распространено мнение, что в древности существовала единая группировка людей, говоривших на общем финно-угорском праязыке. Предки нынешних финно-угров до конца третьего тысячелетия до н. э. сохраняли относительное единство. Они были расселены на Урале и западном Приуралье, а возможно, также и в некоторых прилегающих к ним районах.

В ту эпоху, называемую финно-угорской, их племена контактировали с индоиранцами, что нашло отражение в мифах и языках. Между третьим и вторым тысячелетиями до н. э. отделились друг от друга угорская и финно-пермская ветви. Среди народов последней, расселившихся в западном направлении, постепенно выделились и обособились самостоятельные подгруппы языков:

В результате перехода населения Крайнего Севера на одно из финно-угорских наречий образовались саамы. Угорская группа языков распалась к середине I тысячелетия до н. э. Разделение прибалтийско-финской произошло в начале нашей эры. Пермская просуществовала несколько дольше – до восьмого столетия.

Большую роль в ходе обособленного развития этих языков играли контакты финно-угорских племён с балтийскими, иранскими, славянскими, тюркскими, германскими народами.

Территория расселения

Финно-угорские народы в наши дни преимущественно проживают в Северо-Западной Европе. Географически они расселены на огромной территории от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, нижнего и среднего Притоболья.

Венгры – единственный народ финно-угорской этноязыковой группы, образовавший своё государство в стороне от других родственных им племён – в Карпато-Дунайской области.

Удмурты и финны что общего

Общая численность народов, разговаривающих на уральских языках (к ним относятся финно-угорские вместе с самодийскими), составляет 23-24 миллиона человек. Самыми многочисленными представителями являются венгры. Их в мире более 15 миллионов человек. За ними следуют финны и эстонцы (5 и 1 миллион человек, соответственно). Большинство прочих финно-угорских этносов проживает в современной России.

Финно-угорские этносы на территории России

Русские переселенцы массово устремились на земли финно-угров в XVI-XVIII столетиях. Чаще всего процесс расселения их в этих краях происходил мирно, однако некоторые коренные народы (например, марийцы) долго и ожесточённо сопротивлялись присоединению своего края к Российскому государству.Удмурты и финны что общего

Христианская религия, письменность, городская культура, привнесённые русскими, со временем стали вытеснять местные верования и наречия. Люди переезжали в города, переселялись на сибирские и алтайские земли – туда, где основным и общим был русский язык. Впрочем, и он (в особенности его северный диалект) впитал много финно-угорских слов – заметнее всего это в области топонимов и названий явлений природы.

Местами финно-угорские народы России смешались с тюрками, приняв мусульманство. Однако значительная их часть всё же была ассимилирована русскими. Поэтому данные народы нигде не составляют большинства – даже в тех республиках, которые носят их имя. Тем не менее, согласно переписи населения в 2002 году, в России встречаются очень значительные по численности финно-угорские группы.

Численность некоторых народов не превышает тридцати тысяч человек: ханты, манси, вепсы. Ижорцы насчитывают 327 человек, а народ водь – только 73 человека. Живут в России также венгры, финны, эстонцы, саамы.

Развитие финно-угорской культуры в России

Всего в России проживает шестнадцать финно-угорских народов. Пять из них имеют свои национально-государственные образования, а два – национально-территориальные. Прочие же расселены дисперсно по всей стране. На общегосударственном и местном уровне разрабатываются программы, при поддержке которых изучается культура финно-угорских народов, их обычаи и диалекты. Так, саамский, хантыйский, мансийский преподают в начальных классах, а коми, марийский, удмуртский, мордовский языки – в средних школах тех регионов, где проживают большие группы соответствующих этносов.

Существуют специальные законы о культуре, о языках (Марий Эл, Коми). Так, в Республике Карелия действует закон об образовании, закрепляющий право вепсов и карелов обучаться на своём родном языке. Приоритет развития культурных традиций этих народов определяет Закон о культуре. Также в республиках Марий Эл, Удмуртии, Коми, Мордовии, в Ханты-Мансийском АО существуют собственные концепции и программы национального развития. Создан и действует Фонд развития культур финно-угорских народов (на территории республики Марий Эл).

Финно-угорские народы: внешность

Предки нынешних финно-угров произошли в результате смешения палеоевропейских и палеоазиатских племён. Поэтому во внешности всех народов данной группы присутствуют как европеоидные, так и монголоидные черты. Некоторые учёные даже выдвигали теорию о существовании самостоятельной расы – уральской, являющейся «промежуточной» между европейцами и азиатами, однако эта версия имеет мало сторонников.

Финно-угры неоднородны в антропологическом отношении. Однако характерными «уральскими» чертами в той или иной мере обладает любой представитель финно-угорского народа. Это, как правило, средний рост, очень светлый цвет волос, «курносый» нос, широкое лицо, негустая борода. Но проявляются эти особенности по-разному.

Удмурты и финны что общего

Так, мордвины-эрзя – рослые, обладатели светлых волос и голубых глаз. Мордвины-мокша — напротив, ниже ростом, широкоскулые, с более тёмными волосами. У удмуртов и марийцев нередко встречаются характерные «монгольские» глаза с особой складкой у внутреннего угла глаза – эпикантусом, очень широкие лица, жидкая борода. Но при этом волосы у них, как правило, светлые и рыжие, а глаза – голубые либо серые, что характерно для европейцев, но никак не монголоидов. «Монгольская складка» встречается также у ижорцев, води, карел и даже эстонцев. Коми выглядят по-разному. Там, где бывают смешанные браки с ненцами, представители этого народа раскосы и черноволосы. Другие коми, напротив, скорее походят на скандинавов, однако более широколицы.

Религия и язык

Финно-угры, живущие в европейской части России, — преимущественно православные христиане. Однако удмурты и марийцы местами сумели сохранить древнюю (анимистическую) религию, а самодийские народы и жители Сибири – шаманизм.

Финно-угорские языки являются родственными современным финскому и венгерскому. Народы, говорящие на них, составляют финно-угорскую этноязыковую группу. Их происхождение, территория расселения, общность и различие во внешних чертах, культуре, религии и традициях – предметы глобальных исследований в области истории, антропологии, географии, лингвистики и ряда других наук. Вкратце осветить эту тему постарается данная обзорная статья.

Народы, входящие в финно-угорскую этноязыковую группу

Основываясь на степени близости языков, исследователи разделяют финно-угорские народы на пять подгрупп. Основу первой, прибалтийско-финской, составляют финны и эстонцы – народы, обладающие собственными государствами. Проживают они также и на территории России. Сету – небольшая группа эстонцев – расселена в Псковской области. Самый многочисленный из прибалтийско-финских народов России – карелы. В быту они употребляют три автохтонных диалекта, в то время как литературным языком у них считается финский. Кроме того, к этой же подгруппе относятся вепсы и ижорцы – маленькие народы, сохранившие свои языки, а также водь (их осталось менее ста человек, собственный язык утрачен) и ливы.

Удмурты и финны что общего

Вторая – саамская (или лопарская) подгруппа. Основная часть народов, давших ей название, расселена в Скандинавии. В России саамы проживают на Кольском полуострове. Исследователи предполагают, что в давние времена эти народы занимали более значительную территорию, однако впоследствии были оттеснены севернее. Тогда же произошло замещение их собственного языка одним из финских наречий.

В третью подгруппу, составляющую финно-угорские народы – волжско-финскую – входят марийцы и мордва. Марийцы – основная часть населения республики Марий Эл, живут они также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии и ещё ряде российских областей. У них выделяют два литературных языка (с чем, однако, согласны не все исследователи). Мордва – автохтонное население республики Мордовия; в то же время значительная часть мордвинов расселена по всей России. В составе этого народа – две этнографические группы, каждая со своим литературным письменным языком.

Четвёртая подгруппа называется пермской. Она включает коми, коми-пермяков, а также удмуртов. Ещё до октября 1917 года по уровню грамотности (правда, на русском языке) коми приближались к самым образованным народам России – евреям и русским немцам. Что касается удмуртов, то их диалект сохранился по большей части в сёлах Удмуртской республики. Жители же городов, как правило, забывают и коренной язык, и обычаи.

К пятой, угорской, подгруппе относятся венгры, ханты и манси. Хотя низовья Оби и северный Урал отделяет от венгерского государства на Дунае множество километров, эти народы на самом деле являются самыми ближайшими родственниками. Ханты и манси относятся к малым народам Севера.

Исчезнувшие финно-угорские племена

К финно-угорским народам относились и племена, упоминания о которых в настоящее время сохранились лишь в летописях. Так, народ меря обитал в междуречье Волги и Оки в первом тысячелетии нашей эры – существует теория, что он впоследствии слился с восточными славянами.

То же самое произошло и с муромой. Это — ещё более древний народ финно-угорской этноязыковой группы, некогда населявший бассейн Оки. Давно исчезнувшие финские племена, проживавшие вдоль рек Онеги и Северной Двины, исследователи называют чудью (согласно одной из гипотез, они были предками современных эстонцев).

Общность языков и культуры

Объявив финно-угорские языки единой группой, исследователи подчёркивают эту общность как главный фактор, объединяющий народы, говорящие на них. Однако уральские этносы, несмотря на сходство в структуре их языков, всё же понимают друг друга далеко не всегда. Так, финн, безусловно, сумеет объясниться с эстонцем, эрзянин – с мокшанином, а удмурт – с коми. Однако народы этой группы, территориально отдалённые друг от друга, должны приложить довольно много усилий, чтобы выявить в своих языках общие черты, которые помогли бы им вести разговор.

Языковое родство финно-угров прежде всего прослеживается в сходстве лингвистических конструкций. Это существенно влияет на формирование мышления и мировоззрения народов. Несмотря на различие культур, данное обстоятельство способствует возникновению между этими этносами взаимопонимания. Одновременно своеобразная психология, обусловленная мыслительным процессом на этих языках, обогащает общечеловеческую культуру их уникальным видением мира.

Так, в отличие от индоевропейца, представитель финно-угорского народа склонен с исключительным уважением относиться к природе. Финно-угорская культура во многом также способствовала стремлению этих народов мирно приспособиться к соседям – как правило, они предпочитали не воевать, а мигрировать, сохраняя свою самобытность. Также характерная черта народов данной группы – открытость к этнокультурному взаимообмену. В поиске путей укрепления взаимоотношений с родственными народностями они поддерживают культурные контакты со всеми теми, кто их окружает.

В основном финно-уграм удалось сохранить свои языки, основные культурные элементы. Связь с этническими традициями в этой области прослеживается у них в национальных песнях, танцах, музыке, традиционных блюдах, одежде. Также до наших дней дошли многие элементы их старинных обрядов: свадебных, похоронных, поминальных.

Источник

Финно-угорские народы

История этих народов ничуть не менее древняя и местами даже ещё более трагичная, нежели история самих славян – происхождение и тех, и других до сих пор является предметом научных диспутов, и порой самых жарких; как и славяне, финно-угорские народы составляли когда-то единое целое и были монолитом, то есть до поры до времени сохраняли некое единство и даже, гипотетически, говорили на одном прафинно-угорском, а до того прауральском языке, а прежним местом их расселения были земли в Западном Предуралье, собственно Средний Урал и некоторые области Волжско-Камского бассейна.

Классификация народов и их численность

Народы финно-угорской этноязыковой общности традиционно принято делить на финнов и угров.

Отечественные специалисты-этнографы доводят их общую нынешнюю численность до 26,5 млн человек, проживающих в странах Старого и Нового Света, по обе стороны Атлантического океана, включая сюда, вполне естественно, Россию, США и даже Канаду.

Наиболее многочисленными из них на сегодня являются государствообразующие венгры или мадьяры, а их около 15 млн человек, которые к тому же сами делятся на разные субэтнические группы, включая сюда экзотических мадьярабов, а к числу малых или, точнее, самых малочисленных финно-угорских народов относятся, судя по всему, манси и вепсы – их 12,5 тысяч и 6,4 тысяч человек соответственно.

Удмурты и финны что общего

Финно-пермская группа

Прибалтийско-финская подгруппа

Пермская подгруппа

Удмурты и финны что общего

Волжско-финская подгруппа

Саамская подгруппа

– состоит исключительно из

Угорская группа

Обская подгруппа

– включает два малых народа:

Дунайская подгруппа

– состоит из нескольких разных по величине субэтносов венгров (мадьяр или угров):

Удмурты и финны что общего

Финно-угорские народы на территории России

Ещё в раннем Средневековье Новгород Великий, точнее, словены новгородские наладили устойчивые торговые связи с соседями емью, сумью и лопарями-саамами, летописной лопью, когда между участниками существовал натуральный обмен продуктами охоты, рыболовства и бортничества, а уже в первой половине XIII века новгородцы-ушкуйники не только ходили походами в Скандинавию и на Кольский полуостров, но и, по всей видимости, подчинили внутренние области второго своей власти – об этом, в частности, косвенно свидетельствуют переговоры 1251 года между норвежским конунгом Хаконом Старым и русским князем Александром Невским об установлении северных границ владений Норвегии в Лапландии (Финмарк).

Войдя в тесное соприкосновение с племенами, населявшими тогда Финляндию, новгородцы частично их ассимилировали, большей же частью просто вытеснили их дальше на запад и северо-запад.

С падением в 1478 году новгородской вольницы и подчинением Новгорода Москва постепенно потеряла его прежние завоевания в восточной Финляндии, которые, впрочем, удалось частично вернуть уже при Грозном Царе, а затем, ещё полтора столетия с небольшим спустя, при Петре Великом, а после при Елизавете Петровне – когда Старая Финляндия оказалась в составе Российской Империи, а в 1809 году при Александре Благословенном вообще вся нынешняя Финляндия стала в одночасье русской землёй.

Немногим раньше началась русская колонизация мордовских земель к юго-востоку и востоку от Нижнего Новгорода или Новгорода на Низу, основанного в 1221 году великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем у слияния двух великих русских рек Волги и Оки больше в качестве перевалочной базы при продвижении русских в глубь означенных земель, для покорения мордвы, находившейся тогда в вассальной зависимости от Волжско-Камской Булгарии.

Дело кончилось полным покорением туземцев, установлением в XVI – XVII столетиях новых засечных черт по линии Темников – Алатырь и Инсар – Шишкеев – Саранск и основанием крепостей, которые со временем «эволюционировали» в города, центры ремёсел и торговли.

XVIII век в истории мордвы и черемис (равно горных и луговых) был ознаменован тотальной христианизацией этих народов, зачастую насильственной, что приводило к восстаниям вроде вялотекущего Терюшевского восстания 1743 –1745 годов.

Но не до того, ни в дальнейшем ни одно из финно-угорских племён не играло сколь-нибудь заметной или активной роли в русской или европейской истории, за исключением, до некоторой степени, тех же венгров.

По данным 2002 года в Российской Федерации общая численность финно-угров доходила до 2,6 млн человек.

А перепись населения 2010 года показала, что из финно-угорских народов, проживающих на территории нашей страны, больше всего мордвы двух субэтносов – мокша и эрзя, 744 237 человек (не очень понятно, правда, включены ли в это число эрзяне-шокша и «отатарившиеся» мокшане-каратаи), а меньше всего представителей народностей ижора – 226 человек, и водь – этих всего 64 человека.

А наибольшее их число пришлось на «застойный» 1970 год, когда в Советском Союзе проживали 4,3 млн представителей финно-угорских народов.

Кстати, ещё один древний мордовский субэтнос, терюхане, предположительно из эрзян, некогда жившие в Терюшевской волости Нижегородского уезда ныне считается исчезнувшим, в течение XX столетия полностью ассимилировавшимся с русскими, как некогда полностью ассимилировались с русскими мурома, весь и меря, в той или иной степени оказав тем самым влияние на их расовые признаки.

Удмурты и финны что общего

Внешность финно-угорских народов

Во внешнем облике представителей финно-угорских народов одинаково сочетаются европеоидные, узкое лицо, светлые волосы и другое, и монголоидные, широкое лицо, тёмные волосы и так далее, черты.

В особенности это хорошо видно на примере двух соседних народов мордвы мокша и эрзя: первые – низкорослые, и для них в большей степени характерны широкие скулы и те же тёмные волосы, в то же время вторые – «истинные арийцы»: они высокорослы, у них заметно более узкие лица, светлые волосы и голубые глаза.

А вышеупомянутые удмурты (они же вотяки) и черемисы, то бишь нынешние мари или, официально, марийцы, эти «последние язычники Европы», зачастую являются обладателями явно монголоидных черт: пресловутой «монгольской складки» верхнего века у внутреннего угла глаза, то есть эпикантуса, широких «морд лица», у мужчин покрытых жиденькой растительностью. Более того, язык тех же мари считается самым «тюркизированным» из всех финно-угорских языков.

Кстати, упомянутую «монгольскую складку» можно также рассмотреть у некоторых представителей води, той же ижоры, современных карел или эстонцев.

Удмурты и финны что общего

Религия

Считается, что гипотетические предки нынешних финно-угров прауральцы исповедовали анимизм – веру в духов и одушевлённость всего сущего.

Понятно, что теперь большая (ударение на первом слоге) часть финно-угров в России придерживается Православия, однако, в некоторых местностях удмурты и марийцы до сих пор сохраняют прародительский анимизм, а родственные им в языковом плане самодийцы или самоеды Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края в большинстве своём традиционно остаются приверженцами шаманизма.

Нынешние финны и саамы – лютеране и православные, в Эстонии также преобладает лютеранство, венгры в большинстве своём католики и так далее.

Удмурты и финны что общего

Языки

По языковому признаку финно-угров исторически делят на четыре основные группы:

В настоящее время также существует несколько иное деление финно-угорских народов по языковому признаку, предусматривающее существование пяти групп, где в качестве пятой (она же вторая) присутствует лопарская или саамская группа с включением в неё народов, в том числе тех же лопарей, издревле населяющих Кольский полуостров.

Исчезнувшие финно-угорские племена

Как уже говорилось выше, полностью исчезли ассимилировавшись с завоевавшими их русскими и татарами обитавшие в Волжско-Окском междуречье меря – древний финно-угорский народ, имевший когда-то серьёзные торгово-экономические связи с Ближним Востоком, о чём, в частности, свидетельствует клад с серебряными дирхемами VIII – IX века, найденными при закладке фундамента Храма Христа Спасителя в Москве; ту же судьбу разделили с меря не менее древние мурома, некогда населявшие бассейн Оки и мещера, также жившие по среднему течению Оки.

Здесь же следует помянуть и чудь, проживавшую по берегам Онеги и Северной Двины и также растворившихся во Времени весь, ареалом обитания которых, согласно трудам некоторых арабских географов и историков Средневековья, были территории к северу от Волжско-Камской Булгарии.

Источник

Фино-угры

Удмурты и финны что общегоРассматривая географическую карту России, можно заметить, что в бассейнах Средней Волги и Камы распространены названия рек, оканчивающиеся на «ва» и «га»: Сосьва, Изьва, Кокшага, Ветлуга и т. д. В тех местах живут финно-угры, и в переводе с их языков «ва» и «га» означают «река», «влага», «мокрое место», «вода». Однако финно-угорские топонимы<1> встречаются не только там, где эти народы составляют значительную часть населения, образуют республики и национальные округа. Ареал их распространения значительно шире: он охватывает европейский север России и часть центральных областей. Примеров можно привести немало: старинные русские города Кострома и Муром; реки Яхрома, Икша в Московской области; деревня Веркола в Архангельской и т. д.

Некоторые исследователи считают финно-угорскими по происхождению даже такие привычные нам слова, как «Москва» и «Рязань». Как полагают учёные, в этих местах когда-то жили финно-угорские племена, и ныне память о них хранят древние названия.

КТО ТАКИЕ ФИННО-УГРЫ

Ещё этнографы XIX в. отмечали необычайно высокий уровень национального самосознания марийцев. Они упорно сопротивлялись присоединению к России и крещению, и до 1917 г. власти запрещали им жить в городах и заниматься ремёслами и торговлей.

<2>Русский историк XVIII в. В. Н. Татищев писал, что удмурты (прежде их называли вотяками) молитвы свои совершают «при каком-либо хорошем дереве, однако не при сосне и ели, которые листа, ни плода не имеют, а осину почитают за проклятое дерево. «.

ГДЕ ЖИЛИ И ГДЕ ЖИВУТ ФИННО-УГРЫ

РУССКИЕ И ФИННО-УГРЫ

В XVI-XVIII вв. на земли финно-угров устремились русские переселенцы. Чаще всего заселение было мирным, но иногда коренные народы сопротивлялись вхождению своего края в Российское государство. Наиболее яростное сопротивление оказывали марийцы.

Со временем крещение, письменность, городская культура, принесённые русскими, стали вытеснять местные языки и верования. Многие начинали чувствовать себя русскими-и действительно становились ими. Иной раз для этого достаточно было креститься. Крестьяне одной мордовской деревни писали в челобитной: «Предки наши, бывшая мордва», искренне полагая, что только их предки, язычники, были мордвой, а их православные потомки никак к мордве не относятся.

Но, растворившись в массе русских, финно-угры сохранили свой антропологический тип: очень светлые волосы, голубые глаза, нос-«ши-шечку», широкое, скуластое лицо. Такой тип, который писатели XIX в. называли «пензенский мужичок», теперь воспринимается как типично русский.

Автор статьи: Л.Минц.

ДРЕВНЯЯ ОДЕЖДА В О Д И И И Ж О Р Ц Е В

В древности водские женшины брили голову.

Автор статьи: Л.Соловьёва.

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА Х А Н Т О В И М А Н С И

Мужчины зимой надевали распашные шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок, а летом короткий халат из грубого сукна; ворот, рукава и правую полу оторачивали мехом. Зимняя обувь была меховой, и носили её с меховыми чулками. Летнюю изготовляли из ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры), а подошву из лосиной кожи.

Женшины зимой надевали шубу из шкуры оленя; подкладка тоже была меховой. Там, где было мало оленей, подкладку делали из заячьих и беличьих шкурок, а иногда из утиного или лебединого пуха. Летом носили суконный или хлопчатобумажный халат, украшенный нашивками из бисера, цветной материи и оловянных бляшек. Эти бляшки женшины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Пояса были уже мужских и более нарядные.

Женшины и зимой и летом покрывали голову платками с широкой каймой и бахромой. В присутствии мужчин, особенно старших родственников мужа, по традиции полагалось концом платка закрывать лицо. Бытовали у хантов и головные повязки, расшитые бисером.

Волосы прежде было не принято стричь. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, собирали их в два хвоста и завязывали цветным шнуром. Женшины заплетали две косы, украшали их цветным шнурком и медными подвесками. Внизу косы, чтобы не мешали при работе, соединяли толстой медной цепочкой. К цепочке подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женшины у хантов, по обычаю, носили много медных и серебряных колец. Были также широко распространены украшения из бисера, который завозили русские купцы.

Автор статьи: Л.Соловьёва.

КАК ОДЕВАЛИСЬ М А Р И Й Ц Ы

Женшины носили рубаху, кафтан, штаны, головной убор и лыковые лапти. Рубахи вышивали шёлком, шерстью, хлопчатобумажными нитками. Их носили с поясами, которые ткали из шерсти и шёлка, украшали бисером, кистями и металлическими цепочками. Один из видов головных уборов замужних мариек, похожий на колпак, назывался шымакш. Его шили из тонкого холста и надевали на берестяной каркас. Обязательной частью традиционного костюма мариек считались украшения из бисера, монет, оловянных бляшек.

Мужской костюм состоял из холшовой вышитой рубахи, штанов, холщового кафтана и лаптей. Рубаха была короче женской, её носили с узким пояском из шерсти и кожи. На голову надевали войлочные ШЛЯПЫ и шапки ИЗ ОВЧИНЫ.

Автор статьи: Л.Соловьёва.

ЧТО ТАКОЕ ФИННО-УГОРСКОЕ ЯЗЫКОВОЕ РОДСТВО

Финно-угорские народы по образу жизни, вероисповеданию, историческим судьбам и даже внешнему виду отличаются друг от друга. Объединяют их в одну группу на основе родства языков. Однако языковая близость бывает разная. Славяне, к примеру, могут легко договориться, объясняясь каждый на своём наречии. А вот финно-угры не смогут так же просто объясниться с собратьями по языковой группе.

ИМЕНА ФИННО-УГРОВ

ВО ЧТО ВЕРЯТ ФИННО-УГРЫ

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФИННО-УГРОВ

Письменность многих финно-угорских языков России создана на основе кириллицы, с добавлением букв и надстрочных знаков, передающих особенности звучания. Карелы, литературный язык которых финский, пишут латинскими буквами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *