какое вероисповедание у езидов
Кто такие езиды: этнос и религия
Вокруг вопроса этнической принадлежности езидов ведутся неутихающие споры, выдвигаются версии и гипотезы. Большинство представителей самих езидов считает себя уникальным этносом. Любые версии об их отождествлении с курдами ими категорически отвергаются. Но есть среди езидов и те, кто все же называет себя курдами, или езидскими курдами. Согласно общепринятой версии, езиды относятся к курдской этноконфессиональной группе, говорящей на диалекте курдского языка — курманджи, или ездики, как его называют сами носители. Ездики принадлежит к северо-восточной подгруппе иранской ветви индоевропейской семьи языков.
Примерная численность езидов составляет 200 тысяч человек. В основном они проживают в Сирии, Иране, Ираке и Турции. Живут езиды и в Армении. Езидская община Армении стала складываться во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Это была первая волна миграции езидов в Восточную Армению. Затем же последовала Первая мировая война.
Езидская община Армении проживает преимущественно в селах областей Арагацотн, Армавир, Арарат, Ширак, а также в городах Ереван, Гюмри, Ванадзор, Абовян, Дилижан и Ташир. Сфера их занятий в основном распространяется на скотоводство (овцеводство), садоводство и земледелие.
Не меньше споров, чем этническая принадлежность езидов, вызывает и их религия. Тут можно столкнуться и с домыслами, и с неверным истолкованием.
Религия езидов — езидизм, или шарфадинизм — имеет синкретический характер. Она содержит в себе элементы и зороастризма как основы, и христианства, и иудаизма, и ислама.
Езиды верят в существование Единого Бога, проявляющего себя посредством Святой Троицы (Триады): Малак-Тавуса (ангел-павлин), Шейха Ади (почтенный старец) и Султана Езида (в обличье молодого человека). Бог поручил ангелам весь созданный им мир.
Согласно вере езидов, Бог сотворил космос с помощью Малак-Тавуса. В некоторых же устных легендах Малак-Тавус сам выступает как творец. Интересно и необычно его изображение в виде павлина — ангела-павлина. Именно вокруг него и разгораются споры и возникает непонимание.
Мусульманские и христианские критики езидизма часто ошибочно ассоциируют почитаемого езидами Малак-Тавуса с Иблисом, или с падшим ангелом, изгнанным Богом из рая из-за своей гордыни. После своего низвержения Иблис стал сбивать верующих с истинного пути, стал их врагом. Другое его имя — Шайтан по-арабски означает «дьявол». Эти ассоциации послужили поводом для необоснованного обвинения езидов в дьяволопоклонничестве.
С Малак-Тавусом связано множество различных дошедших до нас в устной форме преданий. Одно из них гласит, что Малак-Тавус отказался поклониться и подчинится человеку, ибо был всецело предан Богу как своему Создателю. Он может поклониться только Творцу и не готов поклониться другому его созданию — Адаму. За это Бог наказал непокорного ангела, изгнав его из рая, и назначил его править адом. В аду Малак-Тавус томился долгих 7 тысяч лет. Видя страдания грешников, он все это время плакал и затопил ад своими слезами. За это Бог простил его и возвысил на небо, сделав главным из ангелов. Ад же перестал существовать. Как мы видим, Малак-Тавус был прощен своим Создателем.
Почему Малак-Тавус изображается в виде павлина? Это можно объяснить тем, что, по представлениям мусульман, павлин был райской птицей, воплощением достоинства и гордыни. Согласно распространенному на севере Ирака преданию, павлин раньше был любимой птицей бога и жил в раю, но был изгнан оттуда за свое высокомерие и гордыню.
Изображая кавказские типы дореволюционный русский художник И.Микешин обозначает езидов как «курдов-езидов, чертопоклонников». Почитание священного Павлина было непонятно ипугало, как не имеющее осмысленных аналогов.
Александр Пушкин впервые в русской литературе приводит сведения о езидизме в своих путевых заметках «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». В третьей главе он описывает свою встречу с вождем местного езидского народа. Пушкина очень интересовало их вероисповедание, поэтому он не преминул поинтересоваться об этом. Приведем отрывок, описывающий эту встречу.
«Лагерная жизнь очень мне нравилась. Пушка подымала нас на заре. Сон в палатке удивительно здоров. За обедом запивали мы азиатский шашлык английским пивом и шампанским, застывшим в снегах таврийских. Общество наше было разнообразно. В палатке генерала Раевского собирались беки мусульманских полков; и беседа шла через переводчика. В войске нашем находились и народы закавказских наших областей, и жители земель, недавно завоеванных. Между ими с любопытством смотрел я на язидов, слывущих на Востоке дьяволопоклонниками. Около 300 семейств обитают у подошвы Арарата. Они признали владычество русского государя. Начальник их, высокий, уродливый мужчина в красном плаще и черной шапке, приходил иногда с поклоном к генералу Раевскому, начальнику всей конницы. Я старался узнать от язида правду о их вероисповедании. На мои вопросы отвечал он, что молва, будто бы язиды поклоняются сатане, есть пустая баснь; что они веруют в единого бога; что по их закону проклинать дьявола, правда, почитается неприличным и неблагородным, ибо он теперь несчастлив, но со временем может быть прощен, ибо нельзя положить пределов милосердию аллаха. Это объяснение меня успокоило. Я очень рад был за язидов, что они сатане не поклоняются; и заблуждения их показались мне уже гораздо простительнее».
Вот так выглядели курдянки во времена пушкинскогопутешествия
Религия езидов в основном опирается на устную традицию. Помимо этого, имеются также две священные книги с изложением догм, канонов и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и Масхафе раш («Черная книга», «черный свиток»).
Как и у всех других представителей религий и конфессий, у езидов есть своя святыня, почитаемая ими. Это Лалеш, храм в Ираке поблизости от города Мосул. В Лалеше есть два священных источника. Один из них связан с Малак-Тавусом. Согласно езидской космогонии, мир был сплошным океаном. Ангелы во главе с Малак-Тавусом спустились на то место, где сейчас находится этот родник. Они опустили в воду закваску и создали твердь. В знак этого там появился источник, который является святым.
Лалеш с недавних пор уже не единственный езидский храм. В 2012 году в Армавирской области Армении торжественно был открыт езидский храм «Зиарат».
Почему езидов называют самым странным и закрытым народом, и Какие тайны хранят потомки вавилонян
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Где можно встретить езидов
Езидизм, объединяющий зороастризм, иудаизм, христианство и ислам
Самой большой святыней езидов считается храм Лалеша Нурани в Северном Ираке. Каждый езид стремится совершить в это место паломничество хотя бы раз в жизни. Там находится гробница основателя и реформатора езидизма Шейха Ади ибн-Музаффара. Проводя параллели, можно утверждать, что Лалеш соизмерим для потомков вавилонян с Иерусалимом у христианина или Меккой у мусульманина.
Когда религиоведы заводят речь о происхождении езидизма, то выдвигается несколько версий. Согласно первой езидизм основывается на древней религии месопотамских курдов, но до нас дошел в обновленной форме. Вторая вариация склоняется в пользу того, что религия езидов абсолютно самобытная, зародившаяся в 11 веке и к курдам отношения не имеющая. Есть и другие предположения, ни одно из которых пока не доказано научно.
Езиды зовут свое верование «Шарфадин». Эта религия содержит в себе сразу несколько древних черт вероучений междуречья. К примеру, кровлю езидского храма не отличить от древних армянских церквей. Приводят историки и исламские элементы космологии, культ поклонения авраамическим пророкам (Иисусу, Мухаммеду, Аврааму), святым именным храмам. Одним из главных божеств езидов является павлин, параллельно религия предусматривает солнцепоклонничество. Подобно исламу езидизм использует арабские чины духовенства (пеш имам, мулла, факир), обряд обрезания, некоторые идентичные посты и праздник жертвоприношения. Езиды цитируют мусульманских пророков. Езидское богослужение вращается вокруг святой Троицы, обличенной в Боге, архангеле Малик Таус (ангел-павлин) и шейхе Ади.
Подобно христианам, езиды помнят о Судном дне, когда душе придется отчитываться за все содеянное перед Богом. Но четко разделенных понятий рай-ад не существует. Крест у езидов тоже присутствует, только выступает символом 4-х сторон света.
Причины конфликтов с мусульманами и езидские касты
Подобно иудеям, езиды считают, что стать их представителем нельзя, только по рождению. Не предусмотрен и переход в езидскую веру. Езидам запрещено вступать в браки с иноверцами и даже представителями иных каст. Но все же бывают случаи рождения детей вне брака и чистых союзов. Если отец ребенка езид, то кровная линия продолжается. Если же только мать езидка, ребёнок считаться таковым не может.
Главные долги и запреты каждого езида
Первостепенный долг представителя национальности – праведность. Езиду нельзя убивать, воровать, совершать подлость, одеваться в синее (этот цвет считается божественным) и, как уже упоминалось, бракосочетаться с иноверцами. Много в езидизме пищевых запретов. Например, запрещено употребление свинины, петуха, капусты, алкоголя. По средам нельзя принимать ванны и бриться. Копать могилу умершему езиду позволено только представителю его религии.
Нельзя произносить слова, корни которых фонетически сопряжены с «дьявол». Их принято заменять синонимами. Известны и запреты, связанные с тремя стихиями: огнём, землёй, водой. Корни таких предписаний тянутся из зороастрийского учения, воспрещающего осквернять вышеупомянутое.
Место женщины в езидском обществе
В езидизме женщины почитаются едва ли не больше мужчин. При этом хозяином в доме выступает последний. На нем лежит вся ответственность за семейное благополучие. Часто случается, что езидки ходят на работу, чаще в том случае, если финансов недостаточно. В далеком прошлом супруги-езиды усаживались за стол отдельно, сегодня по согласованию сторон допускается традиционный вариант совместного приема пищи. На крупных банкетах по-прежнему сохраняется гендерное разделение. Женщина может свободно посещать богослужения, но молится на своей стороне. Одежда езидки обязана быть строгой и закрытой. Правда, молодежь не всегда придерживается вековых традиций.
Не только солнцу поклонялись все народы земли: Почему богини со змеями существуют во всём мире.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Какая вера у езидов: между крестом и полумесяцем
Ученые-востоковеды уже не один век пытаются разгадать загадку религии езидов. Считается, что её основы заложены примерно 5 000 лет назад, во времена вавилонского царства. Окончательно же она сложилась в XII веке.
Современные езиды верят в единого бога, сотворившего земную твердь, опустив квасцы в океан.
Легенды езидов говорят о том, что это произошло в Лалеше, в 40 км от иракского города Мосул, при этом христианские теологи утверждают, что именно здесь, у слияния рек Тигр и Ефрат, располагался библейский Эдем, откуда Господь впоследствии изгнал Адама и Еву.
Езиды — это отдельный субэтнос курдов
Езиды (йезиды, йазиды, самоназв. эзди) представляют собой субэтнос курдов, проживающий, в основном на севере Ирака. При этом часть этнографов считает, что это отдельный народ.
Говорят они на диалекте курдского языка курманджи — эздике. Какая вера у кудов езидов непосвященному понять достаточно сложно, так как они не посвящают в неё посторонних.
Современные езиды, фотография. Езиды — монетеисты, они верят в существование единого Бога. Фото: upload.wikimedia.org
Религия езидов — езидизм. Ее самоназвание — шарфандын и это синкретическая религия. Она сочетает в себе элементы зороастризма, христианства (несторианского толка), иудаизма и ислама.
Езиды — монетеисты, они верят в существование единого Бога и его семи ангелов, главным из которых является Малак Таус (он же Джабраил). Основателем религии считается Шейх Шариф Ади ибн Мусафир, живший в XI—XII веках и почитаемый езидами, как пророк.
Таким образом, понять, какая вера у езидов может любой последователь авраамстких религий. В наше время основной район проживания езидов — это Север Ирака (Иракский Курдистан). Кроме того, они живут в странах бывшего СССР и Европы.
Во время Первой мировой войны езиды сражались на стороне Российской империи, при этом курды-мусульмане активно участвовали в геноциде армян и ассирийцев на стороне турок. В результате многим езидам пришлось эмигрировать в Российскую империю, а потом в Страны Европы.
Саддам Хусейн. Президент Ирака с 16 июля 1979 года по 9 апреля 2003 года.. Фото: upload.wikimedia.org
Во времена президентства Саддама Хусейна езиды подверглись преследованиям, так, например, во время переписи населения страны их старались записывать в качестве арабов.
У курдов и езидов нет своего государства, поэтому отсутствуют точные данные об их численности. По различным источникам, на планете насчитывается до 2-х миллионов езидов.
В Ираке, в период правления Саддама Хусейна их пытались регистрировать в качестве арабов. Курдскими властями, контролирующим Север Ирака, после свержения его режима предпринимались попытки ассимилировать езидов.
Исторически езиды испытывали притеснения со стороны мусульманского большинства, считающего их «неверными». С 2014 года езиды стали жертвами геноцида в Ираке со стороны исламистских террористических организаций.
Из-за тайного характера религии езидов и отсутствия у них письменной передачи знаний о ней, она плохо изучена
Какая вера у езидского народа исследователи точно не знают. Дело в том, что она закрыта для непосвященных и передается только устным способом. Из-за этого она плохо изучена. Достоверно известно, что основателем или реформатором этой религии является Шейх Шариф Ади ибн Мусафир (ум. 1160 или 1162).
Произошло это в XII веке. Шейх Ади основал суфийский орден адавийя, на основе которого образовалась община езидов; окончательно вероучение сложилось к XIV—XV векам.
По преданию езидов, он — переродившийся в облике человека верховный архангел, наряду с Малак Таусом.
Страница из езидской рукописи «Китаб Джальва». «Китаб Джальва» — это одна из священных книг езидов. Фото: upload.wikimedia.org
Вера езидов по своему вероучению близка к вероучению других синкретических курдских религий — алевитов и али-илахов. Вместе они объединены под названием язданизм. Она опирается на устную традицию.
Кроме того, также имеются и священные книги: с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и Масхафе раш («Чёрная книга», «чёрный свиток»).
Кроме того, источниками вероучения езедизма являются религиозные гимны: «кавлы» (или «каулы», от араб. قول qawl «слово, речения») и «бейты» (отараб. بيت bayt «двустишие»), важнейшие из многих жанров молитвенной поэзии, наряду с дуа, джандиль, дуруз, мисхабат. Знатоки и певцы этих гимнов составляют низшее духовное сословие — каввалов.
Первым, древнейшим кавлом считается так называемый «Qewlê Xwedê» (Изречение Бога):
Qewlê Xwedê û nebî
Her kes ber bi rîya xwe bî
Слово Бога и Пророков [преподал он мне]:
Каждый пусть идет своим путём (досл. «в направлении своего лица смотрит»).
Исследователи после изучения этого гимна сделали вывод о позднем происхождении езедизма.
Так в нём присутствуют арабские слова mal «имущество, дом», qewl «изречение», nebî «пророк(и)», mereb «наставник, воспитатель», а также персидские her kes «каждый», rî «лицо, сторона (от رو)» и общеиранское Xwedê «Бог».
Езиды в качестве главы ангелов почитают Малак Тавуса или ангела-Павлина
Езиды почитают Малак Тавуса, у которого еще сеть следующие имена: Пири Малакки-Таву, Мелек-Тавуз, Тавуси Малак. Они переводятся как «ангел-Павлин». Это глава ангелов в езидизме и его обычно изображают в виде павлина.
Езиды верят в то, что Бог поручил весь мир семи ангелам во главе с Малак Тавусом. Тавуси Малак является главой пантеона архангелов в религии Езидов. Их вероучение говорит о том, что он — это эманация единого Бога. Молятся они Малак Тавусу 5 раз в день.
Теория сотворения мира в езедизме следующая:
В исламе и христианстве существует критика езедизма потому, что часто мусульмане и христиане зачастую ассоциируют почитаемого езидами верховного архангела или божества Малак Тавуса с Иблисом или же падшим ангелом.
Также его по-арабски называют Шайтан или же «дьявол». Это является поводом для ошибочного обвинения езидов в дьяволопоклонничестве. Именно поэтому езиды всегда сталкивались в исламском мире с непониманием.
По-русски езидов даже называли «чертопоклониками». Современное востоковедение говорит о том, что: «Новейшие исследователи секты самым решительным образом отвергают обоготворение ею дьявола».
Кто такие езиды и почему они бегут от ИГИЛ
На 4-ой минуте автор рассказывает о том, что джихадисты отождествляют езидского ангела Малакки Тауса с Дьяволом (Шайтаном).
До нашего времени дошли устные предания, связанные с Тавуси-Малаком. Существует несколько их вариантов, так один из них говорит о том, что Тавуси Малак отошёл от Бога из гордости, не желая подчиняться созданному человеку.
Основная версия легенды о нем утверждает, что Малаки Тауса был особо предан Богу как создателю и поэтому отказался поклониться Адаму. Только Господь его Творец и никому больше он поклоняться не захотел.
За это Бог наказал Тавуси Малака, изгнав его из рая, и назначил его править адом. В аду Тавуси Малак томился 7 тысяч лет и, видя страдания грешников, плакал всё это время и затопил ад своими слезами.
За это Бог простил Тавуси Малака и возвысил его на небо, сделав главным из ангелов, а ад перестал существовать. В езидизме Тавуси Малак отожествляется со словом Шамс (Солнце).
Противники езедизма среди мусульман считают езидов дьяволопоклонниками
В связи с тем, что особым почитанием у езидов пользуется Малак Тавус, критики езедизма из исламского стана часто путают его с Иблисом или падшим Ангелом, хотя в езедизме его ассоциируют с Ангелом Азраилом.
В результате они зачисляют езидов в дьяволопоклонники. При этом езиды признают существование Бога-Творца и семи его ангелов.
Лалеш, храм, построенный храм при мавзолее шейха Шариф Ади ибн Мусафир в Лалаше. Это главная святыня езидизма. Фото: upload.wikimedia.org
Главная святыня езидов — храм при мавзолее шейха Шариф Ади ибн Мусафир в Лалаше в 40 км к северу от Мосула (Ирак).
Основные культовые предметы — 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (санджак), хранящиеся в Лалеше, символизирующие 7 основных ангелов (архангелов).
Периодически их с процессиями носят по селениям езидов представители специального сословия — кавлы.
Езиды делятся на две основные касты
У езидов традиционно существует две касты, которые представляют духовное и светское сословие. Духовная каста делиться на три главные группы. Их члены не имеют права вступать между собой в браки. Это:
При участии шейхов и пиров проводятся все ритуалы у езидов, например, при рождении ребенка или же по случаю свадьбы.
Низшие степени духовенства у езидов следующие:
Что же касается светской или мирской касты, то её основу составляют мюриды (мриды). Это ученик, послушник, мирянин; при этом каждый шейх и пир тоже является мюридом по отношению к своим шейху и пиру.
Высшей духовной властью у езидов обладает «шейх» («шейхан»). Это потомок шейха Шарифа Ади ибн Мусафир. Его воля признавалась священной для каждого езида, в том числе, и для «эмира» («мира») — высшего представителя светской власти.
Во времена Османской империи последнего утверждала Османское правительство. В наше время обе эти должности совмещены в одном лице «мир-шейхана», которым с 1944 года является Мир Тахсин Бег.
В числе наиболее страшных грехов езидов числятся так называемые «се харф» три смертных греха:
В жизни езидов большую роль играют публичные религиозные праздники
Общины езидов большое внимание уделяют празднованию публичных религиозных праздников — Рожие Эзид (трехдневный пост), праздник сотворения мира (Aida Ezid) который следует за ним и празднуется в декабре.
Пост в память пророка Хидир-Наби (Хидир-Ильяса) в феврале, Новый год в весеннее равноденствие, день поминовения усопших в середине июня. Кроме того, важнейшим семейным праздником является первая стрижка мальчиков шейхом (биск).
Видеоролик. На видео запечатлен процесс празднования езидами Нового Года (Сарсала), очень почитаемого праздника в езедизме.
У езидов Новый Год (Сарсал) отмечается в первую среду нисана (март-апрель), который также получил название Чаршама Сор («красный четверг»). К этому празднику специально пекут куличи (клоч), а также красят яйца.
Эти дары относят на кладбища как дары мертвым родственникам, также посыпают разноцветной скорлупой от яиц поля, чтобы в этот год земля дала богатый урожай.
После того, как отметят Новый Год, езиды в течение месяца ежедневно празднуют дни святых, так называемые, таваф (tewaf). Это сопровождается большим ликованием.
Так езиды образуют громадные хороводы, во время которых пляшут под музыку зурны и барабана. Праздник Езидов (Аиде Эзиде) празднуется во вторую пятницу декабря. Через неделю празднуется Праздник Солнца (Аиде Шамс), а в феврале Хыдыр Наби (Хызр).
Приверженцев езидизма преследуют радикальные исламские группировки
В наше время езиды подвергаются преследованиям и гонениям в местах их компактного проживания. Связанно это с особенностями езидизма, благодаря которым езидов часто принимают за дъяволопоклонников, хотя это не так.
В результате их преследуют не только власти тех стран, в которых они проживают, но и радикальные исламские группировки.
Северный Ирак, курдские (езидские) беженцы. В современном мире езиды подвергаются преследованиям со стороны исламских фундаменталистов из-за особенностей их веры
Делается это для того, чтобы с целью защиты ими своей древней религии и привлечения внимания к геноциду езидов. При этом курды призывают к этому и другие народы Курдистана.
новостной сайт о событиях в курдском регионе
ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана
Езиды между исламом и христианством
8849 | 0 |
2019-06-22 Юрий Дасни, Kurdistan.Ru
Оставаясь на все века религией одного народа езидизм, по сей день, окружен множеством мифов и ложных суждений, вызванных незнанием или неверным пониманием его догматов. Многие ошибочно считают езидизм синкретической религией, вобравшей в себя элементы иудаизма, христианства, ислама и других древних религий (зороастризма, манихейства). Другие умышленно пытаются опровергнуть его учение и представить религию как абсолютное зло.
Езидское вероучение изложено в священных гимнах, которые охватывают все стороны жизни человека от рождения до смерти и содержат обязательства, определяющие его повседневный быт. Время происхождения религии и гимнов наукой не установлены. По езидскому вероучению, религия берет начало со дня сотворения мира Богом. Согласно преданию священные гимны были ниспосланы Богом через архангела Малик Тауса и по Его завету должны изучаться езидскими священниками наизусть, и передаваться из поколения в поколение только устно, чтобы «их чтение было не дозволено для тех (людей), которые стоят вне этой общины». Более поздняя доктрина езидского учения передана Малик Таусом через шейха Ади, которые записаны с его слов в 12 в.н.э. в двух священных книгах – «Откровение» (Cilwe) и «Черная Книга» (Mishefa Reş).
Если верить езидской мифологии, то езидизм существует вечно и является первоисточником по отношению ко всем другим мировым религиям. Еще задолго до авраамических религий (иудаизм, христианство и ислам), езидизм признавал основополагающие духовные ценности, основанные на вере в сверхъестественные силы и существа – единого Бога и семи ангелов во главе с архангелом Малик Таусом, Сотворение мира Богом, существование рая и ада, понятие добра и зла, ответственность за грехопадение. Мифология авраамических религий о Сотворении мира почти полностью соответствует езидскому мифу, за исключением того, что в езидизме – езиды произошли от одного Адама; Малик Таус является не искусителем (в авраамических религиях Дьявол), а пресвятым, особо приближенным к Богу и верховным ангелом; в Сотворении мира Богу помогали семь ангелов; разница в днях недели Сотворения мира – в езидизме Бог начал творить в четверг и закончил во вторник, среда – выходной (в Библии – начал в воскресенье и закончил в пятницу) и т.д. Исходя из этого, можно предположить, что идеи и предания езидизма изложенные в гимнах, в частности, в гимне о Сотворении мира, в той или иной степени восприняты мировыми религиями – иудаизмом, христианством и исламом, а не наоборот.
Согласно одной из мифологий, в свое время Малик Таус задал пророкам – Моисею, Иисусу и Мухаммеду один и тот же вопрос: Кто будет нести ответственность за твоих последователей?
— Моисей ответил: «Нет человека, кто живет и не согрешает. Любой греховный поступок всегда является преступлением против Бога, неподчинением Его воле и только Бог может решать его судьбу».
— Иисус ответил: «Он в ответе за свою паству, так как он явился в этот мир по воле Бога, что послал Бог сына своего в мир, чтобы судить мир и чтобы мир был спасен через него, что он готов пожертвовать собой ради искупления людей».
Когда Мухаммед решил поговорить с Богом, он смог подняться на четвертый уровень неба и дальше не смог идти (по мифологии семь уровней). Там его встретил Малик Таус и спросил, что ему надо. Мухаммед ответил, что будет говорить только с Богом, и попросил Малик Тауса проводить его. Малик Таус выполнил его просьбу и поднял Мухаммеда на седьмой уровень. Но, Бог не открылся Мухаммеду и говорил с ним через занавес. Бог спросил Мухаммеда: Кто будет нести ответственность за его последователей? Мухаммад ответил: «Каждый из нас есть пастырь, и каждый из нас в ответе за своих подданных. Каждый вождь является пастырем своего народа; каждый муж является пастырем над своей семьей. Он берет на себя ответственность за всю свою паству». Таким образом, в исламе помимо личной ответственности человека на Страшном суде, за него в ответе и сам пророк.
Несмотря на миролюбивость и толерантность езидской религии, начиная с 7 века сначала арабы, затем турки и персы часто нападают на езидов. На протяжении многих столетий они не дают им ни покоя, ни пощады, убивают их только за то, что езиды хотят сохранить свою древнюю курдскую религию и культуру. Как правило, каждый нормальный человек, который любит свою родину, язык и веру не хочет отступиться от своих корней. И каждый раз езиды, не смотря на свою малочисленность, защищались и воевали за свою веру как могли, и продолжают защищаться. С усилением ислама, отступничество стало одной из главных проблем в отношениях между езидами и мусульманами, и постоянным источником межрелигиозной напряженности. Попытки шейха Ади подстроить езидскую религию под исламские догматы суфизмского толка оказались тщетными и во второй половине 12 века, были отвергнуты как езидами, так и подавляющим большинством мусульман. Пути езидизма и ислама окончательно разошлись. Принятие езидами ислама по любым причинам, стало рассматриваться езидскими священниками как отступничество. В ответ насильно обращенные в ислам езиды, из лагеря гонимых присоединялись к лагерю гонителей. Многие из них превращались в наиболее жестоких врагов бывших единоверцев, возможно потому, что они вынужденно стали мусульманами, а те остались. Внутреннее межэтническое обострение привело к разделению курдского этноса на две враждующие стороны – курдов-мусульман и езидов как самостоятельного этноса.
Находясь в мусульманском окружении на протяжении почти 1400 лет, езиды постоянно испытывают репрессии, дискриминацию на всех уровнях и унижения; десятки тысяч езидов за отказ принять ислам жестоко убиты; миллионы езидов, чтобы сохранить свою жизнь или жизнь своих близких вынужденно приняли ислам. В некоторых общинах, например, турецкой, большая часть езидских семей вынуждено приняло ислам, другая часть бежали в начале 20 века в Царскую Россию, а во второй половине 20 века в Германию. Если на начало века численность езидов Турции превышало миллион человек, то на сегодня в этой стране езидов почти не осталось (живет около 500 человек). За эти годы, езиды потерпели от исламистов 74 преступлений геноцида, последний из которых был совершен 3 августа 2014 года.
К сожалению, антиезидская политика в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока продолжается, по сей день, правда ее формы под давлением прогрессивного мирового сообщества приняли относительно щадящий характер. Мусульманские власти стали больше применять меры морального и административного воздействия. Езидам невозможно трудоустроиться на хорошую работу, путь в высшие учебные заведения им практически закрыт, не говоря уже о том, что обращение в ислам всегда было и остается обязательным условием принятия человека в мусульманское высшее общество. Некоторые езиды, не видя светлого будущего своей религии или устав от унизительного положения, добровольно приняли ислам. Многие молодые интеллектуалы решились на отступничество ради карьеры в государственной, социальной и других сферах деятельности. Но, даже приняв ислам, новообращенные езиды очень часто испытывают от мусульманских коллег и соседей упреки о своем недавнем езидском прошлом.
Из-за постоянного давления мусульманских властей, за последние 200 лет кто имел возможность бежали в христианские страны, где к езидской религии традиционно относятся толерантно. Первые переселенцы появились в пределах Российской империи (Эриванской и Тифлисской губерний) в начале 19 века, а в начале 20 века езиды семьями, а то и целыми кланами стали переселяться в эти области. С 70-х гг. 20 века началась массовая иммиграция езидов в Европу, а с 90-х из-за распада СССР произошла массовая иммиграция езидов Армении и Грузии в Россию. И сегодня езиды массово покидают свою историческую родину в Месопотамии и бегут в христианские страны. Из 1 млн. 300 тысяч езидов, в христианских странах (в основном – Россия, Германия, Армения, Грузия, Франция) проживают около 500 тысяч езидов.
Наряду с распространением отступничества, другой угрозой существованию езидской религии являются растущие смешанные браки. Раньше езидское духовенство к бракам с иноверцами относилось категорично, эти браки также считались отступничеством, и за это предполагалось исключение из адептов религии. С резким увеличением количества этих браков священники отступили, эти люди продолжают оставаться езидами и отношение общества к ним не меняется. Другой вопрос, дети от смешанных браков – они езидами по религии не считаются. Возможно, что эти дети духовно ощущают свою причастность к езидству, их стремление можно понять, но все равно, по езидским канонам, им путь в религию закрыт. Несмотря на это, есть много случаев, когда дети от смешанных браков все равно называют себя езидами.
В виду того, что родственная и духовная сплоченность езидской общины сильна, а традиции уникальны, почти все из бывших езидов после крещения продолжают себя считать езидами. Они одновременно носят крест и соблюдают езидские обычаи, ходят в езидские храмы, по утрам поклоняться свету божьему – солнцу (Шамс), т.е. в основном сохраняют свои связи с езидством и при случае подчеркивают свое езидское происхождение (например, известная певица Зара).
В связи с отступничеством, весьма интересна позиция езидского духовенства по растущей тенденции выхода езидов из своей исконной религии и в вопросе: Считается ли отступничество грехом?
Из личных интервью автора с ныне покойным принцем всех езидов мира Тахсин-бегом, Главным шейхом езидов – Баба Шейхом и другими известными езидскими священниками – пирами и шейхами, автор пришел к выводу, что добровольный выход из религии езидским духовенством не приветствуется, но религия не запрещает право свободного выбора. Езидские священники говорят: «Вера дана каждому езиду сверху и если кто-то отказывается от своей религии, то это его личное дело и за свой поступок он несет личную ответственность перед Всевышним. Нельзя насильно навязывать веру, можно лишь убеждать не совершать отступничество; предупредить о последствиях выхода. Если не удалось убедить, нельзя заставлять, а тем более убивать, надо просто отпустить на суд божий. Не нам судить его поступок, каждый езид сам ответить в судный день за все свои добрые и злые дела перед Богом. Мы не гонимся за количеством людей и хотим быть с теми, кто предан религии Малик Тауса. Отступничество – это естественный процесс, как любое явление материального мира, кто-то умирает, кто-то уходит, рождаются новые езиды, кому действительно нужна истина. Будучи под покровительством Малика Тауса, езиды, на протяжении веков стали «донорами» для многих мировых религий (зороастризм, ислам и христианство), но ни смотря на это, езиды были и есть, потому что на это воля божья. Налицо противоречивый факт – есть много езидов, которые добровольно отрекаются от своей религии, в меньшей мере принимают ислам, а в большей – христианство, в тоже время есть много людей в мире из неезидов, которые обращаются к нам с просьбами о принятии в езидизм. Особенно много желающих среди детей от участившихся за последнее время смешанных браков с езидами, среди курдов-мусульман, но, к сожалению, наша религия не позволяет делать этого».
Зато вернуться в езидизм сложно или практически невозможно. Езидский закон проявляет терпимость лишь по отношению к «невинным» людям (обращенным в другую религию насильно или принявшим ее из опасения за свою жизнь или своих близких); такие отступники обычно снова принимаются в общину после изъявления желания. Так, после возвращения из игиловского плена, езиды насильственно обращенные в ислам были подвергнуты специальному искупительному обряду. Что касается езидов добровольно принявших другую религию, то ритуал их возврата в езидизме не предусмотрен, также как и нет специальной процедуры их исключения или наказания за отступничество.
Конечно, в езидском обществе случаются и убийства за отступничество, как в окружающем их мусульманском мире, но эти действия не приветствуются главным езидским духовным центром – Лалишем и исходят от родственников отступника, так как по традиции переход в иную веру считается предательством семьи и своего рода. Обычно формой наказания за отступничество является общественное осуждение, прекращение общения и изгнание из общины. Часто, после смерти отступника, его родные просят своих священников (шейха и пира) простить отступника и похоронить его по езидским традициям, однако большинство религиозных авторитетов считает, что отступника следует хоронить без езидского погребального обряда.
С другой стороны, если исходить из основ езидского религиозного закона – «езидом стать нельзя, им нужно родиться», то езидом априори считается тот, кто рожден от отца и матери езидов и никакого благословения или крещения для обращения человека в езидизм не требуется. Для рожденного езидом религия не предмет выбора, а воля божья. Поэтому, даже если езид прошел ритуал вступления в иную религию и заявил о своем отказе от езидской веры, он в принципе продолжает оставаться езидом, хотя и считается грешником. Это объясняется тем, что религия дана каждому езиду Богом, и только Бог может ее забрать. Следовательно, отступник желающий вернуться к езидизму не нуждается в прохождении особого ритуала, так как с генетической точки зрения он никогда не переставал быть езидом. Тем не менее, езидские священники категорически выступают против возврата в лоно религии отступников. Лишь некоторые из них считают, что возврат отступников возможен путем проведения определенных ритуальных действий, например, при ходатайстве и непосредственном участии его священнослужителей (шейха и пира) и обязательном условии, что отступник признал свой грех и покаялся перед своей общиной.
Таким образом, если с 7 в.н.э. происходила насильственная ассимиляция езидов в ислам, то с начала 20 века началась эпоха добровольной ассимиляции в христианскую религию. Если раньше езиды под страхом смерти и жестоких преследований отказывались принять ислам или иную религию, то сегодня сами принимают христианство и, более того, ведут среди своих бывших единоверцев миссионерскую деятельность. Растущая секуляризация в мире, охватившая также курдов мусульман и езидов, постепенно меняет их самосознание из преимущественно религиозного мышления в национально-историческое. Параллельно происходят благоприятные изменения во взаимоотношениях между курдами мусульманами и езидами, вследствие чего езидизм, постепенно утрачивать исключительно религиозную мотивацию и приобретает общекурдский национальный характер. В этом контексте, создание курской автономии в Ираке в 2005 году было воспринято многими езидами как преддверие спасения и сохранения древней курдской религии на исторической родине.
Книга Откровение, Предисловие
Надия Мурад, «История моего плена и мое сражение с Исламским государством», с.81-144, М. 2018.