какое важное положение содержится в тексте русской правды в какой ее части

История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты

какое важное положение содержится в тексте русской правды в какой ее части

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по истории государства и права России. Пособие составлено в соответствии с программой курса «История государства и права России». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении истории государства и права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

9. Общая характеристика Русской Правды

Основным источником права Древнерусского государства является Русская Правда, которую считают крупнейшим памятником древнерусского права. Существует более ста списков Русской Правды, разделенных согласно содержанию на три редакции, такие как:

1) краткая редакция Русской Правды (Краткая Правда) — самая древняя часть Русской Правды, состоящая из двух частей: Правды Ярослава (1015–1054 гг.) и Правды Ярославичей (60-е гг. XI в.). Краткая Правда содержала 43 статьи, которые в основном содержали нормы уголовного права и процесса. В Правде Ярослава сохраняется кровная месть, отсутствует четкая дифференциация размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. В Правде Ярославичей отменялась кровная месть, устанавливалась мера наказаний, ограждающих жизнь и имущество феодалов. Окончательный вариант Краткой Правды сформировался в конце XI в.;

2) пространная редакция (Пространная Правда) — систематизированный сборник правовых норм, измененная и дополненная Краткая Правда. Пространная Правда содержала 121 статью. Пространная редакция Русской Правды состояла также из двух частей: Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная Правда отражала дальнейшую социальную дифференциацию, устанавливались привилегии феодалов (вводились более высокие штрафы за убийство, нанесение побоев, увечий, оскорблений, за посягательство на имущество, нарушение границ земельных владений феодалов), определялось зависимое положение смердов, закупов, закреплялось бесправие холопов. Пространная редакция свидетельствовала о дальнейшем развитии феодального землевладения, охране права собственности на имущество, определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству. Большая часть Пространной Правды были посвящены нормам уголовного права и процесса. Пространная Правда просуществовала до XIV в.;

3) сокращенная редакция (Сокращенная Правда) — систематизированный сборник правовых норм, составленный во второй половине XV в. Сокращенная Правда получила такое название за то, что из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.

Русская Правда регулировала вопросы уголовного права и процесса, гражданского права (права собственности), семейно-брачных отношений, наследственного права, обязательственного права и вопросы правового положения населения.

По Русской Правде выделялись следующие слои населения: князья, бояре (княжьи люди), служилые люди, дружина, духовенство, городское население, смерды, закупы, холопы (докладные, кабальные), рядовичи, изгои, прощенники.

Русская Правда различала договоры:

3) хранения имущества (поклажи);

4) займа с самозакладом (закупничество);

5) подряда («урок мостников»);

Форма договора была устной. Договор заключался при свидетелях, с совершением символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору. Стороны договоров должны были отвечать требованиям возраста, правоспособности и свободы.

Русская Правда предусматривала наследование по закону и завещанию. Преимущественное право на получение наследства имели сыновья. Наследство между сыновьями делилось поровну, но отцовский двор переходил только к младшему сыну. Дочери бояр и дружинников имели право на наследство. По Русской Правде имущество смердов могли наследовать только сыновья, при их отсутствии имущество считалось выморочным и поступало в казну князя. Незаконнорожденные дети права на наследство не имели, но если их матерью была рабыня, то они вместе с ней получали свободу.

Источник

«Русская Правда» — свод законов Древней Руси

«Русская Правда» — кодекс законов в Древней Руси, включающий уголовное, административное, имущественное право, принятый Ярославом Мудрым и отредактированный наследовавшими ему представителями власти.

После принятия христианства жестокие нравы русичей начали постепенно смягчаться, понемногу отходила в прошлое кровная месть. Возникли предпосылки для создания единого государства, один из признаков которого – существование законодательно отрегламентированных сводов и правил, касающихся всех сфер жизни общества.

Предыстория

На Руси существовали как письменные, так и устные правовые нормы. Какого-то общего кодекса законов не было. Ярослав Мудрый, понимая, что государству нужен единый свод законов, собрал вместе законодательные акты и обычаи и выпустил сборник «Русская Правда». У «Правды» было несколько источников:

Точная дата издания «Правды» неизвестна, но точно можно сказать, что её появление относится ко времени правления Ярослава. Сборник увидел свет в промежуток между 1016 и 1054 годами.

До наших дней не сохранился первый экземпляр – оригинал. Учёные располагают лишь более поздними списками, поэтому нельзя полностью исключить вероятность того, что в документ попали какие-то поздние правки.

«Русская Правда» неоднократно переписывалась, менялась, в неё вносили коррективы в соответствии с требованиями времени.

Причины принятия

Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством. При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным. Ещё одна причина принятия – необходимость замены устаревшей кровной мести «европейскими» методами наказания: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба.

Редакции и разделы

Историкам известны 3 редакции «Правды»:

Краткая состоит из 43 статей. В неё входят:

Пространная редакция содержала 121 статью. Она появилась несколько позже. В неё вошли, помимо того, что было в первой части, уставы Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха.

В документе устанавливались нормы и принципы возмещения за нанесённый государству или частным лицам ущерб.

Рассматривались все аспекты:

Сборник законодательных актов был призван облегчить процесс судопроизводства, искоренить самосуд и кровную месть – пережитки языческого прошлого. Кроме того, вводились единые законы для всей территории Руси. Княжества рассматривались в контексте единого государственного образования.

Сокращённую версию выпустили в XIV веке. Она представляла собой новую редакцию Пространной Правды, из которой были убраны некоторые устаревшие нормы.

Обзор содержания

Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

Виды нарушений закона

Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен.

Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито).

Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему.

Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего

Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи.

В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.

Система штрафов

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

Слои населения по «Русской Правде»

Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:

Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.

Значение «Русской Правды»

По «Правде» можно наблюдать постепенное становление раннефеодального государства. Отход от кровной мести (она разрешалась лишь в крайних случаях, да и то только в краткой редакции), замена её штрафами (причём с обязательной долей в пользу государства в лице князя), особое внимание к охране частной собственности – все эти принципы фиксируются и становятся законом. Издание свода законов, обязательного для применения на всей территории Руси, свидетельствует о том, что общество встало на новую ступень развития – раннефеодальное государство.

Источник

АНАЛИЗ СТАТЬИ 1 РУССКОЙ ПРАВДЫ (в краткой редакции), КАК САМОЙ ДРЕВНЕЙ И АРХАИЧНОЙ ПРАВОВОЙ НОРМЫ РОССИИ.

В Новгородской первой летописи мл. извода под 1016 г. помещен рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым при Любече, Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды. При составлении Русской Правды (Краткой и Пространной редакций) использовались н ормы «Закона русского» (вероятно устного традиционного права), как более раннего источника права на Руси.

Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу, любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

Перевод: «Убьет муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривень за голову.

Основой традиционных обществ являлся общественный уклад который характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока ), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением. Преобладает аграрный уклад экономики, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли.

Только в статье 1 Русской Правды возможно наказание в виде смерти как месть, в других статьях о ней никогда не упоминается. Это вероятнее всего связано, прежде с тем, как влияла на право христианская церковь, выступавшая против смертной казни. О телесных наказаниях и о лишении свободы также ничего не говорится.

Можно было бы соотнести 1 статью Русской Правды с другими источниками права Руси, например, по договору с Византией 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор с Византией 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства, но степень использования данных источников в повседневности не изучен в полной мере.

Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя, заинтересованного в ослаблении общинных судов, мешавших централизации власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности, но, будучи очень широко распространён, он не мог быть ликвидирован сразу. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в статье 1 Правды Ярослава. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства свободного человека свободным человеком. И лишь после смерти Ярослава Мудрого, «СНОВА СОБРАВШИСЬ, СЫНОВЬЯ ЕГО ИЗЯСЛАВ, СВЯТОСЛАВ, ВСЕВОЛОД И МУЖИ ИХ КОСНЯЧКО, ПЕРЕНЕГ, НИКИФОР ОТМЕНИЛИ КРОВНУЮ МЕСТЬ ЗА УБИЙСТВО, А ПОСТАНОВИЛИ ВЫКУПАТЬСЯ ДЕНЬГАМИ».

Источник

Глава VII

РУССКАЯ ПРАВДА И ФЕОДАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КИЕВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ


Происхождение русской правды. Источники Русской правды.Краткая редакция Русской Правды. Пространная редакция Русской Правды. Сокращённая редакция Русской Правды. Социальная структура древнерусского общества по Русской Правде. Организация феодальной вотчины по Русской Правде. Утрата Русской Правдой юридического значения.

Касаясь княжения Ярослава Мудрого, его сыновей и Владимира Мономаха я уже упомянул Русскую Правду, но не чего не сказал об этом памятнике древнерусского права. Пришло время восполнить этот пробел.

Русская Правда, первый свод древнерусского законодательства дошедший до нас в письменном виде, который был найден и введён в научный оборот В.Н. Татищевым ещё в восемнадцатом веке. Известно две основных редакции Русской правды: краткая и пространная. Краткая редакция состоит из сорока трёх статей, и делиться на две части Правду Ярослава (ст. 1-18) и Правду Ярославичей (ст. 19-43). Пространная редакция включает в себя сто двадцать одну статью, и также как краткая редакция состоит из двух частей: суда Ярослава (ст. 1-52) и устава Владимира Мономаха (ст.53-121). Существует ещё сокращённая редакция Русской Правды, многие историки считают, что она не имеет самостоятельного значения и является лишь переработанным в XV веке вариантом пространной редакции. Но эту точку зрения разделяют не все. О чём будет сказано ниже.

Русская Правда имеет большое значение для изучения феодальных отношений и социальной структуры Киевской Руси. Поэтому рассмотрим этот важный исторический документ подробнее.

По мнению Ключевского у княжеских судей не было необходимости в письменном своде законов: «Княжеский судья мог обходиться без такого свода законов по многим причинам 1) были крепки ещё древние юридические обычаи, которыми руководствовались князь и его судьи: 2) тогда господствовал состязательный процесс пря и если, судья забыл или не захотел вспомнить юридический обычай, то ему настойчиво напомнили бы о нём сами тяжущиеся стороны, которые, собственно и вели дело и при которых судья более безупречным зрителем или пассивным председателем, чем руководителем дела; наконец, 3) князь всегда мог в случае нужды своей законодательной властью восстановить юридическую память или разрешить казуальное недоумение судьи»[2].

И напротив, такой свод законов, Ключевский считал, юридически необходим, для церковных судей по двум причинам: «1) первые церковные судьи на Руси, греки или южные славяне, незнакомы были с русскими юридическими обычаями; 2) этим судьям нужен был такой письменный свод туземных законов, в котором были бы устранены или, по крайней мере, смягчены некоторые туземные обычаи, особенно претившие нравственному чувству христианских судей, воспитанных на византийском церковном или гражданском праве»[3].

В то же время Ключевский считал, что сфера действия возникшей в церковной среде Русской Правды постепенно расширяясь, выходит за рамки церковной юрисдикции и начинает служить руководством для княжеских судей.

Однако теорию В.О. Ключевского и других историков, разделяющих мнение о церковном происхождении Русской Правды, было подвергнуто критике С.В. Юшковым в своей книге «Общественно политический строй и право Киевского государства».

В своей книге Юшков отмечал, что язык Русской Правды носит весьма слабые следы церковных памятников, что церковная практика совершенно не отразилась на нормах Русской Правды, защищавшей исключительно интересы светских феодалов, что Русская правда является не только в сборниках церковного происхождения и в Кормчую книгу была перенесена сравнительно поздно, только в конце XIII века. По поводу отсутствия статей о судебном поединке, С.В. Юшков пишет следующее: «Русская Правда касалась лишь тех изменений, которые происходили в системе русского права. Очевидно, что никаких изменений в организации и условиях судебного поединка не произошло и, следовательно, составителю не было смысла касаться этой процессуальной формы»[4].

Подвергнув критике концепцию церковного происхождения правды С.В. Юшков сделал вывод, что нельзя игнорировать указание смой Русской Правды на постановления Ярослава и Ярославичей.
Таким образом, Русская Правда является сборником норм русского феодального права, который сложился в Киевской Руси в период становления феодального общества.

А вот нормы скандинавского, византийского и болгаро-византийского права вопреки широко распространённому мнению источниками Русской правды не являются. Так как историками было установлено, что те и черты, которые раньше считались свойственными только византийскому или скандинавскому праву являются общими и присущи праву всех народов эпохи средневековья. Наличие сходных правовых норм является лишь свидетельством сходства политических и общественно экономических условий в Киевской Руси и в тех странах где такое сходство замечено. Поэтому мнение об иноземных источниках Русской Правды является несостоятельным.

КРАТКАЯ РЕДАКЦИЯ РУССКОЙ ПРАВДЫ
Первая часть краткой редакции Русской Правды принадлежащей Ярославу Мудрому ограничила кровною месть кругом ближайших родственников. Мстить за убийство имели право: брат за брата, сын за отца, отец за сына, и племянник за дядю. В том случае если родственники убитого отказывались от мести, или мстить было некому, князю платилась вира-штраф за убийство в размере 40 гривен.

Остальные статьи предусматривали за различные уголовные преступления: за убийство в разбое, грабёж, побои и увечья, оскорбления, кражу домашнего скота и птицы, порчу межевых знаков и т.д.

ПРОСТРАННАЯ РЕДАКЦИЯ РУССКОЙ ПРАВДЫ
Пространная редакция Русской Правды была написана в результате кодификации и редактирования княжеских уставов, в начале XII в. при Владимире Мономахе. Основным источником Пространной Правды, является текст краткой редакции. Как было уже сказано выше, Пространная Павда так же как и краткая делится на две части : суд Ярослава (ст. 1-52) и Устав Владимира Мономаха ( ст. 53-121) По своему объёму текст Пространной Правды почти в пять раз превосходит текст краткой редакции. В пространную редакцию Русской правды вошли как новые статьи, так и в несколько изменённом виде статьи из краткой редакции.

Пространная редакция, по сравнению с краткой правдой более детально регламентирует правовое положение феодально-зависимых слоёв населения: закупов, смердов, холопов, рядовичей. Больше внимания в Пространной правде уделяется и защите феодальной собственности. Многие статьи, регулируют торговые и ростовщические отношения. Расширяется круг уголовных наказаний. Появляется понятие умысла.

В Пространной Правде отразились социальные изменения, произошедшие в конце XI начале XII в. в древнерусском обществе.

СОКРАЩЁННАЯ РУССКАЯ ПРАВДА
В конце XIV-XV вв., появляется ещё одна редакция Русской Правды, получившая название сокращённой. Происхождение сокращённой редакции до конца не ясно. Часть историков придерживается того мнения, что Сокращённая Правда была составлена в Пермской земле и получила широкую известность после присоединения Перми к Московскому княжеству. Другие историки считают, что в основе текста сокращённой редакции Краткой Правды лежит более ранний и неизвестный памятник второй половины XI в.

По своему содержанию Сокращённая Редакция близка к Пространной, однако в ней нету некоторых статей присутствующих в Пространной Правде, а те статьи, что присутствуют короче, и напоминают выдержки из Пространной редакции. На этом основании большинство историков считают, что сокращённая правда не имеет самостоятельного значения и является выдержкой из одного из списков Пространной Правды.

Но эту точку зрения разделяют не все историки. Например, академик Тихомиров указал на некоторые особенности Сокращённой Правды, позволяющих считать её вполне самостоятельной редакцией.
К таким особенностям, по мнению академика относятся:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ОБЩЕСТВА ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ
Население в Киевской Руси имело следующий социальный состав:
— Феодалы: князья, бояре: дружинники, посадники, тиуны, местная знать.
— Духовенство.
— Свободное население носившее название люди ( отсюда и термин полюдье) : смерды общинники, ремесленники. Торговцы.
— Социально зависимое население: закупы, рядовичи, холопы, изгои и т п.
Феодалы были самым привилегированным слоем древнерусского общества. В их руках находилась вся полнота власти. Феодалы осуществляли гражданское, административное, военное управление, суд, сбор дани и штрафов с подвластного населения. За их убийство по Русской Правде полагался двойной штраф.

Духовенство так же являлось привилегированной социальной группой, чему способствовала политика князей щедро раздававшим церковным иерархам и монастырям земли и жертвовавших десятую часть своих доходов на церковные нужды. Церковь не завесила от княжеской юрисдикции и сама судила представителей своего сословия и тех, кто проживал на её землях.

Всё это были высшие лица вотчинной организации, за убийство которых полагался двойной штраф 80 гривен, что является доказательством их привилегированного положения. Рангом ниже были Сельский староста, следивший за выполнением сельских работ и Ратайный те пашенный староста, наблюдавший за ходом работ на пашне.

На земле феодала также работали многочисленные смерды, закупы, рядовичи холопы, которые являлись самыми бесправными категориями зависимого населения работающего на феодала.

УТРАТА РУССКОЙ ПРАВДОЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
В период складывания Московского централизованного государства Русская Правда постепенно теряет юридическое значение как основной источник действующих правовых норм. Значение и смысл многих терминов используемых в ней утрачивается и становится непонятным переписчикам и редакторам, что вело к искажениям и ошибкам в тексте. В начале XV века Русская правда окончательно утрачивает свою правовую силу. Её перестают включать в юридические сборники. Русская правда стала историей.

Источник

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ «РУССКОЙ ПРАВДЫ»

какое важное положение содержится в тексте русской правды в какой ее части какое важное положение содержится в тексте русской правды в какой ее части какое важное положение содержится в тексте русской правды в какой ее части какое важное положение содержится в тексте русской правды в какой ее части

какое важное положение содержится в тексте русской правды в какой ее части

какое важное положение содержится в тексте русской правды в какой ее части

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ «КОНСТИТУЦИИ»

Н.М.Муравьева:

1. Крепостное право безоговорочно отменялось, крестьяне получали личную свободу и сохраняли право на приусадебный участок и еще 2 десятины на двор (десятина – 1,09 гектара).

2. Самодержавие отменялось, Россия становилась конституционной монархией.

3. Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту – Народному вече.

4. Исполнительная власть – императору, получавшему от государства большое жалование. Император обладал большими правами: запрещающее вето, назначение министров, командование армией, флотом и др.

5. Сословия все отменялись; равенство всех граждан перед законом, равный для всех суд, свобода слова, печати, собраний вероисповедания и т. д.

6. Выборы – ограниченные, многоступенчатые, с высоким имущественным цензом.

7. Территория России делилась на 15 федеральных единиц («держав», или областей).

8. Помещичье землевладение сохранялось полностью.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ «РУССКОЙ ПРАВДЫ»

1. Отмена крепостного права немедленно и без выкупа. Освобождение крестьян объявлялось «священнейшей и непременнейшей обязанностью» временного правительства. Крестьяне освобождались с землей.

2. Отмена самодержавия, «тирании». Россия становилась единой неделимой республикой с однопалатным парламентом.

3. Исполнительная власть – Державная дума, состоит из 5 членов, избираемых на 5 лет, каждый из членов – президент в течении года.

5. Свобода слова, печати, собраний, передвижений, выбора занятий, вероисповедания, равный суд, отмена сословий.

6. Равные выборы для мужчин без всяких цензов.

7. Демократический строй распространяется по всей территории и на все народы России, но право на отделение от России народам не дается.

8. Для решения аграрного вопроса предлагалось разделить землю на две равные части: а) общественный фонд, где земля не продавалась и не покупалась; б) частный фонд – земля помещиков и земля крестьян, которую можно было покупать, продавать, сдавать в аренду, дарить и т. д. Никакого выкупа земли крестьянами не предусматривалось.

9. Поощрение промышленности, ремесел, торговли; отмена цехов, гильдий, монополий.

Общества были созданы в 1821 г.

3.РОССИЯ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ Ι. КОНСЕРВАТИВНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ИМПЕРИИ.

Подавив восстание декабристов в 1825 г. Николай Ι стал на путь ужесточения политического курса в стране. На смену либеральному курсу был противопоставлен попечительный и охранительный идеал надзора власти за общественными силами. Для проведения в жизнь такой политики была использована, созданная еще в 1812г. Собственная его императорского величества канцелярия, которая была значительно расширена в 1826г. Фактически этот орган возглавил всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. В ее составе было 6 отделений.

Ι-е отделение (1826г.) обеспечивало контроль за деятельностью министерства и ведомств. министров и высших чиновников министерств. Оно занималось назначением и увольнением высших чиновников.

ΙΙ-е отделение занималось анализом и обобщением юридической практики и записью законов Российской империи.

Ш-е отделение было организовано в 1826г. на базе особой канцелярии Министерства внутренних дел, которое ведало вопросами политической и государственной безопасности. Оно руководило полицией, занималось государственными преступлениями и противниками существенного режима, сектами раскольниками, высылкой и размещением ссыльных, управлением тюрьмами и наблюдением за иностранцами.

В 1827 г. при Ш-м отделении был создан корпус жандармов, а вскоре была создана сеть жандармских округов.

ΙΥ-е отделение контролировало и направляло работу женских учебных заведений и благотворительных учреждений. (1827г.)

Υ-е отделение (1936г.) занималось выработкой проекта реформы по управлению государственными крестьянами.

ΥΙ-е отделение (1842г.) было призвано готовить материалы, относящиеся к управлению территорией Кавказа.

В правление Николая Ι происходит количественный рост государственного аппарата. К середине века он насчитывал 100000 чел. Был характерен высокий уровень налогообложения и несбалансированность государственного бюджета.

какое важное положение содержится в тексте русской правды в какой ее части

При Николае Ι проводится кодификация (упорядочение) российского законодательства. Под руководством М.Сперанского были обобщены и опубликованы «Полное собрание законов Российской империи» (45 томов) и отдельный «Свод законов» (15 томов), в который были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране. Все это было направлено на усилие бюрократизации управления.

В целом высшее государственное управление в России перестраивалось в первой половине Х1Х в. по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации, что не привело к изменению основ самодержавного строя.

Ключевым вопросом всей политики Николая Ι оставалась крестьянская проблема. В его царствование происходило ограничение сферы крепостного права с тенденцией «к постоянному освобождению крестьян» при этом интересы помещиков практически не ущемлялись:

— запрещалась продажа крестьян в розницу (1841г.)

— не разрешалась покупка крестьян безземельными дворянами (1843г.)

— крестьянам было предоставлено право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика (1847г.)

— вышло разрешение всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность (1848г.)

Наиболее значимые преобразования были проведены в отношении управления государственными крестьянами в 1837-1841 гг. под руководством графа П.Д.Киселева.

— равномерное наделение крестьян землей;

— постепенный переход их на денежный оброк;

— создавались органы местного крестьянского самоуправления;

— открывались школы, больницы, ветеринарные пункты;

— распространялись агротехнические знания.

План Киселева по существу означал постепенную ликвидацию крепостного права, в котором содержалось положения о личном освобождении крестьян и регулировании государством крестьянских наделов и повинностей.

Однако реформа Киселева, наряду с положительными моментами, усилила бюрократическое давление на государственную деревню и свела к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправления, поставив их в полную зависимость от местной администрации.

Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым указ 1842г. «Об обязанных крестьянах», по которому получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле.

Характерной чертой внутренней политики Николая Ι являлось укрепление и консервация дворянского сословия:

— создавались преграды к расширению его за счет выходцев из «податных сословий».

— в 1845 г. издается указ, по которому потомственное дворянство приобреталось на военной службе, начиная со старших военных чинов, а на гражданской, с 5 класса Табели о рангах, а не с 8 как это было раньше.

— в целях укрепления материальной базы дворянства указом 1845г. учреждалось неделимые наследственные имения, т.е. не принадлежавшие дроблению между наследниками и переходившие по наследству к старшему сыну.

В области экономической правительство Николая Ι провело следующие меры:

— была осуществлена финансовая реформа под руководством Е.Ф.Канкрина в 1839-1843гг. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль по обязательному курсу 1:3,5 к бумажным ассигнациям;

— устанавливались протекционистские пошлины на ввозимые иностранные товары;

— организовывались крупные промышленные выставки;

— развернулось широкое железнодорожное строительство;

— в 1828 г. был создан Мануфактурный Совет, который осуществлял контроль за развитием промышленности, организовывал выставки, разрешал конфликты между фабрикантами и рабочими.

В основу просвещения был положен принцип охранительной идеологии, сформулированный С.С.Уваровым: «Православие, самодержавие, народность».

Таким образом все содержание внутренней политики Николая 1 было направлено на укрепление самодержавного строя в России, которое рассматривалось как важнейший элемент стабильного функционирования государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *