какое важное наставление дал отец павлуше чичикову

Наставление отца Чичикова

Отец привёз Павлушу в город к своей дальней родственнице, где мальчику суждено было обучаться в городском училище. Последний разговор перед отъездом – это наставление отца Чичикова сыну о том, как нужно вести себя, как строить свои отношения с окружающими, что ценить, а чего избегать. Судьба распорядилась так, что это был последний разговор Павлуши с родителем, больше они не виделись, а через несколько лет отец умер.

Родительский завет

Отец Павлуши наказывал сыну “не повесничать”, не баловаться, а заниматься только учёбой, что говорит о том, насколько далёк взрослый родитель от мира детства. В своей строгости и постоянном недовольстве ребёнком, он позабыл о том, что игры, забавы и баловство – неотъемлемая часть жизни детей. Именно таким и стал маленький Чичиков – “степенным”, “взрослым” ребёнком. Его мысли были заняты тем, как заработать копейку, он не водился со сверстниками, не знал искренней дружбы. Глубоко в душу мальчика запали слова отца о том, что товарищи могут предать в трудный момент, а выручат только деньги: “Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был”. Жизнь сложилась именно так, как завещал отец: лучшим другом Павла Ивановича стали деньги.

Об отношениях с людьми

“Больше всего угождай учителям и начальникам” – таким был завет отца. Бесспорно, это не самое лучший наказ для начала жизни, но в этот Чичиков-старший видел путь к достижению успеха и признания. Он не верил в ум и талант собственного ребёнка, хотя в школе Павлуша оказался вполне успешным, пусть и не самым лучшим учеником. У него была склонность к арифметике, и в будущем Чичиков оказался умельцем просчитать и вычислить все необходимые действия.

Советы отца Павлуша воспринял буквально, поэтому со времён училища научился водиться с теми, “кто побогаче, чтобы при случае могли быть … полезными”.

Отцовские слова о деньгах

Но самым главным наставление родителя в поэме стала его философия в отношении денег:”больше всего береги копейку…всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой”. Будущее показало, что этот путь самый правильный в том обществе, в котором предстояло жить Чичикову, только наличие денег успокаивало его, капитал и его приумножение – вот что стало смыслом жизни Павла Ивановича. Возможно, отец главного героя пришёл к такому выводу из-за того, что сам остался к старости без средств, озлобленный и не способный что-то изменить в жизни. Именно это обстоятельство помешало ему сказать сыну на прощание о своих отцовских чувствах, о вере в него…

Источник

Наставление отца Чичикова в поэме «Мертвые души»: текст эпизода (наказ, завет, совет)

какое важное наставление дал отец павлуше чичикову
Наставление отца Чичикова.
Художник А. Агин

Наставление отца Чичикова представляет собой небольшой, но очень важный эпизод в поэме «Мертвые души» Гоголя.

В этой статье представлен текст эпизода «Наставление отца Чичикова» из поэмы «Мертвые души» (наказ, завет, совет).

Смотрите:
— Все материалы о Чичикове
— Все материалы по поэме «Мертвые души»

Наставление отца Чичикова в поэме «Мертвые души»: текст эпизода (наказ, завет, совет отца)

«. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление:

«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сорóке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу. «

Анализ эпизода «Наставление отца Чичикова»

Детство Чичикова проходит трудно и безрадостно. Отец Чичикова все время болеет и ведет себя неласково с сыном. Когда Павлуша Чичиков подрастает, отец дает ему наставление (отцовский наказ, завет).

Это наставление серьезно влияет на характер Чичикова и его судьбу. Благодаря советам отца Чичиков вырастает расчетливым, хладнокровным и лицемерным человеком.

В наставлении отца Чичикову можно выделить следующие советы:

Это были материалы о наставлении отца Чичикова в поэме «Мертвые души» (наказ, завет, совет): текст и анализ эпизода.

Источник

Наставление отца Чичикова в поэме “Мертвые души” – наказы и советы в цитатах

Отец привёз Павлушу в город к своей дальней родственнице, где мальчику суждено было обучаться в городском училище. Последний разговор перед отъездом – это наставление отца Чичикова сыну о том, как нужно вести себя, как строить свои отношения с окружающими, что ценить, а чего избегать. Судьба распорядилась так, что это был последний разговор Павлуши с родителем, больше они не виделись, а через несколько лет отец умер.

Родительский завет

Отец Павлуши наказывал сыну “не повесничать”, не баловаться, а заниматься только учёбой, что говорит о том, насколько далёк взрослый родитель от мира детства. В своей строгости и постоянном недовольстве ребёнком, он позабыл о том, что игры, забавы и баловство – неотъемлемая часть жизни детей. Именно таким и стал маленький Чичиков – “степенным”, “взрослым” ребёнком. Его мысли были заняты тем, как заработать копейку, он не водился со сверстниками, не знал искренней дружбы. Глубоко в душу мальчика запали слова отца о том, что товарищи могут предать в трудный момент, а выручат только деньги: “Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был”.

Жизнь сложилась именно так, как завещал отец: лучшим другом Павла Ивановича стали деньги.

Об отношениях с людьми

“Больше всего угождай учителям и начальникам” – таким был завет отца. Бесспорно, это не самое лучший наказ для начала жизни, но в этот Чичиков-старший видел путь к достижению успеха и признания. Он не верил в ум и талант собственного ребёнка, хотя в школе Павлуша оказался вполне успешным, пусть и не самым лучшим учеником. У него была склонность к арифметике, и в будущем Чичиков оказался умельцем просчитать и вычислить все необходимые действия.

Советы отца Павлуша воспринял буквально, поэтому со времён училища научился водиться с теми, “кто побогаче, чтобы при случае могли быть … полезными”. Родитель советует Павлуше никого не угощать, не тратить деньги на товарищей, а вести себя так, чтобы другие угощали его. Эту науку мальчик постиг быстро, и умудрялся продавать угощения своим же одноклассникам прямо на занятиях.

Отцовские слова о деньгах

Но самым главным наставление родителя в поэме стала его философия в отношении денег:”больше всего береги копейку…всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой”. Будущее показало, что этот путь самый правильный в том обществе, в котором предстояло жить Чичикову, только наличие денег успокаивало его, капитал и его приумножение – вот что стало смыслом жизни Павла Ивановича. Возможно, отец главного героя пришёл к такому выводу из-за того, что сам остался к старости без средств, озлобленный и не способный что-то изменить в жизни. Именно это обстоятельство помешало ему сказать сыну на прощание о своих отцовских чувствах, о вере в него…

Наказ отца Чичикова в “Мёртвых душах” – отражение того, как родительские слова могут оказать влияние на то, каким станет их чадо, какой выберет путь в жизни. Данный материал с цитатами поможет подготовиться к написанию сочинений, творческих и тестовых работ по поэме Н. В Гоголя.

Источник

Наставление отца Чичикова в поэме Мертвые души (текст эпизода наказ, завет, совет)

«. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление:

«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сорóке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу. «

Анализ эпизода Наставление отца Чичикова (9 класс)

Отец не просто наставлял Павлушу, то есть не просто учил его, а ещё и провожал в другой город – далекий. И наверное, отец понимал, что после нескольких лет учебы Павел не вернётся домой работать – там и места нет. Сын взрослый останется в городе, там будет карьеру делать. Про женитьбу речь не идёт совсем. Только про друзей…

Наставление это начинается нормально вроде бы… Учиться нужно, не стоит хулиганить, вести разгульный образ жизни. То есть не гулять и пить! А то студенты могут плохо повлиять… Но тут же всё это привычное и нормальное сворачивает на то, чтобы угодить учителям, а ещё начальникам, то есть тем, кто «важней». Отец поясняет, какой толк от хороших отношений с начальством. Если там всё хорошо, то и учиться не нужно. Тут же он противоречит тому, что сказал выше. Вроде нужно учиться, но не нужно, если всё у вас хорошо с начальниками. Если таланта нет, то тем более нужно угождать. Наверное, отец считает, что у его сына особого таланта нет…

Нужно, по его мнению, всех опередить! А с ровесниками отец не советует дружить. Толку от них? Но вдруг так получится, то дружить можно с богатыми. Ведь от них может быть польза! Если что, то они тебя выручат… Вообще, это уже всё ужасно, ведь отец учит его дружить («оценивать людей») по их достатку. Если человек потеряет своё состояние, то потеряет и дружбу! И ещё учит его не угощать людей, а делать так, чтобы они его угощали. Это уже совсем некрасиво! Есть и пить за чужой счёт! А самому экономить… И тут отец говорит, что самое важное – беречь копейку. Она вроде как не выдаст! А товарищ, типа, выдаст. Но с нашим курсом денег всё может быть – и копейка предаст. Вот так будешь копить, а тут деноминация какая-нибудь, кризис или реформа.

Понятно, почему он так говорит, но всё-таки это слишком подло, так мелочно. Если услышать такое, то и не захочешь дружить с таким человеком. А ведь Павлуша ни разу не возразил отцу! Хотя это было бы, может, и не очень вежливо – спорить со старым человеком. Но после ведь говорится, что Павел Иванович впитал эти слова родителя, следовал им всю жизнь. И мы знаем, к чему это его привело! Скупать мертвые души! Сориентировал его отец на деньги, против людей.

Наверное, отец у Чичикова не самый добрый человек. Вот сын его и не приезжал к нему. Сбиты ориентиры с людей, просто с чего-то хорошего, на просто деньги. А они ведь средство! Чего хотел Чичиков (отец) этими деньгами добиться? Власти – задавить других.

Вариант 2

В детстве Чичикову приходилось непросто: жил он безрадостно и трудно. Его отец часто болел, и ласки от него было не дождаться. Когда отец провожал Павлушу в другой город, то дал ему наставление, которое кардинально повлияло на становление характера и его дальнейшую жизнь.

В своем наставлении отец советовал Чичикову учиться и не перечить учителям; выслуживаться начальству; заводить общение с теми, кто посостоятельнее; вести себя лучше так, чтобы тебя угощали, а не угощать кого-то; беречь и ценить каждую копеечку. Отец ничего не говорил про честность, доброту, отзывчивость и милосердие, хотя Чичиков и сам не спрашивал про это. Однако вскоре вспомнил, что дополнения к наставлению отца совершенно не нужны, ведь они только мешают, тревожа чувство совести.

В своем наказе отец противоречит сам себе: сначала говорит, что необходимо учиться, но сразу, после всего вышесказанного, повествует о том, что учиться совсем и не обязательно, если ладить с начальство. А талант к этому отсутствует, то тем более нужно угождать. Скорее всего отец считал, что у Чичикова таланта не было.

Чичиков постоянно угождал всем учителям, даже в самых незначительных вещах, что помогло ему стать любимчиком. «При выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение».

Чичиков обладал такими качествами, как смекалка, приспособленчество и ловкость. Он мог манипулировать людьми, получая с ним выгоду, и это не составляло для него труда. Чичиков рано научился лицемерить, угадывать желания начальства, что помогло ему сделать карьеру.

Для Чичикова стало занятием первой важности выслуживаться начальникам, чтобы добиться главной цели – копить богатство. По этой причине руководство относилось к нему всегда хорошо.

С самого начала Чичиков интересовался финансовым вопросом. Он постоянно копил деньги: мог слепить фигуру из воска и продать ее, купить пряников и ждать, пока товарищи проголодаются, а он в свою очередь с них возьмет в тридорого.

На протяжении всей поэмы мы видели, как формировались личность и подсознание главного героя. Душа Чичикова даже на вершине его успехов находилась где-то там, в глубоком детстве, в атмосфере вечной сырой осени за окнами старого дома.

Также читают:

Картинка к сочинению Наставление отца Чичикова в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Произведение «Дон Кихот» сделало своего создателя Мигеля де Сервантеса известным на весь мир. Данный роман автор задумал создать как пародию на рыцарские романы, которыми в то время так сильно восхищались в Испании

Жилин и Костылин попадают в плен к татарам. Оба они офицеры служащие на Кавказе. С самого начала Костылин показывает себя как трусливую личность, бросая в трудную минуту товарища

Влияние человека на природу велико, так же как и природы на людей. Подобная закономерность имеет место и в творчестве А.С. Пушкина. Пейзажная лирика великого гения на каждом этапе его жизненного пути меняется, проявляя свои особенности

Знаменитый балет «Мещанин-дворянин» или как у нас принято называть это произведение Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» впервые увидел свет в 1670 г. Среди зрителей в замке Шамбор был король Франции.

Источник

Наставление отца Чичикова в поэме Мертвые души (текст эпизода наказ, завет, совет)

«… При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление:

«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сорóке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу…»

Анализ эпизода Наставление отца Чичикова (9 класс)

Отец не просто наставлял Павлушу, то есть не просто учил его, а ещё и провожал в другой город – далекий. И наверное, отец понимал, что после нескольких лет учебы Павел не вернётся домой работать – там и места нет. Сын взрослый останется в городе, там будет карьеру делать. Про женитьбу речь не идёт совсем. Только про друзей…

Наставление это начинается нормально вроде бы… Учиться нужно, не стоит хулиганить, вести разгульный образ жизни. То есть не гулять и пить! А то студенты могут плохо повлиять… Но тут же всё это привычное и нормальное сворачивает на то, чтобы угодить учителям, а ещё начальникам, то есть тем, кто «важней». Отец поясняет, какой толк от хороших отношений с начальством. Если там всё хорошо, то и учиться не нужно. Тут же он противоречит тому, что сказал выше. Вроде нужно учиться, но не нужно, если всё у вас хорошо с начальниками. Если таланта нет, то тем более нужно угождать. Наверное, отец считает, что у его сына особого таланта нет…

Нужно, по его мнению, всех опередить! А с ровесниками отец не советует дружить. Толку от них? Но вдруг так получится, то дружить можно с богатыми. Ведь от них может быть польза! Если что, то они тебя выручат… Вообще, это уже всё ужасно, ведь отец учит его дружить («оценивать людей») по их достатку. Если человек потеряет своё состояние, то потеряет и дружбу! И ещё учит его не угощать людей, а делать так, чтобы они его угощали. Это уже совсем некрасиво! Есть и пить за чужой счёт! А самому экономить… И тут отец говорит, что самое важное – беречь копейку. Она вроде как не выдаст! А товарищ, типа, выдаст. Но с нашим курсом денег всё может быть – и копейка предаст. Вот так будешь копить, а тут деноминация какая-нибудь, кризис или реформа.

Понятно, почему он так говорит, но всё-таки это слишком подло, так мелочно. Если услышать такое, то и не захочешь дружить с таким человеком. А ведь Павлуша ни разу не возразил отцу! Хотя это было бы, может, и не очень вежливо – спорить со старым человеком. Но после ведь говорится, что Павел Иванович впитал эти слова родителя, следовал им всю жизнь. И мы знаем, к чему это его привело! Скупать мертвые души! Сориентировал его отец на деньги, против людей.

Наверное, отец у Чичикова не самый добрый человек. Вот сын его и не приезжал к нему. Сбиты ориентиры с людей, просто с чего-то хорошего, на просто деньги. А они ведь средство! Чего хотел Чичиков (отец) этими деньгами добиться? Власти – задавить других.

Отцовские слова о деньгах

Но самым главным наставление родителя в поэме стала его философия в отношении денег:”больше всего береги копейку…всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой”. Будущее показало, что этот путь самый правильный в том обществе, в котором предстояло жить Чичикову, только наличие денег успокаивало его, капитал и его приумножение – вот что стало смыслом жизни Павла Ивановича. Возможно, отец главного героя пришёл к такому выводу из-за того, что сам остался к старости без средств, озлобленный и не способный что-то изменить в жизни. Именно это обстоятельство помешало ему сказать сыну на прощание о своих отцовских чувствах, о вере в него…

Наказ отца Чичикова в “Мёртвых душах” – отражение того, как родительские слова могут оказать влияние на то, каким станет их чадо, какой выберет путь в жизни. Данный материал с цитатами поможет подготовиться к написанию сочинений, творческих и тестовых работ по поэме Н. В Гоголя.

Вариант 2

В детстве Чичикову приходилось непросто: жил он безрадостно и трудно. Его отец часто болел, и ласки от него было не дождаться. Когда отец провожал Павлушу в другой город, то дал ему наставление, которое кардинально повлияло на становление характера и его дальнейшую жизнь.

В своем наставлении отец советовал Чичикову учиться и не перечить учителям; выслуживаться начальству; заводить общение с теми, кто посостоятельнее; вести себя лучше так, чтобы тебя угощали, а не угощать кого-то; беречь и ценить каждую копеечку. Отец ничего не говорил про честность, доброту, отзывчивость и милосердие, хотя Чичиков и сам не спрашивал про это. Однако вскоре вспомнил, что дополнения к наставлению отца совершенно не нужны, ведь они только мешают, тревожа чувство совести.

В своем наказе отец противоречит сам себе: сначала говорит, что необходимо учиться, но сразу, после всего вышесказанного, повествует о том, что учиться совсем и не обязательно, если ладить с начальство. А талант к этому отсутствует, то тем более нужно угождать. Скорее всего отец считал, что у Чичикова таланта не было.

Чичиков постоянно угождал всем учителям, даже в самых незначительных вещах, что помогло ему стать любимчиком. «При выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение».

Чичиков обладал такими качествами, как смекалка, приспособленчество и ловкость. Он мог манипулировать людьми, получая с ним выгоду, и это не составляло для него труда. Чичиков рано научился лицемерить, угадывать желания начальства, что помогло ему сделать карьеру.

Для Чичикова стало занятием первой важности выслуживаться начальникам, чтобы добиться главной цели – копить богатство. По этой причине руководство относилось к нему всегда хорошо.

С самого начала Чичиков интересовался финансовым вопросом. Он постоянно копил деньги: мог слепить фигуру из воска и продать ее, купить пряников и ждать, пока товарищи проголодаются, а он в свою очередь с них возьмет в тридорого.

На протяжении всей поэмы мы видели, как формировались личность и подсознание главного героя. Душа Чичикова даже на вершине его успехов находилась где-то там, в глубоком детстве, в атмосфере вечной сырой осени за окнами старого дома.

Об отношениях с людьми

“Больше всего угождай учителям и начальникам” – таким был завет отца. Бесспорно, это не самое лучший наказ для начала жизни, но в этот Чичиков-старший видел путь к достижению успеха и признания. Он не верил в ум и талант собственного ребёнка, хотя в школе Павлуша оказался вполне успешным, пусть и не самым лучшим учеником. У него была склонность к арифметике, и в будущем Чичиков оказался умельцем просчитать и вычислить все необходимые действия.

Советы отца Павлуша воспринял буквально, поэтому со времён училища научился водиться с теми, “кто побогаче, чтобы при случае могли быть … полезными”. Родитель советует Павлуше никого не угощать, не тратить деньги на товарищей, а вести себя так, чтобы другие угощали его. Эту науку мальчик постиг быстро, и умудрялся продавать угощения своим же одноклассникам прямо на занятиях.

Мертвые души — краткое содержание

Том 1

Глава I

В губернском городе NN появляется «красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки». В ней восседает господин –

не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод

Разместившись в комнате, господин интересуется у трактирного слуги чиновниками города, отписывает о своем появлении в полицию: Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям, после чего отправляется знакомиться с городом, который находит типичным среднерусским городком.

На следующий день он посещает чиновников: губернатора, вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, полицмейстера, откупщика, начальника над казенными фабриками, а также многих других. Каждому находится у него деликатный комплимент, располагающий собеседников, о себе же Чичиков говорит мало, с нарочитой скромностью. Получив приглашение губернатора пожаловать на домашнюю вечеринку, он с радостью соглашается, надевает манишку, фрак брусничного цвета с искрой и отправляется на вечер. Здесь он знакомится с остальными важными людьми, а также помещиками – Маниловым и Собакевичем, которые приглашают Павла Ивановича нанести визит к ним в усадьбы.

Следующий вечер Чичиков проводит у полицмейстера, затем – у председателя палаты, потом – у вице-гурбернатора, у откупщика, и у всех о госте складывается одинаковое впечатление: он исключительно приятный, порядочный светский человек. Он прекрасно владеет любым предметом разговора, и держит себя при этом изысканно и с достоинством.

Это мнение держалось до тех пор, покамест одно странное свойство гостя и предприятие, … не привело в совершенное недоумение почти весь город.

Глава II

Проведя неделю в разъездах по вечеринкам представительных особ, Чичиков решается навестить Манилова и Собакевича. Автор намекает, что существует какая-то особенная причина, побудившая Павла Ивановича выехать за город. Селифан с Петрушкой готовят барина в путешествие (даются описания обоих крепостных: Петрушка любит читать, причем ему просто нравится процесс превращения отдельных букв в слова, и носит «всюду с собою какой-то свой особенный воздух, отзывающийся несколько жилым покоем», Селифан же — «совершенно другой человек»).

Деревня Маниловка лежит в 30 верстах от города, и выглядит неприютно. Господская усадьба стоит на холме, обдуваемая ветрами, нет ни парка, ни рощи. Чичиков насчитывает около 200 крестьянских домов. Манилов чрезвычайно рад приезду гостя:

«На взгляд он был человек видный; черты его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее знакомства и расположения». Еще в армии он слыл «скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером»

Дни напролет Манилов витает в облаках, курит трубку и не желает соприкасаться с реальностью: в доме у него словно все не доделано, прекрасные предметы соседствуют с грубыми. Манилов знакомит Чичикова со своей женой, такой же «сахарной» дамой. Его обращение с Павлом Ивановичем очень подобострастное: он называет его визит именинами сердца, осыпает комплиментами и уже считает его близким другом. За обедом Чичиков знакомится и с двумя сыновьями Манилова: Фемистоклюсом и Алкидом, хвалит обоих.

Хозяин и гость следуют в кабинет, и там Чичиков обращается к интересующей его теме: он спрашивает Манилова, как давно тот подавал ревизскую сказку и сколько крестьян с тех пор умерло. Помещик отправляет приказчика узнать точную цифру, а Чичиков делится своими планами: он хотел бы купить у него… мертвых крестьян. На бумаге они числятся живыми, а на деле – их давно нет. Манилов в замешательстве от подобной просьбы, но соглашается и отдает мертвые души Чичикову даром. Павел Иванович уезжает в самом радушном настроении, сердечно прощаясь с Маниловыми.

Глава III

Чичиков следует в деревню к Собакевичу. Выезжают поздно, льет дождь, во тьме деревни не найти, да и Селифан слегка во хмелю, лошади измотаны. Заслышав собачий лай, кучер правит на звук и оказывается возле дома незнакомой помещицы, Чичиков просит позволения переночевать

Гоголь о Коробочке

рассказывает, что ни Манилова, ни Собакевича она не знает, а до города верст 60. Чичиков остается.

Дом ее завешан старинными портретами, на стене висят часы, то и дело издающие шипение и хрип, все старомодно. Зато вокруг дома – курятники и хлева, полные живности, огороды обширны, сад ухоженный. Помещицу зовут Настасья Петровна Коробочка, а в деревне ее 80 душ, но было больше: 18 померли от неурожая, и кузнец скончался от пьянства. Заседатель подъехал, подать, говорит, уплачивать с души. Народ мертвый, а плати, как за живого, — сетует барыня. Чичиков предлагает Коробочке продать ему эти мертвые души, и ее, как и Манилова, смущает предложение: Нешто хочешь ты их откапывать из земли?, но Павел Иванович объясняет, что купит их по документам живыми и выставляет цену: 15 рублей. Далее следует длительный торг: напуганная странностью помещица не знает, почем теперь мертвые, и боится продешевить. В конце концов, Коробочка решается продать души, они договариваются о купчей, она назначает поверенного и пишет ему письмо. После обильного обеда Коробочка отправляет с Чичиковым девку показывать дорогу, и они уезжают.

Глава IV

Передохнув в трактире, Чичиков надеется отправиться к Собакевичу, но в трактир входят помещик Ноздрев, которого он видел на вечеринке у одного из чиновников, с товарищем. Ноздрев узнает Чичикова и рассказывает о проигрыше на ярмарке, о буйных кутежах, припоминает недавние балы и приятелей. Его истории полны вымысла, в чем пытается уличить его товарищ, но безуспешно: это только распаляет Ноздрева. Чичиков сообщает, что едет к Собакевичу, Ноздрев выставляет его на смех, поскольку Собакевич – плут, и зовет к себе. Павел Иванович принимает приглашение.

«Они называются разбитными малыми всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный Странную страсть имел Ноздрев. Чем ближе кто с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсем не почитал себя вашим неприятелем, напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески»

Ноздрев показывает гостям лошадей, пытается завязать пари, но бесполезно, показывает псарню, врет о ловле зайцев-русаков руками, о покупке леса. В его словах трудно отыскать истину.

В кабинете помещика висят два ружья, стоит шарманка. После обеда, на котором больше пьют, чем едят, причем и напитки и еда отличаются безыскусностью, товарищ-зять Ноздрева откланивается, а Чичиков заводит разговор о покупке мертвых душ. Ноздрев требует объяснений. Приходит очередь Павла Ивановича сочинять: сначала он говорит, что хочет придать себе статуса, пока настоящих крестьян не купит, затем рассказывает, что они нужны ему для количества – он хочет жениться на богатой невесте, но родители ее требуют, чтобы у жениха было не менее 300 душ, а ему не хватает полутораста. Ноздрев зовет его мошенником и не верит, Чичиков оскорбляется. Далее следует странный торг: Ноздрев пытается всучить вместе с душами то кобылу, то собаку, то шарманку, то бричку – его взял азарт. Отказывается Чичиков и от игры в карты, он понимает, что его надуют: В картишки играл он (Ноздрев) не совсем безгрешно и чисто, зная много разных передержек и других тонкостей. Рассерженный отказами Ноздрев велит слуге не давать лошадям гостя сено.

Чичиков остается ночевать и перед сном корит себя, что завел речь с Ноздревым о столь важном деле. Наутро Чичиков все-таки соглашается сыграть на души в шашки, но Ноздрев жульничает и здесь. Дело почти доходит до драки, но входит капитан-исправник и докладывает о подаче на Ноздрева в суд. Чичиков пользуется ситуацией и уезжает.

Глава V

На Ноздрева обозлен даже кучер Селифан: лошадям не дали овса. Бричка Чичикова на дороге сцепляется с бричкой двух незнакомых дам, крестьяне из деревни помогают разнимать. В это время Чичиков любуется проезжей красавицей: молоденькая, шестнадцатилетняя, с золотистыми волосами Хорошенький овал ее лица круглился, как свеженькое яичко… Она надолго остается в его голове, но романтичные мысли Павел Иванович низводит до практических: она теперь, как дитя, вот пусть только за нее примутся теперь маменьки и тетушки. В один год так наполнят ее всяким бабьем.

Чичиков приезжает к Собакевичу, у него большая деревня, окруженная лесами. Дом крепкий, основательный, словно военная крепость, но несколько нелепый. Хозяин напоминает Павлу Ивановичу средней величины медведя:

«Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета Ступнями ступав вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги Его даже звали Михайлом Семеновичем»

Гоголь о Собакевиче

В комнатах его висят портреты дородных, тучных полководцев, а также клетка с дроздом очень похожим тоже на Собакевича. Жена Собакевича – высокая и статная дама. Разговор с хозяином не клеится: тот ругает всех чиновников от губернатора до полицмейстера, причем ругает и характеры людей, и их манеры, и быт их. Случайно Собакевич упоминает некоего помещика Плюшкина, у которого крестьяне мрут, как мухи, и это вызывает интерес Чичикова. Живет Плюшкин в пяти верстах. Следует обильный обед, после которого гость предлагает хозяину уже знакомую сделку. Тот, не удивляясь, соглашается, но заводит свирепый торг: просит за мертвого, как за живого! Аргументы – каждый из них был выдающимся крестьянином (Собакевич помнит всех наизусть), и возражения, что они были

крестьянами, а теперь и не существуют вовсе, не действуют. Чичиков долго уговаривает упрямого Собакевича, и в итоге тот соглашается уступить ему душу за два рубля с полтиной. Договорившись о сделке, Павел Иванович отправляется дальше: к Плюшкину.

Глава VI

Автор рассуждает о красоте российских деревень, вспоминая путешествия своей юности. В это время Чичиков въезжает в странную деревню: все в ней в упадке, рассыпается, мостовая никудышная. Всюду плесень и разруха. У помещичьего дома Чичиков встречает странное существо, которое принимает сначала за ключницу, затем – за ключника. Однако позже выясняется, что это и есть хозяин, Плюшкин:

Одежда его скорее напоминала одежду нищего, нежели помещика. Дом Плюшкина – скопище хлама различной надобности, в углу комнаты – запыленная куча вещей. Прежде он был просто бережливым хозяином, но после смерти жены, бегства одной дочери и смерти другой он сначала стал подозрительным, а затем и вовсе превратился в полусумасшедшего скрягу.

Познакомившись со странным хозяином, Чичиков хвалит богатство Плюшкина, но тот возражает, что тысячи душ уже давно нет, и около 120 померли во время горячки, а есть и беглые, тоже человек 70. Пользуясь скупостью Плюшкина, Чичиков предлагает ему переписать на него мертвые души, дает по 25 копеек за беглых, и будто бы по доброте душевной обязуется платить пошлину за них вместо Плюшкина: Мы совершим на них купчую крепость, как бы они были живые и как бы вы мне их продали. На радостях избавления от мертвых душ помещик приглашает Чичикова угоститься горелым калачом и старым ликером, но гость отказывается. Плюшкин рекомендует своего школьного приятеля поверенным, пишет к нему письмо, забирает деньги и прощается с гостем: у Павла Ивановича нет ни малейшего желания задерживаться в странном месте. Чичиков возвращается в город.

Глава VII

Автор восхваляет удивительные русские характеры, столь непохожие друг на друга, и рассуждает о странных типажах русских людей, а затем возвращается к Павлу Ивановичу.

Утром он производит подсчет: у него теперь почти 400 душ. Внимательно изучая списки, подготовленные помещиками, Чичиков отмечает, что все они похожи чем-то на своих господ, а также видит, что Собакевич его все-таки надул: он внес в список бабу Елизавету Воробей, и ее приходится вычеркнуть. Чичиков размышляет о людях, которые прячутся за именами: перед ним выстраиваются характеры и типажи, которые еще не так давно существовали на свете.

Павел Иванович отправляется в гражданскую палату оформлять купчую – пока все бумаги не подписаны, он не спокоен. Он встречает Манилова, который подготовил ему свой список душ, и затем приступает к делу. В палате суетно, автор подробно описывает устройство казенного места. Чичиков дает взятку, чтобы быстрее начать. Появляется Собакевич, беседует с Маниловым и Чичиковым. Увидев, что общая сумма покупки – более 100 000 рублей (поскольку помещики оформляли на бумаге мертвых, как живых), чиновник с уважением относится к Чичикову. Узнавая в списке Собакевича каретника Михеева, он припоминает, что тот умер, и удивляется. Собакевич отрицает: умер брат каретника, а этот – жив.

Чичиков рассказывает, что он приобрел земли в Херсонской губернии, и там намерен расселить своих новых крестьян, однако очень уклончиво описывает господские владения. Постепенно собираются все доверенные лица – и от Плюшкина, и от Коробочки, и дело идет на лад. В палату приходят уже знакомые Чичикову чиновники, и все вместе посетители отправляются праздновать покупку крестьян у полицмейстера, исключительно щедрого на угощения. Заканчивается вечер дружеским обещанием женить дорогого Павла Ивановича на знатной невесте из города N., чтобы столь прекрасный человек не покидал его. Чичиков навеселе возвращается в гостиницу.

Глава VIII

В городе ходят толки о крестьянах Чичикова. Люди рассуждают, какая судьба их ждет: сопьются ли, сбегут ли или останутся работать в Херсонской губернии. А может, они взбунтуются из-за переселения? Чичикову поступают советы, как лучше справиться с его новыми крепостными. Павел Иванович слывет миллионером («миллионщиком»).

Автор рассказывает, что все жители города – исключительно приятные люди, друг к другу относящиеся с теплом и уважением, весьма просвещенные и гостеприимные. Дамы же города N. были то, что называют, презентабельны, и в этом отношении их можно было смело поставить в пример всем другим. Модные, видные, деятельные, при этом исключительно деликатные. Дам чрезвычайно интересует факт, что в городе объявился миллионщик. О Чичикове дамы отзываются, как о человеке весьма симпатичном, и наряды дамские в этой связи меняются, становясь еще более модными.

Павел Иванович находит у себя дома анонимное романтическое письмо. Она приглашает его отгадать ее персону на бале губернатора. Чичиков заинтригован: а письмо очень, очень кудряво написано! К балу он готовится, как и к любому событию: чтобы предстать щеголем, но в меру. Радость от покупки, письмо – все вдохновляет его. Он даже делает антраша у себя в комнате.

На бале ему рады. Затянутые во всевозможные ткани, обернутые шелком и тафтой, обнажившие плечики и надевшие перчатки, — дамы явно ожидали появления Павла-Ивановича-миллионщика. Он пытается распознать персону-анонима, но безуспешно, и Чичиков даже было решает, что женщины – не по его части, как вдруг он встречает ту самую хорошенькую шестнадцатилетнюю блондинку, с которой их однажды свела дорога. Это губернаторская дочка, только что выпустившаяся институтка. С этого момента он сторонится дам, которые одолевают его, и при первой возможности садится рядом с девушкой. Нельзя сказать наверно, точно ли пробудилось в нашем герое чувство любви, даже сомнительно, чтобы господа такого рода способны были к любви, но все внимание Чичикова приковано к губернаторской дочке. Впрочем, здесь остроумным собеседником ему быть не удается: юной особе он скучен, но сам того не замечает.

Дамы негодуют: он не имеет права лишать их внимания! Ополчается женское общество не только на Павла Ивановича, но и на ни в чем не повинную институтку. Однако не это даст вечеру неприятных ход: появляется Ноздрев и громогласно интересуется у Чичикова насчет мертвых душ. Он докладывает об этом и губернатору: Вы знаете, Ваше превосходительство, он торгует мертвыми душами! Ей-богу!, рассказывая все в подробностях, по-ноздревски преувеличенных.

Прокурор, губернатор, остальные чиновники, а главное, сам Чичиков в замешательстве. Общество не знает, как реагировать. Дамы перемигиваются, что-то затевая. Настроение Чичикова меняется, он проигрывает в карты, становится рассеянным, забывает о блондинке, не дожидается завершения ужина и уезжает в гостиницу. Там он раздраженно размышляет о дамах, о Ноздреве, о бале. В это самое время в городе появляется Коробочка: помещица приехала убедиться, что она не продешевила с мертвыми душами…

Глава IX

Утром после бала просто приятная дама отправляется с визитом к своей знакомой, даме приятной во всех отношениях, чтобы сообщить ей последние новости. Сначала они обсуждают ткани, затем наряды, а после переходят к теме: Чичиков – негодный человек! Протопопша донесла просто приятной даме, будто бы Чичиков в дьявольском обличье вломился ночью к Коробочке и стал у нее требовать мертвых душ, страшно напугав старушку. Дал ей 15 рублей, заставил подписать фальшивую бумагу, и Коробочка не знает, что делать.

Обе дамы решают, что мертвые души здесь не причем, и замыслил это Чичиков для отвода глаз: его план – похитить губернаторскую дочку. Дамы подробно обсуждают девушку, находя в ней только недостатки. Ноздрева же подруги прочат Чичикову в соучастники. Первым узнает об их теории прокурор, а затем, через полчаса, и весь город. Чиновники недоумевают, идут толки. Новость потрясает всех – даже самый последний зевака теперь обсуждает мертвые души и губернаторскую дочку. Дамы города считают девушку причиной всему, мужчины, напротив, пытаются найти смысл в покупке мертвых душ. Губернаторша оскорблена, устраивает внушение дочери. Кто-то пускает слух, что Чичиков – фальшивомонетчик, одновременно доходит весть о визите в город нового генерал-губернатора.

Спрашивают свидетелей: Коробочка сообщает о 15 рублях, Манилов вступается за Чичикова, Собакевич утверждает, что продал живых крестьян, слуги Чичикова отмалчиваются.

Глава X

Чиновники, собравшись у полицмейстера, обсуждают произошедшее. Все похудели, все обеспокоены. Почтмейстер предполагает, что Чичиков – не фальшивомонетчик, и к подделке документов также не причастен. Он – капитан Копейкин. Далее следует вставленная Гоголем под отдельным заглавием «Повесть о капитане Копейкине»: капитан Копейкин – ветеран войны 1812 года, лишившийся ноги и руки. Не получив в Петербурге резолюции от царя по поводу пенсионного пособия, он собирает шайку разбойников и удаляется в леса. Чичиков, утверждает почтмейстер, и есть Копейкин. Чиновники отрицают: у него на месте и ноги, и руки. Кто-то предположил, что возможно, он – беглый с острова Елены Наполеон, но и в этом усомнились. Решили потребовать правды с Ноздрева (зная при этом, что он – заядлый сочинитель).

Простуженный Чичиков лежит дома и не ведает о происходящем. Удивляет его то, что никто из чиновников не явился справиться о его самочувствии. Наконец он приводит себя в порядок, и отправляется с визитом к губернатору, но ему отказано. Председатель палаты смущен появлением Чичикова, то же – и все остальные чиновники. Не понимая, в чем дело, Чичиков возвращается к себе, и вдруг появляется Ноздрев. Он и разъясняет Павлу Ивановичу, в чем дело: он фальшивомонетчик, и прокурор от ужаса умер. Узнает Чичиков и о своем «плане» похищения институтки.

Перепуганный, он избавляется от Ноздрева и велит Селифану и Петрушке готовиться к отъезду.

Глава XI

Так быстро они, однако, не уезжают: приходится переподковывать лошадей. Когда же долгие сборы закончены и Чичиков выезжает из гостиницы, они сталкиваются с бесконечной погребальной процессией прокурора. Город остается позади.

Автор рассуждает о загадочной и непостижимой силе Руси, с ее бедными деревеньками и неприютными краями, которая тянет к себе путешественника. Он рассуждает и об удивительном обаянии дороги, о долгом странствии через Русь с ее станциями, переменами лошадей, покачиванием брички под жарким солнцем и тревожным сном на залитой луной равнине… И вот он рассказывает о герое.

Чичиков происходит из бедных дворян. Мать его рано умерла, отец был долго болен. Однажды он взял маленького Павлушу и увез в город на единственной лошади. Отдал он сына старушке-родственнице, и оставил ему зарок:

отец Павлуши Чичикова

Павлуша следует завету отца: он находит подход даже к самому неприятному учителю, проявляет исключительную бережливость и предприимчивость, с товарищами не водится. Он знает, как копить и преумножать копейку. По смерти отца он продает дом. Учителю, чьим любимчиком он был, после увольнения его из училища жертвует лишь пятак серебра, в то время как остальные ученики дают больше. Он мечтает о роскошной жизни в достатке: на службе Павлуша готов до последнего терпеть, чтобы выбиться выше. Он располагает к себе начальника, находит способ брать взятки даже когда идет преследование, становится деятельным членом комиссии по строительству казенного здания, начинает процветать и даже заводит себе повара. Но сменяется начальник, и вскрываются взятки, Чичиков впадает в немилость. Он переезжает в другой город и начинает карьеру с чистого листа.

Здесь он служит на таможне и становится грозой контрабандистов… ровно до того момента, пока не напускает на них такого страху, что сам начинает управлять их деятельностью. Вместе с другим чиновником они наживаются на контрабанде брабантских кружев: у каждого оказывается по 400 тысяч рублей, однако Чичиков ссорится с товарищем, и тот пишет на него донос. Павлу Ивановичу удается избежать уголовного суда и затаить часть капитала. Чичиков ропщет на судьбу: почему ему достается такая несправедливость, ведь он никого не обидел.

Следующая глава жизни Чичикова: он становится поверенным, выполняя многочисленные поручения. Однажды потребовалось заложить в опекунский совет (в казну) крестьянские души от разорившегося имения. Это только-только входило в практику, и отдавать имения на откуп в казну побаивались. Чичиков между делом узнает, что мертвые крестьяне, которые числятся по ревизской сказке как живые, идут по цене живых. Это наводит Чичикова на мысль накупить мертвых крестьян, заложить их в опекунский совет, а поскольку за крестьянина дают 200 рублей, то с 1000 мертвых крестьян можно получить 200 тысяч капиталу. Землю же можно в Таврической и Херсонской губернии взять даром. Так складывается у Чичикова план, который и послужил началом истории в городе NN.

Автор не хочет выносить Чичикову приговора, он и не дурной человек, и не хороший: Справедливее всего назвать его хозяин, приобретатель. Он рассуждает о нравственности и трансформации человеческих душ под воздействием страсти:

«Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его».

Автор сетует, что читатели будут недовольны его героем, но он не хочет этого: ведь были и те, кто полюбил Чичикова, например, Манилов, и потом – в каждом человеке может оказаться немного от Чичикова, который в этот момент проснулся в бричке и разговаривает с кучером Селифаном… Завершает произведение знаменитый монолог автора о Руси-тройке:

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься. Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная богом. Русь, куда несешься ты, дай ответ? Не дает ответа Летит мимо все, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Новое сословие

Если не знать содержания поэмы «Мертвые души», цитата «береги копейку» может ввести в заблуждение по поводу сюжетной линии и действующих лиц. Подобное жизненное кредо характерно для купеческого и мещанского сословия, в то время как Чичиковы были дворяне «столбовые или личные — Бог ведает». Дворяне же в большинстве своем не отличались рачительностью в хозяйственных делах и скопидомством и до полного разорения были готовы поддерживать внешний лоск.

Павел Иванович Чичиков, будучи потомственным дворянином, изо всех преимуществ сословия усвоил только барское отношение к слугам. Противоречивое авторитарное воспитание (иначе не могло быть, так как Павлуша на протяжении многих лет имел общение исключительно с отцом) вылепило не менее противоречивые черты характера:

какое важное наставление дал отец павлуше чичикову

В Чичикове обозначаются черты зарождающейся категории людей — дельцов новой формации, руководствующихся пуще всего материальными интересами, чуждых всяким моральным принципам, не вмещающихся в традиционные сословные рамки. Для таких особ человек интересен до тех пор, пока это необходимо, для того чтобы исполнить свои делишки, а потом «как будто не бывал в его памяти».

Павлуша превзошел завет отца и вполне отомстил обществу за «кисло-неприютное» существование.

Комедия «Ревизор». Цитаты из произведения

«Ревизор» — комедия в пяти действиях. Традиционно считается, что сюжет был подсказан Николаю Гоголю А.С. Пушкиным. Сам Гоголь так отзывался о своей работе: В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.

Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра в Петербурге. Присутствовал сам император, Николай I. Гоголь был удручен увиденным: замысел комедии, в которой вопреки драматургическим канонам того времени фактически не было положительного героя, не был понят ни актерами, ни зрителями. О н писал М. С. Щепкину после обеих премьер (в Петербурге и Москве) комедии: «Действие, произведённое ею [пьесой „Ревизор»], было большое и шумное. Всё против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия» (Собр. соч., т. 6, 1950, стр. 232).

Комедия оказала значительное влияние на русскую литературу в целом и драматургию в частности. Современники Гоголя отмечали её новаторский стиль, глубину обобщения и выпуклость образов. Произведением Гоголя сразу после первых чтений и публикаций восхищались Пушкин, Белинский, Анненков, Герцен, Щепкин. Виссарион Белинский отметил преемственность сатиры Гоголя берущей своё творческое начало в произведениях Фонвизина и Мольера.

«В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно-образующие собою единое целое, округлённое внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому представляющее собою особный и замкнутый в самом себе мир». Виссарион Белинский

Фразы из комедии стали крылатыми, а имена героев нарицательными в русском языке.

Крылатые фразы и выражения из комедии «Ревизор»

Манилов

Первый помещик, которого Чичиков удостаивает визитом, — это человек средних лет по фамилии Манилов. Как и Чичиков, он не представляет собой ничего особенного, однако это касается не столько внешности героя и его положения в обществе, а характера, привычек и устремлений.

Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: чорт знает, что такое! и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.

Помещик живёт с супругой и двумя сыновьями: Алкидом и Фемистоклюсом. Имена эти взяты из «мёртвого» древнегреческого языка и указывают на то, что человек, назвавший так детей, безнадёжно «застрял» в каком-то одном времени. Чем больше мы изучаем интерьер поместья Манилова, тем больше мы в этом убеждаемся. Так, в кабинете уже много лет лежит книга, заложенная на 14-й странице, а в мебельном гарнитуре, приобретённом сразу после свадьбы, недостаёт двух стульев.

Так чем же занимается Манилов, если не уделяет внимания хозяйству? Может, он хороший семьянин? На первый взгляд кажется, что так, тем более что они с супругой «совершенно довольны друг другом». Однако и это общение пустое, поверхностное: муж и жена принимают гостей и иногда «напечатлевают друг другу поцелуй», но в основном бездельничают. Свободное время Манилов проводит в мечтаниях, и когда приезжает Чичиков, он с радостью уступает ему мёртвые души задаром, а затем воображает, как славно было бы, если бы Павел Иванович поселился по соседству.

Цитаты главного героя

какое важное наставление дал отец павлуше чичикову

(Чичиков получает место на таможне о котором так долго мечтал. Картина Валентина Ивановича Быстренина)

«Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» Чичиков

«Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит» Чичиков

— Главный герой замечает это во время разговора с генералом Бетрищевым. Чичиков намекает, что легко полюбить человека без недостатков, но вот принять его со всеми изъянами – дело трудное и не каждому подвластное.

какое важное наставление дал отец павлуше чичикову

(«Чичиков разрешился междометием смеха, но, из уважения к генералу, пустил его на букву э: хе, хе, хе, хе, хе…»)

«Не имей денег, имей хороших людей для обращения”, – сказал один мудрец…» Чичиков

— Этой фразой Чичиков прерывает затянувшийся монолог помещика Манилова. Для Чичикова, как для целеустремленного и расчетливого человека, очень важны связи. Именно благодаря связям и нужным людям он и выстраивает свой путь к достатку.

«… Нет! кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь! А разогни кулаку один или два пальца, выдет еще хуже…» Чичиков

— Мысленно замечает Чичиков во время разговора с Собакевичем, грубым помещиком. Чичикова поражает твердолобость и почти дикость Собакевича. Он думает, что такой человек никогда не сможет изменить свою природу и стать более деликатным и понимающим.

Важность экскурса в детство героя

Изучение в школе литературного наследия Гоголя включает все этапы творческого пути русского классика, высшей точкой которого принято считать «Мертвые души». Нельзя считать случайным отступление автора к детству героя, о котором рассказывается в заключительной одиннадцатой главе. Здесь дается не только представление о происхождении Чичикова, но кратко и четко описывается скупая и «мутная» атмосфера, в которой воспитывался мальчик:

В характере первого своего начальствующего, ставящего смирное и угодливое поведение выше умственных способностей, Чичиков встречает подтверждение словам родителя. Учитель гораздо ближе и понятнее Павлуше, чем сверстники. В первом повторяются знакомые черты отца — авторитарность и нетерпимость к нарушению норм поведения, возведенных в абсолют. Интересы одноклассников для него далеки, как что-то новое и несовместимое с его пониманием основ жизни.

В школьном сочинении по гоголевской поэме любая тема непременно пересекается с образом Чичикова, будь то краткий анализ эпизода или характеристика действующих персонажей. Все преломляется через призму внутреннего восприятия главного героя, с проекцией обычно нелестной как для предмета исследования, так и для самого Чичикова.

Отступление к годам детства и ранней юности позволяет понять проблемы личности, лишенной тех привилегий, что дает человеку пора жизни, которые многие почитают лучшей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *