какое ваше самое сильное ощущение когда вы покидая улицы входите в трактир в комнату мармеладовых

Урок литературы по роману «Преступление и наказание». «В Петербурге Достоевского»

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Образовательная школа №8 г.Избербаш

Урок литературы по роману

«Преступление и наказание». «В Петербурге Достоевского»

Учитель русского языка и литературы

Тема урока: В Петербурге Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» (10-й класс общеобразовательной школы).

познакомить обучающихся с картинами жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

помочь им увидеть за судьбами людей образ преступного города, преступного мира, в котором человеку «некуда идти»;

подготовить учащихся к осмыслению главного конфликта произведения – между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;

формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;

развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.

воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать; умения работать в команде.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Вид урока : проблемно- эвристическая беседа.

Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором».

Оборудование: портреты Ф.М. Достоевского (художники В.Г. Перов, С. Харламов), текст романа «Преступление и наказание»; план работы по теме урока; иллюстрации к роману художника Д.А. Шмаринова, рабочая тетрадь по литературе, «Словарь литературоведческих терминов» (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).

Оформление доски: портреты писателя, иллюстрации к роману, эпиграф, тема урока, план работы, словарь к теме.

И царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый,
Город в свой уходил туман.

I. Организационный момент

II. Объявление темы урока. Целеполагание. План работы над темой

– Слово о писателе.
– Традиции и новаторство Достоевского в изображении города.
– Образ города как места действия (очерково-бытовые, топонимические петербургские реалии).
– Тесная слитность города и судеб героев. Город как соучастник преступления.

III. Вступительное слово подготовленного учащегося

Вечная внутренняя борьба, борьба с самим собой, неотступные поиски истины, сомнения, метания, горькие ошибки, предельный накал чувств – вот что свойственно духовной жизни писателя в период работы над лучшим своим романом – романом «Преступление и наказание» и что воплотилось на его страницах. Это был человек, положивший жизнь на поиски путей, не много не мало, к спасению человечества, но нередко впадавший в трагические противоречия и заблуждения. Неутомимый борец, он готов был призывать к отказу от борьбы; истинный гуманист, он доходил до антигуманной проповеди примирения с миром зла и насилия; заступник униженных и оскорбленных, он склонен был заключать, что путь к счастью людей лежит лишь через страдания и лишения.
Мы будем говорить о Федоре Михайловиче Достоевском как о сильной личности, о возможности или невозможности делать добро, прибегая к насилию и жестокости, о гибельной силе индивидуализма и «наполеонизма», о преступлении и наказании преступника, о возможности его оправдания и «восстановления падшего человека».

IV. Чтение и проблемный анализ опорных глав романа (часть I, гл. 1-5; часть II, гл. 6,7; часть III, гл. 4; часть IV, гл. 4; часть V, гл. 4-5; часть VI, гл. 6,7).

– Отправляемся вместе с главным героем произведения – студентом-разночинцем Родионом Раскольниковым – по «срединным» улицам Петербурга XIX-го века, «каморочкам» трактирам, распивочным.

– Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? ( Грязь, вонь, скученность человеческих тел на небольшом жизненном пространстве, теснота, пыль, духота, жара ).

– Какое впечатление в целом осталось у вас от общей атмосферы улиц в той части города, где обитает главный герой? (Неуютно, некомфортно, страшно, тесно, нечем дышать. Хочется убежать с этих улиц на простор живой природы).

– Чего больше в изображаемых картинных – словесного «рисования» или «чувствования»? (Изображаемые картины прочно связаны с образом Раскольникова, пропущены через призму его восприятия. «Срединные» улицы Петербурга, где люди « так и кишат » вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения»).

– Каковы приметы городского пейзажа Достоевского? (Городской пейзаж Достоевского – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Писатель никогда не нацелен на простое описание обстановки. Вместе с эти он создает настроение, усиливает и оттеняет социальные и психологические характеристики героев, выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром.

– Расскажите о внешнем облике встречавшихся Раскольникову людей и ваших впечатлениях о них? (В этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются. От встречи с ними остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного, безотрадного и безнадежного.
Мармеладов – «с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками», «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха-процентщица – «с вострыми и злыми глазенками», «белобрысыми волосами, жирносмазанными маслом, тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Катерина Ивановна – «ужасно похудевшая женщина», «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запекшимися губами»).

– А как выглядит сам главный герой? Что отличает и что роднит его с окружающими? (Сам Родион «замечательно хорош собою» но «опустился и обнеряшился»).

– Какой цвет преобладает в описываемых картинах города? ( Серый и желтый).

– Раскольников на берегу Невы. Как относится главный герой к живой природе? (Она вызывает в его душе, с одной стороны, чувства глубоко человеческие, затрагивает глубинные ее основы; с другой стороны, он равнодушен к ней и быстро «переключается» с созерцания и отдохновения на свои проблемы и комплексы. Таким образом, в отношении Раскольникова к природе явственно видно его отношение к миру в целом, его приговор несправедливому общественному устройству).

– Как относятся обитатели «срединных» петербургских улиц друг к другу? (Отсутствует чувство солидарности и сочувствия среди одинаково обездоленных людей. Жестокость, равнодушие, злоба, насмешки, духовное и физическое издевательство – вот что характерно для взаимоотношений «униженных и оскорбленных»).

– Как вы понимаете слова Мармеладова: «Надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»? (К горю людей здесь относятся не просто равнодушно, а с усмешкой и злорадством. В доме Мармеладовых беда, а мы видим, как протягиваются «наглые смеющиеся головы», слышим «пронзительный визг» хозяйки дома, которая хочет выгнать Катерину Ивановну прочь

Выводы (делаются обучающимися совместно с учителем):

– Самые трагические и впечатляющие эпизоды разыгрываются в трактирах и на грязных улицах, в гуще обыденности и прозы – и это подчеркивает глухоту страшного мира, окружающего героев, к человеческой боли и страданию. Как и в произведениях Гоголя и Некрасова, в действии принимают участие не только люди, но и стихия города, выступающая у Достоевского как враждебная человеку сила.

– Устойчивый мотив тесноты, толкучки, вони, грязи, духоты, «как в комнатах без форточек», чего-то неправильного, безобразного. Скученности, тесноте и духоте жизни людей в большом городе противостоит духовное одиночество человека в толпе, в мире себе подобных.

– Человек задыхается и на улицах Петербурга, и в уличной толпе, и в «битком набитом» трактире, и в своей «каморке». Все несет печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

– Люди относятся друг к другу с презрением и взаимным недоверием. Объединяет их, кажется, только злорадство и любопытство к несчастьям других. Общество, в котором живут герои романа, устроено так, что жизнь каждого из них возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью.

– Изображение Сенной площади и прилегающей к ней «канавы» с многочисленными распивочными, рюмочными, кабаками и другими подобными «заведениями» позволяют говорить о том, что судьбы героев романа обусловлены не только какими-то случайными трагическими ситуациями, индивидуальными качествами личности, но и законами социального устройства общества.

V. Заключительное слово учителя

– Вслед за Н.В. Гоголем – автором петербургских повестей, и Н.А. Некрасовым – поэтом-репортером большого города – Ф.М. Достоевский концентрирует внимание на социально-психологических противоречиях и контрастах Петербурга, выражая сочувствие его «бедным людям» – чиновнику, студенту-разночинцу, всем честным, одаренным натурам, глубоко страдающим от нищеты и трагического «неблагообразия» окружающей их действительности. Но Достоевского в большей степени, чем Гоголя и Некрасова, интересуют сложные с психологической точки зрения характеры, герои внутренне неуравновешенные, недоумевающие и страстно ищущие выхода. Это характеры людей с душой «петербургского мечтателя», душа капризная, неустойчивая, лишенная внутреннего равновесия, душа «маленького человека» большого города, возвышенная романтика которой может соседствовать в его мечтах с самой грубой прозой – мстительностью, властолюбием, непомерной гордостью, презрением и безжалостностью к другим.
Сгущение красок помогает Ф.М. Достоевскому держать читателя в постоянном напряжении, вынуждает его спрашивать себя: «А нет ли и в твоей душе стремления к душевной лени, к такому душевному спокойствию, которое означает твое прощение самому себе, безразличие к страданиям людей? Не слабеет ли в самом тебе голос совести? Не подаешься ли ты соблазнам «жизни в свою утробу»? Нет ли в тебе самом жестокости? Жива ли в тебе человеческая душа? Не теряет ли она способности болеть за горе, за оскорбления и унижения людей, живущих рядом с тобой на этой грешной, но стремящейся к счастью земле?»

VII.Домашнее задание: перечитать рабочие главы романа к теме «Путь Раскольникова к преступлению»: часть I, гл. 2, 3, 4, 5, 6; часть III, гл. 5.

Источник

Изучение романа «Преступление и наказание» на уроках литературы. «В Петербурге Ф.М. Достоевского»

Разделы: Литература

Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает автор жизнь униженных и оскорбленных, подвести к осмыслению главного конфликта романа- конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

2. Оформление тетрадей

Роман “Преступление и наказание” (1866 год).

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит…

3. Вступительное слово учителя

Задача урока – не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования и проникнуться сочувствием к страдающим людям. Но и привести к пониманию неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, к пониманию, что эта “неразрешенность” зависит не от воли людей, а от состояния общества. Общество, в котором живут герои романа, так устроено, что жизнь каждого из них возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью.

4. Работа с текстом в форме беседы, чтение отрывков, пересказа сцен и комментирование их

К этому уроку студенты перечитали следующие эпизоды:

ч. I, гл. 1, 2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге),

ч. I, гл. 3 (письмо матери Раскольникова),

ч. I, гл. 5 (сон Раскольникова),

ч. II, гл. 7 (сцена смерти Мармеладова),

ч. IV, гл. 4 (описание комнаты, в которой жила Соня),

ч. V, гл. 2, 3 (поминки у Мармеладовых, сцена с Лужиным),

ч. V, гл. 5 (Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга).

В 1-й и 2-й главах первой части мы отправляемся вместе с Раскольниковым по улицам Петербурга, трактирам, распивочным, каморкам. Видим, как придавлен, унижен, духовно одинок в этом мире человек, как удушливой скученности людей противостоит духовное одиночество человека в толпе. Люди здесь относятся друг к другу с презрением и взаимным недоверием, объединяет их, кажется, только злорадство и любопытство к несчастьям ближнего.

Наиболее типичные студенческие ответы: “Улица грязная. Всюду известка, кирпич, пыль. Стоит страшная жара, духота, вонь из распивочных. Мы чувствуем, что здесь можно задохнуться, и появляется желание поскорее убежать с этой улицы куда-нибудь подальше, подышать свежим воздухом”

“Мы на одной из “серединных” бедных улиц Петербурга Достоевского. Какое-то чувство страшной тесноты все время преследует меня. Тесноту на улице создают “непрерывно” попадающиеся пьяные, кучи мусора, кирпича. Кажется, что сама улица, ее дома надвигаются на прохожего. Все это пробуждает какое-то гнетущее чувство”.

Студенты не столько “рисуют” улицу, сколько говорят о том, чувстве, которое возникает у них, когда они попадают на одну из “серединных” улиц Петербурга. Образ улицы пробудил у них определенные мысли и чувства. Анализ этих мыслей и чувств помогает уяснить, что пейзаж в романе несет большую художественную нагрузку, что у Достоевского “пейзаж – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения”. Он никогда не нацелен на простое описание обстановки, он создает настроение, усиливает и оттеняет социальную и психологическую характеристику героев, но и выражает то, что внутренне связано с изображением человеческим миром.

Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен сквозь призму его восприятия. “Серединные улицы” Петербурга, где люди “так и кишат”, вызывают в душе Раскольникова “чувство глубочайшего омерзения”.

“Заходим в трактир. Та же вонь, грязь, духота, что и на улице. Чувствуешь себя каким-то придавленным. Самое сильное ощущение – нечем дышать”. “ Испытываешь чувство отвращения. О трактире хочется сказать словами Раскольникова: “Грязно, пакостно, гадко, гадко!” “Куда бы мы ни вошли: в трактир, в каморку героя или Мармеладовых, самое сильное ощущение: тесно, грязно, душно, давит. Страшно за людей, живущих в этих “каморках”, жалко их”

Делаем вывод, что мотив духоты, тесноты, толкучки, вони и грязи, чего-то неправильного, безобразного, рождаемый пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, “как в комнате без форточек”, его давит и в “густой толпе”, и в трактире, “битком набитом”, и в каморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

Отправившись вместе с Раскольниковым по улицам, мы увидели Петербург Сенной площади, Екатерининского канала, распивочных и “заведений”, каморок и чердаков, услышали исповедь Мармеладова. Картины жизни униженных и оскорбленных произвели очень сильное впечатление и явились главными предметом размышлений.

Эпизоды о страшной нищете, надругательстве над человеком, о невыносимых страданиях униженных и обездоленных. “Сон Раскольникова о замученной кляче, которую секут по самим глазам и забивают до смерти, напоминает страдания людей, которые наблюдаются в течение всего романа.

“Нельзя спокойно читать эти страницы, странная горечь переполняет сердце. Каждая страница из жизни Мармеладовых – крик о помощи: надо немедленно спасать этих людей, что-то сделать для этого, чтобы вытащить их из этой трясины!”

Картины, рисующие трагизм нищеты и безмерных страданий людей, проникнуты тоской по гуманности и справедливости. Поэтому страшная жизнь людей пробуждает сочувствие, и возмущение, и мысль о том, что так жить человек не может.

Герои романа бессильны разрешить противоречия и “тупики”, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей угадывается образ преступного мира, понять, что неразрешимость противоречий, безвыходность тупиков, в которых попадают герои, зависит не от воли людей, а от состояния общества.

Жизнь ставит героев Ф.М. Достоевского в такие ситуации, где безнравственным становится само неукоснительное требование нравственности. Люди вынуждены переступать моральные нормы, чтобы купить право на существование. Можно использовать глубокую мысль Д.И. Писарева о душном мироустройстве, в котором мечутся герои романа. В этом мире “оказываются неприменимыми правила и предписания общепринятой житейской нравственности. В таком положении точное соблюдение каждого из этих превосходных правил и предписаний приводит человека к какому-нибудь вопиющему абсурду. И не только сам человек, подавленный исключительным положением. Но даже и беспристрастный наблюдатель, вдумываясь в такое исключительное положение, останавливается в недоумении, и начинает испытывать такое ощущение, как будто бы он попал в новый, особенный, совершенно фантастический мир, где все делается навыворот и где наши обыкновенные понятия о добре и зле не могут иметь никакой обязательной силы”.

“К горю людей здесь относятся не только равнодушно, но даже с усмешкой, со злорадством. Беда в доме Мармеладовых, а мы видим, как протягиваются “наглые смеющиеся головы”, слышится “пронзительный визг” хозяйки дома, которая хочет испугать бедную Катерину Ивановну, угрозой выгнать из комнаты. Дикие отношения!”

“Кругом шумно и многолюдно. Дома густо заселены людьми. Комната Мармеладовых проходная. В такой комнате человек не может остаться один на один со своими мыслями и думами. Каждый шаг его видят другие. Человек как бы раскрыт перед всеми. Но человек чувствует себя здесь одиноким, потому что никому нет дела до его несчастья, потому что кругом он видит лишь любопытные лица”.

Больше всего поражает в отношениях людей друг к другу равнодушие, всеобщее раздражение, злоба, злое любопытство, разъединенность. У студентов возникает мысль о духовном одиночестве человека в толпе, они делают первый шаг в понимании конфликта между личностью и обществом.

Достоевский в письме к Н.Н. Страхову писал: “ У меня свой особенный взгляд на действительность и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного”.

Делаем вывод: тот “жизненный тупик”, в котором “человеку некуда пойти”. “Сгущение красок” помогает держать читателя в страшном напряжении, “не давать отдыха”, заставляет его спросить себя: “А нет ли и в твоей душе стремления к душевной лени, к такому душевному спокойствию, которое означает твое прощение самому себе, безразличие к страданиям людей? Не слабеет ли в самом тебе голос совести? Не поддаешься ли ты соблазнам “жизни в свою утробу”? Нет ли в тебе самом жесткости, жива ли в тебе человеческая душа, не теряет ли она способность болеть за горе, за оскорбления унижения людей, живущих с тобой на этой грешной, стремящейся к счастью земле?”

Таким образом, с первых страниц романа капиталистический уклад жизни предстает как мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, как мир ненависти и вражды, распада моральных устоев.

Потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов века проникнуты болью о человеке. Данное в романе объяснение судеб людских позволяет говорить о преступном устройстве мира, закона которого обрекают человека жить “на аршине пространства”, в каморках, похожих “на гроб”, на невыносимые лишения и страдания. Это и есть конфликт между человеком и обществом.

Записываем в тетради: люди в Петербурге смотрят друг на друга “враждебно и с недоверчивостью”. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. Пейзажные картины города, сцены его уличной жизни – создают общее впечатление Петербурга, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

1. Перечитать эпизоды: размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых, чтение письма матери (2–4-я главы первой части романа).

3. Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым.

4. Перечитать разговор студента с офицером в распивочной, о котором вспоминает Раскольников в главе шестой первой части.

2. Белов С.В. “Роман Ф. Достоевского ”Преступление и наказание”. Комментарий. Книга для учителя. Под редакцией Д.С. Лихачева. М., 1971.

3. Волкова Л.Д. “Роман Ф. Достоевского ”Преступление и наказание” в школьном изучении”. Пособие для учителя. Л., Просвещение, 1977.

Источник

Вопрос 71. Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

План: 1. Описание Петербурга в произведениях русской литературы. 2. Городские пейзажи. 3. Внешний облик людей. 4. Сцены уличной жизни. 5. Помещения, интерьеры. 6. Символика цвета.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 71. Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Вопрос № 71. Петербург в романе

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено–бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин

какое ваше самое сильное ощущение когда вы покидая улицы входите в трактир в комнату мармеладовых

Тема Петербурга в русской литературе была положена еще в XVIII веке М.В. Ломоносовым, а в XIX веке продолжена К. Батюшковым в «Прогулке в Академию Художеств», где автор восхищается красотой и совершенством архитектурного ансамбля Петербурга, А.С. Пушкиным в петербургской повести «Медный всадник» и романе в стихах «Евгений Онегин». У Пушкина в «Медном всаднике» Петербург приобретает возвышенный образ, в поэме он пишет, что любит этот город, Петербург грандиозен, красив и противопоставлен Москве. Пушкин постоянно повторяет слово «люблю», он гордится этим городом. В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин показывает картины петербургской жизни начала XIX века. Для него это город больших надежд, благородных стремлений. Он пытается воссоздать атмосферу, которая была присуща Петербургу тех лет. На это указывают имена, слова, связанные с конкретными ассоциациями. Но учащиеся отметят, что Петербург Пушкина двойственен. Пушкин показывает в своих произведениях противоречивый город, одиночество человека в Петербурге, город даже сводит с ума героя.

Следующим этапом развития темы Петербурга в русской литературе стал этап 40-х годов. В это время о Петербурге начинают писать писатели так называемой «натуральной школы». Издается сборник «Физиология Петербурга», где печатаются такие повести как «Петербургские шарманщики» Д. Григоровича, «Петербургские трущобы» Вс. Крестовского и другие. У писателей появляется интерес к петербургским низам, трущобам, типам. В их произведениях тема Петербурга сближается с темой маленького человека.

На протяжении полутора столетий образ города Петербурга менялся, менялись и чувства авторов к этому городу – от восхищения к презрению. Посмотрим сегодня на северную столицу глазами Ф.М. Достоевского. Описываемые в романе события происходят в Петербурге в 60-е годы XIX века. Писатель считал Петербург «самым фантастическим городом на земле», поэтому неслучайно «самый фантастический роман» был создан на петербургском материале. Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города. На протяжении столетий Петербург являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром, своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами. Даже в самом имени города соединились три языка: санкт – латинское слово, что в переводе означает «святой», Петер – греческое слово и в переводе означает «камень, скала», бург – слово немецкое и имеет значение «замок, крепость». Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России. С одной стороны, «Северная Пальмира», «чудотворный град», победитель стихии, с другой – проклятый город с нерусским именем, народное пророчество «Петербургу быть пусту».

какое ваше самое сильное ощущение когда вы покидая улицы входите в трактир в комнату мармеладовых

В каких произведениях известных вам писателей встречается описание города?

А.С. Пушкин “Медный всадник” – вопло-щение петровского духа, символ созида-тельных сил России, талантливости ее народа.

А.Блок, А.Ахматова, А.Белый – воспе-вают дивный и призрачный город.

Исто­рия преступления и наказания Раскольникова про­исходит в Петербурге в 60-е годы XIX века. Город – это строение, здания, дома, улицы, квартиры. Автор, описывая Петербург в своем романе, делает это при помощи

какое ваше самое сильное ощущение когда вы покидая улицы входите в трактир в комнату мармеладовых

В мире Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героя­ми. Мы отправляемся вместе с Р. по улицам Петербурга, трактирам, распивочным, каморкам. Мы увидим, как придавлен, унижен, духовно одинок в этом мире человек, как удушливой скучности людей противостоит духовное одиночество человека в толпе.

Одним из средств изображения Петербурга Достоевский выбирает городской пейзаж. Пейзажные описания очень кратки – это особенность пейзажа Достоевского. Пейзаж никогда не нацелен на простое описание обстановки. Он не только создает настроение, усиливает и оттеняет социальную и психологическую характеристику героев, но и выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром.

Достоевский в романе создаёт и совсем другой пейзаж, отличный от того, что видит Раскольников обычно на улицах Петербурга. «Таким образом пошел он… прежде, чем они скрывались из глаз» ч.1 гл.5; «Он зажал двугривенный в руку…для него эта пышная картина» ч.2гл.2. Однако великолепный вид на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть каждое его украшение» давит на героя, мучит, гнетет, как и духота, теснота.

Эта атмосфера влияет на Раскольникова: герою неуютно на петербургских улицах, они оказывают на него раздражающее действие. Зной, духота и зловоние используются Достоевским для того, чтобы показать психологическое состояние человека, который чувствует себя запертым в этом «каменном мешке». Именно жара и атмосфера, в которой находится Раскольников, мутят его сознание до обморока, именно в этой атмосфере у Раскольникова рождается бредовая теория и готовится убийство старухи-процентщицы.

Внешний облик людей

На улицах Раскольникову встречаются люди, от встреч с которыми остается ощущение «чего-то грязного, жалкого, безобразного»: какое ваше самое сильное ощущение когда вы покидая улицы входите в трактир в комнату мармеладовых

это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»;

Мармеладов с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями; какое ваше самое сильное ощущение когда вы покидая улицы входите в трактир в комнату мармеладовых

старуха-процентщица с вострыми и злыми глазками», белобрысыми волосами, жирно смазанными маслом, «тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»;

Сам Раскольников был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен, но опустился и обнеряшился. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

Сцены уличной жизни

Серединные улицы» Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе главного героя «чувство глубочайшего омерзения». Распи­вочные, трактиры, дома терпимости, трущобные гостиницы, полицейские конторы, мансарды сту­дентов и квартиры ростовщиц, улицы и закоулки, дворы и задворки, Сенная и «канава» — все это как бы порождает собой преступный замысел Раскольникова.

сцена на Николаевском мосту,

сцена с пьяной девушкой,

сцена смерти Мармеладова,

сцена с шарманщиком и толпой женщин,

сцена на мосту с утопленницей,

сцена смерти Катерины Ивановны.

какое ваше самое сильное ощущение когда вы покидая улицы входите в трактир в комнату мармеладовых

Автор не случайно так часто выносит действие романа на улицу, площадь, в распивочные. Он хочет показать одиночество Раскольникова. Но одинок не только Раскольников, одиноки и другие обитатели этого города.

Выводы: Мир, который показывает Достоевский, – это мир непонимания, равнодушия людей друг к другу. Сцены уличной жизни приводят читателей к выводу: от такой жизни люди отупели, они смотрят друг на друга враждебно, недоверчиво. Между всеми людьми только безразличие, звериное любопытство к несчастьям близкого, злорадная насмешка. От встреч с людьми остается ощущение «чего-то грязного, жалкого, безобразного».

Картины эти, рисующие трагизм нищеты и безмерных страданий людей, проникнуты тоской по гуманности и справедливости. Поэтому страшная жизнь людей пробуждает у читателей и сочувствие, и возмущение, и мысль о том, что так жить человек не может.

Естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла по отношению к себе. Люди вынуждены переступать моральные нормы, чтобы купить право на существование.какое ваше самое сильное ощущение когда вы покидая улицы входите в трактир в комнату мармеладовых

Самое сильное ощущение, когда читатель, покидая улицы, входит в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы, – это ощущение тесноты. Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони и грязи, рождае­мых пейзажем, продолжается и усиливается описанием внеш­него облика людей и каморок, в которых они живут. Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье. «Ка­морка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит ночи Свидригайлов, — это темные, серые «гробы».

Каморка Раскольникова: «Это была крошечная клетушка…маленький столик» (ч.1 гл.3). Герой в этом жилище ощущает себя, словно в тюрьме, ему неуютно, все его сдавливает, он постоянно хочет выйти из этих мрачных стен.

какое ваше самое сильное ощущение когда вы покидая улицы входите в трактир в комнату мармеладовых

Описания комнаты Мармеладовых и Сони, а также описание номера в гостинице, в котором останавливается Свидригайлов: «Маленькая закоптелая кровать…комната его была проходная» (ч.1 гл.2) «Это была большая комната… у кровати не было занавесок», «Это была клетушка до того маленькая…». Некоторые повторяющиеся детали обращают на себя внимание: неправильные формы, бедность, желтые обои, простая мебель.

Между обликом комнат и судьбой живших в них людей есть много общего: жилища их убоги и бедны, так же, как и жильцы. Они как бы продолжают петербургские улицы, герои в собственном жилище не могут дать своей душе отдых. По сути, у героев вообще нет дома как такового, это временное пристанище, в котором они чувствуют себя крайне дискомфортно. Но это лучше, чем вообще без крыши над головой.

Помимо квартир мы наблюдаем в романе описания лестниц, дворов, трактиров, полицейской конторы. Лестницы грязные, вонючие. «Лестница была темная и узкая, черная», «Лестница чем дальше, тем становилась темнее… на верху этой лестницы было очень темно», «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях».

Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнатах без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактире, «битком набитом», и в каморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

В романе преобладает желтый цвет. Этот цвет выбран не случайно. В романе мы находим

комнату старухи-процентщицы с желтыми обоями,

мебель из желтого дерева,

бледно-желтое лицо героя,

желтое лицо у Мармеладова,

на Петровском острове – ярко-желтые домишки,

в полицейской конторе герою подают «желтый стакан, наполненный желтой водой»,

Соня живет по желтому билету.

Желтый мир внешнего мира адекватен желчному характеру героя, живущего в «желтой каморке». Таким образом, город и герой едины. Это не случайно. Желтый цвет – цвет болезни, болеют душевно люди, населяющие это город, от того болен и сам город.

Фон большого города в каком-то смысле пре­допределяет характер конфликтов и драм. Только в мрачном и таинственном Петер­бурге могла зародиться безобразная мечта нищего студента, и с этой точки зрения Петербург — не просто место действия, Петербург — соучастник пре­ступления Раскольникова. Город подталкивает Раскольникова на преступление, давит на него. Петербург буквально преследует Раскольникова, как кошмарный сон.

Образ Петербурга приобретает в романе символиче­ское звучание: это душная атмосфера общественного бытия, в которой вызревает преступление Раскольникова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, как в комнатах без форточек. Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут.

Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Сплошные картины жизни униженных и оскорбленных, страшная нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездоленных. Так, как живут эти люди, человек жить не может.

Нужно отметить, что Достоевский считал, что «большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *