какое топливо разрабатывается на месторождении штокмановское

Штокмановское газоконденсатное месторождение (ГКМ)

Штокмановское газоконденсатное месторождение (ГКМ) — одно из крупнейших месторождений в мире.

Штокмановская структура (вероятность существования месторождения) была выявлена в 1981 г. в результате комплексных морских геофизических исследований, проведенных специалистами треста Севморнефтегеофизика с научно-исследовательского судна Профессор Штокман, в связи с чем и получила свое название.

Разведанные запасы по состоянию на 2006 г. составляли 3,7 трлн м 3 газа и 31 млн т газового конденсата.
На донной поверхности площади Штокмановского ГКМ распространены покровные комплексы современных (голоценовых) слабых и мягких грунтов мощностью до 8 м и нижележащих плейстоценовых мягких грунтов мощностью 4-24 м.
По предварительным оценкам, прогибание донной поверхности при эксплуатации месторождения приведет через 15-25 лет эксплуатации (в зависимости от объема извлеченных флюидов) к формированию в центральной части площади мульды оседания глубиной не менее 10 м.

Формирование громадной по площади и изометричной в плане структурной ловушки обусловлено активизацией тектономагматических процессов.

В 1985 г. структура была подготовлена к оценке бурением.
В 1988 г. сотрудниками ПО Арктикморнефтегазразведка было начато строительство 1-й поисковой скважины проектной глубиной 4500 м, которое было завершено 27 июля 1988 г. на глубине 3153 м.
В результате ее испытания были открыты 2 залежи свободного газа с газовым конденсатом, и на государственный баланс запасов по состоянию на 1 января 1989 г. впервые поставлены более 2,4 трлн м 3 свободного газа промышленных категорий. Месторождение расположено в центральной части шельфовой зоны российского сектора Баренцева моря.

Планировалось, что газ с месторождения будет доставляться танкерами в США, но позднее было решено поставлять газ в Европу по Северному потоку.
Однако в настоящее время решается вопрос о возврате к СПГ транспортировке, теперь в Европу.

Лицензией на поиск, геологическое изучение, а также добычу газа и газового конденсата на Штокмановском месторождении владеет ПАО Газпром.

Источник

СПГ-проект на базе Штокмановского месторождения может быть реанимирован к 2035 г

Об этом 2 октября 2018 г. сообщил замминистра П. Сорокин на выездной панельной сессии Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) «Новая карта мирового рынка СПГ и экологические преимущества природного газа» в рамках РЭН-2018.

Участники этой панельной сессии откровенно порадовали не только самой поездкой самой поездкой в порт Сабетту.

На морозе и мысли яснее, и разговор конкретнее:

— Л. Михельсон анонсировал строительство 4 х ледоколов на СПГ для работы в Обской губе;

— Катар подтвердил намерение Qatar Petroleum к 2025 г. увеличить производство СПГ с текущих 77 млн т/год до 110 млн т/год.

Тезисы от П. Сорокина:

— реализация СПГ-проекта на базе Штокмановсокго ГКМ Минэнерго РФ учитывает в своих долгосрочных прогнозах;

— разработка месторождения была заморожена;

— Россия может увеличить производство СПГ еще на 90 млн т/год к 2035 г. (без учета 3 х линий Ямал СПГ и 1 й очереди Сахалин-2), причем основной вклад внесут проекты на территории Ямала, через 20 лет здесь может производиться около 80 млн т/год СПГ.

Из презентации замминистра также следует, что к 2035 г. в России могут быть построены

— 4 я линия Ямал СПГ (0,9 млн т);

— Арктик СПГ-3 (19,8 млн т);

— СПГ-завод рядом с компрессорной станцией Портовая (1,5 млн т);

— Высотцк СПГ (0,7 млн т);

— 2 я очередь Сахалин-2;

— Балтийский СПГ (10 млн т);

— Печора СПГ (5 млн т);

— Дальневосточный СПГ (6,2 млн т);

— СПГ-завод на базе Штокмановского месторождения (7,5 млн т);

— еще ряд СПГ-проектов НОВАТЭКа мощностью 14,5 млн т.

какое топливо разрабатывается на месторождении штокмановское

История Штокмановского проекта печальна.

Газпром рассматривал возможность строительства СПГ завода на ресурсной базе на Штокмане с поставкой в США еще в 2008 г.

Газ со Штокмана после сланцевой революции в Америке стал попросту не нужен.

Одновременно в Европе и на Украине случилось снижение темпов роста потребления российского газа, и востребованность Штокмана для поставок в Европу тоже оказалась под вопросом.

Открытие Южно-Киринского ГКМ на шельфе острова Сахалин сделало транспортировку газа со Штокмана по Севморпути в страны АТР не столь конкурентной.

В 2012 г Газпром временно отказался от проекта.

Пока добыча на Штокмановском ГКМ в Программе по освоению углеводородов на российском шельфе до 2040 г стоит на 2028 г.

В 2013 г. Газпром вяло возвращался к идее построить СПГ на Балтике.

Позже, из-за упавших цен на нефть и угрозы секторальных санкций, сроки ввода СПГ были сдвинуты до 2021 г.

В апреле 2015 г. было принято окончательное инвестрешение (ОИР) о строительстве СПГ.

Предполагалось, что будут использованы технологии крупнотоннажного сжижения газа либо Shell, либо Linde

В июне 2016 г. Газпром и Shell подписали Меморандум о взаимопонимании.

В августе 2017 г. Газпром и Shell договорились о выполнении технико-экономического исследования по проекту Балтийский СПГ.

Чем длиннее плечо доставки, тем больше проблем, и, соответственно, выше цена СПГ.

Балтийский СПГ выгоден коротким плечом доставки российского газа в Европу.

Есть червячок сомнения в том, что именно это явилось целью реанимации проекта Штокман властями РФ.

А газ со Штокмановского ГКМ будет, вероятно, доставляться по морскому МГП сначала до побережья РФ, а затем по сухопутному МГП поступать в ГТС РФ, откуда распределяться хоть на Балтийский СПГ-завод, хоть поступать по МГП Сила Сибири-2 в Китай.

Штокмановская структура была выявлена в 1981 г. в результате комплексных морских геофизических исследований, проведенных специалистами треста Севморнефтегеофизика с научно-исследовательского судна (НИС) Профессор Штокман.

Хотя основная нагрузка по бурению скважин была на буровом судне Валентин Шашин.

Изучение геологического строения Штокмановского ГКМ было начато в 1981 г.

Штокмановское ГКМ расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря в 550 км к северо-востоку от г. Мурманска.

Глубины моря в этом районе колеблются от 320 до 340 м.

Разведанные запасы по состоянию на 2006 г. составляли 3,7 трлн м 3 газа и 31 млн т газового конденсата!

Лицензией на поиск, геологическое изучение и добычу газа и газового конденсата владеет Газпром нефть шельф, 100 % дочка Газпрома

Источник

«Газпром» запланировал возродить свой СПГ-долгострой в Арктике

какое топливо разрабатывается на месторождении штокмановское

«Газпром» рассматривает возможность строительства завода по производству сжиженного природного газа, ресурсной базой для которого выступит Штокмановское месторождение в Баренцевом море. Об этом говорится в утвержденной правительством долгосрочной программе развития производства сжиженного природного газа (СПГ).

В документе сказано, что в 2020 году компания провела прединвестиционное исследование, оценочная мощность будущего предприятия составит до 30 млн т в год.

«По проекту планируется выполнение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для целей повышения эффективности и импортозамещения зарубежного оборудования и технологий», — говорится в программе.

какое топливо разрабатывается на месторождении штокмановское

Как писал ТАСС в феврале этого года, «Газпром» не отказался от идеи разработки месторождения — она может начаться в 2029 году. До этого Минэнерго сообщало, что освоение запасов газа в Баренцевом море ожидается не ранее 2025 года.

В конце февраля правительство одобрило долгосрочную программу развития производства сжиженного природного газа (СПГ) в России. В ней говорилось, что запуск завода по сжижению газа Штокмановского месторождения, чьи запасы составляют 3,9 трлн куб. м, возможен к 2035 году.

Сроки начала освоения Штокмана несколько раз откладывались из-за изменения параметров проекта, необходимых для принятия окончательного инвестиционного решения. На базе Штокмана рассматривался проект строительства завода по сжижению газа мощностью 7,5 млн т в год — «Штокман СПГ». Но в августе 2019 года совет директоров «Газпрома» одобрил ликвидацию компании Shtokman Development AG, которая должна была стать оператором проекта по СПГ на базе Штокмановского месторождения.

В марте 2019-го вице-премьер и глава госкомиссии по Арктике Юрий Трутнев говорил, что Арктика получит дополнительный стимул к развитию, если иностранные компании смогут вести работы по разработке месторождений нефти и газа на российском шельфе. «Если мы сможем сделать хотя бы это, то покажем всему миру: замок с двери снят, дорога для мировых наработок, технологий, инвестиций открыта. Тогда наступит время вместе подумать, как иностранному инвестору в эту дверь войти», — сказал он.

Источник

Штокмановское месторождение

какое топливо разрабатывается на месторождении штокмановское

Штокмановское газоконденсатное месторождение открыто в 1988 году. Расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря, примерно в 600 км к северо-востоку от Мурманска. Глубина моря в этом районе колеблется от 320 до 340 м.

какое топливо разрабатывается на месторождении штокмановское

какое топливо разрабатывается на месторождении штокмановское

Цифры и факты

Запасы по категории С1 — 3,9 трлн куб. м газа и 56 млн тонн газового конденсата, из которых в границах лицензионного участка «Газпрома» расположены 3,8 трлн куб. м газа и 53,4 млн тонн газового конденсата.

Разработка Штокмановского месторождения разделена на три фазы. Ввод в эксплуатацию объектов первой фазы позволит ежегодно добывать на месторождении 23,7 млрд куб. м газа, второй — 47,4 млрд куб. м. В ходе выполнения третьей фазы месторождение будет выведено на проектную мощность — 71,1 млрд куб. м газа в год. По итогам реализации первых фаз при благоприятной конъюнктуре на целевых рынках и соответствующем спросе на газ предусмотрена возможность увеличения добычи на месторождении.

Лицензией на поиск, геологическое изучение и добычу газа и газового конденсата на Штокмановском месторождении владеет ПАО «Газпром».

Источник

Какое топливо разрабатывается на месторождении штокмановское

Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено на шельфе Баренцева моря в центральной части Восточно-Баренцевоморского прогиба, который протягивается в субмеридиональном направлении вдоль западных берегов островов Новая Земля. Прогиб имеет сложное строение, обусловленное наличием трех глубоких впадин – Южно-Баренцевоморской, Северо-Баренцевоморской и Нансена, разделенных региональными поднятиями-седловинами. Южно-Баренцевоморская и Северо-Баренцевоморская впадины разделены крупной Штокмановско-Лунинской мегаседловиной, к которой приурочены три наиболее крупных месторождения Баренцевского шельфа – Штокмановское, Лудловское и Ледовое (рис. 1). По величине запасов Штокмановское и Ледовое месторождения относятся к уникальным, а Лудловское – к крупным.

Рис. 1. Общая схема расположения нефтяных и газовых месторождений Баренцевоморской провинции

Штокмановско-Лунинская седловина представляет собой сложнопостроенную структуру, размеры которой в поперечном сечении составляют 250–300 км. Вертикальная амплитуда вала относительно юрско-меловых отложений, выполняющих дно бассейна, составляет около 500–800 м. В строении мегаседловины выделяется ряд субширотных положительных и отрицательных морфоструктур – Штокмановско-Ледовое, Лудловское и Лунинское поднятия и Северо-Штокмановский и Южно-Лунинский прогибы (рис. 2).

Рис. 2. Геологический разрез отложений Штокмановско-Лунинской мегаседловины

На основании данных сейсморазведки в пределах Штокмановско-Лунинской мегаседловны выделяется осадочный чехол мощностью не менее 15 км. Наиболее древними породами, установленными глубинными сейсмическими исследованиями, являются отложения рифейско-раннедевонского возраста, выполняющие узкие рифтогенные прогибы. На рифтогенном комплексе залегают девонско-пермские глубоководные эффузивно-кремнистые и черносланцевые породы. Вышележащие толщи перми и триаса представлены мощными (не менее 5 км) песчано-глинистыми отложениями, отражающими этап лавинного осадконакопления в регионе.

Бурением вскрыт и описан разрез глубиной лишь 4 км. Он представлен песчано-глинистыми отложениями мезозоя (триас-юра-мел) и кайнозоя.

Верхнетриасовые-среднеюрские породы представляют собой мощную (до 1200 м) толщу песчаников, которые являются хорошими коллекторами. Высокие коллекторские свойства пород и площадная выдержанность регионального резервуара создают благоприятные условия как для вертикальной, так и для латеральной миграции углеводородов.

В верхнеюрской части разреза отмечаются довольно протяженные региональные прослои черных битуминозных глинистых отложений, являющихся ловушками газа, который аккумулируется в среднеюрских песчаниках. Такой тип газовых залежей характерен для Штокмановского и Ледового месторождений.

Над верхнеюрскими экранирующими породами располагается вторая коллекторская толща, сложенная песчано-глинистыми породами нижнего и верхнего мела. Эту толщу экранируют верхнемеловые преимущественно глинистые породы, достигающие наибольших мощностей в Южно-Баренцевоморской впадине. Однако невыдерженные мощности экранирующих отложений, а также ограниченная область их распространения (они срезаются кайнозойскими морскими осадками) существенно снижают перспективы нефтегазоносности верхней коллекторской толщи. Тем не менее в меловой части разреза все же наблюдаются газопроявления на территории Лудловской, Ледовой и Лунинской площадей. Причиной этого, вероятно, является нарушение сплошности региональных верхнеюрских покрышек вследствие разрывной тектоники, что создает условия для миграции углеводородов из нижнего коллекторского комплекса в верхний.

Штокмановское месторождение было открыто при поисковом бурении в 1988 году с борта судна «Профессор Штокман». Расстояние от месторождения до Мурманска составляет около 650 км. Глубины моря в районе месторождения колеблются от 279 до 380 м.

По разведанным запасам газа Штокмановское – самое крупное из известных в мире морских месторождений, его площадь составляет 1400 км². Общие геологические запасы газа по категориям C1+C2 (предполагаемые запасы) составляют 3,2 трлн. м3. Запасы конденсата по категориям C1+C2 составляют 31 млн. т. Глубина продуктивных пластов составляет около 1500–2500 м, что создает существенные трудности при освоении месторождения.

В настоящее время на месторождении пробурено небольшое количество скважин, из которых лишь часть вскрыла отложения триаса, остальные же находятся в пределах юры. По результатам бурения в среднеюрских породах установлено четыре газоносных пласта – Ю0, Ю1, Ю2 и Ю3 (рис. 3). Основные запасы сосредоточены в пластах Ю0 и Ю1. Выявленные залежи относятся к пластовым сводовым, пластовым и тектонически экранированным. Коллекторами для газоконденсатных залежей являются мелкозернистые песчаники, иногда с прослоями алевролитов, обладающими достаточно высокими фильтрационными свойствами, которые улучшаются вверх по разрезу. Основные продуктивные пласты Ю0 и Ю1 выдержаны по мощности, составляющей в среднем 73,6 и 78,3 м соответственно. Региональным флюидоупором для всего юрского продуктивного комплекса Южно-Баренцевоморской впадины служат глинистые образования позднеюрского возраста. Строение Штокмановского месторождения осложнено рядом незначительных разрывных нарушений.

Рис. 3. Схематический разрез среднеюрских отложений Штокмановского месторождения. Условные знаки: 1 – флюидоупоры; 2 – газонасыщенные слои; 3 – водонасыщенные слои; 4 – разломы.

Газовые залежи Штокмановского месторождения характеризуются как метановые, бессернистые, низкоуглекислые, низкогелееносные, низкоазотные. В составе конденсатов присутствуют твердые парафины, смолы и асфальтены. Содержание стабильного конденсата в газе месторождения низкое, оно увеличивается с глубиной до 14,1 г/м3.

Основными газоматеринскими толщами для Штокмановского месторождения считаются черносланцевые и битуминозно-глинистые породы девонско-каменноугольного, пермского и триасово-юрского комплексов.

Источники:
— Большакова М.А., Кирюхина Т.А. Газоконденсаты Штокмановского месторождения // Геология нефти и газа. 2007. №3. С. 39–48
— Маргулис Е.А. Факторы формирования уникального Штокмановско-Лудловского узла газонакопления в Баренцевом море // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2008. Т2. №3. С. 1–15
— Борисов А.В., Таныгин И.А., Винниковский В.С., Борисова И.А. Штокмановско-Лунинский структурный порог Баренцевоморского шельфа – новый крупный нефтегазоносный район России // Геология нефти и газа. №7. 1995.
— Шишлов Э.В., Мурзин Р.Р. Месторождения углеводородного сырья западной части российского шельфа Арктики: геология и закономерности размещения // Геология нефти и газа. №4. 2001.
— Грамберг И.С., Супруненко О.И., Шипелькевич Ю.В. Штокмановско-Лунинская мегаседловина – высокоперспективнй тип структур Баренцево-Карской плиты // Геология нефти и газа. №1. 2001. С. 13–23.
http://www.trubagaz.ru/gkm/shtokmanovskoe-gazokondensatnoe-mestorozhdenie/

Концепция освоения Штокмановского месторождения

Экономика Штокмановского проекта
Одна из основных сложностей освоения Штокмановскго месторождения заключается в его высокой капиталоемкости. Поэтому главными задачами проекта разработки, наряду с достижением рентабельных показателей, является снижение инвестиционной нагрузки, гарантированное достижение проектных показателей, а также возможность внесения корректив в обустройство в процессе уже начатой эксплуатации месторождения.

С началом третей стадии происходит выход на проектные показатели. Выручка от реализации продукции по каждой стадии может реенвестироваться для последующего развития проекта.

Морской газовый промысел
По объему капитальных вложений морской промысел занимает доминирующее положение — на его долю приходится 49% от общих вложений в освоение Штокмановского месторождения. Массогабаритные и другие характеристики этой системы оказывают большое влияние на уровни проектной добычи газа из месторождения.

В качестве основного технологического элемента для организации добычи газа Штокмановского месторождения выбрана ледостойкая полупогружная платформа, рассчитанная на одновременное бурение и эксплуатацию скважин с обустройством устьев на платформе. В качестве возможных вариантов рассматриваются платформы типа TLP и SPAR. На каждой из платформ предполагается установка всего комплекса бурового оборудования, технологического обородования по промысловой подготовке газа, необходимой для однофазного транспорта газа по магистральному трубопроводу и т.п.

Проектный уровень добычи достигается с помощью установки трех платформ в разных частях месторождения. К каждой платформе подсоединяются по три системы с кустами скважин подводного заканчивания, что позволяет более равномерно расположить скважины по площади месторождения.

Каждая платформа связана с береговыми сооружениями одним подводным магистральным газопроводом. Кроме того, для обеспечения надежности и отказоусточивости всей системы в целом все платформы связаны между собой соединительными газопроводами.
http://www.sevmorneftegaz.ru/projects/shgkm/seafield/index.html

Многофункциональные платформы для освоения Штокмановского месторождения

В настоящее время ведутся исследования по выбору оптимальной конструкции платформы. В начале 2003 года на стенде ЦНИИ им. академика Крылова были проведены модельные испытания корпуса и системы удержания платформы типа TLP, разработанной в ЦКБ МТ «Рубин».

Также как и в случае Приразломного проекта, строительство платформ будет осуществляться преимущественно на отечественных предприятиях с использованием наиболее передового мирового опыта.
http://www.sevmorneftegaz.ru/projects/shgkm/seafield/platforms/index.html

Подводные магистральные трубопроводы

Штокмановский проект
http://www.gazprom.ru/production/projects/deposits/shp/
Штокмановское газоконденсатное месторождение открыто в 1988 году. Оно расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря, на северо-востоке от Мурманска на расстоянии около 600 км. Глубина моря в этом районе колеблется от 320 до 340 м.
Запасы месторождения по категории С1 составляют 3,9 трлн куб. м газа и 56 млн тонн газового конденсата, из которых в границах лицензионного участка «Газпрома» расположены 3,8 трлн куб. м газа и 53,3 млн тонн газового конденсата.

Проект разработки Штокмановского месторождения предусматривает ежегодный объём добычи около 70 млрд куб. м природного газа. Это сопоставимо с годовой добычей газа одного из крупнейших поставщиков в Европу — Норвегии.

Добыча на месторождении будет организована с помощью подводных добычных комплексов и специальных технологических судов. Добытое сырье будет транспортироваться по морским трубопроводам на берег Териберской бухты, где будут расположены: завод по производству СПГ, портовый транспортно-технологический комплекс, установка комплексной подготовки газа и другие производственные объекты. Для транспортировки газа в Единую систему газоснабжения России предполагается строительство газопровода «Мурманск — Волхов».

Первая фаза освоения месторождения предусматривает добычу 23,7 млрд куб. м. природного газа в год. Окончательное инвестиционное решение о производстве трубопроводного газа планируется принять в марте 2011 года, решение о производстве СПГ — на втором этапе — до конца 2011 года. Данный подход позволит начать добычу газа для поставки по трубопроводу в 2016 году и обеспечить производство СПГ в 2017 году.

13 июля 2007 года «Газпром» и Total подписали Рамочное Соглашение по Основным Условиям сотрудничества при разработке первой фазы Штокмановского газоконденсатного месторождения. 25 октября 2007 года аналогичное Соглашение «Газпром» подписал со StatoilHydro (ныне — Statoil).
На базе соглашений о сотрудничестве с «Газпромом», подписанных в ноябре 2005 года, активное содействие реализации проекта окажут Администрация Мурманской области и структуры Военно-морского флота России.

21 февраля 2008 года «Газпром», Total и StatoilHydro (ныне — Statoil) подписали Соглашение акционеров о создании Компании специального назначения Shtokman Development AG. В капитале компании «Газпрому» принадлежит 51%, Total — 25%, Statoil — 24%.

Компания будет являться собственником инфраструктуры первой фазы Штокмановского газоконденсатного месторождения на протяжении 25 лет с момента ввода месторождения в эксплуатацию.
Взаимоотношения Компании специального назначения и ООО «Газпром нефть шельф» будут строиться на основании контракта, в соответствии с которым Shtokman Development AG будет нести все финансовые, геологические и технические риски при добыче газа и конденсата и производстве СПГ.
100% акций ООО «Газпром нефть шельф» и все права на маркетинг продукции ОАО «Газпром» сохраняет за собой.

К настоящему времени компанией Shtokman Development AG разработан интегрированный базовый проект по всей технологической цепочке от бурения скважин до передачи владельцу лицензии готовой продукции (трубопроводный и сжиженный газ, конденсат) для поставок на рынки сбыта. Проведены детальные инженерные изыскания и исследования, разработана проектная документация по международным (FEED) и российским стандартам, подготовлен комплект специальных технических условий. Выполнена оценка рисков проекта и определены методы их снижения. Завершена предварительная государственная экспертиза морских объектов. Проводится работа по оптимизации технических решений и повышению экономической эффективности проекта.

В 2008 году на Выборгском судостроительном заводе начато строительство двух полупогружных установок (ППБУ) для бурения эксплуатационных скважин на Штокмановском месторождении. Строительство первой ППБУ должно завершиться в четвертом квартале 2010 года, второй — в первом квартале 2011 года.

В рамках реализации 2 и 3 фаз Штокмановского проекта ООО «Газпром добыча шельф» (оператор данных фаз) проводит подготовку к проведению в летние периоды 2010 и 2011 годов в Териберской бухте комплексных морских инженерных изысканий для проектирования технологических объектов.

Для успешной реализации проекта разработки Штокмановского месторождения имеются следующие необходимые предпосылки:
— наличие больших запасов газа обеспечивает стабильные долгосрочные поставки;
— имеется возможность диверсификации поставок — параллельное ведение поставок трубопроводного и сжиженного природного газа в Европу и в США с варьированием направлений в зависимости от рыночных условий;
— существует возможность существенного расширения производства газа в зависимости от рыночной ситуации;
— благоприятный состав сырья позволяет минимизировать затраты по очистке и подготовке газа;
— низкие температуры в регионе позволяют снизить энергозатраты на сжижение газа;
— отсутствие транзитных стран на пути природного газа Штокмановского месторождения в Германию повышает конкурентоспособность проекта;
— наличие развитой инфраструктуры на Кольском полуострове создает положительные предпосылки для реализации проекта;
— сравнительно небольшие расстояния от сырьевой базы до рынков сбыта (восточное побережье США, Канада, Мексика) обеспечат конкурентоспособность российского СПГ;
— отсутствие льдов и вечной мерзлоты — благоприятный фактор для разработки Штокмановского месторождения в сравнении с другими арктическими месторождениями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *