какое то откровение богини

Откровение Божественное

Открове́ние Боже́ственное – про­яв­ле­ние Бога в мире; само­рас­кры­тие Бога миру и чело­веку, в рамках кото­рого даются знания о Нем Самом, о Его воле, замыс­лах, дей­ствиях (а также о резуль­та­тах неко­то­рых Его дей­ствий).

Можно ска­зать, что Боже­ствен­ное Откро­ве­ние – рас­кры­тие Богом Себя чело­веку в ответ на чело­ве­че­ское жела­ние познать своего Созда­теля, в ответ на дея­тель­ный поиск Бога со сто­роны людей. Бог сотво­рил весь род чело­ве­че­ский, чтобы люди искали Его, «не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и неда­леко от каж­дого из нас» ( Деян.17:27 ). Стре­мясь к Богу, чело­век не может познать Его исклю­чи­тельно соб­ствен­ными уси­ли­ями, но и само это стрем­ле­ние имеет, в созна­нии Божьем, опре­де­лен­ную цен­ность.

В рамках пра­во­слав­ного бого­сло­вия раз­ли­чают два вида Боже­ствен­ного откро­ве­ния: есте­ствен­ное и сверхъ­есте­ствен­ное.

Есте­ствен­ное Откро­ве­ние состоит в том, что Бог откры­вает Себя в Своём тво­ре­нии, подобно тому как худож­ник откры­вает себя в своей кар­тине или автор в своём сочи­не­нии. Но такой метод Бого­по­зна­ния весьма огра­ни­чен, ведь Боже­ствен­ное бытие нетварно. В Своем сверх­бы­тии Бог пре­вос­хо­дит все Свои созда­ния. Не явля­ясь умо­по­сти­га­е­мым объ­ек­том или вос­при­ни­ма­е­мым чув­ствами явле­нием, Он не может быть познан уси­ли­ями чело­ве­че­ского ума или чувств, как позна­ются твар­ные пред­меты нашего мира. Именно поэтому, рас­кры­вая Себя, Бог нис­хо­дит к чело­веку Сам. «Спа­си­тель отнюдь не сказал, будто познать Бога реши­тельно невоз­можно, – учит св. Ириней Лион­ский, – а сказал только, что никто не может познать Бога без Боже­ствен­ной воли, без науче­ния от Бога, без Его откро­ве­ния («и кому Сын хочет открыть»). Но так как Отец соиз­во­лил, чтобы мы познали Бога, а Сын открыл Его нам: то мы имеем о Нем необ­хо­ди­мые позна­ния».

Рас­кры­ва­ясь чело­веку, Бог сооб­щает ему знание о Себе сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом. «Сверхъ­есте­ствен­ное знание есть то, кото­рое при­вхо­дит в ум путем, пре­вы­ша­ю­щим его есте­ствен­ные спо­собы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от еди­ного Бога, когда найдет Он ум очи­щен­ным от вся­кого веще­ствен­ного при­стра­стия и объ­ятым Боже­ствен­ной любо­вью». Сверхъ­есте­ствен­ное знание о Боге сооб­ща­ется чело­ве­че­ской душе Боже­ствен­ной бла­го­да­тью, исхо­дя­щей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посред­ством Боже­ствен­ной бла­го­дати Свя­того Духа чело­век усва­и­вает истины Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Апо­стол Павел утвер­ждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Гос­по­дом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ). Это значит, что испо­ве­дать Христа Гос­по­дом может только тот, на чье ум и сердце воз­дей­ство­вала Боже­ствен­ная бла­го­дать.

Боже­ствен­ная бла­го­дать пре­бы­вает в Церкви, пода­ется в Святых Таин­ствах. Поэтому Цер­ковь явля­ется и хра­ни­тель­ни­цей Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. «Позна­ется Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афон­ский. – Нашей Пре­слав­ной Церкви дано Духом Святым разу­меть тайны Божии». Всю пол­ноту истины, полу­чен­ную от Христа, апо­столы воз­ве­стили Церкви ( Деян.20:27 ). По слову св. Иринея Лион­ского, апо­столы поло­жили в Цер­ковь все, что отно­сится к истине. Будучи «стол­пом и утвер­жде­нием истины» ( 1Тим.3:14 ), Цер­ковь хранит бого­от­кро­вен­ные веро­учи­тель­ные истины, назы­ва­е­мые дог­ма­тами.

При­знаки истин­но­сти сверхъ­есте­ствен­ного откро­ве­ния:

Хри­сти­ан­ское учение об откро­ве­нии

Из книги про­фес­сора Иван Михай­ло­вич Андре­ева (Андре­ев­ского) «Пра­во­слав­ная апо­ло­ге­тика»

Слово «откро­ве­ние» озна­чает сверхъ­есте­ствен­ное откры­тие Богом непо­зна­ва­е­мых истин людям. Чело­век есть часть мира. Мир создан без уча­стия чело­века. Чело­век огра­ни­чен вре­ме­нем своего рож­де­ния и смерти и про­стран­ством своего пре­бы­ва­ния. Как часть не может познать целого, так и чело­век не может познать всего. Он не может сам, соб­ствен­ными силами ума постичь ни пер­во­при­чины всего суще­ству­ю­щего, ни смысла своей и миро­вой жизни, ни цели все­лен­ной. Эти вопросы, кото­рые встают и тре­буют раз­ре­ше­ния в созна­нии каж­дого чело­века, нераз­ре­шимы чело­ве­че­ским умом. Един­ствен­ный воз­мож­ный способ раз­ре­ше­ния этих и многих других насущ­ней­ших духов­ных запро­сов заклю­ча­ется в откро­ве­нии. Если Бог захо­чет открыть людям эти непо­зна­ва­е­мые истины, тогда и только тогда чело­век сможет познать их.

Бог захо­тел этого и открыл людям истину. Он послал на землю своего Еди­но­род­ного Сына, Гос­пода нашего Иисуса Христа, Кото­рый принес людям истину, способ ее позна­ния (метод или путь позна­ния истины) и под­лин­ную жизнь (ибо без помощи Божией не может быть вечной жизни). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал Хри­стос ( Ин.14:6 ).

В другом месте Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).

Никто нико­гда не гово­рил так, как име­ю­щий власть откры­вать истину.

Хри­стос есть пол­нота бого­от­кро­вен­ной истины. Его устами гово­рил Сам Бог, каждое слово Его было абсо­лют­ная чистая истина. Ибо Сам Он, Спа­си­тель мира, был Сын Божий, был истин­ный Бог.

Откро­ве­ние совер­ша­лось посте­пенно. Гос­подь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сна­чала Он дал, через чудес­ные и дивные явле­ния при­роды и ее зако­нов, так назы­ва­е­мое есте­ствен­ное откро­ве­ние. Затем дал сверхъ­есте­ствен­ные откро­ве­ния через духо­нос­ных про­ро­ков и через чудес­ные явле­ния в чело­ве­че­ской исто­рии. И нако­нец, дал полное бла­го­вест­ное откро­ве­ние в Сыне, Бого­че­ло­веке Христе.

В состав вся­кого сверхъ­есте­ствен­ного откро­ве­ния непре­менно входит: пред­ска­за­ние буду­щего, рас­кры­тие тайн Божиих и разъ­яс­не­ние таких рели­ги­озно-нрав­ствен­ных истин, кото­рые пре­вы­шают все воз­мож­но­сти и спо­соб­но­сти чело­ве­че­ского позна­ния.

Откро­ве­ние при­роды (как окру­жа­ю­щей чело­века, так и самого чело­века, глав­ным обра­зом его созна­ния) гово­рит о том, что вне чело­века, над ним, т. е. выше его, есть при­чина, сила и муд­рость твор­че­ского начала, сви­де­тель­ству­ю­щая о нали­чии Выс­шего Суще­ства, име­ю­щего харак­тер лич­но­сти, т. е. что суще­ствует Бог. Все так назы­ва­е­мые дока­за­тель­ства бытия Божия есть резуль­тат этого есте­ствен­ного откро­ве­ния.

Чест­ный и нор­маль­ный чело­ве­че­ский ум через рас­смот­ре­ние при­роды мира и при­роды соб­ствен­ного созна­ния при­хо­дит к убеж­де­нию в суще­ство­ва­нии Бога. И только лука­вый или ненор­маль­ный ум может Его отри­цать.

«Сказал безу­мец в сердце своем: нет Бога» ( Пс.13:2, 52, 2 )…

Но кроме убеж­де­ния в суще­ство­ва­нии Бога, чело­век желает и лич­ного с Ним обще­ния.

Рели­гия начи­на­ется не с при­зна­ния Бога (это, соб­ственно говоря, задача фило­со­фии), а с обще­ния с Ним. Это обще­ние чело­века с Богом невоз­можно без помощи Божией. Вот эту помощь-то и дает так назы­ва­е­мое сверхъ­есте­ствен­ное откро­ве­ние.

Кроме под­раз­де­ле­ния откро­ве­ния на есте­ствен­ное и сверхъ­есте­ствен­ное, раз­ли­ча­ются еще и другие виды откро­ве­ния: непо­сред­ствен­ное и посред­ствен­ное, внеш­нее и внут­рен­нее.

Непо­сред­ствен­ное откро­ве­ние есть сооб­ще­ние Самим Богом тех или других рели­ги­оз­ных истин избран­ни­кам-людям (напри­мер, про­року-бого­видцу Моисею).

Посред­ствен­ное откро­ве­ние бывает тогда, когда оно сооб­ща­ется людям через бого­вдох­но­вен­ных лиц (напри­мер, про­ро­ков) или высших разум­ных существ – Анге­лов (напри­мер, бла­го­ве­стие Деве Марии).

Внеш­ним откро­ве­нием назы­ва­ется самый факт сооб­ще­ния истины, а внут­рен­ним – факт усво­е­ния сооб­щен­ного. Для послед­него необ­хо­димо сверхъ­есте­ствен­ное вдох­но­ве­ние, кото­рое обычно опре­де­ля­ется словом «бого­вдох­но­ве­ние».

Обычно «бого­вдох­но­вен­но­стью» обо­зна­ча­ется сверхъ­есте­ствен­ное воз­дей­ствие Духа Божи­его на про­ро­ков и апо­сто­лов, под наи­тием Кото­рого они пра­вильно изъ­яс­няли сооб­щен­ные им откро­ве­ния и верно изла­гали их в свя­щен­ных книгах. Такие свя­щен­ные книги полу­чали наиме­но­ва­ние «бого­вдох­но­вен­ных».

Источник

Какое то откровение богини

какое то откровение богини

Что такое общее откровение и особое откровение?

Общее откровение и особое откровение являются двумя способами, избранными Богом для того, чтоб открывать Себя человечеству. Общее откровение относится к общим истинам, которые можно узнать о Боге из природы. Особое откровение относится к более конкретным истинам, которые можно узнать о Боге посредством сверхъестественных явлений.

Относительно общего откровения, Псалом 18:2-5 провозглашает: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их». Согласно с этим текстом существование и могущество Бога можно отчётливо увидеть, наблюдая за вселенной. Порядок, сложность и восхитительность творения свидетельствуют о существовании могущественного и славного Создателя.

Об общем откровении также учит текст в Послании к Римлянам 1:20: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны». Как и текст в Псалмах, он учит о том, что Божья вечная сила и природа являются «видимыми» относительно того, что было совершено Богом, и нет оправдания отрицанию этих фактов. Принимая во внимание эти отрывки, вероятно, рабочим определением общего откровения будет «откровение Бога всем людям во все времена и во всех местах, доказывающее, что Бог существует и что Он разумен, силён и превыше человеческого разума».

Через особое откровение Бог открывает Себя чудесным образом. Особое откровение включает физическое появление Бога, сны, видения, написанное Слово Божье и, что наиболее важно, – Иисуса Христа. Библия упоминает явление Бога в физическом облике множество раз (Бытие 3:8; 18:1; Исход 3:1-4; 34:5-7), а также обращение к людям через сны (Бытие 28:12; 37:5; 3 Царств 3:5; Даниила 2) и видения (Бытие 15:1; Иезекииля 8:3-4; Даниила 7; 2 Коринфянам 12:1-7).

Первоочередную важность в откровении Бога имеет Его Слово, Библия, являющееся формой особого откровения. Бог чудесным образом руководил человеческими авторами Священного Писания, чтобы должным образом запечатлеть Его весть для человечества; хотя Он и использовал их собственные стили и личностные качества. Слово Божье живо и действенно (Евреям 4:12). Божье Слово вдохновенно и полезно (2 Тимофею 3:16-17). Бог определил, чтобы истины о Нем были записаны, так как Он знал о неточности и ненадежности устной традиции. Он также понимал, что сны и видения человека могут быть истолкованы неверно. Бог решил открыть всё, что необходимо человечеству знать о Нем, чего Он ожидает и что Он сделал для нас, в Библии.

Высшей формой особого откровения является Личность Иисуса Христа. Бог стал человеческим существом (Иоанна 1:1, 14). Послание к Евреям 1:1-3 подытоживает это наилучшим образом: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне… Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его». Бог принял человеческий облик в образе Иисуса Христа, чтобы отождествиться с нами, дать нам пример, научить нас, открыть Себя нам и, что важнее всего, обеспечить нам спасение, унизив Себя в смерти на кресте (Филиппийцам 2:6-8). Иисус Христос является Божьим высшим особым откровением.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Имена Божии в книге Откровения Иоанна

Содержание

§1. Особенности учения о Боге в книге Откровения Иоанна

В самом начале своей книги Откровения Иоанн говорит о Боге в его троичности: «благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (1:4б-5а). Эти слова – часть прескрипта (salutatio). Стандартную (двойственную) форму salutatio мы находим в посланиях апостола Павла ( Рим 1:7 ; 1Кор 1:3 ; 2Кор 1:2 ; Гал 1:3 ; Флп 1:2 ; Кол 1:3; 1 Фесс 1:1; Флмн 1:3), а также в более поздних посланиях Нового Завета. Эта форма имела большое богословское значение. Она ставила Иисуса Христа и Бога на один божественный уровень. Древние христиане, еще не имея онтологической концепции отношения Иисуса к Богу, имплицитно говорили об Иисусе как о Боге. Он – божественный посредник спасения, которое приходит к людям от Бога. Но у Иоанна мы встречаемся не с двойственностью, а с уникальной троичностью в salutatio. Тринитарные формулы в Новом Завете изредка встречаются ( Мф 28:19 ; 2Кор 13:13 ; 1Петр 1:2 ), но в Откровении эта формула именно уникальна. Возможно, что она – оригинальная адаптация Иоанном двойственной формулы. Изменения произведены и в замене «Бога Отца» и «Господа Иисуса Христа» их описаниями в характерной для Откровения манере. Иоанн творчески размышлял о христианской концепции Бога. Свой характерный язык богословия он, конечно, не изобрел, но творчески использовал в нем ресурсы иудео-христианской традиции.

Разумеется, Иоанну не следует приписывать более позднее патристическое учение о Троице. Но оригинальная форма salutatio показывает, что его понимание Бога сознательно тринитарно: Иисус Христос и Дух включены в иудейскую монистическую веру в Бога. Эту концепцию Иоанн выражает в особых терминах. Правда, скорее следует говорить о тринитарной концепции не Бога, а «божественного». Ибо слово Бог Иоанн, как и все авторы Нового Завета, относит к Единому Богу, Отцу Иисуса Христа. Конечно, и слово «божество» (как природа Бога) чуждо Иоанну, но иначе мы не можем говорить о той божественной реальности, в которую включен как Иисус, так и Святой Дух (здесь символизированный «семью духами»).

§2. Альфа и Омега

Итак, пролог к Откровению завершается божественным самопровозглашением: Ego eimi to Alpha kai to O, legei kurios ho theos, ho on kai ho en kai ho erchomenos, ho pantokrator (Я есмь Альфа и Омега, говорит Господь Бог, Сущий и был и грядущий, Вседержитель) (1:8). Как уже было указано, положение этого места стратегично: оно предшествует началу рассказа Иоанна о своем видении. Во втором случае Бог называет себя: Ego eimi to Alpha kai to O, he arche kai to telos (Я есмь Альфа и Омега, начало и конец) (21:6). Примечательно, что эти два самоназвания Бога соответствуют двум самоназваниям Иисуса Христа. Бог: «Я есмь Альфа и Омега» (1:8). Христос: «Я есмь первый и последний» (ho protos kai ho eschatos) (1:17). Бог: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (21:6). Христос: «Я есмь Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец» (22:13).

1:8Бог ОтецАльфа и Омега
1:17Иисус ХристосПервый и Последний
21:6Бог ОтецАльфа и ОмегаНачало и Конец
22:13Иисус ХристосАльфа и ОмегаПервый и ПоследнийНачало и Конец

Мы видим, что Иоанн отдает предпочтение фразе «Альфа и Омега». Само собой разумеется, что выражение «Альфа и Омега» говорит о том, что Бог есть начало, первопричина всякого бытия. Вместе с тем Он есть и конец, конечная цель всего бытия. Бог предшествует всему как Творец, и Он же приведет все к эсхатологическому исполнению. Он – начало и цель всей истории. У него первое слово в творении и последнее слово в новом творении. Поэтому в литературной структуре Иоанна Бог дважды так называет себя: перед началом видения (1:8) и после достижения конечной цели: «Свершилось!» (21:6).

Эквивалентное «Альфа и Омега» наименование «Первый и последний» взято из Ис 44:6 : «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (ср. Ис 48:12 и 41:4). В указанных главах книги пророка Исайи Бог Израиля описывается как единственный Бог Творец всего и суверенный Господь истории, противостоящий идолам Вавилона. В отличие от рукотворных богов, этот Бог несравним, все народы подвластны Ему, Его планы никто не может нарушить ( Ис 40:12–26 ). Именно такая монотеистическая вера определяет пророческую мысль Откровения.

Что касается другой эквивалентной «Альфа и Омега» формулы «Начало и конец», то она использовалась в греческой философской традиции для обозначения вечности высшего божества. Эту формулу заимствовали эллинизированные иудейские писатели. Ее мы встречаем, например, у Иосифа Флавия, который называет Бога – «началом и концом всех вещей» (Иуд. Древн. 8:280).

§3. Тот, который есть и был и грядет

Второе важное именование Бога с его вариациями встречается в книге Откровения пять раз. Представим это для удобства в виде таблицы:

1:4Сущий и был и грядущий
1:8Сущий и был и грядущий
4:8Был и сущий и грядущий
11:17Сущий и был
16:5Сущий и был

В этом случае мы также обнаруживаем числовую символику. Форма с тремя временами (настоящим, прошедшим и будущим) встречается 3 раза (1:4; 1:8; 4:8), а форма с двумя време­нами (настоящим и прошедшим) 2 раза (11:17 и 16:5).

Такое толкование подтверждается в Откровении 11:17; 16:5. Здесь отсутствует третий член, ибо видение указывает на уже совершившееся пришествие Бога. Оно уж не в будущем, и гимны прославляют Бога за эсхатологическое осуществление Его плана. Особенно ясно это в 11:17: «благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси (Сущий) и был, что Ты принял силу Твою великую и воцарился». Пришествие Бога равнозначно наступлению Его эсхатологического Царствия. Такую же мысль отражает и 16:5: «И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил». Согласно этим стихам, пришествие Божие уже совершилось, хотя в предыдущих стихах 1:4; 1:8; 4:8, Он как бы еще грядет. Исполне­ние Божьего эсхатологического правления над миром начинается с Его прихода.

Вообще, любопытна также очевидная грамматическая неточность греческого текста (1:4), в котором за предлогом «avpo, от» удивительным образом следует не родительный, а именительный падеж: apo ho on kai ho en kai ho erchomenos (в буквальном переводе: «от сущий и был и приходящий»). В этой «неточности» кроется глубокий смысл: трансцендентность, вечность и неизменяемость Бога «грамматически» подчеркивается неизменяемостью по падежам даже Его Имени.

§4. Господь Бог Вседержитель

Наименование «Kyrios ho Theos ho Pantokrator» («Господь Бог Вседержитель») в книге Откровения встречается 7 раз (1:8; 4:8; 11:17; 15:3; 16:7; 19:6; 21:22). Именно в Апокалипсисе, в отличие от прочих книг Нового Завета, оно встречается наиболее часто («Вседержитель» еще только в 2Кор 6:18 ). Сокращенное выражение «Бог Вседержитель» используется дважды (16:14; 19:15), оставляя количество полного не более символического числа 7.

§5. Сидящий на престоле

Наконец, четвертое и последнее важное наименование Бога в Откровении – ho kathemenos epi toi thronoi (или epi tou thronou) – «Сидящий на престоле». Точно в такой форме оно встречается 7 раз (4:9; 5:1.7.13; 6:16; 7:15; 21:5). Варианты тоже используются (4:2.3; 7:10; 19:4; 20:11). Сам же престол упоминается в книге очень часто. Бог восседает на престоле, который является одним из центральных символов всего Апокалип­сиса. Этот символ указывает на важность для богословской, эсхато­логической перспективы Откровения веры во власть Бога над всем творением.

Особая важность этого образа особенно открывается в видении божественного тронного зала в гл.4. После видения прославленного Христа среди Его народа на земле (1:9–3:22) Иоанн восхищается на небо (4:1). На земле силы зла бросают вызов Богу, берут на себя Его роль и надевают маску власти претендуя на божественность. Но небо – сфера высшей реальности. Что истинно на небе, должно стать истинным на земле. Взятый на небо Иоанн видит престол Бога. Этот престол – высшая реальность за всеми земными видимостями. Увидев верховную власть Бога на небе, он теперь сможет увидеть, как эта власть будет признана на земле. Взгляд из небесного тронного зала дает Иоанну возможность раздвинуть горизонты его читателей от их конкретной ситуации до более общего контекста универсального замысла Божия: победить всякое сопротивление и установить в мире Свое Царствие.

Как и в большинстве апокалиптических видений престола Божия, видение Иоанна не дает зрительной, видимой формы Сидящего на престоле. Мы читаем только о видении «славы Божией». Все, что сказано о Боге, это то, что Его вид подобен сиянию драгоценных камней. Это один из традиционных путей показать блеск и величие небесного образа. Непостижимая трансцендентность Бога показана также в том, что величие фокусируется не на самом престоле, а на том, что происходит вокруг него. Особенно важно непрерывное поклонение 4-х животных и 24-х старцев. В это богослужение как бы вовлекается и читатель Иоанна. Так нам напоминается, что истинное знание того, кто есть Бог, неотделимо от поклонения, от богослужения. Песнь 4-х животных и гимн 24-х старцев выражают две основные формы признания Бога: благоговейное принятие святости Бога (4:7; ср. Ис 6:3 ) и сознание предельной зависимости всего бытия от Бога (4:11). Эти самые элементарные формы ощущения Бога требуют выражения в богослужении, и вне богослужения они не могут быть по-настоящему испытаны.

В видении смешаны культовые и политические образы. Культовая образность преимуществует, ибо тронный зал на небе – храм (позже это эксплицитно выражено в 11:19; 15:5–8), прототип земного храма. Животные (смесь черт серафимов из Ис 6:2 и херувимов из Иез 1:5–14 ) – небесные прототипы двух херувимов, охраняющих ковчег завета в святая святых земного храма ( Исх 25:18–22 ). Все существование этих небесных животных состоит в богослужении. Их непрерывное богослужение в сердце всей реальности представляет теоцентрическую природу этой реальности, которая состоит в прославлении Бога. Поэтому они – в центре, и их богослужение подхватывается более широкими кругами. Эти круги далее простираются в космос (5:13). В этом богослужении Богу и Агнцу всего творения предвосхищается эсхатологическая цель в плане Божием. Соответственно, животные, выражающие богослужение всей твари, имея в виду эту цель, говорят свое «Аминь», когда цель достигнута (5:14). Следует заметить, как далеко от антропоцентричности это богослужение. Человечество радикально отдалено от центра. Четыре животных – не антропомофны, как это часто бывает с ангелами. Только третье животное имеет лицо, напоминающее человеческое. Другие подобны льву, тельцу и орлу. Шесть крыл и мириады глаз возвышают их над земными тварями (4:6–8). Их задача – совершать богослужение от имени всего творения. Поэтому их задача исполнена, когда круг богослужения расширяется, включая не только людей, но и «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море» (5:13).

Комбинация культовых и политических образов в изображении Бога была традиционной в апокалиптических видениях. Но эта комбинация отражает и политико-религиозный контекст конца I века. Римская империя, подобно боль­шинству политических государств в античном мире, распространяла свою власть и на религиозную сферу и терминологию. Римская империя представляла и пропагандировала свою политическую власть в религиозных терминах. Государственная религия Рима требовала богослужения и поклонения как обожествленным императорам, так и традиционным божествам Рима. Политическая лояльность выражалась через богослужение. Империя абсолютизировала свою власть и претендовала на божественную верховную власть над миром. Книга Откровения изображает Римскую империю как систему насилия, войн и тирании. Символически империя изображена в фигурах зверя из моря, зверя из земли (13–17 главы) и «вавилонской блудницы» (17–18 главы). Пришествие Царствия Божия на землю должно заменить мнимую Римскую верховную власть на истинный суверенитет Сидящего на небесном престоле. Этот конфликт суверенитетов будет часто описываться в Откровении в форме богослужения. Римская узурпация божественной власти изображается поклонением зверю (13:4.8.12), а пришествие Царствия Божия поклонением Богу (15:4; 19:5–6). В этом конфликте пролагается граница между поклонниками зверя и поклоняющимися Богу. Тема истинного и ложного богослужения принципиальна для пророческого взгляда Иоанна на властные структуры того мира, в котором живут его читатели. В целом вся книга свидетельствует о несовместимости исключительного монотеистичекого богослужения (гл. 4) со всякого рода идолослужением – политическим, социальным, экономическим и религиозным.

Здесь, как и выше, цитируется русский Синодальный перевод, который не всегда адекватен. Поэтому далее мы будем давать перевод по Критическому тексту The Greek New Testament. Ed. by Kurt Aland et al., 3 rd ed., United Bible Society, Stuttgart 1988.

Bauckham R. The theology of the book of Revelation. Cambridge, 1993, p. 25.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *