какое то откровение богини
Откровение Божественное
Открове́ние Боже́ственное – проявление Бога в мире; самораскрытие Бога миру и человеку, в рамках которого даются знания о Нем Самом, о Его воле, замыслах, действиях (а также о результатах некоторых Его действий).
Можно сказать, что Божественное Откровение – раскрытие Богом Себя человеку в ответ на человеческое желание познать своего Создателя, в ответ на деятельный поиск Бога со стороны людей. Бог сотворил весь род человеческий, чтобы люди искали Его, «не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» ( Деян.17:27 ). Стремясь к Богу, человек не может познать Его исключительно собственными усилиями, но и само это стремление имеет, в сознании Божьем, определенную ценность.
В рамках православного богословия различают два вида Божественного откровения: естественное и сверхъестественное.
Естественное Откровение состоит в том, что Бог открывает Себя в Своём творении, подобно тому как художник открывает себя в своей картине или автор в своём сочинении. Но такой метод Богопознания весьма ограничен, ведь Божественное бытие нетварно. В Своем сверхбытии Бог превосходит все Свои создания. Не являясь умопостигаемым объектом или воспринимаемым чувствами явлением, Он не может быть познан усилиями человеческого ума или чувств, как познаются тварные предметы нашего мира. Именно поэтому, раскрывая Себя, Бог нисходит к человеку Сам. «Спаситель отнюдь не сказал, будто познать Бога решительно невозможно, – учит св. Ириней Лионский, – а сказал только, что никто не может познать Бога без Божественной воли, без научения от Бога, без Его откровения («и кому Сын хочет открыть»). Но так как Отец соизволил, чтобы мы познали Бога, а Сын открыл Его нам: то мы имеем о Нем необходимые познания».
Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. «Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью». Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью, исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.
Божественная благодать пребывает в Церкви, подается в Святых Таинствах. Поэтому Церковь является и хранительницей Божественного Откровения. «Познается Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афонский. – Нашей Преславной Церкви дано Духом Святым разуметь тайны Божии». Всю полноту истины, полученную от Христа, апостолы возвестили Церкви ( Деян.20:27 ). По слову св. Иринея Лионского, апостолы положили в Церковь все, что относится к истине. Будучи «столпом и утверждением истины» ( 1Тим.3:14 ), Церковь хранит богооткровенные вероучительные истины, называемые догматами.
Признаки истинности сверхъестественного откровения:
Христианское учение об откровении
Из книги профессора Иван Михайлович Андреева (Андреевского) «Православная апологетика»
Слово «откровение» означает сверхъестественное открытие Богом непознаваемых истин людям. Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.
Бог захотел этого и открыл людям истину. Он послал на землю своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который принес людям истину, способ ее познания (метод или путь познания истины) и подлинную жизнь (ибо без помощи Божией не может быть вечной жизни). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал Христос ( Ин.14:6 ).
В другом месте Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).
Никто никогда не говорил так, как имеющий власть открывать истину.
Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, был Сын Божий, был истинный Бог.
Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные и дивные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Христе.
В состав всякого сверхъестественного откровения непременно входит: предсказание будущего, раскрытие тайн Божиих и разъяснение таких религиозно-нравственных истин, которые превышают все возможности и способности человеческого познания.
Откровение природы (как окружающей человека, так и самого человека, главным образом его сознания) говорит о том, что вне человека, над ним, т. е. выше его, есть причина, сила и мудрость творческого начала, свидетельствующая о наличии Высшего Существа, имеющего характер личности, т. е. что существует Бог. Все так называемые доказательства бытия Божия есть результат этого естественного откровения.
Честный и нормальный человеческий ум через рассмотрение природы мира и природы собственного сознания приходит к убеждению в существовании Бога. И только лукавый или ненормальный ум может Его отрицать.
«Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» ( Пс.13:2, 52, 2 )…
Но кроме убеждения в существовании Бога, человек желает и личного с Ним общения.
Религия начинается не с признания Бога (это, собственно говоря, задача философии), а с общения с Ним. Это общение человека с Богом невозможно без помощи Божией. Вот эту помощь-то и дает так называемое сверхъестественное откровение.
Кроме подразделения откровения на естественное и сверхъестественное, различаются еще и другие виды откровения: непосредственное и посредственное, внешнее и внутреннее.
Непосредственное откровение есть сообщение Самим Богом тех или других религиозных истин избранникам-людям (например, пророку-боговидцу Моисею).
Посредственное откровение бывает тогда, когда оно сообщается людям через боговдохновенных лиц (например, пророков) или высших разумных существ – Ангелов (например, благовестие Деве Марии).
Внешним откровением называется самый факт сообщения истины, а внутренним – факт усвоения сообщенного. Для последнего необходимо сверхъестественное вдохновение, которое обычно определяется словом «боговдохновение».
Обычно «боговдохновенностью» обозначается сверхъестественное воздействие Духа Божиего на пророков и апостолов, под наитием Которого они правильно изъясняли сообщенные им откровения и верно излагали их в священных книгах. Такие священные книги получали наименование «боговдохновенных».
Какое то откровение богини
Что такое общее откровение и особое откровение?
Общее откровение и особое откровение являются двумя способами, избранными Богом для того, чтоб открывать Себя человечеству. Общее откровение относится к общим истинам, которые можно узнать о Боге из природы. Особое откровение относится к более конкретным истинам, которые можно узнать о Боге посредством сверхъестественных явлений.
Относительно общего откровения, Псалом 18:2-5 провозглашает: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их». Согласно с этим текстом существование и могущество Бога можно отчётливо увидеть, наблюдая за вселенной. Порядок, сложность и восхитительность творения свидетельствуют о существовании могущественного и славного Создателя.
Об общем откровении также учит текст в Послании к Римлянам 1:20: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны». Как и текст в Псалмах, он учит о том, что Божья вечная сила и природа являются «видимыми» относительно того, что было совершено Богом, и нет оправдания отрицанию этих фактов. Принимая во внимание эти отрывки, вероятно, рабочим определением общего откровения будет «откровение Бога всем людям во все времена и во всех местах, доказывающее, что Бог существует и что Он разумен, силён и превыше человеческого разума».
Через особое откровение Бог открывает Себя чудесным образом. Особое откровение включает физическое появление Бога, сны, видения, написанное Слово Божье и, что наиболее важно, – Иисуса Христа. Библия упоминает явление Бога в физическом облике множество раз (Бытие 3:8; 18:1; Исход 3:1-4; 34:5-7), а также обращение к людям через сны (Бытие 28:12; 37:5; 3 Царств 3:5; Даниила 2) и видения (Бытие 15:1; Иезекииля 8:3-4; Даниила 7; 2 Коринфянам 12:1-7).
Первоочередную важность в откровении Бога имеет Его Слово, Библия, являющееся формой особого откровения. Бог чудесным образом руководил человеческими авторами Священного Писания, чтобы должным образом запечатлеть Его весть для человечества; хотя Он и использовал их собственные стили и личностные качества. Слово Божье живо и действенно (Евреям 4:12). Божье Слово вдохновенно и полезно (2 Тимофею 3:16-17). Бог определил, чтобы истины о Нем были записаны, так как Он знал о неточности и ненадежности устной традиции. Он также понимал, что сны и видения человека могут быть истолкованы неверно. Бог решил открыть всё, что необходимо человечеству знать о Нем, чего Он ожидает и что Он сделал для нас, в Библии.
Высшей формой особого откровения является Личность Иисуса Христа. Бог стал человеческим существом (Иоанна 1:1, 14). Послание к Евреям 1:1-3 подытоживает это наилучшим образом: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне… Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его». Бог принял человеческий облик в образе Иисуса Христа, чтобы отождествиться с нами, дать нам пример, научить нас, открыть Себя нам и, что важнее всего, обеспечить нам спасение, унизив Себя в смерти на кресте (Филиппийцам 2:6-8). Иисус Христос является Божьим высшим особым откровением.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Имена Божии в книге Откровения Иоанна
Содержание
§1. Особенности учения о Боге в книге Откровения Иоанна
В самом начале своей книги Откровения Иоанн говорит о Боге в его троичности: «благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (1:4б-5а). Эти слова – часть прескрипта (salutatio). Стандартную (двойственную) форму salutatio мы находим в посланиях апостола Павла ( Рим 1:7 ; 1Кор 1:3 ; 2Кор 1:2 ; Гал 1:3 ; Флп 1:2 ; Кол 1:3; 1 Фесс 1:1; Флмн 1:3), а также в более поздних посланиях Нового Завета. Эта форма имела большое богословское значение. Она ставила Иисуса Христа и Бога на один божественный уровень. Древние христиане, еще не имея онтологической концепции отношения Иисуса к Богу, имплицитно говорили об Иисусе как о Боге. Он – божественный посредник спасения, которое приходит к людям от Бога. Но у Иоанна мы встречаемся не с двойственностью, а с уникальной троичностью в salutatio. Тринитарные формулы в Новом Завете изредка встречаются ( Мф 28:19 ; 2Кор 13:13 ; 1Петр 1:2 ), но в Откровении эта формула именно уникальна. Возможно, что она – оригинальная адаптация Иоанном двойственной формулы. Изменения произведены и в замене «Бога Отца» и «Господа Иисуса Христа» их описаниями в характерной для Откровения манере. Иоанн творчески размышлял о христианской концепции Бога. Свой характерный язык богословия он, конечно, не изобрел, но творчески использовал в нем ресурсы иудео-христианской традиции.
Разумеется, Иоанну не следует приписывать более позднее патристическое учение о Троице. Но оригинальная форма salutatio показывает, что его понимание Бога сознательно тринитарно: Иисус Христос и Дух включены в иудейскую монистическую веру в Бога. Эту концепцию Иоанн выражает в особых терминах. Правда, скорее следует говорить о тринитарной концепции не Бога, а «божественного». Ибо слово Бог Иоанн, как и все авторы Нового Завета, относит к Единому Богу, Отцу Иисуса Христа. Конечно, и слово «божество» (как природа Бога) чуждо Иоанну, но иначе мы не можем говорить о той божественной реальности, в которую включен как Иисус, так и Святой Дух (здесь символизированный «семью духами»).
§2. Альфа и Омега
Итак, пролог к Откровению завершается божественным самопровозглашением: Ego eimi to Alpha kai to O, legei kurios ho theos, ho on kai ho en kai ho erchomenos, ho pantokrator (Я есмь Альфа и Омега, говорит Господь Бог, Сущий и был и грядущий, Вседержитель) (1:8). Как уже было указано, положение этого места стратегично: оно предшествует началу рассказа Иоанна о своем видении. Во втором случае Бог называет себя: Ego eimi to Alpha kai to O, he arche kai to telos (Я есмь Альфа и Омега, начало и конец) (21:6). Примечательно, что эти два самоназвания Бога соответствуют двум самоназваниям Иисуса Христа. Бог: «Я есмь Альфа и Омега» (1:8). Христос: «Я есмь первый и последний» (ho protos kai ho eschatos) (1:17). Бог: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (21:6). Христос: «Я есмь Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец» (22:13).
1:8 | Бог Отец | Альфа и Омега | ||
1:17 | Иисус Христос | Первый и Последний | ||
21:6 | Бог Отец | Альфа и Омега | Начало и Конец | |
22:13 | Иисус Христос | Альфа и Омега | Первый и Последний | Начало и Конец |
Мы видим, что Иоанн отдает предпочтение фразе «Альфа и Омега». Само собой разумеется, что выражение «Альфа и Омега» говорит о том, что Бог есть начало, первопричина всякого бытия. Вместе с тем Он есть и конец, конечная цель всего бытия. Бог предшествует всему как Творец, и Он же приведет все к эсхатологическому исполнению. Он – начало и цель всей истории. У него первое слово в творении и последнее слово в новом творении. Поэтому в литературной структуре Иоанна Бог дважды так называет себя: перед началом видения (1:8) и после достижения конечной цели: «Свершилось!» (21:6).
Эквивалентное «Альфа и Омега» наименование «Первый и последний» взято из Ис 44:6 : «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (ср. Ис 48:12 и 41:4). В указанных главах книги пророка Исайи Бог Израиля описывается как единственный Бог Творец всего и суверенный Господь истории, противостоящий идолам Вавилона. В отличие от рукотворных богов, этот Бог несравним, все народы подвластны Ему, Его планы никто не может нарушить ( Ис 40:12–26 ). Именно такая монотеистическая вера определяет пророческую мысль Откровения.
Что касается другой эквивалентной «Альфа и Омега» формулы «Начало и конец», то она использовалась в греческой философской традиции для обозначения вечности высшего божества. Эту формулу заимствовали эллинизированные иудейские писатели. Ее мы встречаем, например, у Иосифа Флавия, который называет Бога – «началом и концом всех вещей» (Иуд. Древн. 8:280).
§3. Тот, который есть и был и грядет
Второе важное именование Бога с его вариациями встречается в книге Откровения пять раз. Представим это для удобства в виде таблицы:
1:4 | Сущий и был и грядущий |
1:8 | Сущий и был и грядущий |
4:8 | Был и сущий и грядущий |
11:17 | Сущий и был |
16:5 | Сущий и был |
В этом случае мы также обнаруживаем числовую символику. Форма с тремя временами (настоящим, прошедшим и будущим) встречается 3 раза (1:4; 1:8; 4:8), а форма с двумя временами (настоящим и прошедшим) 2 раза (11:17 и 16:5).
Такое толкование подтверждается в Откровении 11:17; 16:5. Здесь отсутствует третий член, ибо видение указывает на уже совершившееся пришествие Бога. Оно уж не в будущем, и гимны прославляют Бога за эсхатологическое осуществление Его плана. Особенно ясно это в 11:17: «благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси (Сущий) и был, что Ты принял силу Твою великую и воцарился». Пришествие Бога равнозначно наступлению Его эсхатологического Царствия. Такую же мысль отражает и 16:5: «И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил». Согласно этим стихам, пришествие Божие уже совершилось, хотя в предыдущих стихах 1:4; 1:8; 4:8, Он как бы еще грядет. Исполнение Божьего эсхатологического правления над миром начинается с Его прихода.
Вообще, любопытна также очевидная грамматическая неточность греческого текста (1:4), в котором за предлогом «avpo, от» удивительным образом следует не родительный, а именительный падеж: apo ho on kai ho en kai ho erchomenos (в буквальном переводе: «от сущий и был и приходящий»). В этой «неточности» кроется глубокий смысл: трансцендентность, вечность и неизменяемость Бога «грамматически» подчеркивается неизменяемостью по падежам даже Его Имени.
§4. Господь Бог Вседержитель
Наименование «Kyrios ho Theos ho Pantokrator» («Господь Бог Вседержитель») в книге Откровения встречается 7 раз (1:8; 4:8; 11:17; 15:3; 16:7; 19:6; 21:22). Именно в Апокалипсисе, в отличие от прочих книг Нового Завета, оно встречается наиболее часто («Вседержитель» еще только в 2Кор 6:18 ). Сокращенное выражение «Бог Вседержитель» используется дважды (16:14; 19:15), оставляя количество полного не более символического числа 7.
§5. Сидящий на престоле
Наконец, четвертое и последнее важное наименование Бога в Откровении – ho kathemenos epi toi thronoi (или epi tou thronou) – «Сидящий на престоле». Точно в такой форме оно встречается 7 раз (4:9; 5:1.7.13; 6:16; 7:15; 21:5). Варианты тоже используются (4:2.3; 7:10; 19:4; 20:11). Сам же престол упоминается в книге очень часто. Бог восседает на престоле, который является одним из центральных символов всего Апокалипсиса. Этот символ указывает на важность для богословской, эсхатологической перспективы Откровения веры во власть Бога над всем творением.
Особая важность этого образа особенно открывается в видении божественного тронного зала в гл.4. После видения прославленного Христа среди Его народа на земле (1:9–3:22) Иоанн восхищается на небо (4:1). На земле силы зла бросают вызов Богу, берут на себя Его роль и надевают маску власти претендуя на божественность. Но небо – сфера высшей реальности. Что истинно на небе, должно стать истинным на земле. Взятый на небо Иоанн видит престол Бога. Этот престол – высшая реальность за всеми земными видимостями. Увидев верховную власть Бога на небе, он теперь сможет увидеть, как эта власть будет признана на земле. Взгляд из небесного тронного зала дает Иоанну возможность раздвинуть горизонты его читателей от их конкретной ситуации до более общего контекста универсального замысла Божия: победить всякое сопротивление и установить в мире Свое Царствие.
Как и в большинстве апокалиптических видений престола Божия, видение Иоанна не дает зрительной, видимой формы Сидящего на престоле. Мы читаем только о видении «славы Божией». Все, что сказано о Боге, это то, что Его вид подобен сиянию драгоценных камней. Это один из традиционных путей показать блеск и величие небесного образа. Непостижимая трансцендентность Бога показана также в том, что величие фокусируется не на самом престоле, а на том, что происходит вокруг него. Особенно важно непрерывное поклонение 4-х животных и 24-х старцев. В это богослужение как бы вовлекается и читатель Иоанна. Так нам напоминается, что истинное знание того, кто есть Бог, неотделимо от поклонения, от богослужения. Песнь 4-х животных и гимн 24-х старцев выражают две основные формы признания Бога: благоговейное принятие святости Бога (4:7; ср. Ис 6:3 ) и сознание предельной зависимости всего бытия от Бога (4:11). Эти самые элементарные формы ощущения Бога требуют выражения в богослужении, и вне богослужения они не могут быть по-настоящему испытаны.
В видении смешаны культовые и политические образы. Культовая образность преимуществует, ибо тронный зал на небе – храм (позже это эксплицитно выражено в 11:19; 15:5–8), прототип земного храма. Животные (смесь черт серафимов из Ис 6:2 и херувимов из Иез 1:5–14 ) – небесные прототипы двух херувимов, охраняющих ковчег завета в святая святых земного храма ( Исх 25:18–22 ). Все существование этих небесных животных состоит в богослужении. Их непрерывное богослужение в сердце всей реальности представляет теоцентрическую природу этой реальности, которая состоит в прославлении Бога. Поэтому они – в центре, и их богослужение подхватывается более широкими кругами. Эти круги далее простираются в космос (5:13). В этом богослужении Богу и Агнцу всего творения предвосхищается эсхатологическая цель в плане Божием. Соответственно, животные, выражающие богослужение всей твари, имея в виду эту цель, говорят свое «Аминь», когда цель достигнута (5:14). Следует заметить, как далеко от антропоцентричности это богослужение. Человечество радикально отдалено от центра. Четыре животных – не антропомофны, как это часто бывает с ангелами. Только третье животное имеет лицо, напоминающее человеческое. Другие подобны льву, тельцу и орлу. Шесть крыл и мириады глаз возвышают их над земными тварями (4:6–8). Их задача – совершать богослужение от имени всего творения. Поэтому их задача исполнена, когда круг богослужения расширяется, включая не только людей, но и «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море» (5:13).
Комбинация культовых и политических образов в изображении Бога была традиционной в апокалиптических видениях. Но эта комбинация отражает и политико-религиозный контекст конца I века. Римская империя, подобно большинству политических государств в античном мире, распространяла свою власть и на религиозную сферу и терминологию. Римская империя представляла и пропагандировала свою политическую власть в религиозных терминах. Государственная религия Рима требовала богослужения и поклонения как обожествленным императорам, так и традиционным божествам Рима. Политическая лояльность выражалась через богослужение. Империя абсолютизировала свою власть и претендовала на божественную верховную власть над миром. Книга Откровения изображает Римскую империю как систему насилия, войн и тирании. Символически империя изображена в фигурах зверя из моря, зверя из земли (13–17 главы) и «вавилонской блудницы» (17–18 главы). Пришествие Царствия Божия на землю должно заменить мнимую Римскую верховную власть на истинный суверенитет Сидящего на небесном престоле. Этот конфликт суверенитетов будет часто описываться в Откровении в форме богослужения. Римская узурпация божественной власти изображается поклонением зверю (13:4.8.12), а пришествие Царствия Божия поклонением Богу (15:4; 19:5–6). В этом конфликте пролагается граница между поклонниками зверя и поклоняющимися Богу. Тема истинного и ложного богослужения принципиальна для пророческого взгляда Иоанна на властные структуры того мира, в котором живут его читатели. В целом вся книга свидетельствует о несовместимости исключительного монотеистичекого богослужения (гл. 4) со всякого рода идолослужением – политическим, социальным, экономическим и религиозным.
Здесь, как и выше, цитируется русский Синодальный перевод, который не всегда адекватен. Поэтому далее мы будем давать перевод по Критическому тексту The Greek New Testament. Ed. by Kurt Aland et al., 3 rd ed., United Bible Society, Stuttgart 1988.
Bauckham R. The theology of the book of Revelation. Cambridge, 1993, p. 25.