какое телевидение было раньше

История телевидения. Изобретатели, первый опыт телевещания

Происхождение слова и рождение телевидения

Слово «телевидение» произошло от греческого «теле» (далеко) и латинского «визио» (видение). В нашей стране телевидение прошло огромный путь развития – от механического до электронного и цифрового. Можно утверждать, что ни одно другое средство массовой информации не имеет столь насыщенной и стремительно развивающейся истории.

Сегодня трудно представить, что можно было смотреть изображение не на экране привычного кинескопа, а на вращающемся металлическом диске с отверстиями, через которые свет попадал на установленный напротив фотоэлемент, который превращал его в электрические сигналы. Разложение изображения происходило за счет вращения диска. Быстрое вращение диска позволяло зрителю видеть целую картинку. С этого простого оптико-механического устройства для построчной развертки, изобретенного немецким студентом Паулем Нипковым, и начинается рождение телевидения.

какое телевидение было раньше

Пауль Юлиус Готлиб Нипков (1860-1940)

Изобретатели, которые внесли свой вклад в развитие телевидения

История телевидения – это история исследований, изобретений, технических экспериментов. У телевидения нет одного изобретателя. С самого начала развитие идей электрической передачи изображений было интернациональным. К началу XX в. было выдвинуто не менее двух десятков проектов, в том числе пять в России, под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и т. п.

Так, проект первой в мире телевизионной системы передачи изображений на расстояние был предложен в 1880 г. русским ученым, профессором Порфирием Ивановичем Бахметьевым.

какое телевидение было раньше

Порфирий Иванович Бахметьев (1860—1913)

Схема, предложенная им, позднее легла в основу телевидения. Для передачи изображения на расстояние, как считал ученый, оно должно быть предварительно разложено на отдельные элементы, затем – элементы последовательно переданы и вновь собраны в единое целое. Такую возможную телевизионную систему Бахметьев назвал «телефотографом». Практически реализовать ее в то время не было возможности, отсутствовала материально-техническая база.

В 1900 г. талантливым экспериментатором Александром Аполлоновичем Полумордвиновым была разработана первая оптико-механическая система передачи цветного изображения названная «телефотом». Система стала важнейшим технологическим открытием. Изобретатель получил привилегию, а разработанный им принцип цветопередачи используется до сих пор.

какое телевидение было раньше

Александр Аполлонович Полумордвинов (1874-1941)

В 1907 г. профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг, которого весь мир считает основоположником электронного телевидения, после многолетних опытов запатентовал способ «электрической телескопии», то есть передачи изображений на расстояние с помощью электронно-лучевой трубки. Опыты Розинга были продолжением технологии разложения телевизионного изображения на ряд элементов с передачей по каналам связи и вновь их воссозданием принимающей системой. В применении электронных приборов Розинг видел единственно правильный путь реализации телевидения, и задачу эту, считал он, можно решить лишь при помощи электронного пучка. Этот смелый вывод был сделан ученым в то время, когда сама электроника находилась в зачаточном состоянии. Идеи Розинга получили развитие в разработках его ученика Владимира Зворыкина, эмигрировавшего в 1919 г. в Америку и ставшего там «изобретателем американского электронного телевидения».

какое телевидение было раньше

Борис Львович Розинг (1869-1933)

Однако еще раньше, в конце XIX в., немецкий изобретатель Пауль Нипков придумал основу для механического телевидения. Будучи студентом, он в 1883—1884 гг. создал систему, идея которой заключалась в использовании диска с отверстиями для разделения изображения на отдельные элементы.

Ходят легенды, что первой жертвой его экспериментов стал журнальный столик, в котором Нипков насверлил множество отверстий, размещенных по спирали Архимеда. Следующей жертвой Нипкова стали его скромные сбережения, отданные на покупку патента, который он получил через год, 15 января 1885 г. Этот патент на «электричес кий телескоп» (позже известный как диск Нипкова), который затем будет широко применяться в механическом телевидении, сделал Нипкова знаменитым, а диск – важным элементом так называемого механического телевидения на протяжении нескольких десятилетий (в нашей стране, например, вплоть до начала 1940-х гг.). Но, получив патент на изобретение, молодой исследователь так и не смог разработать свое устройство, и через 15 лет патент отозван из-за отсутствия интереса к изобретению. К этому времени Пауль Нипков работал уже конструктором в институте Берлине и больше не интересовался темой передачи изображений.

какое телевидение было раньше

Пройдет еще два десятка лет, прежде чем это изобретение будет востребовано. Ученые и изобретатели Англии, Германии, России, Америки интенсивно вели работы по совершенствованию аппаратуры для передачи движущихся изображений. Для реализации идеи передачи изображения необходим был не только механизм развертки, которым стал диск Пауля Нипкова, но и преобразователь световой энергии в электрическую. Светочувствительный прибор-датчик появился в 1888 г. благодаря работам ученого Московского университета Александра Григорьевича Столетова, доказавшего лабораторными опытами возможность преобразования световой энергии в электрическую. Опираясь на это открытие Столетова, в Петербургском технологическом институте Борис Львович Розинг и сделает впоследствии разработки, которые позволят назвать его основоположником электронного телевидения.

какое телевидение было раньше

Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)

Интересно, что Пауль Нипков впервые увидел практическое применение своего изобретения через 40 лет, в 1928 г., на одной из международных выставок достижений радиотехники в Берлине. «Наконец я могу быть спокойным, –поделился он своими впечатлениями от просмотра механического телевизора. Я видел мерцающую поверхность, на которой что-то двигалось, хотя нельзя было различить, что именно».

Постройка передающего устройства и приемника (с диском Нипкова) активно велась во Всесоюзном электротехническом институте в Москве. Созданная система давала изображение, разложенное на 30 строк (1200 элементов). Профессор П. В. Шмаков так вспоминает первые дни работы аппарата: «Экран со спичечный коробок и передача, которую нам удалось “словить”, – танцующая пара. Она в белом, он в черном. На прощанье она помахала платочком, а он закурил. Был виден дым. Вот и все. Незамысловато, ничего фантастического, но передача преодолела тысячекилометровое пространство, это была маленькая победа человека над пространством, и от одного этого распирало грудь» (Узилевский В. Легенда о хрустальном яйце. Л.: Лениздат, 1965).

Первое опытное телевизионное вещание

Опытное телевизионное вещание с механической системой развертки 30 строк стартовало в 1929-1931 гг. в ведущих странах мира практически одновременно. Формат 30 строк, созданный в Германии, стал фактически международным стандартом.

Газета «Правда» 30 апреля 1931 г. напечатала сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии » (Правда. 1931. 30 апр.). В этой первой публичной телепередаче были показаны сотрудники лаборатории (движущиеся изображения!) и фотографические портреты – без звукового сопровождения, « немые».

После целого ряда опытных сеансов телевизионной связи было решено провести пробные передачи телевизионного вещания. Для этой цели в здание Московского радиотрансляционного узла на Никольской, д. 7, откуда была возможность подачи сигнала на вещательные радиопередатчики и где была оборудована небольшая студия, перенесли аппаратуру из лаборатории Всесоюзного электротехнического института. Первая пробная п ередача состоялась в ночь на 1 октября 1931 г. через радиостанцию Московского совета профсоюзов. Не известно сколько телевизоров принимало ее в тот момент, но современники утверждали, что их было не менее десяти. Передачи стали регулярными. Содержательная сторона этих передач специально не готовилась, это была самодеятельность. А выступать приходилось в темной студии, которая освещалась «бегущим лучом», создаваемым светом мощной кинолампы, закрытой вращающимся диском Нипкова.

Первая отечественная телепередача

Сведения о первой вещательной телепередаче 1 октября 1931 г. попали в центральные газеты и эта дата считается официальной датой начала отечественного телевизионного вещания.

Передачи, адресованные радиозрителям, как тогда называли тех, кто принимал телевизионные передачи, велись на основе твердой программы. Правда, телевизоров было очень мало. Размер экрана не превышал размера спичечного коробка. По нынешним понятиям техника телевидения начала 1930-х гг. выглядит крайне скромной, но именно тогда, в 1931 г., телевидение стало практической реальностью и в этом неоценимая заслуга первопроходцев.

Первый в стране комплект телевизионного оборудования, посредством которого из аппаратной Московского радиовещательного узла шли передачи, был создан выдающимся ученым Павлом Васильевичем Шмаковым. Кстати, ему принадлежит идея использования в качестве ретранслятора самолета, летающего между пунктами передачи сигнала и приема. Эта идея ученого получила свое развитие во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г. и при встрече первого космонавта Планеты Юрия Гагарина в 1961 г.

какое телевидение было раньше

Павел Васильевич Шмаков (1885-1982)

Механическое телевидение в короткое время получило широкое распространение и стало доступно всем. Передачи принимались радиолюбителями в Томске, Нижнем Новгороде, Одессе, Смоленске, Ленинграде, Киеве, Харькове.

Благодаря тому, что телевидение в нашей стране началось как механическое, идею «видения на расстоянии» удалось распространить гораздо быстрее и шире, чем это позволило бы сделать телевидение электронное.

Так как п ередачи механического телеви дения ведутся на средних и длинных волнах, их можно принимать всюду, и телецентр в Москве мог охватить практически всю террито рию СССР. Передачи же электронного телевидения могут вестись лишь на ультракоротких волнах, которые распространяются только в пределах прямой видимости от антенны передатчика до антенны приемника. Поэтому, если бы советское телевидение начиналось как электронное, интерес к нему могли бы проявлять только жители Москвы и пригородов. Разумеется, такая ограниченность зоны действия телецентра не имела бы возможности широкого распространения идеи телевидения. Интерес к телевидению, разбуженный первыми опытными передачами, стимулировал рост общественной потребности в нем.

Развитие советского телевидения в 1950-е гг.

Чтобы покрыть огромную территорию страны телевизионным вещанием, нужно было либо построить достаточное количество программных телецентров, либо связать города и села сетью кабельных или радиорелейных линий. Развитие советского телевидения в 1950-е гг. пошло по первому пути.

В большинстве развитых стран опытные телевизионные передачи через электронные системы ТВ, которые в итоге отодвинули механическое телевидение в сторону, начались в период с 1936 по 1940 г.

Передачи механического телевидения из Москвы прекратились в декабре 1938 г. с запуском нового телецентра на Шаболовке, основанного уже на электронных принципах.

Автор: Костоусов Владимир Порфирьевич, «Телевидение в лицах, цифрах и событиях».

Источник

История телевидения: от первых опытов до микросхем

17 декабря 1996 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 ноября Всемирным днем телевидения.

В настоящее время нет ни одного государства, не охваченного телевещанием. Телевидение является самым влиятельным электронным средством массовой информации.

О передаче изображений на расстояния человечество мечтало с давних времен, о чем свидетельствуют сказки и легенды про волшебные зеркала, тарелочки с яблочками, но прошло не одно тысячелетие, прежде чем эта мечта осуществилась. Во второй половине ХХ века стремительное развитие телевидения привело к тому, что уже выросло несколько поколений, не представляющих себе жизни без телевизора.

Первые этапы развития телевидения

какое телевидение было раньшеКак телевещание стало массовым

Эксперименты с использованием электронных лучей для передачи и приема изображения на определенные расстояния начали проводиться в различных странах (США, Япония, Советский Союз) с начала 20-х гг. ХХ века. В результате в 1933 году американскому инженеру российского происхождения Владимиру Зворыкину удалось изобрести катодную трубку, являющуюся и по настоящее время главной частью большинства телевизоров.

Первые телевизоры, пригодные для массового производства появились в конце 30-х годов ХХ столетия. Однако этому предшествовало несколько десятилетий упорных исследований и множества гениальных открытий.

В конце 1936 года в американской научно-исследовательской лаборатории RCA, возглавляемой Зворыкиным, был разработан первый электронный телевизор, пригодный для практического применения. Несколько позже, в 1939 году, RCA представила и первый телевизор, разработанный специально для массового производства. Эта модель получила название RCS TT-5. Она представляла собой массивный деревянный ящик, оснащенный экраном с диагональю в 5 дюймов. Позже радиолампы были вытеснены полупроводниками. Первый телевизор на основе полупроводников был разработан в 1960 году фирмой Sony. В дальнейшем появились модели на основе микросхем. Теперь же существуют системы, когда вся электронная начинка телевизора заключена в одну единственную микросхему.
Сегодня качество вещания значительно возросло и стало цифровым. Сами телевизоры уже перестали восприниматься как «ящики», ибо появились плоские LCD и плазменные модели. Размеры экрана перестали измеряться парой десятков сантиметров. Телевидение стало нормой. К началу ХХI века методы и принципы телевещания значительно изменились. Возникло кабельное и спутниковое телевидение.

Телевидение в СССР и России

Хотя систему цветного телевидения разработал еще Зворыкин в 1928 году, ее реализация стала возможна лишь к 1950 году, да и то лишь в качестве экспериментальных разработок. Первый, пригодный к продаже цветной телевизор создала в 1954 году все та же RCA.
Эта модель была оснащена 15 дюймовым экраном. Несколько позже были разработаны модели с диагоналями 19 и 21 дюйм. Стоили такие системы дороже тысячи долларов США, а, следовательно, были доступны далеко не всем.

Единые стандарты (PAL и SECAM) появились и начали внедряться в 1967 году.

С 1967 года начались регулярные передачи цветного телевидения; в этом же году создана спутниковая система распределения телевизионных программ на сеть наземных приёмных станций «Орбита». К началу 1990-х годов две программы Центрального телевидения принимались практически на всей территории России.

Сегодня традиционное аналоговое телевидение практически исчерпало свои возможности. К 2015 году телевидение в России полностью перейдет на цифровой формат вещания, что позволит увеличить количество каналов в несколько раз. Специалисты отмечают, что Россия хорошо подготовлена к «цифровой революции». Уже сейчас многие российские компании выпускают цифровые передатчики, а также теле- и радиоприемники. Во многих регионах страны ведется строительство телевышек, поддерживающих цифровой формат.

Источник

История советского телевидения: от первых опытов до «Останкино»

«Телевидению принадлежит будущее. Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение», — говорил один из героев фильма «Москва слезам не верит». К большому счастью, его прогноз не оправдался. Люди до сих пор читают газеты и книги, ходят в кино и театры. Но часто смотрят телевидение.

Телевидению не принадлежит ни настоящее, ни будущее, вовсе нет. И вряд ли когда-нибудь так станет. Однако телевидение уже давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Да, теперь уже не в каждом доме можно встретить телевизор — многие предпочитают смотреть фильмы и программы при помощи Интернета. Однако это вовсе не означает, что развитие телевидения остановилось. Телекоммуникационные операторы отчаянно стараются продвигать новые технологии и улучшать уже существующую функциональность.

Если брать за точку отсчета 1931 год, когда в Москве начало свое вещание так называемое механическое телевидение, то история развития отечественного ТВ насчитывает уже более 80 лет. Мы решили больше не обходить стороной столь интересную тему. Сегодня мы расскажем о ключевых моментах становления телевидения в СССР.

Телебашня «Останкино» — символ нашего телевидения

О первых телевизионных технологиях

Однако прежде чем приступить к рассказу о первых советских телевизорах, необходимо заглянуть еще в более далекое прошлое — конец XIX века. В то время начали появляться изобретения, которые впоследствии и легли в основу первых телевизионных устройств.

Самой значимой из ранних разработок стала система немецкого студента-инженера Пауля Нипкова. В 1884 году он создал специальный механизм для сканирования и воспроизведения изображения, который получил название «диск Нипкова». Как же он был устроен?

Диск Нипкова представлял собой простой вращающийся диск, выполненный из любого непрозрачного материала (чаще всего в этой роли выступал обычный картон или даже плотная бумага, реже — алюминий) и имеющий определенное число отверстий, расположенных по спирали на равном угловом расстоянии друг от друга.

Этот огромный круг и есть «диск Нипкова»

С помощью этого диска появилась возможность преобразовывать изображение в электрические импульсы. Для этого за диском устанавливался фотоэлемент, который оценивал яркость каждой точки изображения. Чувствительность фотоэлементов того времени была очень низка, поэтому иногда для улучшения качества изображения лица дикторов гримировали фиолетовой краской. На «принимающей стороне» телезрители смотрели через диск Нипкова на источник света — как правило, это была неоновая лампа. Ее яркость зависела от поступающих показаний фотоэлементов. В результате прокрутки диска Нипкова формировалось изображение. Кстати, в движение диск чаще всего приводил небольшой электромотор, однако некоторые предпочитали крутить диск вручную. Поскольку на диске могло быть лишь ограниченное число отверстий, разрешение полученной картинки, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Тогдашнее разрешение измерялось в количестве строк развертки, и их число редко превышало 30 штук. Вдобавок к столь маленькому разрешению размер изображения также был более чем скромным: по габаритам картинку можно было сравнить с почтовой маркой, поэтому зачастую перед диском устанавливалась увеличивающая линза.

Схематичное изображение принципа работы «диска Нипкова»

Роль диска Нипкова в развитии телевидения заключается в том, что в 30-х годах XX века он стал основой для так называемого механического телевидения. Отличительной чертой технологии было использование электромеханических устройств. В электронном телевидении, которое пришло на смену механическому лишь в 40-х годах, вместо «электромеханики» использовались электронно-лучевые трубки и полупроводниковые приборы. Несмотря на то, что диск Нипкова был запатентован в 1884 году, первая работоспособная телевизионная система была создана лишь спустя 40 лет. В 1924 году шотландский инженер Джон Бэрд представил устройство механического ТВ, способное передавать и отображать движущееся изображение. Вообще, США и Великобританию можно было назвать лидерами в сфере развития телевидения. А как же обстояли дела в Советском Союзе?

Советское телевидение в довоенное время

Русские ученые также внесли огромный вклад в развитие телевидения во всем мире, придумав множество интересных изобретений. Так, еще в 1900 году инженер-технолог Александр Полумордвинов предложил идею системы цветного телевидения, которая была основана на трехкомпонентной теории цвета. Чуть позже, в 1911 году, русский ученый Борис Розинг провел в Санкт-Петербурге первую публичную демонстрацию электронного воспроизведения телевизионного изображения. С помощью разработанной им системы удалось получить изображение, состоящее из четырех белых полос на темном фоне. За это ученый был награжден золотой медалью Русского технического общества. На протяжении следующих двадцати лет Розинг продолжал свою изобретательскую деятельность. В начале 20-х годов он провел серию опытов, которые еще раз подтвердили работоспособность его телевизионной системы. Кто знает, каких вершин смог бы достичь Розинг, если бы не репрессия учёного в 1931 году.

Первой в СССР системой, использующей диск Нипкова, стала разработка изобретателя и инженера-электрика Ованеса Адамяна. Появилась она в 1925 году — почти одновременно с аналогичным устройством Джона Бэрда. Главной особенностью системы Адамяна стало то, что его установка могла работать с цветным изображением.

Промежуточным итогом многочисленных советских разработок в области телевидения стала первая экспериментальная трансляция механического ТВ 1 мая 1931 года. Во время экспериментальной трансляции была передана всего лишь одна небольшая фотография. В течение нескольких следующих месяцев состоялись еще несколько тестовых трансляций, но ни одна из них пока что не поддерживала звуковое сопровождение.

В пробном режиме телевидение пробыло не так долго — и уже с 1 октября 1931 года начались регулярные передачи механического ТВ из Москвы в диапазоне средних волн. Вот что писала газета «Известия» по поводу запуска телевещания: «С 1 октября 1931 г. в Москве впервые в СССР, начинаются регулярные передачи движущихся изображений (телевидения) по радио. Передачи организованы Московским радиовещательным узлом НКПиТ под руководством ВЭИ и будут происходить через радиостанцию МОСПС (волна 379 м) ежедневно с 24.00 до 0.30 мин…»

А с 1934 года механическое телевидение получило поддержку звука. Так, первая звуковая передача малострочного телевидения состоялась 15 ноября 1934 года: транслировался эстрадный концерт, во время которого артист И.М. Москвин прочитал стихотворение А.П. Чехова «Злоумышленник». Во время концерта также выступили певица и балетная пара.

Что касается технической стороны, то первое время в Советском Союзе использовался немецкий стандарт механического телевидения, который предусматривал разложение на 30 строк и частоту 12,5 кадров в секунду. Соотношение сторон кадра составляло 4:3.

При этом изображение нужно было не только передавать: конечно же, зрителям были необходимы устройства для просмотра телепередач. Первым серийным советским телевизором стала модель Б-2, выпускаемая силами ленинградского завода имени Козицкого. Первый телевизор сошел с конвейера в 1933 году. Он представлял собой устройство, в основе которого лежал диск Нипкова. Диск изготавливался из плотной бумаги и был максимально облегчен для того, чтобы использовать простой маломощный мотор. Б-2 воспроизводил изображение размером 16×12 мм, но благодаря встроенной увеличивающей линзе картинка увеличивалась до 4х3 см.

Источник

Какое телевидение было раньше

Первая в Союзе передача дальновидения!

«Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача «дальновидения». Будет передаваться изображение живого лица и фотографии».

Первая страница газеты «Правда», 30 апреля 1931 года

Спустя год, в мае 1931 года, эта лаборатория провела первую в стране опытную телепередачу. К слушателям обращались как к «радиозрителям», а саму трансляцию называли «дальновидением». Это была трансляция картинок без звука — на экранах появлялись изображения передовых производств и популярных советских артистов. Правда, увидели эту трансляцию лишь москвичи, так как передача данных на длинные расстояния стала возможной только через полгода. Осенью механическую установку перенесли в новую студию по адресу улица 25 Октября, дом 7. В наши дни эта улица называется Никольской — на здании бывшей студии и сейчас можно увидеть мемориальную доску в память об этом событии. Оттуда и начали транслировать передачи уже со звуком — но тоже на экспериментальных началах.

Образованное в октябре 1931 года «Телевидение имени Горького» — фактически первый отечественный телеканал в нашем понимании — вещало по 30 минут ежедневно (а позже — 12 раз в месяц) строго после полуночи, так как именно тогда заканчивалось радиовещание. На экране появлялся диктор крупным планом, а под ним — бегущая строка: бумажную катушку с текстом ассистенты раскручивали прямо перед камерой. В эфирной сетке оказались и фильмы. 1 мая 1932 года зрителям показали фильм, снятый утром того же дня на Пушкинской площади, с записанными отдельно комментариями дикторов, а в октябре транслировали киноленту об открытии ДнепроГЭС.

Опыт лабораторий — в жизнь

«В разных уголках Союза удалось принять дальновидение со звуком! В столице работают более трех десятков телевизоров. Самодельных, собранных радиолюбителями!»

Журнал «Говорит Москва», 1931 год

Вещание было далеким от идеального: изображения и звук шли на разных волнах, — но, несмотря на не самое лучшее качество трансляций, телевидение быстро обрело множество поклонников в Советском Союзе. Среди первых сборщиков телевизоров был изобретатель Антон Брейтбарт — именно на его разработках в 1932 году ленинградский завод «Коминтерн» (ныне завод имени Козицкого) запустил первую серию телевизионных приемников «Б-2».

Первая телепередача с полноценным аудиосопровождением в Советском Союзе вышла 15 ноября 1934 года. Ровно в полночь актер МХАТа Иван Москвин зачитал рассказ Антона Чехова «Злоумышленник», после чего состоялся показ вокального и балетного номеров.

Эта передача длилась всего 25 минут, но произвела настоящий фурор — и уже через пару дней Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию СССР создал отдел телевидения. В студию для участия в передачах стали приглашать героев труда, популярных артистов и музыкальные коллективы. А первыми дикторами отечественного телевидения были Александр Степанов и Клавдия Чаусская.

В конце 1930-х годов телевидение перешло на электронный формат (передача и прием изображения с помощью электронных лучей в телевизионных трубках) — подобные технологии разрабатывали с конца XIX века отечественные исследователи: Александр Полумордвинов, Борис Розинг, Владимир Зворыкин, Семен Катаев. В 1938 году в Москве, на Шаболовской улице, рядом с Шуховской радиобашней, и в Ленинграде, на улице Академика Павлова, создали первые в стране телецентры, откуда с 1939 года шли регулярные телепередачи — среди них уже были и фотогазеты, и тележурналы. Для их просмотра в домах культуры устанавливали черно-белые телевизоры марки «ТК-1».

На время Великой Отечественной войны телевещание прервалось и возобновилось 7 мая 1945 года, а с декабря пошли регулярные трансляции — дважды в рабочую пятидневку. Популярными стали показы отрывков известных пьес, опер и балетов крупных театров. Тогда же появилась и первая массовая серия телевизоров «КВН-49». Цифра означала год выпуска, а за буквами скрывались имена разработчиков — Владимира Кенигсона, Натана Варшавского и Игоря Николаевского. Хотя в народе расшифровали его проще: «Купил — Включил — Не работает», или «Крутанул — Вертанул — Не работает». Этот прибор оставил след и в истории телевещания: передачу «Клуб веселых и находчивых» назвали именно в честь марки «КВН».

В 1951 году на базе Московского телецентра возникла Центральная студия телевидения. Транслировать стали не только фильмы и концерты, но и репортажи с крупных строек, демонстраций и встреч высокопоставленных лиц, тележурналы («Юный пионер», «Для вас, женщины», «Физкультура и спорт» и другие), а также спортивные события. Большинство передач шло в прямом эфире: видеомонтаж появился позднее.

В России телевещание возникло в первой половине XX века. В 1930 году лаборатория телевидения Всесоюзного электротехнического института в Москве впервые в СССР спроектировала механическую систему для трансляции картинок по радиоволнам. В ее основе лежал «диск Нипкова» — устройство для сканирования изображений, изобретенное в 1884 году немецким инженером Паулем Нипковым. Оттого и саму систему называли «дисковым телевидением».

Первая в Союзе передача дальновидения!

«Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача «дальновидения». Будет передаваться изображение живого лица и фотографии».

Первая страница газеты «Правда», 30 апреля 1931 года

Спустя год, в мае 1931 года, эта лаборатория провела первую в стране опытную телепередачу. К слушателям обращались как к «радиозрителям», а саму трансляцию называли «дальновидением». Это была трансляция картинок без звука — на экранах появлялись изображения передовых производств и популярных советских артистов. Правда, увидели эту трансляцию лишь москвичи, так как передача данных на длинные расстояния стала возможной только через полгода. Осенью механическую установку перенесли в новую студию по адресу улица 25 Октября, дом 7. В наши дни эта улица называется Никольской — на здании бывшей студии и сейчас можно увидеть мемориальную доску в память об этом событии. Оттуда и начали транслировать передачи уже со звуком — но тоже на экспериментальных началах.

Образованное в октябре 1931 года «Телевидение имени Горького» — фактически первый отечественный телеканал в нашем понимании – вещало по 30 минут ежедневно (а позже — 12 раз в месяц) строго после полуночи, так как именно тогда заканчивалось радиовещание. На экране появлялся диктор крупным планом, а под ним — бегущая строка: бумажную катушку с текстом ассистенты раскручивали прямо перед камерой. В эфирной сетке оказались и фильмы. 1 мая 1932 года зрителям показали фильм, снятый утром того же дня на Пушкинской площади, с записанными отдельно комментариями дикторов, а в октябре транслировали киноленту об открытии ДнепроГЭС.

Опыт лабораторий — в жизнь

«В разных уголках Союза удалось принять дальновидение со звуком! В столице работают более трех десятков телевизоров. Самодельных, собранных радиолюбителями!»

Журнал «Говорит Москва», 1931 год

Вещание было далеким от идеального: изображения и звук шли на разных волнах, — но несмотря на не самое лучшее качество трансляций, телевидение быстро обрело множество поклонников в Советском Союзе. Среди первых сборщиков телевизоров был изобретатель Антон Брейтбарт — именно на его разработках в 1932 году ленинградский завод «Коминтерн» (ныне завод имени Козицкого) запустил первую серию телевизионных приемников «Б-2».

Первая телепередача с полноценным аудиосопровождением в Советском Союзе вышла 15 ноября 1934 года. Ровно в полночь актер МХАТа Иван Москвин зачитал рассказ Антона Чехова «Злоумышленник», после чего состоялся показ вокального и балетного номеров.

Эта передача длилась всего 25 минут, но произвела настоящий фурор — и уже через пару дней Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию СССР создал отдел телевидения. В студию для участия в передачах стали приглашать героев труда, популярных артистов и музыкальные коллективы. А первыми дикторами отечественного телевидения были Александр Степанов и Клавдия Чаусская.

В конце 1930-х годов телевидение перешло на электронный формат (передача и прием изображения с помощью электронных лучей в телевизионных трубках) — подобные технологии разрабатывали с конца XIX века отечественные исследователи: Александр Полумордвинов, Борис Розинг, Владимир Зворыкин, Семен Катаев. В 1938 году в Москве, на Шаболовской улице, рядом с Шуховской радиобашней, и в Ленинграде, на улице Академика Павлова создали первые в стране телецентры, откуда с 1939 года шли регулярные телепередачи — среди них уже были и фотогазеты, и тележурналы. Для их просмотра в домах культуры устанавливали черно-белые телевизоры марки «ТК-1».

На время Великой Отечественной войны телевещание прервалось и возобновилось 7 мая 1945 года, а с декабря пошли регулярные трансляции — дважды в рабочую пятидневку. Популярными стали показы отрывков известных пьес, опер и балетов крупных театров. Тогда же появилась и первая массовая серия телевизоров «КВН-49». Цифра означала год выпуска, а за буквами скрывались имена разработчиков — Владимира Кенигсона, Натана Варшавского и Игоря Николаевского. Хотя в народе расшифровали его проще: «Купил — включил — не работает» или «Крутанул — вертанул — не работает». Этот прибор оставил след и в истории телевещания: передачу «Клуб веселых и находчивых» назвали именно в честь марки «КВН».

В 1951 году на базе Московского телецентра возникла Центральная студия телевидения. Транслировать стали не только фильмы и концерты, но и репортажи с крупных строек, демонстраций и встреч высокопоставленных лиц, тележурналы («Юный пионер», «Для вас, женщины», «Физкультура и спорт» и другие), а также спортивные события. Большинство передач шло в прямом эфире: видеомонтаж появился позднее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *