какое течение ислама в дагестане

Ислам в Дагестане

Дагестан издревле считался мусульманским оплотом на Северном Кавказе. Ислам стал проникать на территорию современного Дагестана, благодаря арабам, еще в 7 веке. Мусульманству потребовался период с 7 по 14 век, чтобы фактически вытеснить с этой территории язычество и христианство. Рассказывает наш корреспондент в Махачкале Магомед Мусаев.

Магомед Мусаев: Религия ислам, по мнению дагестанских историков, утверждалась в Дагестане шаг за шагом, вытесняя христианство и пережитки язычества на протяжении 7-14 веков. Особенно тяжело и с переменным успехом шел процесс исламизации Аварии и кайтагских даргинцев, где традиционно были сильны позиции православия и католицизма. Сохранившийся и в наши дни в Шамильском районе Аварии храм Датуна построен в 11 веке, а в одном только Хунзахском районе археологами были обнаружены фундаменты семи христианских храмов. В целом же найденные археологами на территории Аварии каменные, металлические надгробные и нательные кресты датируются чаще всего 13-15 веками. По мнению доктора исторических наук профессора Магомеда Гасанова, к приходу войск Тимура часть населения аварии была христианами, а в стране Кайтагской в 1392 году находились пять католических кафедр. Впрочем, косвенным свидетельством успехов католицизма в Кайтаге служит и тот факт, что даже официальным представителем Римского папы в Золотой орде был некий Антуан Сулпан, выходец из христианского Дагестана.

С разорением Грузии и крахом Византии христианские анклавы горного Дагестана теряют всякие связи с христианским миром и остаются один на один с военной и культурно-политической мощью ислама. Довольно значимую роль в окончательной победе ислама сыграли и такие факторы, как наличие по-соседству Каспийского прохода с его цитаделью исламизма Дербентом, а также то, что мусульманство, будучи одним из трех, наряду с иудаизмом и христианством, аврааметических учений, утверждало себя в качестве воинствующего монотеизма, религии Адама, Соломона, Давида, Иосифа, Авраама, Моисея и Иисуса. Для тех, кто исповедует ислам, все перечисленные имена являются именами святых посланников Аллаха, предшествовавших Мухаммеду, печати всех пророков. Вскоре после окончательного утверждения ислама Дагестан стал его опорой и одним из рычагов его распространения на всем Северном Кавказе. На многие века, передаваясь из поколения в поколение, мусульманские понятия и представления приобрели среди дагестанцев силу традиции, стали принципами их образа жизни, мысли и поведения.

Олег Кусов: Примерно в 9 веке зарождается суфизм, одно из течений в исламе, суфизм еще называют душой ислама.

Олег Кусов: О проникновении ислама на Северный Кавказ, в Дагестан рассказывает младший научный сотрудник Центра востоковедения института истории, археологии и этнографии Шамиль Шейхалиев.

Шамиль Шейхалиев: После 10-го века нельзя сказать, что основную роль в исламизации Дагестана сыграли внешние причины, потому что, начиная с 11-го века, шло внутреннее распространение ислама. Непосредственно те феодальные общины или союзы сельских общин, которые приняли ислам, оттуда уже пошло распространение ислама в соседние близлежащие территории.

Магомед Мусаев: В горных местах, в частности, Авария, когда туда проник ислам и утвердился?

Шамиль Шейхалиев: Арабские источники вспоминают о походах арабов еще в 8 веке, в 9 веке, что были ожесточенные сопротивления со стороны жителей Сирира, это, как известно, территория нынешней Аварии. Нельзя сказать, что ислам там утвердился в тот период, потому что археологические раскопки не показывают нам, в частности, о погребении по мусульманскому обычаю. Во многих аварских районах встречаются христианские памятники 12-14 веков. Нельзя сказать, что с приходом арабов утвердился ислам, это произошло гораздо позднее. Решающую роль в исламизации аварских районов сыграл не внешний элемент, а внутренний, то есть внутреннее распространение ислама пошло.

Магомед Мусаев: Аварцы исповедовали, как я понял, христианство православного толка. Насколько оно пустило корни в аварской среде?

Шамиль Шейхалиев: В течение нескольких столетий, начиная с 12 века по 15 век, христианство имело довольно-таки сильные корни в аварских районах. В частности, сама архитектура, там можно найти эпиграфические памятники, где символы нетрадиционные для ислама, в частности, кресты, надписи, то есть значительный след оставило христианство в горной Аварии.

Магомед Мусаев: Кайтагские даргинцы исповедовали католицизм. Что по этому поводу можно сказать?

Шамиль Шейхалиев: В арабских источниках есть сведений, что кайтагский правитель в пятницу молился с мусульманами, в субботу он молился с иудеями и в воскресенье молился с христианами. То есть все три религии имели равное хождение в какой-то определенный исторический момент.

Магомед Мусаев: То есть, как и свойственно было хазарам?

Шамиль Шейхалиев: Так же, как и свойственно было хазарам. Говоря о распространении ислама в Дагестане, нельзя не затронуть такой вопрос, как суфизм, можно сказать, что в Дагестане ислам распространялся именно в форме суфизма. То есть распространению ислама в Дагестане суфизм способствовал тем, что доисламские языческие верования он более-менее сгладил и подогнал под оболочку ислама. Суфизм в Дагестане имеет более чем тысячелетнюю историю. В частности, в нашем рукописном фонде Института истории и этнографии хранится рукопись дербенского ученого Мухаммада аль Дербенди «Базилик истины и сад тонкости». Рукопись 11 века, можно даже сказать, что это энциклопедический словарь по суфизму. И в этой рукописи автор, житель Дербента, обучался он в Дербенте, обучался он и на Ближнем Востоке, он упоминает многих суфиев Дербента 9-го века, 10-о века. 11-го века. То есть, таким образом, можно сказать, что суфизм имел довольно устойчивые позиции в 9-м 10-м в 11-м веках в Дагестане. После этого шло неприятие дагестанцами идей суфизма. Завоевания, в частности, шейх Хайдар, шейх Джунейт, их идеи не нашли поддержки в Дагестане, оба они были убиты в Дагестане. В дальнейшем шла тихая полоса, то есть суфизм ничем значительным не выделялся. Здесь следует отметить факт, что, начиная с 12-го века по 18 век широкое распространение в Дагестане имели работы ученого мистика аль-Мухаммеда, потом распространился в Нагорном Дагестане. Причем линия тариката вытеснила ту традиционную, которая была до него, то есть линию Мухаммада Яракского.

Как говорил Мухаммад Яракский, истинные мусульмане не могут жить под властью неверных. И, соответственно, мюридизм стал идеологической основой сопротивления царизму, сопротивления внешнему врагу, который в лице дагестанцев представлял собой царское правительство.

Магомед Мусаев: Можно сказать, что все-таки Шамиль, Ганзат-бек, они где-то приспособили тарикат к конкретным кавказским условиям?

Шамиль Шейхалиев: Что касается этих первых трех имамов, то, конечно, в источниках есть, что Ганзи Мохаммад, и Шамиль, они были учениками Джамалтина, в некоторых источниках их именуют шейхами, но больше они все-таки были не суфистскими шейхами в полном значении этого слова, а были они предводителями, амирами. И поэтому нельзя сказать, что у них ритуальная практика, сторона самосовершенствования человека, что это превалировало над внешними проявлениями. То есть, я имею в виду, они были прежде всего воинами, а потом уже суфиями.

Магомед Мусаев: Период имама Шамиля была какая-то проблема общения горцев между собой?

Шамиль Шейхалиев: Вряд ли. Во многих источниках посмотреть, даже в литературе. У того же Льва Толстого «Хаджи-Мурат», посмотрите его другие произведения, там его герои, например, изъясняются на кумыкском языке, встречаются фразы на кумыкском языке. Многие горцы знали кумыкский язык и языковых преград не существовало.

Олег Кусов: Из Дагестана ислам стал проникать в другие районы Северного Кавказа. Адыги, карачаево-балкарские народы приняли ислам гораздо позже дагестанцев. И уже в конце 20-го века на Северный Кавказ пришел радикальный ислам, который в России сегодня называют ваххабизмом. И в этом случае первенство принадлежит дагестанцам. Первые общины так называемого ваххабизма появились в горах Дагестана.

Противостояние между тарикатом и ваххабизмом нужно решать не военными методами, а нужно придти к общему принципу. Нужно совместно что-то хорошее извлечь из этого, нужно сесть за стол переговоров, как я считаю. А такими военными методами ваххабизм не искоренить.

Олег Кусов: Дагестанские богословы, приверженцы классического ислама, тариката, против применения силы в отношении мусульманских радикалов. Но в то же время те богословы в республике, которые не принадлежат к лояльному власти духовному управлению мусульман, фактически лишены возможности обсуждать духовные проблемы в местных средствах массовой информации.

Олег Кусов: Суфизм мог бы стать для Дагестана объединяющим людей религиозным течением.

Шамиль Шейхалиев: Если уделять больше внимания распространению суфизма, традиционного для Дагестана, это, естественно, сняло бы многие вопросы. Это все-таки противоречие идеологии, совершенно разный подход, совершенно разные идеи. В частности, ваххабиты критикуют суфизм как таковой. Они считают, что поклоняться нужно только Аллаху, что никто не достоин больше поклонения. Нельзя возвеличивать людей, потому что все люди равные. В чем-то их принципы верны, но тут же нельзя отрицать многие проявления суфизма, я имею в виду классического суфизма, не то, как его понимают многие неграмотные или полуграмотные мусульмане, а я имею в виду классический суфизм. Суфизм, он не призывает к многобожию, это духовная работа над самосовершенствованием человека. В частности, эти две линии в Дагестане, шейхи этих двух линий нахшибанди, шейхи первой лини утверждают, что в суфизм можно войти только после того, как человек полностью следует всем заповедям шариата, всем требованиям шариата. Человек должен быть чистым мусульманином, только после этого, если есть желание самосовершенствоваться, если есть желание стать чище, только после этого желающие могут войти в тарикат, стать суфием. Другая линия предупреждает, что необязательно следовать всем предписаниям шариата, любой мусульманин обязан иметь мюршида. Потому что, если у человека не бывает мюршида, как они утверждают, им руководит шайтан и может сбить с правильного пути.

Источник

Исламские течения и их отличия

Нижеприведенную статью я написал для всех тех, кто хочет узнать, какие бывают течения в исламе и чем они друг от друга отличаются. Она предназначена для широкого круга читателей. Статья не претендует на научную работу. Это разрозненная информация, собранная с разных ресурсов. В частности, с Википедии и Исламской энциклопедии (http://islamist.ru/).

Маликитский мазхаб.
Распространение: Северная Африка.
Источники права: 1. Коран. 2. Сунна. 3. «Деяния мединцев». 4. Фетвы[3] сподвижников. 5. Кыяс (суждение по аналогии), истислах (независимое суждение ради пользы). 6. Садд уз-Зарайи: какое-либо действие или вещь, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред, должны быть запрещены.

Шафиитский мазхаб.
Распространение: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария.
Источники права: 1. Коран и Сунна как единое откровение. 2. Иджма[4] как дополнение к Корану и Сунне, если в первых нет полной ясности. 3. Кыяс используется только для выбора нужного материала из предыдущих источников. Истихсан[5] полностью отвергается. 4. Принцип выведения правового решения на основе свободного суждения о его общественной пользе или на основе норм обычая (урф).

Ханафитский мазхаб.
Распространение: Адыгея, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Крым, Татарстан, часть Дагестана и др.
Источники права: 1. Коран. 2. Сунна (при тщательном отборе хадисов). 3 Иджма сахаба[6] – единодушное мнение сподвижников пророка. 4. Индивидуальные мнения сподвижников пророка. 5 Кыяс (суждение по аналогии). 6. Истихсан (предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной ситуации решения. 7. Урф (местный обычай).

Ханбалитский мазхаб.
Распространение: Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Оман.
Источники права: 1. Коран и Сунна. 2. Правовые решения (фетвы) сподвижников пророка. 3. Мнения мурсал и хадисы-даиф. 4. Кыяс и истисхал[7]. 5. Иджма. 6. Истисхаб[8].

Несмотря на то, что основа исламского законодательства – Коран, между мазхабами существуют некоторые разногласия по второстепенным вопросам. Разногласия касаются второго по важности источника исламского права – хадисов. Например, в ханафитском, шафиитском и ханбалитском мазхабах запрещено есть мясо вороны, тогда как в маликитском – разрешено. В ханафитском и ханбалитском мазхабах женщине запрещается отправляться в хадж без мужа, а в других – разрешается. И так далее.

Ваххабизм.
Религиозно-политическое движение в исламе. Сами они себя называют «салафия». Это направление в исламе, появившееся в XVIII веке по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Он выступил с призывом вернуться к чистоте первоначального ислама. Он подверг суровому осуждению народные религиозные представления и практики, например, такие как культ святых и паломничество к их могилам. Подробности по данной теме можно прочесть здесь: Есть информация, что ваххабизм создали англичане, чтобы уничтожить Османскую империю изнутри.
Ваххабизм можно разделить на умеренный и радикальный. Радикальные формы выражаются в объявлении джихада неверным, шахидстве и совершении терактов. Хотя представители этого направления отрицают строгое следование определенному мазхабу, небольшая его часть относится к ханбалитскому мазхабу. Среди людей сложилось ошибочное мнение, что если человек чаще выполняет какие-то религиозные обряды, то он ваххабит. А на деле этот человек просто проявляет свою религиозность.
Основные отличия ваххабизма:
— строгое соблюдение принципа таухида (единобожия);
— критика всеобщего таклида – слепого следования какому-либо одному мазхабу;
— признание понимания саляфов как единственно правильного в толковании атрибутов и имен Аллаха;
— вера в то, что грех человека выводит его из религии;
— считают макрухом (нежелательным и порицаемым) отмечать день рождения пророка Мухаммеда;
— отрицают необходимость духовенства;
— отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком.
Ваххабиты являются противниками паломничества к могилам исламских праведников. Не приемлют суфизм. Протестуют против всех последующих инноваций (после трех поколений последователей пророка), считая их привнесенными извне.

Суфизм.
Суфизм – эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность. Его принципы могут разделять как сунниты, так и шииты.
Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, очищении сердца от всего наносного, но на практике он зачастую подразумевает существование организаций-орденов (тарикатов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности.
Первыми суфиями считают аскетов, живших в Ираке и Сирии в конце 8 – начале 9 вв., которые стремились постичь «тайный» смысл коранического откровения, участвовали в бдениях, принимали обеты, соблюдали дополнительные посты. Им было свойственно эсхатологическое отношение к жизни: равнодушие к богатству и лишениям, отказ от социальной активности.
Отличительные признаки суфиев:
— почитание умерших учителей;
— возведение мавзолеев умершим;
— молитвы на могилах умерших;
— экстатические пляски суфиев;
— концепция растворения суфия в Боге.

Шииты-двунадесятники (иснашариты, итнашариты, итхнашариты, имамиты).
Преобладающее направление в шиизме.
Распространение: Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак и Ливан.
Признают своими духовными руководителями 12 имамов из рода Али ибн Абу Талиба. По преданию, Аллах почитал Али за равного Мухаммеду. Ангел Джабраил перепутал Мухаммеда с Али, так как они были похожи.
Иснашариты убеждены, что все аяты Корана (и хадисы) имеют явные, так и тайные смыслы. Тайные смыслы пророк Мухаммед передал членам своей семьи.
Кроме того:
— верят в непогрешимость 12-ти имамов;
— повеления имамов расцениваются как повеление Аллаха;
— толкование Корана ведомо только 12-ти имамам;
— отвергают хадисы сподвижников пророка Мухаммеда.

Исмаилиты (семеричники).
Совокупность религиозных движений в шиитской ветви, восходящих к концу VIII века. Название свое получили от имени сына шестого имама Джаффара ас-Сидика – Исмаила, которого отец лишил законного наследования имамата.
Распространение: Индия, Пакистан, Афганистан, Таджикистан, Танзания, Кения, страны Персидского залива, Иран, Ливан, Сирия.
Численность: около 15-20 млн. человек.
Исмаилиты верят, что Исмаил – седьмой «скрытый» имам, который в нужный момент объявится как мессия-Махди. Некоторые исмаилиты считают, что седьмым имамом следует считать сына Исмаила – Мухаммеда.
Согласно одной из философско-теологических догм, Аллах время от времени вселял свою сущность в пророков (пророки-натики, т.е. «проповедники»): Адама, Ноя, Авраама, Иисуса и Мухаммеда. Их сопровождали «самиты (т. е. толкователи проповеди пророков). При Моисее это был Аарон, при Иисусе – Петр, при Мухаммеде – Али.
Между появлениями пророков-натиков миром последовательно правят семь имамов. Возвращение последнего, седьмого пророка-натика – Мухаммеда, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после чего в мире воцарится божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам.
Подробности по ссылке: http://chakhma.narod.ru/badakhshan/ismaili.htm.

Алавиты.
Ветвь крайних шиитов. Возникла в IX веке. Название связано с обожествлением Али ибн Абу Талиба.
Распространение: Сирия, Турция, Ливан, Израиль.
Численность: около 3,7 млн. человек.
Эта некая смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований. Алавиты считают Али богом, а Мухаммеда – его посланником. Есть не вполне достоверные данные, что главная священная книга алавитов – «Китаб аль-Маджму, которая содержит 16 сур и является подражанием Корану. Согласно некоторым специалистам, основа вероучения – представление о «Вечной Троице»: Али, Мухаммед и Салман аль-Фарси (сподвижник пророка). Почитают Фатиму, дочь пророка, и супругу Али – как бесполое существо из света аль-Фатир.
По мнению алавитов, Бог являлся в образе человека семь раз: Адам, Нух, Якуб, Муса, Сулейман, Иса и Мухаммед. Все это – воплощение Али. Почитают также Ису, христианских апостолов и ряд святых. Празднуют Рождество и Пасху. На богослужениях читают Евангелие и причащаются вином. Используют христианские имена.
Алавиты верят в переселение душ. Намаз они совершают два раза в день. Ритуальное омовение вообще отсутствует. Пост же длится полмесяца. Отменены многие исламские запреты, включая запрет алкоголя.
Существуют 4 основные конфессиональные организации: поклоняющиеся Луне, Солнцу, утренней и вечерней заре. Поклонники Солнца полагают, что Али произошел из сердца Солнца, а поклонники света, что он произошел из глаза Солнца. Другие отождествляют его с Луной.

Алевиты.
Субэтническая, религиозная и культурная община.
Распространение: Турция, Албания, Болгария.
Численность: 3-25 млн. человек.
Поскольку алевиты вынуждены скрывать свою веру и про свои взгляды рассказывают с неохотой, информация про них достаточно скудная. Теории происхождения алевитов спорны. Многие алевиты считают, что их традиции восходят к первоначальному исламу и двенадцати имамам. Другие видят алевизм как вид шиитской теологии. Третьи указывают на православное влияние.
Ключевые принципы алевитов включают:
— любовь и уважение ко всем людям;
— уважение к другим религиям и этническим группам;
— уважение к рабочим людям.
Как и шииты, они почитают Али и двенадцать имамов. У них отсутствует традиция посещения мечетей и поста в месяц Рамадан. Место религиозного поклонения – джемы – специальные дома. Церемония состоит из музыки и танцев, символизирующих очищение и единение с Богом. Мужчины и женщины равноправны и молятся вместе. В своих ритуалах используют курдский и турецкий языки. Намаз и пост строго не соблюдают.

Друзы.
Этноконфессиональная группа арабов. Ответвление исмаилитов.
Распространение: Сирия, Ливан, Израиль, Иордания.
Численность: 1,5 млн. человек.
Ветвь возникла в IX веке под влиянием проповедников-сторонников египетского правителя Хакеми.
Друзом становится тот, кто придерживается своей традиционной религии и чей отец и мать – друзы. Друзов возглавляют уккаль (умные, знающие), которые руководят массой верующих. Высшие духовные авторитеты – аджавид – совершенные.
Друзы верят в переселение душ. Для души определены понятия, близкие к пониманию кармы. Молитва может быть заменена медитацией и не является обязательной. Пост заменен периодами молчания и воспринимается как воздержание от открытия истины непосвященным. Милостыня (закят) не регламентирована и воспринимается как взаимопомощь. Отмечают только два праздника: праздник жертвоприношения и траурный день Ашура.

Ахл-е Хакк (ярсан, Али-Илахи).
Ветвь крайне шиитского мистико-гностического толка. Появились в конце XIV в.
Распространение: Иран, Ирак, Турция.
Численность: 1-2,2 млн. человек.
Верят в семь последовательных воплощений Божества в людях. При этом вторым воплощением божества после Аллаха признается Али ибн Абу Талиб. Ахл-е Хакк верят в перевоплощение, в ходе которого люди получают воздаяние за свои поступки. Ожидают скорого пришествия «обновителя мира», «владыки эпохи». Считают, что спасение достигается через самосовершенствование под руководством духовного наставника. Единой священной книги у них нет.

В шиизме существует джафаритский мазхаб, которому следуют шииты-двунадесятники. Есть два направления в джафаритском фикхе – усулитский и ахбаритский. Источников права в усулитском направлении четыре – Коран, Сунна, иджма (согласованное мнение джафаитских правоведов и акл (разум). Источников права ахбаритского направления два – Коран и Сунна.

Третье течение в исламе, возникшее после Сиффинской битвы[10] 657 года, в период смуты между мусульманами. Религиозные взгляды хариджитов в основном совпадают со взглядами суннитов. На сегодняшний день последователями хариджизма являются ибадиты.

Ибадиты.
Распространение: Оман, Алжир, Тунис, Ливия.
Численность: более 1 млн. человек.
Сами себя хариджитами не считают. Вели борьбу против халифата. Создали свои имаматы.
Имамом по мнению ибадитов может быть любой мусульманин. Допускают существование одновременно нескольких имамов в разных частях мусульманского мира, которых избирал совет шейхов тайным голосованием. Признают только двух первых халифов – Абу-Бакра и Умара. Коран считают сотворенным. Но некоторые разделяют мнение суннитов об извечности Корана. Согласно их учению, мусульмане не увидят Бога в Раю, так как он не ограничен ни пространством, ни временем. Кто попадет в Ад, тот будет находиться там вечно. Имеют свои собственные хадисы. Большинство соответствуют суннитским. Но численность ибадитских – меньше.

И, наконец, последнее исламское течение – кораниты. Считается, что происхождение свое ведут со времен правления Аббасидов. Представитель мутазилитской школы калама[11] – юрист и богослов Ибрахим ан-Наззам критически относился к авторитету хадисов и отвергал «единогласие» (иджма) ученых-богословов своего периода.
Данных о численности и распространении этого течения мне найти не удалось. Известно, что основателем современного коранизма был Аслам Джайраджпури – индийский профессор арабского языка. Он оказал большое влияние на Гулам Ахмеда Первеза, известного пакистанского ученого, который считал себя учеником и другом Аслама.
Кораниты считают Коран единственным источником мусульманского права. Среди кораниов существуют разные подходы к ритуальной практике, в частности к ежедневным молитвам, а также к толкованию сур.
Основные отличия:
— отрицание необходимости хиджаба у женщин или бороды у мужчин;
— возможность участия женщин в литургической практике в качестве имамов;
— допущение многоженства только при условии усыновления сирот;
— выступления против необходимости Хаджа;
— ненужность обрезания.

Идейные течения.
Кадариты – приверженцы одного из исламских мировоззренческих учений, которые придерживались мнения о том, что человек абсолютно свободен в своих помыслах и совершенных поступках, и Бог не принимает в этом участия.
Джабариты – в противоположность кадаритам – признавали Аллаха единственным подлинным действователем, причиной всех происходящих в мире действий, в том числе исходящих от людей.
Ашариты – представители одного из направлений мусульманской теологии. Ашариты признавали извечное существование некоторых божественных атрибутов, отрицали сотворенность Корана, признавали возможность лицезрения праведниками Бога в потустороннем мире.
Муджассимиты – в исламе общее название последователей различных мировоззренческих школ, представлявших Аллаха в телесном виде.
Мутазилиты – представители первого крупного направления в мусульманском учении свободомыслия. Исповедовали пять принципов: 1. Справедливость Аллаха выражаться в свободе человеческой воли. 2. Строгое единобожие отрицает наличие божественных атрибутов. 3. Если Бог дарует покорным рай и отправляет грешников в ад, то, следовательно, ничто и никто не может изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния. 4. Мусульманин, совершивший тяжкий грех, находится в «промежуточном состоянии» между верующим и неверующим. 5. Мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом.
Мурджииты – общее название приверженцев различных исламских мировоззренческих школ. Считают, что грех человека не имеет отношения к его вере, и не наносит ей вреда. Мурджиизм противопоставлялся хариджизму.
Матуридизм – школа вероубеждения, одна из суннитских школ калама. Наряду с аятами Корана и достоверными хадисами, использовали «доводы разума». Считали, что Аллах претворяет в жизнь то, что исходит от выбора самого человека, то есть человек сам совершает поступок, но при помощи Божьей силы. В отличие от мутазилитов, признают, что праведники могут увидеть Аллаха в Раю. Коран считают несотворенным Божьим словом. Убеждены, что даже не покаявшийся за свои грехи мусульманин не останется в аду навечно.

Гулат – термин, которым обозначается ряд сект в исламе, объединяемых верой в то, что потомки пророка Мухаммеда по линии Али ибн Абу Талиба – шиитские имамы – обладают качествами божественности.
Виды сект (гулаг):
— Алавиты – верят в троицу айн-мим-син, первые буквы от имен Али, Мухаммеда и Салама аль-Фарси.
— Алевиты – верят, что Али был представителем Бога, а не Мухаммед.
— Базигиты – верили, что шестой имам Джафар аль-Садык был богом, а все предшествующие имамы были его посланниками.
— Гурабиты – верили, что Али был внешне похож на Мухаммеда, поэтому Джабаил ошибочно предоставил пророчество Мухаммеду.
— Жамийты – верили, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.
— Кайсаниты – верили в имамат, который после смерти Хусейна ибн Али перешел на Абу аль-Касима Мухаммеда ибн Ханафия; после его смерти распались на несколько мелких групп.
— Яфуриты – верили, что некий Муаммар из Куфы был богом.

Следует отметить, что это далеко не исчерпывающий список всех течений. Я привел лишь основные, и те, что доступны в интернете. Надеюсь, информация окажется полезной для того, чтобы получить хотя бы поверхностное представление о том, насколько многочисленны и разнообразны течения в исламе, насколько о многолик.

[1] Хадис – предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины.
[2] Акида – мусульманское вероубеждение, форма раскрытия имана, «символ веры».
[3] Фетва – в шариате (фикхе) правовая позиция или решение по какому-либо общественному, политическому или правовому вопросу, выносимое муджтахидом, улемом, муфтием, факихом или алимом (или уполномоченным государственным органом из улемов), основываемое на принципах толкования шариата (фикха) и на прецедентах мусульманской юридической практики, исходя из иджмы как одного из корней фикха.
[4] Иджма – согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу.
[5] Истисхан – в фикхе – вынесение религиозного постановления, ведущего к отказу от решения по аналогии.
[6] Сахаб – сподвижники пророка Мухаммеда, которые виделись с ним и уверовали в него, то есть стали мусульманами (до конца своей жизни).
[7] Истислах – в исламском праве – метод выведения фетвы на основе свободного суждения о полезности его для всего общества в тех случаях, когда невозможно вывести предписание из основных источников исламского права.
[8] Истисхаб – исламский рационалистический принцип извлечения правового решения, согласно которому «любые изменения не считаются наступившими, пока не обнаружатся ясные признаки этих изменений».
[9] Алиды – потомки Али ибн Абу Талиба.
[10] Сиффинская битва – сражение между армиями халифа Али и армией сирийского правителя Муавии.
[11] Калам – в средневековой мусульманской литературе: всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *