какое такси принадлежит сбербанку
К чему приложил руку «Сбер»: Okko, DocDoc, «Ситимобил», «Беру» и ещё больше двух десятков интернет-сервисов Статьи редакции
Коротко о крупных компаниях и сервисах, связанных со «Сбербанком».
В декабре 2018 года зампред правления «Сбербанка» Лев Хасис рассказал, что компания планирует построить экосистему вокруг «Сбербанка», объединяющую банковские услуги и нефинансовые сервисы. Это подтвердил Герман Греф в мае 2019 года при выдвижении на новый срок — по его словам, к 2024 году «Сбербанк» намерен построить рабочую цифровую экосистему.
Для этого банк объединяется с крупными компаниями и покупает более мелкие, создает совместные предприятия и планирует объединить все доступные «Сбербанку» сервисы под общим названием «Сбер». На развитие экосистемы «Сбербанк» уже потратил 60 млрд рублей.
В 2018 году «Яндекс.Маркет» и «Сбербанк» закрыли сделку по совместному предприятию для создания маркетплейса, компании получили равные доли в проекте, по 45%, а ещё 10% отошло менеджменту компании. По словам Германа Грефа, цель партнерства — построить «российский Amazon».
В рамках совместного предприятия были запущены интернет-магазины «Беру» и Bringly и продолжается развитие сервиса поиска товаров и сравнения цен «Яндекс.Маркет».
23 апреля 2019 года «Сбербанк» и Rambler Group объявили о сделке: банк купит 46,5% онлайн-бизнеса холдинга, а digital-продукты и сервисы Rambler будут интегрированы в экосистему банка. В результате сделки «Сбербанк» получит доступ к:
25 июля «Сбербанк» и Mail.ru Group договорились о создании совместного предприятия на базе «Ситимобила» и Delivery Club. Партнеры получат по 50% в СП, они планируют инвестировать деньги и активы на общую сумму до 64 млрд рублей, если за год после сделки компания достигнет нужных показателей.
В новое предприятие войдет 100% Delivery Club, доля Mail.ru Group в «Ситимобиле» (22,69%) и 35%-доля «Сбербанка» в «Фудплексе». До закрытия сделки Mail.ru Group обеспечит консолидацию на СП доли в размере не менее 75% акций «Ситимобил».
Оценка стоимости СП при достижении целевых показателей может превысить 100 млрд рублей.
Цифровая платформа для ресторанов. Учредителями стали «Сбербанк» (35%), «Рамблер» (30%), инвестиционный фонд GHP Group (15%) и основатели компании UCS Григорий Гуревич и Евгений Малахов (по 10%). В проект входят сервис рекомендаций от пользователей «Афиша.Рестораны», с помощью которого с 2015 года можно забронировать столик, программа для управления ресторанами от UCS, 50% которой принадлежит Rambler&Co, а также система для платежей по счёту без официанта и безналичных чаевых Plazius от «Сбербанка».
Российская система распознавания лиц. В 2017 году «Сбербанк» приобрел 25,07% компании, технологии используются для биометрической платформы «Сбербанка» для идентификации клиентов банка.
Сервис заказа такси Ситимобил
Ситимобил — один из ведущих агрегаторов такси, вышедший на рынок Москвы в 2007 году. Сервис предлагает быструю подачу и круглосуточную поддержку, услугу по доставке, возможность запланировать поездку и вызвать одновременно несколько автомобилей. Ситимобил — один из самых быстрорастущих игроков на рынке мобильности, который постоянно расширяет географию присутствия и повышает узнаваемость бренда: за 6 месяцев были сервис был запущен в 14 городах-миллионниках. Быстрая скорость роста позволила компании стать вторым игроком на большинстве рынков присутствия. К началу 2020 года Ситимобил работает в городах от Спб до Красноярска, доступ к услугам компании имеют 40% населения РФ.
Направление в рамках экосистемы
Год вхождения в экосистему
Доля Сбера в холдинге
Ситимобил в цифрах
рынка в городах присутствия
поездок в пиковые дни
Синергии в рамках экосистемы
Совместные проекты в дистрибуции и маркетинге:
Планы развития на 2021-2023
Запуск в новых городах, в том числе — экспансия в города 500К+ и потенциально СНГ
Повышение узнаваемости бренда в регионах
Значительное увеличение числа ежедневных поездок и увеличение доли рынка (>50% на отдельных рынках)
Дальнейшая интеграция в систему городской мобильности, расширение доступных транспортных модальностей за пределы такси
Фокус на качестве клиентского сервиса и долгосрочных партнерских отношениях с водителями
Дальнейшее сотрудничество с другими проектами экосистемы в рамках развития платформы Online-to-Offline
Одним кодом: через Сбербанк ID можно будет заказать еду и такси
Сбербанк запускает единую систему авторизации для совместных с Mail.ru и Rambler Group сервисов. К ней уже подключен онлайн-кинотеатр Okko, а до 2 декабря присоединятся Delivery Club и агрегатор такси «Ситимобил». Об этом «Известиям» сообщили в банке. Информацию подтвердили в «Ситимобил» и Okko. Подключение партнеров к единой системе авторизации –– это один из шагов Сбербанка по созданию технологической экосистемы наподобие китайского WeChat. Однако полностью повторить эту схему не получится, так как на российском рынке уже действует несколько таких платформ, конкурирующих между собой, говорят эксперты.
Дружная семья
В середине этого года Сбербанк и Mail.ru Group объявили о планах по созданию совместного предприятия, куда войдут Delivery Club и «Ситимобил». А в конце лета кредитная организация купила 46,5% в Rambler Group, куда входит онлайн-кинотеатр Okko. Теперь Сбербанк запускает единую систему авторизации для совместных с Mail.ru и Rambler Group сервисов.
Как рассказали «Известиям» в кредитной организации, к единой системе авторизации Сбербанк ID уже подключен онлайн-кинотеатр Okko, а до 2 декабря к ней присоединятся Delivery Club и агрегатор такси «Ситимобил». В «Ситимобил» и Okko подтвердили информацию.
Сейчас к Сбербанк ID уже подключены сервис телемедицины DocDoc, мобильный оператор «СберМобайл», маркетплейс «Беру!» (с «Яндексом») и несколько других платформ, как принадлежащих Сбербанку, так и являющихся его партнерами.
Сбербанк ID позволяет пользователям не запоминать многочисленные логины и пароли для различных сервисов. При регистрации на новом ресурсе, подключенном к системе, форма будет заполняться автоматически. Это упростит использование ресурсов и сэкономит время клиентов.
Как пояснили «Известиям» в Сбербанке, ID формируется автоматически для всех пользователей мобильного приложения, которых сейчас около 58 млн человек. Для авторизации на сайте партнера нужно запустить QR-сканер на главной странице мобильного приложения «Сбербанк Онлайн», навести камеру на QR-код на сайте и подтвердить вход. Войти можно также по логину и паролю, которые остаются на стороне банка и не передаются партнерам, — это делает сервис не только удобным и быстрым, но и безопасным, отметили в кредитной организации.
Интеграция со Сбербанк ID создает возможность пользователям «циркулировать» внутри созданной экосистемы, считает аналитик «Финама» Леонид Делицын. Для того чтобы переходить от одного партнерского сервиса к другому, набирать каждый раз логин и пароль не придется. По его словам, конкурировать с Google, Apple и Facebook могут только такие же конгломераты, и Mail.ru Group в этом смысле подходящий партнер для проекта Сбербанк ID. Холдинг контролирует две крупные российские социальные сети –– «Одноклассники» и «ВКонтакте», а также сервисы по доставке еды, такси и другие.
Не один в поле воин
Еще в 2018 году глава Сбербанка Герман Греф говорил, что банк стоил бы в разы дороже, если бы превратился в IT-компанию.
Сегодня Сбербанк по сути является уже не просто банком, но представляет собой достаточно большую экосистему. За этот год кредитная организация скупала всё подряд –– от IT-компаний до студии по созданию мультфильмов. Недавно глава ЦБ Эльвира Набиуллина раскритиковала Германа Грефа за то, что Сбербанк приобретает слишком много технологических компаний. Это приводит к тому, что на рынке остается мало независимых игроков.
Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин напомнил, что похожие экосистемы, объединяющие множество сервисов, формируют также «Яндекс», Mail.ru Group, МТС и «Тинькофф». Каждая из экосистем базируется на том или ином сервисе, имеющем большое количество пользователей: у Сбербанка это банковские услуги, у Mail.ru Group –– социальные сети, у МТС –– мобильная связь.
Эксперт считает, что следующим этапом создания экосистемы Сбербанка могут стать программы лояльности, кешбэк-сервисы и единые подписки. У Mail.ru Group, например, уже действует подписка Combo, а у «Яндекса» –– «Яндекс.Плюс». Сергей Либин предположил, что Сбербанк стремится создать аналог китайского WeChat, объединяющего большое количество сервисов, в том числе мессенджер, что позволяет клиентам практически не выходить за пределы экосистемы. При этом стать единой и всеобъемлющей платформой у Сбербанка не получится, так как уже существуют конкурирующие экосистемы –– например, «Яндекса», добавил он.
На этой неделе Mail.ru Group также объявил о запуске собственной системы авторизации Mail ID. Зарегистрировать единый идентификатор можно будет с помощью телефона или любой электронной почты. В будущем станет доступно создание Mail ID через аккаунт в соцсети «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». При этом клиенты, которые ранее уже зарегистрировались в отдельных продуктах, смогут продолжить использовать свои учетные записи.
В пресс-службе МТС «Известиям» сказали, что компания сейчас также тестирует МТС ID –– идентификатор пользователя, позволяющий клиенту получить доступ ко всем продуктам оператора, в том числе сервисам, не связанным с телекоммуникационными услугами. В компании добавили, что ориентированы на создание на базе основного телекоммуникационного бизнеса продуктовой экосистемы с бесшовным переходом между сервисами, то есть без дополнительной авторизации. Одним из ключевых инструментов как раз и станет МТС ID.
Аналог ID есть и у «Яндекса» –– «Яндекс.Паспорт». С его помощью можно заходить на все сервисы компании. Он также позволяет хранить персональные данные, такие как предпочитаемые адреса для доставки и номера банковских карт для подписки. Чтобы защитить свой аккаунт от взлома или кражи, пользователь может привязать к нему номер телефона или включить двухфакторную аутентификацию. Также есть возможность входа по QR-коду –– вообще без ввода пароля, рассказали в компании.
Финансовые инвесторы продали доли в сервисе такси «Ситимобил»
Совладельцы сервиса онлайн-заказа такси «Ситимобил» завершили формирование структуры собственников, сообщил Forbes источник в компании. По данным на 5 февраля, компания «О2О Холдинг», принадлежащая Сбербанку и Mail.ru Group контролировала 95,4% долей ООО «Сити-мобил» (развивает одноименное мобильное приложение для заказа такси), следует из базы «СПАРК-Интерфакс». Оставшиеся доли распределены между гендиректором «Ситимобил» Арамом Аракеляном (около 2%) и подконтрольной «Мегафону» компанией АО «Мегалабс» (2,6%).
Из капитала «Ситимобил» вышли WSFIS Global Opportunities Fund Ltd (WSFIS) и Владислав Абрамян, следует из данных «СПАРК-Интерфакс». Ранее, по состоянию на 27 ноября, WSFIS контролировал 12% «Ситимобил», Абрамян — 5,1% сервиса.
Как пояснил Forbes собеседник в «Ситимобил», сделки по выкупу долей WSFIS и Владислава Абрамяна прошли «на стыке 2019 и 2020 годов». «Чисто финансовые инвесторы вышли из проекта», — уточнил он, не раскрыв суммы сделки. Представитель «Ситимобил» Георгий Лобушкин отказался от комментариев.
О намерении увеличить долю в «Ситимобил» до 95% к концу первого квартала Сбербанк и Mail.ru Group сообщали в декабре, объявляя о закрытии сделки по созданию совместного предприятия. «Ситимобил» вошел в СП Сбербанка и Mail.ru Group вместе с сервисом заказа еды из ресторанов Delivery Club, каршерингом YouDrive, платформой общепита SberFood, сервисом доставки еды «Сбермаркет» и другими активами.
20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes
20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes
Кому принадлежит все, что мы любим? Три экосистемы захватили интернет-сервисы в России
«Яндекс»
«Яндекс» – одна из крупнейших российских IT-компаний, владеющая одноименной системой поиска, интернет-порталами и сервисами. Согласно рейтингу Alexa.com, сайт yandex.ru по популярности занимает 56-е место в мире и 4-е — в России.
Поисковая система была зарегистрирована в 1997 году, а отдельной компанией «Яндекс» стал в 2000-м. За 20 лет он скупил десятки других компаний. Часть из них легла в основу сервисов самого «Яндекса», другая — осталась самостоятельными проектами.
Первое слияние произошло в 2000 году. «Яндекс» купил сервис электронной торговли DZ Online и сделал из него помощника в поиске товаров «Яндекс.Гуру». Через два года компания приобрела еще один каталог товаров «Подбери.Ру» и объединила все проекты, связанные с электронной коммерцией, в том числе «Гуру», в один сервис – «Яндекс.Маркет».
По такому принципу «Яндекс» действовал и дальше. Он скупал специализирующиеся на чем-то сервисы и делал из них свои. Так появились «Яндекс.Карты», «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еда» и другие. В 2013 году компания купила «КиноПоиск». На следующий год «Яндекс» приобрел крупнейшую в России площадку про автомобили Auto.ru. А в 2018-м решил, что ему нужен агрегатор скидок «Едадил». В этом же году интернет-компания закрыла сделку по объединению «Яндекс.Такси» и Uber. А также создала совместное предприятие со Сбербанком, в которое вошли «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет».
В апреле 2019 года компания объявила о запуске собственной чат-платформы, с помощью которой можно отвечать на сообщения пользователей, приходящие из виджетов на сайте, чата на «Поиске» или «Алисы». 18 сентября того же года «Яндекс» сообщил о покупке сервиса бронирования ресторанов и услуг Bookform и интегрировал его в «Яндекс.Карты».
В июне 2020 года «Яндекс» и Сбербанк решили разорвать сотрудничество. Банк выкупил долю платежной системы «Яндекс.Деньги», а «Яндекс» выкупил «Яндекс.Маркет». Также в совместное предприятие с кредитной организацией входил маркетплейс «Беру». С октября 2020 года он вошел в «Яндекс.Маркет».
Первый зампред правления кредитной организации Лев Хасис объяснил развод с интернет-компанией нарастающей конкуренцией между экосистемами банка и «Яндекса».
Сбербанк
Сбербанк не хотел быть только кредитной организацией и начал активно работать над строительством экосистемы сервисов с 2018 года. Тогда банк основал совместное предприятие с Rambler Group, а потом купил 46,5% интернет-бизнеса компании. После этой сделки Сбербанк получил доступ к онлайн-кинотеатру Okko, поисковику и почтовому сервису Rambler.ru, изданиям «Газета.ru», «Лента.ру», информационному агентству RNS, развлекательному изданию «Афиша», спортивному изданию «Чемпионат.com» и сервису по онлайн-продаже билетов Rambler.Касса.
В апреле 2019 года банк приобрел 100% группы компаний, управляющих сервисом поиска работы и подбора персонала «Работа.ру». В этом же году кредитная организация создала совместное предприятие с Mail.ru Group, чтобы доставлять еду и развивать такси. Mail.ru Group внесла в компанию долю в сервисе доставки еды Delivery Club и «Ситимобиле», а также инвестиции в других проектах: каршеринге YouDrive, автоматах с едой DC Daily и доставке готовых блюд Performance Group. Позже Сбербанк купил 36% в АО «МФ Технологии», контролирующем 58,3% голосующих акций Mail.ru Group.
В июне 2020 года Сбербанк сообщил о покупке контрольной доли Rambler Group и 2ГИС. А в июле банк купил 80% ООО «Союзмультфильм» (дочернее предприятие ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм»). Кредитная организация собиралась сотрудничать в создании детской анимации и проектах киностудии для дошкольников, школьников и семейной аудитории.
Недавно Сбербанк объявил о ребрендинге и превращении в экосистему «Сбер». Туда вошла большая часть сервисов и компаний из совместных предприятий.
Сбербанк превратился в экосистему Сбер. Офисы-кофейни, ТВ-приставка и еще 8 нововведений
Mail.ru Group
После сделок со Сбербанком 36% акций Mail.Ru Group принадлежат кредитной организации, 45% «Мегафону», 10% «Ростеху» и еще 9% USM Holdings.
Mail.ru последовательно расширял пул проектов под собственным брендом, как и «Яндекс». В 2004 году появилась служба поиска по объявлениям о продаже и аренде жилой недвижимости «Недвижимость Mail.ru», в 2005 году открыли сайт о городских событиях и досуге «Афиша Mail.ru», проект для женщин «Леди Mail.ru» и автомобильный раздел «Авто Mail.ru». Также компания не забывала о сторонних проектах и расширении. Она постепенно с 2010 года наращивала свою долю в соцсети «ВКонтакте» и в 2014 году полностью купила ее акции.
Кроме того, Mail.ru Group открыла с 2012 по 2017 год несколько образовательных проектов. Программы представляют собой дополнительное IT-образование в пяти ведущих технических вузах России: Технопарк Mail.ru в МГТУ им. Н. Э. Баумана, Техносфера Mail.ru (ВМК МГУ), Технотрек Mail.ru (МФТИ), Технополис Mail.ru (СПбПУ) и Техноатом Mail.ru (МИФИ).
Также Mail.Ru Group активно скупала сервис мобильных и компьютерных игр. А в 2019 году компания запустила платформу MY.GAMES Store, которая должна была стать российским аналогом Steam.
В 2019 году Alibaba, Mail.ru Group, «Мегафон» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) объявили, что создали совместную компанию в сфере электронной коммерции – AliExpress Russia. Mail.ru Group получила 15% в компании, внеся в СП свою площадку Pandao.
В том же году компания приобрела сервис для поиска работы Worki. Компания планировала интегрировать его с другими проектами, в том числе с собственным сервисом объявлений «Юла».