какое священное животное в казахстане
священные казахские животные
У казахов много священных животных и птиц – как диких, так и домашних.
Символика животных была распространена в быту. Четыре вида животных определяли полный социальный статус казаха:
верблюд – символ единого и неделимого космоса;
конь – символ света, священное животное, символ дружбы и преданности;
баран – священное животное, считающееся наиболее чистым существом, обладавшим небесной, солнечной природой; древний символ благодати и жизненной энергии; женщины, желающие иметь многочисленное и здоровое потомство, приносили в жертву барана;
корова – символ мира мертвых, мира хаоса.
Другие животные также имели свои символы:
коза – символ неопределенности, символ Луны;
собака – священное животное, её нельзя бить;
кошка – символ мести, а потому и она неприкосновенна.
Тотемами у казахов были олень, лебедь, бык:
бык – олицетворение силы и власти; чтобы иметь славное потомство новорождённым давали имя быка;
олень приносит счастье и благополучие, указывает путь странникам; рога оленя, как и барана, являются основными мотивами в казахском орнаменте;
лебедя почитают как священную птицу, приносящую счастье семье, это хранитель домашнего очага; у казахов лебедя не убивают;
Святыми у казахов считаются и такие птицы, как ласточка и улар, нельзя убивать этих птиц и разорять их гнезда.
Сова и филин тоже священные птицы. Считается, что перья филина и совы отпугивают злых духов. Казахи украшали головной убор невесты – саукеле – перьями филина. Существовало поверье, что филин оберегает детей от различных болезней. Для этого перья филина привязывают к колыбелям или одежде детей.
Особо почитался казахами волк. Древние тюрки считали, что их предки спустились с Неба и с ними «небесный волк» – существо небесное, дух-предок, дух-покровитель. Лев Гумилёв писал: «… голубой волк – священное животное для тюрок, посланник самого Бога неба Кок Тенгри, спасший их племена от гибели.
На казахских родовых знаменах изображали золотую волчью голову. Акын Суюнбай Аронулы, живший в XIX веке, писал:
Волчья голова – мой клич удалой.
Стяг мой – с волчьей головой.
Когда реет волчье знамя,
Дух мятежный владеет мной.
Волчий зуб – амулет от сглаза, волчьи обереги (зубы, когти, лоскутки волчьей шкуры) привязывали к колыбели новорождённых, они и поныне являются атрибутами одежды и детей, и взрослых.
Источники:
http://www.kaz-ornament.ru/tag/svyashhennyj-baran/
http://bilu.kz/totem.php
http://podgotovka.kz/index.php/philosophiya/lektsiya-13?start=3
http://bioslogos.ru/43-vzglyady-i-tradicii-kazahskogo-naroda-po-ohrane-prirody.html
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
http://nomad-kazakhstan.kazakh.ru/nomad-kazak
Образ коня занимает особенное место в традиционной евразийской культуре
Духовное возрождение тюркских народов идет через осмысление своей истинной истории, через возрождение самобытной культуры.
И в этом смысле вполне понятен интерес евразийских ученых к исследованию общих исторических корней через призму изучения древних памятников культуры.
К гриве и хвосту коня, к шапке ребенка, одетого во все новое с головы до ног, пришивали перья филина. Казахи очень ценили филина, полагая, что это птица, оберегающая от злых духов и бесов. Большое внимание уделялось обучению коня, на котором должен был ездить ребенок. Он должен был быть и смирным, и красивым. Особенно помнили, что конь должен быть примерно того же возраста, что и мальчик, трехлетком или четырехлетком. Честь подсадки мальчика в седло на коне выпадала на долю одного из лучших ездоков».
Таким образом, свое обучение верховой езде, боевым искусствам, охоте и другим навыкам, свою первую школу сыновья степных народов начинали с малых лет. Это была целая система мировоззрения и особая культура, своего рода степной университет, который «заканчивал» каждый джигит к своему совершеннолетию. Экзаменом служили боевые походы, которые и были боевым крещением молодого воина.
Изготовление сосудов с зооморфными ручками было также широко распространено в степях Евразии. Фигурки животных с головой, обращенной к устью сосуда, по древним верованиям, охраняли его содержимое от нечистой силы. Современные вышивки узбекских сузани (панно), таджикской одежды в изобилии предоставляют нашему воображению примеры культа растений, а ковры казахов и киргизов свидетельствуют о поклонении животным, среди которых сакральный образ коня фигурировал как неотъемлемая часть бытия евразийского кочевника.
«Конь издревле олицетворял культ солнца, был атрибутом солнечного божества. Наскальные изображения изящных коней в Южном Кыргызстане (Араван, Айрымач-Тоо) подтверждают развитый культ коня. Под изображением животных сделаны полочки для жертвенных возжиганий. Священная роль коня была известна как у земледельческих, так и степных племен и народов. Уже в эпоху бронзы фигурками лошадей украшались навершия кинжалов. В раннежелезном веке распространяется обряд захоронения с конем. Предметы его почитания в огромном количестве находят на территории Туркестана.
Китайский автор IX в. сообщает, что арабы пытались уничтожить статую бронзовой лошади, которой поклонялись в храме, расположенном в Кобадиане (Таджикистан). Культ коня просочился и в мусульманские легенды. «В Ура-Тюбе (Таджикистан), Араване (Южный Кыргыстан) население почитает следы копыт и тень Дуль-Дуля, легендарного коня Али. У казахов и в XIX в. по окончании поминок голова любимой лошади умершего клалась на надгробный памятник или насаживалась на шест, иногда вместе с хвостом животного. По сей день некоторые восточные казахи, горные кыргызы могут оставлять на могиле череп коня, заколотого на поминках».
В эпоху бронзы была развита резьба по кости. В поселении Шортанды-Булак в Каркаралинской степи обнаружены миниатюрная полированная пуговица полусферической формы, трубчатая кость лошади с резным орнаментом из ромбов и треугольников. По мнению выдающегося казахского ученого Маргулана, народное искусство казахов находится в генетической связи с искусством саков, усуней, гуннов и других племен, населявших в древности территорию Казахстана. «Они имели сходные бытовые черты и форму хозяйства. Вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Лошадь имела наибольшее значение в жизни скотоводов. Лучших коней приносили в жертву. Череп и копыта коня служили оберегом. Например, саки подвешивали к поясу копыта знаменитого скакуна как предмет, приносящий счастье в пути и оберегающий от гибели во время боя. Такой же обычай был и у казахов».
Таким образом, конь издревле олицетворял культ солнца и играл важную роль в жизни кочевников Евразии. Некоторые атрибуты коня являются и сегодня очень важными сакральными вещами, которые наделяются сверхъестественной силой, способной отгонять злых духов. В шаманизме таковыми являются подкова и камча, они также являются предметом особого почитания у казахов и считаются оберегами, приносящими людям счастье. И поэтому часто встречаются в квартирах современных казахов. Как дань уважения прошлому и как наследие древней архаической культуры народов Евразии.
«Традиционная жизнь в степи»: Считали ли казахи кошку священным животным?
Фотографии стародавних времен, достигшие наших дней, свидетельствуют, что в казахской степи обитали кошки.
Известно, что не все казахи вели кочевой образ жизни. Небольшая часть народа, будучи оседлой, сеяла зерновые культуры. Конечно же, в амбарах водились мыши, из-за чего и появилась необходимость завести кошку.
У казахского народа много фразеологизмов, связанных с кошкой: «мысық тілеу» — злоумышленник; «сүтке тиген мысықтай» — с виноватым видом; «мысық болды» — отступил, убежал; «мысық жанды» — живучий; «мысықтанды» — подхалим; «мәуленім» — котенок мой (ласкательное слово).
Молодым семьям, у которых пока еще нет детей, не рекомендовалось заводить кошку, считалось, что это животное забирает всю ласку женщины себе, тем самым препятствуя появлению младенца на свет. Кто-то считает, что у кошки злые намерения, что это не самое доброе животное, но другая часть людей испытывают самые лучшие чувства к этому животному. Однако никто не остается равнодушным по отношению к ним.
Казахская семья вместе со своим котом
В произведениях устного народного творчества казахов, а также и в бытовой культуре, крайне редко встречаются сведения о кошках.
По поведению данного животного казахи предсказывали погоду и изменения в природе. В народе широко распространена мнение, что кошка обладает возможностью видеть потусторонние силы. Если она беспокоится, мяукает, когтями царапает землю, то наши предки, говоря «Бисмиля!» («Во имя Аллаха» — слова, произносимые верующим, перед началом какого-либо дела), занавешивали окна и закрывали двери…
На фотографии кот, который моется в юрте
В соответствии с приметами и поверьями казахского народа нельзя пинать и мучить кошку, потому что того, кто обидел животное, настигнет кара небесная. Возможно, это связано с приходом ислама в казахскую степь.
Кошка — это величавое и гордое животное, которое постоянно моется и держит себя в чистоте. Говорят, что все пророки, которые когда-либо спускались на землю, любили ее. Однажды на подоле чапана пророка Давида уснула кошка, сладко мурлыкая. Пророк должен был встать, но дабы не разбудить любимое животное, он отрезал подол чапана.
Вместе с тем, есть и другая легенда, объясняющая, почему именно пророки любили котов. Когда на земле произошел великий потоп, Ной, собрав по паре от каждого животного, поместил их на свой ковчег. Во время их путешествия число мышей на ковчеге возросло, они стали грызть дно судна. Но, тут на помощь пришла кошка, которая отловила мышей и тем самым спасла все человечество и животных от вымирания. Ной был настолько доволен храбростью кошки, что благословив ее, погладил по спинке.
После того, как сам Ной дотронулся до спины кошки, она при падении с высоты никогда не опрокидывается на спину, а всегда приземляется на лапы. Говорят, кошка до сих пор тоскует по ладоням Ноя и ласкается к людям…
Так являлась ли кошка для казахов священным животным? Факты противоречивы, но для части людей это животное — символ тепла, нежности, чистоты и приподнятого настроения.
Отражение культа коня в культурной традиции казахов и кыргызов
Комментарии
новости по теме
Пекин начал отсчет 100 дней до Олимпиады-2022
Олимпийская деревня открывается с 27 января. Мы искренне приветствуем гостей со всего мира», — заявил вице-мэр Пекина Чжан Цзяньдун.
Все это не означает ограничения свобод спортсменов или членов делегаций. Они смогут свободно передвигаться в пределах большого пузыря», — отмечает замдиректора Бюро по эпидемконтролю Хуан Чунь.
В каждой комнате, где будут жить атлеты, индивидуальная система кондиционирования и вентиляции. С ее помощью мы исключили воздухообмен между разными комнатами и разными этажами, создавая дополнительную помеху распространению вируса», — рассказывает представитель оргкомитета Олимпийских игр Хуэй Сяофэй.
Мы намеренно представили медали ровно за 100 дней до открытия Игр. Это символичный знак всему миру: Пекин готов к Олимпиаде и рад принять у себя атлетов из разных стран», — заявил замначальника Управления культуры Пекина Гао Тянь.
4 октября — начало освоения космоса
100 ЛЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ. Contributing to World Peace and Development
China will continue to follow the path of peaceful development.» This statement is neither diplomatic rhetoric nor a policy of expediency or strategic equivocation, but reflects the nation’s self-confidence and conscientious behavior. Peaceful development is embedded in the trajectory, logic and goals of the CPC’s governance and China’s development. This is clear in the cultural genes of the Chinese nation that have been passed from generation to generation. It is clear from China’s past and present, and from the comparison between the rise of China and the rise of Western powers.
Улькенский синдром. Этот поселок выглядит как призрак, но жители все равно его любят
Но это если смотреть под ноги, а если смотреть прямо перед собой или поднять голову вверх, то вы увидите этажные жилые дома, которые либо совсем брошенные и нежилые, либо заселены частично.
В день нашего визита в Улькене было очень холодно. Дул пронизывающий ветер. Возможно, поэтому на улице было не так много людей. И эта безлюдность вместе с пустующими зданиями создавала не самые радужные чувства.
Мы ходим по развалинам, заглядываем в безжизненные здания, рассматриваем исписанные стены, и на душе становится как-то скверно. А еще не дает покоя этот пронизывающий холод.
Но вот мы попадаем в местную школу, и наше настроение и представление о поселке меняются кардинальным образом.
Школа теплая, чистая, вся упорядоченная, это как другой мир, своебразный островок благополучия.
Ей и другим жителям не нравится, когда Улькен называют городом-призраком. Ведь все делают акцент лишь на пустующих зданиях, но мало кто знает, какие в поселке живут отзывчивые и неравнодушные люди, готовые прийти друг другу на выручку.
Летом к ним часто приезжают бывшие жители, которые когда-то разъехались в другие страны, их все равно тянет в родные места.
Улькенцы заметили, что у них начало расти в цене жилье. Квартиру без ремонта можно купить за 500-800 тысяч тенге. А если есть хороший ремонт, то стоимость квартиры может быть и три, и пять миллионов тенге. Спрос на жилье есть.
К слову сказать, не все дома выглядят брошенными, некоторые квартиры и дворы очень даже ухоженные.
Всего в поселке живет порядка 2000 человек. В школе, которая служит в том числе мини-центром, занимается 317 детей. Само же здание восьмидесятых годов рассчитано на 1176 человек.
Школа нуждается в кадрах. Чтобы пригласить сюда специалистов из района, необходимо обеспечить их жильем, однако такой возможности нет.
После обеда в школе стало оживленно. Пришли дети, которые занимаются в кружках и секциях (в Улькене мы были во время каникул).
Учителя гордятся своими воспитанниками, говорят, несмотря ни на что, ученики показывают хорошие знания и улькенская школа на хорошем счету в районе.
«У нас поселок очень тихий, спокойный, люди все доброжелательные, все друг друга знают. Что касается заброшенных зданий, то у них у всех есть хозяева. А если хозяева держат эти квартиры, значит, у этого поселка есть какая-то перспектива, потому что мы живем на берегу Балхаша.
Она говорит, что лет двадцать назад ей предлагали переехать в столицу, но она отказалась.
Единственное, ей бы хотелось, чтобы в брошенные дома заселились люди, тогда бы у поселка был совершенно другой вид.
Этого же хочется и учителю истории Вере Александровне Горячевой, которая работает в школе уже 30 лет.
«Я сначала жила в Балхашском районе на той стороне озера и приехала сюда, когда поселок процветал, и я даже не сразу смогла получить квартиру, ждала полгода, все было заселено, свободных мест вообще не было. Населения было очень много, обеспечение было очень хорошее.
У нас ведь предполагалось строительство Южно-Казахстанской ГРЭС, и когда все остановилось, начался отток населения, прежде всего из-за того, что у людей не было работы.
Сама она на пенсии и говорит, что у нее не было мысли куда-то переехать.
Как и другие местные, она бесконечно влюблена в озеро Балхаш.
Даже не верится, что вот этот детский сад, где сейчас пасутся коровы, еще в начале девяностых был под завязку укомплектован детьми, так что приезжие должны были ждать очереди, чтобы повести туда своего ребенка.
Мы решили остановиться, чтобы перекусить.
Ели рыбу, а в голове всплывали слова жительницы Улькена, которая пожелала остаться неизвестной: «Спасибо богу за то, что он создал рыбку. Считай, благодаря рыбе мы и выжили в самое тяжелое время».