какое свойство не является психологическим новообразованием в младшем школьном возрасте

Основные психологические новообразования детей младшего школьного возраста

К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.

Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Ребенок может мыслить и логически, но, поскольку обучение в младших классах успешно идет только на основе принципа наглядности, этот вид мышления пока необходим.

В начале младшего школьного возраста мышление отличается эгоцентризмом – особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного определения некоторых проблемных моментов.

Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Таким образом, наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим.

Уже в конце младшего школьного возраста (и позже)проявляются индивидуальные различия между детьми: одни – «теоретики» или «мыслители», которые легко решают задачи в словесном плане; другие – «практики», им нужна опора на наглядность и практические действия; у «художников» хорошо развито образное мышление. У многих детей эти виды мышления развиты одинаково.

В младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов, и, как говорил Д. Б.Эльконин: «память становится мыслящей, а восприятие думающим». Важным условием для развития теоретического мышления является формирование научных понятий и применение их на практике. Это можно проиллюстрировать на следующем примере. Детям дошкольного и школьного возраста задавали вопрос: «Что такое плод?» Дошкольники говорили, что это то, что едят и что растет, а школьники отвечали, что плод – это часть растения, содержащее семя.

Становление мотивационной сферы ребенка-дошкольника является основополагающей проблемой психологии и педагогики. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, родители, психологи и педагоги, работающие в системе образования.

Умственная активность ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством. К тому же в результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. Ситуация усугубляется тем, что интеллектуальная подготовка к школе осуществляется уже с 4,5-5 лет. При этом подавляется любопытство дошкольников, они растут вялыми, безынициативными, учатся подчиняться взрослому, действуют чаще репродуктивно (т. е. повторяют действия взрослого).

Л. И. Божович указывает, что у детей, готовых к школе, существуют познавательные и социальные мотивы учения. Характеризуя личностную готовность к школьному обучению, прежде всего, имеют в виду развитие мотивационной и познавательной сфер ребенка.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что в формировании познавательной мотивации должен участвовать взрослый, именно с его помощью удерживается внимание ребенка на познавательной деятельности, пробуждается инициативность, самостоятельность.

Мотивационная готовность.Особое значение имеет наличие внутренней мотивации: ребенок идет в школу потому, что ему там будет интересно и он хочет много знать. Подготовка к школе подразумевает формирование новой «социальной позиции». Сюда включается отношение к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.

В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника,он хочет учиться, причем учиться, хорошо, отлично.

Получение высокой отметки становится для ребёнка целью, за которой могут стоять различные мотивы. Один из них — социальный мотив учения,связанный с подтверждением своего нового статуса школьника. Когда ребёнок успешно учится, его хвалят и учителя и родители, его ставят в пример другим детям. Кроме того,высокие отметки для маленького ученика — залог его эмоционального благополучия, предмет гордости, источник других поощерений, его особенно значительные успехи отмечаются сладким пирогом или подарком — в зависимости от семейных традиций.

К широким социальным мативам учения по мимо статуса хорошего школьника относится также долг, ответственность, необходимость получить образование.

Чтобы ребёнок успешно учился, он прежде всего должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьёзным» знаниям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольников.

Влияет и отношение других детей,сама возможность подняться на навую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребёнка формируется внутренняя позиция школьника. Л. И. Божевич, изучавшаа психологическую готовность детей к школе, отметила, что новая позиция ребёнка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни — разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т. п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь за тем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки (разумеется самые лучшие) и просто

похвалу от всех окружающих.

Развитие мотивационной сферы у ребенка играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых школой требований, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение, школьной успеваемости.

IQ детей дошкольного и младшего школьного возраста Консультация для родителей «IQ детей дошкольного и младшего школьного возраста». подготовила Корякина Валерия Сергеевна (старший.

Конспект литературной викторины по книгам Н. Носова для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста Литературная викторина «Путешествие по книгам Н. Носова» Цели: В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве.

Методическая разработка «Знакомство детей младшего школьного возраста с шагом вальса» Ссылка на просмотр видеоурока «Знакомство детей младшего школьного возраста (8-9 лет) с шагом вальса» (видеоурок и конспект занятия) ТЕМА.

Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Основные новообразования раннего детства МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный.

Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью Психологические науки Архипова М. Г. студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация.

какое свойство не является психологическим новообразованием в младшем школьном возрастеРазвитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста» из опыта работы Что такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это согласованные.

Родительское собрание «Психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста» На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Развивается предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого;.

Семинар для родителей «Особенности и психологические новообразования у ребенка 3–4 лет» Семинар для родителей Особенности и психологические новообразования у ребенка 3-4 лет В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за.

Основные возрастно-психологические особенности детей дошкольного возраста Основные возрастно-психологические особенности детей дошкольного возраста Хронологические границы возрастно-психологических особенностей.

Источник

Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста, особенности и новообразования возраста

какое свойство не является психологическим новообразованием в младшем школьном возрасте какое свойство не является психологическим новообразованием в младшем школьном возрасте какое свойство не является психологическим новообразованием в младшем школьном возрасте какое свойство не является психологическим новообразованием в младшем школьном возрасте

какое свойство не является психологическим новообразованием в младшем школьном возрасте

какое свойство не является психологическим новообразованием в младшем школьном возрасте

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка- поступлением в школу.

Хронологические границы нельзя считать неизменными, они зависят от готовности к обучению в школе (от 6-7 до 9-10 лет).

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие.

Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций.

Новообразования младшего школьного возраста:возникновение и закрепление очень важной личностной характеристики, которая становится достаточно устойчивой (мотивация достижения успеха или мотив избегания неудач); чувство компетентности; общими характеристиками всех познавательных процессов становится произвольность, продуктивность, устойчивость; саморегуляция, самоконтроль, целеполагание; внутренний план действия; рефлексия; словесно – логическое мышление (с опорой на наглядность); анализирующее восприятие; появление синтезирующего восприятия (в конце периода); произвольная смысловая память, произв внимание; адекватная самооценка; обобщение переживаний; логика чувств.

Ведущий вид деятельности — учебная деятельность.- (это тот вид деятельности, который определяет наибольшие успехи в развитии познавательных процессов).

Особенности общения:система «ребёнок- взрослый» дифференцируется на «ребёнок-родители» и «ребёнок-учитель», ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя, который является для него значимым взрослым;

необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная саморегуляция создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких; общение в среде сверстников (в классе) становится особой школой социальных отношений, усваиваемые и используемые ребенком средства эффективного общения определяют отношение к нему окружающих; общение со сверстниками строится от полного безразличия. Через отношение соперничества (особенно за внимание учителя) к отношениям сотрудничества (появляются товарищеские мотивы), формируется способность к эмоциональной децентрации.

Особенности познавательной сферы:Все виды деятельности способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности, ребёнок осваивает способы самостоятельного управления ими, чему помогает прогресс в речевом развитии. В умственном плане осваиваются классификация. Сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования,становящееся предпосылками формирования в будущем формально-логического мышления.

Физическое развитие:увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, развитие мышечной системы, развиваются мелкие мышцы кисти.

Личность младшего школьника:развиваются элементы социальных чувств; формируются навыки общественного поведения (взаимопомощь,

коллективизм); формируются нравственные качества.

Речь:К моменту поступления ребенка в школу словарный запас ребенка увеличивается на столько, что он может свободно объясняться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Словарь ребенка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов. В этом возрасте ребенок овладевает чтением и письмом. Освобождаясь от напряжения, связанного с овладением исполнительскими действиями письма, ребенок начинает осваивать саму письменную речь.

какое свойство не является психологическим новообразованием в младшем школьном возрасте

Но на протяжении периода от начала обучения в школе до перехода на следующий возрастной этап во взаимосвязи с речью мышление развивается от

наглядно-образного к абстрактно-логическому.

Внимание.Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Ребенок может по несколько часов играть или заниматься продуктивной

деятельностью. Однако, он будет томиться, отвлекаться, если нужно быть внимательным в той деятельности, которая ему не интересна или требует умственного напряжения. Таким образом, хотя дети младшего школьного возраста могут произвольно регулировать свое поведение, преобладает непроизвольное внимание.

Памятьимеет наглядно-образный характер, безошибочно запоминает интересный, яркий, конкретный материал. Ребенок овладевает приемами продуктивного запоминания. Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность.

Психология развития в младшем школьном возрасте.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются и перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. К девяти годам завершается наметившийся переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения (7-8 лет) дети много работают с наглядными образцами, то к третьему классу, т.е. к 9 годам, объем такого рода занятий сокращается.

В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

К 9-ти годам в процессе обучения у нормально развивающегося ребенка формируются научные понятия. Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у детей к концу младшего школьного возраста основ понятийного или теоретического мышления.

В начале младшего школьного возраста восприятие ребенка еще не достаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает одинаковые по написанию буквы и цифры (например, 6 и 9). К девяти годам при соответствующем обучение у детей формируется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект позволяет улавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины.

Основой формирования личности ребенка 9 лет является его включенность в общественно-значимую деятельность учения, результаты которой высоко или низко оцениваются взрослыми. Развитие личности ученика зависит непосредственно от школьной оценки его как плохого или хорошего учащегося. В первую очередь учебная деятельность влияет на развитие мотивационной сферы детей. К девяти годам, т. е. примерно третьему классу школы обнаруживаются значительные различия в мотивационном развитии детей. Мотивация неуспевающих школьников специфична, она отличается от мотивации их благополучных сверстников. При наличии сильного мотива получения отметки и одобрения круг их социальных мотивов (таких как, долг, ответственность, получение образования и т.д.) учения сужен, что обедняет мотивацию в целом. Широкие социальные мотивы соответствуют тем ценностям, которые дети берут у взрослых, главным образом усваивают в семье.

Формируется к 9-10 годам и определенный уровень притязаний ребенка. Дети с высоким уровнем притязаний и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и переживают «четверку» как трагедию. Дети с низким уровнем притязаний не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Источник

Статья «Основные психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие младшего школьника».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

новообразования и их влияние

на познавательное развитие младшего школьника

Обратимся к характеристике учебной деятельности.

В структуру учебной деятельности входят:

1. Учебная задача – это то, что ученик должен освоить.

2. Учебное действие – это, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства изучаемого предмета, действие, с помощью которого он изменяет (реконструирует) учебный материал с целью его освоения.

3. Контроль – действие, с помощью которого проводится проверка на соответствие между сделанным и образцом.

4. Оценка – определение того, достиг ли ученик результата или нет.

Сопоставляя между собой игровую и учебную деятельность, легко заметить различие между ними. Главное из них в том, что учебная деятельность носит произвольный, обязательный и результативный характер.

Учебная деятельность должна быть результативной. Для того чтобы получить результат, ребенку необходимо осознать его в виде соответствующей цели. Следовательно, условия психического развития способствуют выработке умения самостоятельно сформулировать цель деятельности. Но можно ли считать первоклассника самостоятельным? Весьма относительно. Таким образом, одна из задач психологического развития первоклассника – выработка у него самостоятельности, в том числе и умственной.

Наряду с результативностью учебная деятельность носит обязательный, а главное произвольный характер. Произвольность учебной деятельности предполагает, что ее успешное выполнение возможно, если ребенок может произвольно управлять своими эмоциями, моторной активностью, познавательной деятельностью, отношениями с другими людьми. Все это возможно только при наличии произвольности всех психических процессов и потому ее можно считать ведущей в этой триаде. Именно она обеспечивает самостоятельное формулирование цели. Именно она необходима для выработки плана достижения поставленных целей. Именно она позволяет ребенку следовать доминанте «надо» вместо доминанты «хочу».

Таким образом, произвольность психических процессов можно рассматривать в качестве центрального психического новообразования в младшем школьном возрасте. Наряду с ним выделим и другие психологические приобретения этого возраста.

1. В ходе решения учебной задачи ребенок встает перед необходимостью предусмотреть результаты своих действий, т.е. спланировать их порядок, наметить средства достижения целей. Другими словами, он должен заранее представить то, что получится в результате его усилий, т.е. возможность увидеть будущий результат. Это возможно с помощью развитой способности к планированию этих действий в уме, т.е. мысленной разработки получения предполагаемого результата. Как взрослый, намечая что-либо, проигрывает возможный план действий «про себя», так и ребенок должен обладать такой способностью. В дошкольном возрасте эта способность у ребенка практически отсутствовала. Достаточно вспомнить действия ребенка во время рисования, когда каждое предстоящее действие комментировалось им вслух. Так же ребенок комментирует вслух свои игровые действия. Кстати говоря, такие же обратные внутреннему плану действия можно видеть и у взрослых людей в очень сложных ситуациях, либо у людей пожилого возраста, когда человек проговаривает вслух предстоящее действие. Таким образом, один из новообразований младшего школьного возраста является способность к действиям во внутреннем или умственном плане, другими словами – планирование в уме, про себя.

Таким образом, к психологическим новообразованиям данного возраста относятся : планирование в уме, умение анализировать и рефлексия. Все они новым светом освещают основные психологические процессы ребенка – восприятие и внимание, память и мышление. Их развитие разворачивается под знаком произвольности, управляемости и осознанности. Проследим, как это сказывается на развитии названных психологических процессов, на что при этом следует обращать внимание, на какие приобретения в психологическом плане может рассчитывать ребенок.

Восприятие и внимание младшего школьника

1. Нередко отмечают, что у первоклассников нет четких представлений даже о самых обычных предметах, с которыми они встречаются в повседневной жизни. Например, описывая кастрюлю, дети указывают на крышку, ручки, но редко кто из них называет дно. Или, рассматривая комнатное растение, они показывают на цветы и листья, но только немногие отмечают стебель и корень.

Очевидно, что дети этого возраста легче и быстрее обращают внимание на то, что характеризует поверхность предмета, его внешние свойства (цвет, блеск, гладкость, пятнистость, величина). Кроме того, обычно дети этого возраста замечают в предмете то, что характеризует его с точки зрения назначения, использования (мячом играют, в кастрюле варят). Но далеко не всегда дети выделяют признаки, характеризующие этот предмет. И не выделяют их по той простой причине, что еще не знают о них. Например, рассматривая стакан и фарфоровую кружку, только ¾ детей отметили, что оба предмета круглой формы и только ¼ сказали, что стакан при этом прозрачный.

3. Быть наблюдательным – значит быть внимательным. Выше уже говорилось о том, что невнимательность и рассеянность первоклашек – главный бич для них самих, для родителей и для учителей. Поэтому так важно понимать причины невнимательности и знать, чем и как можно помочь ребенку. З.Матейчик различает две категории рассеянных и невнимательных детей.

К первой группе он относит детей, ставших таковыми в определенный период их жизни. Вдруг возникшие невнимательность и рассеянность могли стать следствием болезни ребенка, особенно если она носила долговременный хронический характер. Это изнуряет нервную систему ребенка. Наряду с этим причиной невнимательности может стать конфликт с учителем или в семье. Ребенок, постоянно находясь в состоянии напряженного ожидания, не может сосредоточиться на объяснении учителя, ответах учеников и т.п.

Другую группу рассеянных детей составляют те, что страдают ею от рождения в силу слабости нервной системы. Речь фактически идет о небольшой врожденной неравномерности развития отдельных мозговых функций. При таких нарушениях чаще всего страдает внимание. Ребенку не хватает энергии, он вынужден прибегать к частым сменам видов деятельности. Ребенок напрягает одну группу мышц, чтобы дать отдых другим. Такой ребенок оказывается беззащитным перед раздражителями, которые атакуют со всех сторон. Он способен заметить все, чем заняты окружающие его одноклассники, учитель, даже жесткость сиденья парты, но у него не хватает энергии, чтобы быть внимательным к объяснениям учителя. В этом не вина его, а беда. Как же помочь такому ребенку? Последуем некоторым советам З.Матейчика.

В заключение еще нескольких предложений по организации произвольного внимания у детей, которые не страдают рассеянностью.

Для организации произвольного внимания важно обеспечить строгое соблюдение определенного порядка действий. В принципе младший школьник способен к значительной концентрации внимания, но длительность его невелика и поэтому так важно разнообразить его деятельность. Вместе с тем нужно учитывать, что внимание младшего школьника более устойчиво при выполнении внешних действий (когда он пилит, рисует, строит и т.п.) и менее устойчиво при выполнении умственных действий. Поэтому так важно чередовать те и другие: умственную деятельность с рисованием, составлением схем, макетов и т.п. действиями.

Самообразовательная деятельность младших школьников: методические рекомендации, дидактический материал (Капинус Н.О., Грабовая Г.С., Седова Н.М. – Х.: Изд.группа «Основа», 2005

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *