какое свое увлечение пушкин назвал волшебным краем
«Волшебный край!»
‘Волшебный край!’
В начале века по вечерам множество карет одна за другой подъезжали к театру. Экипажи оставались на площади до конца спектаклей. Здесь в зимние вечера зажигали костры в особых грелках, где отогревались кучера и лакеи. Пушкин, рисуя театральные развлечения своего героя, попутно отметил в «Евгении Онегине»:
К шести часам огромное здание начинало освещаться: зажигалась громадная люстра, в оркестре загорались восковые свечи.
Эти строки с небольшими изменениями оживут впоследствии в романе «Евгений Онегин», когда Пушкин скажет, описывая юность своего героя:
Артисты Большого театра давали зрителю превосходные образцы замечательного сценического мастерства. В его репертуаре были спектакли высокого гражданственного звучания. Не случайно Пушкин вспоминает «друга свободы» Д. И. Фонвизина, напоминает о патриотических трагедиях В. А. Озерова.
Для поэта театр являлся не только развлечением и наслаждением. В театральных креслах он прошел в эти годы серьезную художественную школу. Здесь открывался ему «волшебный край», оказавшийся плодотворным источником творческих замыслов.
На сцене играли тогда талантливые актеры: Е. С. Семенова, А. М. Колосова, П. А. Каратыгин, И. И. и Е. Я. Сосницкие, танцевала А. И. Истомина.
Зрительный зал петербургского Большого театра. Гравюра Галактионова С.Ф. по рисунку Свиньина П.П. 1820
Катенин плодотворно трудился над переводами шедевров европейской драматургии и не жалел времени для занятий с актерами. Замечательный театральный педагог, он учил их искусству четкой дикции, выразительности интонаций, а главное, стремился расширить кругозор актеров. Его знания, вспоминает современник, «были исполнены классической строгости и постоянного честного и неутомимого труда».
Вскоре после высылки из Петербурга Пушкина был удален из столицы и вольнодумец Катенин. Поводом послужила горячность его поведения в театре. Семенова, Каратыгин и молодая актриса Азаревичева, которой покровительствовала Семенова, играли «Поликсену» Озерова. Когда на вызовы публики Семенова вышла, ведя за собой Азаревичеву, Катенин крикнул: «Не надо Азаревичеву! Каратыгина!» Генерал-губернатор Петербурга М. А. Милорадович, полагая эту вольность проявлением вольнодумства, запретил Катенину посещать театр и уведомил об этом Александра I. Царь воспользовался поводом, и по его велению Катенина выслали из города с запрещением въезда в обе столицы.
Вид Никольского Морского coбopa. Литография по рисунку Дюрана А. 1839
В романе «Евгений Онегин» поэт обессмертил балерину А. И. Истомину пластической, почти осязаемой зарисовкой ее танца:
Увлечение Пушкина блистательными постановками балетов-пантомим получило своеобразное отражение в песнях его первой поэмы «Руслан и Людмила». Мы находим черты феерических балетных постановок Дидло в описаниях садов Черномора, замка двенадцати дев, куда попадает Ратмир, и в других сценах.
«Почетный гражданин кулис», Пушкин знаком и дружен со многими выдающимися актерами того времени.
Малая Подьяческая улица, 12. Бывший дом Клеопина, где жил Шаховской А.А. Современная фотография
В креслах на «левом фланге» зрительного зала нередко появлялся Н. И. Гнедич. Большим театралом был и А. С. Грибоедов.
С Колосовой у поэта произошла как-то резкая размолвка, и он отомстил артистке злой эпиграммой. Когда недоразумение разъяснилось, Пушкин искренно каялся и посвятил ей стихотворный дифирамб:
О политической демонстрации молодого Пушкина донесли Александру I, который уже знал его крамольные стихи и собирался расправиться с автором «Вольности».
Пушкину, как уже говорилось выше, вскоре пришлось надолго покинуть столицу и ее «волшебный край».
Урок литературы «Волшебный край» театра. (А.С.Пушкин и театр)
Разделы: Литература
Класс: 9
Тип урока: урок-исследование.
Цель урока: воспитание любви к искусству, к творчеству А.С.Пушкина, показать роль театра в личности, индивидуальности поэта, в жизни каждого русского человека.
Задачи:
Ход урока
I. Оргмомент
Вступительное слово учителя
(слайд 1)
Когда мы произносим фразу «Пушкин и театр», перед нашим мысленным взором возникает множество событий и фактов творческой биографии поэта. Это и описание театра в романе «Евгений Онегин», и тесное общение Пушкина с театральными деятелями, знаменитыми артистами той поры, и статьи о театре и драматургии, и, наконец, драматические произведения самого Пушкина.
Раздумывать о театре поэт начал еще в лицейские годы. По выходе из лицея он потянулся к его волшебному миру кулис, к тайнам сценического искусства.
Пушкин был страстным театралом, чутким зрителем, которого еще в его юности ценили лучшие русские актеры. Любовь поэта к театру была любовью деятельной: вместе с группой молодых любителей сценического искусства он постоянно участвовал в обсуждениях спектаклей, писал глубокие статьи.
Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, не как поэмы в диалогической форме, а как театральные пьесы, для постановки на сцене.
Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии.
Наш сегодняшний урок посвящен театру, его роли в жизни Пушкина… (слайд 2)
Проблемный вопрос урока:
Каждая группа заранее получила определенное задание, связанное с темой нашего урока.
Предоставим слово группе наших исследователей.
II. Выступление 1 группы театралов – «Театр времен Пушкина»
(слайд 3)
В России театр в том смысле, как мы его понимаем, появился довольно поздно. Особенной любительницей спектаклей была дочь Петра I, императрица Елизавета Петровна. Она не только завела придворный театр и пригласила, например, итальянскую труппу, но требовала, чтобы все придворные и вообще служащие посещали театр: должностные лица обязывались подпискою быть на всех представлениях.
В екатерининское время публика уже охотно посещала спектакли. Театр – страсть молодёжи пушкинского времени. Театр посещали ежедневно. Молодых людей манил волшебный мир кулис, прелесть балета с его пируэтами и антраша, величественная красота трагедии. (слайд 4)
Свой восторг мастерством актёра, прекрасно сыгравшего свою роль, публика выражала иначе, нежели сейчас. Та же А.Я.Панаева вспоминала: «В моём детстве артистам не подносили ни букетов, ни венков, ни подарков. На другой день бенефиса от государя присылался подарок на дом: первым артисткам – бриллиантовый перстень, артисткам – серьги. Моду подносить букеты и подарки ввели иностранные танцовщицы, появившиеся на петербургской сцене».
Творчество А.С.Пушкина во времени – это первая треть ХIХ века. Его современники – актеры Мочалов, Каратыгин, трагические актеры Е.Семенова, А.Яковлев, Брянский, Колосова, балерина Истомина. Драматурги Загоскин, Хмельницкий, Шаховской – современники Пушкина.
Как и теперь, в театральном зале были партер, ложи и балкон, который называли галерея, или раек. Однако партер выглядел иначе. В нем было два отделения: кресла, или паркет, и собственно партер, пустое пространство за креслами, где можно было стоять. Кресла обычно покупали на спектакль или даже абонировали на весь сезон. В первых рядах появлялись люди сановные, отцы города, за ними располагались щеголи, согласные платить за кресла достаточно дорого.
В театре каждый занимал место в соответствии со своим статусом. Самый верхний ярус, раёк, заполняли писцы, приказчики модных магазинов, камердинеры, конторские служащие. Они громко выражали своё отношение к тому, что происходило на сцене, искренне переживали:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партери кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Словарная работа (слайд 5)
Во времена Пушкина спектакли начинались рано, обыкновенно в 6 часов, и заканчивались уже в 9, так что «почётный гражданин кулис» успевал как раз к разгару бала или маскарада.
Многоярусная театральная храмина мягко озарялась оплывающими свечами массивной люстры и легких трехсвечных жирандолей. Люстру «заправляли», поднимая ее в специальную горницу под потолком. Для чего устроена была печатная машина. Затем люстру осторожно опускали на прежнее место. (слайд 6, 7)
Мягко поблескивала позолота и бархат лож, в свете колеблющихся свечей особенно красиво выглядели обнаженные женские плечи, вспыхивали бриллианты подвесок и диадем, золотое и серебряное шитье на мундирах офицеров, стоящих за спиной дам. Молодые щеголи наводили лорнеты на ложи незнакомых дам. Дамы знали, что их рассматривают: гордая и непринужденная осанка, изящно причесанные головки раскачиваются на стебельках тонких шеек, легкая улыбка блуждает по губам.
Театр создавали балетмейстер, музыка и актеры. Замечательные декорации придавали особую прелесть спектаклю.
Чтобы вы могли представить себе этот волшебный мир, я предлагаю вам обратиться к картинам известного русского художника К.Сомова, который тоже был заядлым театралом. (слайд 8, 9)
Работа над картиной К.Сомова «Русский балет», «Русский балет. Елисейские поля. Сильфиды» (слайд 10)
К.Сомов – известный художник рубежа 19-20 веков. В его семье, в которой царили добрые старинные обычаи, почитали живопись и театр.
Особое место в жизни и творчестве Константина Андреевича Сомова занимал балет. Страстный поклонник сценического искусства, художник с интересом и удовольствием посещал спектакли Мариинского и Большого театров, Театра Елисейских полей, Метрополитен-опера и Карнеги-Холла
Работа над описанием картины.
Цель: провести расследование и узнать, какие театры посещали А.С.Пушкин и Евгений Онегин (слайд 12).
Большой театр (Мариинский театр) (слайд 13)
Мариинский театр оперы и балета на Театральной площади в Санкт-Петербурге является гордостью города на Неве. В деревянном театре, выстроенным в 1765 г., устраивали карнавалы и выступали любительские труппы. Через 17 лет А.Ринальди на месте деревянного воздвиг каменный театр, он именовался Большим и был тогда самым крупным театральным зданием в Европе. На его сцене ставили оперы, балеты, драмы. Здание не раз перестраивалось, горело и снова строилось. В конце XIX в. его в очередной раз перестроили – под консерваторию, первое в России высшее музыкальное учебное заведение. Среди его выпускников – П.И.Чайковский, Д.Д.Шостакович и др.
Александринский театр (слайд 14-15)
Название «Александринский» театр получил 13 августа 1832 года, когда император Николай I издал указ именовать здание театра в честь императрицы Александры Федоровны. Но александринская труппа начала свое существование ещё в 1756 году.10 августа 1756 г. Елизавета Петровна подписала указ об учреждении «Российского театра для представления в нем комедий и трагедий». 6 января 1759 г. театр назвали более лаконично – Российский театр. Первыми директорами Российского театра были А.Сумароков и Ф.Волков.
Вывод: В первой половине XIX века в Санкт-Петербурге было четыре театра- Александринский, Большой, Малый и Новый. Поэтому Евгений Онегин мог побывать в любом из них (слайд 16).
Показ слайдов 19-22:
Вывод: Репертуар русского театра первой половины XIX века отличался прежде всего своим национальным и патриотическим звучанием. Русские исторические пьесы будили патриотические чувства, заряжали историческим оптимизмом и определяли направление поисков национального репертуара для русского театра (слайд 23).
Проблема: Какова роль известных театральных имен в жизни А.С.Пушкина? (слайд 24)
А.И.Истомина, балерина (слайд 25)
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина;
Она одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
(ГЛ.1, XX)
Е.С.Семенова, актриса (слайд 26)
…Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил…(гл.1, XVIII).
Другие актеры (слайд 27)
Кроме Истоминой и Семеновой в истории русского театра оставили яркую память Каратыгин, Брянский, Сосницкий, Вальберхова, Колосова и многие другие актеры.
Вывод: Театр формировал зрителя. Трагическая актриса Екатерина Семенова создавала величественные образы героинь, а Истомина своим упоительным танцем заставляла учащенно биться юные сердца (слайд 28).
А теперь мы с вами вместе проведем небольшое исследование и попытаемся выяснить: одинаково или различно отношение к театру А.С.Пушкина и Евгения Онегина?
Мы попытаемся найти в тексте романа и доказательства отношения к театру автора и его героя (слайд 29).
Внимательно изучим строфы, повествующие об отношении Онегина к театру, выделяя элементы рассказа. Открываем первую главу строфы XVII–XXII.
1) Онегин едет в театр из ресторана Talon, где с известным повесой Кавериным выпил не один бокал «вина кометы» (шампанского урожая 1811 г., года кометы), плотно закусив мясом, трюфелями, гусиной печенкой, сыром и ананасами; к балету в театре его призывают громко бьющие часы (намек на отсутствие истинного стремления), а так как брегет останется с Онегиным, он, очевидно, будет звонить и в театре, мешая спектаклю.
(Словарная работа – брегет) (слайд 30)
2) Онегин для театра — «злой законодатель».
3) Его отличительная черта — он «непостоянный обожатель // очаровательных актрис».
4) Его титул — «почетный гражданин кулис».
5) Привлекательный для него театр — место, «Где каждый, вольностью дыша, // Готов охлопать entrechat, // Обшикать Федру, Клеопатру, // Моину вызвать (для того, // Чтоб только слышали его)».
6) Онегин входит в зал, когда «всё хлопает» после выступления Истоминой, он опоздал к началу и «идет меж кресел по ногам», на сцену не смотрит, а рассматривает только то, ради чего пришел в театр: «Двойной лорнет (Словарная работа (слайд 30)) скосясь наводит // На ложи незнакомых дам». Подчеркнуто, что он все осмотрел, но, судя по фразе «Лицами, убором // Ужасно недоволен он», его интересовал не спектакль; поприветствовал мужчин.
7) Наконец, посмотрел в сторону сцены:
«Потом на сцену // В большом рассеянье взглянул, // Отворотился — и зевнул».
8) Здесь-то и сказался «театра злой законодатель» — звучит приговор Онегина: «Балеты долго я терпел, // Но и Дидло мне надоел».
9) Спектакль еще идет, но Онегин из театра «вышел вон; // Домой одеться едет он» и отправляется на бал в «великолепном доме», здесь он может найти «ножки милых дам» и получить истинное (не как в театре) удовольствие.
В театре Онегина — «театре кулис» — совершенно отсутствует искусство (упоминается только в отрицательном смысле), это место сомнительного развлечения, проигрывающее и ресторану Talon, и великосветскому балу.
Таким образом, театр для Онегина и многих других молодых людей служил не местом культурного отдыха, а местом пустого времяпрепровождения, где можно было показать себя и посмотреть на других (слайд 31).
Теперь проведем аналогичную процедуру с теми строками первой главы романа, в которых излагается взгляд Пушкина на театр.
1) Для Пушкина театр — «волшебный край», с этого определения начинается текст романа, раскрывающий театральную концепцию Пушкина, какой она сложилась к 1823 г.
2) Для поэта театр не ограничивается сегодняшним представлением, у него есть славная история («стары годы»).
3) Существенно, что сначала Пушкин вспоминает драматургов («Фонвизин, друг свободы», «переимчивый Княжнин», Озеров, Катенин, воскресивший «Корнеля гений величавый», «колкий Шаховской»). В этом ряду — только одно имя актрисы («Там Озеров невольны дани // Народных слез, рукоплесканий // С младой Семеновой делил») и одно имя постановщика балетов Дидло. Примечательно, что именно драматурги характеризуются словами «блистал», «гений величавый», актеры лишь могут делить народные слезы и рукоплескания с авторами пьес. Таким образом, театр — это мир писателей в первую очередь.
4) Вспоминая юность (время театра как мира кулис и актрис), Пушкин отмечает сменяемость исполнителей в театре (о своих «богинях»: «Все те же ль вы? Другие девы, // Сменив, не заменили ль вас?»), актрисы уходят, драматурги — а с ними и сам театр — остаются.
5) Когда-то молодой поэт, подобно Онегину, видел в общении с актрисами развлечение, теперь же, говоря о памятных для него персонажах, он задается совсем другими вопросами: «Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет?»,
т. е. говорит о художественных впечатлениях (и только о них), оставленных в его памяти исполнительницами.
6) При этом оказывается, что для поэта знакомые впечатления от театра важнее новых впечатлений, он ищет «знакомых лиц», боится, что «взор унылый не найдет // Знакомых лиц на сцене скучной», и тогда останется путь Онегина: «И, устремив на чуждый свет //Разочарованный лорнет, // Веселья зритель равнодушный, // Безмолвно буду я зевать».
Но есть и отличие, обнаруживающееся в окончании пассажа: «И о былом воспоминать?».
Значит, «волшебный край» не исчезнет — он сохранится в воспоминаниях.
7) Для Пушкина театральные воспоминания окрашены ностальгической грустью, но происходящее на его глазах в зрительном зале превращается в захватывающий праздник при условии, что театр полон зрителей, «ложи блещут», «партер и кресла, всё кипит», «в райке нетерпеливо плещут» — все это прелюдия необычайного, потрясающего представления, от которого зрителей отделяет только занавес, шум взвивающегося занавеса завершает прелюдию, наполненную блеском, движением, голосами зрителей, звуками аплодисментов.
8) На сцене «блистательна, полувоздушна, // Смычку волшебному послушна, // Толпою нимф окружена, // Стоит Истомина». Здесь два важных акцента: балерина стоит, поэтому никак не может быть ни блистательной, ни полувоздушной. Откуда же такой образ? Дело в том, что стоит не какая-то балерина, а Истомина. Она еще не начала танцевать, но воспоминание о танце Истоминой, уже ставшем легендой, позволяет говорить и о блистательности, и о других ее качествах, сразу же подтверждающихся, когда танец начинается, и «вдруг прыжок, и вдруг летит, // Летит, как пух от уст Эола» — так подтверждается и ее полувоздушность.
9) «Всё хлопает» — завершающая фраза всего описания удивительного представления.
Аплодисменты оказываются его важной составляющей частью. В театре все продумано для того, чтобы получить высокое наслаждение, — и расположение мест публики, и занавес, скрывающий тайны сцены, и ее оформление, и музыка, и актерское перевоплощение в персонажей, то реальных, то фантастических («еще амуры, черти, змеи // на сцене скачут и шумят»), и аплодисменты.
10) Следующая фраза — «Онегин входит».
Он все пропустил, дальше следует уже рассмотренный выше текст о его впечатлениях от публики и от балета. Ю.М.Лотман совершенно справедливо указывал на то, что опаздывать на спектакль для «почетных граждан кулис» было обычно и даже положено, как и ходить по ногам, здороваться со знакомыми, осматривать дам (хотя это и считалось неприличным), в этом смысле можно утверждать, что Онегин — типичный молодой дворянин того времени, это пример реалистической типизации в романе. Но для темы театра существенно несколько другое: если Онегин наступает на ноги зрителей в креслах, значит, зрители уже сидят, театр еще до поднятия занавеса полон, великолепное исполнение Истоминой своего танца в балете вызывает бурные аплодисменты, несмотря на отсутствие Онегина, чье мнение оказывается ничего не значащим для театра.
Анализ строф первой главы «Евгения Онегина», посвященных театру, позволяет прийти к некоторым выводам.
Вывод (подводит учитель): Эти строфы следует считать первым по времени и одним из значимых по содержанию художественным изложением пушкинской эстетики театра. В тексте представлены две контрастные концепции театра — Онегина как «гражданина кулис» и Пушкина как «гражданина зрительного зала» (говоря словами самого Пущкина, «всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной… » (слайд 32) Их контраст, с одной стороны, позволяет поэту отделить себя от своего героя, с другой стороны, сосредоточиться на авторской концепции театра. В этой концепции можно усмотреть значимое для поэта разграничение собственно театра и сцены.
Театр — трибуна драматургов, он имеет славную историю, призван через трагедию, комедию, сатиру утверждать высшие ценности культуры.
Сцена — поле деятельности актеров, постановщиков и зрителей. Пушкин не употребляет понятия «сценичность», но дает определенные ключи для рассмотрения проблемы сценичности. Спектакль будет, безусловно, успешен:
1) если зал будет полон, будет настроен на праздник, готов аплодировать;
2) если среди исполнителей ролей будут знакомые лица, уже известные по другим ролям, и это будут талантливые люди;
3) если все средства, имеющиеся у театра (декорации, костюмы, музыка и т. д.), будут умело использованы;
4) если между всеми составными частями спектакля (текст, постановка, актерская игра, художественное и музыкальное оформление вплоть до «смычка волшебного») установится единство и гармония;
5) если «почетные граждане кулис» не будут использовать свои возможности сорвать спектакль, обшикать актеров, испортить атмосферу театрального таинства.
И теория театра, и теория сцены, заложенные А.С.Пушкиным в первой главе «Евгения Онегина», отразились в «Борисе Годунове», «Маленьких трагедиях» и других драматических произведениях великого русского поэта.
Сообщение ученицы о постановке киноспектакля «Пушкин» (слайд 33)
Интерес к жизни и творчеству не угасает со временем, а, напротив, все более усиливается.
Театр С.Безрукова представляет свой взгляд на жизнь и судьбу Александра Сергеевича Пушкина. Одну из ролей в спектакле, Веры Нащекиной, исполняет Хасанова Лилия (уроженка нашего города). Действие спектакля охватывает большой период жизни поэта, со ссылки в Михайловское и приезда туда Пущина в 1825 году до трагической дуэли в 1837-м.
Слишком много лет отделяет нас от эпохи, когда жил поэт, и для многих он давно превратился в бронзовый памятник, в «классика русской литературы» из школьной программы. И потому для Сергея Безрукова было важно показать живого человека, со своими страстями, жизненными коллизиями – ведь именно они были тем материалом, из которого выросла его поэзия. Пушкин в спектакле – озорной, ранимый, страстно любящий друзей и ненавидящий врагов, острый на язык и скорый на дерзкий поступок, окруженный шпионами третьего отделения, невыездной. Не желающий сносить унижения и готовый биться насмерть, чтобы отстоять свою честь…
Просмотр фрагмента из спектакля (1 мин. 35 сек.) (слайд 34)
Одновременно составление синквейна с ключевым словом ТЕАТР. Заслушивание синквейнов.
Учитель:
Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!
Вывод: Наш урок-исследование, посвященный Пушкину и его любви к театру, подошел к концу. Мне хочется, чтобы в наш современный мир компьютерных технологий волшебный край театра продолжал увлекать и вас, как когда-то он волновал и увлекал нашего величайшего поэта.
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. 10 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. 10 класс.
1. В какои месяце и какого числа отмечали Пушкин и его друзья день открытия Лицея?
2. Какое сввое юношеское увлечение Пушкин опишет в «Евгении Онегине» как пребывание в «волшебном краю»?
3. «Там русский дух, там Русью пахнет». Где «там»?
5. С какой крымской легендой связан сюжет «Бахчисарайского фонтана»?
6.Какие «зимние» стихи Пушкина можно назвать?
7. О каком жанре Пушкин писал, чтo «цель его – судьба человеческая, судьба народная»?
9. Кто такой «шестикрылый Серафим» в стихотворении «Пророк»?
10. О каком периоде своей жизни и в каких стихах поэт писал: «В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои…», «…я изгнанником провел два года незаметных»?
11. Какими двумя идеямми одержим Германн в повести «Пиковая дама»?
12. «Собраньем » каких глав называет автор роман «Евгений Онегин»?
13. С какими литературными героями сравнивает автор Евгения Онегина?
14. Какое нарушение в правилах дуэли допустил Онегин?
15. Кто был «экскурсоводом» Татьяны при посещении онегинского дома?
17. В каких пушкинских произведениях описаны дуэли и чем они завершаются?
18.В каких странах происходит действие «маленьких трагедий»?
19. «В тот грозный год покойный царь еще Россией со славой правил». Какой год и какой царь?
20. Что шепнул, «злобно задрожав», Евгений «горделивому истукану»?
22. Нашел ли Евгений домик своей погибшей невесты?
23. Кикие вы знаете оперы и балеты, написанные на пушкинские сюжеты
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. 10 класс.
3.Лукоморье («Руслан и Людмила»).
4.Державин (на лицейском экзамене), Жуковский (после прочтения «Руслана и Людмилы»).
5.О польской княжне Марии Потоцкой.
6. «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога».
9. ангел (Серафим – др./евр. «пламенный»), помощник Бога, изображался с шестью крыльями.
10.ссылка в Михайловском
11. наполеоновская (власть), рокфеллеровская (богатство).
13.Чайльд Гарольд, Чацкий.
14. взял в секунданты слугу, опоздал на два часа.
15. ключница Анисья.
16. «Зимнее утро», «Евгений Онегин»; вечор – «вчера вечером».
17. «Евгений Онегин» (гибель Ленского), «Выстрел» (унижение графа, пощаженного Сильвио), «Каменный гость» (убийство Дона Карлоса), «Капитанская дочка» (ранение Гринева).
18. Франция, Австрия, Испания, Англия.
19. 1824, Александр I.
20. «Добро, строитель чудотворный. Ужо тебе!»
22. да, умер на пороге домикавозлюбленной, занесенного на пустынный остров.
23. Оперы: Глинка «Руслан и Людмила», Чайковский «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама»; Даргомыжский «Русалка»; Мусоргский «Борис Годунов»; Рахманинов «Алеко», Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»
балеты: Асафьев «Бахчисарайский фонтан», Глиер «Медный всадник».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-373122
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.