какое судно затонуло на волге
«Прерванный круиз»: как крушение «Булгарии» изменило речные перевозки в России
Ровно 10 лет назад, 10 июля 2011 года, в Татарстане произошла крупнейшая в истории современной России катастрофа речного пассажирского судна. В Волге затонул двухпалубный круизный теплоход «Булгария»: жертвами трагедии стали 122 человека, в том числе 28 детей. Трагедия повлекла за собой серьезные изменения в законодательстве и усиление мер безопасности на всех речных перевозках. В том, к каким переменам привело крушение «Булгарии» и на что стоит обращать внимание, покупая речной круиз, разбирались «Известия».
Что привело к трагедии
10 июля 2011 года в России произошла крупнейшая в современной истории катастрофа речного пассажирского судна. На Волге потерпел крушение двухпалубный теплоход «Булгария». В результате трагедии погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Спасти удалось только 79 пассажиров и членов экипажа.
«Булгария» затонула во время двухдневного круиза по маршруту Казань–Болгар–Казань. Как установило следствие, у судна были неисправны один из двигателей и генератор, заметен был крен на правую сторону, однако по пути в Болгар никаких происшествий не было.
Спасательные работы на месте, где затонул прогулочный теплоход «Булгария», следовавший рейсом из города Болгар в Казань, около села Сюкеево Канско-Устиновского района Республики Татарстан. 10 июля 2011 года
— Во второй день в Болгаре начался ливень и поднялся шквалистый ветер. В этот момент пассажиров (а их было много, большинство — женщины и дети) отправили на развлекательную программу в музыкальный зал. Я пошел в свою каюту закрывать окно и заметил, что во время поворота крен стал очень сильным — стеклянная полка упала со стены и разбилась. Стал собирать осколки и услышал тревожный крик капитана. Он звал всех на левый борт, — вспоминает в беседе с «Известиями» бывший радист теплохода Ринат Габидинов.
Сразу после этого радист побежал в радиорубку, чтобы объявить приказ капитана по судовой трансляции, но электропитания не было. Вода, попавшая в машинное отделение, залила электрогенератор. Ветер валил судно на бок, крен становился всё больше, и топило уже главную палубу. Это означало начало необратимого процесса — «Булгария» тонула.
Спасательные службы ведут работы на берегу у места, где затонул прогулочный теплоход «Булгария», следовавший рейсом из города Болгар в Казань, около села Сюкеево Канско-Устиновского района Республики Татарстан. 10 июля 2011 года
— Потом я увидел людей за бортом: многие выбивали окна и прыгали в реку, мужчины пытались спасти своих женщин и детей. Я оставался на судне до конца, пока рулевая рубка с капитаном не скрылась под водой, — не мог покинуть теплоход без команды. Прыгнул в воду, только когда были сброшены все спасательные плоты, — говорит Габидинов.
После этого он с двумя матросами бросился спасать тонувших пассажиров. По его ощущениям, теплоход ушел под воду за несколько минут.
Как спасали пассажиров
Оказавшись в воде, радист поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и повел к людям, находившимся в воде. Габидинову помогали двое матросов и несколько мужчин-пассажиров — они собрали плоты, разбросанные по волнам, и стали рассаживать тех, кому удалось спастись.
— Сначала я поднял на плот женщину, которая уже тонула. Она была вся черная, перепачканная в мазуте, как и все остальные, — вспоминает бывший радист. — Еще одна женщина плыла с грудным ребенком — крепко прижимала его к себе, и он был с головой под водой, с широко открытыми глазами. Я подумал, что младенец утонул, но он, к счастью, оказался жив.
Родственники ожидают теплоход «Арабелла», который подобрал пострадавших с затонувшего судна «Булгария», в Речном порту Казани. 10 июля 2011 года
Рассевшись на плотах — на каждый поместилось около 18 человек, — люди стали ждать помощи. Тогда, говорит Габидинов, все были еще в состоянии шока — просто молчали, не было ни криков, ни истерик. Они провели в воде около 40 минут, и за это время мимо них один за другим прошли два судна: экипаж и пассажиры махали им руками и кричали, но капитаны даже не поняли, что произошло.
— Наверное, они и представить не могли, что в реке только что утонул теплоход — подумали, что туристы развлекаются. Но на всякий случай дали сигнал по рациям, — рассказывает бывший радист. — Благодаря этому нас заметила команда круиза «Арабелла». Узнав от помощника капитана, что случилось, они спустили шлюпки и быстро подняли всех на борт.
На теплоходе людей сразу разместили в теплых каютах, дали им еды, воды и телефоны для связи с близкими. Только тогда все начали осознавать, что произошло, стали раздаваться крики и плач. В порту Казани их встретили родственники — туда же приехали и те, кто потерял своих близких.
Женщина ожидает теплоход «Арабелла», который подобрал пострадавших с затонувшего судна «Булгария», в Речном порту Казани. 10 июля 2011 года
— Мы много лет переживали трагедию, вспоминали ее, — говорит Ринат Габидинов. — На моих глазах гибли люди, и не только пассажиры, но и экипаж, капитан — он оставался в рубке до последнего, пытаясь выправить судно. Выжили только те, кто успел выбраться на открытую палубу — на это было примерно полторы минуты. Многие остались в своих каютах, надев спасательные пояса — водолазы нашли их мертвыми под потолком.
Почему произошла катастрофа
Согласно выводам Ространснадзора, причиной крушения «Булгарии» стал целый ряд факторов. В частности, судовладелец и капитан теплохода нарушили правила безопасности судоходства и не обеспечили безопасность плавания судна, а члены его экипажа оказались «низкоквалифицированными и недисциплинированными».
По словам Рината Габидинова, большую роль сыграл тот факт, что старший механик «Булгарии» сбежал с теплохода, бросив машинное отделение с открытыми иллюминаторами (летом их часто держат открытыми, но всегда присматривают, всё ли в порядке), когда в них стала попадать вода.
Водолазы ведут работу по подъему тел погибших в результате крушения теплохода «Булгария». 12 июля 2011 года
— Если бы иллюминаторы были закрыты, судно могло бы еще некоторое время держаться на плаву. Команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Кроме того, он в ответственный момент остановил двигатель без команды капитана — а ведь тот вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 м, — говорит бывший радист.
Что касается внешних факторов, то, по мнению Габидинова, к катастрофе на Волге одновременно привели крен, боковой ветер и поворот — в тот момент судно входило в Камское устье и должно было совершить маневр.
Старший помощник капитана теплохода «Булгария» Рамиль Хаметов во время выездного заседания Московского районного суда Казани. 6 мая 2013 года
«Маневр поворота влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на правый борт, дополнительно возникающего крена на правый борт, (…) а также дующего в левый борт крепкого ветра и большой парусности судна», — отмечалось в заключении Ространснадзора.
Фигурантами уголовного дела о крушении «Булгарии» стал целый ряд лиц, так или иначе причастных к гибели теплохода. Ответственность понесли пять человек, которых осудили на сроки от 5 до 11 лет. Механик прошел по делу в качестве свидетеля.
Что изменилось после гибели судна
Как говорят эксперты, опрошенные «Известиями», крушение «Булгарии» привело к существенным изменениям правил, регламентирующих безопасность судоходства по внутренним водным путям. В частности, были внесены изменения в Кодекс внутреннего транспорта и введен Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, заменивший действовавшие Правила технической эксплуатации судов, говорит главный специалист по флоту компании «Адмиралъ» Сергей Мамонов.
Кроме того, трагедия привела к изменению страхового законодательства. Как объясняет гендиректор юридической компании «Достигация» Артем Баранов, именно после нее был принят федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности.
Работы по подъему теплохода «Булгария» на Куйбышевском водохранилище. 23 июля 2011 года
Сегодня все пассажиры, находящиеся на борту теплохода, автоматически страхуются. Отсутствие у перевозчика полиса обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами (ОСГОПП) считается грубейшим нарушением лицензионных требований, которое, по словам Сергея Мамонова, может повлечь за собой весьма существенный штраф (для первого раза) или приостановление действия лицензии на вид деятельности.
Также в России появились новые службы, призванные следить за безопасностью судоходства: ими стали инспекции государственного портового контроля при администрациях бассейнов внутренних водных путей. А в правила Российского речного регистра (РРР) внесены существенные изменения, чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем.
— Сегодня все иллюминаторы, находящиеся ниже уровня главной палубы, должны быть такими, чтобы пассажир не мог их самостоятельно открыть, или иметь специальную сигнализацию, реагирующую на открытие и закрытие, — рассказывает Сергей Мамонов.
По словам эксперта, это новшество повлекло за собой значительные, но «совершенно оправданные» расходы судовладельцев. Кроме того, сами проверки судов стали куда тщательнее — об этом «Известиям» рассказал Иван, старший механик одного из столичных теплоходов.
Теплоход «Булгария», поставленный на мель, в затоне Кирельское рядом с доком. 24 июля 2011 года
— Надзорные органы исследуют любое судно каждые пять лет. Проверяется его обшивка и состояние корпуса. При квалификационном освидетельствовании эксперты даже вскрывают помещения и смотрят состояние судов изнутри, — объясняет Иван.
Кроме того, все суда проходят ежегодные проверки Речного регистра. При малейшем несоответствии РРР их просто не допускают к эксплуатации.
Как обезопасить себя в речном круизе
За десять лет, прошедших с крушения «Булгарии», речной пассажирский флот в России существенно обновился: на реках стали появляться комфортабельные теплоходы. Цены на новых судах нередко оказываются «кусачими», но экономить при выборе круизов Сергей Мамонов не советует.
— Чаще всего за низкой ценой кроется невысокий уровень сервиса: уборка в каюте раз в неделю, хотя по правилам она должна быть ежедневной, плохое питание и так далее, — объясняет эксперт.
Выбирая речной круиз, важно обратиться к хорошему специалисту — профильному турагенту, который может объективно и непредвзято рассказать о теплоходах разных компаний. Но даже максимально взвешенно подобрав тур и оказавшись на борту судна, выбрасывать билет не стоит: он является доказательством факта присутствия пассажира на теплоходе на случай суда — к примеру, для взыскания денежных средств, предупреждает Артем Баранов.
Родственники у мемориала в память о погибших на теплоходе «Булгария» в третью годовщину трагедии в селе Сюкеево в Камско-Устьинском районе Республики Татарстан
Катастрофа на Волге. Как спасались и умирали пассажиры «Булгарии»
Семь лет назад затонул пассажирский теплоход «Булгария». У людей было около трёх минут, чтобы выбраться из огромного корабля, который стремительно скрывался под водой.
Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Григорий Сысоев/Роман Кручинин
10 июля 2011 года совершавший круиз по маршруту Казань — Болгар — Казань двухпалубный пассажирский теплоход «Булгария» затонул на обратном пути. Из-за перегруза, непрофессионализма экипажа и плохого технического состояния судна погибли 122 человека, среди которых 28 несовершеннолетних. Катастрофа стала крупнейшей на Волге по числу жертв в современной России.
Многие ехали в Болгары семьями или шумными компаниями. Те, кто выжил, до сих пор винят себя, что остальных не удалось спасти, даже если это было физически невозможно.
Она была беременна
Теплоход «Булгария». Фото: ©РИА Новости/Антон Тюрин
Евгений и Лейсан Терёшины сыграли свадьбу 25 июня 2011 года, а через пару недель отправились в путешествие. Молодые люди знали, что Лейсан была на 15-й неделе беременности, и подбирали имя будущему ребёнку. Девушка знала, что родится сын, но пока не решалась сказать, — всё хотела сделать сюрприз.
Молодые люди встречались ровно год и жили вместе полгода. Они любили друг друга так сильно, что окружающие говорили, что они как брат и сестра — похожи и внешне, и характером. У них даже отчества были одинаковые — Айдарович и Айдаровна.
Денег особо не было, Женя только недавно устроился на работу, чтобы обеспечивать семью. Решили, что небольшой круиз на теплоходе потянут, — надо же себя порадовать. Да и отправлялись вместе с друзьями.
Евгений и Лейсан Терёшины. Фото: © Соцсети
Утром 9 июля Женя и Лейсан летели сломя голову к речному порту: были уверены, что теплоход отходит от причала в 9:00. Уже на месте вспомнили, что до отправления ещё 12 часов, — «Булгария» стартовала из Казани вечером. Ну что поделать? Пришлось вернуться. Возвращаться перед дорогой считается плохой приметой, но кто об этом в 20 лет задумывается?
И вот он — вечер. На пристани выстроился ряд теплоходов. Все они стояли гордо, прямо и поражали своей какой-то статью, что ли. Поодаль от них примостилась «Булгария». Она словно заманивала людей, «приветливо» наклонившись направо. На крен обратили внимание все пассажиры, правда, значения никто не придал: ну неприятно, но не критично же?!
До Болгар дошли еле-еле. Особо пассажиры не жаловались: многие из них — дети, которые вообще слабо представляют, как должен выглядеть теплоход. Остальные считали, что это просто «неудобства», и продолжали веселиться. Дождь и шторм, конечно, раздражали, но что тут поделаешь, — бывает. В конце концов никто не ждал VIP-судна за тысячу, ну максимум за 3,5 тысячи рублей, уплаченных за путёвку.
Утром 10 июля всех высадили в Болгарах и отправили на экскурсию. Туристы чертовски устали — душно, много ходить, да и у многих был довольно весёлый вечер. Поэтому по возвращении на борт многие просто рухнули отдыхать.
Фото: ©РИА Новости/Григорий Сысоев
Не стал исключением и Евгений, а Лейсан отправилась прогуляться по палубе. Она стала одной из первых, кто увидел, как судно заваливается на бок и наполняется водой. Девушка бросилась в каюту — разбудила спящего мужа. Молодожёны схватились за руки и побежали наверх. Пробежали по коридору по колено в воде, подбирались к двери, ведущей к спасению, как вдруг теплоход пошатнулся, водой захлестнуло всё вокруг.
— Лейсан внезапно исчезла в потоке, она просто выскользнула у меня из рук. Я не удержал её, — рассказывал Евгений Лайфу.
Молодой человек сразу бросился за женой: стал нырять в кромешной темноте в поисках супруги. Под руки попадалась какая-то мебель, чьи-то вещи, и тут вдруг. человек. Схватил за шкирку, вытащил — ребёнок, лет семь. Вытолкнул к выходу. Ещё раз — может, сейчас Лейсан?! Но на Женю посмотрела пенсионерка. Терёшин спас две жизни. Но его родные — жена и неродившийся сын — остались на дне Волги.
Самого парня вынесло воздушной пробкой из подводной могилы. Спустя несколько минут пассажиров подобрала «Арабелла». Когда сошли с неё, на берегу уже стояли родственники и его, и жены. Молодого человека увезли в больницу. Две недели под капельницами, работа с психологом из Москвы, непрекращающиеся кошмары во сне. Последние, впрочем, виделись ещё не один год.
Родственники жертв и сотрудники спасательных служб встречают теплоход «Арабелла», который доставил пострадавших с затонувшего судна «Булгария» в речной порт Казани. Фото: ©РИА Новости/Роман Кручинин
Жену похоронили на родине матери в посёлке Апастово. Женя же не мог представить, что делать. Покончить с собой? Пойти и разнести к чёртовой матери офис турфирмы, которая продала путёвки, зная, что теплоход может утонуть? Всё время его оберегали и родители, и родные жены.
— Как-то Лейсан приснилась своей маме и поручила ей: «Смотрите там за ним, оберегайте», — вспоминал Евгений.
Он не раз говорил, что, если бы только успел, постарался как можно больше раз сказать Лейсан, как он её любит.
Опоздай. Просто опоздай
Айгуль Исмагилова и её двоюродная сестра Альбина Филягина отправились в путешествие с друзьями — недавно сыгравшими свадьбу Женей и Лейсан Терёшиными. Также ехали коллеги Айгуль и её молодой человек Руслан Косанов. Влюблённые были знакомы уже шесть лет, 12 августа должна была состояться свадьба. Отмечать хотели в ресторане с названием «Булгар».
Девушка к двадцати трём годам окончила Казанский кооперативный институт, работала в магазинах, на производстве, успевала шить, вязать себе и другим. Очень любила купаться. Так что прогулка на теплоходе по любимой Волге для неё казалась чудесным вариантом отдыха.
Айгуль Исмагилова и Лейсан Терёшина. Коллаж © L!FE Фото: ©РИА Новости/Пресс-служба МЧС РФ © vk.com/»БУЛГАРИЯ» Память, Помощь, Правда
Родители, которые всегда демократично относились к поездкам девушки, на этот раз вели себя странно: мать не хотела отпускать, а отец, как позже выяснилось, безостановочно повторял мысленно: «Опоздай, ну опоздай же». Девушка приехала на речной вокзал за несколько минут до отправления.
Теплоход как-то не внушал доверия, но ребята, подшучивая про «Титаник», двинулись на борт. На то, что судно кренится, старались не обращать внимания: ну и правда, что тут сделаешь — бывает.
В Болгаре молодые люди отстали от экскурсии и рисковали не успеть на теплоход, но заплатили таксисту по двойной таксе, чтобы не опоздать.
Девушки прогуливались по палубам, когда увидели, как теплоход слишком сильно стал наклоняться. Они бросились в каюты, пробираясь через потоки воды, хлеставшие из дверей. Вся компания бросилась к выходу.
Капитан теплохода «Булгария» Александр Островский. (Фото из архива). Фото: ©РИА Новости/Антон Тюрин
Альбина ухватилась за лестницу, при этом держа сестру за руку. Вдруг хлынул мощный поток воды, из-за которого руки расцепились. Короткий крик, который вскоре исчез под водой.
Альбина даже не могла броситься за сестрой — не умела плавать. Руслан искал возлюбленную, но безуспешно. Айгуль так и не выбралась. Альбине и Руслану удалось спастись. Руслан потом долго ещё не мог говорить, только смотрел на воду, надеясь, что каким-то чудом его невесту доставят на берег живой.
О том, как и чем сейчас живёт Альбина, ничего не известно. О Руслане, впрочем, тоже немного. Судя по его странице в одной из соцсетей, в 2012-м году он начал встречаться с девушкой, в 2014-м женился. И просто пытается жить дальше.
Фото: ©РИА Новости/Пресс-служба МЧС РФ
Сиринэ Шарапова с 11-летней дочкой Камилой и мужем Ниязом отправилась в небольшое путешествие на «Булгарии» вместе с 37 другими семьями сотрудников завода, поставляющего строительные материалы на универсиаду. Так на предприятии решили поощрить людей, усиленно работающих перед спортивным мероприятием.
У Шараповых как раз сорвался отпуск в Крыму, так как Сиринэ попросту не успевала всё закончить. Поэтому решили прокатиться на «Булгарии» — хоть что-то. Вообще, 46-летняя мать семейства всегда думала совершить длинное путешествие по воде. Вся семья плавала хорошо.
— Даже если что-то случится — выплывем, — уверенно говорила она.
Нияз за 13 лет вместе привык, что жена всегда была активной. На теплоходе, машине, поезде — как угодно. Она летать только не любила: боялась разбиться.
Фото: ©РИА Новости/Роман Кручинин
— Жизнь с ней никогда не была серой. Конечно, без трудностей не обходилось, на блюдечке нам ничего не приносили. Но Сиринэ была мудрой. Всегда могли сесть вдвоём — всё обсудить и решить, — рассказывал позже Нияз «Аргументам и фактам».
Он занимался бизнесом, так получалось, что чаще мог уехать с работы, чтобы забрать дочь с танцев, из школы. Даже получалось пару часов погулять и посекретничать.
— Шли пешком и разговаривали обо всём на свете. Она хорошо училась. Год с одной четвёркой закончила. Занималась танцами, играла на пианино, — вспоминает мужчина.
Дочь женщины от первого брака — Гузель — позже рассказывала, как Камилу в семье называли «будущий президент», — девочка была крайне ответственна. Делать уроки или разучивать очередную мелодию шла сама, без напоминаний. А вот на каникулы её в этот раз никуда не получалось свозить, как-то поощрить. И тут звонит супруга и радостно сообщает, что они едут на день на теплоходе до Болгара.
— Ну хоть дочка развеется, — подумал тогда Нияз.
Да и жене нужен был отдых: в последнее время постоянно родственники умершие снились. Могла несколько раз за ночь проснуться. В семье думали, что это от нервов: очень переживала из-за работы, хотела, чтобы всё успели в срок.
Мысли, которые преследовали Шараповых по пути в Болгар: не теплоход, а сплошное разочарование, питание скудное, обстановка самая простецкая, судно кренится всё время. Ладно, в следующий раз можно поехать на нормальном.
Внутреннее убранство кают (средняя палуба). Коллаж © L!FE Фото: ©РИА Новости/Пресс-служба МЧС РФ © vk.com/»БУЛГАРИЯ» Память, Помощь, Правда
Экскурсия в Болгаре была интересная, но выматывающая, поэтому семья без сил рухнула в каюте вскоре после возвращения на борт. Болтали о делах, когда всё вдруг начало переворачиваться.
Семья успела надеть жилеты и побежать к палубе. Камила держала папу за руку, чуть поодаль находилась супруга. Вдруг по борту прошла огромная волна, из-за чего руки расцепились. Самого Нияза сбило с ног.
— Встану на ноги и всё исправлю! — вертелось в голове.
Тем временем по борту летели обломки мебели, какой-то мусор. Свет выключился, вода безостановочно прибывала. Поиски дочери и жены в кромешной темноте не принесли ничего. Всё произошло за пару минут. В какой-то момент над головой Нияза появился свет. Направился туда, вспомнив о пожилой маме, у которой, кроме него, никого не осталось.
Как их спасли и доставили на берег, мужчина практически не помнит. В памяти отпечаталось только то, как все, кто спасся, держались за надувные плоты и не могли перестать плакать, — ведь все понимали: шансов, что их близкие выберутся из этой подводной железной могилы, практически нет.
Жену и дочку привезли в первой группе погибших. Их опознали сразу. Когда проходили похороны, очевидцы, случайно заметившие, как увозят гроб жены, спрашивали, не министр ли какой умер: уж больно много народу собралось — человек 400.
А Нияз стоял и думал, что больше не знает, ради чего ему жить. И за что его так наказали.
Фото: ©РИА Новости/Максим Богодвид
Алмаз Хайретдинов из Арска в четыре года остался без родителей из-за трагедии на Волге. Родные только через год решились сказать мальчику, что мама Раиля и папа Айнур больше никогда не вернутся.
— Спите спокойно, мамочка и папочка, — сказал ребёнок, уезжая с могилы.
Отдыхать на «Булгарии» поехали 28-летний Айнур с Раилей, которая на год его младше. В двухдневное путешествие их позвала сестра Айнура Ильмира и её супруг Альберт Аглиев. Сначала мужчины и вовсе думали отказаться от затеи: не было кают с душем. Но потом под уговоры жён согласились.
Чего-то особенного о начале поездки они не помнят: на крен не обращали особого внимания, а вечером, как и многие, поужинали, потанцевали. Утром погуляли по Болгару. А по возвращении решили посидеть в каюте у брата и его жены. Супруги уже думали пойти к себе, когда услышали: «Все на левый борт!»
Аглиевы бросились в свою каюту, что по соседству, за спасательными средствами. Затем понеслись наверх. В коридоре Раили и Айнура не было — наверное, наверху уже, решили супруги.
— Поток воды почему-то шёл снизу — как фонтан. Мы выскочили на палубу, поплыли. Если бы не муж, я бы не вынырнула с опрокинувшегося корабля, — призналась Ильмира, которая плохо умела плавать.
Фото: ©РИА Новости/Роман Хасаев
Они спаслись в той катастрофе. А вот родители Алмаза остались на дне Волги.
— Мать Раили кричала мне в лицо: «Зачем ты выплыла, зачем вернулась, если не спасла своего брата?!» — рассказывала позже МК Ильмира.
Общая трагедия не объединила семью. Бабушки мальчика — Рамзия Шамсутдинова и Дания Хайретдинова — ещё на поминках начали выяснять, кто же будет опекуном ребёнка. Рос он вместе с родственниками отца, но бабушка по материной линии не собиралась отказываться от внука. Как-то договориться, чтобы он был и с теми, и с другими, было невозможно.
Суд в итоге вынес решение в пользу родственников отца. Мальчик до сих пор живёт с ними. А его тетя в соцсетях выкладывает снимки — вот родственники собрались за большим столом, вот — Алмаз во время выступления кружка, видимо, по народным танцам, вот мальчик тренируется.
Все дети, которые остались сиротами после крушения «Булгарии», были взяты под временное опекунство: в восьми случаях их забрали бабушки, в одном — тётя.
Фото: ©РИА Новости/Роман Хасаев
Владельцем теплохода значилось «Камское речное пароходство», а арендовал (фрахтовал) её «Агроречтур» во главе со Светланой Инякиной. Как позже утверждали спасшиеся члены экипажа, именно «Агроречтур» отдал капитану распоряжение выпускать судно из Болгара, несмотря на его опасения. В противном случае он мог поплатиться работой и кошельком. В июле 2014 года глава компании получила 9,5 года колонии за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
В сентябре 2015 года СМИ сообщали, что Инякина попала под амнистию в честь 70-летия Победы, а срок наказания ей уменьшили на треть. Родственники жертв крушения назвали это плевком в душу. В интервью ещё в 2012 году она призналась, что хочет и дальше заниматься речными судами. Как выйдет на свободу.
Старпома судна — Рамиля Хаметова — приговорили к 6,6 года заключения, но в 2015-м сократили срок до 4,7 года.
Чиновники Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семёнов в феврале этого года вышли на свободу. Каждого из них приговорили более чем к пяти годам тюрьмы, однако позже зачли время, проведённое в СИЗО.