какое стихотворение пушкина посвящено теме поэта и поэзии

ГДЗ литература 9 класс, Коровина; поэзия XIX века. Расскажите о стихотворении Пушкина

Расскажите о стихотворении или стихотворениях Пушкина, посвящённых поэту или поэзии. В чём их пафос?

Тема поэта и поэзии, размышления о роли поэта в мире были очень важны для Пушкина. Жизнь и поэзия для него были «одно». То, что ещё в Лицее Пушкин осознал себя Поэтом, которого «благословил» на творчество Г. Р. Державин, наложило особый отпечаток на его мировоззрение. В лирике Пушкина множество стихов посвящены теме поэта и поэзии, среди них такие знаменитые, как «Пророк», «Поэт», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ».
В стихотворении «Поэт» поэт изображён как человек, одновременно принадлежащий двум мирам: реальному и поэтическому. Автор признает за ним право быть «малодушно» погруженным «в заботах суетного света». Однако поэт тут же забывает о светской суете, когда чувствует приближение вдохновения. В этот момент он чудесно преображается. Он уже не властен над собой, его «чутким слухом» правит «божественный глагол». Он бежит от людей, от общества, ищет уединения в природе. Он полон «лирического волнения», и, кажется, лишь в эти мгновения живет настоящей жизнью.
Творчество, творческое вдохновение, Пушкин воспринимает как нечто, данное поэту свыше. Поэт у Пушкина не сам придумывает слова, он слышит «божественный глагол». Поэтому поэт нередко сравнивается с Пророком. Образу поэта-пророка посвящено стихотворение «Пророк». Высокий стиль стихотворения, его торжественная интонация показывают, каким значительным содержанием наполнена для Пушкина пророческая роль поэта. Предназначение поэта в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Поэтическое творчество превращается в служение, исполнение божьей воли. Перед этим поэт, томимый «духовной жаждою», должен пройти ряд мучительных превращений. Шестикрылый серафим вырывает у пушкинского пророка его грешный язык, «и празднословный, и лукавый». На его место ангел вкладывает «жало мудрыя змеи», ведь устами поэта говорит сам Господь. Пушкинский поэт обладает сверхъестественными способностями:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
С одной стороны, так, метафорически, Пушкин описывает поэтическое воображение, ведь сила мысли способна за секунду преодолевать любые физические и временные расстояния. В своих творениях поэт может рассказать и о древней старине, и о заморских странах, где он никогда не бывал. Однако все это должно только помогать поэту, осуществлять его божественное предназначение, провозглашать истину, никого и ничего не боясь.

Источник

Какое стихотворение пушкина посвящено теме поэта и поэзии

Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чём их произведения созвучны пушкинскому стихотворению «Поэту»?

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Укажите классический лирический жанр, к которому относится стихотворение А. С. Пушкина «Поэту».

Данное стихотворение относится к жанру «послание». Дадим определение.

Послание — это литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.

Возможно определение жанра этого стихотворения и как «сонета».

Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой образное определение (например: «толпы холодной»).

Такое средство называется эпитетом. Дадим определение.

Эпитет — это определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным.

Что имеет в виду лирический герой стихотворения, призывая поэта «не дорожить любовию народной»?

И плюет на алтарь, где твой огонь горит.

Именно поэтому лирический герой призывает быть независимым от толпы, любовью толпы не надо дорожить, потому что она непостоянна.

Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором затронута тема высокого назначения поэта. В чём сходно (или различно) звучание темы поэта и поэзии в этом произведении и в приведённом стихотворении Пушкина?

Тема высокого предназначения поэта затрагивается во многих произведениях русской литературы. Например, в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк» описывается нелегкая судьба творца, которому на протяжении всей жизни приходится сталкиваться с непониманием, осуждением и презрением со стороны окружающих. Лермонтов пишет об избранничестве и особом даре поэта. Он наравне с природой познает смысл бытия:

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами весело играя.

Та же мысль звучит и у Пушкина:

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум.

Оба автора выражают общую мысль: истинный творец должен быть равнодушен к толпе, не мечтать о славе и всегда следовать лишь зову сердца.

Тема высокого предназначения поэта затрагивается во многих произведениях русской литературы. Например, в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк» описывается нелегкая судьба творца, которому на протяжении всей жизни приходится сталкиваться с непониманием, осуждением и презрением со стороны окружающих. Лермонтов пишет об избранничестве и особом даре поэта. Он наравне с природой познает смысл бытия:

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами весело играя.

Та же мысль звучит и у Пушкина:

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум.

Оба автора выражают общую мысль: истинный творец должен быть равнодушен к толпе, не мечтать о славе и всегда следовать лишь зову сердца.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа2
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа,

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

1
Не названо произведение, и не указан его автор,

И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

0
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют4
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

3
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

И/ИЛИ допущены две фактические ошибки

2
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения

И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного)

И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0
Максимальный балл8

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Источник

Вопрос 18. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Рассматриваются вопросы: 1. В чём сущность самого процесса творчества? Какими духовными качествами должен обладать поэт? Каково должно быть его отно­шение к окружающему миру? Каково должно быть содержание поэтических произведений? В чём заключаются заслуги поэта перед своим народом? — вот важнейшие вопросы, которые ставит и разрешает Пушкин в своих произведениях о поэте и поэзии. 2. Анализ стихотворений «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Памятник» (1836).

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 18. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина»

Вопрос № 18. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Тема творчества (о назначении поэта и по­эзии) привлекала многих поэтов. Она занимает значительное место и в лирике Пушкина. О вы­соком предназначении поэзии, ее особой роли: «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » (1836). Поэзия — трудное и ответственное дело, считает Пушкин. А поэт от­личается от простых смертных тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек. Своим даром поэт воздействует на него, он спо­собен «глаголом жечь сердца людей». Однако талант поэта не только дар, но и тяжелая ноша, большая ответственность. Его влияние на людей столь велико, что поэт сам должен быть приме­ром гражданского поведения, проявляя стой­кость, непримиримость к общ. неспра­ведливости, быть строгим и взыскательным судьей по отношению к себе. Истинная поэзия, по мнению Пушкина, должна быть человечной, жизнеутверждающей, пробуждать добрые гу­манные чувства.

В стихотворениях «Свободы сеятель пустын­ный. » (1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » (1836) Пушкин рассуждает о свободе поэт. творчества, о сложных взаи­моотношениях поэта и власти, поэта и народа.

Вполне понятен интерес Пушкина к теме поэта и поэзии. Один из гениальнейших поэтов мирового значения, прекрасно знакомый с поэзией всех времён и народов, всю свою жизнь посвятивший по­этическому творчеству, он написал более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии.

«Разговор книгопродавца с поэтом» (1824),

«Памятник» (1836) — вот важнейшие из стихотворений Пушкина на эту тему.

В чём сущность самого процесса творчества? Какими духовными качествами должен обладать поэт? Каково должно быть его отно­шение к окружающему миру? Каково должно быть содержание поэтических произведений? В чём заключаются заслуги поэта перед своим народом? — вот важнейшие вопросы, которые ставит и разрешает Пушкин в своих произведениях о поэте и поэзии.

«Разговор книгопродавца с поэтом» (1824)

Для определения позиции поэта в обществе очень важен его «Разговор книгопродавца с поэтом». В представлении многих современников Пушкина вдохновение поэта и его материальны, расчёты никак не согласовывались. Пушкин, вставший на путь писателя-профессионала, смотрел иначе. Он различал в поэтическом труде две стороны: самый творческий процесс и результат этого процесса — «рукопись»:

Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать.

Право на оплату труда представлялось поэту естественным и законным, так как обеспечивало ему независимость.

«Пророк» – одно из лучших стих-й Пуш­кина о духовных качествах и назначении поэта. Поэт должен

стремиться к знанию и мо­ральной чистоте («духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился»);

обладать гениальной прозорливостью, способностью видеть и понимать то, что часто недоступно обычным людям («Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы. »; «Моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон. »);

обладать душой, способной глубоко чувствовать и переживать («И угль пылающий огнём во грудь отверстую водвинул»);

и даром речи: осн. назначение поэта — «глаголом жечь сердца людей», то есть нести людям правду, бороться со злом в жизни, способствовать её прогрессу.

В конце своего пребывания в Михай­ловском Пушкин пишет стихотворение «Пророк».

«Пророк» написан в библейском стиле и своим сюжетом от­части восходит к библейским сказаниям. Стих-е основано на сравнении поэта с пророком (у древ­них — это народные вожди, глашатаи самых высоких истин). Поэты должны быть мудрыми и правдивыми, все знать и все видеть («И внял я неба содроганье. И дольней лозы прозябанье. »).

Сравнение поэта с пророком не было новым у Пушкина. В русской поэзии начала XIX в. оно встречается довольно часто. Но никто до Пушкина — да и после него — не говорил на эту тему с такой силой, с такой поэтической проникновенностью. «Пророк» — это и выражение глубокой мысли автора, и вдохновенное воззвание его к братьям по поэзии. Когда Пушкин писал это стихотворение, он не просто думал о высоком назначении поэта и поэтической деятельности, но и истинно верил в него. Недаром в словах, которыми он выразил свою веру, мы ощущаем живые следы волнения:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли.

Глаголом жги сердца людей.

Тема. А. С. Пушкин. Стихотворение «Пророк» (1826)

Поэт — не игрушка в руках «толпы»; не ее минутная забава. Он свободный творец, мыслитель и философ, выразитель общенациональных интересов, обличитель и «пророк» высших истин. Таким представлялся Пушкину идеал поэта.

Мыслью о высоком общественном назначении поэзии пронизано его стихотворение «Пророк».

В бумагах Пушкина сохранилась такая запись от 29 июля 1826 г.: «Усл. О с. Р. П. М. К. Б.», т. е. «услышал о смерти Рылеева, Пестеля, Муравьева, Каховского, Бес­тужева», которые были казнены 13 июля по Приговору Верховного уголовного суда, и весть об этом дошла до Михайловского, где находился Пушкин. Казнь пятерых руководителей декабристов — со всеми ими Пушкин был знаком — потрясла поэта. Приблизительно в это же вре­мя Пушкин узнал о сибирской ссылке близких друзей — И. И. Пущина, В. К. Кюхельбекера и других. «Не­посредственным откликом Пушкина на разгром декабристов и стило его стихотворение «Пророк», написанное в Михайловском около 24 июля — 3 сентября 1826 г.

Теперь прочитаем это стихотворение.

1. Работа над лексикой стихотворения

Церковнославянские слова и выражения: «духов­ной жаждою томим», «влачился», «шестикрылый сера­фим», «перстами», «зениц», «отверзлись», «вещие зени­цы», «внял», «горний», «дольней», «прозябанье,» «десни­цею», «виждь», «внемли», «глаголом».

Как понять выражение «духовная жажда»? (Неудо­влетворенность, мучительная, душевная тоска.)

«То­мим»— как понять это слово?

Какой названа пустыня? («Мрачной» — так воспринимает ее поэт, это тоже ха­ракт-ет его настроение.)

Как понимать выражение «влачился»? Попробуем объяснить это слово сперва в другом контексте. Рисуя подневольный труд крепостного крестьянина в стихотво­рении «деревня», Пушкин пишет:

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Подумайте: как идет крестьянин, работая господским плугом на господской земле? Тащится, идет с трудом. Так тащится, идет с трудом по пустыне томимый духов­ной жаждой поэт.

«Шестикрылый серафим» — персонаж в христианской мифологии; изображается на иконах шестикрылым. Сло­во «перепутье» попросим объяснить самих учащихся. Поясняем слова: «перстами», «зениц», заменяя их со­вр. словами — пальцами, глаз. «Вещие зени­цы»— «видящие скрытое для других».

Объясните сравнение: «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы». (Какое вообще зрение у орла? Какое зрение у орлицы, испуганной за своих птенцов?)

2. Анализ стихотворения

Поэт, изображаемый в образе библейского пророка, встречает в пустыне серафима. Серафим благодатной силой перерождает его и сообщает ему:

1) дар прозорливости и наблюдательности (духовное зрение),

2) дар глубокого понимания природы (чуткий слух),

3) дар мудрой и проникновенной речи (огненный язык),

4) дар глубоких пере­живаний (впечатлительное сердце).

Только при наличии всех этих даров пророк (поэт) может выполнить своё высокое назна­чение: «Глаголом жги сердца людей».

Какие новые звуки услышал поэт после того, как серафим коснулся его ушей? («Содроганье неба», «горний ангелов полет», «гад морских подземный ход», «дольней лозы прозябанье».)

Слышит ли все это ухо обыкновенного человека? Разберем отдельные выражения. «Неба содро­ганье»— сотрясение неба.

Идет ли здесь речь о громе? (Нет, потому что гром слышит любой человек.) Значит, здесь говорится о том, что происходит в глубинах неба, во всей вселенной. «Горний ангелов полет» — полет, про­исходящий в вышине. «Дольней лозы прозя­банье»: «дольней» — прилагательное от слова дол — до­линный; «прозябанье» — действие по глаголу прозябать — расти, произрастать.

Как характеризует Пушкин язык поэта? («. и. вырвал грешный мой язык, и празднословный, и лукавый») «Празднословный» — если учащихся затруднит определе­ние смысла этого слова, то разъясним по «Словарю языка Пушкина» (III, 644): «празднословие — склонность к праздным, пустым разговорам, речам».

«Жало мудрыя змеи». Змея в народных легендах, сказках, баснях является олицетворением мудрости («будьте кротки, как голуби, и мудры, как змии»). «Муд­рыя змеи» архаическая форма, современная — «мудрой змеи». «Десница» — рука; иногда это значит правая рука.

Какая разница между старым, «трепетным» сердцем и новым сердцем поэта? («Угль, пылающий огнем».) Это — горящее любовью к людям, ненавистью к неправде, сердце поэта-пророка.

«Виждь», «внемли» — повелительное наклонение от глаголов «видеть» и «внимать» — «Слушая чьи-нибудь слова, речь, отзываться, откликаться на них, принимать их во внимание».

Раскрывая идейный смысл стих-я, обратим особое внимание на новые качества поэта-пророка.

Но почему все-таки речь идет о пророке (и стих-е называется не «Поэт», а «Пророк»)? По религиоз­ным представлениям, «пророк — провозвестник и истол­кователь воли божества». Значит ли это, что стих-е носит религ. характер? Нет, библей­ские образы и язык нужны здесь Пушкину для характе­ристики высокого назначения поэзии и поэта. Именно с этой целью Пушкин широко использует славянизмы, христианско-мифологическую образность, создавая тор­жественный гимн во славу истинного поэта — выразителя высшего, «божьего, суда» — суда истории. Поэт — носи­тель подлинной правды, он единственный судья над всеми, воплощение высшей справедливости. В минуты вдохновения поэт становится пророком, он обладает всезнанием, высшей мудростью, ему понятны законы — природы и людской жизни, у него дар сердцеведения, он может «жечь» своим словом сердца людей — сердце у него горящее любовью к людям и ненавистью к неправде и злу в общественной жизни, он знает и возвещает людям правду.

Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, опреде­лял и его собственное поведение и роль в общественной жизни эпохи. Пушкин утверждал независимость и свобо­ду своего творчества, право суда над окружающей его жизнью, право приговора ей.

Стих-е «Пророк» было напечатано в том виде, в каком мы читали его на уроке. Но есть сведения, что «Пророк» заканчивался четверостишием, которое не мог­ло быть напечатано при жизни Пушкина и не сохрани­лось в его рукописях. В ночь с 3 на 4 сентября 1826 г. в село Михайловское фельдъегерь привез Пушкину предписание выехать в Москву. Там поэт был немедленно привезен во дворец, где состоялась его длительная беседа с царем. Мы не имеем исчерпывающих данных об этой беседе — Пуш­кин не оставил изложения ее, но мы знаем, что Пушкин ехал во дворец со сложными чувствами. Он не знал, как бу­дет встречен царем. Если отношение к нему будет поло­жительным, Пушкин готов был дать обещание держать свой образ мыслей про себя и «безумно не противоречить общепринятому порядку». В случае отрицательного отно­шения к нему Пушкин решил вручить царю окончание «Пророка» и разделить участь декабристов. В его карма­не лежал листок с последним четверостишием «Пророка»:

Восстань, восстань, пророк России!

В позорны ризы облекись,

Иди и с вервием вкруг выи

К царю-губителю явись.

Поясняем непонятные слова: «риза» — одежда, в дан­ном случае «позорная риза» — одежда осужденного на казнь; «облекись» — оденься; «вервие» — верёвка, «выя» — шея (вожди декабристов были повешены).

Это четверостишие сохранилось в памяти друзей Пушкина, может быть, оно входило в состав другого стихотворения. Есть сведения, что под заглавием «Про­рок» Пушкиным были написаны четыре стихотворения, из которых мы знаем только одно. Возможно, что руко­писный текст «Пророка» начинался иначе, чем печатный: не «Духовной жаждою томим. », а «Великой скорбию томим. » (эта строка сохранилась в записи Пушкина). Слова о «великой скорби» могут быть, конечно, отнесены только к расправе с декабристами. Стихотворение «Про­рок», даже в его печатном тексте, является прямым от­ветом Пушкина на эту расправу.

4. Анализ интонации и синтаксиса стихотворения

Особенностью синтаксиса стихотворения является его построение по принципу анафоры (единоначатия). 13 стихотворных строк в «Проро­ке» начинается союзом и. Это почти половина стихотворения. Прием анафоры хорошо передает взвол­нованность, эмоц. напряженность речи про­рока.

Поэт — носи­тель подлинной правды, он единственный судья над всеми, воплощение высшей справедливости. В минуты вдохновения поэт становится пророком, он обладает всезнанием, высшей мудростью, ему понятны законы природы и людской жизни, у него дар сердцеведения, он может «жечь» своим словом сердца людей — сердце у него, горящее любовью к людям и ненавистью к неправде и злу в общественной жизни, он знает и возвещает людям правду.

Лир. стихотворение — это монолог поэта-пророка. Во всем стихотворении выдержана интонация библей­ской речи, передающая суровость и торжественность мо­нолога; особенно ярко звучат строки заключительного четверостишия. Все стихотворение как бы готовит к этим заключительным строкам.

Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, опреде­лял и его собственное поведение и роль в общественной жизни эпохи. Пушкин утверждал независимость и свобо­ду своего творчества, право суда над окружающей его жизнью, право приговора ей.

Стихотворение «Поэт» (1827) — квинтэссенция пушкинских размыш­лений о сущности поэта. Поэт предстает в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделенным частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «де­тей ничтожных мира». Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение.

Поэт преображается — это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол»; Прежнюю жизнь он оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает — он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в котором нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:

Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел.

Он становится гордым, «диким и суровым», то есть погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует оди­ночества, свободы от повседневности. Вспомним замечательный слова из стихотворения «19 октября» (1825):

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво.

Поэт бежит от мирской суеты «на берега пустынных волн, /В широко-шумные дубровы. «. Конечно, берега и дубровы, куда устремлен поэт, — поэтическая условность, символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал «звучнее голос лирный, / Живее творческие сны». Услышать мир и выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот, Пушкин как бы «останавливает мгновенье» — перед нами поэт, запечатленный в момент вдохновения: он «и звуков и смятенья полн». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют: психологические детали, передающие начало творческого процес­са, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные звуки.

В стихотворении «Поэту» нашёл выражение взгляд поэта на независимость его творчества от оценки «толпы». Поэт независим и свободен:

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Ты сам свой высший суд.

Гордую мысль о независимости творчества поэта нельзя рас­сматривать как выражение пренебрежения к мнению общества, как защиту теории «искусство для искусства». Это защита от неразумного права невежественной, равнодушной, «холодной» толпы вмешиваться в творчество поэта. Это защита от «суда глупца» и от правительственной опеки. Другими словами, это та мысль о независимости поэта, которая проходит через всё творчество Пушкина.

В 30-е годы особенно обострились отношения у поэта с дворянским обществом. Поэт чувствует своё одиночество, его творчество не понимают. Ему нет «отзыва». В стихотворении «Эхо» и нашло своё выражение это настроение Пушкина.

Что общего находит Пушкин между эхом и поэтом?

Какими общественно-полит. условиями жизни вы­звано было одиночество поэта в эти годы?

В каких кругах русского общества 30-х годов не находил поэт «отзыва» себе?

4. Где же он мог найти этот «отзыв»?

5. Какой приём поэтической речи лежит в основе стихотворе­ния «Эхо»?

Пушкин видит общее между эхом и поэтом в том, что оба они отзываются на все явления жизни (рёв зверя, звуки рога, гром, песни девы, голос бури, крик сельских пастухов), но им нет отзыва.

Такой мрачный взгляд на отношение к поэту со стороны об­щества был вызван тяжёлыми условиями общественно-политической жизни России после разгрома декабристов.

Поэт чувствовал себя одиноким среди светского общества. Оно не понимало и не ценило его поэтических созданий, было вражде идейной направленности его творчества.

Поэт мог найти «отзыв» себе среди небольшой группы передо­вых людей начала 30-х годов, революц. разночинцев и дво­рянских революционеров. Однако первые (Белинский) ещё не играли руководящей роли в общественном движении, их ещё не знал поэт. Вторые же были разгромлены, часть их была уничто­жена, часть её находилась в заключении, остальные уже не могли играть заметной роли в общественной жизни. Отсюда чувство одиночества поэта, так не свойственное ему, далёкое от его твёрдой уверенности в важности и ценности для общества его поэтической деятельности («Пророк»).

В основе стих-я лежит приём развёрнутого сравнения, дающий поэту возможность выразить свою мысль о непонимании дворянским обществом его поэзии, о разрыве его с этим обществом («Таков и ты, поэт!»).

Дата написания – 21 августа 1836 г. Произведение является как бы поэтическим выражением многолетних раздумий гениального поэта над вопросами о назначении искусства, о существеннейших сторонах своего творчества, о своих заслугах перед родиной и народом. Стихотворение стало как бы его поэтическим завещанием. Создавая свое стихотворение, Пушкин имел пред­шественников. Еще в античные времена римский поэт Гораций написал оду «К Мельпомене», в которой говорил о поэзии и о своих собственных поэтических заслугах. Оду перевел на рус­ский язык Ломоносов, а позднее свободно переложил Державин. К тексту Державина пушкинское стихотворение ближе всего. Из этого, однако, не следует, что пушкинский «Памятник» является подражанием Державину (или, тем более, Горацию). «Памятник»— вполне оригинальное произведение.

«Памятник» Пушкина — вольное переложение оды римского поэта Горация, начальные слова которой (Exegi monumenturn, т. е.: воздвиг я памятник) Пушкин поставил эпиграфом к сво­ему стихотворению.

Гораций видел свою заслугу в том, что он перенёс в Италию греческую лирику (применил «Эолийский напев к итальянской песне»).

Державин ставил себе в заслугу то, что он осмелился славить простым слогом императрицу, излагать в стихах религ. темы и говорить истину царям «с улыбкой», то есть в благожела­т. Тоне:

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

В идейном и худ. отношении «Памятник» Пушкина выше стихотворений Горация и Державина.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Какова основная мысль этого произведения?

Какие стороны своего творчества поэт считает самыми цен­ными, дающими ему право на посмертную славу?

Какие факты из жизни и творчества поэта дали ему право говорить о «непокорной главе» его памятника?

Как относились многие современники к поэту, судя по смыслу последней строфы?

Почему поэт только в будущем рассчитывал на полное при­знание его деятельности?

Почему только в наши дни оправдались надежды поэта на его всенародн. известность и славу?

При помощи каких худ. средств поэт сумел придать своему произв-ю торжеств. тон?

Чем отличается «Памятник» Пушкина от стих-я Горация и Державина на ту же тему?

Основная мысль этого произведения: народ всегда будет обращаться к его произведениям, находя в них богатые духовные и худ. ценности (к нерукотворному памятнику «не зарастёт народная тропа»).

Проблема поэтической славы, поэтического бессмертия: преодоление смерти через славу.

Жанр — ода. Жанровая специфика стихотворения продиктована традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина «Па­мятник», которое, в свою очередь, является переделкой оды Горация «К Мельпомене», известной русскому читателю по переводу Ломоносова.

Наиболее ценными сторонами своего творчества поэт считает:

пробуждение «добрых чувств» (нравственное облагораживающее влияние на общество);

прославление свободы в жестокий век (рево­люционный патриотизм);

призыв к милосердию, защита слабых и угнетённых (гуманизм).

Поэт имел право говорить о «непокор­ной главе» своего памятника. Никакие преследования со стороны правительства и его прислужников не могли сломить поэта. До конца дней он оставался верен своим прогрессивным убеждениям.

Многие современники поэта из среды реакционного дворянства не ценили его творчества, преследовали его клеветой, стремились нанести ему незаслуженные обиды. Своё отношение к ним Пушкин выразил в последней строфе стихотворения «Памятник» («хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца»).

Поэт видел, что его творчество не понимают многие его совре­менники. Он знал, как мало грамотных людей среди простого на­рода, тем не менее он верил в великое будущее русского народа, в непрерывный прогресс его. Он надеялся, что все народы России будут приобщены к культуре и просвещению.

Торжественный тон «Памятника» создаётся подбором поэти­ческих средств, соответствующих идейному содержанию стихо­творения. Среди этих средств значительную роль играют:

обращение к античным образам («Веленью божию, о муза, будь послушна»),

использование архаических слов и выражений (воздвиг, глава, столп, всяк сущий в ней язык…),

применение инверсии (памятник нерукотворный, главою непокорной и др.).

эпитеты: памятник нерукотворный, душа в заветной лире, в мой жестокий век, главою непокорной

метонимия: Что чувства добрые я лирой пробуждал.

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян и финн, и ныне дикой

Тунгус и друг степей калмык.

Веленью Божию, о муза, будь послушна.

Стих-е написано катренами, причем первые три строки — традиционным одическим размером — 6-стопным ямбом (алек­сандрийским стихом), — а последняя строка — 4-стопным ямбом.

ГОРАЦИЙ (перевод Ломоносова):

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон согреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид,

Ни вихрь его, ни фон не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя» сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай. («Памятник», 1795)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *