какое стихотворение принадлежит есенину
Неизвестные стихи Есенина
Ты только хрюкнул на Христа.
ПОСЛАНИЕ «ЕВАНГЕЛИСТУ» ДЕМЬЯНУ[1]
Я часто думаю, за что Его казнили?
За что Он жертвовал Своею головой?
За то ль, что, враг суббот, Он против всякой гнили
Отважно поднял голос Свой?
За то ли, что в стране проконсула Пилата,
Где культом кесаря полны и свет и тень,
Он с кучкой рыбаков из бедных деревень
За кесарем признал лишь силу злата?
За то ли, что Себя на части разделя,
Он к горю каждого был милосерд и чуток
И всех благословлял, мучительно любя,
И стариков, и жён, и крохотных малюток?[2]
Демьян, в «Евангельи» твоём
Я не нашёл правдивого ответа.
В нём много бойких слов, ох как их много в нём,
Но слова нет, достойного поэта.
Я не из тех, кто признаёт попов,
Кто безотчётно верит в Бога,
Кто лоб свой расшибить готов,
Молясь у каждого церковного порога.
Я не люблю религию раба,
Покорного от века и до века,
И вера у меня в чудесные слова —
Я верю в знание и силу Человека.
Я знаю, что стремясь по нужному пути,
Здесь на земле, не расставаясь с телом,
Не мы, так кто-нибудь другой ведь должен же дойти
К воистину божественным пределам.
И всё-таки, когда я в «Правде» прочитал
Неправду о Христе блудливого Демьяна —
Мне стало стыдно, будто я попал
В блевотину, извергнутую спьяну.
Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос
Далёкий миф — мы это понимаем, —
Но всё-таки нельзя ж, как годовалый пёс,
На всё и всех захлёбываться лаем.
Христос — Сын плотника — когда-то был казнён…
Пусть это миф, но всё ж, когда прохожий
Спросил Его: «Кто ты?» — ему ответил Он:
«Сын человеческий», но не сказал: «Сын Божий».
Пусть миф Христос, как мифом был Сократ,
И может быть из вымысла всё взято —
Так что ж теперь со злобою подряд
Плевать на всё, что в человеке свято?
Ты испытал, Демьян, всего один арест —
И то скулишь: «Ах, крест мне выпал лютый».
А что б когда тебе Голгофский выпал крест
Иль чаша с едкою цикутой?
Хватило б у тебя величья до конца
В последний час, по их примеру тоже,
Весь мир благословлять под тернием венца,
Бессмертию уча на смертном ложе?
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Своим пером ты не задел Его нимало —
Разбойник был, Иуда был —
Тебя лишь только не хватало!
Ты сгусток крови у креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров,
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов![3]
Ты совершил двойной тяжёлый грех
Своим дешёвым балаганным вздором,
Ты оскорбил поэтов вольный цех
И малый свой талант покрыл большим позором.
Ведь там за рубежом, прочтя твои стихи,
Небось, злорадствуют российские кликуши:
«Ещё тарелочку демьяновой ухи,
Соседушка, мой свет, откушай».
А русский мужичок, читая «Бедноту»,
Где «образцовый» труд печатался дуплетом,
Ещё сильней потянется к Христу,
А коммунизму мат пошлёт при этом[4].
1 Данное стихотворение также известно под названиями: «Ответ Демьяну Бедному», «Послание Демьяну Бедному», «Я часто думаю — за что его казнили. »
2 Вариант: «И маленьких детей, и грязных проституток?»
3 Настоящее имя Демьяна Бедного — Ефим Алексеевич Придворов
4 Вариант: «К Единственному Истинному Свету»
Сегодня даже стыдно и жутко об этом вспоминать. Авторы статьи о жизни и творчестве Демьяна Бедного в прекрасном библиографическом словаре «Русские писатели», вышедшем в 1990 году в издательстве «Просвещение», очевидно, по этим соображениям ни словом не обмолвились об этих позорных страницах жизни и творчества Демьяна Бедного.
В газете «Беднота» в это время работала Галина Бениславская, у которой тогда Есенин жил. Самую свежую информацию он получал из первых уст. Творение Демьяна Бедного вызвало резкое неприятие Есенина, который к этому времени, по меткому выражению Георгия Иванова, очнулся от угара революции. Благодаря певцу Малинину каждый знает есенинские слова, написанные после возвращения из-за границы: «Стыдно мне, что я в Бога не верил, горько мне, что не верю теперь».
Новые взгляды Есенина отличались от господствующей идеологии. «Я перестаю понимать, какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому. В нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь», — писал он Кусикову. Есенину было что скрывать. Потомки Есенина считают, что социально-политические мотивы в стихах Есенина после возвращения его из-за границы были направлены на сокрытие истинных взглядов поэта.
В. Николаев. «Красное знамя», 31 дек. 1991 г., с. 6
ОТ АВТОРА ПУБЛИКАЦИИ.
Замечательная отповедь богохульнику Демьяну Бедному, но, к сожалению, и она не без искажений Господней Истины, которой Сергей Есенин сам пока ещё в те дни глубоко не познал (непонимание Троицы, непризнание Христа Божьим Сыном, гибельности социализма, советской власти и т.д.)
Поэзия Серебряного века. С. А. Есенин (1895—1925). В помощь школьнику
Профессиональный репетитор помогает разобраться с творчеством Сергея Есенина
Текст: Ольга Разумихина *
Большинство поэтов Серебряного века принадлежало к какому-то одному объединению или литературному методу. С. А. Есенин, несмотря на то что ему было отведено прожить всего 30 лет, успел пройти сразу несколько творческих этапов. Сначала он входил в объединение так называемых новокрестьянских поэтов, затем позиционировал себя как имажинист, а в последний год жизни не причислял себя к сторонникам какого-либо направления. Вспомним биографию классика, а затем рассмотрим основные стихотворения, написанные им в каждый из периодов.
Гражданин села
Сергей Александрович Есенин появился на свет в деревне Константиново (Рязанская область). Казалось бы, что в этом такого? Многие классики, такие как Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин и А. А. Фет, рождались в родовых имениях, расположенных очень далеко от Москвы или, скажем, Санкт-Петербурга. Вот только Есенин, в отличие от вышеперечисленных авторов, не является выходцем из дворянской семьи. Его родители были простыми крестьянами, у которых впоследствии родилось ещё трое детей. Будущий поэт учился в церковно-приходской школе и, будучи юным, ни разу не присутствовал на светских приёмах, не ходил в музеи и библиотеки. Но дух творчества всё равно окружал его с младенческих лет: мама и бабушка пели ему русские народные песни и рассказывали сказки. Поэтому мальчик живо заинтересовался фольклором, а затем стал сам пробовать себя в роли сочинителя.
Живя в деревне и помогая родным воспитывать младших сестёр и брата, вести хозяйство, мальчик вряд ли мечтал стать великим поэтом. В 17-летнем возрасте он приехал в Москву и устроился на работу в мясную лавку, затем — в типографию. Тут-то он и понял, что его истинное призвание — литература, и в большом городе следовать велению сердца сложно, но вполне возможно. Вскоре он переехал в Петербург и познакомился с А. А. Блоком, который прочитал его стихи и дал им высокую оценку. Встреча с кумиром стала для Есенина пропуском в литературную среду того времени. (Став знаменитым, будущий классик любил рассказывать, как он попал к Блоку через чёрный ход и кухарка едва его не выгнала, однако это не более чем красивая легенда: Есенин вообще любил приукрашать заурядные события и даже сочинять небылицы, которые рассказывал совершенно серьёзно, — так он создавал образ «хулигана», везунчика, любимца фортуны.) Таким образом, в 1916 году ещё не известный общественности автор примкнул к группе «новокрестьянских поэтов», куда входили Клюев (также получивший одобрение Блока), Клычков, Ширяевец и ряд других авторов.
Новокрестьянские поэты
Несмотря на то, что объединение «новокрестьянских поэтов» существовало с 1900-х годов, Есенин, восхищающийся красотой деревенской природы и широтой русской души, затмил всех современников. Его стихи звучали свежо; они «давили» на потаённые струны души, призывали вспомнить о том, что все мы, люди, — одно целое с окружающим нас миром, где и берёзовые рощи под бескрайними небесами, и пересвист луговых птиц, и крик петуха. При этом Есенин редко брался за сюжеты, которые, как сейчас принято говорить, «выжимают слезу» (разве что в «Песне о собаке», где дворняжка бегает по деревне и не может найти новорождённых щенков, которых, оказывается, утопил хозяин). Есенину куда ближе светлая грусть, тоска по утерянной возлюбленной, неясное предчувствие грядущих перемен — и любовь ко всем простым, таким же, как и он сам, крестьянам. Вот, например, удивительно лиричное стихотворение «новокрестьянского» периода — «Нивы сжаты, рощи голы. »:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
Один из ключевых приёмов, на котором строится это стихотворение, — олицетворение (приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются умением мыслить, испытывать эмоции и совершать поступки). Здесь «дремлет взрытая дорога», рыжий месяц «запрягается в сани». Оттого-то это стихотворение вызывает светлую грусть: лирический герой, будучи взрослым, сохранил способность смотреть на мир как ребёнок. Ему кажется, что весь мир наделён чувствами, и все они — светлые; окружающий мир заботится о своём любимом чаде, таком неуклюжем и неразумном, — о простом человеке, обрабатывающем землю и приручающем животных.
Многие современники новокрестьянских поэтов, впрочем, обрушивались на начинающего автора с критикой. Тем более что Есенин сам подавал повод: живя в Петербурге, он активно эксплуатировал образ «рязанского Леля» (Лель — древнеславянское божество, красивый юноша в подпоясанной рубахе и с дудочкой в руках), носил суконные штаны и лапти. В числе именитых авторов, советовавших Есенину «сменить лапти на лакированные туфли», был и В. В. Маяковский. В ответ Есенин упрекал футуриста за то, что тот больше не является в обществе в знаменитой жёлтой кофте, которая в своё время была не менее эпатажна, чем есенинские лапти.
Имажинизм
Как ни странно, Маяковский оказался прав: не прошло и двух лет, как Есенин кардинально сменил и творческий метод, и круг общения, и место жительства. В 1918 году Сергей Александрович перебрался из Петербурга в Москву и совместно со своим новым знакомым А. Б. Мариенгофом, ставшим впоследствии его самым близким другом (правда, опять же ненадолго), а также с В. Г. Шершневичем основал «Орден имажинистов». Поэты яро критиковали футуризм за то, что в произведениях, написанных в данном ключе, «выпирает» тема и содержание. Важнее всего, считали Есенин, Мариенгоф и Шершневич, — современный, яркий, свежий образ. Вот что значится в «Декларации имажинистов» (1921):
Поэт работает словом, беромым только в образном значении. Мы не хотим, подобно футуристам, морочить публику и заявлять патент на словотворчество, новизну и пр., и пр., потому что это обязанность всякого поэта, к какой бы школе он ни принадлежал.
Заметьте: какие мы счастливые. У нас нет философии. Мы не выставляем логики мыслей. Логика уверенности сильнее всего.
В наши дни квартирного холода — только жар наших произведений может согреть души читателей, зрителей. Им, этим восприемникам искусства, мы с радостью дарим всю интуицию восприятия. От нашей души, как от продовольственной карточки искусства, мы отрезаем майский, весенний купон.
Создав «Орден имажинистов», Есенин не отказался от изображения привычного лирического героя — крестьянина, влюблённого в природу, в Россию, местами слишком дерзкого, не думающего о последствиях своих поступков, — зато искреннего и свободного. Но он стал куда больше экспериментировать со средствами выразительности. Вот одно из самых знаменитых стихотворений Есенина, написанных в этот период и наверняка знакомое даже не самому прилежному читателю:
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Редко в каком стихотворении можно найти столько средств выразительности: здесь и смелые сравнения («всё пройдёт, как с белых яблонь дым»; жизнь, промчавшаяся, как всадник на «розовом коне»), и эпитеты («берёзовый» ситец, «утраченная» свежесть, «гулкая» рань), и метафоры («увяданья золотом охваченный», «сердце, тронутое холодком», «пламень уст», «буйство глаз», «половодье чувств», «листьев медь»).
Заслуживает внимания также звукопись — аллитерация, то есть повторение одинаковых согласных звуков («Тихо льётся с клёнов листьев медь» — повторение звуков «л», «т» и «м»), и ассонанс — повторение гласных («Жизнь моя, иль ты приснилась мне» — повторяется «и»). Интересен и синтаксис, то есть то, в каком порядке расположены члены предложения. Есенин не раз использует инверсию, то есть непрямой порядок слов, расставляя смысловые акценты. Так, предложение «Будь же ты вовек благословенно, / Что пришло процвесть и умереть» в прозе, скорее всего, было бы написано так: «Будь же вовек благословенно то, что пришло процвесть и умереть!» Но Есенин не случайно выделяет слово «ты», снова напоминая читателям, что весь мир вокруг — живой, он дышит любовью и заботой.
После имажинизма
Увы, «Ордену имажинистов» было не суждено просуществовать более четырёх лет. В 1924 году Сергей Есенин объявил о роспуске объединения. К этому привели идеологические противоречия и личные конфликты между основными участниками — самим Есениным и Мариенгофом. К тому моменту и Сергею Александровичу остался чуть больше года жизни.
Впрочем, этот год оказался для Есенина как для автора очень продуктивным. В 1924—25 г. он написал знаменитую поэму «Анна Снегина», а также ряд прекрасных стихотворений, которые по сей день перечитывают и заучивают наизусть. Правда, в этих стихотворениях, как и в вышеупомянутом «Не жалею, не зову, не плачу», всё чаще звучит мотив скорой гибели. Может, это оттого, что в свой последний год Есенин чувствует себя всюду чужим — и в городе, и даже в деревне, которая неумолимо меняется со времён революции? Поэт грустит оттого, что дух исконной, древней Руси скоро будет нигде не найти — везде появятся люди с пламенными речами, призывающие к коллективизации, раскулачиванию богачей; они принесут производительную технику, но её шум заглушит песни косцов. Вот как рассуждает лирический герой произведения «Русь советская» (1924):
Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Здесь даже мельница — бревенчатая птица
С крылом единственным — стоит, глаза смежив.
И в голове моей проходят роем думы:
Тест с ответами на тему Жизнь и творчество С. А. Есенина
1. Отметьте годы жизни С. А. Есенина
а) 1895-1925 +
б)1800-1895
в)1900-1925
2. Представителем какого направления в литературе серебряного века был С. А.Есенин?
а) акмеизм
б) новокрестьянская поэзия +
в) символизм
3. Как назывался первый сборник поэта?
а) «Трерядница»
б) «Стихи скандалиста »
в) «Радуница» +
5. последним стихотворением С.А. Есенина было :
а) «До свиданья, друг мой, до свиданья …» +
б) » Черный человек »
в) «Исповедь хулигана »
в) «Железный Миргород»
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
а) метафора
б) рефрен +
в) аллюзия
13. Какой прием использует автор в строке :» Голова моя машет ушами, как крыльями птица «?
а) метафора +
б) олицетворение
в) аллегория
14. Поэма «Черный человек» построена по принципу :
а) монолога
б) диалога +
в) описания
15. Из скольки частей состоит поэма «Черный человек «?
а) 1
б) 2 +
в) 3
16. События какого года затрагивает поэма С.А. Есенина «Анна Снегина «?
а) 1917 +
б) 1920
в) 1925
19. Определите жанр поэмы «Анна Снегина » :
а) лиро-эпическая +
б) романтическая
в) историческая
20. Какое стихотворение открывает цикл «Любовь хулигана «?
а) «Заметался пожар голубой…» +
б) «Ты меня не любишь, не жалеешь…»
в) «Письмо к женщине »
22. В пяти эпитетах самостоятельно охарактеризуйте лирического героя поэзии С.А. Есенина. (без вариантов ответа )
25. Имажинизм как литературное направление связано с созданием :
а) образа +
б) символа
в) нового размера стиха
26. Какова основная тема поэмы «Страна негодяяев «?
а) обличение советской власти и разочарование в ней самого поэта +
б) воспевание советской власти и радость от произошедшей революции
в) разоблачение капиталистического строя, впечатление от поездки в США
27. Айседора Дункан была :
а) писательницей и другом Есенина
б) секретарем Есенина
в) танцовщицей и женой Есенина +
28. Каковы основные темы цикла «Персидские мотивы «?
а) тема любви и тема Родины +
б) тема поэта и поэзии
в) тема революции
29. В каком стихотворении Есенина встречаются следующие строки :
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
а) «Гой ты, Русь,моя родная » +
б) Русь советская
в) «Шаганэ,ты моя, Шаганэ. »
30. Впечатления о какой стране были отражены в статье «Железный Миргород»?
а) Америка +
б) Германия
в) Грузия
Тест по литературе по теме «Жизнь и творчество С.А.Есенина»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №7 им.А.П.Гайдара»
Тест по литературе для 9 класса.
Жизнь и творчество С.А.Есенина.
русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Тест «Жизнь и творчество С.А. Есенина»
1.Есенин был родом из:
а) Таганрога; б) села Константиново; в) села Багдади; г) Москвы
2. Как назывался его первый сборник стихов?
а) «Персидские мотивы»; б) «Москва Кабацкая»; в) «Радуница»; г) Сельский часослов»
3. Годы жизни Есенина?
а) 1895-1925 гг; б) 1890-1921 гг.; в) 1893-1930 гг; г) 1868-1936 гг.
4. К какому литературному течению модернизма относился С. Есенин?
а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм; г) имажинизм.
5. Как называлась статья С. Есенина, ставшая одним из манифестов нового течения?
а) «Ключи тайн»; б) «Ключи Марии»; в) «О религиозных переживаниях»; г) «Слово как таковое».
6. Какая тематика раскрывается в стихотворении «Отговорила роща золотая. »?
а) тема любви; б) тема родины; в) тема поэта и поэзии; г) философская тема.
7. Определите жанр стихотворения «Письмо к женщине».
а) послание; б) ода; в) элегия; г) мадригал
8. Определите художественные средства выразительности, с помощью которых С.Есенин создает образ природы:
а) эпитеты; б) метафора; в) сравнение; г) метафорическое сравнение
9.Определите средство выразительности, используемое С. Есениным для создания образа: «Синь то дремлет, то вздыхает».
а) олицетворение; б) метафора; в) сравнение; г) метафорическое сравнение
10. Определите средство выразительности, используемое С. Есениным для создания образа: «Как серёжки, зазвенит девичий смех».
а) олицетворение; б) метафора; в) сравнение; г) метафорическое сравнение
11. Определите средство выразительности, используемое С. Есениным для создания образа: «В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть».
а) олицетворение; б) метафора; в) сравнение; г) инверсия
12. В каком стихотворении Есениным дан вариант библейской истории о блудном сыне?
а) «Русь советская»; б) «Отговорила роща золотая»; в) «Письмо к женщине»; г) «Письмо матери»
13. Из какого произведения Есенина эти строки?
Мы все в эти годы любили,
а) «Собаке Качалова»; б) «Анна Снегина»; в) «Письмо к женщине»; г) «Персидские мотивы»
14. Назовите художественный приём, используемый С. Есениным в выделенном фрагменте: «Русь моя! Деревянная Русь! Я один твой певец и глашатай. » ?
17. Какое произведение С. Есенина заканчивается строкой: «С приветствием, / Вас помнящий всегда / Знакомый ваш / Сергей Есенин» ?
а) «Письмо к женщине»; б) «Анна Снегина»; в) «Письмо матери»; г) «Письмо деду».
18.Верно ли, что образ «чёрного человека» из одноимённой поэмы является вторым «я» лирического героя?
19. Из какого произведения Есенина эти строки?
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
а) «Собаке Качалова»; б) «Мы теперь уходим понемногу…»; в) «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…»; г) «Заметался пожар голубой…»
3. Какое из произведений не принадлежит С. Есенину?
а) «Россия»; б) «Русь советская»; в) «Русь уходящая»; г) «Русь бесприютная».
4. Какое из перечисленных стихотворений входит в цикл «Персидские мотивы»?
а) «Не жалею, не зову, не плачу. »; б) «Заметался пожар голубой. »; в) «Шаганэ ты моя, Шаганэ. »; г) «Дорогая, сядем рядом. ».
5. В каком произведении С. Есенина появляется образ жеребёнка, олицетворяющего уходящую деревню?
а) «Русь уходящая»; б) «Сорокоуст»; в) «Исповедь хулигана»; г) «Я последний поэт деревни. ».
Ответы на тест по творчеству С.А. Есенина
14- риторическое обращение / восклицание
Тест на знание пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Вариант 1
1. Когда начинается действие «Вишнёвого сада»?
а) весной; б) летом; в) осенью; г) зимой.
2. О ком идёт речь: «Человек он несчастливый, каждый день что-нибудь. Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья»?
а) Епиходов; б) Петя Трофимов; в) Яша; г) Симеонов-Пищик.
3. Кем был Петя Трофимов?
а) юристом; б) учителем; в) писателем; г) чиновником.
4. Куда собирался уехать Трофимов?
а) в Париж; б) в Москву; в) в Петербург; г) в Лондон.
5. К какому жанру относится пьеса?
а) трагедия; б) комедия; в) драма; г) водевиль.
6. Кому принадлежит реплика: «Неужели с каждой вишни в саду, с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов. Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих»?
а) Гаеву; б) Лопахину; в) Пете Трофимову; г) Епиходову.
7. От какого животного, по мнению Симеонова-Пищика произошёл его род?
а) от коровы; б) от лошади; в) от медведя; г) от тигра.
8. Кому принадлежит реплика: «О, моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось Весь, весь белый! О сад мой!»?
а) Ане; б) Варе; в) Раневской; г) Шарлотте Ивановне.
9. Кому принадлежит реплика: «Жизнь-то прошла словно и не жил. Я полежу. Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего. Эх ты. недотёпа!»?
а) Гаеву; б) Яше; в) Фирсу; г) Симеонову-Пищику.
10. В каком году была написана пьеса?
а) 1884; б) 1894; в) 1901; г) 1904.
11. Имя-отчество Гаева.
а) Андрей Семёнович; б) Леонид Аркадьевич; в) Леонид Андреевич; в) Степан Ильич.
12. Чьей репликой заканчивается пьеса?
а) Лопахина; б) Фирса; в) Раневской; г) Епиходова.
Ключ к тесту на знание пьесы «Вишнёвый сад»