какое стихотворение относится к философской лирике пушкина
Философская лирика А. С. Пушкина
Тематика произведений А.С.Пушкина очень разнообразна, поэт охватил в своём творчестве множество вопросов, самые разные темы и стороны жизни. Есть у Пушкина и стихи с философской направленностью. Это различные раздумья поэта о роли дружбы и любви для человека, о духовной эволюции личности, о смысле жизни, о неизбежности смерти. С первых шагов творчества юный поэт гордо заявил о себе:
Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;
Во мне не дремлет дух великого народа.
В молодые годы Пушкин, как и его друзья, мечтал о служении Отчизне, желая посвятить ей «души прекрасные порывы», и ожидал «минуты вольности святой». Смелые порывы выливались в вольнолюбивые стихи, из-за которых поэт претерпел гонения власти, был сослан в ссылку. В трудное время, чувствуя себя изгнанником, непризнанным поэтом, Пушкин некоторое время пессимистически смотрел на роль и предназначение поэзии, на смысл поэтического творчества:
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.
Однако живая душа поэта не может долго пребывать в унынии и пессимизме. Жизненный опыт, взросление, изменение обстоятельств вели к возвращению оптимистического начала в душе Пушкина. И в 1825-м году он пишет стихотворение «Если жизнь тебя обманет», в котором отразилась удивительно зрелая мудрость человека и поэта:
Сердце будущим живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.
Пушкин неоднократно возвращается к теме изменчивости настроения и самоощущения, размышляет о нужности своего творчества для общества. В стихотворении «Воспоминание» он говорит о муках и сомнениях, одолевающих его бессонными ночами, когда «живей горят. змеи сердечной угрызенья, мечты кипят. ». Здесь верно переданы раздумья человека, душа которого не равнодушна к происходящему и очень чувствительна:
И с отвращением читая жизнь мою.
Действительно, совестливому человеку свойственно корить себя за ошибки, за неправильные поступки, но Пушкин считает, что отрекаться от прошлого не следует:
Я трепещу и проклинаю,
Но строк печальных не смываю.
В стихотворении «Предчувствие» поэт вновь размышляет о судьбе, предполагая, что перемены в его отношении к жизненным невзгодам повлекут за собой и изменения в душе, которая со временем может не только закалиться, но и охладеть, или успокоиться, или стать равнодушной.
Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?
Бурной жизнью утомлённый,
Равнодушно бури жду.
О жизни и смерти философствует Пушкин в произведении «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Мысли о приближающемся прощании с прекрасным земным миром уже не пугают его, не вызывают тоски. Поэт говорит о переходе «в мир иной» как о неизбежном и обычном явлении, которое надо спокойно принять:
Мы все сойдём под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.
В его душе нет возмущения неотвратимой закономерностью, нет зависти к тем, кто придёт на смену, кому придётся «уступить место»: «Мне время тлеть, тебе цвести». Поэтому Пушкин обращается с прочувственными словами ко всем и ко всему, что будет продолжать жить:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Быстротечность времени иногда вызывает грусть, и поэт пытается относиться к законам природы по-философски:
. и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я.
Пушкин научился стойко выносить невзгоды, не потерял надежды на счастье, на обретение «тихой пристани». Он живёт полной жизнью, он много работает и уверен, что нужен не только своей семье, но приносит пользу и обществу, которое обязательно оценит его творчество, если не при жизни, то в будущем. Об этих думах мы узнаём из стихотворений «Памятник» и «Вновь я посетил. ». В философском размышлении о переменах, произошедших в родном Михайловском за последние десять лет, выражены и удивление, и радость:
Где некогда всё было пусто, голо,
Теперь младая роща разрослась.
Эти перемены можно только с восторгом приветствовать:
Здравствуй, племя,
Младое, незнакомое!
Грусть, конечно, присутствует от того, что не он увидит, как молодые деревца превратятся в могучих великанов, но Пушкин спокойно желает своему внуку услышать «приветный шум» дубрав. У поэта только одна просьба есть к потомкам, высказанная как надежда. В мыслях о будущем он представляет себе прогулку внука по этим же местам:
Пройдёт он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Мотивы лёгкой грусти сочетаются в этом стихотворении с оптимистическим взглядом в будущее и добрыми пожеланиями подрастающему поколению.
Направление лирики
Основные философские мотивы в лирике Пушкина постоянно менялись — видна чёткая периодизация. В начале своих писательских лет поэт имел мировоззрение романтика, больше всего заботившегося о развлечениях и весёлых днях с друзьями. Позже, во времена революции, ссылок и цензуры, он пережил несколько духовных и личностных кризисов. Тяга к геройским начинаниям и романтизм постепенно сменяются жёстким реализмом и цинизмом.
Под конец своей жизни писатель приходит к гармонии с собой. В своих произведения он начинает рассматривать глубокие вопросы природы человеческого бытия, жизни и смерти. Одновременно с этим явно выражены нотки ностальгии по былым весёлым временам.
Александр Сергеевич был склонен к философским рассуждениям ещё с юности. В своих ранних поэмах он призывает читателя хранить свободный дух, веселиться, развлекаться с друзьями и ни о чём не заботиться. Яркие примеры подобных стихотворений — «Гроб Анакреона» (1815), «Стансы Толстому» (1819). В них воспеваются пирушки, гулянки и простые удовольствия, которыми Пушкин наслаждался в свои лицейские годы.
Философия поэта, а вместе с ней и мотивы стихов, кардинально поменялись к началу двадцатых годов. Культурная революция и политические события того времени склонили его на сторону романтизма. Он больше не находил удовлетворения в бессмысленном прожигании времени за весельем, вместо этого стремясь к героическим поступкам. Кумирами писателя в те года были Байрон и Наполеон.
В середине двадцатых годов Пушкин переживает очередной личностный кризис. Романтизм в его стихотворениях сменяется холодным реализмом. Появляются раздумья о проблемах и трудностях, жестокости правды, бессмысленности жизни. Причиной такой перемены стало поражение декабристов и чувство вины писателя за то, что он не помог друзьям в свержении царского режима.
Поздняя поэзия Александра Сергеевича пропитана грустью и одиночеством, которые он тогда испытывал. Частыми в ней становятся размышления о природе жизни и смерти, раскрытие религиозных тем. Поэт старался не описать традиции и внешние атрибуты церкви, а проникнуть глубже и разобраться в непростых вопросах веры.
Другая особенность поздних стихов заключается в явной ностальгии по прошлым, простым временам. Это ярко выражено в таких произведениях, как «Чем чаще празднует лицей» и «Была пора».
Анализ произведений
Чтобы лучше понять природу размышлений и жизненных ценностей писателя, стоит провести анализ философской лирики Пушкина по стихам. Немаловажно рассматривать произведения в контексте жизненной ситуации поэта, чтобы полностью проникнуться идеями и чувствами Александра Сергеевича на разных этапах его жизни и творчества.
Ода Пушкина Пророк
Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году. Своеобразие произведение заключается в его жанре. Обычно оду пишут с целью восхвалить что-то, но стихотворение Пушкина имело противоположную цель — в нём писатель выражал презрение к славе, богатству, признанию и уважению высшего класса.
Главной темой произведения стал поиск поэтом места в мире, осознание своего предназначения и роли в обществе. Именно он является метафорическим пророком — Пушкин использует религиозную тематику, чтобы скрыть истинное значение стиха. В стихотворении поэт приходит к выводу, что главное для него — нести народу свет и направлять на правильный путь, а не искать людское признание.
Стих написан в возвышенном стиле, но Пушкин не идеализирует пророка и не считает его путь единственно правильным. Он подчёркивает, что стать настоящим поэтом можно только через упорную работу, страдания и развитие талантов, а это выдержит не каждый. Только пройдя через испытания, человек сможет возвыситься духовно и нести свои идеи другим. Кроме того, тяжёлую работу вряд ли вознаградят при жизни, что Александр Сергеевич хочет донести до молодых коллег.
Стихотворение Узник
В своём произведении поэт говорит сравнениями. Он представляются читателю как молодой орёл, «вскормленный в неволе». Этому дали два толкования:
Какая бы из трактовок ни была верной, писатель резко протестует против своего заключения. Он противопоставляет радость свободы и трагедию узника в контрасте между заточённым орлом и «вольной птицей» — изначально они равны друг другу, но затем были разделены решёткой по прихоти хозяина. Разница между их качеством жизни показана в сравнении хозяйского корма и кровавой добычи — символа независимости и свободы.
Свободный орёл предлагает запертому собрату улететь в далёкие земли, избавленные от насилия и гонений. Это отражает стремление писателя к свободе. Возможно, в стихотворении автор намекает на его подготовку к побегу за границу, который он планировал в середине двадцатых годов.
Произведение Цветок
Это литературное произведение было написано в 1828 году, когда Пушкин уже освободился из ссылки и уехал обратно в Петербург. Но свобода и долгожданное возвращение не принесло поэту должной радости — столичное общество было настроено против него, а власти продолжали пристально следить за писателем, готовые преподать ему новый урок. Поэтому в стихотворении «Цветок» явно прослеживаются мотивы разочарования — оно посвящено грустным раздумьям и быстротечности жизни и увядшей красоте.
Сюжет незатейлив — лирический герой находит среди страниц книги давно забытый цветок и размышляет о его судьбе. В лирике прослеживается параллель жизненного цикла растения с жизнью самого поэта:
В коротком стихе также чувствуется сопротивление поэта попыткам власти сделать его произведения личной собственностью — как сорвавшие цветок хотели оставить его красоту только для себя. Но прямо высказать свои мысли он не мог из-за страха разгневать Николая I, который освободил его.
Размышления о судьбе увядшего растения остаются туманными, без намёков на конкретных личностей. Поэт упоминает, что оно было сорвано и подарено как символ памяти, а затем стало свидетелем любовных историй и страстей людей, которых уже может и не быть в живых. В стихотворении рассматривается тема быстротечности жизни, раскрывается проблема людей, неспособных ценить её лучшие годы, а затем разочаровывающихся.
Если жизнь тебя обманет
Стихотворение было написано во времена михайловской ссылки Пушкина в 1825 году. Оно было посвящено Е. Вульф — женщине, в которую писатель некоторое время был влюблён, но потом отношения переросли в крепкую дружбу. Много дней он проводил в доме её семьи, скрашивая своё одиночество.
Переживающий личностный кризис поэт, страдающий от гонений и притеснений за свои убеждения, чувствовал себя в безопасности и комфорте рядом с Е. Вульф, а потому на время мог прервать печальные мысли. Это сыграло огромную роль в его жизни — в некоторых конспектах литературоведов даже говорится, что эта женщина стала прообразом Ольги Лариной в «Евгении Онегине».
Александр Сергеевич не хотел, чтобы девушка, отличающаяся добротой и жизнерадостностью, слишком рано разочаровалась в жизни и познала её жестокости. Потому он написал стихотворение в оптимистичном, жизнеутверждающем ключе. Он говорит, что даже если настоящее кажется тусклым и безрадостным, человек всегда может изменить ситуацию к лучшему в будущем. Раскрывается проблематика поиска счастья — нужно не ждать, пока оно наступит, а самому создавать его путём тяжёлой работы.
Поэт призывает читателей проще относиться к неизбежным неудачам и падениям, утверждая, что «всё пройдёт» и «день веселья настанет» после часов уныния. Автор учит принимать жизнь такой, какая она есть и кратко доносит правдивую мысль о том, что даже о прошлых годах неудач и лишений в конце концов останутся добрые и радостные воспоминания.
Погасло дневное светило
Это стихотворение Пушкин написал в 1820 году, когда на корабле направлялся из Феодосии в Гурзуф. Это философское произведение с элементами пейзажной лирикой отражает контрасты и противоречивость в эмоциях поэта: с одной стороны, он был опечален и взволновал вечной ссылкой, с другой — не мог не восхищаться красотой южной природы. В строках стихотворения можно найти отголоски многих чувств:
Лирический герой этого произведения соответствует классическому определению одинокого морского путешественника. Интересным его делает глубокая личная связь с Пушкиным, который не только видел море впервые, но и был настоящим изгнанником со своей родины, что сделало его впечатление очень реальными и глубокими.
Телега жизни
Это произведение литературы было написано в 1823 году, когда Пушкин перебывал в южной ссылке. Он был вынужден заниматься скучной канцелярской работой, вгоняющей в депрессивные размышления. Это отразилось на настроении стихотворения, в котором автор символически описывает разные этапы своего жизненного пути.
Утро в стихотворении отождествляется с молодостью — первые строки стиха показывает дух юности, которая, «презирая лень и негу», готова беззаботно ехать, пока не «сломает голову». Но к полудню наступает разочарование — былая отвага пропадает, теперь в действиях требуется холодный расчёт. Далее приходит вечер, к которому человек настолько привыкает к своей телеге, что уже не чувствует радости от предстоящего и пройденного пути — даже лошадей гонит уже не он, а время.
Герои в стихотворении представлены обобщённо. В нём Пушкин описывает психологию взросления обычного человека, а не делится личным опытом. Себя поэт считает частью общей народной массы, подчиняющейся законам вселенной.
Какое стихотворение относится к философской лирике пушкина
Потапурченко З.Н. Литература. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учеб.пособие / З.Н. Потапурченко. – М.: Дрофа, 2005
Философская лирика А.С. Пушкина
Русская поэзия знает немало поэтов-философов со своей выработанной философской концепцией. Однако Пушкин никогда не относился к ним. Он был прежде всего поэтом, а не философом, у него нет разработанной философской концепции. Философия Пушкина – это его миропонимание, его мировоззрение, нашедшее воплощение в стихах. Однако можно выделить ряд стихотворений, в которых отразились общефилософские темы добра и зла, жизни и смерти, мига и вечности, времени, памяти и тема человека.
В ранний лицейский период Пушкин смотрел на жизнь оптимистически. Жизнь представлялась ему радостным праздником и весёлым пиром, на который призваны он и его друзья. Поэтому в стихотворениях этого периода появляются анакреонтические и эпикурейские мотивы. Наслаждаться любовью, творчеством, дружбой и вином – вот к чему призывает юный поэт своих друзей. В стихотворении «Гроб Анакреона» говорится, что «жизнь, увы, не вечный дар», поэтому ей надо наслаждаться, ловить каждое мгновение, стремиться украсть у скупого времени хотя бы несколько минут. В послании к «Князю А.М. Горчакову» юный поэт желает своему лицейскому другу в день рождения не долгих лет, богатства, громкой славы или почестей. Он желает ему провести жизнь «меж Вакха и Амура» «питомцем нежным Эпикура», а когда жизнь придёт к завершению, вступить в мрачный челн Харона из объятий возлюбленной. Таково было отношение юного Пушкина к жизни и смерти.
Но, пережив глубокий кризис при переходе от юности к зрелости, Пушкин изменил своё отношение к жизни. В стихах этого периода появляются вопросы о смысле человеческой жизни и о назначении человека. В стихотворении 1828 года «Дар напрасный, дар случайный…» поэт задаёт вопрос, на который нелегко найти ответ: «Жизнь, зачем ты мне дана?». В этом стихотворении поэт осознаёт, что жизнь наполнена страданиями и сомнениями и у неё нет цели.
В «Стихах, сочинённых ночью во время бессонницы» человеческая жизнь с её суетой уподобляется беготне мышей, в ней отсутствует всякий смысл. Мудрые богини судьбы пáрки, от которых зависит жизнь человека, здесь представлены как бессмысленно бормочущие обычные деревенские бабки. Жизнь в этот период кажется поэту неразрешимой загадкой. Однозначные ответы на вопросы о смысле человеческого существования получить на удаётся.
Мудрое приятие жизни со всеми её противоречиями было свойственно мировоззрению зрелого Пушкина. В стихотворении 1835 года «Вновь я посетил…» поэт выражает покорность, смирение пред неумолимым законом бытия: «и сам, покорный общему закону, переменился я». В этом стихотворении на первое место выступает память человека. Именно в памяти он может воскресить картины прошлого и соединить воедино прошлое и настоящее. Здесь поэт осознаёт себя звеном в единой цепи поколений. В конце стихотворения поэт выражает уверенность, что его внук, возвращаясь по той же дороге с приятельской беседы, вспомнит о нём.
На протяжении всей жизни и творчества Пушкину было свойственно радостное, жизнеутверждающее, оптимистическое отношение к жизни. Об этом свидетельствует его отношение к труду и ударам судьбы. В стихотворении «Если жизнь тебя обманет…» поэт мудро советует не печалиться и не сердиться в день уныния, но твёрдо верить, что «всё мгновенно, всё пройдёт…», что день веселия и счастья непременно настанет. В стихотворении «Чем чаще празднует Лицей…» Пушкин понимает, что житейские испытания, которые выпали на его долю и долю его друзей, способствовали их возмужанию и духовному росту. Он утешает своих друзей и вселяет в них надежду встретиться вновь и обнять друг друга.
Для пушкинского восприятия жизни свойственно стремление к гармонии с окружающим миром, природой. Он не чувствует себя изолированным от того, что происходит вокруг него. В отрывке «Осень», написанном в 1833 году, он размышляет о том, как чередование времён года влияет на духовное, душевное и даже физическое состояние человека. Он отмечает, что его любимое время года, когда он вновь расцветает, – это осень. Именно осенью он чувствует и любовь к привычкам бытия и переживает творческий подъём.
Один из философских вопросов – восприятие человеком времени – нашёл своё воплощение в стихотворении «Телега жизни». Здесь человеческая жизнь уподобляется езде в телеге, а время – ямщик, погоняющий лошадей. Утро, полдень и вечер уподобляются юности, зрелости и старости человеческой жизни. В юности человек нетерпелив и ему наивно кажется, что он погоняет лошадей, то есть управляет событиями. В зрелости у него «нет уж той отваги» и уверенности, а в старости он просто покорно едет в телеге туда, куда его везут, не претендуя на то, чтобы держать бразды правления в своих руках.
В стихотворении 1836 года «Была пора: наш праздник молодой…» отражено восприятие жизни в её разные периоды. В пору юности поэт и его друзья – беспечные невежды, они жили «и легче, и смелей». Однако с годами они переменись, и их отношение к жизни стало более серьёзным и строгим, – «таков судьбы закон». В этом стихотворении Пушкин также размышляет об отношении личности к истории. История здесь предстаёт как стихийная сила, противостоящая воле и желаниям людей, но для Пушкина человек – это не щепка в водовороте исторических событий. Ему дана свобода выбора и возможность бороться за право быть самим собой.
Пушкин-человек смирился перед неизбежностью смерти, но Пушкин-поэт надеется на бессмертие и посмертную славу. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» он говорит о том, что не умрёт в памяти русских людей, что его душа, воплощённая в стихах, избежит тления и что слава о нём не исчезнет в этом мире, пока будет жить хоть один поэт.
А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта
Уже в юности Александр был склонен к философским размышлениям. Его думы часто касались таких вечных тем, как смысл жизни, случайности и закономерности бытия, вопросов взаимоотношения поколений.
Очень часто в поздних произведениях стала появляться тема религии, освещенная совершенно по-пушкински: поэт не рассматривал внешнюю сторону, старался проникнуть вглубь, охватить взглядом все аспекты непростых вопросов веры. Пушкин в детстве прочел многих античных поэтов. А в те времена поэт и философ — это были идентичные понятия. В каждом его стихотворении, даже самом коротком и веселом, есть что-то, над чем стоит поразмыслить.
Философская лирика А. С. Пушкина
А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием.
Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.
Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.
Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще, учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:
Смертный, век твой привиденье:
Счастье резвое лови;
Чаще кубок наливай;
Страстью пылкой утомляйся
И за чашей отдыхай!
Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:
До капли наслажденье пей,
Живи беспечен, равнодушен!
Мгновенью жизни будь послушен,
Будь молод в юности твоей!
Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.
Переломным моментом для Пушкина стали 20‑е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.
В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья, —
так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.
Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:
Мне вас не жаль, неверные друзья,
Венки пиров и чаши круговые —
Мне вас не жаль, изменницы младые,
Задумчивый, забав чуждаюсь я,-
пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820).
К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни — реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.
В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней,
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.
Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.
Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”.
Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:
Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.
Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или по здно на его место придут другие.
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст, —
пишет он в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835).
Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.
Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.
А. С. Пушкин – философская лирика
Александр Сергеевич Пушкин — один из популярнейших поэтов и писателей мира. Но в первую очередь своим талантом он покорил Россию. Он прославился и как прекрасный романтик, и как выдающийся реалист. Темы его произведений разнообразны: философская, гражданская, историческая, любовная, социально-политическая и многие другие. Но каждая тема в свою очередь переплетается с философскими рассуждениями поэта.
Пушкин-философ пишет не о проблемах глобального масштаба, а о личных переживаниях. Философия поэта глубоко прочувствована.
Каждый вопрос он пропускал через свою душу, что не свойственно ни одному из поэтов его современности.
Философские проблемы волновали Пушкина еще во времена обучения в Царскосельском Лицее. В эти годы сильное влияние на него оказывает Батюшков, который видел смысл жизни в личных чувственных благах.
Для молодого Пушкина смысл жизни заключался в вечных празднествах, пирушках и забавах. Он не задумывался ни о чем серьезном. Это хорошо видно на примере стихотворения шестнадцатилетнего поэта «Гроб Анакреона»:
Смертный, век твой приведенье:
Счастье резвое лови;
Чаще кубок наливай;
Страстью пылкой утомляйся
И за чашей отдыхай!
Такое же видение мира можно наблюдать и в других его стихотворениях. Например, в произведении «Стансы Толстому»:
До капли наслажденье пей,
Живи беспечен, равнодушен!
Мгновенью жизни будь послушен,
Будь молод в юности твоей!
В юном возрасте Пушкин еще не думает о будущем, вся его философия — в пирах и развлечениях. Причем именно такого стиля жизни он советует придерживаться и читателю.
Переломная полоса в жизни Пушкина — 1820‑е годы. В это время он начинает анализировать свою жизнь и творчество.
Южная ссылка была для поэта эпохой романтизма. Тогда все молодые люди делали упор на это направление. С изменением мировоззрения более зрелой стала и философия поэта. В романический период творчества Пушкин считал высшей целью жизни человека не беззаботное времяпрепровождение, а стремление к героическим деяниям. Такие перемены отразились в первую очередь на творчестве поэта:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, Отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений.
Минутной младости минутные друзья.
Это строки из знаменитой элегии 1820 года «Погасло дневное светило». Здесь появляется новый яркий символ свободы и вдохновения ‑океан. Он такой же чистый и могучий, как и чувства, наполняющие душу поэта. Такой образ появляется и в стихотворении «К морю». Пушкин приводит в нем сравнение жизни человека с жизнью океана.
За полгода до смерти Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Он будто предвидит свою скорую кончину. В произведении поэт размышляет о смысле жизни, о том, с какой целью человек появляется на свет, и с уверенностью говорит:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.
Вознесся выше он главою непокорной
В своем стихотворении Пушкин делает вывод из своих ранних размышлений о назначении поэта. Он всерьез задумывается о том, что от него останется людям после смерти:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Пушкин прекрасно понимает, что физическое бессмертие невозможно, поэтому он стремится к творческому бессмертию. При жизни поэт своими силами воздвигает «нерукотворный памятник». Он творит своими мыслями, умом и чувствами. Пушкин заслуженно считает себя народным пророком. Кому-то может показаться, что гордыня поэта не знает границ, но ведь он прав. Александр Сергеевич в «жестокий век восславил Свободу/И милость к падшим призывал». На это решались немногие.
Пушкин все время употребляет местоимение «я», но не из-за чрезмерного самолюбия. В XIX в. любой неверный шаг жестоко наказывался, а он не боялся ничего. Вольнолюбивая лирика была его гордостью.
Поэзия для Пушкина — не просто описание своих мыслей и чувств. Это дорожка, ведущая читателя к его сердцу. В своих стихах он говорил о том, о чем не мог заявить вживую, боясь остаться непонятым.
Еще одним широко известным философским стихотворением Пушкина является «Пророк». Господь наделил поэта особо чутким слухом и зрением, чтобы лирический герой смог стать его наместником на грешной земле. Поэтому на пророка возложена особая миссия. Он призван «глаголом жечь сердца людей».
Истинно талантливый поэт не будет молчать, он должен нести свои идеи в народ. Он связующее звено между людьми и Богом. Поэт готов пожертвовать жизнью ради свободы и поэзии:
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Именно о своем призвании пишет великий поэт. Он старается научить людей быть свободными. Такая цель появилась у Пушкина в раннем возрасте. Все его стихи пронизаны добром, светом и правдой, и в этом его сила.
В стихотворении «Пророк» лирический герой прозревает. Его одолевают страшные муки, но главное то, что поэту открывается высший смысл жизни. Он начинает видеть дальше горизонта и слышать недоступные обычному смертному истины.
Как уже было сказано, все темы лирики Александра Сергеевича Пушкина пропитаны его личной философией. Примеров таких стихотворений множество. Пушкин в течение жизни развивался не только как человек, но и как поэт. Соответственно, отношение к вечным философским проблемам у поэта тоже менялось. Это можно легко проследить в его творчестве.
Читайте Пророк Пушкин стихотворение — полный и краткий анализ.
А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта
а протяжении многих лет титул одного из самых талантливых прозаиков и поэтов XIX века носит А.С. Пушкин. Философская лирика присутствует практически в каждом его произведении, хотя это довольно разноплановый поэт, интересующийся многими темами. Александр Сергеевич писал стихи на гражданскую и любовную темы, поднимал вопросы о дружбе, предназначении поэта, описывал красоту русской природы. Но все же через все его стихотворения проходит нить философии, они заставляют читателя задуматься о добре и зле, смысле человеческой жизни, вере и безверии, смерти и бессмертии.
Своим своеобразием всех поражает философская лирика Пушкина. Стихи носят глубоко интимный, личностный характер, потому что каждое чувство принадлежало поэту, он описывал собственные мысли, впечатления от жизни. Именно этот факт и отличает лирику Александра Сергеевича от других авторов. По мере взросления поэта его произведения меняются, в них появляется иной смысл.
По стихотворениям можно узнать, чем в разные годы жил Пушкин. Философская лирика того периода, когда поэт был еще лицеистом, проникнута духом веселья. Александр Сергеевич призывает веселиться в компании друзей, наслаждаться дружескими пирушками и ни о чем не заботиться. О его юношеских мыслях можно узнать из стихотворения «Гроб Анакреона», написанном в 1815 году, стихотворения «Стансы Толстому» (1819 года). Поэт проповедует наслаждения и развлечения.
Философские мотивы в лирике Пушкина кардинально изменились в 20‑х годах. Как и всех молодых людей того периода, Александра Сергеевича потянуло на романтизм. Поэт преклонялся перед Байроном и Наполеоном, цель жизни уже заключалась не в бессмысленном прожигании времени на дружеских пирушках, а в совершении подвига. Героические порывы души не могли не отразиться на философской лирике автора. Самыми яркими произведениями того периода считаются элегия «Погасло дневное светило», написанная в 1820 году, и стихотворение Пушкина “К морю” 1824 года.
В середине 20‑х годов переживает мировоззренческий кризис Пушкин. Философская лирика того периода уже не проникнута романтизмом, на смену ему приходит реализм. Поэт начинает понимать суровую правду жизни, и она его пугает. Он видит проблемы, но не видит цели, к которой нужно стремиться.
К концу 20‑х годов в стихотворениях прослеживается отчаяние и одиночество, которое в тот период испытывал Пушкин. Философская лирика поэта с годами стала более печальной и даже трагичной. В стихотворениях Пушкина «Элегия», «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных» присутствуют вопросы жизни и смерти, автор рассматривает, что будет после того, как его не станет на этой бренной земле.
Но это не значит, что Александр Сергеевич желал смерти, он хотел жить, чтобы нести людям свое творчество, направлять людей на путь истинный. Он свято верил в то, что к концу жизни ему удастся обрести счастье и гармонию.