какое стихотворение м ю лермонтова принесло ему популярность

Какое стихотворение м ю лермонтова принесло ему популярность

Тестовые задания по теме: «Биография М.Ю. Лермонтова»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Где берет своё начало род Лермонтовых?

2. В каком году родился М.Ю. Лермонтов?

3. Где провёл свои детские годы М.Ю. Лермонтов?

4. Кто был крёстной матерью М.Ю. Лермонтова?

А) Его тётушка по материнской линии

Б) Его тётушка по отцовской линии

+ В) Бабушка по материнской линии

Г) Бабушка по отцовской линии

5. Сколько лет было М.Ю. Лермонтову, когда умерла его матушка?

6. Почему бабушка М.Ю. Лермонтова взяла его на воспитание после смерти матери?

А) Отец умер сразу после кончины матери

Б) Отец уехал на войну

В) Отец начал сильно пить

+ Г) У отца не хватало средств на воспитание

7. Как звали бабушку Михаила Юрьевича?

+ А) Елизавета Алексеевна Арсеньева

Б) Арина Родионовна Яковлева

В) Мария Яковлевна Яновская

Г) Мария Ивановна Лопухина

8. Куда возила бабушка М.Ю. Лермонтова на оздоровление?

9. Чего не хватало в детстве М.Ю. Лермонтову?

Б) Французских рассказов

+ В) Русских народных сказок

тест 10. Какое первое образование получил Михаил Юрьевич?

Б) Московская гимназия

В) Петербургская гимназия

11. Куда поступил в 1828 году М.Ю. Лермонтов учиться?

А) В Царскосельский лицей

+ Б) В Университетский благородный пансион

В) В Московский университет

Г) В гимназию для детей высокопоставленных чиновников

12. Свое стихотворение «К гению» М.Ю. Лермонтов посвятил своей первой любви. В каком возрасте он её встретил?

13. На какое отделение Московского университета поступил М.Ю. Лермонтов?

14. Кто учился в Московском университете вместе с М.Ю. Лермонтовым?

А) А.С. Грибоедов и Н.М. Карамзин

Б) Н.В. Гоголь и Н.А. Некрасов

+ В) В. Белинский и А. Герцен

Г) И.А. Гончаров и А.Н. Островский

15. Почему М.Ю. Лермонтов не окончил университет?

А) Умерла его бабушка

+ Б) Не сдал экзамены

В) Призвали на войну

Г) По состоянию здоровья

16. Где начал свою службу Михаил Юрьевич?

А) При дворе императора

Б) В царской гвардии

В) В 1-й кавалерийской дивизии

+ Г) В гусарском полку в Царском селе

17. Какое стихотворение принесло популярность М.Ю. Лермонтову?

18. Кому было посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова, за которое его отправили в ссылку?

19. Кто вместе с бабушкой М.Ю. Лермонтова добился смягчения императорского наказания?

тест-20. Во время первой ссылки у Лермонтова появилась идея сюжета одного из своих произведений после рассказа одинокого монаха. Какое это произведение?

А) Кавказский пленник

21. В каком литературном журнале печатались стихотворения М.Ю. Лермонтова?

+ Г) Отечественные записки

22. За что М. Ю. Лермонтов отправлен в ссылку во второй раз?

+ А) За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом

Б) За дуэль со старым другом Мартыновым

В) За революционные мотивы в произведениях

Г) За участие в революционных кружках

23. Куда отправили М.Ю. Лермонтова в повторную ссылку?

Б) На крымскую войну

+ В) На кавказскую войну

Г) В Екатеринославль

24. Какое произведение создаётся в период второй ссылки?

+ А) Герой нашего времени

25. Сколько при жизни Лермонтова вышло изданий его произведений?

26. Что помешало выйти М.Ю. Лермонтову в отставку, чтобы посвятить себя полностью литературе?

В) Повышение по службе

Г) Очередная ссылка

28. С кем стрелялся на последней дуэли М.Ю. Лермонтов?

Г) С графом Бенкендорфом

29. Где состоялась дуэль на которой погиб М.Ю. Лермонтов?

тест_30. На ком был женат М.Ю. Лермонтов?

Источник

10 самых известных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова

Самые известные произведения – это, как правило, те, которые считают лучшими, их включают в школьную программу и рекомендуют к прочтению каждому обывателю.

В статье мы приведем список произведений такого великого русского поэта, как Михаил Юрьевич Лермонтов. Мало кто знает, что он был еще и прекрасным художником, его любовь к изобразительному искусству была обнаружена еще с детства.

Стихи Лермонтова остаются востребованными по сей день – поэт затрагивал в них тему любви, писал о Кавказе, природе, о Родине, а также стихотворения для детей.

Из статьи вы узнаете самые известные произведения Михаила Юрьевича Лермонтова – если какие-то из списка ранее не были прочитаны – обязательно уделите чтению немного времени и прочитайте.

10. На севере диком стоит одиноко…

Стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» школьники изучают в 6 классе. Писатель поведал в нем о своих душевных переживаниях – он мечтал о родственной душе, писал об одиночестве, тревожащем каждого человека. Свои переживания Лермонтов воплотил в природе, беря для образов пальмы, сосны.

С сосной читатель знакомится сразу – она стоит одиноко на Севере, и ее единственное утешение – сновидение. Сон уносит сосну в теплые края, где живет одинокая пальма.

Сосна и пальма страдают, каждая от разного – сосна от северного холода, а пальма от жаркого климата. Северное дерево принимает пальму за свою родственную душу, но до нее, к сожалению, никак не добраться… Единственная возможность – наслаждаться обрывками сновидений.

9. Утес

«Утес» был написан за несколько недель до смерти автора – Лермонтов умер в июне 1841 г. в возрасте 26 лет на дуэли с Н.С.Мартыновым.

Поэт неоднократно возвращался в своих произведениях к теме одиночества, ей посвящено и стихотворение «Утес». Он говорит о том, что повстречать кого-то, кто вызовет душевный трепет, можно только на короткий миг – все остальное время человеку приходится пребывать в «пустыне».

Интересный факт: образ «пустыни» не случайно используется автором в его произведениях, ведь она является символом отрешения и одиночества.

Смысл стихотворения заключается в том, что человек не может всегда быть счастлив – это происходит только случайно, мимолетно. Тема одиночества очень явно присутствует особенно в последних строках, возможно, утес вспоминает свою молодость, являясь уже стариком.

8. Парус

В стихотворении описывается парус – он одиноко плывет по морю. Одиночество являлось очень важным для Лермонтова – он принимал его за свободу.

«Парус» олицетворяет неспокойного героя, на долю которого выпало немало трудностей, в стихотворении есть такие слова, как «кинул», «ищет» – это можно объяснить мечущейся душой.

Герой произведения, возможно, пытается обрести внутри себя гармонию, и испытывает горечь от каких-либо потерь. Одинокий парус, плывущий в море, привлекает его тем, что он также одинок, как и он сам.

7. Песня про купца Калашникова

«Песня про купца Калашникова» – это поэма о дуальности добра и зла. Несмотря на то, что главные герои поэмы (купец Калашников и опричник Кирибеевич) оба хороши собой, сильны и молоды, разительно отличаются друг от друга.

Алена Дмитриевна (жена купца) стала причиной ссоры между ними, Кирибеевич пытался увести у него жену. У царского двора произошел поединок, Кирибеевич был убит купцом.

Царь велел отправить Калашникова на казнь, но он поступил достойно, защищая честь своей семьи. Купец Калашников не побоялся ни царского гнева, ни опричника.

В своем стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов пишет о том, что в смерти поэта повинно общество. Он написал его после гибели Пушкина (он умер на дуэли в 1837 году в возрасте 37 лет), которая потрясла Лермонтова до глубины души.

В порыве отчаяния поэт написал стихотворение, в котором выразил свое несогласие с политикой своего государства, а также с высокопоставленными чиновниками, которые оправдывали убийцу Пушкина – французского военного деятеля Дантеса.

В «Смерти поэта» написано о несправедливом и раннем уходе Пушкина, Лермонтов осуждает тех, кто надменно относился и насмехался над талантливым поэтом.

5. Демон

«Демон» – одна из лучших поэм в российской литературе, читающаяся на одном дыхании. Она полна философских размышлений о добре и зле, невозможности любви.

В «Демоне» немало отсылок к мифологическим мотивам. Если кратко выводить мысль, которую автор хотел донести до читателя – в поэме говорится, что стоит податься соблазнам и усомниться – как дьявол, не раздумывая, совратит человеческую душу и поведет его по пути зла.

Но стойкость духа, обращение к Господу способно защитить человека от проделок дьявола.

Интересный факт: иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон» рисовал русский художник-символист Михаил Врубель.

4. Мцыри

Тему можно определить, как рассказ о юном послушнике, бежавшем из монастыря. В «Мцыри» явно прослеживается бунт главного героя против обыденной жизни, существующей в монастыре, к дальнейшей трагедии – гибели.

Лермонтов раскрыл тему борьбы за свою свободу, непонимание окружения, а также тему любви – к своей семье и Родине.

Смысл поэмы – призвать к борьбе, отстаивая свою свободу. «Мцыри» – это своеобразный идеал для революционеров – независимый и гордый юноша хочет освободиться, и не важно, что за свою мечту придется поплатиться жизнью.

Интересный факт: монастырь в современной критике рассматривается как символ тюрьмы духа человеческого, откуда выбраться не так легко. И, убежав, Мцыри некуда возвращаться, он не находит счастья, а мир природы уже давно для него чужд…

3. Кавказский пленник

Судьба поэта Михаила Юрьевича сложилась таким образом, что Кавказ оставил в нем наиболее яркие детские воспоминания. В 1825 году он побывал там, после чего перенес свое восхищение природой на бумагу – он рисовал акварельные пейзажи.

В знаменитой поэме «Кавказский пленник» можно обнаружить живой интерес автора к быту и обычаям кавказских горцев. Пленник выступает как романтический герой, однако в нем нет черт разочарованности. Герой испытывает тоску по своей родине и нуждается в поддержке друзей.

Черкешская девушка, будучи отверженной пленником, не мстит ему, а помогает бежать. Это делает ее благородной и доказывает, что помысли ее чисты. Но развязка весьма драматична – погибают оба героя.

2. Герой нашего времени

Неизвестно, когда точно был начат роман «Герой нашего времени», автор работал над ним продолжительное время. Он хотел создать произведение, которое удивило бы его современников.

Лермонтов прочитал «Евгений Онегин» Пушкина Александра Сергеевича, после чего вдохновился на создание романа. Основная тема произведения – это лишний человек.

Печорин видит больше других, он умнее, расчетливее, холоднее, циничнее всех остальных, но в этом его беда. Другие, может быть, менее умны и дальновидны, но они живут: любят, переживают, страдают…

Смысл произведения в том, что можно быть образованным и умным, но потерять суть своего существования.

Для справки: знаменитое произведение Лермонтова учит читателей целеустремленно идти к своим целям.

1. Бородино

Стихотворение автора «Бородино» посвящено Бородинскому сражению (крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 г., между русской и французской армиями; русская противостояла армии Наполеона).

Лермонтов задумывал свое стихотворение как подарок ветеранам и всей России на 25-летие Бородинской битвы.

Эскизы будущего стихотворения созрели у поэта еще в детстве – он близко общался с братом бабушки Елизаветы Алексеевны, Афанасием Столыпиным, который был участником Бородинского сражения, и охотно слушал его рассказы.

Источник

ТЕСТ по творчеству М.Ю.Лермонтова, 9 класс.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

по творчеству М.Ю.Лермонтова

Учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Светлинская СОШ»

1.Какие темы и мотивы лирики Лермонтова сходны с мотивами и темами творчества А.С.Пушкина?

А) мотив одиночества; Б) тема родины;

В) историческая тема; Г) мотив изгнанничества;

Д) тема поэта и поэзии; Е) мотив обманчивости красоты.

2.Какое стихотворение принесло известность М.Ю.Лермонтову?

А) «Парус» Б) «Дума» В) «Бородино» Г) «Смерть поэта»

3)Какие из стихотворений Лермонтова можно отнести к теме родины?

«Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива», «Дума», «Бородино», «Родина», «И скучно, и грустно», «Пророк», «Жалобы турка», «Прощай, немытая Россия», «Тучи».

4) Соотнесите название стихотворения и его жанр.

А) «Перчатка» 1) элегия

В) «Наполеон» 3) послание

Д) «Н.Ф.Ивановой» 5) сюжетное стихотворение

5) Расположите главы в хронологическом порядке.

А) «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мэри», «Тамань».

Б) «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Фаталист», «Княжна Мэри», «Бэла».

В) «Тамань», «Княжна Мэри», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина.

Г) «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист».

6) По жанру «Герой нашего времени» является социально-психологическим и философским романом. Но каждая часть имеет свою жанровую специфику. Соотнесите название частей романа и жанр.

А) «Бэла» 1) романтическая повесть

Б) «Максим Максимыч» 2) психологическая повесть

В) «Тамань» 3) путевые заметки

Г) «Княжна Мэри» 4) философская повесть

Д) «Фаталист» 5)приключенческий рассказ

7) Какой художественный прием использовал Лермонтов в строках стихотворения?

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит,

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит…

А) сравнение б) гиперболу

в) метонимию г) метафору

8. Фрагмент какого стихотворения приведен ниже

(выберите правильный ответ):

1.Погиб Поэт! – невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести.

Поникнув гордой головой.

а- «Поэт» б- «Смерть Поэта»

2. Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой…

а- «Родина» б- «Молитва».

Роман «Герой нашего времени»

(выберите правильный ответ):

1. Герой какого исторического времени представлен в романе

а- 10-20 годов 19 века

б- 30-х годов 19 века

3. В первой части романа повествование ведется от лица:

а- Максима Максимыча

4. Во второй части романа повествование ведется от лица:

а- Максима Максимыча

5 . Завершите цитату: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой …»

а- «скрытности характера»

б- «скованности характера».

6. Завершите цитату: «О глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! …Это признак – или …»

а – « злого нрава, или глубокой постоянной грусти»;

б- «внутренней болезни, или холодного ума».

7. Почему Печорин, как представитель молодого поколения дворянской молодежи 30-х годов 19 века, оказался «лишним человеком»?

Завершите цитату, отвечая на вопрос

«…спрашиваю себя печально! Зачем я жил? Для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно,было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…Но я…»

а- «не угадал цели в своей жизни…»

б- «не угадал этого назначения»

3. «Дума», «Бородино», «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Жалобы турка»

9. 1 – б; 2- а; 3- а; 4 – б; 5 – а; 6 – а; 7 – б;

какое стихотворение м ю лермонтова принесло ему популярность

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое стихотворение м ю лермонтова принесло ему популярность

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какое стихотворение м ю лермонтова принесло ему популярность

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

какое стихотворение м ю лермонтова принесло ему популярность

Номер материала: ДБ-155856

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое стихотворение м ю лермонтова принесло ему популярность

какое стихотворение м ю лермонтова принесло ему популярность

Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку

Время чтения: 0 минут

какое стихотворение м ю лермонтова принесло ему популярность

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

какое стихотворение м ю лермонтова принесло ему популярность

МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий

Время чтения: 1 минута

какое стихотворение м ю лермонтова принесло ему популярность

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

какое стихотворение м ю лермонтова принесло ему популярность

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

какое стихотворение м ю лермонтова принесло ему популярность

В Воронежской области ввели масочный режим в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил значительную часть своего творчества теме поэта и поэзии. Мотив этой темы понятен — поэт одинок и гоним. Его не понимают, из-за этого Лермонтов рисует лирического героя в своих стихотворениях замкнутым, лирический герой отдаляется от общества.

Стоит отметить, что Александр Сергеевич Пушкин был кумиром у юного Лермонтова. Существуют даже догадки, что Лермонтов, писав свои произведения словно разговаривал с Пушкиным. Конечно, критики восприняли это как подражательство, но на самом деле это был односторонний диалог одного поэта с другим. Михаил Юрьевич Лермонтов мечтал познакомиться с Пушкиным, но не хотел идти с «пустыми руками», он хотел принести ему стихотворение достойное пера Пушкина, но Лермонтов был очень самокритичным человеком, из-за этого знакомство не состоялось.

У Лермонтова самыми актуальными в современное время являются стихотворения «Пророк» и «Поэт». Стихотворение «Пророк» было продолжено поэтом, а название произведения, начало, тема и смысл были взяты у Александра Сергеевича Пушкина. Однако есть различия у этих стихотворений. Если у Пушкина пророк видит улучшение будущего, он жизнерадостен, ему присуща вера в лучшее, то у второго поэта всё наоборот: пророк — разочаровавшийся романтик, символизирующий жизнь Лермонтова. Ставши изгоем, пророк уходит в пустыню, ведь только природа принимает его.

Таким образом, тема поэта и поэзии в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова нашла своё отражение, которое возводит поэта как гения творческого духа.

Источник

Открытый урок по чтению и развитию речи на тему «Знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Открытый урок по чтению и развитию речи

Тема урока: Знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова

Цели: Обобщить ранее полученные знания детей о произведениях

Познакомить обучающихся с биографией М.Ю.Лермонтова.

— систематизировать знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина;

— совершенствовать навыки выразительного чтения;

— расширять круг чтения детей.

корригировать и развивать устную речь: правильное произношение, обогащение активного и пассивного словаря,

— развивать долговременную память на основе воспроизведения изученного ранее стихотворного материала;

-корригировать переключение внимания путем частой смены заданий;

-коррекция и развитие мыслительной деятельности

— воспитывать любовь и уважение к поэзии А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, поэтическому слову ;

— воспитывать интерес к человеку и его внутреннему миру через художественные и музыкальные произведения;

— воспитывать любовь к природе через поэтическое слово;

— развивать духовно-нравственный мир учащихся;

Оборудование и материалы: Портреты А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, выставка

произведений А.С.Пушкина, презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

II . Актуализация знаний, сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы проверим домашнее задание и познакомимся с биографией М.Ю.Лермонтова.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

IV . Повторение пройденного материала

— Как вы думаете, кому из великих русских поэтов принадлежат эти строки? Поэту, творчество которого знакомо каждому с раннего детства. Это …А.С.Пушкин (Слайд 2)

Язык Пушкина прозрачен, чист и ясен. Вы уже знакомы с его произведениями и, наверняка, полюбили их.

— Давайте вспомним, а мы знаем что о жизни А.С. Пушкина.

-Когда и где родился А.С.Пушкин? (слайд 3)

— На каком языке говорили в семье А.С.Пушкина?

— Кто учил его писать по-русски?

— Кто ему рассказывал сказки? (слайд 4)

— Ребята, какое время года больше всего любил Пушкин?

Ученик: Александр Сергеевич Пушкин из всех времён года больше всего любил осень.

Стихотворение: (Слайд 5)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Позвольте, но А.С.Пушкин писал и о зиме, вот послушайте «Зимняя дорога».( Слайд 6) Ученица:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Учитель: А.С Пушкин писал не только стихи, но и поэмы, сказки.

Послушайте отрывок из поэмы « Руслан и Людмила»

У Лукоморья (Слайд 8)

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Учитель: А.С. Пушкин написал 5 сказок.

Назовите их. О чём говорится в этих сказках? (Слайд 9)

Ученик: Говорится о том, как наказано зло, жадность и обман.

Учитель : Посмотрите отрывок из сказки

— Из какой сказки отрывок? Кто прочитает наизусть?

V . Игра «Сказочные объявления»

Предлагаю свои услуги:

работаю за семерых

-закупать продукты на рынке,

Мой адрес…. (Сказка о попе и его работнике Балде)

Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные лечебные курсы.

Излечиваются такие заболевания, как:

-укусы правого и левого глаза,

Начало ближайших занятий в …. (Сказке о царе и Салтане…)

3. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее

говорить. Обращаться к царице – мачехе из… ( Сказки о мёртвой царевне….)

Наш адрес: …. ( Сказка о золотом петушке)

5. Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом?

Обращаться….. (к золотой рыбке из Сказки о рыбаке и рыбке)

VII Работа по теме урока

Знакомство с биографией М.Ю. Лермонтова (Слайд 10)

Рассказ учителя с использованием презентации

— Когда мы произносим имя М. Ю. Лермонтов, к восхищению, которое всегда вызывают его стихотворения, примешивается чувство горечи. Вряд ли во всей литературе можно вспомнить другого столь же талантливого поэта, жизнь которого оборвалась так рано. Лермонтов погиб не дожив до 27 лет.

Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, был бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного богатого дворянского рода.

Смутно помнил Михаил Юрьевич ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Мать умерла, оставив сиротой трехлетнего сына. Отца Лермонтов видел редко: бабушка не любила зятя. Юрий Петрович после смерти жены покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки.

Бабушка не жалела средств на воспитание внука. По дворянскому обычаю, в качестве воспитателей были приглашены иностранцы.

До десятилетнего возраста Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка 3 раза возила его на воды Кавказа (нынешний Пятигорск). Здесь он увидел обычаи горцев, картины кавказкой жизни и всей душой полюбил Кавказ.

Лермонтов получил прекрасное образование: изучал общеобразовательные предметы, иностранные языки, рисовал, занимался музыкой, читал русскую и иностранную литературу.

В 1827году бабушка переехала из Тархан в Москву, т. к. нужно было подумать о школьном образовании Михаила. Его стали готовить в университетский благородный пансион.

Осенью 1828 года Лермонтов принят в 4 класс Московского университетского благородного пансиона.

В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет.

Лермонтов, блестяще проучившись несколько лет, уходит из университета. Природа одарила его разнообразными талантами. Он играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, сочинял музыку, рисовал, писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи. Он был великолепно образован, начитан, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками. Но поэтический дар совершенствовал упорным трудом.

В конце второго года обучения из-за участия в студенческом бунте Михаилу Юрьевичу пришлось покинуть университет. Он уезжает с бабушкой в Петербург и поступает в Петербургскую военную школу. В этой школе на поэзию времени нет, сочинительство не поощряется, царила строгая дисциплина, книг, кроме учебников, читать что-то другое запрещалось. Но в этих условиях Лермонтов продолжает писать (тайком).

27 января 1837 года произошла дуэль Пушкина и Дантеса. Пушкин был смертельно ранен. Весть быстро разнеслась по Петербургу. Это потрясло Лермонтова. На следующий день он написал стихотворение “Смерть поэта”. Стихотворение в тысячах списков быстро распространилась по Петербургу, затем по всей России. После его написания поэт был арестован и выслан в действующую армию на Кавказ.

Прослушайте аудиозапись этого стихотворения.

Жизнь М. Ю. Лермонтова обрывается трагически. 27 июля 1814 года Лермонтов погибает на дуэли с Мартыновым.

VIII Закрепление нового материала

1.Беседа по вопросам:

Где провёл детство М. Ю. Лермонтов? Какое тяжёлое событие произошло в это время в его жизни?

Какое стихотворение принесло М.Ю.Лермонтову известность? По какому поводу оно было написано?

3. Чем похожи судьбы А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова?

2. Чтение обучающимися биографии.

IX Подведение итогов

Произведения какого поэта мы сегодня читали?

Познакомились с биографией какаго поэта?

Комментарии оценок за урок.

X . Домашнее задание: страница 76-78, букварь стр.46, чтение стр.36

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *