какое стихотворение есенина стало народной песней

Великий русский поэт Сергей Есенин сказал: «Имеет право писать стихи только тот, кому больно». Когда читаешь стихотворения Есенина, кажется, что он сумел высказать то «несказанное», что переполняет сердце, ту «нежность грустную русской души», которая заставляет время остановиться и задуматься о жизни «в черемуховой вьюге»

Одно из самых известных стихотворений Сергея Есенина — «Письмо матери» — первым стало всенародно любимым романсом. Оно было опубликовано весной 1924 года в журнале «Красная новь» и, естественно, встретило массу противоречивых оценок.

Проникновенные строки произвели впечатление и на молодого композитора Василия Николаевича Липатова (1897−1965), кстати, уроженца той же Рязанской губернии. Именно эту душевную музыку, которую многие сегодня помнят по выступлениям Юрия Гуляева, Вадима Козина и Александра Малинина, Липатов написал всего за один день.

В 1924 году Василий Липатов познакомился с Сергеем Есениным. По свидетельствам, они несколько раз вместе выступали в Кронштадте перед военным оркестром Балтийского флота. Под руководством композитора краснофлотцы играли мелодию, а поэт читал свои произведения. По воспоминаниям одного из музыкантов, капитан-лейтенанта Виталия Гаврилова, глаза Есенина всегда были полны «трогательной грусти». А однажды, после невероятно успешного чтения, когда «слова так и резали по сердцу» и многие моряки плакали, поэт был настолько потрясен, что сам не смог сдержать слез и даже не стал продолжать выступление…

И стихотворение, и ноты тайно переписывали, делясь с родственниками и знакомыми. Так романс «Письмо матери» распространился по всей стране, став по-настоящему народным, и принес громкую известность Василию Николаевичу. Но уже в 1930-е годы «упадническая» песня подверглась жестокому преследованию… Позже Липатов написал прекрасную музыку к не менее популярному стихотворению Есенина «Клен ты мой опавший…».

Более чем 15 стихотворений Сергея Есенина стали романсами благодаря композитору, народному артисту СССР Григорию Федоровичу Пономаренко (1921−1996). Среди них наиболее известны: «Отговорила роща золотая…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Пускай ты выпита другим…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Выткался на озере…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Заметался пожар голубой…», «Собаке Качалова».

С этими и многими другими песнями выступали как эстрадные, так и оперные певцы: Дмитрий Гнатюк, Иосиф Кобзон, Иван Козловский, Муслим Магомаев, Галина Ненашева, Николай Сличенко, Владимир Трошин, Борис Штоколов. Народный артист СССР Юрий Александрович Гуляев (1930−1986) не только пел, но и сам положил на музыку стихотворения Есенина «Над окошком месяц…» и «Дорогая, сядем рядом…», которые навеки завоевали наши сердца.

В репертуаре заслуженной артистки России Клавдии Ивановны Хабаровой (1927 г. р.) тоже есть песни на стихи Есенина и музыку Алексея Карелина. В их числе: «Цветы мне говорят — прощай…», «Черемуха душистая», «Вот оно — глупое счастье…».

Нельзя не сказать об Аркадии Северном, великолепно исполнившем романс «Ты меня не любишь…» (музыка Анатолия Лепина), Алексее Покровском, спевшем «Последнее письмо» (музыка Александра Вертинского). А благодаря таланту композитора Сергея Сарычева мы знаем песни «Я московский озорной гуляка…» группы «Альфа» и «Забава» Александра Малинина. Наконец, спел романс «Я зажег свой костер…» на музыку Юрия Эриконы великолепный артист Николай Караченцов.

В наши дни стихотворения Сергея Есенина не перестают вдохновлять. Современным поклонникам творчества поэта хорошо знакомо задушевное пение Олега Погудина, Стаса Михайлова, Александра Новикова, Антона Темнова, Валерия Власова, трио «Реликт» и трио «Соловушко» и других исполнителей. В этом году Сергей Безруков представил публике свой альбом «Хулиган», в котором артист впервые выступил как автор музыки. Великий певец Муслим Магомаев в конце своей жизни написал музыку к стихотворению «Прощай, Баку, тебя я не увижу…». Множество прекрасных песен на стихи Есенина можно найти на сайте http://esenin.ru/, посвященном творчеству поэта.

По воспоминаниям, в последние месяцы жизни, Сергей Есенин любил напевать свое стихотворение «Песня». Да, именно напевать, а не рассказывать… Необыкновенно музыкальные стихотворения поэта, в которых так просто сказано обо всем, что мучает душу, как будто сами «выливают трель». Нежные мелодии в соединении с трогательными строками — это маленькая дань памяти гениальному русскому поэту Сергею Александровичу Есенину. Они звучат не только в дни его памяти на бескрайних рязанских раздольях и в государственных музеях.

Наши сердца бьются в такт бессмертным стихотворениям Сергея Есенина, которые исцеляют душевные раны, учат нас по-настоящему, вопреки всем трудностям, любить и воспевать нашу Родину — «шестую часть земли с названьем кратким Русь»!

Источник

Ответы к тесту по литературе «Творчество Есенина» 25 вопросо

Укажите годы жизни С. А. Есенина.

+1895-1925 гг.
1890-1921 гг.
1893-1930 гг.
1868-1936 гг.

С. А. Есенин был родом из:

Таганрога
+села Константиново Рязанской губернии
села Багдади
Москвы

Какое прозвище получил С. А. Есенин в писательских кругах?

деревенский поэт
+Рязанский Лель
Московский хулиган
последний поэт деревни

Каким было начало трудовой деятельности поэта?

косил с отцом сено
учил детей грамоте
+ работал в типографии И.Д.Сытина в Москве
гонял баржи с различными грузами в петербург

Чем занимался Есенин в годы Первой мировой войны?

+служил санитаром в военном поезде
служил в канцелярии
выступал на концертах для раненых
пишет стихотворение «Молитва матери»

Укажите, как назывался первый сборник стихов С. А. Есенина, вышедший в 1916 г.?

«Явь»
«Персидские мотивы»
«Москва кабацкая»
+»Радуница»

Назовите литературное течение, которое возглавил С.А. Есенин.

символизм
акмеизм
+имажинизм
футуризм

Назовите тему, ставшую основной в творчестве С. А. Есенина.

тема любви
+тема Родины, России
тема красоты и гармонии природы
тема революции

Определите, каково мироощущение лирического героя ранних стихов С. А. Есенина.

герой христиански смиренно принимает мир таким, каков он есть, со всеми его недостатками и пороками
герой ощущает враждебность окружающего мира
+герой находится в гармонии с окружающим миром
герой протестует, бунтует против сложившегося порядка

Укажите, какой символ наступающей на деревню городской цивилизации встречается в стихах С. А. Есенина.

+»железный конь»
жеребенок, бегущий за поездом
железный Миргород
агитки Бедного Демьяна

Кто является адресатом стихотворения «Письмо к женщине»?

Айседора Дункан
Анна Изряднова
+Зинаида Райх
Галина Бениславская

Укажите, какое из перечисленных стихотворений не относится к философской лирике.

«Русь уходящая»
«Не жалею, не зову, не плачу. »
+»Хороша была Танюша»
«Поосеннему кычет сова. «

В стихотворениях Есенина наблюдается цветовая и световая палитра цветов. Какой цвет в палитре Есенина лишний?

синий
малиновый
золотой
+фиолетовый

Вопрос № 14
Какие строки принадлежат перу Есенина?
«Бегут часы и дни…ещё удел изгнанья
Меня, как узника темница, тяготит,
Но мне уж грезится блаженный миг свиданья,
И голос ласковый о радостях твердит…»
«Солнце грустно в тучи опустилось
Не дрожит печальная осина,
В мутной луже небо отразилось,
И на всём знакомая кручина…»
+«Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овес,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос»

Вопрос № 15
Назовите художественный прием в выделенных сочетаниях.
Схимникветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

метафора
+олицетворение
сравнение
эпитет

Под каким псевдонимом напечатал свое первое стихотворение С. А. Есенин в журнале «Мирок»?
+Аристон
Человек без селезенки
Артем Веселый
Иегудиил Хламида

Вопрос № 17
Отметьте название первого появившегося в печати стихотворения Есенина в журнале «Мирок» в январе 1914 года:
«Москва кабацкая»
+«Береза»
«Отговорила роща золотая…»
«Клён ты мой опавший…»

В. Я. Брюсов
+А. Блок
В. В. Маяковский
А. А. Ахматова

Какой мотив становится основным в послереволюционном творчестве поэта и прослеживается в таких стихотворениях, как «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо к матери», «Русь советская», «Исповедь хулигана», «Неуютная жидкая лунность»?

мотив революционного переустройства мира
мотив неразделенной любви
+мотив одиночества, усталости, неверия в свои силы
мотив гармонии с природой и окружающим миром
Вопрос № 20

Определите жанр стихотворения «Письмо к женщине».

мадригал
элегия
ода
+послание

Укажите, какая поэма С. А. Есенина является автобиографической.

«Черный человек»
+»Анна Снегина»
«Пугачев»
«Поэма о 36»

Какое из перечисленных стихотворений С. А. Есенина стало народной песней?

«Письмо к женщине»
+»Отговорила роща золотая. »
«Собаке Качалова»
«Спит ковыль, равнина дорогая. «

Какие средства художественной выразительности наиболее характерны для творчества С. А. Есенина?

зашифрованность при помощи образовсимволов
торжественный слог, использование архаизмов
ораторская интонация, акцентный стих
+метафоричность и цветовые эпитеты

Вопрос № 24
Есенин признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к …. Чувство…… основное в моём творчестве». Речь идёт о:
+родине
жизни
свободе
патриотизме

Маяковский
Цветаева
+Горький
Ахматова

Источник

Народная песня в творчестве С. А. Есенина

какое стихотворение есенина стало народной песней

Дата публикации: 26.03.2016 2016-03-26

Статья просмотрена: 3245 раз

Библиографическое описание:

Артемова, М. В. Народная песня в творчестве С. А. Есенина / М. В. Артемова, Ю. А. Курдин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27250/ (дата обращения: 10.11.2021).

Народная песня — это наиболее распространённая разновидностьустного народного творчества, отражающая характер народа, его обычаи и исторические события, отличающаяся своеобразием жанрового содержания, музыкального языка и структуры. По характеру встречаются песни, предназначенные для одного исполнителя или одноголосые и хоровые или многолосные [9].

Народные песни были тем источником вдохновения, из которого черпали идеи для своих произведений многие авторы. Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин не стал исключением.

Определённая цепь жизненных обстоятельств вызвала его интерес к народным песням. В первую очередь этому способствовала подлинная песенная сокровищница России — Рязань, где С. Есенин родился и вырос, куда позднее не раз приезжал и надолго задерживался [7]. Н. А. Добролюбов заметил, что ни один народ не отличается такой любовью к пению, как славяне и русские: у нас народ сопровождает пением все случаи своей жизни [1, С. 402].

Именно рязанская земля стала тем местом, где С. Есенин увидел воспеваемую им в стихах красоту русской природы. Его с рождения окружала атмосфера народной музыки и сказаний: дед Фёдор Андреевич Титов знал большое количество русских народных песен; его мать, Татьяна Фёдоровна Титова, признавалась лучшей исполнительницей песен в селе; отец, Александр Никитич Есенин, также неплохо пел.

В одном из своих стихотворений Сергей Александрович говорил:

Родился я с песнями в травном одеяле… [2, с. 29].

Из всех разновидностей русского фольклора Сергей Александрович Есенин более всего выделял лирические народные песни, что нашло отражение во многих произведениях.

В стихотворении «Ямщик» вполне угадывается песня «Вот мчится тройка почтовая», особенно в этих строках:

Пой, ямщик, вперекор этой ночи,

Хочешь, сам я тебе подпою

Про лукавые девичьи очи,

Про веселую юность мою. [2, с. 277].

Печальное настроение ямщика дополняет авторские сожаления о прошедшей юности. Эти же чувства наблюдаются и в песне, лишь с тем различием, что С. Есенин тоскует по ушедшей юности, а возница — о разлучении с любимой.

Глубокое соединение с народной песней отображается и в перефразировании этих строк

Липа вековая над рекой шумит.

Песня удалая над рекой звучит.

в данном стихотворении:

Плачет и смеется песня лиховая.

Где ты, моя липа? Липа вековая? [2, с. 230].

В произведении С. Есенина проявляется прием психологического параллелизма, который буден рассмотрен позднее.

Из следующих строк можно сделать вывод, что Сергею Александровичу Есенину были интересны исторические народные песни цикла о Степане Разине, наполненные лиризмом.

Запевай, как Стенька Разин

Утопил свою княжну. [2, с. 36]

Особенно С. Есенин акцентировал своё внимание на лирических народных песнях. Из некоторых источников известно, что поэт знал следующие произведения русского фольклора: «Ах ты, ноченька, ночка темная», «Живет моя красотка в высоком терему», «Не шуми, мати зеленая дубровушка», «Вниз по матушке, по Волге», «Голова-то моя ль удалая», «То не ветер ветку клонит», «По пыльной дороге телега несется» и т. д. Их тематика весьма разнообразна: здесь есть любовные и семейные, разбойничьи и тюремные, и многие другие. Все они глубоко лиричны и отличаются высокими идейно-художественными достоинствами.

Как было сказано выше, с народной лирической музыкой С. Есенин познакомился рано и в своем родном селе, о чем свидетельствуют не только воспоминания современников, но и усиленный интерес к жанру в ранний период творчества. Так, например, две вышеназванные песни — «По пыльной дороге телега несется» и «Ах ты, ноченька, ночка темная» — упоминаются в письме к товарищу по Спас-Клепиковской церковно-учительской школе Грише Панфилову, которое было послано через год после отъезда поэта из деревни. Отрывки из песен «Живет моя красотка в высоком терему», «То не ветер ветку клонит», «Голова-то моя ль удалая», «Не шуми, мати зеленая дубровушка» встречаются в повести С. Есенина «Яр», которая была написана в селе Константинове в 1915 г. [6].

В лирике С. Есенина народные песни, постепенно забывающиеся, словно обретают «второе дыхание».

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа. [2, с. 50]

Обороты, похожие на этот, встречаются и в таких стихотворениях как

«Воспоминание» («За окном, у ворот…»)

Лишь кутил да гулял

Песни распевая. [3, с. 6]

В своих стихотворениях С. Есенин неоднократно использовал приём параллелизма, который создавал на основе понимания традиций устного фольклора, где данную фигуру речи можно встретить довольно часто, а особенно в народных лирических песнях, поэтому психологический параллелизм получил вполне законченное определение.

Психологический параллелизм фольклорного происхождения — это поэтический образ с осмысленным и укоренившимся значением, который содержит параллель между миром человека и природы. Употребление данного образа в его эмоциональной окрашенности позволяло отразить внутренний мир человека и добиться необходимой поэту тональности в лирическом творчестве [8, с. 386].

Символическими образами с устоявшимся значением, которые наиболее многократно употребляются в фольклоре, считаются:

ива — верба — ракита;

берёза или берёзка;

дерево как образ человеческой жизни.

Иву — вербу — ракиту чаще всего ассоциируют с лёгкой грустью и печалью: ива, склонившаяся над прудом, в значении постоянной грусти, имеет эпитет «плакучая».

В этой могиле под скромными ивами

Спит он, зарытый землей,

. Спит он, а ивы над ним наклонилися,

Свесили ветви кругом,

Точно в раздумье они погрузилися,

. Точно им всем безо времени сгибшего

Бедного юношу жаль… [4, с. 42].

И мне в окошко постучал

Сентябрь багряной веткой ивы… [2, с. 192].

Знать, только ивовая медь

Нам в сентябре с тобой осталась. [2, с. 195].

Берёзка выступает одновременно и как девушка, и как «страна берёзового ситца» — Россия.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан. [2, с. 246].

Ворон и сова считаются символами несчастья, или его спутниками,

Понакаркали черные вороны

Грозным бедам широкий простор… [5, с. 18].

Ой, не совы плачут полночью,—

За Коломной бабы хныкают… [5, с. 177].

Чахнет старая церквушка,

В облака закинув крест.

И забольная кукушка

Не летит с печальных мест. [2, с. 54]

Калина и рябина корреспондируются то с женской долей и с горькой человеческой жизнью, то символичным становится цвет их плодов.

Также в своих стихотворениях поэт обращается к образу дерева как символу человеческой жизни.

Из-под гоноби подрублены —

Под татарскими насечками [5, с. 179].

Срубленное дерево в фольклоре ассоциируется с безвременно загубленной жизнью.

По-осеннему кычет сова

Над раздольем дорожной рани.

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет… [2, с. 150].

Данная строфа содержит в себе несколько параллелизмов одновременно:

«по-осеннему кычет сова» — сова является предвестником каких-либо несчастий;

«облетает моя голова», «куст волос золотистый вянет» — голова здесь показана как дерево, теряющее свои листья-волосы, в значении увядания и затухания жизни.

Многие параллелизмы С. Есенина явились следствием углубленного изучения и осмысления народной символики, однако здесь поэт не стал простым подражателем: на основе образов фольклора создавал свои полнозначные и эмоциональные параллелизмы, которые позволяли ему в традиционной форме более полно раскрывать и подчёркивать разнообразные лирические чувства [8, С. 388–389]. Например, поэт позиционирует либо себя, либо свою голову как облетающее дерево — это параллель между изменениями в природе и собственным душевным состоянием поэта: у него наступила апатия, которую он принял за признак надвигающейся старости, смерти.

Облетает моя голова…

Скоро мне без листвы холодеть… [2, с. 150].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что народные песни, получившие «второе дыхание», тесно слились с лирикой великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, а яркая приверженность традициям русского народного творчества делает его по-настоящему народным поэтом, произведения которого были и будут близки людям разных поколений и возрастов.

Источник

Песни на стихи Сергея Есенина

Многие помнят Сергея Есенина в образе трогательного деревенского паренька, певца природы и родины. Стихи о белой березе под окном и звенящем, как сережки, девичьем смехе известны всем со школы.

Меньше людей знают Есенина, который писал о протесте, беспросветном одиночестве, пьяном разгуле, хулиганстве и загубленной жизни. Его лучшие поздние стихотворения и поэмы — «Письмо к женщине», «Персидские мотивы», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Письмо матери», «Отговорила роща золотая».

За 30 лет жизни Есенин написал сотни произведений, и десятки из них легли в основу песен. Кто только их ни исполнял: Надежда Кадышева, Александр Малинин, Земфира, группа «Чайф» и Никита Джигурда. Мы собрали самые яркие и разные композиции на стихи Есенина: от песен народных артистов Муслима Магомаева и Иосифа Кобзона до хитов рок-коллективов «Монгол Шуудан» и «Кукрыниксы».

«Королева»

Стихотворение относят к 1913–1915 годам. Эта пора крестьянского Есенина, который пару лет назад покинул родное село Константиново и переехал в Москву. В этот период в его стихах много сказочного и былинного. Как рассказывал сам поэт, народные мотивы появились в его творчестве под влиянием бабушки, знавшей много народных песен, частушек и сказок.

В 1915 году Есенин переехал в Петербург и познакомился с Александром Блоком. Тот оценил дар молодого поэта, назвав его стихи свежими, чистыми и голосистыми. А вскоре Есенин стал желанным гостем всех литературных салонов.

Коромыслом серп двурогий
Плавно по небу скользит.
Там, за рощей, по дороге
Раздается звон копыт.

Скачет всадник загорелый,
Крепко держит повода.
Увезет тебя он смело
В чужедальни города.

Муслим Магомаев — «Королева»,1971 г. (музыка — Геннадий Подэльский, стихи — Сергей Есенин)

Песню на эти стихи исполнил эстрадный и оперный певец Муслим Магомаев.

«Заметался пожар голубой…»

Есенин посвятил это стихотворение известной московской актрисе Августе Миклашевской. Он познакомился с ней после возвращения из заграничного путешествия в августе 1923 года.

К этому времени за спиной Есенина — основание литературной группы имажинистов в 1919 году. Ее участники провозглашают главенство образа над содержанием и склонны к эпатажу. Также поэт уже разочарован в советской власти, которую вначале восторженно принял, надеясь на построение крестьянского рая на Земле и новую справедливую жизнь.

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Источник

Фольклорные традиции в лирике С.А. Есенина

Фольклорные традиции в лирике С.А.Есенина

Что же является источником поэзии Сергея Александровича Есенина? На этот вопрос нам предстояло ответить в ходе работы над проектом.

Творчество великого русского поэта – одно из наиболее интересных явлений русской культуры. Оно пронизано представлениями об укладе жизни и быте русского человека.

В первых же стихах Есенина мы находим отголоски самых популярных фольклорных жанров: песен и частушек, бытовавших в рязанской деревне.

Поэт хорошо знал обрядовую поэзию. В его творчестве нашли отражение как календарные, так и семейные обряды. Широко показывая народный быт, Сергей Александрович не мог пройти мимо этой формы народной культуры.

Любовь к фольклору, знатоком и собирателем которого он был, Есенин пронес через всю жизнь. Об этом рассказывают его сестры, сами большие любительницы песен и прекрасные песенницы: «Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали. А то и он запоет с нами… Чаще всего русские народные песни – их Сергей любил до самозабвения».

Многие его ранние стихи написаны в песенном жанре: им свойственны распевность, своеобразная мелодика, четкий ритм:

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари,

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло.

В своей поэзии Есенин часто использует песенные сюжеты, мотивы, образы, видоизменяя и преобразуя их порой до неузнаваемости, например, в стихотворениях «Под венком лесной ромашки», «Хороша была Танюша, краше не было в селе…» и др.

Изучая фольклор, поэт уловил не только многие формальные особенности народной поэзии, но и ее душевный настрой. Главный элемент этого настроя — одушевление природы. Этот прием издавна известен народному творчеству. Но и здесь Есенин пошел по пути оригинального развития этой поэтической особенности. Если в народном творчестве, как правило, олицетворяются стихийные силы природы, то в поэзии Есенина мы находим дальнейшую конкретизацию этого поэтического приема: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке» и т.д.

По словам самого поэта, он начал писать, «подражая частушкам». На протяжении всей жизни он собирал частушки, их у него было около четырех тысяч. «Поющее слово», услышанное с детства, пробуждало сочинять свои припевки и «прибаски», что пелись в народе. Сам поэт отмечал: «Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки».

Из частушечных стилизаций раннего Есенина наиболее интересна «Заиграй, сыграй, тальяночка…». Это литературный вариант многострочной частушки, в котором слились воедино фольклорные и индивидуальные художественные средства.

Напевность – еще одна особенность есенинской лирики. Его стихи написаны как песни и легко положены на музыку. Популярности стихотворений – песен Есенина способствовало их главное ритмическое течение, простой язык, отсутствие словесной и образной затрудненности.

Работая над проектом, мы пришли к выводу, что связь Есенина с фольклором очевидна. На протяжении всего творчества поэта связь эта всячески видоизменялась.

Таким образом, первым шагом в приобщении Сергея Есенина к истокам народного творчества и в поэтическом самоопределении было обращение к русской лирической песне и частушке и создание на их основе собственных произведений. Позднее Есенина привлекут в фольклоре еще и былины, духовные стихи, сказки, легенды. И народная песенность сделает его стихи узнаваемыми с полувзгляда …

учитель русского языка и литературы,

Королева Арина, Шурыгина Анастасия, учащиеся 8г класса

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *