какое средство разрешения международных споров является основным согласно уставу оон
Мирные средства разрешения международных споров
В результате изучения данной главы обучающийся должен:
Основные виды международно-правовых средств разрешения споров
Международное право на протяжении всей своей истории остается обеспокоенным разрешением международных споров, что является естественным и логичным, поскольку рассмотрение споров является одним из основных направлений любой отрасли права и на любом уровне. Международное право следует одному из двух способов: либо препятствовать возникновению спора, либо урегулировать его после его возникновения.
Ученые в области международного права определили классификацию споров по двум основным типам: политическим спорам и юридическим спорам. Политический спор — это спор, который не связан с правовыми соображениями, поскольку он возникает в результате снисхождения между интересами двух или более государств и предъявления различных претензий на изменение существующего положения и выявление новых ситуаций в интересах той или иной стороны. В этом случае прибегают к различным дипломатическим и политическим средствам (переговоры и т.д.) для урегулирования спора. Юридический спор — это спор, который связан с правовыми соображениями. Эти споры должны быть урегулированы правовыми средствами с помощью судебных процедур, таких как Международный Суд или международные арбитражные суды.
Однако Устав ООН в ст. 33—35 называет следующие виды международных споров: спор, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности; любой спор и любая ситуация, которая может привести к международным трениям.
В ст. 36 Статута Международного Суда ООН содержатся следующие виды юридического спора: касающихся толкования договора; любого вопроса международного права; наличие факта, который, если он будет установлен, представляет собой нарушение международного обязательства; характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.
Мирное урегулирование международных споров означает разрешение существующих споров без применения насилия и силы, а с помощью мирных средств разрешения международного спора.
Принцип мирного разрешения споров является одним из принципов современного международного права. Данный принцип был закреплен в Уставе ООН и в различных международных договорах.
Однако термин мирного урегулирования международных споров впервые был закреплен в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг.
Под мирными средствами разрешения международных споров понимаются международно-правовые методы урегулирования споров между субъектами международного права в соответствии с нормами и принципами международного права.
Основные виды международно-правовых средств разрешения международных споров закреплены в ст. 33 Устава ООН. К ним относятся: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам, соглашения или иные мирные средства по своему выбору.
Ученые международного права разделили средства разрешения международных споров на два типа: дружественные средства и недружественные. В свою очередь, дружественные средства разделены на политические средства и юридические. К политическим средствам относятся переговоры, обследование, посредничество, добрые услуги, примирение. К юридическим средствам относятся арбитраж, судебное разбирательство.
Переговоры и консультации — это самое древнее средство урегулирования споров, наиболее распространенное и наименее сложное.
Государства с древнейших времен признали, что на них возлагается юридические обязательство вести переговоры, прежде чем прибегать к применению силы для урегулирования своих споров.
Переговоры определяются как обмен мнениями между субъектами международного права с тем, чтобы достичь соглашения между ними по конкретному вопросу. Объектом переговоров в соответствии с международным правом могут быть любые проблемы, вопросы, интересующие спорящие стороны.
Преимущество переговоров заключается в том, что они являются первым важным каналом, который государства обязаны предпринять, чтобы устранить любой спор или напряженность, которая может возникнуть между ними, они характеризуются гибкостью и легкостью в урегулировании споров, прямом и дружественном урегулировании политического или юридического характера.
Многие международные договоры о мирном разрешении споров часто требуют от спорящих сторон исчерпать средства переговоров, прежде чем прибегать к юридическим средствам урегулирования спора путем арбитражного и судебного разбирательства. Переговоры являются дипломатическим способом мирного разрешения споров путем обмена мнениями и идеями между спорящими сторонами с целью достижения решения существующего спора. Переговоры могут осуществляться на территории спорящих сторон или на территории третьего государства.
Переговоры бывают прямые и косвенные. Прямые переговоры осуществляются дипломатами и заключаются в обмене мнениями между переговорщиками в устной форме или в обмене нотами (письмами). Такие переговоры завершаются принятием совместной декларации или заключением соответствующего международного соглашения. Переговоры, проводимые в устной форме, не имеют юридической силы для сторон, но если они проведены путем обмена нотами или письмами, то они являются обязательными для сторон. Непрямые переговоры — это вмешательство третьей стороны в урегулировании конфликта между спорящими сторонами.
Для достижения успеха в проведении переговоров они должны вестись на равноправной основе.
Консультации — это разновидность переговоров. Консультация осуществляется на основе международного договора или по договоренности между спорящими сторонами. Она помогает в разъяснении позиций сторон, оказывает влияние на преодоление возникших недоразумений и на создание основы для проведения переговоров. Цель проведения консультации заключается в поиске компромиссных решений между спорящими сторонами.
Консультации бывают обязательные и факультативные. Обязательные консультации предусматриваются при заключении международных договоров в случае возникновения споров. Факультативные консультации проводятся по конкретной проблеме на основе взаимного согласия сторон.
Посредничество — это альтернативный способ разрешения международных споров на основе предоставления места сторонам для встречи, диалога и сближения взглядов с помощью третьей стороны, чтобы найти приемлемое для спорящих сторон решение.
Это дружественная деятельность третьего государства или международной организации, направленная на урегулирование спора между заинтересованными государствами путем предоставления компромиссных решений или предложений по сближению взглядов.
Третья сторона должна пользоваться доверием соответствующих государств. Стороны спора не обязаны принимать предложения по урегулированию спора.
Многие международные соглашения предусматривают посредничество как одно из мирных средств разрешения спора: Гаагская конвенция о мирном разрешении международных споров, Устав ООН, Устав Лиги арабских государств, Устав Африканского союза и др.
В настоящее время государства стремятся расширить посредничество и полагаться на известных, способных и компетентных личностей, а не на государства.
В 1938 г. Германия и бывшая Чехословакия выбрали бывшего британского министра в качестве посредника для урегулирования своего территориального спора по Судетской области; в 1948 г. Совет Безопасности ООН назначил графа Бернадотте в качестве посредника в Палестине и т.д.
Существуют следующие виды посредничества.
1. Индивидуальное посредничество — означает, что один человек выступает посредником между конфликтующими сторонами, будь то физическое лицо, юридическое лицо или группа лиц (к примеру, посредничество лидера Нельсона Манделы в мирном процессе по прекращению гражданской войны).
2. Коллективное посредничество — выполняется группой видных деятелей, таких как комитеты мудрецов, два или более государства в рамках международной или региональной организации.
3. Двойное посредничество — это особая форма посредничества, к которой прибегают в случае серьезных споров, которые угрожают миру, и конфликтующие стороны выбирают третье государство, обязавшееся провести переговоры по спору. Выбранное государство, в первую очередь, должно обеспечить, чтобы мирные отношения между сторонами не прекращались.
Добрые услуги — это дружественные политические действия государства, группы государств или высокопоставленных лиц (например, Генеральный секретарь ООН в попытке собрать спорящие стороны и настоятельно призвать их начать или возобновить переговоры без участия третьей стороны). Оказывающие добрые услуги, во внесении предложения или установлении условий между спорящими сторонами или иным образом являются лишь советами, которые не являются обязательными и могут быть приняты или отвергнуты сторонами, не нарушая нормы международного права.
Третья сторона, оказывающая добрые услуги, не принимает участие в переговорах или в рассмотрении спора, а только создает условия для осуществления контакта между ними. Этим отличаются добрые услуги от посредничества.
В качестве примера можно привести добрые услуги, оказанные США в 1946 г. в связи с территориальным спором между Францией и Таиландом; Швейцарией в связи с франко-алжирским конфликтом 1960—1962 гг.; СССР в связи с индо-пакистанским конфликтом, успешно завершившимся в 1966 г. подписанием Ташкентской декларации; Францией в связи с вьетнамским конфликтом в начале 1970-х гг.
Следственные комиссии впервые были предложены Россией на Гаагской конференции 1899 г. и нашли отражение в Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г., где в ст. 9 предусмотрено, что целью таких комиссий является «выяснение вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного их расследования». Задачей таких комиссий является оценка фактических обстоятельств дела, а также причины возникновения разногласий между спорящими сторонами. Следственные комиссии учреждаются на основании соглашения между спорящими сторонами.
Обращение к следственным комиссиям зафиксировано в Декларации об определении фактов ООН в сфере поддержания международного мира и безопасности 1991 г.
В целом задача следственных комиссий заключается в сообщении фактов, никоим образом не выражая никакого мнения при этом.
Стороны в конфликте могут принимать или отклонять отчет.
Согласительная процедура. Примирение является относительно новой процедурой мирного урегулирования международных споров.
Комиссию можно характеризовать постоянством. Она возникает в соответствии с международными соглашениями. Любая сторона может обращаться к ней для урегулирования международного спора.
Комиссия может быть создана после возникновения спора. Она прекращает свое существование после разрешения спора.
Многие двусторонние и многосторонние соглашения предусматривают создание постоянных комиссий, некоторые из которых имеют право предлагать свои услуги сторонам в конфликте, не спрашивая об этом их. Некоторые соглашения предусматривают создание комиссий после возникновения спора. Данная процедура была применена в урегулировании спора о делимитации континентального шельфа между Норвегией и Исландией в 1981 г.
Задачи таких комиссий заключаются в определении фактов, установлении вопросов права и в составлении доклада комиссии с предложением о разрешении спора.
Основным международным правовым актом согласительной процедуры является Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г., пересмотренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г.
Разрешение международных споров с помощью международного арбитражного и судебного разбирательства
Судебные средства мирного разрешения споров. Юридические средства разрешения международных споров являются попыткой сделать судебное разбирательство основанием для разрешения международных споров юридического характера. Использование юридических средств является основой международного правосудия. Юридическими средствами являются международный арбитраж и международный суд.
Международный арбитраж является одним из юридических средств разрешения международных споров.
Международный арбитраж представляет собой средство разрешения спора между двумя или более субъектами международного права по решению арбитра или группы арбитров, выбранных спорящими сторонами.
Международный арбитраж является одним из лучших мирных способов разрешения споров, поскольку решение, принятое арбитром, является обязательным и должно выполняться каждой из спорящих сторон в отличие от посредничества и примирения, где их решение не является обязательным для сторон.
Арбитраж был известен еще в древнем мире и в средних веках, к нему прибегали государства Древней Индии, Китая. Но и в современной эпохе арбитраж получил широкое признание, особенно когда был заключен договор между США и Великобританией в 1794 г. о дружбе, торговле. Впервые в договор было включено положение об арбитраже в качестве мирного средства разрешения международных споров. Наиболее важным прецедентом, оказавшим влияние на развитие арбитража, явилось дело Алабамы между Великобританией и США 1872 г. Для рассмотрения этого дела был учрежден арбитражный суд, который обязал Великобританию выплатить в пользу США 15,5 млн. Правительство Великобритании выплатило полную сумму в качестве возмещения ущерба.
Арбитраж получил дальнейшее развитие на Гаагских мирных конференциях 1899 и 1907 гг. На первой конференции была принята
Конвенция о мирном разрешении международных столкновений, где раздел IV посвящен арбитражному разбирательству. Данный раздел состоит из трех глав: гл. 1 «О третейском разбирательстве», гл. 2 «О
Постоянной Палате третейского суда», и гл. 3 «О порядке третейского разбирательства». На второй конференции в 1907 г. было внесено изменение в тексте Конвенции, действующей в таком виде до настоящего времени.
В международной практике сложилось два типа международных арбитражных судов, первые — временные арбитражные суды (ad hoc), которые являются судами, созданными для разрешения конкретного спора, а затем, после его разрешения и вынесения решения, данный суд прекращает свое существование. Второй — это постоянный арбитраж, который создается и функционирует на постоянной основе.
Спор передается по соглашению сторон в международный арбитраж либо на основе отдельного арбитражного соглашения, которое заключается после возникновения спора, либо на основе арбитражной оговорки, т.е. это соглашение сторон до возникновения спора о включении в текст международного договора пункта о передачи спора в случае его возникновения конкретному арбитражу, либо на основе заключения общих договоров об арбитраже, в силу которых стороны определяют передачу на арбитражное разбирательство всех споров или отдельных видов споров, которые возникнут между ними. В арбитражном соглашении спорящие стороны должны определять предмет спора, сроки назначения третейских судей, форму, полномочия суда, язык разбирательства и т.д.
Процедура арбитражного разбирательства устанавливается в самом соглашении или в регламенте суда. Она состоит из двух частей: устная (слушание аргументов адвокатов, советников сторон) и письменная, заключающаяся в подаче меморандума, реплики, ответной реплики и представлении всех документов. Совещание суда проходит в закрытом режиме, а его решение должно быть мотивировано и выносится большинством голосов. Решение оглашается публично и является окончательным и обжалованию не подлежит.
Международные суды. Судебное разбирательство закреплено в ст. 33 Устава ООН наряду с арбитражем как самостоятельное средство разрешения международных споров.
Судебные средства разрешения международных споров делятся на две части: 1) универсальные, к которым относятся: Международный Суд, Международный трибунал по морскому праву, Международный уголовный суд и Орган по разрешению споров в системе ВТО; 2) региональные, такие как Суд Европейского Союза, Экономический суд СНГ, Суд справедливости Африканского союза, Европейский Суд по правам человека, Американский суд по правам человека, Африканский суд по правам человека и Арабский суд по правам человека.
Международный Суд ООН является одним из основных органов ООН и главным ее судебным органом, созданным в 1945 г. Его местонахождение во Дворце мира в Гааге (Нидерланды).
Суд регулируется Статутом Международного Суда ООН, прилагается к Уставу ООН и считается его неотъемлемой частью.
Суд состоит из 15 судей, избранных из лиц с высоким моральным статусом, удовлетворяющих требованиям для назначения на высшие судебные должности в их стране или являющиеся специалистами с признанным авторитетом в области международного права.
Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной Палаты Третейского Суда. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности. Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны с тем, однако, что срок полномочий пяти судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий еще пяти судей — через шесть лет.
Суд обладает юрисдикцией в отношении любого спора, переданного ему спорящими сторонами и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Суд вправе принять спор к рассмотрению только с согласия всех спорящих сторон. Любое государство может в любое время заявить, что оно признает юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:
Официальными языками Суда являются французский и английский.
Судопроизводство состоит из двух частей: устного и письменного судопроизводства. Устное судопроизводство состоит из слушания свидетельских показаний, экспертов и адвокатов. Письменное судопроизводство состоит из сообщения Суду меморандумов, контр меморандумов, и, если потребуется, ответов на них.
Решение Международного Суда должно быть представлено публично и обосновано. Решение принимается большинством присутствующих судей и достаточным большинством голосов. Решение имеет обязательную силу для сторон в споре, решение окончательное и не подлежит обжалованию.
Международный суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого органа ООН и специализированных учреждений ООН.
Создание Международного трибунала по морскому праву предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Правовое положение определяется Конвенцией и Статутом Международного трибунала по морскому праву, являющимся приложением VI к Конвенции.
Число судей Трибунала составляет 21. Они избираются путем голосования государствами — участниками Конвенции ООН по морскому праву. Избирается тот, кто получает большинство в две трети голосов присутствующих государств. Кандидаты должны пользоваться высокой репутацией беспристрастности и являться признанными специалистами по морскому праву. Судьи избираются на девять лет и могут быть переизбраны.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву и со Статутом Трибунала образуются камеры (палаты): камера по спорам по морскому дну состоит из 11 судей, избираемых на три года; специальные камеры рассматривают специальные категории споров; камеры ad hoc для разрешения конкретных споров.
Трибунал рассматривает любые споры, касающиеся толкования или применения положений Конвенции 1982 г. или любого другого договора, который предусматривает компетенцию Трибунала.
Применимое право в Международном трибунале по морскому праву являются положениями Конвенции по морскому праву, положениями международного права, не противоречащие Конвенции, правилами справедливости.
Решение его является окончательным и выполняется всеми сторонами в споре. Трибунал имеет обязательную силу только для сторон спора.
Разрешение международных споров в рамках международных организаций
Международное право отводит международным организациям роль в разрешении международных споров мирными средствами.
Разрешение споров в международных организациях осуществляется с участием их должностных лиц и органов. В каждой международной организации в соответствии с их учредительными договорами есть свои процедуры разрешения споров. На региональном уровне были созданы региональные организации. Их уставы предусматривают различные процедуры разрешения споров.
В качестве примера можем рассматривать процедуры мирного разрешения споров в ООН. Статья 2 п. 3 Устава ООН требует, чтобы государства-члены разрешали свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы это не угрожало международному миру, безопасности и справедливости. Глава VI Устава ООН также предусматривает, что стороны, участвующие в споре, должны стараться разрешить свои споры с помощью дипломатических и судебных средств. Устав ООН в ст. 10 уполномочил Генеральную Ассамблею рассматривать любые вопросы или дела в пределах Устава. Из текста указанной статьи следует, что Генеральная Ассамблея имеет право обсуждать любой международный спор, когда это представляет угрозу международному миру и безопасности. Генеральная Ассамблея принимает все необходимые меры для сдерживания этого спора.
Подтверждая роль Генеральной Ассамблеи в разрешении международных споров, п. 2 ст. 11 Устава подтверждает, что Генеральная Ассамблея обсуждает любые вопросы, имеющие отношение к поддержанию международного мира и безопасности, предоставляемые ей любым членом ООН, Советом Безопасности или государством, которое не является членом и делать в отношении этих споров соответствующие рекомендации. В соответствии со ст. 14 Устава Генеральная Ассамблея может рекомендовать принять меры для урегулирования любой ситуации, независимо от ее происхождения, которая может нарушить дружественные отношения между странами, включая ситуации, связанные с нарушением положений Устава.
В Манильской декларации ООН о мирном разрешении международных споров 1982 г. содержится призыв к государствам выполнять все свои обязательства по Уставу и выполнять рекомендации Генеральной Ассамблеи. В случае, когда Совету Безопасности ООН не удается урегулировать какой-либо спор, Генеральная Ассамблея имеет право рассматривать данный спор даже после рассмотрения Советом Безопасности. В связи с этим Генеральная Ассамблея приняла резолюцию от 3 ноября 1950 г. № 377 «Единство в пользу мира», которая дала Генеральной Ассамблее право продолжить рассмотрение любого вопроса, по которому Совет Безопасности не может принять решение, поскольку один из его членов прибегнул к праву вето. В соответствии с п. 1 резолюции «Если Совет Безопасности, в результате разногласия постоянных членов, оказывается не в состоянии выполнить свою главную обязанность по поддержанию международного мира и безопасности во всех случаях, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, Генеральная Ассамблея немедленно рассматривает этот вопрос с целью сделать членам Организации необходимые рекомендации относительно коллективных мер, включая — в случае нарушения мира или акта агрессии — применение, когда это необходимо, вооруженных сил для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».
Резолюция была применена во многих случаях с момента ее выхода. Например: тройственная агрессия против Египта в 1956 г. конфликт между Индией и Пакистаном в 1971 г. В обоих случаях Генеральная Ассамблея заменила Совет Безопасности ООН из-за неспособности его провести совещание или принять соответствующее решение.
Генеральная Ассамблея также может принимать решение о расследовании какой-либо ситуации в мире.
Совет Безопасности ООН является одним из органов Организации Объединенных Наций и в соответствии с Уставом имеет важные полномочия для достижения основополагающей цели, ради которой была создана ООН, а именно поддержание международного мира и безопасности. В гл. VI Устава ООН содержатся положения, касающиеся полномочий Совета в отношении мирного разрешения споров.
Если Совет считает, что спор, представляет собой угрозу международному миру и безопасности, требует от сторон разрешения их спора при помощи мирных средств. Устав предоставляет Совету два вида компетенций: 1) профилактическое вмешательство, косвенно в целях сдерживания конфликта и предотвращения обострений; 2) репрессивные меры после исчерпания мирных средств.
Глава VII Устава ООН включает в себя множество мер, которые могут быть приняты Советом Безопасности ООН, если существует угроза международному миру и безопасности. Прежде чем предпринимать какие-либо действия, Совет должен решить, содержит ли этот вопрос угрозу безопасности или миру. В случае любой угрозы миру
Совет делает рекомендации или решает, какие меры должен предпринять в соответствии со ст. 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Согласно ст. 41 Устава ООН Совет Безопасности может предпринять такие меры, как полный или частичный разрыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если он считает, что эти меры оказались недостаточными, то он предпринимает такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН.
Вопросы и задания для самоконтроля