какое средство художественной выразительности используется в цитате губы его подернутые маслом

Языковые средства выразительности. Задание 26

Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…

Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.

Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?

Источник

Олимпиада по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс

Ответы на Олимпиаду по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».

1 — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского

Ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.

2 — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского

Ответ: И прославилось его имя во всех странах…

3 — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет

Ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…

4 — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет

Ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.

6 и 7 классы (всё тоже самое, как и в 5 классе и добавилось ещё одно)

5 — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского

Ответ: Князь Александр был непобедим.

8 и 9 классы (всё тоже самое, как и в 5 и 6 классах и добавилось ещё одно)

6 — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет

Ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».

Средства выразительности

Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.

1 — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»

Ответ: гипербола

2 — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»

Ответ: эпитет

3 — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»

Ответ: сравнение

4 — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»

Ответ: антитеза

7 класс (из предыдущих взяли Л.Н. Толстой, «После бала», остальные новые)

5 — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»

Ответ: ирония

6 — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»

Ответ: литота

7 — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»

Ответ: сравнение

8 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»

Ответ: метафора

8 класс (из предыдущих взяли А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский» добавили два новых)

9 — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»

Ответ: гипербола

10 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»

Ответ: метафора

9 класс (из предыдущих взяли A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)

Вечеринка писателей

Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

5, 6, 7, 8 и 9 классы

A. С. Пушкин — Медный всадник
A. П. Чехов — Каштанка
Л. Н. Толстой — Анна Каренина
М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
И. С. Тургенев — Бежин луг
A. И. Куприн — Гранатовый браслет
K. И. Чуковский — Телефон
H. В. Гоголь — Нос
И. А. Крылов — Свинья под дубом

Жанры

Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

8 и 9 классы (как в 5, 6 классах, только вместо богатыря другой персонаж)

Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.

Ответ: Пушкин, Няня

Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради

Ответ: Толстой «Детство»

Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.

Ответ: Грин «Алые паруса»

Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.

Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

6 класс (из предыдущего остались Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса», добавились два новых)

Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.

Ответ: Гоголь «Шинель»

Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.

Ответ: Чехов «Хамелеон»

7 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», остальные новые)

Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.

Ответ: Пушкин «Капитанская дочка»

Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.

Ответ: Лесков «Левша»

Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.

Ответ: Чехов «Человек в футляре»

После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.

Ответ: Толстой «После бала»

8 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре», остальные новые)

Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.

Ответ: Горький «Детство»

9 класс (Тоже самое, как и в 8 классе, но ещё одно добавили)

После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.

Ответ: Толстой «После бала»

Тайный автор

Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

7, 8 и 9 классы (всё тоже самое, как в предыдущих, но добавляется ещё один автор)

Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов

Исторические книги

1 — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.

Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.

2 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.

Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.

3 — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.

Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.

4 — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.

Ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве.

5 — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.

Ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.

6 и 7 классы (с 5 класса остаются 2, 4, 5, остальные новые)

6 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.

Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.

7 — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.

Ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.

Рифмы

Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.

5, 6, 7, 8 и 9 классы

слон — вагон
слива — ива
капель — газель
сигнал — канал
журнал — пенал
торты — коты

Собери героя

Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
Род занятий — Врач
Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде

Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
Род занятий — Крестьянин
Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий

Блогеры

Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.

@push_kin
«Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей.
@ne_krasov
«Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных.

6 класс (остался @ne_krasov с 5 класса)

@lermont_off
«Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится.

@push_kin
«Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал.
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал.

@mayakoff_sky
«Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа.
@iturgenev
«Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми.

@push_kin
«Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ.
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал.

Источник

Какое средство художественной выразительности используется в цитате губы его подернутые маслом

3. Воспитывать бережное отношение к слову, к культуре речи, любовь к родному языку.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал: карточки с текстом, таблицы с заданиями

Организационный момент. Приветствие.

— Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». Как же актуальны его слова сегодня, когда (эпиграф)

… Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

— Поэт писал в стихотворении «Устная речь»: Слайд 2

Гаснет устная словесность,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь, людское чудо,

Не скудела в наши дни.

Когда потеряют значения

На землю для их обновления

— Какое отношение эти поэтические сточки могут иметь к нашему уроку?

Слова, как и предметы, могут изнашиваться, ветшать, становиться неяркими, не- образными, и только поэты (в широком смысле) в состоянии придать слову блеск, новое звучание, яркость и образность.

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много.
Так какая же проблема стоит перед нами, перед теми, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Для чего могут использоваться средства выразительности?

— Более того, можно с уверенностью сказать, что выразительные средства языка «вдыхают в текст жизнь»)

– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?

Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;

Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

В течение ряда лет мы изучали различные стили речи, сферу их применения и средства, которыми один стиль отличается от другого.

Проведем проверочный тест. Я буду говорить утверждающие формулировки, а вы в тетрадях будете под цифрами записывать: верное или неверное это утверждение.

Например: 1 – верное, 2 – неверное.(слайд)

— 1. Стили речи отличаются один от другого только наличием или отсутствием средств художественной выразительности

+ 2. Средства художественной выразительности – это тропы и стилистические фигуры.

— 3. Изобразительные средства присущи только художественному стилю речи.

+ 4. Все изобразительные средства делают устную или письменную речь яркой, образной, выразительной.

+ 5. Изобразительные средства необходимо применять умело, не превращая речь в цветистую, не увлекаясь «красивостью».

— 6. Стилистические фигуры трудно отличить от тропов, они практически одинаковы.

(Нужно, потому что при определенной схожести назначения стилистические фигуры отличаются от тропов значением и ролью в речи)

В древности фигуры речи называли “узорами красноречия”. Фигур речи насчитывается не один десяток, но все они сходны в том, что представляют собой отступление от обыденной формы, изощренное сочетание слов.

Полной чёткости в классификации тропов и фигур речи нет. Поэтому предлагаемая группировка таких языковых средств в известной мере условна. Рассмотрим не все известные средства художественной изобразительности, а только главные.

Некоторые приемы могут быть в стилистике и тропах, или в синтаксисе и стилистике – надо быть внимательным и различать: переносное значение (образное) – это тропы; если строение самого предложения, его построение – это синтаксис. А если нужно произвести на читателя эффект, выделить особенность фразы как ключ к проблеме текста – это стилистика.

1. Работа с определениями.

Троп (греч. «tropos») означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым.

Фигура (лат. «figura» — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым.(слайд)

— Что такое тропы? Назовите их.

— Какие стилистические фигуры, или фигуры речи, вам известны? Назовите их.

2. Работа по памяткам.

Тропы, фигуры речи. (Памятки раздаются каждому ученику).

Взаимоопрос. (В течение 3 минут учащиеся задают вопросы по определению фигур речи и тропов.Что такое метафора, сравнение, олицетворение, анафора, синтаксический параллелизм, антитеза, оксюморон?)

3. Задание. В каждой паре – троп и стилистическая фигура.

Найдите стилистическую фигуру

Сравнение – риторический вопрос

Олицетворение – риторическое обращение

Лексический повтор – перифраз

4. Определите, в каком столбике перечислены только тропы:

а) метонимия; б) метафора; в) метафора;

гипербола; анафора; эпитет;

эпифора; сравнение; метонимия;

олицетворение; олицетворение; гипербола;

перифраза; ирония; аллегория.

5. Укажите, в каком столбике перечислены только фигуры речи:

а) эпитет; б) риторическое в) анафора;

эпифора; восклицание; олицетворение;

риторическое градация; риторический

обращение; параллелизм; вопрос;

метонимия; умолчание; оксюморон.

1. Какой троп используется в тексте?

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком. (С.Есенин)

2. Какой троп используется в тексте?

Люблю я пышное природы увяданье… (А. Пушкин)

3. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.”(С.Есенин)

4. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: “В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.” (А. Пушкин)

5. Укажите, какое из средств выразительности используются в отрывке: “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)

7. Сколько сравнений в отрывке из поэмы А.С. Пушкина

Вокруг высокого чела,

Как тучи, локоны чернеют.

Звездой блестят её глаза;

Её уста, как роза, рдеют?

9. Какой приём использован в предложении «Его перо любовью дышит»?

11. Как называется приём, использованный в данном отрывке «Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума»?

12. Какое художественно- изобразительное средство использовано в строчках стихотворения А. Пушкина «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»?

V. Найдите соответствие.

1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере.

2. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере:

3. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере?

1. Богатый и в будни пирует,

А бедный и в праздник горюет. Антитеза

2. И опять стреляют, как в живого,

В мертвого. В убитого. В меня. Парцелляция

3. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. Градация

4. Нос корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает. Метафора

5. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? Синекдоха

6. Он громко рыдающе засмеялся. Оксюморон

7. Я был освещен беспомощным солнцем сентября. Эпитет

8. Одни дома длиною до звезд, другие до луны. (В.Маяковский). Гипербола

9. Градоначальник) был столь малого роста, что не мог вмещать законов. (М.С.- Щедрин). Литота.

10. Грохочет тишина, моих не слыша слов. (А.Ахматова). Оксюморон.

11. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река, и в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф.Тютчев). Параллелизм.

Прищурив меткий глаз. Мальчик метнул камень и сшиб белогрудую ласточку над огородом. Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, отрывисто бьется крохотное сердце в перьях.

Ответ: Б Метафора (услышал ладонями).

2. Какие тропы использует автор для усиления выразительности речи? Укажите их в тексте.

Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые признаки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры, на березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются.

Ответ: А Сравнение (словно добрые призраки); В Эпитет (золотые столбы).

3. Какой троп используется чаще других?

По темному небу, покрытому тучами, точно наперегонки, бежали отдельно белесовато-серые облака. Пора подумать о возвращении на бивак. Мы переобулись и пошли обратно. Дойдя до зарослей, я остановился, чтобы в последний раз взглянуть на озерцо. Точно разъяренный зверь на привязи, оно металось в своих берегах. Сильный ветер гнал воду к устью речонки, вследствие чего она вышла из берегов и понемногу стала затоплять равнину. Мы двинулись в сторону, но протока неожиданно стала заворачивать и ушла куда-то влево. Мы решили разойтись в поисках пути.

Ответ: А Олицетворение (бежали отдельно белесовато-серые облака, протока неожиданно стала заворачивать и ушла куда-то влево).

Рекомендации для выполнении задания.

Внимательно прочитайте текст и фрагмент рецензии.

Имейте надежную теоретико-практическую базу. (Не только заучивайте слова-определения, но и помните их суть, специфику построения и роль в речи, научитесь их дифференцировать).

Внимательно изучите предложенный список терминов.

Выбор термина из ряда предложенных требует умения классифицировать понятия. (Синтаксическое, фонетическое, лексическое и др.)

Такая группировка поможет более осмысленно соотнести текст рецензии и не ошибиться в выборе.

Помните о времени, на это задание вам потребуется 7-8 минут.

А сейчас я предлагаю выполнить задание в формате ЕГЭ, так как оно будет выглядеть на экзамене (материал из работы «Тексты произведений Солженицына на уроках русского языка»)

1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»

В каком предложении выражена ирония автора над стремлением современников подчинить себе мир космоса?

Следующая цитата

Определите, какие средства выразительности использованы в предложениях. Установите соответствия.

Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)

Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)

Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)

Анализ текста

Прочитайте текст. Определите, какие средства выразительности использовал автор.

Контрабас – это та же скрипка. Только очень большая и громкая. Его и в руки-то нелегко взять. Того и гляди: или ты его уронишь или он тебя придавит. Я дёрнул за струны. Контрабас загудел, заурчал, захрипел. Я дёрнул ещё раз. Он рванулся из моих рук, стукнул грифом по голове, сбил с ног и, ухнув, словно самбист на ковре, навалился на меня всем своим деревянным корпусом. (Б. Антонов)

Метафора и сравнение

Распределите примеры на 2 группы.

Метафора

Сравнение

Эпитеты

Найдите в тексте эпитеты. Выделите их цветом.

Метафора

Прочитайте фрагменты стихотворений, найдите и подчеркните в них метафоры.

Есть крылечко для певцов …

В синем небе щебет слышен

Определяем средства выразительности

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом предложении.

Подсказка Печатайте строчными буквами.

А на кочках под осинами,

Солнца празднуя восход,

С причитаньями старинными

Водят зайцы хоровод. (Н. Заболоцкий)

Загорелась зорька красная

В небе тёмно-голубом. (С. Есенин)

Уплывала лебедь белая

По ту сторону раздольную,

Где к затону молчаливому

Прилегла трава шелковая. (С. Есенин)

Восстанавливаем текст

Прочитайте текст, вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова.

смывает свистит свежеет

Заголовок

Выберите наиболее подходящий вариант подписи к фотографии. Название должно передавать образ.

какое средство художественной выразительности используется в цитате губы его подернутые маслом

Весёлый трюкач Дельфины – наши лучшие друзья Дельфин Дельфин улыбается

Прямое и переносное значение

Определите, в прямом или переносном значении употреблены выделенные слова.

Воздух усталые силы бодрит ;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов)

Анализ текста

Найдите в тексте средства выразительности (метафоры, олицетворения, эпитеты) и подчеркните их.

Следующая цитата

Как называлось первая книга произведений А.П. Чехова, изданная в 1884 году?

«Сказки для детей изрядного возраста»

«Сказки бабушки Арины»

Биография А. П. Чехова

Выберите правильный ответ на вопрос.

Какую профессию получил А. П. Чехов, окончив Московский университет?

Рассказы А. П. Чехова

Подставьте слова на фоновое изображение.

Подберите правильное название к произведению и разместите на иллюстрации.

какое средство художественной выразительности используется в цитате губы его подернутые маслом

«Каштанка» «Белолобый» «Белый Бим Чёрное ухо» «Белый пудель»

Сюжет произведения

Подставьте в текст название железной дороги, где встретились толстый и тонкий.

На вокзале железной дороги встретились два приятеля: один

толстый, другой тонкий.

Московской Петербургской Царскосельской Николаевской

Действия персонажа

Восстановите последовательность действий в поведении тонкого.

Расположите в правильной последовательности действия тонкого при встрече с приятелем.

«Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены».

«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры».

«Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи»».

«Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!»

«Я, ваше превосходительство. Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с».

Следующая цитата

Фигуры речи называют выразительными средствами на основе.

Средства выразительности

Соотнесите элементы стихотворения М. Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокой» и средства выразительности.

Метафора

Синекдоха

Эпитет

Олицетворение

Тропы

Определите, какие тропы использованы в приведенном прозаическом фрагменте, и вы узнаете, кто является его автором.

Оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова, нежный свет загорается в ущельях туч, штандарты заката веют над нашими головами.

Оксюморон

В каком из названий художественных произведений не использован оксюморон?

Средства выразительности

Расшифруйте средство выразительности, скрытое в приведённом тексте:

«В нашей школе ежегодно проходят литературные чтения. В следующем году я планирую исполнить монолог Отелло. А в прошлом учил стихи Бродского».

Средства выразительности
Сравнения

Выделите все сравнения в стихотворении Ф. И. Тютчева.

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

О, сколько жизни было тут,

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой.

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени, –

И страшно грустно стало мне,

Поэтический отрывок

Заполните пропуски в комментарии к поэтическому отрывку.

«В надышанную сирость чайной

Картуз засаленный бредет.

Последняя труба окрайны

О праведности вопиет».

Картуз бредет Труба вопиет

Средства выразительности

Первая глава романа А. В. Иванова «Географ глобус пропил» называется «Глухонемой козлище». Какое средство выразительности использовано в названии главы?

Суффикс субъективной оценки

Тропы

Соотнесите цитаты из стихов Александра Кушнера с тропами.

Я и через сотни тысяч лет В темноте найду рукою свет.

Огненное солнце на столе.

И за словом, на два тона Взятом выше, – смрад обмана…

Словно с пальцев отпечатки, С нас – его черты и складки, Приглядевшись, можно взять.

Тропы

Прочитайте отрывок из стихотворения Д. С. Самойлова «Учитель и ученик». Распределите выделенные курсивом элементы по наименованиям тропов.

А шёрстка трав недавнего покоса

Как гривка жеребёнка. А спина

Холма, хребет кабаний выгнув косо,

Словно дремучий волос, зелена.

Метафора

Сравнение

Эпитет

Оксюморон

Прочитайте предложения и заполните пропуски в комментарии к ним. Вписывайте авторов, использовавших оксюморон, в том порядке, в котором они расположены в задании.

4) И только у оксюморон в предложении отсутствует.

Синекдоха

Прочитайте отрывок из романа А. В. Иванова «Географ глобус пропил». Подчеркните слова, образующие синекдоху.

Средства выразительности

Прочитайте отрывок стихотворения И. А. Бродского и определите, какие средства выразительности используются в приведенном четверостишии. Если вы правильно определите все средства выразительности, то увидите, как выглядела скрывающаяся за инициалами М. Б. женщина, которой посвящено стихотворение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *