какое средство художественной выразительности использует поэт во фразе минута душевной невзгоды

Анализ стихотворения «И скучно, и грустно» Лермонтова

какое средство художественной выразительности использует поэт во фразе минута душевной невзгоды

Всего получено оценок: 95.

Всего получено оценок: 95.

В 9 классе школьники изучают творчество М. Ю. Лермонтова. Строки хрестоматийного произведения «И скучно, и грустно…» остаются в памяти надолго. Стихотворение относится к философской и гражданской лирике, а главный мотив — разочарование в жизни, скептический взгляд на окружение. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «И скучно, и грустно» по плану.

какое средство художественной выразительности использует поэт во фразе минута душевной невзгоды

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением И скучно и грустно.

История создания – было написано в 1840 г., когда 27-летний Лермонтов переживал кризис в карьере и личной жизни.

Тема стихотворения – одиночество, раздумья над сущностью человеческой жизни.

Композиция – Произведение являет собой монолог лирического героя, который по смыслу можно разделить на три части. Это мысли о желаниях, любви и страсти. В завершении автор подаёт лаконичный вывод. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, что соответствует содержанию.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трёх- четырёх- и пятистопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка».

Эпитеты«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».

История создания

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся поэт не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил тёплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются всё чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стихотворения воображение рисует человека, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Во второй строфе он идёт ещё на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твёрдо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой герою тоже невыносимо, так как всё, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьёз не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Композиция

Анализируемое стихотворение – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

Написано стихотворение разностопными строками: трёх-, четырёх- и пятистопным амфибрахием. М. Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Произведение можно определить как элегию: это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихотворении ярко выражен мотив разочарования.

Средства выразительности

В стихотворении автор использует разные средства выразительности. Они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», эпитеты – «холодное вниманье», «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». «пустая и глупая шутка»; Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, умолчания. Некоторым строкам выразительность придаёт аллитерация. Например, в первой строфе автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».

Источник

Стихотворение и анализ «И скучно, и грустно…»

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… но кого же. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –

Такая пустая и глупая шутка…

Краткое содержание

Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «И скучно и грустно…» незадолго до своей смерти, в 1840 году. Оно стало своеобразным итогом всей его жизни. Уже само название передает состояние автора. Основная тема – одиночество и смысл бытия. В образе центрального героя сосредоточены боль и сожаление о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Вечная любовь также не становится спасительным пристанищем для одинокой души, поскольку, по словам поэта, она невозможна: «Любить… но кого же? На время – не стоит труда, а вечно любить невозможно!»

Оглядываясь, Лермонтов видит вокруг себя безрадостную пустоту, лишенную самой жизни. Такие понятия, как дружба, любовь, товарищество, понимание и участие – не более, чем обман и притворство. От этого и уныние, и тоска, и неверие в то, что в будущем что-то изменится. Ощущение скоротечности времени выражено в словах: «проходят – все лучшие годы», и вся трагедия заключается в том, что он не способен это остановить.

Анализ

История создания

Невозможно представить себе русскую литературу без имени Лермонтова, и сегодня его произведениям отводится большое место в литературоведческих исследованиях. Но сам он довольно критически относился к своему таланту, поскольку считал, что никогда не достигнет того пьедестала, на который был возведен гениальный Пушкин. Не принесла удовлетворения и военная карьера, так как проявить себя на этом поприще было попросту негде из-за отсутствия военных действий.

какое средство художественной выразительности использует поэт во фразе минута душевной невзгоды

«Лермонтов на Кавказе». Художник М. Решетнёв

Отношения с женщинами у влюбчивого Михаила Юрьевича длились недолго. С любовью всей его жизни, Варварой Лопухиной ему не довелось построить крепкого любовного союза, также, как и с княжной Марией Щербатовой, которой некоторое время был увлечен поэт. Причиной подавленного состояния могла послужить и предшествовавшая созданию стихотворения дуэль с французским атташе Барантом. Таким образом, все эти события нашли отражение в позднем периоде творчества русского поэта. Тоска, пессимизм, уныние – основные составляющие содержания его произведений, к числу которых относится и анализируемое стихотворение.

При жизни М.Ю. Лермонтова был выпущен единственный сборник его стихов, он появился в год его смерти, и включал в себя данное произведение. Многим не понравился чрезмерный пессимизм поэта, однако В.Г. Белинский был другого мнения. Его высокая оценка прозвучала в следующих словах: «Если бы не все стихотворения Лермонтова были одинаково лучшие, то это мы назвали бы одним из лучших».

Персонажи и образы

Повествование ведется от лица единственного персонажа – лирического героя, под образом которого автор подразумевает самого себя. Весь эмоциональный настрой вложен в уста этого незримо присутствующего молодого человека, умного, образованного представителя просвещенного дворянства, так и не нашедшего себя в этом мире.

Жизнь в его представлении – «пустая и глупая шутка», и этот вывод имеет под собой основание: ведь герою так и не довелось встретить ни любви, ни понимания. Не обрел он, по его мнению, и общественного признания. Его жизненные силы уходят от него, словно вода в песок, все чувства непрочны и преходящи, и нет среди них ни одного, которое бы оставило след в его душе.

Возможно, такие настроения были присущи не только Лермонтову, они охватывали немалое число его современников, которые, так же, как и он, считали себя родившимися не то время. Они также испытывали ненужность и бессмысленность своего существования, и, раздираемые внутренними противоречиями, подвергались постоянному самоотравлению этими негативными эмоциями.

Композиция

Композиционно стихотворение представлено тремя катренами (четверостишиями). Выраженного сюжета оно не имеет и представляет собой монолог героя, не нашедшего своего места в этой разочаровавшей его жизни. Во всех трех катренах присутствуют рассуждения о смысле жизни, о любви, о страстях и рассудке. В заключение автор делает горький вывод о бессмысленности бытия, выражая это фразой, что жизнь, «как посмотришь с холодным вниманьем вокруг – такая пустая и глупая шутка…».

Литературное направление анализируемого стихотворения – романтизм. По родовой принадлежности – это лирика, Жанр определяется его содержанием. Поскольку размышления лирического героя представлены в виде монолога, произведение можно назвать элегией. Таким образом, «И скучно, и грустно…» – это гражданская лирика, элегия, наполненная философским смыслом.

Размер и средства художественной выразительности

Лермонтов написал свое стихотворение пятистопным амфибрахием с перекрестной рифмой и чередованием мужских и женских слогов. Схематично это выглядит как АВАВ.

Чтобы усилить значимость каждого слова, поэт применяет многосоюзие: «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» В другой строфе: «И радость, и мука, и все там ничтожно. ». Средства художественной выразительности представлены эпитетами: «сладкий недуг», «холодное внимание»; метафорами: «минута душевной невзгоды», «годы проходят», «cладкий недуг исчезнет при слове рассудка»; сравнениями: «жизнь … пустая и глупая шутка».

Риторические вопросы и восклицания словно призывают самим читателям порассуждать над представленными проблемами: «что пользы напрасно и вечно желать?», «любить… но кого же?», «что страсти?», «А годы проходят – все лучшие годы!».

Проблематика и основная идея произведения

Чтобы глубже понять проблему, поднимаемую автором, можно привести слова В.Г. Белинского, который сказал, что Лермонтов исполнил «похоронную песню всей жизни». Это довольно жесткое, но справедливое определение, ведь поэт, действительно, подводит итог своему, как он считает, бессмысленному существованию. Этот глубоко одинокий и опустошенный человек страдает от отсутствия дружеской опоры, любви и невозможности найти применение своему таланту.

Прежде всего, страдания героя вызывает осознание невозможности жить полноценной жизнью, что лучшие годы проходят напрасно, его тяготит одиночество и отсутствие того, кому можно было бы протянуть руку. Он жаждет любви, но боится очередного разочарования: «Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка». Видя всю искусственность и лживость светского мира, поэт чувствует себя в нем одиноким отшельником.

Стихотворение можно назвать вызовом тому обществу, которое рушит все моральные ценности, любые высокие стремления низводит до плотских желаний. Мотив одиночества, непризнанности, неоцененности проходит через всю поэзию Лермонтова, несущую глубокую проблему бессмысленности бытия.

Источник

32 средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности – это тропы, фигуры речи и другие литературные приемы, используемые поэтами, писателями и драматургами для создания уникальных эффектов в своих произведениях.

В этой статье мы рассмотрим средства художественной выразительности, которые встречаются в прозе, поэзии и драматургии чаще других. Мы дадим определение каждого из терминов вместе с примерами из известных литературных произведений. Также мы рассмотрим контекст, в котором используются эти литературные приемы.

Знание арсенала средств художественной выразительности позволит нам не только глубже проникать в историю и сильнее привязываться к персонажам, но и успешно понимать и анализировать смысл, заложенный авторами.

Зачем нужны средства художественной выразительности?

… жизнь – не лучший, а плохой сценарист,
Чьи недочёты надлежит исправлять.

Во-первых, зная, в каких случаях используются те или иные приемы, легче понять мотивацию автора, его отношение к персонажам, сюжетным поворотам и событиям.

Кроме того, способность идентифицировать литературные приемы может прояснить для читателя общий смысл или цель произведения. Например, роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса является религиозной аллегорией. Понимая это, легче разобраться, почему автор использует определенный язык для описания персонажей, и почему некоторые события происходят именно так, как происходят.

Наконец, средства художественной выразительности делают тексты более интересными, увлекательными и литературными, то есть использующими творческую свободу для создания эффектов и впечатлений, невозможных в реальности. Поэтому те, кто считает, что жизнь – лучший драматург, не осознают, сколько тысяч банальных историй ей требуется, чтобы создать сценарий, который даже писатель средней руки придумает с закрытыми глазами с помощью лишь некоторых тропов, даже не касаясь фигур речи. Литература, а тем более, хорошая литература – это весьма сложный и хитроумный мир, где любая деталь, кажущаяся мелочью, может оказаться ключом к пониманию истинного смысла и красоты произведения; так что, читая роман, не зная литературных приемов, вы скорее всего упустите многие смысловые уровни, заложенные в историю.

Главные средства художественной выразительности

Хотя наша статья разбирает больше средств художественной выразительности, чем остальные сайты, мы ни в коем случае не претендуем на полноту списка и предлагаем лишь наиболее часто встречающиеся литературные приемы, которые обязательно нужно знать любому, кто интересуется литературой и филологией. Каждый прием снабжен примером, иллюстрирующим его суть, и если вам в голову придут другие удачные примеры обязательно поделитесь ими в комментариях с указанием того, к каким средствам художественной выразительности они относятся.

Аллегория

Аллегория – использование запоминающегося образа или сюжета для иносказательного выражения универсальной идеи, реальных (исторических) проблем и/или событий. Используется в романах, в баснях.

Например, антиутопия Оруэлла «Скотный двор» – это аллегория событий, предшествовавших русской революции и сталинской эпохе. По сюжету, животные на ферме практикуют анимализм (отсылка к коммунизму). Многие персонажи соответствуют реальным историческим фигурам.

Другой пример: басня Крылова «Стрекоза и муравей», где стрекоза символизирует беспечность и легкомыслие, а муравей – трудолюбие.

Аллюзия

Аллюзия – это намёк или косвенная ссылка на лицо, событие или идею, имеющие место вне рамок основного произведения. Многие аллюзии отсылают к ранее созданным художественным произведениям.

В поэме «Петербургский роман» Бродский обращается к главному герою пушкинского «Евгения Онегина»:

Гоним столетьями гонений,
от смерти всюду в двух шагах,
теперь здороваюсь, Евгений,
с тобой на этих берегах.

Алогизм и парадокс

Алогизм – утверждение, в котором нарушены логические связи. Используется для создания более яркого зрительного образа, нередко – в детской литературе.

Жабы по небу летают,
Рыбы по полю гуляют,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили. (К. Чуковский, «Путаница»)

Парадокс – это утверждение нелогичное или противоречащее здравому смыслу на первый взгляд, но по сути оказывающееся истинным или правдоподобным.

В качестве примера можно привести известную фразу из повести Оруэлла «Скотный двор»:

«Все животные равны, но некоторые животные равнее».

Анафора

Анафора – это многократное повторение звука, слова или словосочетания в начале строк или предложений на протяжении всего текста. Используется как в прозе, так и в поэзии. Служит для усиления эмоционального воздействия на читателя.

Пример фонетической анафоры:

Пример лексической анафоры:

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством. (М. Лермонтов, «Демон»)

Анахронизм

Анахронизм возникает, когда автору нужна намеренная ошибка в хронологии или временной шкале. Это может быть персонаж, появляющийся не в тот период времени, когда он на самом деле жил, или технология, используемая до того, как она была изобретена. Анахронизмы часто используются для создания комедийного эффекта.

В сатирическом романе «История одного города» Салтыков-Щедрин для усиления комичности использует путаницу в датах и часто допускаемые летописцем анахронизмы наподобие ссылок на Герцена и Огарева.

какое средство художественной выразительности использует поэт во фразе минута душевной невзгоды

Антитеза

Антитеза – противопоставление двух или более различных (обычно противоположных по смыслу) идей, характеров, вещей и т. д. Этот прием помогает четче охарактеризовать объект или идею, сравнивая их между собой.

В начале «Повести о двух городах» Диккенс использует антитезу:

«Это было лучшее из времен, это было худшее из времен, это был век мудрости, это был век глупости, это была эпоха веры, это была эпоха неверия, это было время Света, это было время тьмы, это была весна надежды, это была зима отчаяния…»

Гипербола и гротеск

Гипербола – это намеренное преувеличение, которое не должно восприниматься читателем буквально.

В сто сорок солнц закат пылал… (В. Маяковский)

Гротеск – разновидность гиперболы. Служит для изображения в карикатурном или абсурдном, неправдоподобном ключе каких-либо качеств объекта или идеи. Часто служит для создания комедийного эффекта.

В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле часто прибегает к гротеску при описании непомерных размеров героев:

«Будучи препровождены таким порядком в рот, паломники приложили все усилия, чтобы не попасть под жернова его зубов, и уже начали думать, что их заточили в какое-то глубокое подземелье…»

Инверсия

Под инверсией подразумевается изменение привычного порядка слов в предложении. Нередко используется в поэзии для встраивания фразы в ритмический рисунок.

Сравнится ль что в моих стихах
С нежнейшей матери слезами? (В. Жуковский)

Ирония

Ирония – употребление слова или изображение ситуации в насмешливом ключе, часто – в значении противоположном буквальному. В литературе существуют разные типы иронии:

В «Мертвых душах» Гоголь называет мошенника Чичикова «самым благопристойным человеком».

В «Больших надеждах» Диккенса главный герой Пип считает своей благотворительницей мисс Хэвишем. В этом уверены и читатели. Однако, в итоге выясняется, что благодетель Пипа – беглый каторжник.

В шекспировском «Короле Лире» аудитория знает, что Корделия – настоящая дочь Лира, но сам он этого не ведает.

Примером иронии является вся песня Александра Башлачева «Подвиг разведчика»:

Источник

Анализ стихотворения И скучно и грустно Лермонтова

какое средство художественной выразительности использует поэт во фразе минута душевной невзгоды какое средство художественной выразительности использует поэт во фразе минута душевной невзгоды

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением И скучно и грустно.
История создания – было написано в 1840 г., когда 27-летний Лермонтов переживал кризис в карьере и личной жизни.

Тема стихотворения – одиночество, раздумья над сущностью человеческой жизни.

Композиция – Произведение являет собой монолог лирического героя, который по смыслу можно разделить на три части. Это мысли о желаниях, любви и страсти. В завершении автор подает лаконичный вывод. Формально стихотворение состоит из трех катренов, что соответствует содержанию.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырех- и трехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка».

Эпитеты – «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».

Основная идея

Главная мысль стихотворения «И скучно, и грустно» проявляется в полном отрицании осмысленности жизни и всего того, что принято считать ее смыслом. Автор настаивает на том, что все духовные ценности — это иллюзия, и бытие пусто. Произведение Лермонтова «И скучно, и грустно» В.Г. Белинский поставил в одну строку с великими произведениями в области поэзии, «которые когда-либо подобно светочам Эвменид освещали бездонные пропасти человеческого духа». Лермонтов, по словам В.Г. Белинского, поет «похоронную песню всей жизни». «Напрасным», «ничтожным» и бессмысленным оказывается каждое из проявлений духовной жизни человека: «Любить на время» — «не стоит труда, а вечно любить невозможно».

Таким образом, смысл стихотворения «И скучно, и грустно» — это подведение печального итога бессмысленной жизни одинокого и опустошенного человека, лишенного опоры в дружбе, любви и призвании.

История создания

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

Анализ по плану стихотворение «И скучно и грустно»

Вариант 1

Знаменитый писатель – Михаил Юрьевич Лермонтов, известен своими великолепными произведениями и стихами. Стихотворение «И скучно, и грустно» — яркий пример его перл, умения выразить свои эмоции и чувства на бумаге, через многочисленные литературные приёмы. Что же хотел сказать этим стихотворением поэт? Это стихотворение Михаил Юрьевич написал за год до своей смерти. Оно носит лирический характер, автор как бы размышляет о всей своей жизни, подводит неутешительные итоги.

Если в начале своего творчества, герой произведений Лермонтова – романтический, то в данном стихотворении уже нет былой легкости, чувствуются ноты разочарования и усталости. Герой рассуждает о смысле жизни, одиночестве и понимает, что у него за всю жизнь не появилось человека, который поддержал бы в трудный период жизни, выслушал.

Печальные мысли и уныние берет вверх и герой понимает, что лучшие годы прошли и уже ничего не вернуть обратно – «а годы проходят – все лучшие годы!». Восклицательные предложения автор использует для усиления.

Не принесла радости и любовь, он устало размышляет, временно любить – бессмысленно, а вечной любви – не существует, так считает герой. Он делает выводы, что вся жизнь – это осуществление желаний, которые, в принципе, не сбудутся. Это все усиливает чувства уныния и безысходности, и герой с сожалением понимает, что уже ничего не изменить.

Стихотворение поэт построил из трёх четверостиший, используя амфибрахий. Автор использует различные литературные приёмы, для усиления он использует пунктуацию, применяя многоточие. Такой приём подчеркивает раздумья героя и даёт возможность подумать для читателя. Эпитетов в стихотворении мало и в основном они используются для противопоставления – «сладкий недуг», «пустая и глупая шутка».

Используя вопросительные предложения, автор не даёт на них ответа, тем самым предоставляя возможность читателю додумать и поразмыслить вместе с лирическим героем. Данное стихотворения отражает позицию писателя, заставляет задуматься над смыслом жизни. С грустью автор вмещает в несколько четверостиший итоги своей жизни. Он противопоставляет себя остальному миру, но к сожалению, ничего не приносит желаемые результаты.

Вариант 2

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «И скучно и грустно…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. В этом произведении поэт вы­разил настроение передовых, мыслящих людей эпохи тридца­тых годов, живших в атмосфере трагических противоречий, без­временья, общественного застоя, кризиса вечных ценностей.

Основная тема произведения – размышления о времени и о себе, своем поколении и об отношении к жизни. Стихотворение мы можем отнести к гражданской и философской лирике. Оно построено в виде лирического монолога, напоминающего нам элегию, хотя В.Г. Белинский называл «И скучно и грустно…» сатирой, считая, что это стихотворение стоит в одном ряду с «Думой».

В этом произведении поэт вновь создает образ «героя своего времени», выступая от лица целого поколения. Лирический ге­рой Лермонтова уже не является романтиком, противопоставив­шим свой внутренний мир и свои жизненные ценности пошлым интересам толпы.

Теперь этот герой – реалист, беспощадно анализирующий состояние собственной души, это фигура, отлича­ющаяся скептическим взглядом на мир и на человека в целом. В этом стихотворении звучит мотив безверия, душевной устало­сти, разочарования человека в жизни.

В первой строфе герой говорит о своем одиночестве, беспо­лезно прожитой жизни:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды….

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят – все лучшие годы!

Затем он размышляет о любви и понимает обреченность ее: «вечно любить невозможно». В себе же он не находит ни любви, ни радости, ни мук. Все желания его мелки, ничтожны, никчем­ны. Страсти сгорают, побежденные силой холодного рассудка. В финале стихотворения разочарование лирического героя в жиз­ни достигает своего апогея: сама жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой».

Совмещение бытового плана и философских раздумий достигается в произведении использованием и разго­ворной, и высокой лексики: «И некому руку подать», «что пользы…», «там прошлого нет и следа»; «В минуту душевной невзгоды», «сладкий недуг».

Таким образом, это стихотворение – беспощадный суд героя над самим собой и собственной жизнью. «Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человечес­ких, всех обаяний жизни!

От него содрогается человеческая при­рода, стынет кровь в жилах, и прежний светлый образ жизни представляется отвратительным скелетом… Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это похоронная песня всей жизни!

Стихотворение написано сочетанием пятистопного и четы­рехстопного амфибрахия. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («сладкий недуг», «с холодным вниманьем»), метафору и риторические вопросы («что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка»), риторические восклицания и лексический по­втор («А годы проходят – все лучшие годы!»), многосоюзие и ряды однородных членов («И радость, и муки, и все там ничтож­но…»).

Таким образом, в этом произведении поэт говорит от лица целого поколения. Это было отмечено В.Г. Белинским, увидев­шим в герое этого стихотворения Печорина.

Вариант 3

История создания

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко.

В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

Тема

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Композиция

Анализируемый стих – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

Жанр

Произведение можно определить, как элегию, это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихе яро выражен мотив разочарования. Написан он разностопными строками: четырех- и трехстопным амфибрахием. М. Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; эпитеты –«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». Сравнений в стихотворении нет.

Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Темы, настроение, проблемы

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; эпитеты –«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». Сравнений в стихотворении нет. Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «И скучно, и грустно…» отражает мысли и чувства автора. В его лице мы видим типичного представителя просвещенного дворянства того времени — человека ищущего, умного, но глубоко разочарованного в жизни и своих возможностях. Он пресыщен чувствами и наслаждениями, далек от своего народа и страны, эгоистичен и высокомерен. В его отношении к миру сквозит презрение и ощущается обида за «недооцененность».

Жизнь, описанная в стихотворении, — «пустая и глупая шутка». Это заявление подкреплено основаниями: герой так и не нашел среди людей понимания и любви, а также не обрел истинного призвания. Силы его души пропадают даром, ведь все чувства преходящи и нет ни одного, которое бы запомнилось ему. Выходит, что смысла в существовании действительно нет.

Тема стихотворения о грусти

В строчках стихотворения застыл широкий смысл восприятия окружающей действительности поэта. Они звучат, как вызов обществу, разрушающему моральные качества человека, сводящему любые стремления к низменным желаниям. Во многих своих произведениях талантливый поэт отобразил образы, по внутреннему ощущению идентичные его натуре. Мотив одиночества, непонимания со стороны окружающих звучит сквозь лирику всей его поэзии. Каждая строчка стихотворения несет глубокий смысл тематики бытия.

События жизни Лермонтова оставили неизгладимые отпечатки на его творчестве, что особенно ярко выражено в данном стихотворении.

С одиночеством поэт столкнулся еще в раннем детстве, когда его мать рано умерла, а конфликт между бабушкой и ее зятем лишил маленького Михаила отца.

Являясь от природы творчески одаренной, уточенной натурой, он не находил союзников в лице окружающих. Никто из его родных и знакомых не понимал поэта, видел мальчика только поверхностно.

Уже во взрослой жизни мотив одинокого человека находит отголоски в творчестве. Грусть, скука, сожаление о мимолетности бурных чувств звучит мелодией тоски в стихотворении. В момент развязки поэт погружается в философские размышления о бессмысленности бытия и несбыточности желаний.

Тема, идея произведения

Стихотворение относится к жанру элегии, философской лирики. В нем заключены переживания, размышления автора о жизни, о людях. Тема стихотворения — одиночество – просматривается во многих произведениях Лермонтова. В этом стихотворении она выражена наиболее остро, без олицетворений и аллегорий. Идея – заключена в переживании автора в том, что рядом нет человека, которого можно любить беззаветно, вечно, нет друга, которому можно подать руку, зная, что в трудную для автора минуту друг поступит также.

Тематика

В произведении чётко прослеживается тема противостояния чувственного и рассудочного отношения к жизни.

Отсутствие искренних и доброжелательных отношений среди окружающих людей часто приводит к разочарованию в жизни и скептическому к ней отношению.

Лирический герой произведения не верит в дружбу, не видит вокруг достойного объекта для любви. Состояние душевного кризиса усиливается внутренним одиночеством, в трудную минуту лирическому герою “некому руку подать”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *