какое сражение связано с именем капитана тушина

Капитан Тушин в романе «Война и мир»: образ, характеристика, описание (батарея Тушина, его подвиг и героизм)

какое сражение связано с именем капитана тушина
Капитан Тушин
(актер Николай Трофимов).
Фильм «Война и мир» 1965 г.

Капитан Тушин является одним из ярких второстепенных героев романа «Война и мир». Это один из самых добрых и светлых персонажей, описанных в произведении

Ниже представлен образ и характеристика капитана Тушина в романе «Война и мир», описание батареи Тушина, героизма и подвига героя, интересные факты о прототипе капитана Тушина.

Капитан Тушин в романе «Война и мир»: образ, характеристика, описание (батарея Тушина, его подвиг и героизм)

Капитан Тушин руководит артиллерийской батареей (которая стреляет из пушек):
«. забытой батареи Тушина. «

Возраст капитана Тушина не указан в романе. Судя по всему, он еще не старый мужчина, но уже и не молодой:
«. он старался придать молодцеватость, не шедшую к его фигуре. «

Внешность капитана Тушина:
«. маленький Тушин с закушенною набок трубочкой. »
«. Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное. »
«. Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин. »
«. Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал. »
«. из-под маленькой ручки смотрел на французов. »
«. выглядывая из-под маленькой ручки. »
«. господин штабс-капитан, – обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру. »
«. на сутуловатую слабую фигурку Тушина. »
«. проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. »
«. Тушин встал и, застегивая шинель и оправляясь, отошел от костра. «

У Тушина большие умные и добрые глаза:
«. глядел большими, умными и добрыми глазами. »
«. Большие добрые и умные глаза. «

Подвиг капитана Тушина в Шенграбенском сражении

какое сражение связано с именем капитана тушина
Капитан Тушин.
Художник А. Николаев

Во время Шенграбенского сражения капитан Тушин и его батарея оказываются под обстрелом французов. Но Тушин не бежит с поля боя. Он со своей батареей остается на месте и стреляет по французам:

«. Скоро после отъезда князя Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен. «

«. В центре действие забытой батареи Тушина, успевшего зажечь Шенграбен, останавливало движение французов. Французы тушили пожар, разносимый ветром, и давали время отступать. «

«. Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад. «

«. неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. «

«. картечными выстрелами одиноко стоявших на этом возвышении четырех пушек. «

«. как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину. «

«. четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи. «

«. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы всё так же были веселы и оживлены. «

«. артиллеристы всё так же были веселы и оживлены. «

«. Тушин бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым, тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его все более и более оживлялось. «

«. Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. «

«. Капитан Тушин, распорядившись по роте, послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря для юнкера. » (для юнкера Николая Ростова)

«. Тушин, Тушин – помните, довез вас под Шенграбеном. «

«. Как только Тушин с своими орудиями, объезжая и наезжая на раненых, вышел из-под огня и спустился в овраг, его встретило начальство и адъютанты Все они, перебивая один другого, отдавали и передавали приказания, как и куда идти, и делали ему упреки и замечания. «

«. прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого. «

«. успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей. «

«. Князь Багратион посмотрел на Тушина наклонил голову и сказал Тушину, что он может идти. «

Прототип капитана Тушина

«. Господин Штабс-Капитан Судаков вы 4-го ноября при Шенграбене действовали в неприятельские батареи и пехоту из трех орудий и тем уменьшили сильную его канонаду. жалую вас кавалером ордена Святаго Равноапостольнаго Князя Владимира четвертой степени. » (Газета «Русский Инвалид», № 91, 1902 г.)

Источник

Тушин из романа война и мир. Кто такой Тушин?какую роль сыграла батарея Тушина в Шенграбенском сражении? в романе»Война и мир»

В романе «Война и мир» Толстой показал нам много разных образов, с разными характерами и взглядами на жизнь. Капитан Тушин противоречивый персонаж, который сыграл большую роль в войне 1812 года, хотя был очень труслив.

Увидев капитана впервые никто не мог подумать, что он может совершить хоть какой-нибудь подвиг. Он выглядел как «Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках», за свой вид даже получает выговор от штаб-офицера. В тот момент князь Андрей Болконский подумал, что этот человек не может быть военным, так как он выглядел очень комично и глупо. Тушин ещё до начала военных действий боялся всего что связано с войной: боялся взрыва снарядов, свиста пуль, боялся что его ранят и боялся увидеть других раненых и убитых, боялся осуждения со стороны сослуживцев и начальников. А в самый ответственный момент капитан отогнал свой страх, представив сражение в комическом свете и это достигло цели: батарея капитана Тушина практически одна удерживала оборону. Только князь Андрей заметил и оценил героический поступок Тушина и потом защитил его на военном совете, доказав, что успехом в Шанграбенском сражении они обязаны только правильным действиям капитана.

На войне Тушин теряет руку и не сможет больше защищать Родину, но на его примере автор показал, что не обязательно быть храбрым, просто для подвига нужно уметь побороть свой страх.

На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»,

Лев Николаевич Толстой, сам испытавший на себе тяготы войны, считал войну преступлением, «противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием». Все его симпатии на стороне простого солдата, который выносит основную тяжесть, грязь и ужас войны. Не случайно все герои Толстого, которым он симпатизирует, лишены каких-то военных черт: выправки, громкого командного голоса, уверенности в себе, а, напротив, подчеркнуто неуклюжи и совсем не похожи на героев. Подлинный героизм, по мнению писателя, скромен и незаметен, не выпячивает себя напоказ. Эпизод, в котором изображен подвиг капитана Тушина, имеет особое значение в романе. В нем находит свое отражение «мысль народная», возможно, в наиболее ярком аспекте. Настоящие герои не те, что спешат доложить начальству о победе, но такие личности, как Тушин.

Тушин – это простой, скромный человек маленького роста, щуплый, теряющийся вприсутствии начальства, не умеющий правильно отдавать честь. «Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». За что, собственно, и получает нагоняй от штаб-офицера.

Смелый прорыв батареи Тушина был особенным и потому, что в распоряжении бойцов оставались всего четыре пушки, да и те никем и ничем не защищенные. Поистине надо обладать громадной решимостью, чтобы не только не смириться с, казалось бы неизбежным исходом, но и с воодушевлением кричать; «Ловко! Вот так, так! Ишь ты. Важно!». Ничто не смогло сломить душевного настроя тушинцев, поглощенных упорной борьбой: «. артиллеристы все так же были веселы и оживленны». Невозможно представить, из какого чудодейственного источника черпал Тушин все новые и новые силы: «Лицо его все более и более оживлялось. он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека».. Пока на батарее шла ожесточенная борьба, поддерживаемая героизмом и самоотверженностью ротовых солдат, роту Тушина просто «забыли», а она тем временем грудью встала, чтобы остановить продвижение вражеской армии французов.

Тушину жалко людей, жалко смотреть на убитых и раненых, он морщится, видя их. Благодаря ему рота, да и войско выстояли, хотя по достоинству оценить его заслуги перед Отечеством некому. Когда Тушин входит в штаб, по его неловкости и пренебрежению высоких чинов видно, что он здесь чужой, подвиг его батареи не замечен. Но капитан и не пытается говорить о своем геройстве, ведь могут поругать командира отряда прикрытия. И только князь Андрей, спасает воинскую честь батареи, сказав: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».

Образ капитана Тушина в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Воссоздавая на страницах «Войны и мира» грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных, порою незнакомых друг другу людей.

Портрет Тушина совсем не героический: «Маленький, грязный худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». За что, собственно, и получает нагоняй от штаб-офицера. Толстой показывает его нам глазами князя Андрея, который «еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Второй раз на страницах романа капитан появляется во время Шенграбенского сражения, в эпизоде, названном литературоведами «забытая батарея». При начале Шенграбенского сражения князь Андрей снова видит капитана: «Маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой». Доброе и умное лицо его несколько бледно. И далее Толстой уже сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой удивительной фигуркой.

Воссоздавая на страницах «Войны и мира» грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных, порою незнакомых друг другу людей. Читать этот роман – как листать семейный альбом или гулять в галерее, где на стенах развешаны портреты десятков и сотен персонажей. Лица возвышенные и одухотворенные, лица простые, лица прекрасные и некрасивые, величавые и не очень. Есть портреты парадные, есть бытовые, и среди них удивительная, сделанная рукой мастера миниатюра – новелла о капитане Тушине.

Портрет Тушина совсем негероический: «Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». За что, собственно, и получает нагоняй от штаб-офицера. Толстой показывает его нам глазами князя Андрея, который «еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное».

Толстой описывает истинную, народную, героическую, богатырскую действительность. Именно отсюда этот былинный жест и веселое, карнавальное отношение к врагам и смерти. Толстой с наслаждением рисует особый мифический мир, установившийся в голове Тушина. Неприятельские пушки – это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: «Вишь, пыхнул опять… теперь мячик жди». Видимо, и сам Тушин представляется себе в истинном своем образе – таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные мячики.

И вот уже французы думают, что здесь в центре сосредоточены основные силы союзной. армии. Им и в страшном сне не могло присниться комическое видение о четырех пушечках без прикрытия и о маленьком капитане с трубочкой-носогрейкой, который сжег Шенграбен.

Только князь Андрей способен понять и увидеть то героическое и сильное, что есть в капитане. Вступаясь за него, Болконский на военном совете не убеждает князя Багратиона, что успехом дня «обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина», но заслуживает смущенную благодарность самого капитана: «Вот спасибо, выручил, голубчик».

Портрет капитана Тушина отнюдь не героический: «Худой, маленький и грязный офицер артиллеристских войск в одних чулках и без сапог», за что, практически, он и получает постоянно нагоняй от начальства.

Толстой показывает нам образ Тушина, так как его видит князь Андрей. В нём есть что-то особенное, абсолютно невоенное, несколько забавное, но очень привлекательное».
2-ой раз в романе капитан представлен читателям во время Шенграбенской схватки. Этот эпизод был назван литературоведами как «забытая батарея». Князь Андрей в начале сражения характеризует капитана так: «Маленький Тушин, с трубочкой закушенной набок». Лицо его умное и доброе, но чуть- чуть бледное. Далее уже сам Толстой откровенно любуется сногсшибательной фигурой Тушина, которую окружают со всех сторон, как подчеркивает автор, широкоплечие и огромные богатыри. Даже сам Багратион когда объезжает позиции своих войск, находится рядом.

Тушин, не видя генерала, вырывается вперед своей батареи, там где опаснее всего, и, «выглядывая из-под маленькой ручки», подаёт команды. Тушин перед своим начальством и старшими офицерами робеет. Его поведение и повадки напоминают сельских священников или земских медиков. В нем так много печального и так мало героического и громкого.

Но тактические решения, которые принимает Тушин с фельдфебелем Захарченко на военном совете заслуживают большого уважения князя Багратиона.

Французы ошибочно полагают, что именно здесь, в центре, сконцентрированы главные силы армии союзников. Они не могли себе представить, что абсолютно без всякого прикрытия четыре пушки, которыми командует маленький капитан Тушин, уничтожат Шенграбен.

Толстой обрисовывает реальную, героическую, народную и богатырскую действительность. Непосредственно отсюда это карнавальное отношение к смерти и врагам, а так же этот весёлый былинный жест. Толстой рисует с наслаждением особый мир сказочных представлений, которые установились в сознании Тушина. Пушки неприятеля Тушин видит, как трубки, которые курит большой невидимый курильщик.

По замыслу автора лишь князь Андрей способен увидеть и понять, то сильное и героическое, что присуще капитану. Болконский вступается за него на военном совете. Он убеждает Багратиона признать, что победой в этом сражении обязаны героическим действиям Тушина. Несомненно, образ Тушина является одним из самых ярких в этом романе.

Источник

Образ и характеристика Капитана Тушина романе «Война и мир» Льва Толстого

Наверняка, каждый литературный герой, совершивший подвиг, имеет свой прообраз. Что касается штаб-капитана Тушина, то его прототипом стал артиллерист Яков Судаков, награждённый орденом Святого Владимира.

В 1805 году около деревни Шёнгребен армия Петра Ивановича Багратиона столкнулась с регулярной армией Мюрата. Командующему русским отрядом необходимо было сохранить армию, осуществив для этого отступление, ведь преобладающие численностью французские силы продолжали наступать. 16 ноября, прохладным утром, Пётр Иванович Багратион выстроил линию огня, поставив в центре пушки.

Артиллеристами командовал Тушин, накануне получивший выговор за то, что сушил обувь в кабаке. Когда стало очевидно, что русская армия не выдерживает натиска французов и несёт большие потери, был отдан приказ об отступлении. К капитану Тушину был послан адъютант Жерков, который должен был передать приказ. Однако из-за страха смерти он не смог выполнить поручение, и о батарее Тушина забыли в пекле битвы.

Лишённый связи с генералом, Тушин был вынужден сам выбирать цель, тактику и вести бой. Во время массового отступления он вместе со своими солдатами без всякого прикрытия продолжал храбро сражаться. Французская армия, атакуя, думала, что сражается с главными силами Петра Ивановича Багратиона. Но на самом деле, она вела бой с небольшой батареей. В результате поджога деревни французы покинули Шенграбен, но выставили десять пушек, направленных на «русскую армию». Десять против четырёх.

Лев Николаевич в последний раз вспоминает любимого героя после Фридланского сражения. Раненный, с ампутированной рукой, он так же держал во рту трубку и весело улыбался. Именно в этом герое воплотились все профессиональные воинские качества русских солдат, которые воспевал автор: отвага, мужество, скромность, оптимизм и, наконец, самоотверженность.

Первая встреча читателя с батареей Тушина

Впервые Л. Н. Толстой упоминает батарею Тушина во второй части романа, в главе XVI. Именно там князь Андрей рассматривал позицию расположения пехоты и драгунов. Батарея находилась в центре русских войск, прямо напротив деревни Шенграбен. Князь не видел офицеров, которые сидели в балагане, но один из голосов поразил его своей задушевностью. Офицеры, несмотря на, а может быть, именно потому, что вскоре предстояло сражение, философствовали. Они говорили о том, куда потом пойдет душа. «Ведь неба вроде бы и нет», – говорил мягкий, удививший князя голос, – «а есть одна атмосфера». Вдруг упало ядро и разорвалось. Офицеры быстро выскочили, и тут князь Андрей рассмотрел Тушина. Так в сознании читателя начинает складываться образ капитана Тушина.

какое сражение связано с именем капитана тушина какое сражение связано с именем капитана тушина какое сражение связано с именем капитана тушина

Внешность офицера

Этого простого офицера мы впервые видим глазами князя Андрея. Он оказался маленького роста, с добрым и умным лицом. Капитан Тушин немного сутуловат и выглядит не богатырем, а слабым человеком, и в соответствии со своей фамилией тушуется, когда встречается с высокопоставленными лицами. И сам-то он маленький, и ручки у него маленькие, и голос у него тоненький, нерешительный. Зато глаза большие, умные и добрые. Такой вот обыденный, негероический вид имеет капитан Тушин. Но под этой неказистой внешностью кроется отважный и азартный во время опасности, бесстрашный дух.

Шенграбен – подготовка к сражению

какое сражение связано с именем капитана тушина
Смотреть галерею

Война в представлении Л. Толстого

Популярные сочинения

Боевые действия

Когда Багратион, отступая вместе с основной частью армии, прислушался, то услышал канонаду где-то в центре. Чтобы выяснить, что происходит, он послал князя Андрея, чтобы приказать батарее отступать как можно быстрее. У Тушина было всего четыре пушки. Но они стреляли так энергично, что французы предположили, что там сосредоточились крупные силы. Они два раза предприняли атаку, но оба раза были отбиты. Когда удалось зажечь Шенграбен, то все пушки стали дружно бить в самый центр огня. У солдат вызвало радостное возбуждение то, как забегали французы, пытаясь потушить пожар, который разносил ветер, и он все сильнее распространялся. Французские колонны ушли из деревни. Но справа неприятель выставил десять пушек и стал прицельно бить по батарее Тушина.

Описание боя

Капитан часто требовал к себе денщика, чтобы тот поджег трубку, называл солдат ребятами, в свободную минуту помогал вывинчивать винт или двигать колесо, вздрагивал от разрыва снарядов. Его бурная деятельность заключалась в том, чтобы бегать от пушки к пушке, помогать прицелиться, распоряжаться про убитых и раненых, менять лошадей.

Большие солдаты верили в своего маленького командира, по-детски внимательно смотрели ему в глаза. На их лицах отображалось то, что они там прочитали. А Тушину в день сражения не ведом был страх. Мыслям о ранении или гибели не было времени, чтобы морочить светлую голову. Становилось жарко, с каждым залпом веселее. Солдаты вошли в то состояние, когда происходящие вокруг события мелькают, как в бреду.

Подвиг капитана Тушина

У Тушина были ранены и лошади, и солдаты. Из сорока человек из строя выбыло семнадцать. Однако оживление на батарее не ослабело. Все четыре орудия повернули против десяти стреляющих пушек. Тушин, как и все, был оживлен, весел и возбужден.

Он все время требовал у денщика себе трубочку. С ней он бегал от одного орудия к другому, считал оставшиеся снаряды, распоряжался заменой убитых лошадей. Когда ранило или убивало солдат, то он морщился, как от боли, и приказывал помочь раненым. А лица солдат, высоченных, огромных мужчин, как зеркала отражали выражение лица своего командира. Сразу становится ясно по описанию Л. Толстого, что подчиненные просто любили своего начальника и выполняли его приказы не из страха перед наказанием, а из желания соответствовать его требованиям. В разгар боя Тушин совершенно преобразился, он представлял себя просто богатырем, который швыряет ядра во французов. Он заражал солдат и офицеров своим боевым духом. Капитан весь погрузился в сражение. Одну из своих пушек он называл Матвеевной, она казалась ему мощной и огромной. Французы ему представлялись муравьями, а их пушки – трубками, из которых курился дым. Он видел только свои пушки и французов, которых следовало удержать. Тушин стал составлять единое целое со всем, что находилось на его батарее: с орудиями, людьми, лошадьми. Таков в бою капитан Тушин. Характеристика его – это характеристика скромного человека, который героические действия воспринимает как выполнение воинского долга. В момент боя все его радости и печали связаны только с товарищами, неприятелем и оживленными его воображением пушками.

Отступление

Тушин, растерянно хлопал глазами, смотрел в лицо орущего старшего офицера, в третий раз приказывающего отступать. Капитан не понимал, в чем он провинился. Солдаты смеялись. Появился князь Болконский, наконец, присланный Багратионом, чтобы помочь батарее собраться.

Молча, со знанием дела, аккуратно и быстро, Андрей с капитаном надели две уцелевшие пушки на передки. Батарея двинулась в гору. Когда артиллерист прощался с Болконским, слезы стояли в его глазах. «Прощайте, голубчик!» Так тепло выразил свою благодарность Тушин.

По дороге подобрали раненого корнета, который с контузией не мог идти, это был Николай Ростов. Вечером Багратион вызвал Тушина к себе, негодовал, что оставили разбитые орудия. Капитан умолчал, что у батареи не было людей, потому что на месте не оказалось прикрытия. Опытный боец боялся подставить под гнев командования кого-то другого.

Лев Толстой в последний раз вспоминает любимого героя после Фридланского сражения. Тушин был ранен, ему ампутировали часть руки, но капитан продолжал держать во рту трубку и весело улыбался.

Чему научился князь Андрей

Его отправили дать капитану приказ отступить. И первое, что увидел князь, – лошадь с перебитой ногой, из которой фонтаном хлестала кровь. И еще несколько убитых человек. Над ним пролетело ядро. Князь усилием воли приказал себе не бояться. Он сошел с коня и вместе с Тушиным стал распоряжаться уборкой орудий.

Солдаты просто отметили храбрость князя, сказав ему, что приезжало начальство и сразу же удрало. И когда Тушина вызвали в штаб, чтобы указать на то, что он потерял два орудия, князь Андрей, чьи представления о героизме уже стали изменяться, он героизм увидел без бравады, скромный и достойный, не умеющий красоваться и любоваться собой, вступился за воинскую честь роты капитана Тушина. И коротко, но твердо заявил, что успехом сегодняшнего дня армия обязана действиям капитана Тушина с его ротой.

Л. Н. Толстой рассказал горькую правду о войне, на которой гибнут ни в чем не повинные люди и животные, где не замечают подлинных героев, а штабные офицеры, не нюхавшие пороха, получают награды, где зреет месть народа, которая к концу войны сменяется жалостью, смешанной с презрением. Он показал, сколько тишайших Тимохиных и Тушиных, подлинных народных героев, лежит в безымянных могилах.

Разрезанный Пушкиным

Илья Тимофеевич Радожицкий был человеком широкого кругозора, много читал, пользовался любой возможностью, чтобы побывать в театре. Был известен как садовод и ботаник. Оставил после себя рукопись «Всемирной флоры» в 15 томах и атлас на 730 листах и с 1609 превосходными акварельными рисунками19. Однако, размышляя над метафизическими вопросами, он никогда не воспарял мыслью в заоблачные дали и всегда прочно стоял на земле. С теми, кто пытался осуществить ускоренную модернизацию Российской империи при помощи «бескровной» военной революции, ему было не по пути. Радожицкий и будущие декабристы взирали на сущее сквозь призму разной оптики. И если члены тайных обществ рассчитывали одним махом покончить с чудовищной российской отсталостью, то автор «Походных записок» был убежден в том, что потребуется время, чтобы Россия смогла догнать «благословенные страны трудолюбия и образованности»20.

Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка

Радожицкий был лично знаком с Пушкиным: они дважды встречались в Арзруме (Эрзеруме) во время похода в Закавказье в 1829 году21. В библиотеке Пушкина есть четыре тома «Походных записок». Пушкин их внимательно прочел: все тома разрезаны22. А затем в первом томе пушкинского «Современника» (1836) появилась доброжелательная рецензия Гоголя на эту книгу. В том же 1836 году русский гений устами постаревшего и помудревшего Петруши Гринева сформулировал мысль, которую так не любят цитировать те, кто полагает, что Пушкин в своем развитии остановился на оде «Вольность».

«Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка»23.

Я не рискну утверждать, что Пушкин сформулировал свою мысль под влиянием «Походных записок артиллериста», но убежден, что их автор подписался бы под этими строками.

какое сражение связано с именем капитана тушина

1. Радожицкий И.Т. Походные записки артиллериста. 1812-1816. / Предисл. и примеч. В.М. Безотосного. М.: Кучково поле, 2020. С. 8 (Военные мемуары). Книга подготовлена и обстоятельно прокомментирована доктором исторических наук и автором журнала «Родина» Виктором Михайловичем Безотосным — наиболее авторитетным специалистом по эпохе Отечественной войны 1812 года. 2. Там же. С. 21. 3. Там же. С. 25. 4. Там же. С. 34. 5. Там же. С. 37, 47. 6. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 3. М.: Художественная литература, 1935. С. 66, 67. 7. Радожицкий И.Т. Походные записки артиллериста. 1812-1816. С. 53. 8. Там же. С. 206. 9. Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне. М.; Л.: Советский писатель, 1965. С. 377-378 (Библиотека поэта. Большая серия). 10. Радожицкий И.Т. Походные записки артиллериста. 1812-1816. С. 60-61. 11. Там же. С. 372. 12. Там же. С. 298. 13. Там же. С. 393. 14. Там же. С. 533. 15. Там же. С. 372. 16. Там же. С. 177. 17. Там же. С. 254. 18. Там же. С. 705. 19. Там же. С. 10. 20. Там же. С. 174. 21. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л.: Наука, 1989. С. 358. 22. Модзалевский Б.Л. Библиотека А.С. Пушкина. Библиографическое описание. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1910. С. 84. 23. Пушкин А.С. Капитанская дочка. Л.: Наука, 1985. С. 98 (Литературные памятники).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *