какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина

Какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина

Воспитание и образование даются путём всеохватных принципов, реализующихся разными методами. В своих произведениях, в частности в трактате «Тадабир ал-маназил», Ибн Сина подчёркивает, что воспитатели, учителя и составители педагогических планов добродетельного города обязаны обратить самое пристальное внимание на все эти принципы и методы.

1. Самопознание и самовоспитание

Душа – самое близкое и важное, что есть у человека. И прежде, чем воспитывать других, он должен исправить себя, а для этого ему сначала надо себя познать. Поэтому познание сил, свойств и граней собственной души является фундаментальной основой, на которую Ибн Сина обращает особое внимание (Тадабир ал-маназил. С. 14). Он подробно рассуждает об этом вначале трактата «Тадабир ал-маназил» в главе под названием «Об управлении человеком своей душой».

Следовательно, первая ступень воспитания – это воспитание собственной души, а ключ к этому – познание самого себя. Человек должен полностью познать свои отрицательные качества и привычки и в совершенстве знать недостатки своей души. Потому что если он упустит какой-то недостаток, тот выступит через некоторое время, как жировик, и всем будет виден (Указ. соч. С. 15).

При этом он должен быть пессимистично настроен к своим недостаткам, несмотря на то, что люди, как правило, довольно снисходительны к ним, а их страсти и желания не дают им должным образом познать свои отрицательные качества и действия. Поэтому Ибн Сина советует обращаться за помощью к мудрому и доброжелательному другу, который был бы для человека зеркалом, отражающим все его хорошие и плохие стороны (Указ. соч. С. 16).

2. Принятие во внимание индивидуальных особенностей

Люди неодинаковы с точки зрения физических возможностей, умственных способностей и т.п. Они склонны к разным наукам и искусствам. Один склонен к математике, другой – к поэзии, третий – к медицине, четвёртый предпочитает языкознание, а пятый – геометрию.

Кроме того, они органически не переносят определённые науки и искусства. Родители понапрасну тратят свои силы и средства, пытаясь обучить детей им, так как это не приносит особого результата.

Ибн Сина признаётся, что не может объяснить причин этих симпатий и антипатий. Он считает, что человек неспособен объяснить это, и лишь Всевышний Аллах ведает об этой тайне (Указ. соч. С. 40–41).

3. Познание склонностей, способностей и возможностей

Определение умственных способностей очень важно для правильного выбора профессии. Ибн Сина считает, что эта ответственность лежит на учителе ребёнка и пишет: «Поэтому (ввиду индивидуальных особенностей) необходимо, чтобы учитель изучил ребёнка, узнал его склонности, проверил его способности и только потом выбрал ему соответствующие занятия и ремёсла» (Указ. соч. С. 41).

Он называет индивидуальные способности мушакала (подобие) и мунасаба (соответствие) и считает, что если бы человек мог освоить науки или ремёсла благодаря воле и желанию без врождённой предрасположенности к ним, то все бы всё знали и умели. И тот факт, что одна и та же наука даётся одним легко, а другим тяжело, доказывает справедливость этого утверждения (Указ. соч. С. 40).

Ибн Сина не ограничивается одним лишь определением способностей, а утверждает, что индивидуальная склонность человека к выбранной профессии играет определяющую роль в его успехах. Поэтому после выбора сферы деятельности учитель должен некоторое время наблюдать за учеником, чтобы определить степень его влечения и интереса к ней (Указ. соч. С. 41).

Он убеждён, что одной способности и склонности к выбранной науке или профессии недостаточно. Ученику также необходимы соответствующие средства и возможности. И его учитель должен обратить внимание на то, имеются ли у него эти возможности или нет (Указ. соч. С. 41).

4. Составление педагогического плана в соответствии с этапами развития ребёнка

Ибн Сина обращает внимание на особенности каждого этапа развития ребёнка и советует составлять план воспитания и образования в соответствии с ними. Таким образом, один из педагогических принципов, на его взгляд, это составление поэтапных педагогических программ. Эти этапы и соответствующие им программы будут приведены ниже.

5. Групповое обучение

Ибн Сина настаивает на коллективном обучении и убеждён, что ребёнок должен учиться и осваивать ремёсла вместе со своими сверстниками. Он пишет: «Необходимо, чтобы вместе с ребёнком в школе учились и другие дети с благими нравами и добрыми привычками, так как дети учатся у детей» (Указ. соч. С. 38).

Аш-Шайх ар-Раис считает, что соблюдение этого педагогического принципа имеет много позитивных последствий, в том числе:

а. Нравственное воспитание. Групповое обучение приводит к тому, что ребёнок учится хорошим качествам своих сверстников. Ибн Сина отмечает, что польза данного вида обучения заключается, в частности, в том, что он улучшает моральные качества детей, увеличивает их усердие и развивает их хорошие привычки. Это происходит потому, что они склонны подражать друг другу, что отмечается современной психологией.

в. Умственное развитие. Когда дети общаются между собой, рассказывают друг другу о том, что они видели и слышали, и делятся впечатлениями об интересных событиях, это помогает их умственному развитию. Также это возбуждает в них интерес и приводит к тому, что запоминают всё сказанное и пересказывают другим (Тадабир ал-маназил. С. 39).

Ибн Сина обращает внимание на дух соперничества, «белую» зависть и чувство гордости у детей и утверждает, что всё это приходит через групповое обучение и побуждает их к усердию. Современная психология считает соперничество одной из мотиваций к учёбе (Роберт Вайт, теоретик личности, представляет сильное индивидуальное стремление человека ко всему вышестоящему как одну из самых главных мотиваций. Он называет её «мотивация компетентности». (См. об этом: Sprinthall, Norman A. and Sprinthall C.; Educational Psychology; PP. 529-531)).

г. Удовлетворение духовных потребностей. Ибн Сина считает, что ребёнку необходимо играть, дружить, общаться со сверстниками и хвалиться перед ними. И советуя групповое обучение, он заботится об удовлетворении этих его психических потребностей. Он убеждён, что изолирование ребёнка и его индивидуальное обучение не сможет дать всего этого (Тадабир ал-маназил. С. 39 и 83).

Педагогическая психология подчёркивает потребность ребёнка в играх, любви, внимании, превосходстве над другими и т.п. (Подробнее об этом см.: Маслоу, Абрахам. Ангизиш ва шахсийат. С. 101-121), и современные педагогические методы направлены на её удовлетворение (Потребности ребёнка делятся на четыре группы: 1. Физиологические. 2. Эмоциональные. 3. Социальные. и 4. Интеллектуальные. Все они взаимосвязаны, и если не будут удовлетворены должным образом, то от этого пострадает не только здоровье ребёнка, но и изменятся его привычки и поступки. (Aggarwal, J.C.; Essentials of Education Psychology; PP. 50–54)).

6. Поощрение и наказание

Советуя родителям, опекунам и попечителям побуждать ребёнка к хорошим качествам и удерживать от плохих привычек, Ибн Сина рекомендует применять метод поощрения и наказания в качестве гаранта достижения этой цели. Реакция воспитателя должна быть соответствующей хорошему и плохому поступкам и соразмерной с точки зрения качества и количества. Например, за плохой поступок сначала надо отвернуться от ребёнка, сделать недовольный вид, затем пригрозить ему и лишь потом наказать (Тадабир ал-маназил. С. 36. Соблюдение уровней наказания согласно исламским источникам издавна было предметом внимания мусульманских мыслителей, таких как Ибн Сахнун и Кабиси).

Он перечисляет разные способы поощрения и наказания и заявляет, что воспитатель не должен пользоваться лишь одним методом. Например, поощрение может быть в форме похвалы, психологического сближения и выражения благодарности (Там же).

Ибн Сина считает физическое наказание дозволенным в случае необходимости и при определённых условиях:

а. Первое физическое наказание должно быть болезненным, чтобы ребёнок боялся этого и знал, что если повторит свой плохой поступок, то снова будет больно наказан. Напротив, если первое наказание будет лёгким и безболезненным, то оно не удержит его от ошибок, так как он будет надеяться, что последующие наказания также будут нестрогими (Указ. соч. С. 36-37).

б. Физическое наказание должно быть применено после страшных угроз. Возможно, Ибн Сина придерживается такого мнения затем, чтобы ребёнок понял серьёзность наказания и врезавшееся в память устрашение не позволяло ему повторить свой плохой поступок (Указ. соч. С. 36).

в. Наказание должно быть применено после предоставления ребёнку заступника. Может быть, это вызвано тем, что целью наказания, по мнению Ибн Сины, является удержания ребёнка от плохих поступков, а не мщение. Если он рекомендует, чтобы первое наказание было болезненным, то лишь потому, что оно должно произвести удерживающий эффект. Следовательно, присутствие заступника необходимо затем, чтобы он не допустил чрезмерности со стороны воспитателя, когда наказание будет исполнено в должной мере (Там же).

Источник: Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей / колл. авторов; пер. с перс. Дж. Мирзоева; научн. ред. Н. Нурулла-Ходжаевой. – Т. II. – М.: ООО «Садра», 2018. – С. 346–352.

Источник

Педагогические взгляды Абу Али ибн Сины (Авиценны)

какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина

Дата публикации: 19.04.2015 2015-04-19

Статья просмотрена: 10295 раз

Библиографическое описание:

Педагогические взгляды Абу Али ибн Сины (Авиценны) / Ш. У. Камалова, Р. У. Мунарова, Н. А. Ахмедова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1068-1070. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17662/ (дата обращения: 09.11.2021).

В данной статье рассматривается педагогические взгляды Абу Али Ибн Сины. Приведены примеры выполненных задач и приобретенных успехов.

Воспитание — это процесс регулярного и целеустремленного влияния на личность, на его духовное и физическое формирование, для того, чтоб подготовить его к производственной, социальной и цивилизованной деятельности. Воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и формированием, так как названные процессы устремлены на личность как единое. В направлениях воспитания довольно тяжело определить некоторые составляющие, которые оказывают воздействие на чувства, волю, нрав, ценностные ориентации и умственные способности. Также следует отметить, что в процессах воспитания и формирования имеются отличия. Если сравнивать с образованием, где главная цель — это формирование познавательных процессов индивида, его способностей, усвоения им сведений, воспитание же ставит цель развития индивида как личности, его отношения к окружению и связей с ним.

Образование — это социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время — это переход от индустриального общества XX века к постиндустриальному или информационному XXI века. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Вместе с тем цель образования — развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет и находит свое отражение в образование и культуре.

В процессе образования и воспитания одним из главнейших задач является внедрение национальных ценностей нашего народа в мысли молодого поколения.

«. Мы всегда по праву гордились своей страной, являющейся древней родиной гениев. Такие величайшие наши деятели, как Имам аль — Бухари, Ибн Сино, Беруни, Мирзо Улугбек, Алишер Навои и Мирзо Бобур проявили свои яркие дарования в очень юном возрасте. Это значит, что выдающиеся способности, самобытные таланты у нас в генах, и то, что сегодня вырастает множество одаренных ребят, отнюдь не случайность» [1],- подчеркивает Президент Республики И. А. Каримов. Действительно, Узбекистан является древним очагом цивилизации, где жили и творили великие гении. Одним из таких гениев был Абу Али ибн Сино.

Абу Али Ибн Сина великий учёный Средней Азии, родился в селе Афшана, вблизи Бухары. Первую свою научную работу написал в 17 лет. Научное наследие Ибн Сины огромно, охватывает все области человеческого знания того времени. Его произведениями пользуются не только в Средней Азии, но и в странах Европы. Ибн Сина в сфере воспитания создал такие работы, как, «Книга справедливости», «Канон о долге», «Управление телом и мыслью», «Каноны нравственности» и другие.

Ибн Сина в своей работе «Канон нравственности» раскрыл причины возникновения негативных и позитивных качеств в общих чертах характера человека. Ученый в этом произведении указывает, что положительные и отрицательные качества появляются от привычки и под влиянием государственной знати. Ибн Сина в своих произведениях даёт изъяснение таким понятиям как: справедливость, щедрость, терпение, ответственность, верность, собранность, скромность и другие качества. Ученый человек, как он считал, должен быть честным во всех отношениях и обращаться с другими в вежливой форме. Особенно он важным считал, отречение от жизненных удовольствий в пользу самому себе. Даёт объяснение таким положительным качествам, как справедливость, чистоплотность и так же раскрывает отрицательные недостатки как страх, лицемерие, скупость, воровство, мошенничество.

Ибн Сина в своих работах особое значение уделяет дружелюбности и отзывчивости между людьми, считая, что низость мешает людям дружить. В его произведениях раскрыты такие понятия, как быть добрым по отношению к друзьям, не щадя помощи и не отворачиваться от недостатков своих друзей и помочь им избавится от них. На основе образовательной программы Ибн Сина выделил 3 вида дружбы: во — первых, как бы не было трудно, человек старается не оставлять своего друга; во-вторых, идейная дружба, то есть дружба между людьми имеющими общие интересы; в третьих, это дружба возникающая из-за выгоды и пользы.

Учёный сравнивает настоящего друга с зеркалом, потому что зеркало показывает настоящую действительность человека. Если человек вовремя не раскроет недостатки своего друга, то это означает что он забыл свой дружеский долг, а значит, мы должны научить учеников выбирать настоящих друзей, ценить их и указывать на ошибки во время. Для чего надо проводить воспитательные беседы между учениками на тему: «Укрепление дружбы и как быть откровенным по отношению к друзьям» более подробно останавливаясь на высказываниях Ибн Сины о дружелюбности, доброте, человеколюбие.

Он требовал от учителя: «В обращении с детьми учитель должен быть сдержанным. Он с особым вниманием должен следить за тем, как ученики реализуют полученные знания. В процессе обучения, — считал ученый, необходимо применять разнообразные методы и формы работы с детьми, учитывать их индивидуальные особенности, заинтересовывать занятиями. Мысли учителя должны быть доступны всем обучаемым. Слово свое он должен сопровождать мимикой и жестом, чтобы обучение было более доходчивым и вызывало у детей эмоциональное отношение» [2].

Все эти мысли Ибн Сино в корне противоречили господствовавшей методике обучения в школах того времени.

Ибн Сино глубоко понимал сложности и трудности процесса воспитания. Анализ его произведений убеждает в том, что он предлагал разрешить их с гуманистических позиций, дает советы, как говорить с детьми о их недостатках и путях их исправления. «. Такие разговоры не должны быть назойливыми, надоедать ребенку, тем более задевать его самолюбие. Говорить с ребенком можно, только зная его индивидуальность».

Интересно резюме этических и социологических взглядов Ибн Сино можно прочитать в заключительной части его философской энциклопедии «Китоб-аш-Шифо». Где он развивает мысль о том, что человек — существо общественное и поэтому важнейшим условием жизни людей является их постоянное сотрудничество, обеспечиваемое разумными законами и правосудием. Ибн Сино рисует идеальное государство со справедливым правителем, который заботится о том, чтобы все были заняты общественно полезным трудом. «Если правитель несправедлив, восстание против него оправдано и должно быть поддержано обществом» [2].

Таким образом в становлении молодёжи как личности имеет значение следующее:

— изучение понятий о национальных ценностях и передаче их в виде доступной информации;

— раскрытие у молодёжи чувства патриотизма, любви к Родине борьбе за неё;

— в воспитании молодёжи использовать и разъяснять такие понятия, как совершенное поколение, личность, учёный, мудрец, деятель, интеллектуал и другие.

И по этой причине на сегодняшний день в совершенствовании мышления молодого поколения имеет огромное значение внедрение национального духовного наследия, чувства гордости и патриотизма, что будет развивать у молодежи уважение, добродетельность, совесть, великодушие и другие качества. Воспитание молодого поколения — это динамичный процесс, имеющий свои культурно-социальные, материальные, организационные методы.

1. Каримов И. А. «Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана» речь на 9-ой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан / Мечта о совершенном поколении.-Т.: «Узбекистан», — 1997. — с 66.

2. Хайруллаев М. «Абу Али ибн Сино», «Маънавият юлдузлари», — Тошкент, — 2001. — с 103.

Источник

Проблемы воспитания и образования в трудах восточных мыслителей

Педагогические науки

Похожие материалы

В этом плане раскрываются «белые пятна» в истории общественно-культурной жизни узбекского народа. В связи, с чем возникла возможность взглянуть по-новому на национальное, духовное наследие и культуру, образование и воспитание.

История – память народа, черпая из неё мудрость, она получает новую силу для социального развития и продвижения в будущее. В этом отношении особый интерес вызывает наследие представителей восточных мыслителей как Абу Наср Фараби, Бируни, ибн Сина, Хусайна Воиза Кошифи, Алишер Наваи и др.

Разработанные мыслителями основные принципы воспитания и обучения являются мощным стимулом в формировании национальной культуры, совершенствовании школьного образования и воспитания Очевиден тот факт, что формирование сознания подрастающего поколения без учета национального и культурного наследия народа может оказать обратное влияние на этот процесс.

Изучение политических и педагогических наследия Абу Наср Фараби, Бируни, ибн Сина, Хусайна Воиза Кошифи, Алишер Наваи проливает свет на многие стороны воспитания и обучения средневекового восточного общества. Ученые Востока в своих произведениях раскрывают внутренний мир человека и дают важные рекомендации по образованию и воспитанию. Характерной чертой системы педагогических взглядов этих мыслителей было особое внимание к гармоническому развитию личности. Изучению широкого спектра вопросов, связанных с гармонией души и тела в процессе развития личности, посвятили свои работы мыслители, обладавшие подлинно энциклопедическими знаниями. К ним относятся Кинди, Фараби, Бируни, Авиценна, Аверроэс, Туси, Ибн-Халдун и др., которые рассматривали педагогические проблемы не как абстрактную теорию, а как часть живого процесса развития человечества. Такой подход во многом объясняет и значительное влияние мыслителей Востока на европейских просветителей последующих эпох. Вторым учителем после Аристотеля современники называли блистательного ученого и философа Абу Насра ибн Мухаммеда аль-Фараби (870-950). Ему принадлежали блестящие комментарии к трудам Аристотеля, им детально разрабатывались проблемы умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания молодежи, проблемы педагогического труда, которые тесными нитями переплетались с его философскими воззрениями.

В частности, Фараби был наиболее последовательным противником фанатичности идеологии ислама. Комментируя «Этику» Аристотеля, он утверждал, что высшее благо находится в существующем мире и только безумные полагают, что оно находится вне его. Проблема воспитания выступала у Фараби как одна из самых важных и сложных частей его философской системы. Главная цель воспитания, согласно его концепции, — подвести человека к счастью через овладение им добродетелью, состоящей в совершении добрых дел. Но для совершения истинно добрых поступков необходимы знания, помогающие становлению нравственности.

В трактатах Фараби предлагаются конкретные методы воспитания добродетели средствами познания. Он подразделял их на «мягкие» и «жесткие». Если воспитуемые сами проявляют желание овладевать науками, стремление к труду и добрым поступкам, то в этом случае уместны мягкие методы воспитания, помогающие усилению этих стремлений. Если же подопечные злобны, своевольны, ленивы, к ним возможно применение «жестких методов», т. е. принуждения. Вместе с тем использование таких методов должно определяться уровнем нравственности самого воспитателя. Воспитательная деятельность, таким образом, требует обширных знаний и высоких моральных качеств воспитателя в сочетании с наблюдением и опытом самих воспитуемых.

Наследие выдающегося ученого Беруни представляется огромной сокровищницей, в которой находятся ценные идеи о науке, содержании образования и воспитания.

Мысли Беруни об обучении, его путях и значении встречаются во многих произведениях, они как бы разбросаны по страницам его книг. По нашему мне6нию Беруни об обучении следует рассматривать в следующей классификации:

Объективность и беспристрастность ученого, наблюдения, опыты, изучение устных и письменных памятников, критический подход к полученным сведениям, сравнение их с целью установления истины, логическое обобщение фактов в умозаключения, а умозаключений в теорию – вот характерные черты и основы научного метода Беруни. Для его эпохи этот метод был огромным достижением и представлял большую научную ценность. Сам Беруни, руководствуясь этим методом, добился огромных успехов в научной деятельности о сознательности обучения.

Анализ сравнение, логические операции и другие мысли ученого правильны и для настоящего времени, так как в основе обучения современной школы лежит осознанное овладение знаниями. Это значит, что ученик должен иметь не только фонд научных знаний, но и уметь добывать их самостоятельно, а это достигается с помощью мыслительных операций.

Подчеркивая необходимость соединения теории с практикой, Беруни пишет, что врачи имеют наибольшие права на уважение за усилия в совершенствовании своей науки, за то, что они не только «поднимают ее на крыльях теории, но и применяют на практике».

Сочинение Беруни являются учебным пособием по математике, астрономии, географии и другим предметам, предназначенным для первоначального обучения этим наукам.

О последовательности изучаемых предметов в книге «Наука о звездах» Беруни дает следующее объяснения: «Я начал с геометрии, затем перешел к арифметике и числам, затем к устройству вселенной, а затем к приговорам звезд, ибо лишь тот достоин звания звездочета, кто полностью изучил эти четыре науки»

Беруни подчеркивал важность наглядности в обучении.По его мнению, наглядность делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление. В «Науке о звездах» многие понятия, определения снабжены наглядными чертежами, рисунками и удобными для пользования таблицами. Говоря о необходимости наглядности в процессе обучения, Беруни писал: «Когда привыкнешь представлять себе видимое, легко постепенно перейти мыслимому». Помимо наглядности, большое значение ученый придает последовательности и систематичности в изложении материала и при его передачи. Так, он считал, что научная деятельность человека бессмысленна без знания первоначал наук: «Однако люди не поручают дела тому, кто лучше с ним справляется. Они восхищаются собой, ныряя за крупицами. Беруни призывает людей воспитывать в себе высоко-нравственные черты, полагая, что освободить народ от невежества и нищеты можно с помощью науки, распространения знаний в обществе и упорного труда. Само приобретение знаний он считает большим и упорным трудом, требующим сил, времени и терпения. И далее продолжает о том, что даром запоминания люди обладают по-разному, «одни люди им наделены, а другие лишены, поэтому последние едва ли могут достигнуть в этом пределы, возможно, разве только путем усердия и напряженных занятий.

Знания, по мнению Беруни, облагораживают человека, делают его добрым и разумным. Для Беруни, «кроме чистоты знания», ничего нет.

Великий мыслитель учил, что достичь совершенства можно в процессе повсеместного внедрения высоких интеллектуальных и нравственных норм, воспитываемых при помощи науки: Беруни был глубоко убежден, что знания направляют людей на правильный путь. Однако «достижение спасения через знание возможно только при воздержании от зла.

Беруни учил молодежь быть доброй, чуткой и внимательной к людям, проявлять сочувствие и оказывать помощь. Много прекрасных строк посвятил ученый раскрытию смысла слов «добро», «справедливость», «правда»: «Как справедливость по своей природе вызывает одобрение, своей сущностью снискивает любовь, привлекает присущей красотой, точно так же обстоит и с правдой»,- Пишет Беруни.

Большое значение уделял Беруни вопросам Дружбы и товарищества, которые считал « драгоценнейшим даром жизни».Раскрывая характерные черты дружбы, мыслитель требует воспитывать учеников в духе товарищества и взаимовыручки.

Для достижения наибольших успехов в воспитании Беруни рекомендует также методы убеждения, поощрения, наказания, различные беседы на этические и эстетические темы. Все это утратило своего значения и в настоящее время.

Изучение научного наследия великих ученых как Фараби, Абу Райхана Беруни показало, что всесторонний анализ их идей возможен лишь при условии освещения той эпохи, в которой он жил и творил, своеобразие и противоречия которой отразились на мировоззрении ученых, их научной деятельности.

В основе педагогического воззрения Бируни и Фараби о совершенствовании человека лежат такие понятия, как мудрость, активность, благодарность, терпение и пр., которые составляют сумму определённых нравственно – моральных норм и требований. В рамках этих категорий мыслители совершенствование человека связывают с процессом воспитания, при котором его учат воспринимать всё положительное, что способствует воспитанию его положительных нравственных качеств.

Моральный долг мыслители видели в объяснении людям их обязанности служить общему делу, интересам народа, в защите, разработке и распространении культуры общения и толерантности, которые должны основываться на благосклонном и дружественном взаимоотношении.

В основе педагогического такта Бируни и Фараби лежит следующая деятельность воспитателя: интерес и любовь к воспитанникам, увлечённость педагогической профессией, овладение психолого–педагогической зоркостью и наблюдательностью, педагогическим тактом, воображением и иметь организаторские способности; быть справедливым, общительным; требовательным, настойчивым; иметь выдержку и откровенность, духовные и познавательные потребности и интересы, интеллектуальную активность и т.п.

Анализ творческой деятельности и педагогических идей великого мыслителя ХV века Хусайна Воиза Кошифи, его философско-нравственных воззрения красноречиво свидетельствуют о том, что они сыграли положительную роль в развитии истории педагогической мысли иранских народов. Его педагогическое и творческое наследие о воспитании и обучении подрастающего поколения свидетельствуют о богатстве его идей и разносторонности таланта. Наряду с общими проблемами философии, политики, поэзии и суфизма большое значение мыслитель придавал разработке общих проблем воспитания. В его произведениях: «Футувватномаи Султони», («Книга о королевском рыцарстве»), «Ахлоки Мухсини», («Мухсинова этика»), «Калила ва Димна», («Калила и Димна»), «Анвори Сухайли», («Сияние Сухайла») и др. вопрос о воспитании человека занимает центральное место.

По мнению Кошифи, человек благодаря своему разуму укрепляет свои нравственные позиции в обществе. Некоторые вопросы и проблемы морально-нравственного формирования человека им решаются весьма оригинально, в пользу свободного воспитания. Условием успешной деятельности человека, по мнению Кошифи, является нравственное совершенствование каждого индивидуума, в том числе руководителя, джавонмарда (рыцаря, джентльмена), простого народа, что способствует развитию и процветанию мусульманского общества, учитывая внутреннюю «человеческую душу» и степень её воспитания Кошифи выдвигает значительные требования и правила к умственному и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Одним из эффективных требований по формированию умственного и нравственного воспитания, по мнению Кошифи, является приобщение подростков и молодёжи к книгам, к различным произведениям мыслителей, писателей и учёных.

Кошифи в своих педагогических идеях заключает, что каждый человек, если он хочет быть умным и нравственно воспитанным, обязан соблюдать такие важные нравственные принципы, как справедливость, мужество, благочестие, мудрость, преданность, дружба, верность, милосердие, набожность, чуткость, твердость и другие. Соблюдение этих принципов свидетельствует о высокой нравственной позиции человека.

Мыслитель в своих литературно-педагогических произведениях значительное внимание уделяет трудовому воспитанию и профессиональной подготовке подрастающего поколения. По глубокому убеждению Кошифи, труд возвышает человека, а безделье унижает его. В своих трудах, возвышая роль и место труда в формировании человека, он его считает основным источником жизни, вечностью человечества.

Исследование показало, что в своём наследии Кошифи уделял особое внимание простому народу, ремесленникам, труженикам и, напротив, осуждал тунеядцев, бездельников, дармоедов, других паразитов общества, которые живут за счёт других. Старание к овладению профессией, по мнению мыслителя, приносит каждому человеку счастье, радость и другие жизненные блага. Кошифи особое внимание уделял воспитанию чувства дружбы, товарищества и взаимопомощи человеку. По глубокому убеждению мыслителя, дружба имеет несколько условий, которые люди обязаны выполнять. По мнению Кошифи, кто имеет ум и знания, то он не способен на дурные поступки, ибо ум и знания не позволяют, чтобы люди жили без дружбы и товарищества. Кошифи в своих трудах всесторонне воспевает истинного друга и добрые его качества.

Исследование позволило нам сделать следующие выводы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *