какое событие является точкой отсчета исламского летоисчисления
Мусульманское летоисчисление
Мусульманское летоисчисление ведётся от даты переселения (переселение по-арабски «Хиджра») Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) из Мекки в Ясриб, названный позже «городом Пророка» (да благословит его Аллах и приветствует!), то есть Мединой.
Это переселение было совершено в 622 году (по современному, принятому в Европе и в России григорианскому летоисчислению, которое принято называть «нашей эрой»).
В основе мусульманского календаря лежит лунный год, состоящий из 12 месяцев. Лунный месяц составляет 29 суток 12 часов 44 минуты. Обычный лунный год содержит 354 дня, а високосный — 355. 19 обычных и 11 високосных лет составляют вместе 30-летний цикл.
Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперёд.
Для перевода даты из Хиджры в григорианский (милади), ныне действующий солнечный календарь, есть формула, по которой дата по Хиджре умножается на 0,97 и к полученному числу прибавляется 621,6 – так и получается год по милади. Пример:
1422 x 0,97 = 1379,4 + 621,6 = 2001.
Для обратного перевода из милади в Хиджру от даты по милади отнимается 621,54, к результату добавляется частное от деления этого числа на 32,5.
Пример: 2001 – 621,6 = 1379,4 + (1379,4: 32,5) = 1420.
Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1-го числа месяца Мухаррам.
Месяцы мусульманского лунного календаря:
1. Мухаррам
2. Сафар
3. Раби-ул-аввал
4. Раби-ус-Сани
5. Джумад-ал-ула
6. Джумад-ал-ахир
7. Раджаб
8. Ша»бан
9. Рамадан
10. Шаввал
11. Зул-гаада
12. Зул-хиджа
Так как лунный месяц содержит около 29,5 суток, для удобства считают, что нечётные месяцы года имеют 30 дней, а чётные — по 29. А последний месяц Зул-хиджа имеет в обычные годы 29 дней, в високосные — 30. Такое усреднённое деление является условным и непригодно для более точного определения начала месяца. Луна движется по небесной сфере по очень сложной траектории, состоящей из 223 различных орбит по эллипсам с разными параметрами. Поэтому упрощённый подход к определению начала месяца недопустим. Точное начало лунного месяца необходимо определить наблюдением за появлением новой Луны.
В течение лунного месяца происходят приливы на морях и океанах, причём мощность их увеличивается и уменьшается в зависимости от дня лунного месяца; меняется поведение атмосферы; прохождение Луны через магнитосферный шлейф Земли меняет параметры магнитосферы; отражение солнечного света от поверхности Луны также периодически меняется и все эти изменения имеют своё отражение в организме растений, животных и человека. Современная наука нашла связи, посредством которых Луна влияет на человека.
Так, из-за сильного гравитационного воздействия Луны на оболочку Земли (твёрдую и жидкую), в дни новолуний и полнолуний сильно меняются следующие физические параметры: влажность, атмосферное давление, температура, электрическое и магнитное поля.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Мусульманское летоисчисление (Хиджра)
Хи́джра Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, – начало мусульманской эры
1-ое мухаррама 622 года – начало мусульманского летоисчисления. 24 сентября 622 года Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершил хиджру (араб. – откочевка, переселение) из Мекки в оазис Ясриб (Медина). Вести летоисчисление с хиджры начали после смерти Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, в 637 году, в период правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах.
Перевод года из хиджры в милади (григорианский календарь)
Для перевода из хиджры в милади (солнечный календарь) год по хиджре умножают на 0,97, к полученному числу прибавляют 621,6, и получается год по милади.
Пример: 1422 x 0,97 = 1379,4+ 621,6 = 2001.
Мусульманский лунный календарь
Лунный год короче солнечного (милади) на 10-12 суток в зависимости от високосности, поэтому не привязан к сезонам. Лунный месяц продолжительностью в 29,5 дня представляет собой период природного цикла. С фазой Луны связаны мощность морского прилива, параметры атмосферы и магнитосферы (влажность, атмосферное давление, температура, электрическое и магнитное поля), сила отражения солнечного света от поверхности Луны. Все эти циклические изменения оказывают влияние на растения, животных и человека.
Месяцы исламского календаря
В мусульманском календаре использованы названия месяцев из древнего солнечно-лунного арабского календаря.
1. Мухаррам (مُحَرَّم) – запретный, священный – месяц запрета походов и военных действий.
2. Сафар (صَفَر) – желтый (начало осени, когда растения желтеют).
3. Раби-уль-Авваль (رَبيع الأوّل) – первый осенний («раби» – осень).
4. Раби-уль-Ахир (رَبيع الآخر), Раби ус-Сани (رَبيع الثاني) – второй осенний.
5. Джума́д-уль-Ула (جُمادى الأولى), Джума́д-уль-Авваль – холодный месяц («джумада» – застывать, замерзать).
6. Джума́д-уль-Ахир (جُمادى الآخرة), Джума́д ас-са́ни (جُمادى الثانية) – второй холодный месяц.
7. Раджаб (رَجَب) – воздержаться от насилия – месяц воздержания от походов и военных действий.
8. Шаабан (شَعْبان) – разделяться – месяц походов.
9. Рамада́н (رَمَضان) – быть раскаленным (о жарком солнце).
10. Шавва́ль (شَوّال) – сниматься с места – месяц кочевий.
11. Зуль-Каада (ذو القَعْدة) – сидеть, находится на месте – месяц стоянок.
12. Зуль-Хиджа (ذو الحِجّة) – совершать паломничество – аль хаджж (хадж).
Начало нового месяца по хиджре
Начало месяца определяется появлением молодого месяца после новолуния. Луна движется по небесной сфере по сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами. В мусульманском календаре решающую роль играют не астрономические расчеты, а видимость полумесяца: серп молодой Луны должен стать видимым с заходом Солнца.
Допустимо ориентироваться как на авторитетные свидетельства, так и на местную видимость Луны в зависимости от погодных условий, оптических свойств атмосферы, места нахождения наблюдателя. Это приводит к некоторым различиям во времени начала месяцев.
Понравилась статья? Поделитесь в социальных сетях!
Мусульманский календарь
У людей, только начинающих постигать Ислам, возникают вопросы относительно того, что такое исламский календарь и какой год у мусульман сейчас?
Эти вопросы невозможно рассмотреть без детального рассмотрения того, как было установлено исламское летоисчисление и календарь, и что было взято за начало мусульманского года в исламском календаре.
Что является датой начала летоисчесления мусульманского календаря
Детально и подробно этот вопрос был рассмотрен в книге ибн Хаджара «Фатх Аль-Бари», в ней же даны были детальные комментарии к хадисам из сборника «Сахих аль-Бухари», который считают самым авторитетным мусульманским сборником хадисов. В этом сборнике автор приводит слова Сахля ибн Са‘да, сподвижника Пророка Мухаммада ﷺ который сказал о том, что сподвижниками не была установлена дата, когда Пророк Мухаммад ﷺ был послан, за дату отсчета календаря, как и не была установлена за начало отсчета дата его смерти.
Но начало отсчета календаря ведется с того момента, как Пророк Мухаммад ﷺ отправился в Медину. Так сказано в хадисе, переданном Бухари.
Кто установил исламский календарь
Существует немало мнений о том, как исламское летоисчисление было установлено, и самым авторитетным из них является то, что решение об этом принадлежит второму халифу Умару ибн аль-Хаттабу. Это подтверждает и имам Абу Нуайм, который свидетельствует, что Умару написал Абу Муса аль-Ашари наместник халифа в Басре, что Умар присылает им послания, у которых нет числа. Умар собрал людей, и от них прозвучало предложение установить отсчет календаря с момента послания Пророка Мухаммада ﷺ, Али ибн Абу Талиб высказал предложение, что отсчет календаря следует начинать с момента переселения Посланника Всевышнего ﷺ, Умар ибн аль-Хаттаб прислушался к совету Али.
Выслушав все предложения, Умар сказал, что переселение было тем, что разделило «между истиной и ложью», поэтому с переселения и нужно начинать отсчет времени в календаре. Этот разговор состоялся в семнадцатом году от хиджры. Большинство людей согласилось с его словами, но от некоторых прозвучало предложение начинать календарь с Рамадана. И тогда Умар сказал, что начинать календарь нужно с мухаррама, поскольку в это время паломники возвращаются из хаджа. С этим мнением согласились все.
Есть также сообщение о том, что Усман ибн Аффан указал во время этого собрания на мухаррам как на первый для отсчета календаря месяц, то есть и Умар, и Усман имели одинаковое мнение относительно начала отсчета календаря.
Почему была выбрана дата по хиджре (переселению)
Многих интересует ответ на вопрос о том, почему же для того, чтобы начать отсчет календаря и мусульманского летоисчисления, сподвижниками был выбран именно момент переселения Пророка Мухаммада ﷺ, а не дата его рождения или день его смерти, ведь эти даты также в Исламе могут быть очень важными.
Ответ на этот вопрос заключается в следующем: о дате рождения Посланника Аллаха ﷺ, как и о дне его послания существует много разногласий, и точно определить день представляется сложным. А день смерти Пророка ﷺ сопровождался скорбью по нему, поэтому он также не был использован. День переселения Пророка Мухаммада ﷺ – единственная из возможных точно установленных дат, поэтому она и была использована для календаря.
По словам имама ас-Сухейли, сподвижники в своем решении основывались на словах Аллаха «Та мечеть, которая была построена с первых дней на богобоязненности…» в суре «Покаяние», где Аллах говорит о мечети аль-Куба, которую в Медине построили сразу по завершении переселения. Всевышний говорит «первые дни», хотя ни первыми днями после переселения, ни первыми днями Ислама дни строительства мечети не были, но Всевышний Аллах подразумевает это, как первые дни, когда Пророк Мухаммад ﷺ получил возможность поклоняться Всевышнему без опасений, а Ислам начал набирать силу. На основе этого указания было решено сподвижниками считать не день рождения Пророка Мухаммада ﷺ началом исламского календаря, а именно дату переселения Посланника Аллаха.
Основные сведения о мусульманском календаре
Исламский календарь – это лунный календарь, который мусульмане используют для того, чтобы определять даты религиозных праздников.
По мусульманскому календарю летоисчисление ведется от 16 июля 622 года григорианского календаря, когда состоялась хиджра, то есть переселение Пророка Мухаммада ﷺ, а с ним и первых мусульман в Медину из Мекки. Исламский календарь также называют календарем Хиджры.
По его структуре, сутки начинаются не в полночь, как это считает григорианский календарь, а с захода солнца. Начало месяца по мусульманскому календарю – день, в который лунный серп появляется на небе впервые в вечерние сумерки после полнолуния. Неомения наступает через один-три дня после новолуния.
Синодический месяц календаря мусульман длится около 29,53 суток в среднем, поэтому дней в месяце по мусульманскому календарю может быть как двадцать девять, так и тридцать. Если Луну можно увидеть на небе после двадцать девятого дня вечером, то следующие сутки будут первыми в новом месяце. Если Луну не видно, то наступающие сутки будут тридцатыми в текущем месяце. Добавочным днем может быть только один, который используют для того, чтобы удержать новолуние вблизи первого числа месяца, и этот день включают в месяц зуль-хиджа.
И если дату новолуния рассчитывают точно, то реальную видимость полумесяца сложно точно предсказать, поскольку это зависит от многих факторов, таких, как погода или географическое положение того, кто наблюдает, а также от оптических свойств атмосферы. Предсказать, когда начнется следующий месяц, довольно проблематично, да и по продолжительности синодический месяц в календаре мусульман может быть короче, чем среднее значение, или длиннее. Неомения может как раньше за день наступить, так и позже, чем средняя ожидаемая дата, того, как можно будет увидеть ночью Луну.
Как определяется начало месяца
Современные ученые сейчас применяют два подхода к тому, как определять начало месяца по исламскому календарю. Есть страны, где сейчас определяют, когда начался новый месяц календаря, по фактической видимости зарождающейся Луны ночью: один человек, являющийся мусульманином и заслуживающим доверие, должен засвидетельствовать, что лунный серп появился, некоторые ученые считают, что свидетельство одного не достаточно. Но большая часть стран мусульманского мира сейчас применяют для определения астрономические правила, с помощью которых рассчитывают заранее наступление неомении.
Разными правилами сейчас пользуются разные страны, но из-за того, что отсутствует один общий подход, на конкретный день, указанием однозначным считают сочетание года, числа и месяца. Поэтому сейчас в лунном календаре указывают и дни недели, чтобы устранить неоднозначность.
Исламский календарь подразумевает, что год будет меньше, чем год по солнечному календарю, на десять-одиннадцать дней, а месяцы в лунном годе относительно сезонов смещаются. Если в каком-то году определенные месяцы мусульманского календаря приходились на лето, то через какое-то время они могут приходиться на зиму.
Название месяцев мусульманского календаря
По исламскому календарю месяцы носят следующие названия.
Названия в транслитерации на русский язык может различаться в разных источниках.
В исламском календаре ряд месяцев – запретные, и в них нельзя было в доисламские времена вести войну, убивать, а также вокруг священной Каабы охотиться. Это Раджаб, Мухаррам, Зуль-хиджа и Зуль-ка‘да. В Исламе это священные месяцы. В них военные действия были запрещены по причине того, что была необходимо обезопасить паломников, которые прибывали к священной Каабе, возле которой в этот период торговля приносила большие прибыли. Если же война была неизбежна, то язычники арабы запретный месяц передвигали и вели военные действия. Мусульмане такого запрета придерживались на заре Ислама, но уже во втором году по хиджре, когда заканчивался раджаб, отряд мусульман, отправленный в Нахлю, напал на мекканцев, шедших караваном, и тем самым нарушил запрет. В этом сражении погиб Амр ибн аль-Хадрами, а также были взяты в плен два его спутника. Со стороны мекканцев были выдвинуты обвинения мусульманам в том, что они нарушили общепринятые законы, но впоследствии Пророку Мухаммаду ﷺ был ниспослан Всевышним аят суры Аль-Бакара, в котором разрешалось в запретный месяц сражаться.
По мнению факихов, во время запретных месяцев развязывать войну и начинать военные действия нельзя, но можно их завершать и продолжать, если они уже были начаты. Но это не относится к тем случаям, когда на территорию мусульманской страны вторгается враг с агрессивными целями.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Новый год по мусульманскому календарю Хиджра
В большинстве исламских стран в среду вечером начался 1429-й мусульманский лунный год Хиджры.
С середины VII века точкой отсчета для мусульманского летоисчисления является Хиджра. Исламский календарь Хиджра (Hijra, арабск. переселение) счет годам ведет от 16 июля 622 года по юлианскому календарю, когда в результате гонений со стороны язычников произошло переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. Переселение происходило постепенно и последним переселился Пророк Мухаммед.
В доисламские времена и в первые годы после провозглашения ислама арабы жили по лунному календарю с исконно арабскими названиями месяцев. Продолжительность года они корректировали в соответствии с солнечным летоисчислением в интересах совпадения ежегодных сезонов и выполнения религиозных ритуалов в одно и то же время года. В бытовавшем в то время арабском календаре месяцы сохранялись на своих местах в течении солнечного года, благодаря тому, что по мере накопления «лишних дней» к лунному году добавлялся 13-й месяц «наси». Однако Мухаммед запретил мусульманам добавлять эти дни (запрет отражен в Коране, где сказано, что Луна является мерилом времени). Пророк выступил против корректировок принятого в доисламские времена календаря, назвал их «умножением неверия».
После смерти Пророка Мухаммеда был создан мекканский календарь Хиджры. Его создание приписывается правившему первым исламским государством после смерти пророка Мухаммеда халифу (преемнику) Омару ибн аль Хаттабу. По преданиям, праведный халиф Омар обратился к единоверцам с просьбой избрать точкой отсчета исламской истории какое либо знаменательное событие из жизни молодой мусульманской общины. Племянник и приемный сын Пророка, муж одной из его дочерей имам Али предложил взять за точку отсчета исламской эры день переселения (хиджры) Пророка с первыми его сподвижниками из Мекки в Медину. Во времена правления халифа Омара I (634-644 гг) год хиджры был объявлен началом мусульманского летосчисления.
Наступление нового года по Хиджре знаменует Священный месяц Мухаррам, который является первым месяцем мусульманского календаря. Первые 10 дней месяца считаются благословенными. Это один из четырех месяцев (Раджаб, Зуль Каада, Зуль Хиджа, Мухаррам), в течение которых Аллах особенно запретил конфликты, кровную месть, войны и т. д. Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллаху. В день наступления Нового года священнослужители желают всем мусульманам «мира, добра и благополучия, благости и обильных милостей Единого Всевышнего Создателя».
Начало нового года по солнечной хиджре называется Навруз, что означает в переводе «новый день» и отмечается большинством мусульманских народов.
Кроме календарей хиджры (лунного и солнечного) в ряде стран одновременно встречаются и некоторые другие календари, являющиеся их разновидностями.
Новый год по мусульманскому календарю Хиджра. Справка
7 декабря 2010 г. в первый день священного месяца мухаррама начинается новый 1432 год по мусульманскому календарю Хиджра.
С середины VII века Хиджра является точкой отсчета для мусульманского летоисчисления. Исламский календарь Хиджра (Hijra, арабск. переселение) счет годам ведет с того времени, когда в результате гонений со стороны язычников произошло переселение Пророка Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. Переселение происходило постепенно и последним переселился Пророк Мухаммед, который покинул Мекку в день, соответствующий 16 июля 622 г. от Рождества Христова по юлианскому календарю и прибыл в Медину 22 сентября того же года.
Наступление нового года по Хиджре знаменует Священный месяц Мухаррам, который является первым месяцем мусульманского календаря. Это один из четырех месяцев (Раджаб, Зуль Каада, Зуль Хиджа, Мухаррам), в течение которых Аллах особенно запретил конфликты, кровную месть, войны и т. д. Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллаху.
Первые 10 дней месяца считаются благословенными.
При этом первое Муххарама не включено в число праздников ислама и, соответственно, в большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в нашем понимании. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммада из Мекки в Медину.
В день наступления Нового года священнослужители желают всем мусульманам «мира, добра и благополучия, благости и обильных милостей Единого Всевышнего Создателя».
История создания мусульманского календаря. В доисламские времена и в первые годы после провозглашения ислама арабы жили по лунному календарю с исконно арабскими названиями месяцев. Продолжительность года они корректировали в соответствии с солнечным летоисчислением в интересах совпадения ежегодных сезонов и выполнения религиозных ритуалов в одно и то же время года.
В бытовавшем в то время арабском календаре месяцы сохранялись на своих местах в течении солнечного года, благодаря тому, что по мере накопления «лишних дней» к лунному году добавлялся 13-й месяц «наси». Однако Мухаммед запретил мусульманам добавлять эти дни (запрет отражен в Коране, где сказано, что Луна является мерилом времени). Пророк выступил против корректировок принятого в доисламские времена календаря, назвал их «умножением неверия».
После смерти Пророка Мухаммеда был создан мекканский календарь Хиджры. Его создание приписывается правившему первым исламским государством после смерти пророка Мухаммеда халифу (преемнику) Омару ибн аль Хаттабу. По преданиям, праведный халиф Омар обратился к единоверцам с просьбой избрать точкой отсчета исламской истории какое либо знаменательное событие из жизни молодой мусульманской общины. Племянник и приемный сын Пророка, муж одной из его дочерей имам Али предложил взять за точку отсчета исламской эры день переселения (хиджры) Пророка с первыми его сподвижниками из Мекки в Медину. Во времена правления халифа Омара I (634-644 гг.) год хиджры был объявлен началом мусульманского летосчисления.
Календарь Хиджры основан на Коране, и его неукоснительное соблюдение – священная обязанность каждого мусульманина.
Так как мусульманский лунный календарь был создан арабами, он получил наибольшее распространение в странах арабского Востока.
Начало нового года по солнечной хиджре называется Навруз, что означает «новый день», и отмечается большинством мусульманских народов.
Кроме календарей хиджры (лунного и солнечного) в ряде стран одновременно встречаются и некоторые другие календари, являющиеся их разновидностями.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников