какое событие является кульминационным самым напряженным

Ключевые события конца произведения — мнимое поражение, кульминация

Когда автор продумал начало произведения — определил, что там должно быть, разобрался с серединой — выстроил планы для персонажей с препятствиями и нашел действия для будущих сцен, необходимо рассмотреть ключевые сюжетные события, которые появятся ближе к концу произведения.

Задача автора проверить, правильно ли эти события реализованы?

Мнимое поражение

Что должно случиться на двух третях произведения?

Должен произойти так называемый кризис (переломный момент, мнимое поражение). Он случается перед кульминацией, когда ГГ вступает в открытую схватку с антагонистом, либо побеждает в споре. И вот для того, чтобы момент кульминации выглядел эмоционально пиковым (чтобы не казалось, что герою все дается слишком легко) ГГ перед этим проходит через кризис.

Мнимое поражение (кризис) — момент, когда ГГ оказывается в якобы безвыходном положении. Это столкновение с самым большим препятствием, кажущимся самому герою непреодолимым. Ему необходимо собрать все свои силы, чтобы выбраться.

Мнимое поражение — важнейший пункт ключевых событий произведения!

какое событие является кульминационным самым напряженным

Если рассматривается история нравственного развития ГГ, случается мнимое поражение. В истории нравственного падения, наоборот, кульминации предшествует мнимая победа, когда кажется что герой в принципе исправился, но потом он очень низко падает.

Техника для проработки мнимого поражения

Цель: завоевать внимание девушки.

Препятствия: у нее есть другой ухажер, герои после сближения опять ссорятся, и так далее. При этом появляются настоящие эмоциональные качели — герой то побеждает, то проигрывает. Читатель все больше ему сопереживает.

Ближе к концу происходит несколько сцен, носящих минусовой эмоциональный заряд. Это и есть мнимое поражение — проигрыш наслаивается на проигрыш, ситуация для героя лишь ухудшается. Выхода якобы нет.

Если брать приведенный выше пример, сцены с отрицательными эмоциями — это: призыв героя в армию, сообщение о том, что девушка его больше не ждет, новость о том, что она вышла замуж за другого. Очевидно, что герой проиграл. Его цель недостижима.

Если начальная цель не меняется, мнимым поражением становится самое большое препятствие. Мнимое поражение можно уложить в две-три сцены, предваряющие кульминацию.

1 (вписать).
2 (вписать).
3 (вписать).

Кульминация

Основные «обязанности» кульминации:

Удивить. Не обязательно совершить сюжетный поворот на 180 градусов! Нет, дело не в сюжетном перевёртыше, а в самой сильной для читателя смене эмоционального состояния. И происходит эта смена полюсов эмоций за счет перетекания сюжета от мнимого поражения к выходу из сложившейся ситуации.

Заставить сопереживать. Страсти должны нарастать, достигая пика в кульминации. Для этого у героя должна быть очень сильная мотивация, несмотря на мнимое поражение. Второй важный момент — игра на эмоциях читателя.

Доказать справедливость. Это довольно сложная вещь. Художественная справедливость заключается в награждении добродетельного, наказании виновного, оправдании невиновного. То есть, это наказание, соответствующее преступлению или награда, достойная добродетели. Но это совсем не значит, что хороший герой должен выжить, а плохой погибнуть!

какое событие является кульминационным самым напряженным

Возвращаясь к примеру выше. Мнимое поражение для героя — момент, когда его девушка выходит замуж за другого. В жизни он бы забыл эту девушку и нашел другую. Но речь идет о художественном произведении. ГГ здесь имеет очень сильную мотивацию. Он настолько сильно хочет быть с героиней, что обязательно будет искать выход из ситуации! Поэтому кульминационный момент — это достижение цели, какое-то действие, заставляющее девушку оставить мужа и вернуться к ГГ.

Важно! После мнимого поражения (МП) в сюжете уже нет особых препятствий для героя, так как они будут снижать темп повествования и эмоциональный накал.

МП и кульминация всегда находятся близко. Если героев несколько, их МП в рамках произведения также не должны быть далеко друг от друга. Да, МП даются не в последовательных сценах, но они все-таки находятся близко по хронологии (в рамках 20-30 страниц друг от друга).

План для МП и кульминации

Основные вопросы для плана:

1. Как герой выберется из мнимого поражения?
2. Что станет кульминацией?

Расписывается тезисно в три-четыре предложения. По-сути, то, как ГГ выберется из МП и будет кульминацией (какое-то ключевое действие). Главное здесь не упустить в кульминации момент художественной справедливости.

Причинно-следственные связи

Когда начинающий автор смотрит на схему или план произведения, он говорит «сначала происходит это, а затем то. ». Из такого подхода ясно, что он понимает, как развивается история, но при этом теряет причинно-следственные связи.

Чтобы проверить причинно-следственные связи, можно использовать простую технику «следовательно, но. »

За счет перетасовки событий по времени создается интрига для читателя. Он должен разгадать причинно-следственные связи. У автора же (в его фабуле, где события размещаются согласно хронологии) эти связи должны изначально существовать (чтобы читателю было, что разгадывать!).

Техника «следовательно, но. » всегда работает на фабулу. Автор расставляет события в хронологическом порядке. И только после этого размещает их в сюжете так, как считает нужным для создания интриги.

Искусственная техника для связи эпизодов

Существует также искусственная техника для связывания отдельных эпизодов и событий между собой. Как она работает?

Из середины истории выписывается любых пять событий, их размещают нумерованным списком. Нужно убедиться, что: а) в этих событиях просматриваются препятствия; б) между событиями есть логичная связь.

Если нужно, связь корректируется через технику «следовательно, но. ».

К каждому из пунктов дописывается логическая цепочка через «следовательно, но».

Источник

Что такое кульминация

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. При анализе литературных произведений мы нередко встречаемся с термином «кульминация», но не всегда понимаем, что он означает.

Оказывается, одноимённое понятие существует еще и в музыке, и в астрономии. Интересно, что общего между литературно-музыкальным искусством и наукой о небесных телах? Попробуем разобраться.

какое событие является кульминационным самым напряженным

Кульминация — это.

Самое наглядное представление о кульминации даёт астрономия, которая определяет этим термином такое положение светила, когда оно, осуществляя суточное движение, проходит небесный меридиан.

Получается, что небесное тело находится на пике активности, в некой умозрительной «середине неба».

Теперь – к искусству.

В музыке и литературе кульминация – это момент максимального напряжения в ходе развития произведения.

Музыковеды, как и литературоведы, утверждают, что кульминаций может быть несколько (основная и вспомогательные). Основной кульминационный пункт произведения определяет вершинный пик сюжета, за которым следует снятие напряжения и разрешение конфликта.

Конфликт и кульминация

Нас с вами интересует в первую очередь художественная литература. В рассказе, повести, романе, поэме или пьесе события последовательно сменяют друг друга. Образуется соединение характеров, интересов, поступков героев, вступающих в противоречие друг с другом. Зарождается художественный конфликт.

Конфликт – это не обязательно открытая борьба: дуэль, как в «Евгении Онегине» или рукопашный бой, как в поэме М.Ю.Лермонтова о купце Калашникове.

Конфликт – это прежде всего внутреннее напряжение, столкновение противоречащих друг другу точек зрения.

Кульминация же – это вершина конфликта, предел напряжения. Благодаря ей становится понятно, что прежний ход событий больше невозможен, назревает потребность в чём-то новом – ещё немного, и что-то случится.

Например, в «Обломове» И.А.Гончарова назревает конфликт между философией «творцов жизни», активных деятелей и пассивным отрицанием внешней деятельности.

какое событие является кульминационным самым напряженным

Ярче всего эти две крайности демонстрируют Обломов и Штольц, а кульминационным моментом романа становится любовь Ильи Ильича к Ольге, которая как бы перекидывает мостик от одного полюса к другому.

Таким образом, конфликт можно сравнить с образованием напряжения внутри грозового облака. Более тяжёлые частицы сталкиваются с более лёгкими, в результате чего возникает напряжение. А кульминация – это разряд молнии, после которого следует гром (развязка сюжета) и собственно гроза с ливнем и ветром (разрешение конфликта).

Как определить в тексте кульминационный момент

Обнаружить кульминацию не всегда легко, тем более, когда она встречается в произведении несколько раз. Однако есть ряд признаков, которые помогут сделать это безошибочно:

Хорошо написанный рассказ или роман даёт читателю интуитивно почувствовать приближение кульминации, заставляя сердце биться чаще.

Как правило, кульминация совпадает с каким-либо выдающимся событием: преступлением, битвой, любовной сценой, сценой разоблачения или гибели героев.

Иронические произведения умело обыгрывают ожидание катастрофы: долго нагнетают ощущение конца, а затем рассказывают о чём-то мелком и незначительном. Пример – известное стихотворение Вадима Левина о мистере и миссис Бокли, которые кололи орехи биноклями:

какое событие является кульминационным самым напряженным

Примеры кульминации в литературных произведениях

Рассмотрим различные ситуации на примере творчества Ф.М.Достоевского. В романе «Идиот» несколько кульминационных моментов.

Кульминация помогает острее прочувствовать драматизм литературного произведения. Чувствуете её приближение – с головой забирайтесь под одеяло и ждите развязки.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Часто в произведениях, которые считаются классикой мировой литературы вообще нет кульминации. Читатель чувствует, что что-то вот-вот случится, но на деле весь закал сходит на нет и рассказ просто заканчивается.

Такое выражение, как кульминация, для меня всегда ассоциировалось с развязкой какого-нибудь фильма или произведения. В-принципе, я был недалеко от истины, сейчас это слово давно стало обиходным.

Источник

Какое событие является кульминационным самым напряженным

какое событие является кульминационным самым напряженным

Сюжет – цепь событий. Основа сюжета – конфликт.
Конфликт – столкновение двух противоборствующий сторон («между чем и чем, между кем и кем»)
Событие – происшествие, меняющее линию действия героев. Событие делит время на «до» и «после»

какое событие является кульминационным самым напряженным

По законам литературы, сюжет любого произведения должен быть завершенным

В классическом варианте сюжет считается таковым, если он содержит в себе пять компонентов: экспозицию (и завязку), развитие действия, кульминацию, сворачивание действия и развязку. Сюжеты современных произведений часто строятся по облегченной схеме: завязка – развитие действия – кульминация – развязка или по еще более облегченной завязка – действие – кульминация (она же развязка).

Классическая схема больше подходит для основательных, медленно развивающихся сюжетов, её используют, когда пишут толстые книги, сценарии пьес, глубокомысленных фильмов. Облегченная схема лучше приспособлена под наш высокоскоростной мир, её используют, чтобы писать сценарии мультфильмов и фильмов в жанре экшн, а также для всевозможных комиксов и других графических работ, где важно такое качество сюжета, как стремительное его развитие.

Какую схему ты предпочтешь, решать только тебе. Чуть ниже я покажу тебе разные варианты развития действия и дам тебе пару советов, как строить сюжет в зависимости от жанра произведения. Но сперва обо всем по порядку.

Прежде всего, мы сообщаем читателю о том, где и в какое время происходит действие, представляем героев, коротко рассказываем их историю, знакомим с ними читателя. Конфликта здесь еще, как такового, нет, но можно обозначить предпосылки к нему.
Лорэйн переезжает на новую квартиру, знакомится с соседями, звонит подруге – это и есть наша экспозиция: мы познакомили читателя с главной героиней, обозначили время и место действия, косвенно рассказали про остальных действующих лиц. Зачатки конфликта здесь можно показать через своеобразные отношения девушек, на почве которых скоро взойдут ростки непонимания и ревности.
Насколько длинной будет экспозиция, целиком зависит от автора и его замысла. Для произведений со стремительным сюжетом достаточно и пары строк, чтобы ввести читателя в суть дела, для произведений с затянутым сюжетом вступление обычно делают побольше. Постарайся не переусердствовать, не растянуть завязку и в то же время не слишком её скомкать.

какое событие является кульминационным самым напряженным

Вот, в поле зрения девушек появился молодой человек, который приглянулся им обеим, но ему больше понравилась Лорэйн, а Ингу это взбесило. Лорэйн неловко, что так получилось, но парень ей нравится, и она намерена продолжить знакомство. Инга раздосадована, но пока не собирается ничего делать, она предпочла отойти в сторону и предоставила подруге делать все, что та посчитает нужным.

В то же самое время писатель, добившись того, что читатель однозначно заинтересовался его историей, потихоньку начинает раскручивать свою интригу (кто победит, а кто останется с носом? чем дело кончится?) и одновременно с этим исподволь преподносить нам основную идею произведения («дружба и любовь победят все» или же, наоборот, «никакая, даже самая крепкая дружба не выдержит предательства»).
Завязка не обязательно должна быть одна; в серьёзные произведения авторы обычно вкладывают сразу много сюжетных линий – любовная линия, семейная, детективная, политическая и прочая, прочая. Авторы же сериалов обычно ограничиваются одной-единственной линией, но тебе никто не мешает сделать их несколько. Итак, сколько будет сюжетных линий, столько же будет и завязок, они могут быть рассыпаны по всему тексту, но не забывай: каждая ситуация должна иметь логическое завершение, значит, у каждой завязки будет продолжение и развязка. Начатых, но не законченных сюжетных линий быть не должно.

какое событие является кульминационным самым напряженным

3. Развитие действия по восходящей.

Тут-то и начнется ничем не ограниченный полет фантазии! Автор выдумывает невероятнейшие сюжетные ходы, помещает героев в различные трудные ситуации, описывает их переживания по этому поводу и рассказывает нам, как испытания закаляют характеры героев, какие уроки они для себя извлекают.

Герои должны меняться, это очень важно! Если от первой к последней серии герой ничуть не изменился, если он все тот же и воспринимает мир так же, как и раньше, если он не вынес для себя никаких ценных уроков, то ты не выполнил свою задачу, как писатель. Зачем надо было рассказывать эту историю? В чем был её глубокий смысл? Что хотел автор нам сказать? Получается, что ни в чем смысл, ничего не хотел сказать, да и говорить-то, в общем, было не о чем.

Все, на что ты намекнул в завязке, должно развиться и конкретизироваться. Конфликт должен неуклонно нарастать. Пусть персонажи проявят себя с разных сторон, пускай в конфликт будут вовлечены новые участники, пускай выскажутся те, кто сперва промолчал.

Взять, например, наш конфликт, который мы уже обозначили. Две подруги поссорились из-за парня и пытаются поделить его, да при этом еще и сохранить дружеские отношения. А парень? Как он себя чувствует в такой ситуации? Чего он сам хочет? Каковы его намерения относительно каждой из девиц? А может, ему все равно?

Неуклонно развивай сюжетную линию от серии к серии. Если сюжетных линий несколько, тем интереснее, пускай они пересекаются, переплетаются, «подталкивают» друг друга. Героиня скорее совершит самоубийство, если её предала подруга, у неё кончились деньги и возникли проблемы на работе, чем если произошла какая-то одна из этих неприятностей.
Так, постепенно нагнетая напряжение, мы шаг за шагом подводим героев к самому важному этапу во всей истории. Это кульминация.

Источник

10 класс. Литература. Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

10 класс. Литература. Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Определив для своего романа границы с 1805 г. через 1812 к 1820. Толстой тем самым нашёл эпоху, на его взгляд, сходную с современной, с 60-ми годами.

Всё было неблагополучно в начале 19 века. 1805 год – год стыда и позора России в войне с Наполеоном и во внутренних делах.

Но вслед за ним пришёл 1812 год, год общенародной «победы России, когда всё, как казалось Толстому, «устроилось», все внутренние противоречия разрешились благополучно. Хотя затем возникли новые.

Толстой стремился для людей своего времени найти возможности избавиться о глубокого неблагополучия в жизни. Писатель верил. Что победа 1812 г. была результатом всеобщих усилий, что «единение всех», действия всем «миром» принесли мир людям, победный мир России.

1812 год нужен был Толстому как урок настоящему.

Такова была позиция писателя по отношению к современности, существенно отличавшаяся от революционно-демократической.

Сознавая ведущую роль простого народа, Толстой ещё сохранил веру и в «господское» сословие и искал для него пути сближения с народом. Да и понимание характера народа у Толстого не во всём совпадало с революционно-демократическим.

Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Мир – это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.

Мир – это весь народ, без различия сословий, одушевлённый единым чувством боли за поруганное Отечество.

Мир – это ближайшее окружение, которое носит человек с собой, где бы он ни находился, вроде поэтического мира Наташи, вроде особого «мира» капитана Тушина, грустно-сосредоточенного духовного мира княжны Марьи.

Мир – это и весь свет, Вселенная; о нём говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды».

Мир – это жизнь.

Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, разъединение. Война существует не только на войне. В обычной, постоянной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Сражаясь с князем Василием за наследство умирающего графа Безухова, Анна Михайловна Друбецкая ведёт прямо-таки военные действия. Толстой нарочито подчёркивает это: «Она сняла перчатки в завоёванной позиции расположилась в кресле».

Такие простые слова – война и мир – в заглавии указывают на эпическую широту и всеохватность книги.

Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

Герои. Заложенная в названии романа антитеза определяет группировку образов в романе. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) – это «люди мира», ненавидящие не только войну в её прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагин, Наполеон, Александр 1) – «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).

«Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выпазить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л. Н. Толстой)

Н. Страхов: «…Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная… это быль, и быль семейная».

И. С. Тургенев: оригинальное и многостороннее произведение, «соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очерк нравов».

В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман-эпопея».

А) развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности;

Б) взаимодействие среды с характером героя,

В) развитие этого характера.

А) тема (эпоха больших исторических событий);

Б) идейное содержание – «моральное единение повествователя с народом и его героической деятельности, патриотизм… прославление жизни, оптимизм;

В) сложность композиции;

Г) стремление автора к национально-историческому обобщению.

Некоторые литературоведы определяют «Войну и мир» как философско-исторический роман. Но надо помнить, что история и философия в романе – только составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, создавалась художественная правда.

Следовательно, это роман-эпопея.

Источник

Итоговый тест по литературе для 10 класса

1. Укажите термин, обозначающий стихотворный размер:

а) сюжет,
б) дактиль,
с) рифма.

2. Определите термин, обозначающий элемент сюжета:

а) идея,
б) стиль,
с) кульминация.

а) Н.А.Некрасов,
б) К.Ф Рылеев.

4. В поэме «Кому на Руси жить хорошо проявилось:

а) политический сарказм,
б) весёлый и бодрый юмор,
с) социальная сатира.

5. В каком произведении Н.А.Некрасов прославляет «тип величавой славянки»:

а) «Мороз, Красный нос»,
б) «Русские женщины»,
с) «Кому на Руси жить хорошо».

6. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»?

а) В.Г. Белинскому,
б) Н.А.Некрасову,
в) А.И. Герцену.

7. Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствуют характеристика: «…противник сего подлинно демократического, аристократ, любующийся собой, жизнь которого свелась к любви, к сожалению об уходящем прошлом, эстет».

а) Евгений Базаров,
б) Николай Петрович Кирсанов,
с) Павел Петрович Кирсанов.

8. Критическую статью «Базаров» написал:

а) А.И. Герцен,
б) Д.И. Писарев,
с) В.Г. Белинский.

9. Кто из героев драмы «Гроза» А.Н.Островского демонстрирует распад «тёмного царства» в предреформенные годы:

а) Тихон,
б) Варвара,
с) Феклуша.

10. Финал пьесы «Гроза» трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением:

а) моментального эмоционального взрыва,
б) духовной слабости и бессилия,
с) духовной силы и смелости.

11. Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Какому лицу пьесы соответствует речь: «Бла-лепие, милая, бла-лепие. В Обетованной земле все живёте!»

а) Варвара,
б) Феклуша,
с) Кабаниха.

а) один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на употреблении слова или выражения в противоположном значении общепринятому,
б) один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка,
с) один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, пороков человека или общества.

13. Из какой сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина приведён отрывок: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был… жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов».

а) «Дикий помещик»,
б) «Премудрый пескарь»,
с) «Как один мужик двух генералов прокормил».

а) яркое изображение характеров,
б) реальное изображение действительности,
с) смех.

15. Герой романа «Преступление и наказание» совершает своё убийство ради:

а) близких ему людей,
б) оправдания своей теории,
с) денег.

16. Какому герою романа «Преступление и наказание» соответствует данная характеристика «Чёрствый и расчётливый делец»:

а) Лужин,
б) Свидригайлов,
с) Лебезятников.

17. Какое событие в романе «Преступление и наказание» является кульминационным:

18. Кому из представителей крестьянства романа Л.Н.Толстого «Война и мир» свойственна философия фатализма, смирения, покорности, признания узаконенности своего положения:

а) Лаврушка, Тихон Щербатый,
б) камердинер князя Тихон, Платон Каратаев.

19. Какое из событий 1812 г в романе Л.Толстого «Война и мир» не являлось эпизодом народной войны?

а) Тарутинское сражение,
б) Бородинское сражение,
с) Смоленское отступление.

20. Кому из героев романа «Война и мир» князь Андрей адресовал слова: «Ты мне дорог именно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света»

а) Анатолий Курагин,
б) Николай Ростов,
с) Пьер Безухов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *