какое событие во время поездки в италию говорит о феноменальной памяти и удивительном слухе моцарта

ГЕНИАЛЬНОСТЬ МОЦАРТА

Примечание. Концерты маленького Моцарта, которые он давал вместе со своей старшей сестрой Анной-Марией, проходили с ошеломляющим успехом, неизменно вызывая у публики бурю восторга, удивления и восхищения (чудо-детей буквально осыпали подарками). Концертная программа поражала своим разнообразием и трудностью. Маленький музыкант виртуозно играл на клавесине один и в 4 руки с сестрой. Не менее сложные произведения он исполнял на скрипке и органе. Гениально импровизировал (одновременно – с ходу – сочинял и исполнял) на заданную тему, аккомпанировал певцам при исполнении ими незнакомых ему произведений. Ради забавы слушатели из зала заставляли Вольфганга играть по клавишам, закрытым полотенцем, исполнять труднейшие пассажи одним пальцем. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего музыкального слуха (мальчик безошибочно на слух улавливал разницу между интервалами в 1/8-ю тона, определял высоту звука, взятого на любом музыкальном инструменте или звучащем предмете). Занимала знатную публику и внешность маленького музыканта: очень маленький ростом, худенький, бледный, ноги свисают со стула, но он уже в парике (как требовала “взрослая” мода!).

Одетый в тяжелый, расшитый золотом костюм придворного, в завитом и напудренном парике, Вольфганг походил на волшебную куклу. /Все это было весьма утомительно для столь юного “артиста”, тем более что концерты в то время длились по 4-5 часов./ Вот как звучало в 1763 г. одно из рекламных приглашений послушать игру Вольфганга и его сестры: «Три раза уже привлекали публику в свои концерты чудесные дети Л. Моцарта, придворного капельмейстера г.Зальцбурга. Сегодня, 30 августа, в 6 часов вечера состоится последний концерт, устроенный по требованию известных в городе любителей и музыкантов. 12-летняя девочка и 7-летний мальчик будут играть на клавесине и флигеле [рояле.] труднейшие произведения великих композиторов; кроме того маленький виртуоз исполнит концертную пьесу на скрипке; будет аккомпанировать симфонии; на закрытой платком клавиатуре исполнит совершенно свободно несколько фуг и прелюдий; далее он будет брать на всевозможных инструментах тоны и аккорды, соответствующие удару часового маятника, звону шпор, звуку свистка и т.п. После этого он будет импровизировать на клавесине, органе и флигеле. Плата за вход — 1 талер. Билеты продаются в гостинице “Золотой Лев”». /Моцарт от природы обладал чрезвычайной “беглостью” пальцев рук (к тому же этот дар он постоянно развивал). Особенно поражала “подготовленных” слушателей на концертах удивительная виртуозность его левой руки (по всей видимости, Моцарт был леворуким). Юного Моцарта называли “чудом ХVIII века”./

В 7 лет он написал свою 1-ю симфонию, в 12 лет – свою 1-ю оперу (“Мнимая простушка”). /В 1765 г., когда юному композитору было всего 9 лет, в Лондоне оркестр виртуозов исполнил его первые симфонии./

С 12 лет – второе грандиозное турне с концертами (длилось 3 года) по крупнейшим городам Италии (Рим, Милан, Неаполь, Венеция, Флоренция). Взыскательная и искушенная итальянская публика была столь же щедра на рукоплескания и восторги, как и публика других европейских стран. На выступления Моцарта приходило огромное количество слушателей. Триумф был полным и безоговорочным. /Знаменитый Миланский оперный театр даже заказал 14-летнемуМоцарту создать оперу «Митридат, царь Понтийский» (там же, в Италии, всего за полгода Моцарт пишет эту серьезнейшее произведение, и опера 20 раз подряд с огромным успехом идет на сцене театра./ В 14 лет Моцарта за сочинение им в течение 30 минут сложнейшего многоголосного произведения избирают академиком Болонской музыкальной академии (несмотря на то, что в этой академии существовало строгое правило – не принимать в ряды ее членов никого моложе 26 лет).

Примечание. Итальянцы были буквально поражены и фантастически тонким музыкальным слухом Моцарта, и его гениальной музыкальной памятью. Находясь в Риме в Секстинской капелле во время сложнейшего исполнения многоголосого хорового произведения под названием “Мизерере” (автор музыки – итальянский композитор XVIII века Аллегри), 14-летний Моцарт запомнил его и, придя домой, записал в полном виде по памяти. /Данное произведение считалось собственностью церкви и исполнялось всего 2 раза в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но перед чудо-ребенком отступила и церковь: ведь мальчик не выносил нот и не списывал их (он всего лишь… запомнил все произведение!)./

На протяжении своей жизни Моцарт выступал на сцене как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист (блестяще импровизировал), дирижер. /Некоторое время он служил органистом у архиепископа. Всю жизнь мечтал найти работу со стабильным заработком (к сожалению, не удалось)./

За свою 35-летнюю жизнь Моцарт создал более 600 музыкальных произведений различных жанров (написанного им хватило бы на 10 великих творческих судеб). /Последнее и, бесспорно, самое великое в его жизни музыкальное творение – “Реквием” (датирован в хронологии произведений Моцарта номером “К 626”)./

Слава пришла к Моцарту только после его смерти. Лишь в ХХ веке были по-настоящему восприняты, осознаны и по достоинству оценены и удивительное по своей силе эмоционально-выразительное богатство его музыкальных произведений, и их глубочайшая внутренняя трагичность, органически соседствующая с внешней безмятежностью, “солнечностью” мажорных композиций и фрагментов, и какая-то “неземная” – Высшая – гармония, царящая буквально во всех его творениях. /В былые времена только И.-С. Бах и Бетховен рассматривались как главные столпы западноевропейской музыки. Ныне же очень многие музыковеды, музыканты и просто любители музыки считают, что в творениях Моцарта искусство этих двух композиторов нашло свое самое совершенное “отражение” (т.е. “пальму первенства” на музыкальном Олимпе отдают именно ему).

Источник

Пять мифов о Моцарте: со дня рождения композитора прошло 260 лет

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года.

Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии бога играют лишь Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта

Карл Барт

27 января 1756 года родился известный австрийский композитор, один из самых популярных классиков мировой музыки Вольфганг Амадей Моцарт. За 260 лет, прошедших со дня рождения поэта, его биография обросла мифами, которые прочно закрепились в сознании общества во многом благодаря пьесе Питера Шеффера «Амадей» и снятому по ней популярному фильму.

Давалось ли сочинение музыки композитору необыкновенно легко? Умер ли Моцарт от отравления, когда работал над своей заупокойной мессой? Были ли он и его жена Констанца так бедны, что композитора похоронили в безымянной могиле? Телеканал «360» решил развеять несколько мифов о Моцарте.

Сочинение музыки для Моцарта было делом элементарным

какое событие во время поездки в италию говорит о феноменальной памяти и удивительном слухе моцарта

Фото: Public domain

Моцарт действительно был гением: он обладал феноменальным слухом, способностью к импровизации и памятью. Но это далеко не все качества, которые помогли ему стать известным музыкантом.

Уже в пять лет композитор сочинял произведения, а к шести годам научился виртуозно играть на трех инструментах: органе, скрипке и клавесине. Его отец Леопольд Моцарт хотел, чтобы его сын стал знаменитым композитором, но для начала решил сделать из него исполнителя-виртуоза. В шесть лет мальчик поехал в свое первое концертное путешествие. Моцарт выступал в разных княжеских и королевских дворах Европы почти 10 лет. Конечно, ребенка сильно изматывали эти поездки, и Вольфганг часто болел.

Моцарт блестяще овладел разнообразными жанрами. Но не стоит забывать, что музыка как искусство сильно связана с алгеброй. Чтобы создать масштабное произведение надо иметь понятие об инструментовке, контрапункте, полифонии и разбираться в том, какие аккорды можно сыграть на том или ином инструменте. Конечно, все эти знания не могли быть заложены в голову ребенку.

Сначала с Моцартом занимался отец. А когда мальчик путешествовал по Европе, то Леопольд не упускал случая отправить сына на уроки к известным музыкантам того времени.

За неполные 30 лет композитор написал около 600 произведений, в которых каждая нота была выверена и не выбивалась из общей композиции. Кроме того, он сам писал многостраничные партитуры, а сроки часто поджимали. Поэтому Моцарт много времени проводил за работой, хотя и развлекаться тоже умел.

Моцарт жил и умер в нищете

какое событие во время поездки в италию говорит о феноменальной памяти и удивительном слухе моцарта

Фото: Public domain

Моцарт был далеко не беден. Однако, как отмечает Броше, ни композитор, ни его жена Констанца не умели обращаться с деньгами. Все заработанные средства моментально пускались по ветру. 1780-е годов стали пиком славы композитора: его опера «Похищение из сераля» (1782) имела огромный успех. В это же десятилетие он написал известную «Свадьбу Фигаро» и «Дон Жуана».

За несколько лет Моцарт дал множество концертов, за которые ему платили большие гонорары. Например, если жалование его отца в Зальцбурге было около 350 флоринов, то Вольфганг мог получить в три раза больше за одно выступление. Композитор даже позволил снять себе шикарную квартиру и держать дома прислугу. Однако все деньги тратились на экстравагантный образ жизни Моцарта и его женщины, на которой он женился, не получив благословения отца. У семьи были шикарные наряды и целая коллекция париков.

Когда Моцарт стал менее популярен в Вене, композитор все равно не остался без средств: ему присылали гонорары из других стран Европы, он писал произведения на заказ и получал придворную зарплату.

Однако неумеренные расходы привели к тому, что к концу жизни Моцарта семья утонула в долгах. Однако некоторые кредиторы смирились и не требовали деньги обратно. Как отмечают исследователи, первыми версию о бедности Моцарта выдвинули его биографы Франтишек Немечек и Георг Ниссен. Однако оба они писали о нищете композитора со слов его жены, которая любила деньги и постоянно добивалась материальной поддержки. Ей даже удалось получить пособие в размере трети жалования Моцарта, хотя оно ей не полагалось.

какое событие во время поездки в италию говорит о феноменальной памяти и удивительном слухе моцарта

Фото: Public domain

Как отмечают историки, свидетельств о вражде композиторов нет. Никакой зависти к более молодому Вольфгангу у Сальери не было: он почти не сочинял инструментальную музыку, а в жанре оперы его репутация среди современников была выше.

Причина смерти композитора, который скончался 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет, так и не была установлена. Исследователи в течение многих лет придумывали разные гипотезы, чтобы объяснить внезапно появившиеся у Моцарта жар, сыпь и лихорадку. Однако ни одна из версий не была подтверждена.

Моцарт предчувствовал смерть

какое событие во время поездки в италию говорит о феноменальной памяти и удивительном слухе моцарта

Фото: Public domain

Согласно легенде, однажды в дверь композитора постучался незнакомец в сером. Он заказал Моцарту реквием для богатого графа, у которого недавно умерла жена. Композитор начал работать над произведением и вскоре, предчувствуя приближение смерти, начал писать реквием для себя. Однако все было не совсем так.

Реквием действительно заказал граф, причем он не просто просил Моцарта написать произведение, но и собирался купить его авторство. Композитор согласился пойти на этот шаг из-за финансовых трудностей.

Романтическую легенду вокруг «Реквиема» создала его жена Констанца. Именно она рассказывала, что во время одной из прогулок Моцарт заявил, что пишет это произведение для себя. Однако современные исследователи не склонны доверять этой информации. Проанализировав все письма, написанные Моцартом в последние месяцы жизни, они не обнаружили ни одного упоминания о плохом самочувствии или депрессии.

Музыка Моцарта улучшает работу мозга

какое событие во время поездки в италию говорит о феноменальной памяти и удивительном слухе моцарта

Фото: Public domain

В 1950-е годы французский врач-отоларинголог Альфред Томатис предположил, что музыка воздействует через слух на мозг человека. Затем он заявил, что плавные переходы от громких звуков к тихим, которые использовал в своих произведениях Моцарт, воздействуют на работу полушарий. В 1991 году он выпустил книгу «Почему Моцарт?», в которой ввел понятие «Эффект Моцарта» и предположил, что его музыка может лечить и развивать мозг.

В 1993 году влияние музыки австрийского композитора на организм человека решили изучить американские ученые. Участники эксперимента слушали несколько произведений Моцарта, а затем проходили тест на пространственное мышление. Ученые установили, что музыка Моцарта действительно повышает скорость решения задач и концентрацию внимания, но этот эффект наблюдается только в течение 15 минут. Никаких выводов по улучшению работы мозга или повышению IQ результаты эксперимента сделать не позволили. Однако СМИ решили истолковать это исследование по-своему. На протяжении нескольких лет в известных изданиях появлялись заметки, в которых говорилось, что «музыка Моцарта делает человека умнее».

Еще дальше пошел американец Дон Кэмпбелл: в 1997 году он написал книгу «Эффект Моцарта». В ней он утверждал, что сила произведений австрийского композитора не только повышает уровень IQ, но и влияет на психологическое состояние человека и исцеляет тело. Следом он написал книгу «Эффект Моцарта для детей», призвав проигрывать классическую музыку младенцам. Таким образом, среди широкой публики стала популярна идея, что музыка Моцарта может спасти от депрессии и даже вылечить аутизм и дислексию. Кэмпбелл также заявил, что точно знает, какие произведения композитора надо слушать для омоложения, улучшения работы мозга или развития воображения.

Уже в 1999 году существование «Эффекта Моцарта» было опровергнуто. Англичанин Кристофер Чабрис провел эксперимент, в котором приняли участие 714 человек. Результаты показали, что улучшение мышления, которое приписывают музыке Моцарта, слишком невелико и не влияет на IQ или способность человека мыслить логически. По мнению исследователя, в первоначальном эксперименте американских ученых люди лучше справлялись с поставленной задачей из-за возбуждения, вызванного приятными эмоциями от музыки Моцарта. К концу XX века уже был доказан другой научный факт: в повышенном настроении люди действительно работают и концентрируются лучше.

Специальное исследование провело и правительство Германии. В его результатах говорилось, что прослушивание произведений Моцарта или другой музыки не делает человека умнее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *