какое событие в романе явилось началом крушения идеи раскольникова

Крах теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

какое событие в романе явилось началом крушения идеи раскольникова
Раскольников и
Разумихин
(фильм 1969 г.)

Теория Раскольникова является одной из важнейших тем в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

Крах теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

«И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое…» (Раскольников Соне, часть 5 глава IV)

«Я вот тебе сказал давеча, что в университете себя содержать не мог. А знаешь ли ты, что я, может, и мог? Мать прислала бы, чтобы внести что надо, а на сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно. » (Раскольников Соне, часть 5 глава IV)

«Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?

Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…» (Раскольников Соне о теории, часть 5 глава IV)

«. если уж начал я себя спрашивать и допрашивать: имею ль я право власть иметь? – то, стало быть, не имею права власть иметь. Или что если задаю вопрос: вошь ли человек? – то, стало быть, уж не вошь человек для меня, а вошь для того, кому этого и в голову не заходит и кто прямо без вопросов идет. » (Раскольников о себе, часть 5 глава IV))

«А вы ведь вашей теории уж больше не верите. » (следователь Порфирий Петрович о крахе теории, часть 6 глава II)

«Теорию выдумал, да и стыдно стало, что сорвалось, что уж очень не оригинально вышло!» (следователь Порфирий Петрович, часть 6 глава II)

«. я такая же точно вошь, как и все!» (Раскольников о крахе своей теории, часть 5 глава IV)

Источник

Тест по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

какое событие в романе явилось началом крушения идеи раскольникова

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса»

Тест по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

преподаватель русского языка и литературы

Азарова Светлана Васильевна

1.Год создания романа «Преступление и наказание»:

2.Время года, в которое происходят события романа «Преступление и наказание»:

3.Имя и отчество Раскольникова:

4. Возраст Раскольникова в начале романа:

5.Профессия, которую получил бы Раскольников после окончания университета:

6.Время действия романа «Преступление и наказание» (до эпилога):

7.Имя, отчество старухи-процентщицы:

8.Раскольников, убив старуху-процентщицу, хочет доказать, что:

он тоже имеет право на обогащение

он принадлежит к разряду «право имеющих»

в России вообще нет законности

9.Причина преступления Раскольникова:

желание помочь матери и сестре

мщение за своё унизительное положение

10.Событие, которое произошло после преступления Раскольникова:

разговор двух офицеров в распивочной о бесполезной старухе-процентщице

встреча с Семёном Мармеладовым

знакомство с Соней Мармеладовой

получение Раскольниковым письма от матери

посещение полицейского участка

11.Причина, по которой Раскольников не воспользовался награбленным:

в спешке забыл взять деньги

деньги не являлись целью преступления

забыл место тайника

12.Количество диалогов-поединков Раскольникова с Порфирием Петровичем:

13.Разновидность романа «Преступление и наказание»:

14.Герой романа, который взял на себя вину Раскольникова:

15.Петербург в романе «Преступление и наказание» является:

16.Вторая жертва Раскольникова:

девочка на бульваре

17.Герой-«двойник» Раскольникова, выражающий черты сознательного негодяя:

18.Смысл названия романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»:

преступление и наказание противопоставлены

несоответствие наказания совершённому преступлению

не всякое преступление влечёт за собой наказание

неотвратимость наказания за совершённое преступление

19.Раскольников ищет сочувствия у Сони, потому что она:

тоже переступила нормы человеческой морали

20.Событие, которое явилось началом крушения «идеи» Раскольникова:

Разговор с Порфирием Петровичем

Встреча с Мармеладовым

Второе свидание с Соней

Смерть Катерины Ивановны

21.Основной конфликт в романе «Преступление и наказание»:

психологический (Раскольников-Порфирий Петрович)

идейный (Раскольников-Соня Мармеладова)

внутренний (происходящий в душе героя)

22.Образ Сони Мармеладовой является воплощением:

23.Образ, который является основным для понимания главной идеи романа:

24.Психологический двойник Раскольникова:

25.Цвет, преобладающий в описании Петербурга:

26.Срок, на который был осуждён Раскольников (лет):

28. Причина, по которой Порфирий Петрович не арестовывает Раскольникова:

«играет» с преступником

ждёт сознательную явку с повинной

нет доказательств вины

не верит в виновность

29.Способ развенчания Ф.М.Достоевским теории Раскольникова:

прямое указание на ошибочность

осознание самим героем ошибочности убеждений

факт наказания преступника

31.Соответствие реплик персонажам, произносившим их:

«Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!»

«По моему же личному убеждению, …насилие-мерзость».

«Любовь к будущему спутнику жизни, к мужу, должна превышать любовь к брату»

«Мне другое надо было узнать…Тварь ли я дрожащая, или право имею»

«Женитьба на бедной девице, уже испытавшей жизненное горе, по-моему, выгоднее в супружеском отношении»

«Убивать? Убивать-то право имеете?»

32.Соответствие комнат их обитателям:

«…беднейшая комната шагов в деять длиной…Через задний угол была протянута дырявая простыня»

«Каморка…походила более на шкаф, чем на квартиру»

«Комната походила как будто на сарай, имела вид…неправильного четырёхугольника»

«Квартира приходилась между двумя почти необитаемыми квартирами»

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной»

«Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось»

«Скверность ужаснейшая: грязь, вонь, да и подозрительное место»

«…до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко»

33.Соответствие внешности героям романа:

«Он был замечательно хорош собою»

«Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами»

«Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией»

«…с прекрасными тёмными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен»

«Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые»

«Господин этот был лет тридцати, плотный, жирный, кровь с молоком, с розовыми губами и с усиками»

«Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский»

«…с проседью и с большою лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками»

34.Соответствие одежды героям романа:

«Был он щегольски и комфортно одет. В руках его была красивая трость. …руки были в свежих перчатках»

«…щегольская, новёхонькая, круглая шляпа…прелестная пара сиреневых…перчаток…хорошенький летний пиджак»

«Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах»

«Одежда была щегольская, летняя, лёгкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем»

«К моим лохмотьям непременно нужна фуражка»

«…серые…панталоны,-ни дырочки, ни пятнышка, …хотя и поношенные»

«Одет он был в старый, совершенно оборванный чёрный фрак, с осыпавшимися пуговицами…манишка, вся скомканная, запачканная и залитая»

Источник

Теория Раскольникова и ее крах

В романе Ф. М. Достоевского мы наблюдаем, как зарождается великая и жесточайшая теория Родиона Раскольникова, как главный герой испытывает себя, проверяя её. Крушение подобной теории неизбежно, но оно происходит в двух смыслах: в реальном мире и в сознании самого Раскольникова. Зарождение теории Раскольникова и её крах – составляют основу сюжета романа “Преступление и наказание”.

Зарождение теории

Тяжёлое материальное положение, беспросветная нищета и невозможность изменить своё настоящее и будущее толкает молодого студента Раскольникова к созданию своей собственной теории. На тот момент, когда он уходил из университета (из-за отсутствия денег на обучение), он отдаёт в печать свою статью, но газета закрывается. Спустя какое-то время он узнаёт, что его детище опубликовали в другой газете. В то время теория ещё казалась ему игрой, она не поработила сознание Раскольникова. Он развивал её, находил ряд доказательств, присматривался к людям и убеждался в правоте своих выводов. Однако после того, как он оставил учёбу, голод, стресс, бессилие и отчаяние заставили его замкнуться в себе. Теория стала его главной идеей, её воплощение, проверка на “прочность” перешли в стадию плана.

Суть теории состоит в следующем: от природы все люди рождаются либо “чинными”, “обыкновенными” либо “великими”, “особенными”. Последних, разумеется, рождается крайне мало, природа сама распоряжается, когда и где должен родиться особенный человек. Такие люди “двигают историю”, создают новое, совершают нечто мировой важности. Остальные спокойно живут, рождают на свет себе подобных, они являются “материалом” для тех, кто выше и главнее их. Впрочем, Раскольников не считает, что они от этого хуже: такие люди послушны, добры, но они “толпа”, “масса” (“…они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного”).

Разговор Раскольникова со следователем

Достаточно подробно раскрывается теория Раскольникова в разговоре с Порфирием Петровичем – следователем по делу об убийстве старухи и её сестры. Он, как выяснилось, знаком со статьёй Раскольникова, его заинтересовал необычный взгляд на общество молодого человека. Поясняя постулаты своей теории, Родион достаточно осторожно раскрывает собеседнику свои мотивы преступления, но следователь, естественно, не осознаёт этого. Он искренне рад, что может пообщаться с автором статьи, и высказать своё мнение на данную тему.

Проверка теории и её крах

Теория настолько поглотила Раскольникова, как будто “кто-то взял за руку и потянул за собой… Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать”.

То, что происходит после шокирует Раскольникова – он не раскаивается, что лишил жизни человека, он в ужасе оттого, что оказался слабым, человечным, послушным “материалом”. Главным изъяном системы, которая казалась идеальной стал тот, кто породил её. Героя мучает страх, беспорядок мыслей, никакие цели и идеи не радуют персонажа – душа мучается и страдает, а разум разрывается от осознания, что он такой же, как все.

Источник

Тесты по литературе на тему: «Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1.В какое время года проис

ходит действие романа «Преступление и наказание»?

2.Сколько времени длится действие романа «Преступление и наказание» (до эпилога)?

3.Укажите имя и отчество Раскольникова.

а) Роман Родионович

б) Григорий Романович

в) Родион Романович

г) Григорий Родионович

4.Сколько лет было Раскольникову в начале романа?

5.К какому сословию принадлежал Раскольников?

6.Какую профессию должен был получить Раскольников, если бы закончил университет?

7.Объясните, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы?

а) он хочет достать деньги и помочь матери и сестре

б) он хочет поскорей обогатиться и поправить своё социальное положение

в) он хочет отомстить процентщице за унизительное положение, в котором он оказался

г) он хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей он принадлежит

8.Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным?

а) в спешке не взял деньги

б) деньги не являлись целью преступления

в) боялся, что его разоблачат

г) забыл место, где спрятал деньги

9.Какой исторический деятель был кумиром Раскольникова?

10.Какое событие произошло не до, а после совершения Раскольниковым преступления?

а) разговор в распивочной офицера и студента о бесполезной старухе-процентщице

б) получение Раскольниковым письма от матери о готовящемся замужестве Дуни

в) встреча с Семёном Мармеладовым

г) знакомство с Соней Мармеладовой

11.Какое событие в романе явилось началом крушения «идеи» Раскольникова?

а) разговор с Порфирием Петровичем

б) встреча с Мармеладовым

в) второе свидание с Соней

г) самоубийство Свидригайлова

12. После совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони, потому что

а ) она тоже «преступила» нормы человеческой морали

б) она не выдаст его

в) она сможет понять Раскольникова

г) ему больше не к кому идти

13.Укажите, какой конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».

а) социальный (Раскольников – старуха-процентщица)

б) психологический (Раскольников – Порфирий Петрович)

в) идейный (Раскольников – Соня Мармеладова)

г) внутренний (происходящий в душе героя)

14.Для понимания теории Раскольникова в роман вводятся диалоги-поединки Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем. Сколько таких поединков вы можете насчитать в романе?

15.Известно, что сны Раскольникова являются воплощением его реальной и подсознательной жизни. Кому ещё из героев романа снились сны и кто являлся психологическим двойником Раскольникова?

16.Каким образом автор развенчивает теорию Раскольникова?

а) автор сам указывает на её ошибочность

б) её ошибочность доказывает один из персонажей-оппонентов Раскольникова

в) заставляет самого главного героя убедиться в ложности своей теории

г) доказывает её ошибочность самим фактом наказания преступления

17.На сколько лет был осуждён Раскольников за совершённое преступление?

18.Петербург в романе «Преступление и наказание» является:

а) декоративным фоном

б) психологическим фоном

в) соучастником преступления, героем романа

19.Символика цвета играет большую роль в романе. Какой цвет преобладает в описании Петербурга Ф. М. Достоевского?

20.Какой смысл заключён в названии романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

а) преступление и наказание противопоставлены

б) несоответствие наказания совершённому преступлению

в) не всякое преступление влечёт за собой наказание

г) неотвратимость наказания за совершённое преступление

Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).

Источник

Идея Раскольникова и ее крушение

«Преступление и наказание» принадлежит к числу величайших творений Ф.М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный, психологический, философский, идеологический роман. Произведение было написано Достоевским в тяжелый для России период, когда происходило столкновение политических взглядов, когда «старые идеи сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались». Именно поэтому сразу же после публикации роман покорил русскую общественность, вокруг него развернулись бесконечные споры и дискуссии. Это был принципиально новый роман в мировой литературе, так как он охватывал множество различных вопросов: вопрос условия существования общества и низших слоев населения, алкоголизма и проституции. Роман был задуман Достоевским как изображение идейного убийства, совершенного бедным студентом Раскольниковым, в нем писатель изобразил конфликт, в основе которого лежит борьба идей. Достоевский проводит глубочайший психологический анализ состояния героя в наивысший, напряженнейший момент его жизни, в момент убийства, он раскрывает его внутренний мир в период времени до и после совершения преступления.

Центральным образом романа является Родион Раскольников – молодой человек с привлекательной внешностью, студент-разночинец, исключенный по бедности из университета. Единственным источником его существования были деньги, которые присылала ему небогатая мать. Обитает Раскольников под самой крышей большого дома, в тесной и низкой каморке, похожей на гроб, в полном уединении, сторонясь людей и избегая всякого общения. У него нет ни работы, ни друзей, готовых прийти на помощь. Это состояние очень тяготит героя, негативно влияет на его пошатнувшуюся психику. Он задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города, он был задавлен Петербургом, городом «полусумасшедших», в котором стояла страшная жара и ощущалась вонь. Его окружают только нищие, пьяницы, срывающие зло на детях. Наблюдая за этим городом и обществом, герой видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна нужды и отчаяния.

Добрый, гуманный, болезненно переживающий все несправедливости человек, который терзается при виде человеческих страданий, Раскольников видит несправедливость окружающего мира, тягости жизни других людей. Он желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, стремится принести благо людям, нуждающимся в помощи. И он готов взять их страдания на себя, помочь им ценою собственного несчастья.

Доведенный до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своем пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Он пишет статью, в которой излагает свою теорию, по которой всех людей можно подразделить на две группы: на «обыкновенных» людей и «. людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое слово». И эти «особые» люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершать преступления ради выполнения своей благой цели, ради «разрушения настоящего во имя лучшего». Он верит, что великая личность неподсудна.

Мечта Раскольникова оказывается сильнее, и он решается на преступление, но решается не ради денег, а с целью «проверить себя», способность перешагнуть через свою жизнь, как это делали Наполеон и Магомет. Он убивает, не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатые и сильные безнаказанно унижают слабых и угнетенных, где тысячи здоровых молодых жизней гибнут, задавленные нищетой. Раскольникову кажется, что этим убийством он бросает символический вызов всей той рабской морали, которой люди подчинялись испокон века, – морали, утверждающей, что человек всего лишь бессильная вошь. Но убийство старухи-процентщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалась самолюбивая, гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над «всем человеческим муравейником». Мечтатель, гордо задумавший своим примером помочь другим людям, оказывается потенциальным Наполеоном, сжигаемым тайным честолюбием, несущим угрозу человечеству. Таким образом круг размышлений и действий Раскольникова трагически замкнулся.

Герой не предусмотрел, какие душевные страдания ему при несет убийство. Он не понимал, что один человек не в состоянии изменить жизнь всего человечества, что следует бороться с целой системой, обществом, а не с одной жадной старухой. Совершив преступление, он переступил через черту, отделяющую честных людей от злодеев. Убив человека, Раскольников слился с тем аморальным обществом, которое было ему так ненавистно.

Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта. Отказавшись от наполеоновских мечтаний, герой подошел к порогу новой жизни, которая объединила его с другими страждущими и угнетенными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку – такой же «парии общества», как он, – Соне Мармеладовой. Судьбы героев пересеклись в самые трагические моменты их жизни. Они оба тяжело воспринимают такое состояние, не могут к нему привыкнуть, еще способны воспринимать как свою, так и чужую боль. Соня, оказавшаяся в крайне тяжелом положении, вынужденная зарабатывать на жизнь «желтым билетиком», несмотря ни на что, не ожесточилась, не очерствела душой, не потеряла свое человеческое лицо. Она уважает людей и испытывает к ним безграничную жалость, сострадание. Соня – глубоко верующий человек и всегда жила по религиозным законам, и людей она любит христианскою любовью. И потому Раскольников внушил Соне не чувство омерзения, а чувство глубокого сострадания. И Сонечка, с ее христианским смирением и всепрощающей любовью, убедила Раскольникова сознаться в содеянном и покаяться перед людьми и перед богом. Именно благодаря Соне Мармеладовой герой постиг евангельские истины, пришел к раскаянию и смог вернуться к нормальной жизни.

Отношение автора к своему герою неоднозначно. Он в равной степени и осуждал, и оправдывал его. Достоевский любил своего героя, и эта любовь дала ему возможность перевоплотиться в него и пройти с ним весь путь. Его привлекли такие черты характера Раскольникова, как отзывчивость, открытость, ненависть к любому злу. Лучшей чертой героя автор считал его вселенскую грусть, скорбь. Именно это, как дает понять Достоевский, и подтолкнуло Раскольникова на преступление. Сам автор, стараясь проследить «психологический ход преступления», приходит к выводу, что дело не в среде, а во внутреннем состоянии человека. Только он сам несет ответственность за то, что с ним происходит.

«Закон, правда и человеческая природа взяли свое», – писал Достоевский. Этим писатель подчеркивал народную основу Сониной правды, которая опровергла «больную теорию» Раскольникова, пытается предложить свой выход из социального капиталистического тупика, путем смирения и любви к людям. Но при всей своей гениальности Достоевский так и не смог найти решение вопроса, который постоянно вставал перед ним как во время создания этого романа, так и позднее: как же сохранить те блага, которые несет обществу освобожденная личность, и в то же время избавить и ее саму и человечество от антиобщественных, отрицательных начал и задатков, порожденных буржуазной цивилизацией.

Но остановившись на позиции кротости и смирения, Достоевский не мог оставаться безразличным к грозным и мятежным порывам человеческого духа. Без острой мысли Раскольникова, без его диалектики, «отточенной, как бритва», фигура его потеряла бы для читателя свое обаяние. Совершенное Раскольниковым необычное, «идейное» преступление также придает его образу особый трагический интерес. Достоевский в своих романах не поэтизирует зло, он ценит в своих героях непримиримость к историческому застою, душевную мятежность, способность жить не личными, эгоистическими интересами, а тревожными вопросами жизни всех людей. Писатель заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, над вечной борьбой добра и зла.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *