какое событие ускорило падение избранной рады
Избранная Рада
Избранная Рада
Деятельность царя Ивана Грозного до сих пор историки считают противоречивой. Но несомненно, что в начале своего правления молодой тогда царь думал о прогрессивных преобразованиях в стране. И в этом ему помогала Избранная Рада. Что такое Избранная Рада? Кто входил в её состав? Какие преобразования провёл Иван Грозный совместно с её членами?
Избранная Рада
Годы деятельности Избранной Рады
Избранная Рада просуществовала 11 лет: с 1549 по 1560 годы. Именно в этот период Грозным были проведены масштабные реформы буквально во всех сферах жизни.
Состав Избранной Рады
Духовник царя Сильвестр
Глава Посольского приказа Висковатый И.М.
Реформы Избранной Рады
Реформа местного самоуправления.
В 1549 году был впервые созван Земский собор, что положило начало сословному представительству на Руси. Собор обеспечивал связь центральной власти и местных властей, обсуждал важные вопросы.
Реформа органов центральной власти
В 1551 году был созван Стоглавый собор название получил по количеству глав принятых решений).Цель: унификация церковных обрядов, признание местных святых- общерусскими. Были чётко определены церковные каноны (то есть требования, законы), например, как креститься, как идти крестным ходом и др.
Многое уделялось улучшению нравственности самих священников.
Причины падения Избранной Рады
Стремление Ивана Грозного к самовластию, он больше не нуждался в друзьях и советчиках.
Сложные отношения некоторых членов Рады (Сильвестра и Адашева) с родственниками первой жены Ивана Грозного- Анастасии Захарьевой- Юрьевой, особенно после её смерти.
Появились внешнеполитические разногласия, связанные с Ливонской войной.
Разногласия по поводу реформ. Царь ждал быстрых результатов, а реформы были рассчитаны на длительный срок, сразу преобразовать столько сторон жизни было трудно, да и сам государственный аппарат не был ещё готов к этому, работал неэффективно.
Судьба членов Избранной Рады
Трагична была судьба ранее ближайших сторонников Грозного.
Сильвестр сослан в 1560 году в Соловецкий монастырь
Князь Курбский, видя расправу над членами Рады, бежал в 1564 году в Ливонию и даже воевал с Грозным на стороне литовцев.
О жизни и деятельности царя Ивана Грозного можете прочитать материал на моём сайте
« Исторические портреты» : istoricheskiy-portret.ru
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
причины падения Избраной рады при Иване 4 Грозном? местничество при Иване Грозном?
В. Б. Кобрин о падении Избранной рады.
Казалось, инцидент был исчерпан: все в конце концов присягнули младенцу царевичу, включая и самого князя Владимира Андреевича, царь выздоровел, а сам царевич не дожил до года: Летом кормилица уронила его в реку, когда входила с ним на царское судно при поездке на богомолье. Колебавшиеся не только не пострадали, но многие вскоре даже получили повышения по службе. Но осадок остался, и муть от него поднялась со дна несколько лет спустя.
Взрыв в отношениях царя с его советниками произошел около 1560 года. Тогда пало правительство Избранной рады. Сильвестра постригли в монахи, отправили сначала в Кирилло-Белозерский, а потом еще дальше — в Соловецкий монастырь. Иван Грозный очень гордился тем, что не казнил Сильвестра и даже оставил на свободе его сына, с тем лишь, чтобы тот не видел царского лица, не бывал при дворе. Алексей Адашев и его брат Данило были посланы на службу в Ливонию, где шла тогда война. Вскоре туда прибыли люди для их ареста. Алексея в живых уже не застали. Данило же был заключен в тюрьму и через два-три года казнен.
В чем же причины такой резкой смены правительства? Нередко утверждают, что расхождения между Иваном IV и Избранной радой лежали прежде всего в области внешней политики, что правительство Адашева и Сильвестра настаивало, чтобы после взятия Казани и Астрахани продолжать действия на этом же, юго-восточном, направлении: вести войну против Крыма, а в перспективе и против Турции. Поэтому якобы эти деятели были против Ливонской войны.
Какое событие ускорило падение избранной рады
Ряд историков считает, что причиной разрыва царя с Избранной Радой послужили разногласия по внешнеполитическим вопросам, поскольку Иван IV настаивал на борьбе за Прибалтику, а Адашев выступал за активную борьбу с Крымом.
2. Бегство А.М. Курбского
В 1564 г. один из бывших деятелей Избранной рады князь А.М. Курбский, спасаясь от опалы и казни, бежал в Литву. Оттуда он прислал царю письмо, обличая его в жестокости и бессмысленных казнях. Иван IV направил беглецу ответ, провозгласив: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же». Иван Грозный считал всех подданных, не исключая знатнейших бояр, холопами, жизнью которых государь мог бесконтрольно распоряжаться, не оглядываясь на закон. Деспотический характер власти русского царя сформировался окончательно.
3. Введение опричнины
Первая грамота объявляла о том, что царь наложил опалу на всех бояр, служилых и приказных людей, духовенство. Не желая «их изменных дел терпети», он решил оставить престол. Вторая грамота, обращенная к посадским людям, объявляла им, что на них «гнева и опалы никоторыя нет».
Так Иван Грозный натравил посад на знать, служилых людей и духовенство. Посадские люди заставили бояр и высшее духовенство отправиться к царю и умолять его вернуться на трон. Иван IV согласился на это лишь при двух условиях:
В опричнину вошли промысловые земли Севера, некоторые подмосковные уезды, территории, пограничные с Литвой. К опричнине отошла и часть Москвы. В Александровой слободе был выстроен опричный дворец.
Было создано особое опричное войско, численностью в несколько тысяч человек. Оно было организовано подобно монастырскому братству. Игуменом считался сам царь. Опричники одевались, подобно монахам, в черное. К седлу они прикрепляли собачью голову и метлу в знак готовности выгрызать и выметать измену.
4. Опричный террор
Опричники должны были порвать все контакты с земскими, включая и родственников. Они получили широкие привилегии. В случае конфликта с земцем опричник заранее считался правым.
Выступивший против опричнины митрополит Филипп (Колычев) был сведен с митрополичьего престола, осужден судом церковных иерархов и заключен в монастырскую тюрьму, а позднее задушен там одним из руководителей опричнины Малютой Скуратовым.
Вслед за Новгородом массовые казни постигли Москву. В один день было казнено свыше 100 человек. Казни обрушились и на тех, кто стоял у истоков опричнины: Алексея и Федора Басмановых, кн. Афанасия Вяземского, кн. М.Т. Черкасского и других. Опричнину возглавили Малюта Скуратов и Василий Грязной.
5. Отмена опричнины
В 1571 г. на Москву напал крымский хан Девлет-Гирей. Русские войска были разделены на опричные и земские. Однако опричники, привыкшие к безнаказанному грабежу населения, не желали идти в поход против опасного врага. В результате участки границы, которые должны были оборонять опричные полки, остались беззащитными. Хан беспрепятственно дошел до Москвы и сжег посады. Пожар перекинулся в Китай-город и даже в Кремль. Погибло множество москвичей. Царь бежал на север.
Поражение поставило под угрозу все внешнеполитические завоевания 50-х гг. XVI в. Сибирское ханство отказалось признавать вассальную зависимость от Москвы. Иван IV приказывал своим представителям на переговорах с крымскими послами в крайнем случае соглашаться на потерю Астрахани. Лишь непомерные аппетиты Девлет-Гирея, потребовавшего передачи Крыму не только Астрахани, но и Казани, привели к срыву переговоров.
6. «Княжение» Симеона Бекбулатовича
В 1575 г. царь еще раз разделил страну. Он провозгласил великим князем всея Руси крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата). Россия была разделена на «великое княжение» Симеона и «удел» князя Ивана Московского (так стал называть себя Иван IV). Правда, все внешнеполитические дела по-прежнему велись от имени «государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии».
Причины этого политического маскарада, продолжавшегося в течение года, неизвестны. Возможно, суеверный царь хотел избежать смерти: волхвы предсказали, что в 1575 г. «умрет московский царь».
7. Цели и значение опричнины. Итоги царствования Ивана IV
Опричнина всегда казалась историкам явлением загадочным. Долгое время полагали, что она была направлена против боярства. Считалось, что бояре, чьи земли вошли в опричнину, были выселены и потеряли свои вотчины, получив взамен меньшие и худшие владения. Однако выяснилось, что опричные выселения не были массовыми, что земли теряли в основном опальные и их родственники. Землевладельцы уездов, отнесенных к опричным территориям, почти полностью зачислялись в опричнину. Опричные казни также коснулись не одного боярства, но и рядовых служилых людей, и приказных.
Принципиальной разницы в уровне знатности между опричниной и земщиной не было. Хотя опричнина была чуть худороднее земщины, в ней также служили многие видные бояре.
Целью опричнины была не борьба против того или иного слоя населения, а утверждение нового порядка. Казнив Владимира Старицкого, царь расправился с одним из последних уделов. Казнь митрополита Филиппа запугала церковь, лишила ее самостоятельности и способности критиковать светскую власть. Расправа над Новгородом уничтожила последние остатки вольности. Все это усиливало централизацию государства, но одновременно укрепляло деспотический характер царской власти. Основами ее становились произвол и отсутствие каких бы то ни было правовых гарантий безопасности личности.
Политика Ивана Грозного поставила страну на грань национальной катастрофы. Опричные грабежи, проигранная Ливонская война, крымское разорение привели к тому, что крестьяне массами бежали, имения, лишенные рабочих рук, приходили в запустение, служилые люди обрекались на нищету.
В 1581 г., стремясь удержать крестьян в вотчинах и поместьях, Иван IV временно отменил право перехода в Юрьев день, введя «заповедные лета». Таким образом, началось формирование крепостного права.
Разрыв Ивана Грозного с «избранной радой»
Оригинал статьи на моем авторском сайте
Погребение Царицы Анастасии в Вознесенском девичьем монастыре. Миниатюра Лицевого летописного свода, XVI в.
Летописцы прямо связывают перемены в характере Ивана со смертью Анастасии: «Как будто великая буря поднялась в сердце царя, прежде тихом и благостном, и многомудрый ум его изменился на яростный нрав».
Сразу после смерти Анастасии последовало падение Сильвестра и Адашева. Курбский передает, что «презлые ласкатели» стали нашептывать царю, будто бывшие любимцы извели царицу чародейством. «Эти негодные чародеи, — говорили они, — уже держали тебя как будто в оковах, повелевали тебе в меру есть и пить, не давали тебе ни в чем воли — ни в малых, ни в больших делах. Не мог ты ни людей своих миловать, ни царством своим владеть. Если бы не было их при тебе — таком славном, храбром и мудром государе, если бы они не держали тебя, как в узде, то ты бы почти всей вселенной обладал. А то они своим чародейством отводили тебе глаза, не давали тебе ни на что смотреть, сами желали царствовать и всеми нами владеть. Только допусти их к себе, тотчас тебя ослепят! Вот теперь, отогнав их от себя, ты истинно пришел в свой разум, открылись у тебя глаза. Теперь ты — настоящий помазанник Божий, никто иной — ты сам один всем владеешь и правишь».
Действительно, к тому времени Иван чувствовал себя «плененным царем». Те люди, которых он приблизил к себе, злоупотребили его доверием.
Прежде всего это касалось Сильвестра. Умственно этот человек ничем не выделялся из общего уровня. Однако именно эта его покорность времени, полное слияние с нравами своей эпохи, некая усредненная «всеобщность» души позволили ему стать наиболее совершенным воплощением ХVI столетия, и даже больше — всей старой Руси. Я имею в виду, конечно, славу Сильвестра как автора «Домостроя». Говоря точнее, Сильвестру принадлежит только так называемая вторая редакция этого сочинения: исправив уже существовавший сборник, он добавил к нему некоторые свои замечания и наставления — религиозные, нравственные и хозяйственные.
В нравственном смысле Сильвестр представлял собой законченный тип фарисея, законника. Он не стеснялся орудовать в своих целях именем Бога как дубинкой, обрушивая на Ивана грозные пророчества, являя знамения и чудеса; общественные бедствия он приписывал исключительно прегрешениям царя, хотя с таким же успехам мог приписать их своей добродетели. По словам Курбского, Сильвестр, приблизившись к царю, «начал строго обличать его Священным Писанием и заклинать страшным Божиим именем; к этому начал еще рассказывать о чудесах, о явлениях, как бы от Бога происшедших. Не знаю, правду ли он говорил о чудесах или выдумал, чтобы только напугать его и подействовать на его детский, неистовый нрав. Ведь и отцы наши иногда пугают детей мечтательными страхами, чтобы удержать их от зловредных игр с дурными товарищами. Так делают и врачи, обрезая железом гниющий член или дикое мясо до самого здорового тела. Так и он своим добрым обманом исцелил его душу от проказы и исправил развращенный ум».
Примечательно, что Курбский, открыто ставящий под сомнение чудотворные способности Сильвестра, тем не менее оправдывает его ложь желанием послужить благу; в другом месте он называет лжепророка «блаженным льстецом истины». Игры с истиной опасны. Этот добрый пастырь сеял вместе с пшеницей плевелы. Святительский авторитет и обаяние в конце концов обернулись скандальнейшей профанацией мудрости, святости, нравственности.
Мелочное суемудрие этого человека годилось лишь на то, чтобы стеснять волю Ивана в различных бытовых вопросах, вплоть до «обуванья и спанья». Здесь фарисейская, законническая жилка Сильвестра, его обрядовое христианство торжествовали.
Протопоп Сильвестр на Памятнике Тысячелетие России в Великом Новгороде
В том, что Грозный покорялся этой мелочной регламентации, нет ничего странного — он разделял общее умонастроение эпохи, выразившееся в преобладании социально-бытового идеала над созерцательным. В строгой обрядности, которую проповедовал Сильвестр, царь увидел венец благочестия и добровольно склонился под пастырское ярмо — «ради духовного совета и спасения души своей».
Только в сфере благочестия Сильвестр и господствовал над душой Ивана, только здесь проявлялось его «всемогущество». И потому нет никаких оснований связывать с его именем перемены, происшедшие в царе в 1547 году. Перелом в душе Ивана совершился под влиянием его собственных размышлений о мистике царской власти, о ее Божественной сущности. Ощутив на себе как избраннике Божием всевышнюю благодать, он пожелал стать ревностнейшим из рабов Божиих. Но царь, как и любой другой мирской человек, мог спасти душу только в быту, вернее, посредством освященного быта. Сильвестр — автор «Домостроя» — лучше других подходил на роль строителя и оберегателя царского Дома. Не надо забывать, что Сильвестр был намного старше и опытнее Ивана. Разумеется, молодой царь, чувствовавший настоятельную потребность в совете, часто использовал Сильвестра «не по назначению», привлекая его к решению тех или иных государственных дел, тем более что в то время они были почти неотделимы от вопросов нравственности и благочестия. Известно, что доверие Ивана к своему духовному наставнику было таково, что он поручал Сильвестру испытывать способности и деловые качества каждого человека, предназначаемого для государственной службы, и признанный им недостойным уже никоим образом не мог получить желаемого места.
Русский священник. С итальянской гравюры XVI в.
Очевидно, первым, кто начал настраивать царя против его друзей, была Анастасия, которая не любила сильвестро-адашевский кружок. Корни ее неприязни надо искать в событиях 1553 года — отказе «избранной рады» присягать царевичу Дмитрию. Кроме того, имела место и обычная ревность жены к друзьям мужа. И уж конечно, молодой женщине не могло нравиться, что муж ее подчиняется, пусть даже из благочестивых побуждений, советам наставника, большинство из которых касалось семейной жизни, «домостроя». О том, какой остроты достигали ее нападки на Сильвестра и Адашева, мы можем судить по единственному, но весьма красноречивому свидетельству: Иван пишет, что его советники воздвигли на Анастасию «ненависть зельну» и сравнивали ее ни много ни мало как с нечестивой императрицей Евдоксией, гонительницей святого Иоанна Златоуста (под последним подразумевался, конечно, Сильвестр).
Итак, ко всем прочим влияниям на Ивана Сильвестр прибавил прямое вмешательство в супружеские отношения, очернение жены в глазах мужа. Чувствуя, что Иван освобождается из-под его духовной власти, этот учитель не брезговал ничем, чтобы сохранить свое положение. Призванный наставлять царя в науке «Домостроя», он занялся практикой «домолома». При этом методы его ничуть не изменились: Ивану внушалось, что за непослушание его накажет Бог. Когда случалась болезнь кого-либо из царской семьи, вспоминал царь, «все вменялось, что ради нашего к ним непослушания сие бываху!» А если учесть, что из шести детей, рожденных в браке Ивана с Анастасией, выжили только двое (царевичи Иван и Федор, родившиеся соответственно в 1554 и в 1557 году), то можно представить, какие муки должен был испытывать Иван, колеблемый между требованиями жены прогнать от себя чересчур строгого наставника и страхом за жизнь и здоровье своих близких.
Царь Иван Грозный. Гравюра Ханса Вайгеля Старшего, 1560-е гг.
*Хиротония — рукоположение в священнический или епископский сан.
Но само время в конце концов все расставило по местам. Сильвестр и Адашев упустили из виду, что царь давно возмужал. Угрозы Божьим именем перестали действовать — для тридцатилетнего Ивана они были не больше чем «детские страшилы». Случилось то, что должно было произойти рано или поздно.
В 1560 году Иван отказал Сильвестру в том главном, на чем зиждилось его влияние — в его нравственном превосходстве, основанном на святости жития (в старорусском, домостроевском смысле). Отныне царь не нуждался в посредниках, чтобы следовать велениям Всевышнего. К царской порфире Иван присоединил ризы первосвященника. Он один, и никто другой, имел право изрекать Божью волю. Противодействие ему стало не просто преступлением, а хуже того — нечестием, кощунственным святотатством. А к таким поступкам тогда не ведали снисхождения — «и начал царь быти яр…».
По царскому повелению Сильвестра сослали навечно в Соловецкий монастырь. Адашева взяли под стражу в Дерпте, где он спустя два месяца после ареста и умер — по словам клеветников, отравив себя, чтобы избежать наказания, на самом деле — от горячки.
Избранная Рада
Избранная Рада
Деятельность царя Ивана Грозного до сих пор историки считают противоречивой. Но несомненно, что в начале своего правления молодой тогда царь думал о прогрессивных преобразованиях в стране. И в этом ему помогала Избранная Рада. Что такое Избранная Рада? Кто входил в её состав? Какие преобразования провёл Иван Грозный совместно с её членами?
Избранная Рада
Годы деятельности Избранной Рады
Избранная Рада просуществовала 11 лет: с 1549 по 1560 годы. Именно в этот период Грозным были проведены масштабные реформы буквально во всех сферах жизни.
Состав Избранной Рады
Духовник царя Сильвестр
Глава Посольского приказа Висковатый И.М.
Реформы Избранной Рады
Реформа местного самоуправления.
В 1549 году был впервые созван Земский собор, что положило начало сословному представительству на Руси. Собор обеспечивал связь центральной власти и местных властей, обсуждал важные вопросы.
Реформа органов центральной власти
В 1551 году был созван Стоглавый собор название получил по количеству глав принятых решений).Цель: унификация церковных обрядов, признание местных святых- общерусскими. Были чётко определены церковные каноны (то есть требования, законы), например, как креститься, как идти крестным ходом и др.
Многое уделялось улучшению нравственности самих священников.
Причины падения Избранной Рады
Стремление Ивана Грозного к самовластию, он больше не нуждался в друзьях и советчиках.
Сложные отношения некоторых членов Рады (Сильвестра и Адашева) с родственниками первой жены Ивана Грозного- Анастасии Захарьевой- Юрьевой, особенно после её смерти.
Появились внешнеполитические разногласия, связанные с Ливонской войной.
Разногласия по поводу реформ. Царь ждал быстрых результатов, а реформы были рассчитаны на длительный срок, сразу преобразовать столько сторон жизни было трудно, да и сам государственный аппарат не был ещё готов к этому, работал неэффективно.
Судьба членов Избранной Рады
Трагична была судьба ранее ближайших сторонников Грозного.
Сильвестр сослан в 1560 году в Соловецкий монастырь
Князь Курбский, видя расправу над членами Рады, бежал в 1564 году в Ливонию и даже воевал с Грозным на стороне литовцев.
О жизни и деятельности царя Ивана Грозного можете прочитать материал на моём сайте
« Исторические портреты» : istoricheskiy-portret.ru
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна