какое событие произошло в 1980 году первый московский кинофестиваль
Эпоха в лицах: 60 лет назад открылся первый Московский международный кинофестиваль
Московскому международному кинофестивалю — 60 лет / РИА Новости
В числе первых Московский кинофестиваль посетили французский актёр Абель Ганс (в центре) и индийский режиссёр Бимал Рой (справа). На фото: артисты с российским режиссёром Сергеем Бондарчуком (слева) и актрисой Зинаидой Кириенко. Главный приз I ММКФ получил фильм Бондарчука «Судьба человека» / Михаил Озерский / РИА Новости
Среди гостей I ММКФ была французская актриса Николь Курсель. На фото: Курсель и актриса Элина Быстрицкая (слева) / Михаил Озерский / РИА Новости
Нередко кинофестиваль посещали звёзды итальянского кинематографа. На фото: министр культуры СССР Екатерина Фурцева (в центре) вместе с актрисами Джиной Лоллобриджидой (слева) и Маризой Мерлини (справа) / Михаил Озерский / РИА Новости
В июле 1961 года в столице прошёл второй международный кинофестиваль. Главный приз ММКФ достался картинам «Чистое небо» и «Голый остров». На фото: советская и российская актриса Людмила Хитяева с Николь Курсель во время прогулки по Красной площади / Галина Кмит / РИА Новости
Триумфатором третьего киносмотра, проходившего в столице в 1963 году, стал итальянский режиссёр Федерико Феллини и его фильм «8 ½» / Борис Кауфман / РИА Новости
В жюри третьего международного киносмотра в Москве присутствовал французский актёр Жан Маре / Михаил Озерский / РИА Новости
На главный приз III ММКФ претендовали 34 картины из разных стран, в том числе из Италии, Японии, СССР, Франции, Индии и Ирана. На фото: итальянская актриса Антонелла Луальди и актёр Олег Стриженов / Михаил Озерский / РИА Новости
Кинофестиваль 1963 года посетил французский актёр и шансонье Ив Монтан / Михаил Озерский / РИА Новости
Итальянская актриса Софи Лорен получила награду IV Московского международного кинофестиваля за роль в картине Витторио де Сика «Брак по-итальянски» / Галина Кмит / РИА Новости
В жюри V Московского международного кинофестиваля, проходившего в июле 1967 года, была приглашена французская актриса и артистка балета Лесли Карон. На фото: Карон рядом с актёром Иннокентием Смоктуновским / Михаил Озерский / РИА Новости
Польская актриса Барбара Брыльска, известная в СССР преимущественно по роли Нади в «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова, во время V Московского международного кинофестиваля / Михаил Озерский / РИА Новости
Одним из самых звёздных гостей киносмотра в 1969-м стал итальянский актёр Марчелло Мастроянни. Золотые призы в тот год выиграли две итальянские картины — «Лусия» и «Серафино», а также советский фильм «Доживём до понедельника» / Борис Кауфман / РИА Новости
Татьяна Доронина (справа) и болгарская актриса Бранимира Антонова во время шестого кинофестиваля / Фред Гринберг / РИА Новости
На VII Московском международном кинофестивале серебряного приза за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Березняк» был удостоен польский актёр Даниэль Ольбрыхский / Галина Кмит / РИА Новости
В 1973 году восьмой по счёту ММКФ посетили итальянский продюсер Карло Понти и американский актёр Ричард Бартон. На фото кинематографисты запечатлены с советскими актёрами Олегом Видовым и Вячеславом Тихоновым / Галина Кмит / РИА Новости
Девятый международный кинофестиваль проходил в столице летом 1975 года. Золотые призы киносмотра получили три ленты, в том числе картина, снятая японскими кинематографистами при участии СССР, — «Дерсу Узала». На фото: участницы фестиваля польские актрисы Ирена Карел и Беата Тышкевич / Галина Кмит / РИА Новости
Посетил IX ММКФ и итальянский режиссёр Микеланджело Антониони. На фото: кинематографист вместе с советским актёром Олегом Ефремовым / РИА Новости
На Х Московском международном кинофестивале в числе картин-конкурсантов была представлена индийская лента Мринала Сена «Королевская охота». На фото: исполнители главных ролей Мамата Шанкар и Митхун Чакраборти / Галина Кмит / РИА Новости
В числе лауреатов юбилейного, десятого ММКФ — советский фильм режиссёра Георгия Данелии «Мимино». На фото: гости кинофестиваля Борис Хмельницкий (справа) и американский актёр Кирк Дуглас / Галина Кмит / РИА Новости
Проверочная работа по истории по теме «СССР в 1964 – 1985 гг.» 11 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема «СССР в 1964 – 1985 гг.»
Проверочная работа по истории по теме
«СССР в 1964 – 1985 гг.»
Цель контроля: выявить уровень образовательных результатов учащихся :
— основных фактов, явлений, процессов
— соотносить единичное, общее, классифицировать факты
— извлекать информацию из источника
— использовать принципы причинно-следственного анализа для изучения исторических процессов и явлений
— использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии
Характеристика контрольной работы.
1.Количество заданий в работе – 13 ;
— заданий репродуктивного уровня- 5 ( 1,2,5,7,12 задание);
— заданий конструктивного уровня- 7 ( 3,4,6,8,9,10,11 задание);
2. Краткая характеристика заданий, с помощью которых выявляются
1. 3нание хронологии
2. Знание основных фактов, явлений, понятий
3. Умения работать с историческим источником
4. Умения аргументировать спорные точки зрения в исторической науке
5. Умения использовать принципы причинно-следственного анализа для изучения исторических процессов и явлений
Содержание контрольной работы
1) в 1971 г. 2) в 1973 г. 3) в 1975 г. 4) в 1977 г.
2. После отстранения Н.С.Хрущева от власти правительство СССР возглавил
1) Н.В.Подгорный 3) А.Н.Косыгин
2) Л.И.Брежнев 4) А.Н.Шелепин
3. Что было одной из причин роста показателей промышленного развития СССР во второй половине 1960-х гг.?
1) образование совнархозов
2) отказ от планового развития промышленности
3) проведение экономической реформы А.Н.Косыгина
4) распространение стахановского почина в промышленности
4. Что стало одним из последствий подписания с участием СССР Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г.?
1) улучшение климата международных отношений
2) соблюдение прав человека в СССР
3) оказание СССР помощи Северной Корее в борьбе с американской агрессией
4) отказ от производства и испытаний нового вооружения
5. Прочтите отрывок из исторического документа и определите год, когда произошли события, описанные в документе:
Из воспоминаний члена Политбюро ЦК КПСС К.Т.Мазурова:
«Последнюю неделю перед вводом войск члены Политбюро почти не спали, не уезжали домой: по сообщениям, в Чехословакии ожидался контрреволюционный переворот. Прибалтийский и Белорусский военный округа были приведены в состояние готовности номер один. В ночь с 20 на 21 августа снова собрались на заседание. Брежнев сказал: «Будем вводить войска…»
1) 1965 г. 2) 1968 г. 3) 1972 г. 4) 1975 г.
6. Социальное развитие СССР в середине 70-х-середине 80-х гг. характеризовали:
1) рост удельного веса людей со средним и высшим образованием
2) более высокий уровень потребления продуктов питания, чем в странах Запада
3) опережение прироста производства товаров по сравнению с ростом денежных доходов населения
4) забастовки рабочих против уравнительных тенденций в оплате труда
7. Как называют представителей общественного движения, о которых говорится в тексте?
«Наиболее известные формы протеста… в адрес политического руководства СССР, судебных и карательных инстанций – заявления, обращения, открытые письма. Когда в Уголовный кодекс РСФСР (сентябрь 1966 г.) была внесена одиозная статья 190-1, предусматривающая кару за распространение слухов и разного рода информации, порочащих советский государственный и общественный строй, академик Сахаров и его единомышленники обратились к депутатам Верховного Совета СССР с протестом».
1) либералы 2) диссиденты 3) академисты 4) протестанты
8. Расставьте события в хронологическом порядке
1) Избрание Ю.В.Андропова генеральным секретарем ЦК КПСС
2) Судебный процесс над А.Синявским и Ю.Даниэлем
4) Ввод советских войск в Афганистан
9. Что из перечисленного характеризует духовное развитие СССР, сложившееся в 1970-е начале 1980-х гг.. Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Особое влияние на изменение духовного климата оказала правозащитная деятельность
2) В ходу были кухонные разговоры, в которых обсуждались проблемы страны
3) Ускорение процесса реабилитации сталинских репрессий
4) Появились формы оппозиционности как «тамиздат» и «самиздат»
5) Репрессии, расстрелы по отношению к представителям диссидентского движения
6) развитие клубов, проведение дискуссий по вопросам дальнейшего развития СССР
10. Установите соответствие между именами кинорежиссеров и названиями их работ: к каждой позиции первого столба подберите позицию из второго столба:
«А зори здесь тихие…»
«Двадцать дней без войны»
«Семнадцать мгновений весны»
11. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся
к событиям (явлениям) периода СССР 1964-1985 гг.
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому
12. Напишите пропущенное слово.
В 1970 г. был создан Комитет защиты прав человека, в который вошел академик _________, известный ученый-физик, один из создателей водородной бомбы.
13. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Период, когда руководителем СССР был Л.И.Брежнев, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР. Был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Какое событие произошло в 1980 г.?
1) первый Московский кинофестиваль 3) Первый конкурс пианистов имени П.Чайковского
2) Олимпийские игры в Москве 4) выставка художников-авангардистов в Москве
2. Министром иностранных дел в период 1957-1985 гг. был
1) Л.И.Брежнев 2) А.Н.Косыгин 3) Ю.В.Андропов 4)А.А.Громыко
3. Какое событие явилось причиной обострения международной обстановки в конце 1970-х гг.?
1) военная помощь СССР Анголе 3) ввод советских войск в Афганистан
2) размещение советских ракет в Никарагуа 4) ввод советских войск в Чехословакию
4. Что было одним из последствий принятия статьи 6 в Конституции СССР 1977 г.?
1) сокращение численности партийно-государственного аппарата
2) ликвидация привилегий партийно-государственного аппарата
3) развитие внутрипартийной демократии
4) правовое закрепление власти партийно-государственной номенклатуры
5. Прочтите отрывок из документа и определите его название:
«В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя… Коммунистическая партия является ядром политической системы».
1) Новая программа КПСС 3) Конституция СССР 1977 г.
2) Всеобщий договор о разоружении 4) Договор ОСВ – 1
6. Внутриполитический курс СССР в период с 1982г. по февраль 1984 г. характеризовался:
1) усилением критики сталинизма в официальных изданиях
2) возобновлением борьбы с космополитизмом
3) прекращением борьбы с проявлением инакомыслия
4) расширением борьбы со злоупотреблениями в хозяйственной сфере
7. Как назывался социальный слой, о котором говорится в тексте?
«Для бюрократической верхушки главным гарантом социальных преимуществ и привилегий были ее властно-распределительные функции. Они давали чиновничеству у руля практически безбрежные возможности присваивать материальные блага».
1) старые большевики 2) номенклатура 3) партийцы 4) ленинцы
8. Расставьте события в хронологическом порядке
1) избрание К.У.Черненко генеральным секретарем ЦК КПСС
2) Подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
3) Ввод войск ОВД в Чехословакию
4) празднование 60-летия образования СССР
9. Что из перечисленного характеризует новые ориентиры аграрной политики, провозглашенной на мартовском 1965 г. Пленуме ЦК КПСС. Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию
2) допущение частной собственности и частного предпринимательства
3) установление твердого плана государственных закупок
4) ужесточение запретов на ведение личного подсобного хозяйства
5) расширение посевных площадей под кукурузу
6) введение вместо трудодней твердых денежных окладов
10. Установите соответствие между именами деятелей культуры и областью их деятельности: к каждой позиции первого столба подберите позицию из второго столба:
Кино как документ или из истории Московского Международного Кинофестиваля.
Кино как документ или из истории Московского Международного Кинофестиваля
Московский Международный Кинофестиваль (ММКФ) – один из старейших мировых кинофорумов (второй после Венецианского кинофестиваля) и один из самых представительных киносмотров в мире наряду с кинофестивалями в Берлине, Каннах, Венеции, Сан-Себастьяне и Карловых Варах.
Он был создан в целях развития культурного обмена, взаимопонимания между народами и сотрудничества между кинематографистами всего мира. ММКФ имеет аккредитацию Международной Федерации Ассоциаций Кинопродюсеров (ФИАПФ) как конкурсный фестиваль по классу «А».
Этот самый известный российский кинофестиваль проходит ежегодно в Москве в конце июня и продолжается 10 дней. Проводится при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ.
1935. «Чапаев» и «Три поросенка»
Размах соответствовал замыслу: из российских режиссеров в жюри сидели признанные мэтры – Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, из иностранцев был приглашен представитель семьи изобретателей киноаппаратуры Анри Дебри.
Но первый блин всегда комом – не обошлось без трений. Поэт Александр Безыменский схлестнулся с композитором Исааком Дунаевским и режиссером Григорием Александровым.
Поэту показалось, что музыка, написанная Дунаевским для «Веселых ребят», слишком сильно напоминает мелодии из американской ленты «Viva Villa!», представленной на фестивале.
Спор разрешил сам Сталин, который признался в любви к «Веселым ребятам» и тем самым сделал любую критику неконструктивной.
На этом история киносмотра прекратилась на 22 года. Верховный главнокомандующий идеей не впечатлился, да и приглядываться было некогда – началась война. Однако в последующие годы фестиваль проводился не регулярно, а его влияние на мировой кинематограф было очень незначительным.
В 60-е годы, не успев начаться при хрущевской оттепели, Московский кинофестиваль (вплоть до 2000-х годов он проходил раз в два года) сразу прославился на весь мир. Главным образом потому, что в 1963 году разразился скандал вокруг фантазии Федерико Феллини «8 1/2».
(Кадр из фильма «8 1/2»)
Режиссер Григорий Чухрай, председательствовавший тогда в жюри, буквально-таки выбил главный приз для этого фильма, оставив в тени нашу картину «Знакомьтесь, Балуев».
Для Григория Наумовича это были очень рискованные действия. На Московском кинофестивале выиграло не идеологически правильное кино (и это после доблестной победы фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека» в 1959 году) – правительство и советский народ негодовали.
Больше режиссера в жюри не приглашали, хотя в то время существовала практика выбирать в эту команду приблизительно тот же состав из года в год. Например, Сергей Герасимов, выступивший главой жюри на I Московском кинофестивале, побывал в судьях три раза.
А его коллега Станислав Ростоцкий пять раз подряд (правда в 70-х).
(Сергей Герасимов, Сергей Ростоцкий)
Несмотря на еще не поднявшийся для простого народа «железный занавес», для актеров-иностранцев столица была открыта. В 60-х годах Москву в рамках фестиваля посетило небывалое количество невероятных личностей.
По приглашению режиссера Михаила Калатозова Москву посещают Джина Лоллобриджида (которая впоследствии неоднократно гостила на ММКФ) и Джульетта Мазина. В советскую столицу приезжают Акиро Куросава, Элизабет Тейлор, Лукино Висконти, Жан Маре, Моника Витти, Марчелло Мастрояни, Ив Монтан.
(Актриса Джульетта Мазина)
(Актриса Моника Витти)
1961. Красавицы и платья
Джина Лоллобриджида во время II ММКФ в 1961 году познакомилась с Юрием Гагариным. Джина не только позировала с Юрием, но и собственоручно сфотографировала космонавта.
Тогда она только начинала увлекаться профессиональной фотографией. Также актриса сделала несколько кадров Никиты Сергеевича Хрущева.
(Джина Лолобриджида и Юрий Гагарин)
Кто-то из великих режиссеров недавно посетовал, что фестивали превратились в модные показы, а светская хроника стала важнее конкурсной программы.
Впрочем, в случае ММКФ список звезд-гостей, демонстрировавших там свои наряды, служит лишь доказательством важности и масштабности фестиваля и его признания в мире.
Молодой кинофорум сразу почтили своим присутствием западные звезды первой величины: Симона Синьоре, Джульетта Мазина, Моника Витти, Элизабет Тейлор и Джина Лоллобриджида.
Их присутствие придавало блеск и пикантность всему происходящему, что было совершенно непривычно для российских граждан. Рассказывают, что в аэропорту чемодан Тейлор неожиданно раскрылся и ветер разметал по взлетному полю ее белье.
А еще с ней и Джиной Лоллобриджидой связан первый в истории нашего фестиваля модный конфуз. На прием в Кремль в 1961 году актрисы пришли в одинаковых платьях.
Первой нашлась Лоллобриджида. Она со смехом поприветствовала Тейлор: «Привет, сестренка!», после чего актрисы намеренно держались весь вечер вместе.
(Джина Лоллобриджида и Элизабет Тейлор)
Все иностранные газеты отметили этот эпизод. Высказывались разные соображения, даже говорили, что Лоллобриджида украла выкройку платья у Ива Сен-Лорана, чтобы насолить актрисе-сопернице.
В советских газетах ничего об этом не сообщалось, зато все опубликовали трогательные кадры знакомства Лоллобриджиды с Гагариным. Итальянская актриса была буквально очарована первым космонавтом и старалась оказаться рядом с ним на всех приемах.
Итальянская красавица Софи Лорен впервые приехала в Москву в 1965 году.
(Актриса Софи Лорен в аэропорту)
Она получала приз за исполнение главной женской роли в романтической мелодраме «Брак по-итальянски». Фотограф Валерий Генде-Роте в интервью «Коммерсанту» вспоминает о том времени:
«Была очень теплая атмосфера, встречал ее Григорий Александров. Пока ждали, когда оформят багаж и таможенные декларации, мы сидели за маленьким столиком: Лорен, рядом Карло Понти, ее муж, с другой стороны Александров, а напротив — я».
Тогда Валерий сделал уникальные фотографии:
«В процессе беседы я делал фотографии. Снимок с сигаретой, сделанный в первые полчаса ее приезда, стал на долгие годы одним из ее любимых».
1963. «Восемь с половиной»
Одним из самых ярких для ММКФ стал 1963 год. На 3 Московский кинофестиваль Федерико Феллини привез свой фильм «Восемь с половиной», который потряс большинство зрителей.
Единственным человеком, который о фильме не смог составить должного впечатления, был Никита Сергеевич Хрущев. Первый секретарь ЦК КПСС, славящийся своей близостью к народу, уснул на показе.
Неписаное правило фестиваля гласило, что первый приз обязательно должен получить советский фильм, и Феллини мог бы уехать из Москвы без награды, если бы не Григорий Чухрай.
Именитый режиссер, бывший в тот год председателем жюри, отказался следовать правилу. Фаворитом негласно была выбрана картина Виктора Комиссаржевского «Знакомьтесь, Балуев!», о чем Чухрая неоднократно ставили в известность, вызывая его «на ковер».
Доходило до угроз исключить из партии и, соответственно, из профессии.
На заседании жюри тоже разгорелись нешуточные страсти: многие вообще не могли понять, о чем рассказывает «Балуев». Другие искренне или под давлением поддерживали партийный выбор, прозвучало мнение, что народ Феллини не поймет, фильм слишком пессимистичный.
После такого заявления знаменитый американский режиссер Стэнли Крамер покинул комнату совещаний в знак протеста. Иностранные корреспонденты уже приготовили телеграммы о скандале на ММКФ.
Чухрай принял сложное и опасное для него лично политическое решение: присудить награду Феллини за вклад в киноискусство и фильм «Восемь с половиной».
Режиссер так вспоминал о церемонии:
«Получая свой приз, Феллини поднял его над головой и сказал:
– На разных фестивалях мира я получил всего 270 наград, но эта награда мне особенно дорога, потому что я получил ее в советской стране!
«Ну вот, – с облегчением подумал я, – вот решение наших споров. Теперь наш фестиваль станет еще престижнее, и политики могут быть спокойны – Феллини придал нашему фестивалю и политическое значение».
(Федерико Феллини с призом ММКФ в 1963 году)
Сразу после окончания церемонии Чухрай мудро уехал из города, а когда вернулся, страсти уже улеглись. Впрочем, в жюри Чухрая больше не приглашали.
В 60-х годах произошло еще одно важное событие. Французская актриса русского происхождения Марина Влади (ее отец Владимир Поляков-Байдаров пел в опере Монте-Карло) знакомится на ММКФ с Владимиром Высоцким.
1967. Колдунья и бард
ММКФ стал не только местом, где завязалось множество дружб между кинематографистами разных стран. Он же породил одну из самых красивых и знаменитых историй любви.
Здесь познакомились Марина Влади и Владимир Высоцкий. В Москву Влади приехала знаменитой «Колдуньей» (Высоцкий обожал этот фильм и смотрел десятки раз) и «Королевой пчел» (приз в Каннах за лучшую женскую роль), на нее все смотрели с обожанием.
«Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек, – вспоминала Влади. – Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать разговор, и я поворачиваюсь к нему.
Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это – ты».
С фестиваля Марина Влади уехала изумленной и влюбленной. Отношения складывались сложно, и все же после долгих разлук, бюрократических мучений и слез в декабре 1970 года Владимир Высоцкий и Марина Влади стали мужем и женой. Дальнейшая совместная жизнь актеров так навсегда и осталась похожей на фестиваль – долгие периоды разлуки перемежались короткими заграничными поездками, которые Высоцкому «дарили» власти.
(Владимир Высоцкий и Марина Влади)
70-е годы. Глубокий застой
После насыщенных фестивальными событиями 60-х, последующие годы впечатляют не так сильно. Интерес к фестивалю заметно падает.
В 1972 году ММКФ была присвоена категория «А», поставившая его в один ряд с Каннами, Берлином, Венецией (на таких киносмотрах все фильмы конкурсной программы должны быть мировыми премьерами).
Но, увы, по общим оценкам, Московские фестивали становились все хуже раз от раза. Наиболее неудачным называют ММКФ 1973 года, когда самой значительной картиной оказался «Людвиг» Висконти, да и тот показали буквально на двух сеансах. Картины портили переводом, резали по живому, неожиданно снимали с показов.
В 1979 Коппола привез в Москву «Апокалипсис сегодня» и вместе с ним современную аппаратуру для «России» (так тогда назывался «Пушкинский»). Вокруг картины царил страшный ажиотаж, ленту продемонстрировали всего на трех закрытых просмотрах.
Гостьей столицы снова становится Джина Лоллобриджида. В 1977 году в жюри приглашают находящуюся на пике популярности после «Иронии судьбы» Барбару Брыльску.
(Актриса Барбара Брыльска)
А в свежеотстроенный кинозал «Россия» известный сегодня как «Пушкинский» привозят специальную аппаратуру для показа фильма Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня».
(Кинотеатр «Россия», СССР)
80-е годы
1987. Galasnost – как это будет по-русски?
Московский кинофестиваль всегда был зеркалом действительности. В конце восьмидесятых к власти пришел Горбачев, провозгласивший «гласность и перестройку».
Стали выпускаться ранее запрещенные фильмы, сняли цензуру с западной культуры, ослабили рамки контроля русской музыки.
На Московском кинофестивале в этом году впервые разрешили подлинно неформальное общение гостей с народом. Переводчики и гиды в погонах перестали пристально следить за встречами иностранных гостей.
Тогда же впервые за всю историю ММКФ жюри возглавил представитель Голливуда. Эта честь и испытание выпали Роберту Де Ниро.
Повторяя в какой-то мере историю, он награждает главным призом фильм Феллини – на этот раз медаль в Италию увозит «Интервью».
Лучшим актером в 1987 году становится Энтони Хопкинс, который получил награду за «Чаринг Кросс Роуд, 84».
Благодаря голливудскому посредничеству российский кинематограф укрепил свои позиции в мире. Получившие в 80-х награды «Мимино» Данелии и «Васса» Панфилова пошли широким экраном на Западе и стали популярными.
ММКФ снова подтверждает свой статус уважаемого международного киносмотра. На него начинают массово приезжать звезды Голливуда. Не станет исключением и 35 ММКФ: Москва замерла в ожидании самого Брэда Питта.
Интересно, что среди гостей фестиваля тогда был прославленный испанский режиссер Хуан Антонио Бардем, дядя оскароносного Хавьера Бардема.
Советские фильмы «Васса» Глеба Панфилова, «Иди и смотри» Элема Климова с молодым Алексеем Кравченко и «Мимино» Георгия Данелия завоевывают первые награды ММКФ и становятся популярны в Европе.
1989. Бутылка шампанского
Не обходилось на ММКФ и без трогательных историй.
В 1989 году, ставшем годом падения Берлинской стены, прошел 16 Московский кинофестиваль, который считается одним из самых «звездных» в плане состава жюри.
Тогда победителей выбирали Анджей Вайда, Чжан Имоу, Иржи Менцель и Эмир Кустурица. «В тот год рухнула Берлинская стена – казалось, что после этого в мире навсегда наступят мир и согласие», – вспоминал Кустурица.
Атмосфера фестиваля была, по воспоминаниям, удивительно дружелюбной и позитивной.
Приз «За лучшее исполнение мужской роли» было решено присудить Туро Пайале за роль в фильме «Ариэль».
Сам актер не смог приехать на фестиваль из-за болезни, вместо него на сцену вышел режиссер Аки Каурисмяки. Гениальный финн, который умудрился написать сценарий к картине за два дня, для того чтобы спасти кинокомпанию от банкротства, поднялся на сцену с открытой бутылкой шампанского.
Чуть позже выяснилось, что работа с Пайалой дорого обходилась режиссеру – актер регулярно срывал съемки, впадая в исконно русскую болезнь и просто не являясь на площадку. Зная эту деталь, начинаешь понимать, почему режиссер именно таким образом отпраздновал победу Пайалы.
90-е годы
1995. Строгий Ричард Гир
О жюри ММКФ в разные годы говорили по-разному: ругали за соглашательство, удивлялись киноманскому выбору или восхищались эстетическим вкусом.
Самым строгим и требовательным оказалось жюри под председательством Ричарда Гира в 1995 году.
Впервые за всю историю Московского кинофестиваля главный приз – это уже был «Золотой Георгий» – не получил никто.
Жюри сочло, что ни одна представленная на фестивале картина не дотягивает до награды.
Второй по значимости приз – «Серебряный Георгий» – получила картина «Французская женщина», причем съемочная команда поднималась на сцену трижды. Фильм удостоился призов «За лучшее исполнение мужской роли», «За лучшее исполнение женской роли» и «За лучшую режиссуру».
Постперестроечное время ознаменовалось XX юбилейным ММКФ и несколькими занимательными фактами.
Совершенно неожиданно была обнаружена в составе жюри малоизвестная тогда Тильда Суинтон. Оказывается, в 1993 году актриса приезжала в Москву.
Спустя 15 лет после визита в Москву Тильда Суинтон завоевала Оскар и прославилась на весь мир.
В 1997 (году, когда проводился XX юбилейный ММКФ) хозяином киносмотра был Олег Меньшиков. С его легкой руки главный приз за лучшую мужскую роль в «Достучаться до небес» отошел немецкому актеру Тилю Швайгеру, который недавно дал Сплетнику интервью.
А поздравить Московский кинофестиваль приехала целая плеяда звезд, как в старые добрые времена: Катрин Денев, Орнелла Мути, Джина Лоллобриджида, Роберт Де Ниро.
(Роберт де Ниро в Москве)
С большим успехом проходят ретроспективы фильмов братьев Никиты Михалкова и Андрона Михалкова-Кончаловского, а также показ фильма «Ромео + Джульетта» Бэза Лурманна с Леонардо ДиКаприо и юной Клэр Дэйнс.
1999. Михалков и все-все-все
Михалков, блестящий актер и отличный пиарщик, создал немало инфоповодов для мировой прессы. Достаточно вспомнить 2000 год, когда в Москву приезжал «человек в черном» Уилл Смит.
В полном очаровании от Москвы, он неожиданно исполнил несколько па прямо на красной ковровой дорожке. Михалков не просто поприветствовал этот необычный танец, но даже присоединился к нему.
В 2011 году жюри Московского кинофестиваля возглавила Джеральдина Чаплин, дочь самого великого комика ХХ века. Во время церемонии открытия Никита Сергеевич подхватил хрупкую звезду на руки, назвав ее великой актрисой века, и потребовал, чтобы зал стоя поприветствовал Джеральдину.
Ну а самое забавное официальное достижение Михалкова, пожалуй, состоит в том, что он стал первым (и, кажется, единственным), кто уговорил Эмира Кустурицу надеть на красную ковровую дорожку смокинг. Остается лишь надеяться, что бессменный президент ММКФ в нынешнем году снова порадует публику новыми яркими и неординарными поступками.
Лишь в 1999 году ММКФ стал ежегодным мероприятием. С 2007 года организацией кинофестиваля занимается компания «МедиаФест». Президентом ММКФ является Никита Михалков (с 1999 года).
Стоит отметить, что уже в 1960-1980-х годах фестиваль был крупнейшим в мире по числу стран-участниц (более 100) и представляемых фильмов.
Но в 1990-х годах он переживал сложный период, были прекращены конкурсы детских и короткометражных фильмов, резко сократилось число участников. Сохранить кинофестиваль удалось лишь благодаря государственной поддержке.
2000-е годы
В 2000-х Московский кинофестиваль ждали приятные перемены. Еще в 1999 году ММКФ получил в президенты Никиту Михалкова. Киносмотр отныне становится ежегодным.
2001. Некто Николсон и Тарантино
Можно сказать, что Москва настолько привыкла к фестивальным звездам, что стала относиться к ним с некоторой долей равнодушия.
Джека Николсона, прибывшего на фестиваль в 2001 году за почетной премией «Верю», в Москве вообще не узнали.
Актер отправился за прогулку по Москве вместе с Никитой Михалковым и популярным ведущим Дмитрием Дибровым. На Красной площади знаменитостей окружили люди, потребовавшие автограф сначала у Михалкова, которого каждый россиянин знает с пеленок, а потом и у Диброва, известного по игре «О, счастливчик».
Джек Николсон между тем скромно стоял в стороне.
Похожая история произошла и с Квентином Тарантино, который в 2004 привез в Москву премьеру второй части «Убить Билла».
Оскароносный режиссер отказался от шумных гуляний по Москве и поехал по собственному маршруту: Тарантино посетил Переделкино, чтобы поклониться могиле Пастернака, много гулял в одиночестве по городу.
Но когда американцу захотелось перекусить, его не пустили в ресторан – вышибале не понравился его неформальный вид.
Источники умалчивают о том, какое именно заведение не признало режиссера, но думается, его хозяева об этом не раз потом пожалели.
Глядеть на новую Москву, медведей и очень красивых девушек под прикрытием Московского кинофестиваля повалили голливудские мужчины.
Многие до сих пор вспоминают, как зажигали в столице ловелас Шон Пенн и любитель джунглей Вуди Харрельсон.
(Шон Пенн, Вуди Харрельсон)
А вот Квентин Тарантино от ночной программы отказался – он предпочел посетить могилу Пастернака и погулять по городу. Режиссера даже не пустили в одно московское кафе – не узнали.
(Квентин Тарантино, ММКФ, 2004 год)
Джек Николсон, Фани Ардан и Мерил Стрип приезжали получать только что учрежденный приз имени Константина Станиславского «Верю». Говорят, актеры остались в восторге и от самого фестиваля, и от Москвы, и обещали приехать еще разок.
(Джек Николсон и Лара Флинн Бойл, ММКФ, 2001 год)
(Фани Ардан и Никита Михалков, 2003 год)
(Никита Михалков и Мерил Стрип, ММКФ, 2004 год)
Призами были отмечены российские фильмы нового формата и качества «Свои», «Кукушка», «Космос как предчувствие», «Путешествие с домашними животными».
2007. Заветы Кустурицы
Почетным гостем фестиваля в 2007 году стал Эмир Кустурица. Режиссер приехал в Москву с фильмом «Завет», который и открывал 29 ММКФ.
Его речь на открытии оказалась настоящим признанием в любви к России и российскому кинематографу.
Режиссер рассказал, что со студенческой скамьи считал российских и советских режиссеров своими кумирами, а открывающий фестиваль «Завет» назвал «поклоном Александру Довженко».
Это было настолько приятно, что и сегодня мы вспоминаем эту историю с удовольствием и гордостью.
2013. Фестиваль собирает друзей
За годы своего блистательного существования ММКФ приобрел немало преданных друзей среди кинематографистов всего мира.
Многие актеры, режиссеры и сценаристы не раз приезжали на фестиваль, участвовали в конкурсе, выступали в качестве членов жюри или почетных гостей.
Достаточно назвать имена Каурисмяки и Кустурицы, Иржи Менцеля и Этторе Сколы, Кшиштофа Занусси и Кшиштофа Кесьлевского.
Одной из самых преданных подруг ММКФ стала София Лорен. Впервые в Москву итальянка приехала в 1965 году, чтобы получить приз за роль в «Браке по-итальянски», – и с тех пор не раз появлялась на ковровой дорожке.
В 2011 году София Лорен была награждена премией «За вклад в киноискусство» (дорожка, кстати, была зеленой, а не традиционно красной).
Нередко начиналось с того, что молодой режиссер привозил на ММКФ дебютную картину, получал приз, потом становился членом жюри. Или несколько раз был отобран для участия в конкурсе.
Именно такая история произошла с испанским режиссером Альберто Мораисом. Его дебют на фестивале в 2011 сразу же принес победу и всемирную славу режиссеру.
В 2013 году испанец вновь приедет в Москву. На этот раз он представит на суд жюри и публики свою новую картину «Портовые ребята».
Фестиваль следует своим лучшим традициям, сложившимся за 60 с лишним лет.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов