какое событие относится к периоду распространения реформации в англии

Реформация в Англии

Как и в других странах, история Реформации в Англии тесно свя­зана с развитием национального самосознания и стремлением к ог­раничению влияния римских пап.

какое событие относится к периоду распространения реформации в англии

Г. Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII

Генрих VIII

Начало Реформации в Англии связано с именем анг­лийского короля Генриха VIII (1509-1547 гг.), который превратил­ся в одного из самых яростных противников папства. Заседавший при нём «парламент Реформации» принял целый ряд законов, пол­ностью преобразовавших английскую церковь и выводивших её из-под власти Рима. Важнейшее значение имел Акт о супрематии (верховенстве), провозглашавший короля главой английской церк­ви.

Елизавета I

Реформация в Англии приняла необратимый характер после восшествия на престол королевы Елизаветы в 1559 г. В начале её правления парламент подтвердил верховенство короны в делах церкви и принял Акт об унификации, согласно которому все англи­чане обязывались совершать богослужения в соответствии с прави­лами реформированной церкви.

Особенности Реформации в Англии

Англиканская церковь

Обновлённая церковь получила название англиканской. Она за­няла промежуточное положение между католицизмом и протестан­тизмом. Являясь полностью независимой от Рима и перейдя с латы­ни на английский язык, англиканская церковь во многом сохранила католическую догматику и церковное устройство. Сохранялась, в ча­стности, ведущая роль епископов в церковной организации, в связи с чем англиканскую церковь называют епископаль­ной.

Закрытие монастырей

В Англии были закрыты тысячи монастырей, ко­торые владели почти четвертью всех обрабатывае­мых земель в стране. Это был крупнейший передел собственности в новой истории Англии, имевший ог­ромные социальные последствия. Таким образом, Ре­формация превратилась в мощнейший фактор преоб­разования всего английского общества.

Распространение грамотности

Важнейшим следствием Реформации в Англии стало массовое рас­пространение грамотности. Библия была переведена на английский язык, а поскольку у англичан того вре­мени практически не было других книг, Священное Писание превратилось в их главное чтение. Преди­словие к английскому переводу Библии призывало ве­рующих к независимому изучению Слова Божия. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Пуритане

По­скольку англиканская церковь сохраняла многие элементы католицизма, в Англии под влиянием кальвинизма зароди­лось движение пуритан. Их название произошло от английского слова, означающего «чистый», поскольку пуритане требовали пол­ного очищения своей веры от католического наследия. Пуританст­ву суждено будет сыграть огромную роль как в судьбе своей страны, так и в истории британских колоний в Америке.

Источник

Итоговый тест по теме: «Реформация и контрреформация в Европе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Итоговый тест по теме: «Реформация и контрреформация в Европе»

А1. Коренной переворот, перелом в жизни человеческого общества получил название:

1) Реформация 2) революция 3) обмирщение 4) гуманизация

А2. Сторонники Реформации выдвигали требование :

1) прекратить гонения на церковь 2) организовать новые крестовые походы

3) подчинить церковь светским правителям 4) усилить церковный контроль в сфере образования

1) католиками и протестантами 2) протестантами и лютеранами

3) лютеранами и князьями 4) князьями и католиками

А4. Сторонников Реформации во всех странах Европы обобщенно называют:

1) православными 2) протестантами 3) иезуитами 4) пасторами

А5 Главной моральной ценностью кальвинизм провозглашал:

1) почитание власти папы римского 2) презрение к богатству

3) борьбу с ересью 4) упорный труд

А6. Последствие победы Реформации в ряде стран Европы:

1) укрепление светской власти

2) упадок капиталистического хозяйства

3) окончательное закрепощение крестьян

4) усиление религиозного влияния на сознание людей

Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Деятель эпохи Реформации

Взгляды на бога, церковь и богатство

А.священник Томас Мюнцер

Б. проповедник Жан Кальвин

В. богослов Мартин Лютер

1..Церковная община должна пользоваться правом

2. Человек спасается только верой

3. Человек должен повиноваться приказаниям папы римского

1 ) гуманистами 2) гугенотами 3) пуританами 4) лютеранами

А9. Начало Реформации в Англии связано с именем:

1) Филиппа II 2) Марии Стюарт 3) Елизаветы I Тюдор 4) Генриха VIII Тюдора

A10. Особенностью протестантской церкви в Англии является то, что она подчиняется:

1) королю 2) князьям 3) пресвитерам 4) римскому папе

А11 Огромный флот, известный под названием «Непобедимая армада», принадлежал:

1) Португалии 2) Франции 3) Испании 4) Англии

А12. В результате распространения Реформации в Англии:

1) ослабла королевская власть

2) ускорилось развитие капитализма

3) укрепилась католическая церковь

4) улучшилось экономическое положение народа

1). провозглашение английского монарха главой церкви

2). казнь писателя-гуманиста Томаса Мора 3). гибель «Непобедимой армады»

4).Война Алой и Белой розы 5). казнь Марии Стюарт

1) 1419-1434 гг. 2) 1524-1526 гг. З) 1562-1598 гг. 4) 1566-1609 гг.

А15. Соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок, называется:

1 ) протестантизм 2) компромисс 3) гарант 4) эдикт

A16. В ходе религиозных войн во Франции на трон вступила новая королевская династия:

1) Валуа 2) Бурбонов 3) Тюдоров 4) Капетингов

Итоговый тест по теме: «Реформация и контрреформация в Европе»

А1. Движение за переустройство католической церкви, возникшее в Европе XVI в., получило название :

1) Реформация 2) революция 3) обмирщение 4) гуманизация

А2. Сторонники Реформации выдвигали требование :

1)передать княжеские земли церкви 2) увеличить плату за церковные обряды

3) сократить траты на содержание духовенства 4) причислить к лику святых светских правителей

A3. Страной — родиной Реформации стала:
1) Англия 2) Франц ия 3) Германия 4) Швейцария

А4. Кальвинистскую церковь по-другому еще называют:

1) пресвитерианской 2) лютеранской. 3) католической 4) религиозной

А5. Главный лозунг кальвинистской церкви:

1) «Молись и работай!» 2) «Чья страна, того и вера!» 3) «Власть должна быть отдана простому народу!» 4) «Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров!

А.6 . Последствие победы Реформации в ряде стран Европы:

1) укрепление власти папы римског 2) полная ликвидация феодальных отношений

3) развитие капиталистического хозяйства 4) полный отказ большинства людей от веры в Бога

А7. Установите соответствие между элементами левого и правого столбика.

Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Деятель эпохи Реформации

Взгляды на Бога и церковь

1) повиновение приказаниям папы римского

2) отрицание существования Бога

3) обязанность человека — выявлять заложенные в нем Богом способности

4) отрицание роли церкви как посредника между Богом и человеком

А8. Церковь, которая стала государственной в Великобритании в период Реформации, называется :

1) кальвинистской 2) англиканской 3) лютеранской 4) католической

А9. В Англии окончательно протестантская церковь была провозглашена государственной

в период правления:

1) Филиппа II 2) Марии Стюарт 3) Елизаветы I Тюдор 4) Генриха VIII Тюдора

A10. Особенностью Реформации в Англии является то, что она началась по воле:

1) папы римского 2) парламента З) короля 4) народа

А11. За успехи в борьбе за господство на морях Англию стали называть:

1) Новым Светом 2) «владычицей морей»

3) «оплотом католицизма» 4) «империей, где никогда не заходит солнце»

А12. В результате распространения Реформации в Англии:

1) укрепился абсолютизм 2) ускорилась централизация государства

3) начались длительные религиозные войны 4) замедлилось экономическое развитие страны

А13. Какие два события относятся к периоду распространения Реформации в Англии?

1). заключение Аугсбургского религиозного мира 2). изъятие у церкви земель

3). создание парламента 4). казнь Марии Стюарт 5). крестьянская война

А14. Нантский эдикт был издан в:

1)1517 г. 2) 1534 г З) 1572 г. 4) 1598 г.

А15. Сторонников Реформации во Франции называли:

1) пуританами 2) гугенотами 3) папистами 4) иезуитами

A16. Событие, вошедшее в историю под названием «Варфоломеевская ночь», произошло в городе:

1) Аугсбурге 2) Лондон 3) Мадриде 4) Париже

Итоговый тест по теме: «Реформация и контрреформация в Европе»

А7 А3 Б1 В2 А7. А3 Б1 В4

какое событие относится к периоду распространения реформации в англии

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое событие относится к периоду распространения реформации в англии

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

какое событие относится к периоду распространения реформации в англии

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

какое событие относится к периоду распространения реформации в англии

Номер материала: ДБ-794494

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое событие относится к периоду распространения реформации в англии

какое событие относится к периоду распространения реформации в англии

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

какое событие относится к периоду распространения реформации в англии

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

какое событие относится к периоду распространения реформации в англии

В Воронежской области ввели масочный режим в школах

Время чтения: 2 минуты

какое событие относится к периоду распространения реформации в англии

В Ульяновской области продлили школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

какое событие относится к периоду распространения реформации в англии

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

какое событие относится к периоду распространения реформации в англии

МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Реформация в Англии: причины и итоги

Реформация XVI в. (от лат. reformatio – «преобразование, исправление») продолжила трагическую цепь разделений христианского мира, став вторым по своему значению событием в истории христианства после раскола единой Церкви на Восточную и Западную в середине XI в. Каждая из сторон этого нового церковного раскола предложила свою интерпретацию Реформации. Для католиков Реформация – это церковная ересь, восстание против Церкви, подобное тем, что случались прежде. Напротив, для протестантов Реформация – это восстановление истинного христианства в его апостольской чистоте и грандиозном величии.

Основные последствия Реформации

Основные последствия Реформации не исчерпываются лишь изменениями в сфере мировоззрения, что актуализирует задачу их глубокого и всестороннего изучения. Дело в том, что в 1530-е – 1560-е гг. все основные лютеранские и реформистские церкви Западной Европы не только определили свои позиции по основным богословским вопросам, но и оформились организационно. Например, в 1530 г. было принято Аугсбургское вероисповедание. В 1549 г. появилась формула «Цюрихского согласия». В 1556 и 1566 гг. кальвинисты представили два варианта Гельветического исповедания. После завершения работы знаменитого Тридентского собора (1546 – 1563 гг.) католическая церковь также подтвердила положения своей догматики.

Вслед за этим последовала еще более длительная стадия проповедования вероучений, признанных внутри каждой конфессиональной группы. При этом поднимались вопросы, связанные не только с догматикой, но и с различными формами религиозной практики, моделями социально одобряемого поведения верующих, этическими нормами. Насаждение всего этого осуществлялось посредством самых разнообразных каналов коммуникации: религиозных проповедей, печатной продукции, образовательной деятельности школ и университетов. Изменились и формы религиозного контроля над сознанием и поведением верующих. Собственно, еще Вебер отмечал, что многие реформаторы «порицали отнюдь не чрезмерность, а недостаточность церковно-религиозного господства над жизнью». Теперь его осуществляла не только сама церковь (приходские священники, церковные суды), но и светские власти (городские магистраты). В свою очередь это обусловливало необходимость решения проблемы государственно-церковных отношений в институционально-правовом аспекте.

Особую роль в процессе «конфессиональной самоидентификации» людей того времени играла ожесточенная богословская полемика. Именно этим путем шло обособление той или иной конфессии от прочих христианских сообществ. Богословские комментарии выполняли не столько функцию выражения позиций каждой церкви по рассматриваемым вопросам, сколько служили четким предписанием для «своих» членов – исчерпывающим разъяснением того, чему должны следовать «истинные» христиане и что отличает их от других людей. Наряду с этим полемическая литература была призвана сформировать модели «правильного» религиозного и социально-бытового поведения верующих, репрезентировавших данную конфессию. Отсюда – пристальное внимание протестантов и католиков в XVI в. не только к знаниям об «идеальном христианине», но и к тем педагогическим «технологиям», которые позволяли бы осуществлять формирование его желаемых качеств.

Реформация в Англии

Особый интерес представляет английская Реформация. Она началась с того, чем, собственно, завершилась Реформация в Германии, – с установления государственной церкви, которая в течение долгого времени представляла собой аморфное образование, включавшее в себя как традиционалистов, стоящих весьма близко к католицизму, так и протестантов самого разнообразного толка. В Англии дифференциация и самоидентификация конфессий происходила совсем не так быстро, как на континенте. Поэтому процесс юридического закрепления религиозных и политических итогов английской Реформации XVI в. занял довольно продолжительное время.

В этот период английские католики оказались в положении преследуемого меньшинства, что не могло не сказаться на характере тех изменений, которые произошли под влиянием Реформации.

Известно, что в 1529 г. Генрих VIII Тюдор (1509 – 1547), находившийся под сильным влиянием своего окружения, среди которого особо выделялись архиепископ Кентерберийский Т. Кранмер и могущественный временщик Т. Кромвель, объявил о решительном разрыве с Римом в вопросах веры, провозгласил королевскую супрематию, осуществил секуляризацию земельных владений английских монастырей. Именно с этих событий и берет свое начало английская Реформация.

Факторы успеха реформации в Англии

Успехи королевской Реформации в Англии объясняются влиянием двух факторов, каждый из которых заслуживают специального рассмотрения.

В качестве первого фактора выступает то, что королевская Реформация была спровоцирована бракоразводным процессом Генриха VIII с Екатериной Арагонской и его последующими действиями. При этом считается вполне естественным, что английский король не только возглавил Реформацию, но и сумел воспользоваться ею в собственных политических интересах («Акт о супрематии», 1534).

Действительно, в период правления Генриха VIII в Англии существенным образом изменились государственно-церковные отношения. Вновь образованная Англиканская церковь была поставлена в заведомо подчиненное положение по отношению к королевской власти. Духовенство признало королевскую супрематию, составными частями которой стали:

Англиканская церковь признала невозможность собственного законотворчества без его одобрения короной и фактически стала частью бюрократического аппарата. Произошло также соединение духовной и светской власти в руках короля. Юридические полномочия епископов и архиепископов при этом были существенно ущемлены в пользу короны.

Впрочем, оказавшись в полном подчинении у короля, Англиканская церковь стала независима от Рима. Это проявилось в следующих аспектах:

Второй фактор определяется тем, что основные идеи королевской Реформации легли на почву, подготовленную к их восприятию широкими слоями английского общества благодаря ереси лоллардизма и народному антиклерикализму XIV – XV вв.

Религиозная жизнь Англии предреформационного периода действительно характеризуется не только подъемом народного благочестия, но и повышенным интересом людей к вопросам Спасения. Однако как раз то в этом нет ничего удивительного. Как пишет Ж. Ле Гофф: «Чувство неуверенности – вот что влияло на умы и души людей Средневековья и определяло их поведение… Эта лежавшая в основе всего неуверенность в конечном счете была неуверенностью в будущей жизни, блаженство в которой никому не было обещано наверняка и не гарантировано в полной мере ни добрыми делами, ни благоразумным поведением. Творимые дьяволом опасности погибели казались столь многочисленными, а шансы на спасение столь ничтожными, что страх неизбежно преобладал над надеждой». По существу, весь совокупный Запад сохранял свой средневековый характер ровно до тех пор, пока был единым универсумом, проникнутым христианским страхом и духовной жаждой обрести желаемое Спасение.

Однако в XIV – XV вв. начинаются процессы глубинной трансформации духовно-мировоззренческих оснований средневекового менталитета, вследствие чего католическая церковь утрачивает монопольный контроль над сознанием верующих. Особую роль в этих процессах сыграл парадоксальный синтез церковного и мирского, благодаря чему «человек Средневековья» воспринял мир сквозь призму скорее мифологического, нежели религиозно-догматического мышления, в полном соответствии с законами которого «сакральное» и «профанно-низменное» оказались переплетены в синкретическом единстве.

Раскол католицизма

Показательно, что именно в рассматриваемый период огромное влияние приобрели всевозможные секты и ереси, вдохновлявшиеся хилиастическими представлениями. Постепенно «начала воскресать мысль так устраивать жизнь, чтобы в ней все учреждалось не по закону Божиему, а по человеческому соображению и желанию». Хилиастические представления послужили смысловыми «матрицами» протестантской этики, формирование которой началось несколько позднее – уже в XVI в. Поэтому Реформация составляла лишь наиболее значимый пункт в ходе «трансформации католического сектантства в «посюсторонние» течения». Эта трансформация еще более упорно проводилась, с одной стороны, сторонниками народно-реформационных движений, а с другой – протестантами-кальвинистами, придававшими особое значение сближению Града Небесного с Градом Земным.

Кальвинизм занимает особое место в протестантизме, который был порожден хилиазмом и институционализирован Реформацией. Если лютеранство было апостасийным явлением в самом христианстве, представлявшим собой произвольную и достаточно избирательную рационализацию полноты Христианского Откровения, то кальвинизм, включая названное, имел очевидные корни в альбигойских ересях, в манихействе, в ветхозаветном иудаизме, то есть в исторических глубинах вселенской борьбы добра со злом. Ведь сам тезис о том, что еще до сотворения мира люди делятся на счастливых «избранников» и несчастных «изгоев» («Бог решением своим и для проявления величия своего предопределил (predestinated) одних людей к вечной жизни, других присудил (foreordained) к «вечной смерти», есть полная противоположность христианскому восприятию мира как Всеединства через троичность. Деление мира на несмешивающиеся субстраты добра и зла, где зло признается равночестным добру, способным к творчеству и творению, порождает отказ людям в этическом равенстве.

Дуалистическое видение мира, характерное для ересей и сект Средневековья, в котором не только добро, но и зло сущностно и самостоятельно, не воспринимает мир троически, как многоипостасное Творение во всеединстве. Однако стремление охватить и постичь всеединство присуще всему пути развития человеческой мысли и духовного опыта. Именно оно подготовило человечество к восприятию Святой Троицы. Пока пресловутое «ratio» не было отделено от «credo», духовное принятие Святой Троицы неуклонно поднимало выше и вдохновляло человеческое познание мира во всей его полноте.

Лоллардизм как типичная ересь Средневековья действительно оказал определенное влияние на идейную подготовку английской Реформации. При этом особую роль в распространении лоллардизма сыграло проповедничество. Благодаря проповедникам внимание верующих все чаще привлекалось к проблемам, связанным с ответственностью католической церкви перед мирянами в деле их Спасения. «В новых представлениях о церкви и духовенстве, – пишет Ж. Делюмо, – христианский народ взял на себя роль судьи для церковной иерархии и пастырей». Характерно, что в народном антиклерикализме традиционное недовольство мирян недостойным образом жизни клириков тесно сочетались с некоторыми идеями, получившими последующее развитие в протестантских кругах. Довольно часто именно критика со стороны мирян подталкивала клириков к исповеди, покаянию, духовному очищению, а в конечном итоге – подвигала некоторых из них к Реформации.

Из всего этого следовал вывод о том, что английская Реформация не только активно насаждалась «сверху», но и с энтузиазмом поддерживалась «снизу», вследствие чего представлялась историкам как динамичный процесс, который уже в первой половине XVI в. был близок к своему завершению. Однако в последние десятилетия, начиная с 1980-х гг., традиционная историографическая трактовка английской Реформации подверглась обоснованной критике. Дело в том, что английский католицизм к началу XVI в. вовсе не утратил своей жизнеспособности.

Далее, в островной Англии антиклерикализм не имел такого широкого распространения, как в континентальной Европе. На протяжении нескольких столетий наиболее острая критика в адрес клира традиционно исходила из среды самих же клириков – сторонников религиозного «реформаторства». Так, известно, что английский теолог, профессор Оксфордского университета Д. Виклиф (1320/1324 – 1384) отказывался от всякой церковной иерархии, желая только равноправия священников, которые должны были нести Слово Божие в народ. Проповедь Евангелия среди мирян представлялась ему гораздо более важным делом, нежели укрепление католического культа. «Бродячие клирики», согласно Виклифу, «должны были разделить долю смиренных бедняков и просвещать толпу». При этом Виклиф решительно отвергал преимущества духовенства над мирянами в деле Спасения.

Также не стоит забывать про Пётра Пейна, который был ярким представителем движения лоллардов. При этом он успел отметится в Гуситских войнах.

Уместно также напомнить, что королевская Реформация не представляла собой единого процесса, который совершался бы по определенному плану, но распадалась на серию конъюнктурных властных решений. А они принимались не только в конкретных исторических обстоятельствах, но и под влиянием определенных политических фигур.

Наконец, как уже отмечалось, английская Реформация несколько «запоздала» по сравнению с европейской. Причем изначально она приняла характер компромисса между католичеством и протестантизмом, преимущественно кальвинистского толка. Об этом, кстати, свидетельствует и содержание основных богословских книг Англиканской церкви. Их специфической особенностью является некая намеренная богословская амбивалентность. Это объясняется тем, что они были составлены в эпоху религиозного противоборства как выражение скорее тактического компромисса, нежели фундаментального принципа ортодоксии.

Вполне естественно, что практические результаты религиозной политики Генриха VIII не могли удовлетворить всех людей, которые в то время проживали в Англии. Так, Э. Джильби весьма негативно оценивал итоги английской Реформации, которую осуществили Генрих VIII и его ближайшее окружение. По его словам, «это была не Реформация, а деформация… Боров был занят тем, что разрывал и выворачивал землю, как и следовавшие за ним свиньи. Но искали они только приятные плоды, которые подбирали своими длинными рылами… Не являлось ли оскорблением Христа – нашего единственного Главы – то, что этот дьявольский боров должен был именоваться главой церкви?О, Англия, ты была не лучше римского антихриста». Это лишь один из многих примеров, которые позволяют лучше понять позицию противников английской Реформации первой половины XVI в.

Всеми перечисленными обстоятельствами обусловлены не только колебания Генриха VIII, который не был готов к радикальным изменениям догматического характера, но и реальное сопротивление религиозной политике его сына – Эдуарда VI, выразившееся в массовом неприятии литургических нововведений и иконоборчества. Иначе интерпретируется современными историками и кратковременное правление Марии Тюдор, проводившей в Англии политику реставрации католицизма, которая имела значительную народную поддержку и именно поэтому достигла определенных результатов, но не была доведена до конца из-за тяжелой болезни и смерти королевы.

Роль Елизаветы I Тюдор в английской реформации

Из этого следует, что вплоть до восшествия на королевский престол Елизаветы I Тюдор (1558 г.) английская Реформация носила поверхностный и обратимый характер. На наш взгляд, именно это событие является поворотным пунктом в истории английской Реформации, что уже в свою очередь позволяет более адекватно оценить ее итоги.

Елизавета I на всем протяжении своего многолетнего правления пыталась решить весьма трудную задачу – путем гибкой религиозной политики создать протестантскую церковь в стране, населенной преимущественно католиками. Действительно, сразу же после прихода к власти, Елизавета I остановила судебные преследования протестантов.

В 1559 г. при ее активном участии была восстановлена королевская супрематия, вследствие чего королева получила титул «Верховного правителя» Англиканской церкви. Это вызвало гнев противников Елизаветы I, в том числе и некоторых протестантских теологов. Статут о единообразии (1559 г.) восстанавливал протестантское богослужение в форме, предписанной «Книгой общих молитв» (1552 г.), которая сохраняла внешнюю преемственность с католицизмом. Заметим, что после ряда редакций окончательное утверждение «Книги общих молитв» состоялось лишь в 1661 г., и вплоть до настоящего времени она остается «символом церковного единства всего Англиканского содружества».

Изменения, вносимые в порядок литургии, карались лишением бенефиция и тюремным заключением священника. Тот же статут устанавливал штраф в размере 12 пенсов за непосещение мирянином приходской церкви по праздникам и воскресным дням. Карались и принудительные действия со стороны мирян, которые могли заставить священника отслужить мессу силой. В этом случае миряне, виновные в принуждении священника, должны были заплатить штраф уже в размере от 100 до 400 марок в королевскую казну. В случае рецидива им грозило пожизненное тюремное заключение.

Однако эти карательные санкции носили декларативный характер и не получили сколько-нибудь широкого применения. Представляется, что именно поэтому в течение 1560-х гг. многие приходские священники считали елизаветинскую Реформацию явлением сугубо временным и случайным, допускали отступления от порядка богослужения, предписанного властями, делая его похожим на католическую мессу.

Первоначально Елизавету I не оставляли надежды, что католицизм в Англии постепенно «отомрет» вместе с поколением консервативно настроенных мирян и священников. Однако ее расчеты не оправдались.

Два политических заговора, имевших своей общей целью возвести на королевский престол Марию Стюарт (1542 – 1587), а также Северное восстание 1569 г., тесно связанное с ними, вынудили Елизавету I принять репрессивные меры в отношении английских католиков. Для последних ситуация еще более ухудшилась после того, как папа Пий V 27 апреля 1570 г. издал специальную буллу об отлучении Елизаветы I от церкви и освобождении ее подданных от долга верности королеве.

Елизавета I очень быстро воспользовалась столь неожиданным для нее «подарком» Пия V для укрепления собственной власти. Так, в 1571 г. английский парламент постановил, что одно только сомнение в законности права Елизаветы I на престол является государственной изменой, караемой смертью и конфискацией имущества. Обсуждение вопроса о престолонаследии в любой форме запрещалось под страхом тюремного заключения. Другой статут, принятый тем же парламентом, приравнивал к государственной измене получение булл или посланий от Римского первосвященника, что исключало легитимность каких-либо контактов с ним. Для католиков выбор между Римом и Лондоном переставал быть делом, решение которого отдавалось на их личное усмотрение, поскольку лояльность по отношению к королеве уже не могла совмещаться с подчинением папе в вопросах веры.

В период с 1581 по 1593 гг. шла не только война с Испанией, но и велось активное вытеснение католиков за пределы Англии. Так, парламент 1585 г. фактически узаконил самосуд, от которого пострадали многие католики, особенно священники. Другой статут 1585 г. предписывал всем католическим священникам покинуть Англию в течение 40 дней по окончании парламентской сессии. Тем же, кто оставался, грозило обвинение в государственной измене. Весной того же года был раскрыт «заговор» У. Парри, а 1586 г. принес с собой раскрытие «заговора» Э. Бабингтона. «Заговор» Бабингтона лишь создал предлог для «юридического убийства» Марии Стюарт.

Одновременно с этим формировался образ «католиков-папистов» как скрытого опасного «врага», который использовался королевой для решения пропагандистских задач. Сторонникам Елизаветы I удалось не только дискредитировать католиков как «врагов королевства», но и добиться физического устранения Марии Стюарт, которая была казнена в 1587 г. Вместе с ней были похоронены и надежды «папистов» на мирную реставрацию католицизма в Англии.

Заметим, что негативная реакция папы Сикста V и испанского короля Филиппа II на драматические события в Англии, отнюдь не остановила Елизавету I, которая перешла к акциям силового устрашения католиков. Так, известие о подготовке Армады вызвало в Англии новую волну репрессий против них. В 1587 г. прошли чистка мировых судей и массовые аресты, а на 1588 г. приходится пик казней в елизаветинский период правления. Разгром Армады не принес облегчения английским католикам, поскольку война с Испанией продолжалась.

Таким образом, в период правления Елизаветы I произошло существенное усиление королевской власти за счет последовательной политики, направленной против католицизма. И все же оно не повлекло за собой коренной ломки принципов средневекового политического устройства. В числе этих принципов были: во-первых, идея органического единства английского общества и государства; во-вторых, идея гармоничного сосуществования различных субъектов власти; в-третьих, идея подчинения власти монарха абстрактному закону; в-четвертых, отсутствие четкого разделения правовой и политической сфер; в-пятых, баланс власти между монархом и парламентом; в-шестых, эффективность системы местного самоуправления; в-седьмых, опора монарха на милицию в деле охраны государственного порядка.

В минимальной степени была затронута и сфера королевских прерогатив. Зачастую Елизавете I приходилось прибегать к интригам, лести, обману, обещаниям и другим ухищрениям, чтобы добиться от английского парламента принятия нужных ей статутов. Более того, королева нередко предпринимала значительные усилия по обеспечению поддержки своим предложениям со стороны Палаты общин – «путем отправки в Палату своих посланий и распространения там «слухов», путем давления на спикера и инструктирования его относительно того, как вести дела в парламенте», а также путем приглашения к себе депутаций от обеих Палат, приема их в Уайтхолле и последующей «персональной обработки», и, наконец, путем торжественных визитов в парламент в карете или открытом экипаже.

Пожалуй, единственным, что омрачало елизаветинское правление, были ожесточенные религиозные конфликты между сторонниками Англиканской церкви и католиками. Они создавали постоянную угрозу политической стабильности в стране. Однако и здесь Елизавета I сумела восстановить довольно специфическое подобие «религиозного мира», создав ситуацию, едва ли не уникальную для того кризисного времени. Например, только в соседней Франции между 1562 и 1598 гг. произошло восемь гражданских войн на религиозной почве и даже целая резня, которая вошла в историю под названием Варфоломеевская ночь, в то время как в Анлии того же периода не было зафиксировано ни одной.

Итоги реформация в Англии

Обобщая все изложенное, подведем основные итоги:

Таковы религиозные и политические итоги английской Реформации, получившие свое юридическое закрепление в период правления Елизаветы I.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *