какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается

афоризмы о языке,о слове

Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество не сказанных.

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

Следует класть на язык свой печать, чтоб слова не вымолвить лишнего, — пуще богатства надо слова охранять.

. Краткость есть душа ума, а многословье — бренные прикрасы.

Слово ласковое — мастер дивных див, Слово — полководец человечьей силы.

Лучше сказать лишнее, чем не сказать необходимого.

Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором.

Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

Душе израненной доброе слово — лекарство.

Где не погибло слово, там и дело еще не погибло.

Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка.

Когда слово не убьет, то палка не поможет.

Кто очень сухощав, тот охотно носит фуфайку, у кого мало содержания — те раздувают его словами.

Да, слово — врач страданий человеческих, что в силах душу из недуга вызволить.

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят.

Одно и то же, что от полыни отнять горечь и что у слова отсечь дерзость.

А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово.

Источник

Боль без языка а сказывается

Пословица про здоровье и болезни:

Боль без языка, а сказывается.

какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается

Смысл пословицы

Болезнь сама даёт о себе знать.

Толкование пословицы

Когда у человека что то болит, организм сам сигнализирует, что с ним не все в порядке. И тут уж без слов понятно: следует обращаться к врачу. А если бы человек не испытывал боли, как бы он узнал о нездоровье?

Похожие пословицы и выражения

Пословицы отмеченные звёздочкой какое слово пропущено в пословице без языка а сказываетсясодержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.

Смотрите все пословицы про здоровье и болезни какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается

Скачать пословицу

Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.

какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.

Источник

Какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается

Вы специалист по временам Советского Союза? У нас для вас важное задание! Вам нужно добавить пропущенное слово в пословице или поговорке, чтобы она стала полной. Сможете?

Начало теста:

1 вопрос

какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается

Варианты ответов:

2 вопрос

какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается

Варианты ответов:

3 вопрос

какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается

Варианты ответов:

4 вопрос

какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается

Варианты ответов:

5 вопрос

какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается

Варианты ответов:

6 вопрос

какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается

Варианты ответов:

7 вопрос

какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается

Варианты ответов:

8 вопрос

какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается

Варианты ответов:

9 вопрос

какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается

Варианты ответов:

10 вопрос

какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается

Варианты ответов:

11 вопрос

какое слово пропущено в пословице без языка а сказывается

Варианты ответов:

Идет подсчет результатов

Выберите, что Вас интересует:

Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.

Попробуйте пройти эти тесты:

Насколько вы привлекательны?

Тест на общие знания, который по зубам не каждому

Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10

Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?

Если сможете закончить 13 крылатых фраз, то вы настоящий интеллигент

Тест, который проверит вашу эрудицию: где вы на шкале от 0 до 12?

Что вас ждет в старости?

Если вы закончите представленные 15 фраз, то вы настоящий интеллектуал!

Сможете ответить на вопросы на общие знания, в которых стыдно сделать ошибку?

Большой тест на интеллект: узнай свой процент знаний

Если вы ответите верно на все наши каверзные вопросы, то точно не зря получали высшее образование

Только 4% людей способны пройти этот тест с вопросами различной направленности

Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?

А насколько вы умны?

Тест на кругозор. Хватит ли вам эрудиции, чтобы пройти его 10/10?

Сможете ли вы пройти этот IQ тест без единой ошибки?

Угадайте воинские звания России по погонам

Цветовой тест на возраст

Ваш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ

Непростой тест на общие знания: Пройдете его хотя бы на 7/10?

Подписывайтесь на наши странички! Обязательно делитесь с друзьями! Впереди много новых интересных тестов! Ежедневные добавления! Страницы: Яндекс Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook

Новые тесты от Андрей

В чем сильные и слабые стороны разных знаков зодиака?

10 вопросов на логику для людей с инженерным складом ума

Что мог себе позволить советский человек, имея в кармане всего лишь один рубль?

Ваша ахиллесова пята в любви

Сможете определить город по достопримечательности?

Проверьте, знаете ли вы русские фразеологизмы?

Сумеете узнать 7 известных советских комедий по выбранному нами кадру? Думаем, что без ошибок ответят не все

Выбери любимый день недели, а мы угадаем ваш характер

Проверьте ваше психологическое равновесие

10 сложных вопросов на общие знания для тех, кто в школе был отличником

Любовный прогноз Таро на ноябрь для всех знаков зодиака

5 психологических загадок на внимательность и логику

Популярные тесты от Андрей

Тест на эрудицию, который мы с треском завалили. Что насчет вас?

Хватит ли вашей эрудиции, чтобы пройти этот тест без помощи интернета?

Непростой тест на общие знания: Пройдете его хотя бы на 7/10?

Как хорошо вы разбираетесь в географии?

Если в этом тесте вы наберете 13/13, то вам пора поступать в Гарвард

Тест на общие знания: Просвещены ли вы настолько, чтобы пройти его на все 10/10?

Никто не может угадать, какое из этих колец самое дорогое

Тест на широкий кругозор: сможете ли вы ответить хотя бы на половину вопросов?

Этот тест определит ваш кругозор

Если сможете закончить 13 крылатых фраз, то вы настоящий интеллигент

Блесните своей эрудицией, ответив на 70% вопросов верно

Не называйте себя эрудированным человеком, если не сможете набрать в этом тесте хотя бы 8/10

Популярные тесты

Насколько вы привлекательны?

Тест на общие знания, который по зубам не каждому

Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10

Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?

Если сможете закончить 13 крылатых фраз, то вы настоящий интеллигент

Тест, который проверит вашу эрудицию: где вы на шкале от 0 до 12?

Что вас ждет в старости?

Если вы закончите представленные 15 фраз, то вы настоящий интеллектуал!

Сможете ответить на вопросы на общие знания, в которых стыдно сделать ошибку?

Большой тест на интеллект: узнай свой процент знаний

Если вы ответите верно на все наши каверзные вопросы, то точно не зря получали высшее образование

Только 4% людей способны пройти этот тест с вопросами различной направленности

Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?

А насколько вы умны?

Тест на кругозор. Хватит ли вам эрудиции, чтобы пройти его 10/10?

Сможете ли вы пройти этот IQ тест без единой ошибки?

Угадайте воинские звания России по погонам

Цветовой тест на возраст

Ваш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ

Непростой тест на общие знания: Пройдете его хотя бы на 7/10?

Преимущества

Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный («вирусный») трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!

Пользователям

Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?

Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!

Источник

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка

Пословицы и поговорки как дидактический материал используется в школьных учебниках в средних и старших классах при изучении различных разделов школьного курса русского языка.

Спишите и обозначьте морфемы, в которых пропущены буквы .

Выпишите из пословиц все глаголы. Объясните их правописание с не.

1. Кто мать сыру землю любит, тот голоден (не) будет. 2. Где (не) было начала, (не) будет и конца. 3. Дело делать и за себя (не) может, а кричит за всех. 4. Лентяю все (не) можется да (не) здоровится. 5. Дело лени (не)любит.

Перепишите пословицы. Прилагательные, данные в скобках, употребите в нужной форме, обозначьте условия выбора букв в окончании.

1. От (хороший) братца можно ума набра..ся. 2. (Большой) кораблю, (большой) плавание. 3. В (колючий) кустарнике не спрячеш..ся. 4. Мален..кое дело лучше (большой) бездел..яю 5. Горе в ( чужая) земле без..зыкому.

— Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание слов путем подбора однокоренных слов.

1) Слово не вор…бей, вылетит – не поймаешь. 2) К…ня на в…жжах не удержишь, а слово с языка не в…ротишь. 3) С…рдечное слово до сердца доходит.

Запишите пословицы. Какие орфографические правила вы применили?

1. Языком (не) сп..ши, а делом (не) см..ши. 2. Языком т..р..пись, а делом (не) л..нись. 3. Языком (не) мели, а то буде.. (на) м..ли. 4. Языком гору свернет, на р..боте места (не) найдет. 5. Язычком-то берет, а к делу (не) льнет.

Запишите пословицы. Каким правилам подчиняются орфограммы в глаголах? Обозначьте эти орфограммы.

1. От порядка малые дела растут, а от беспорядка даже большие расстраиваются. 2. Без росы и трава не растет. 3. Скорее вечный снег растает, чем у болтуна слова иссякнут. 4. Одно слово кость ломит, другое помогает ее сращиванию.5. Не надевай хомут с хвоста, не начинай дело с конца.

— Прочитайте. Проанализируйте написание сложных слов. Запишите пословицы по памяти.

1. В полплеча работа тяжела; оба подставить – легче справить. 2. Знайка все с полуслова понимает, а незнайка на все только рот разевает. 3. Осторожность полжизни сохраняет. 4. Май холодный – год плодородный.

Запишите под диктовку пословицы. Обозначьте орфограммы.

1. Ложка нужна, чтоб щи хлебать, а грамота – чтобы знания черпать. 2. Век живи – век учись. 3. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Запишите пословицы, дописывая безударные личные окончания глаголов и раскрывая скобки.

Пословицы и поговорки используются в качестве дидактического материала при изучении раздела «Фонетика».

1- Сколько мягких согласных звуков пословице?

Не трудиться, так и хлеба не добиться.

2- Сколько звуков [ ш ] в пословице?

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Прочитайте пословицы, следите за правильностью интонации. Спишите их, обозначая логическое ударение, повышение, понижение голоса, паузы.

1. Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать. 2. Ложка нужна, чтоб суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. 3. Не учась и лаптя не сплетешь. 4. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Пословицы и поговорки используются в упражнениях при изучении раздела «Лексика».

Прочитайте пословицы. Выпишите из них антонимы.

1. Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит. 2. Самое сладкое – язык, самое горькое – язык. 3. Много говорено, да мало сделано. 4. Звание человека возвышает, а невежество унижает. 5. Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Запишите пословицы. Подчеркните в них архаизмы.

1. Твоими (бы) устами да мед пить. 2. Вид..т око далеко, а ум дальше. 3. Устами младенца глаголет истина. 4. Один как перст.

Объясните происхождение и смысл выражений. Определяя лексическое значение устаревших слов, пользуйтесь толковым словарем.

1) Семь пядей во лбу. 2) Сам с ноготок, а борода с локоток. 3) Не отдать ни пяди земли.

Закончите пословицы и поговорки, подбирая по смыслу вторые их части. Выпишите антонимические пары. Продолжите эту работу, подбирая пословицы, поговорки, загадки, содержащие антонимические пары.

1) Говорит бело, а … 2) Кто много говорит, … 3) Недруг поддакивает, … 4) Злой не верит, … 5) Умел ошибиться, … 6) В шутку сказано, да … 7) Добрая слава лежит, а … 8) Ученье – свет, … 9) Быль, что смола, … 10) Маленькое дело… 11) Где умному горе, …

Прочитайте пословицы про себя, подумайте над их значением. Затем прочитайте выразительно вслух. Кто быстрее подсчитает, сколько в этих пословицах имен существительных, имен прилагательных, глаголов? Укажите служебные части речи.

1)От хорошего слова и камень добреет. 2) Худое слово и медом не запьешь. 3) Ласковое слово что весенний день. 4) Не копьем побивает, а умом. 5) В ком добра нет, в том и правды мало. 6) Работа с зубами, а лень с языком. 7) Спишь, спишь, а отдохнуть некогда.

— Спишите пословицы. Определите, каким членом предложения являются выделенные имена существительные. Подчеркните их как члены предложения.

Запишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматическую основу. Укажите прилагательные в сравнительной степени. Каким членом предложения они являются? Укажите разряд прилагательных, от которых образована сравнительная степень.

1) Злые языки стр…шнее п..столета. 2) Правда св..тлее со(?)нца. 3) Добрая слава д…р…же б…гатства. 4) Утро веч…ра мудр…нее. 5) Маленьк… дело луч(?)ше больш… безделья. 6) Скупой б…гач(?) щедрого б…дняка. 7) Бе(с, з)частья хуже смерти.

Прочитайте пословицы и поговорки. Запишите их, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматическую основу в первом и во втором предложениях.

1) Умный и без денег б…гат. 2) Корень учения гор…к, да пло… слад…к. 3)Скуч..н день до вечера, коли делать нечего. 4) Сам стар, да душа м…лода. 5) Для умелой руки все р…боты ле…ки. 6)Бед…н не тот, у кого мало, а тот, кому мало. 7) Не дор…г подарок, дор…га любовь.

Подберите пословицы и поговорки, содержащие числительное. Произведите морфологический разбор числительных, определите их синтаксическую роль в предложении.

— Найдите в пословицах местоимения. Распределите их по разрядам, укажите их синтаксическую роль в предложении.

1. Без денег в город – сам себе ворог. 2. Вместе тесно, а врозь ску(?)но. 3. Все хорошо, что хорошо кон(?)чает(?)ся. 4. Всем сестрам по серьгам. 5. За твоим языком (не, ни) поспе..шь и бегом. 6. Правда прямо идет, с нею не размин..шься. 7. Всяк про правду труб..т, да (не, ни) всяк правду люб..т. 8. За чем пойд..шь, то и найд..шь. 9. Знай сверчок свой ш..сток. 10. Каковы сани, таковы и сами. 11. На всякого младенца довольно пр..ст..ты. 12. Не тот жив..т больше, чей век дольше. 13. Чу..т кошка, чье мясо с(?)ела. 14. Эта ворона нам (не, ни) оборона. 15. Это (не, ни) ученье, а мученье. Азбуку учат, на всю избу кричат. 16. Чем богаты, тем и рады.

Спишите пословицы. Определите форму (число, род, падеж) притяжательных местоимений.

1. Своя рубашка ближе к телу. 2. Своя ноша не тянет. 3. Не в свои сани не садись. 4. В чужом глазу сучок видим, а в своем бревно не замечаем. 5. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Прочитайте пословицы. Найдите глаголы, употребленные в форме настоящего и будущего времени. Определите их лицо и число. Как называется изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам?

1.Встанешь пораньше – шагнешь подальше. 2. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глазки продирает. 3.Знайка бежит, а незнайка на печи лежит. 4. Рабочие руки не знают скуки. 5. Дело мастера боится. 6. Чужую беду руками разведу. 7. Разговорами кашу не сваришь. 8. Знаем, лиса, про твои чудеса.

Рассмотрите таблицу и расскажите о наклонениях глагола.

Обозначает действие, которое происходило (прош. вр.), происходит (наст. вр.), будет происходить (буд. вр.)

Обозначает действие, которое возможно при каком-либо условии или желательно.

Обозначает действие, которое просят или приказывают выполнить.

Спишите. Подчеркните глаголы. Определите наклонение. Объясните, что обозначает глагол каждого наклонения.

Пословицы и поговорки используются в упражнениях к разделу «Синтаксис и пунктуация».

— Запишите пословицы и поговорки. Подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены. Расскажите об особенностях построения пословиц.

Правда прямо идет с нею не размин..ш(?)ся. 2. Язык царств..ми вороча..т. 3. Правда в огне (не) горит и в воде (не) тон..т. 4. Без зап..валы и песня (н..)поет?ся. 5. Язык стяг дружину вод..т. 6. Всяк про правду трубит да (н..)всяк правду любит. 7. Выстрелив пулю (н..)схват..шь а слово ск..зав (н..)пойма..шь. 8. Говорит бело а делает ч..рно. 9. За твоим языком (н..)поспе..шь б..сиком. 10. Кто гнев свой од..лева..т крепок бывает. 11. Кто много гов..рит тот мало дела..т. 12. Кто языком штурму..т (н..)много навою..т. 13. (Н..)уб..ешь словом да опозор..шь.

Подберите и запишите по две пословицы или поговорки в форме односоставных обобщенно-личных предложений со сказуемым, выраженным глаголами: во 2-ом л. ед.ч.; 2-м л. мн.ч.; 3-м л. мн.ч.

Прочитайте пословицы; выделите грамматические основы, определите виды простых предложений, в том числе и в составе сложного.

1. Что посе..шь, то и пожн..шь. 2. Ц..плят по осени считают. 3. Без труда нет отдыха. 4. Одному в поле – горе, а вместе – всем раздолье. 5. Что написано пером, не выруб..шь топором. 6. В лес дров не возят. 7. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу. 8. Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

Определите типы придаточных предложений.

1. Кто словом скор, тот в делах редко спор. 2. Зима спросит, что летом припасено. 3. Где сосна взросла, там она и красна. 4. Худо лето, когда солнца нет. 5. Как аукнется, так и откликнется. 6. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине. 7. Умей быть солдатом, чтобы быть генералом. 8. Хоть на болоте тихо, а жить там людям лихо. 9. Коль не умеешь шить золотом, так бей молотом. 10. И один в поле воин, если он советский воин.

Постройте схемы к следующим сложным предложениям.

— Возможны ли варианты знаков препинания в пословицах? Выберите свой вариант и обоснуйте свою точку зрения.

1. Не сули журавля в небе дай синицу в руки. 2. Биться в одиночку жизни не перевернуть. 3. Лучше вспашешь больше хлеба возьмешь. 4. Сердце не лукошко не пробьешь окошко. 5. Не клетка сердце не переставишь. 6. Человек не грибок в день не вырастет. 7. Старость не радость гроб не корысть. 8. Мал да умен стар да глуп.

Пословицы и поговорки широко используются в работе по развитию речи ( понимание смысла пословицы, главной мысли, наблюдение над средствами выразительности, объединение пословиц в тематические группы, написание творческих работ).

— Запишите пословицы. Как передается потомкам народная мудрость?

1. Славен человек не словами, а славен делами. 2. Правда из воды и огня спасает. 3. Грамоте учиться всегда пригодится. 4. За правое дело стой смело.

В каких пословицах и поговорках русского народа говорится: 1) об устной речи и слушании; 2) о письменной речи и чтении? Объясните смысл пословиц.

1. Что написано пером, того не вырубишь и топором. 2. Хорошую речь хорошо и слушать. 3. Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь. 4. Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай. 5. С умным разговориться, что меду напиться. 6. Хороша книга, да чтец плох. 7. Не на пользу книги читать, коли одни вершки глотать. 8. От учтивых слов язык не отсохнет.

Подберите группу пословиц и поговорок, связанных с весенней природой. Раскройте их образный смысл.

Пришла весна – сказался снег.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Одна ласточка весны не делает.

Увидев грача – весну встречай.

— Подберите группу пословиц и поговорок, связанных с летней и осенней природой. Раскройте их образный смысл.

Пчела рада цвету, люди – лету.

Летний день с солнцем начинается.

В летнюю пору заря с зарею сходится.

Осенью и у воробья пир.

С косой в руках погоды не ждут.

Земля что огород : в ней все растет.

— Подобрать группу пословиц и поговорок, связанных с зимней природой.

Зимою шубка не шутка.

Встретить зиму в летнем платье.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Береги нос в большой мороз.

Кто быстрее и правильнее закончит начатую учителем пословицу.

— Подберите пословицы и поговорки, характеризующие лентяя.

Он был еще в пеленках, а лень его с теленка.

Лентяй сидя спит, лежа работает.

Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Дело не медведь: в лес не уйдет.

Прочитайте пословицы. Какие качества человека находят отражение в речи и ценятся людьми? Какие – осуждаются? Запишите свой ответ.

1. По речам узнают человека. 2. Мало правды в том, из кого сыплется много слов. 3. Какой разум, такой и разговор. 4. Честна не кудрявая речь, а правдивая. 5. Когда правды нет в сердце – слова пусты.

Прочитайте. Какой общей мыслью объединены пословицы? Запишите их.

1. Пиши, да не спеши. 2. Пишет как курица лапой. 3. Некому не мило письмо хило. 4. Грамотного не только ум, но и почерк красит. 5. Красиво писать – людей уважать.

— Определите тему пословиц и поговорок, озаглавьте их. Запишите другие пословицы на эту же тему. Какую из пословиц вы считаете самой жизненной? Почему?

1. Одной рукой и узла не завяж..шь. 2. Кому раскро..шь свое сердц.. как не друз..ям. 3. Не уме..шь дружить – не смож..шь счастлив..м быть. 4. Без беды друга не узна..шь. 5. Не ищи друга без недостатков, (со)всем без друга остан..шься. 6. (Не)друг поддак..вает, а друг спор..т. 7. Когда друг прос..т, не существует завтра. 8. Друга за деньги не куп..шь. 9. Дружба, построенная на выгод. не бывает прочной. 11. За худым пойд..шь, худо и буд..т. 12. Не буд..т добра, коли меж своими вражда. 13. Не плюй в колод..ц – пригодит(?)ся воды напит(?)ся.

Прочитайте несколько пословиц из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Как вы понимаете смысл каждой из них?

1. Ласковое слово – что вешний день. 2. От одного слова – да на век ссора. 3. Сказанное слово – серебряное, несказанное – золотое. 4. Слово пуще стрелы разит. 5. Бритва скребет, а слово режет.

— Какой темой объединены данные пословицы? Можно ли назвать их сочетание текстом? Почему?

1. Мир осв..щает(?)ся со(?)нцем, а человек знанием. 2. Если знания не приб..вляют(?)ся ежедневно, они уб..вляют(?)ся. 3. Учит(?)ся никогда не поз(?)но. 4. Учись смолоду, приг..дит(?)ся в старости.

— Прочитайте пословицы о пословицах. Какие качества пословиц в них отмечаются? В каких случаях эти пословицы уместны?

1. Старинная пословица не мимо молвится. 2. Пословица не на ветер молвится. 3. Пословица не даром молвится. 4. Без пословицы не проживешь. 5. Добрая пословица не в бровь. 6. На пословицу, что на дурака, и суда нет. 7. На пословицу ни суда, ни расправы. 8. Старая пословица вовек не сломится. 9. Не всякое слово пословица. 10. На твою спесь пословица есть. 11. Не всякая пословица при всяком молвится. 12. Глупая речь не пословица. 13. Хорошая пословица в лад да в масть.

Прочитайте пословицы. В какую тематическую группу они входят?

1. Без труда хлеб не родится никогда. 2. Землю красит солнце, а человека – труд. 3. Терпенье и труд все перетрут. 4. Тяжко тому жить, кто от работы бежит. 5. Оставь на завтра хлеб, а не работу. 6. Радость и труд рядом идут. 7. Кто любит труд, того люди чтут.

Напишите сочинение по пословице, включая в работу группу устойчивых сочетаний.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Дракою прав не будешь.

Спишите пословицы. Письменно раскройте смысл одной из пословиц на выбор.

1. Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит. 2. Разума много, да не к чему рук приложить. 3. Поневоле заяц бежит, когда лететь не на чем. 4. Хоть в шелк одеть неряху, все глядеть не на что. 5. Все оглядываются на время, только время ни на кого не глядит.

Пословицы и поговорки используются в упражнениях с комплексными заданиями.

— Определите тему пословиц. Какая из них для вас наиболее значима? Проверьте написание окончаний.

Слово ист..кающ.. от сер(?)ца прон..кает в сер?ц.. 2. В умной б..сед.. ума набрат..ся в глуп…й свой раст..рять. 3. Доброе молчанье лучше худого ворчань.. 4. На словах хоть высп..сь а на дел.. и головы не пр..клон..шь. 5. Где много сорных трав там мало хлеба где много слов там мало мудрост.. 6. Брань не смола а саж.. (с)родни: не льнет так м..рает. 7. Рана от сабл.. заж..вает а рана от языка кров..точит.

Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните ( на выбор) значение некоторых из них. Запишите, раскрывая скобки. Объясните правописание частицы не в предложениях данного упражнения. С какой частью речи употреблена эта частица?

1) В радости знай меру, в б…де веры (не)т…ряй. 2) (Не)будь упрям, а будь прям. 3) Злой человек и самого себя (не)навидит.

Допишите русские пословицы, правильно расставляя знаки препинания. В чем особенность этих пословиц? Найдите глаголы, выделите морфемы, объясните их написание. Выберите одну из пословиц и расскажите, как вы понимаете ее смысл.

Для справки: мудрено кончить, не разумеет, мертвой буквы.

Прочитайте пословицы, вдумываясь в содержание каждой из них. Растолкуйте, если можете, их смысл. Спишите данные пословицы. Подчеркните слова с полногласием.

1) На чужой сторонушке раж своей воронушке. 2) У кого колос, у того и голос. 3) Молот хоть и молод, да бьет старо.

Запишите пословицы приемом поморфемного письма (пере-пиш-ешь, про-нес-ем-ся ). Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1. Поживешь – увид..шь, подождешь – услыш..шь. 2. И поедим, и сплящ..м, и пашню вспаш..м. 3. Скаж..шь – не отруб..шь, напиш..шь – не сотрешь, отруб..шь – не поправ..шь. 4. Помуч..шься – науч…шься.

Проведите морфологический разбор двух глаголов несовершенного вида.

Устно раскройте смысл одной из пословиц.

— Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы и употребляя имена существительные в нужном падеже. Объясните правописание одной из пословиц.

1. Труд при (учение) скучен, да плод от учения вкусен. 2. Друзья познаются в (несчастье). 3. В (благополучие) человек сам себя забывает. 4. В (знамя) – твоя честь, в (орудие) – слава.5. В (единение) – сила. 6. Тяжело в (ученье) – легко в (бой). 7. Набирается ума в (ученье), а храбрости – в (сражение). 8. Враг боится (встреча) с нашей картечью.

Сформулируйте лексическое значение слова картечь.

Как правильно произносится слово скучен? Воспользуйтесь словариком «Говорите правильно», чтобы верно ответить на этот вопрос.

Объясните смысл пословиц. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Проведите морфологический разбор всех местоимений.

1. Что у кого болит, тот о том и говорит. 2. Чего (не)слышиш(?), о том и (не)тужиш(?). 3. С кем пов..деш(?)ся, от того и наб..реш(?)ся. 4. Кто зна..т аз и буки, тому и книги в руки.5. Что посееш(?), то и пожнеш(?).

Найдите устаревшие слова и объясните их лексическое значение. Проверьте свой ответ по толковому словарю.

Какие средства выразительности используются в приведенных ниже пословицах?

Использование русских пословиц и поговорок как дидактических единиц позволяет осуществлять в процессе обучения русскому языку принцип единства языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, культурного развития учащихся в основной и старшей школе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *